Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ: ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЛАБИЛЬНОСТЬЮ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ У СТУДЕНТОВ'

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ: ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЛАБИЛЬНОСТЬЮ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
398
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Интеллектуальная лабильность / учебная мотивация / профессиональная направленность / критерии обучаемости. / Intellectual lability / educational motivation / professional orientation / learning criteria.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миракян К. Ф.

В выполненном исследовании анализируются особенности связи интеллектуальной лабильности и учебной мотивации у студентов 2 курса дефектологического факультета Курского государственно университета. В статье проанализированы интеллектуальная лабильность как составляющая обучаемости и учебная мотивация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Миракян К. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MOTIVATION AMONG STUDENTS: THE RELATIONSHIP BETWEEN INTELLECTUAL LABILITY AND EDUCATIONAL MOTIVATION AMONG STUDENTS

The study analyzes the features of the relationship between intellectual lability and educational motivation among 2nd-year students of the faculty of defectology of Kursk state university. The article analyzes intellectual lability as a component of learning ability and educational motivation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ: ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЛАБИЛЬНОСТЬЮ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ У СТУДЕНТОВ»

УДК 37.015.31

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ: ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЛАБИЛЬНОСТЬЮ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ У СТУДЕНТОВ

© 2022 К. Ф. Миракян

кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии

и коррекционной педагогики е-mail: telfi@yandex.ru

Курский государственный университет

В выполненном исследовании анализируются особенности связи интеллектуальной лабильности и учебной мотивации у студентов 2 курса дефектологического факультета Курского государственно университета. В статье проанализированы интеллектуальная лабильность как составляющая обучаемости и учебная мотивация.

Ключевые слова: интеллектуальная лабильность, учебная мотивация, профессиональная направленность, критерии обучаемости.

FEATURES OF MOTIVATION AMONG STUDENTS: THE RELATIONSHIP BETWEEN INTELLECTUAL LABILITY AND EDUCATIONAL MOTIVATION AMONG STUDENTS

© 2022 K. F. Mirakyan

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Special Psychology and Correctional Pedagogy e-mail: telfi@yandex.ru

Kursk State University

The study analyzes the features of the relationship between intellectual lability and educational motivation among 2nd-year students of the faculty of defectology of Kursk state university. The article analyzes intellectual lability as a component of learning ability and educational motivation.

Keywords: intellectual lability, educational motivation, professional orientation, learning

criteria.

Мотивационная сфера является движущей силой учебно-познавательного процесса, поскольку формирование мотивов лежит в основе продуктивной учебной деятельности. Исследования мотивационной сферы студентов способствуют пониманию особенностей поведения учащихся высших учебных заведений, выработке конструктивных способов воздействия на них с целью улучшения учебного процесса, механизмов установок и целеполагания.

Категориальному и понятийно-методологическому анализу проблемы мотивационной сферы уделялось внимание многими исследователями (Х. Хекхаузен, К. Левин, Г. Олпорт, А. Маслоу, Дж. Гилфорд, Е.В. Шорохова, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломов, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский,

С.Л. Рубинштейн, В.В. Репкин, А.К. Дусавицкий, О.К. Тихомиров, В.А. Иванников, В.И. Ковалев, В.Н. Мясищев).

Категориальный и понятийно-феноменологический анализ мотивационной сферы в отечественной и в зарубежной психологии представлен различным спектром значений: от активности организма до различных видов целенаправленной деятельности субъекта [10].

Мотивация поступления в высшее учебное заведение (вуз) представлена различным содержанием. Социально-экономические и политические изменения в нашей стране оказывают влияние на ведущие учебные мотивы у студентов.

Необходимо представить стабильно проявляющиеся мотивы, которые не утрачивают своего значения при различном укладе общественной жизни.

_Доминирующие мотивы поступления в вуз_

_Социальный престиж профессии_

_Реализация в научно-исследовательской деятельности_

_Реализация социальной роли «Студент»_

_Развитие коммуникативных навыков_

Участие в различных кружках, обществах вуза с целью развития _своих творческих способностей в кругу студенческой молодёжи_

Существуют тендерные различия в значимости мотивов. Девушки чаще отмечают социальный престиж профессии, возможность работать в крупных научных центрах. Юноши отмечают высокую материальную обеспеченность профессии.

Актуальность исследования связана с выявлением ведущих учебных мотивов у студентов дефектологического факультета Курского государственного университета и тенденции к изменениям доминирующих мотивов на разных курсах в последующем.

При поступлении в вуз необходимо учитывать те личностные качества, которые способствуют профессиональному обучению [8]. Достаточно глубоко проработана проблема критериев обучаемости, однако недостаточно исследованы факторы, влияющие на различия в уровне обучаемости у студентов, данной позицией и определяется актуальность исследования.

Анализ понятия обучаемость, ее критериев представлен в работах А.К. Марковой, Н.А. Менчинской, З.И. Калмыковой, М.А. Холодной, А. А. Карпова, Е.Н. Курилович, Н.А. Росиной и др.

Определение понятия «обучаемость» в отечественной и зарубежной психологии

Автор Определение

Н.А. Менчинская Свойство, которое является индивидуальным, интегративным, относительно устойчивым, означающим восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности

В.Н. Дружинин Одна из трех общих способностей - наряду с интеллектуальными и креативностью

З.И. Калмыкова Совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий зависит продуктивность учебной деятельности

Обучаемость имеет несколько показателей: темп продвижения в освоении знаний, легкость их освоения, ощущение удовлетворения от своих знаний, гибкость

Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. № 1 (61)

в переключении на новые способы работы, а также прочность сохранения освоенного материала. Так как для успешности обучения необходима высокая гибкость и переключаемость между решением различных задач, интеллектуальную лабильность можно считать одним из факторов высокой обучаемости.

Феноменологический анализ лабильности

Понятие Содержание

Лабильность Максимальная подвижность и неустойчивость психики, физиологического состояния или температуры тела

Лабильность Подвижность нервной и мышечной ткани, которая характеризуется величайшей частотой, с помощью которой ткань может возбуждаться в ритме раздражений

Классификационный анализ лабильности

Психическая лабильность Подразумевает подвижность психики, а в некоторых случаях и нестабильность Противоположностью лабильности является ригидность психики -постоянство психического состояния человека, в котором любое изменение окружающей среды выводит человека из состояния равновесия

Интеллектуальная лабильность Способность переключения внимания, быстрого перехода от решения одной задачи к другой без допущения ошибки. Зависит от нейрофизиологических особенностей строения коры головного мозга. На уровень интеллектуальной лабильности воздействует скорость возбуждения и торможения в нейронах, степень уравновешенности данных процессов. Чем выше показатель лабильности у человека, тем мозг будет быстрее реагировать на полученную информацию и производить координирование психомоторных реакций. Уровень лабильности является показателем определения скорости и точности восприятия, а также обработки получаемой информации

Объект исследования - интеллектуальная лабильность как составляющая обучаемости и учебная мотивация. Предмет исследования - связь интеллектуальной лабильности и учебной мотивации у студентов. Цель исследования - определить связь интеллектуальной лабильности и учебной мотивации у студентов 2 курса дефектологического факультета Курского государственно университета. Э

м п

и р

и

группу психодиагностических методов для исследования связи самоотношения с профессиональной направленностью в юношеском возрасте вошли: методика «Интеллектуальная лабильность» В.Т. Козловой; методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) -шкалы «Профессиональные мотивы», «Мотивы творческой самореализации», «Учебно-познавательные мотивы»; методы математической статистики (критерий Спирмена).

Общий объем выборки испытуемых составил 15 человек (13 девушек, 2 юноши). Возраст испытуемых от 18 до 22 лет.

Организация исследования осуществлялась последовательно в три этапа в соответствии с последовательностью выделенных нами задач в рамках поставленной цели. На первом этапе осуществлялся анализ научных источников по проблеме и н т е

л Количественные данные по приведенным методикам были обработаны сл помощью критерия Спирмена. Цель применения данного критерия связана с выявлением взаимосвязи между уровнем интеллектуальной лабильности и уровнем кучебной мотивации. В результате проведенного эмпирического исследования была обнаружена положительная корреляционная связь (Я=0,67; Р=0,007). Между интеллектуальной лабильностью и учебной мотивацией у студентов обнаружена взаимосвязь. Были сделаны следующие выводы:

л 1. У 11 испытуемых выявлен высокий уровень интеллектуальной лабильности, ьу троих - средний уровень, у одного - низкий.

н 2. У всех 15 испытуемых был обнаружен высокий уровень учебной мотивации. о 3. Между интеллектуальной лабильностью и учебной мотивацией у студентов обнаружена корреляционная связь.

В связи с тем что очевидной причинно-следственной связи между изученными лпеременными не наблюдается, можно предположить действие третьей причины на интеллектуальную лабильность и учебную мотивацию. Лабильность детерминирована биологическими причинами, а учебная мотивация - средовыми факторами (воспитание, обучение и т.д.). Этот факт является свидетельством того, что между двумя этими переменными нельзя установить причинно-следственную связь. Из этого вытекает ьвозможность влияния третьей, неисследованной переменной.

Из наличия согласованности изменений уровня интеллектуальной лабильности и оуровня учебной мотивации следует, что данные переменные объединены общим фактором - общей обучаемостью. Иначе говоря, выявленная закономерность может тслужить свидетельством тому, что интеллектуальную лабильность и учебную имотивацию следует рассматривать как составляющие разных сторон обучаемости. Дальнейшие исследования влияния различных факторов на обучаемость могут выявить иругие компоненты обучаемости.

у Библиографический список

ч

е 1. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. - Москва: Издательство МГУ, 1990. - 234 с.

н 2. Божович, Л. И. Избранные психологические труды / Л. И. Божович. -Москва: Междунар. пед. академия, 1995. - 69 с. й

м о

Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. т022. № 1 (61) и

в

а

3. Братусь, Б. С. К проблеме выделения уровней мотивации / Б. С. Братусь // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. - Москва: Издательство МГУ, 1988. - С. 14-17.

4. Бугрименко, А. Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза / А. Г. Бугрименко // Психологическая наука и образование. -2006. - № 4. - С. 51-59.

5. Вилюнас, В. К. Теория деятельности и проблемы мотивации / В. К. Вилюнас // А.Н. Леонтьев и современная психология. - Москва: Издательство МГУ, 1983. -С. 191-200.

6. Земечко, А. И. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора / А. И. Земечко. - Москва: Смысл, 2000. - 186 с.

7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя. - Москва: Логос, 2004. - 384 с.

8. Миракян, К. Ф. Стратегии поведения в конфликте как показатели удовлетворенности профессиональной деятельностью педагогов вузов / К. Ф. Миракян, А. А. Карпов // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. - Ярославль: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2021. - Том 15. - С. 248-255.

9. Карпов, А. А. Взаимосвязь общих способностей и метакогнитивных качеств личности: диссертация ... кандидата психологических наук / А. А. Карпов. -Ярославль, 2013. - 205 с.

10. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург, 2011. -

508 с.

11. Росина, Н. А. Профессиональная обучаемость студентов как основа их субъектной позиции в обучении / Н. А. Росина // Образование и наука. - 2012. - № 2. -С. 42-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.