Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ К САМООБРАЗОВАНИЮ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучеренко Л. В., Лапаник О. Ф., Слабженникова И. М.

В работе рассмотрены методики проведения психолого-педагогических исследований личностных качеств студентов в высшей школе. Результат тестирования показал, что мотивацией к обучению наибольшего числа студентов является получение знаний. Определение уровня интеллектуальной лабильности студентов выявило, что наибольшее количество тестируемых студентов имеют средний уровень интеллектуальной лабильности. Как показало тестирование, у большинства студентов преобладает средний уровень способности к самообразованию. По результатам исследования проведена оценка уровня сформированности универсальной компетенции у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучеренко Л. В., Лапаник О. Ф., Слабженникова И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH ON DETERMINING THE LEVEL OF FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCE OF STUDENTS

The paper considers the methods of conducting psychological and pedagogical research of students' personal qualities in higher education. The test result showed that the motivation for teaching the largest number of students is to acquire knowledge. Determination of the level of intellectual lability of students revealed that the largest number of tested students have an average level of intellectual lability. Testing has shown that the majority of students have an average level of self-education ability. Based on the results of the study, the assessment of the level of formation of universal competence among students was carried out.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ»

РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

СТУДЕНТОВ

RESULTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH ON DETERMINING THE LEVEL OF FORMATION OF UNIVERSAL

COMPETENCE OF STUDENTS

St

УДК 378

Кучеренко Л. В., Доктор технических наук, профессор Лапаник О. Ф., Кандидат педагогических наук, доцент Слабженникова И. М., Кандидат физико-математических наук, доцент кафедра «Электротехника и автоматика» Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет Россия, г. Владивосток

Kucherenko L.V. lvk-07@mail.ru Lapanik O. F. lapanikof@gmail.com Slabzhennikova I.M. ims2710@rambler.ru

Аннотация

В работе рассмотрены методики проведения психолого-педагогических исследований личностных качеств студентов в высшей школе. Результат тестирования показал, что мотивацией к обучению наибольшего числа студентов является получение знаний. Определение уровня интеллектуальной лабильности студентов выявило, что наибольшее количество тестируемых студентов имеют средний уровень интеллектуальной лабильности. Как показало тестирование, у большинства студентов преобладает средний

уровень способности к самообразованию. По результатам исследования проведена оценка уровня сформированности универсальной компетенции у студентов.

Abstract

The paper considers the methods of conducting psychological and pedagogical research of students' personal qualities in higher education. The test result showed that the motivation for teaching the largest number of students is to acquire knowledge. Determination of the level of intellectual lability of students revealed that the largest number of tested students have an average level of intellectual lability. Testing has shown that the majority of students have an average level of self-education ability. Based on the results of the study, the assessment of the level of formation of universal competence among students was carried out.

Ключевые слова: мотивация к обучению, интеллектуальная лабильность, способность к самообразованию, уровень сформированности компетенции.

Key words: motivation for learning, intellectual lability, the ability to educate itself, the level of competence formation.

На сфере образования лежит ответственность за формирование и воспитание специалистов, способных реагировать и отвечать на современные вызовы, трансформироваться в соответствии с изменениями, происходящими в обществе и науке. Главная задача высшей школы - помощь личности в самореализации, в раскрытии и развитии потенциала, принятии и понимании собственной свободы и ответственности за жизненные выборы. В процессе личностного развития происходит формирование готовности и компетентности специалиста, обеспечивающие ему конкурентоспособность, профессиональную мобильность и развитие карьеры [1].

В работе [2] исследовались особенности мотивации студентов по получению высшего образования. В процессе исследования в работе [3]

использовались обзор и обобщение содержания научных источников, касающихся обсуждаемых проблем; опрос и анкетирование студентов с помощью методики «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной. В работе [4] на широком эмпирическом материале показывается выраженность составляющих мотивации к обучению студентов различных форм и ступеней образования, разных курсов обучения.

Современная профессиональная среда предъявляет к будущему специалисту такие требования, как способность принимать быстрые решения и переключаться с одной задачи на другую. В этом случае, не достаточно определение коэффициента интеллекта. Необходимо исследование быстроты мыслительных процессов или интеллектуальной лабильности [5].

Авторы работы [6] отмечают, что на уровень интеллектуальной лабильности воздействует скорость возбуждения и торможения в нейронах мозга и степень уравновешенности данных процессов. Чем выше показатель лабильности у человека, тем мозг быстрее реагирует на полученную информацию и производит более точное координирование психомоторных реакций. Лабильность является показателем определения скорости и точности восприятия, а также обработки получаемой информации.

К настоящему времени опубликованы работы, в которых исследуется взаимосвязь интеллектуальной лабильности и успеваемости студентов [5 - 7]. В работе [6] авторы описывают результаты эмпирического исследования, выполненного с целью выявления взаимосвязи измеряемых показателей интеллектуальной лабильности и результативности участия студентов вуза в демонстрационном экзамене. В работе [8] изложена методика проведения педагогического эксперимента по определению уровня интеллектуальной лабильности студентов.

Общество требует постоянного совершенствования компетенций выпускников, для того чтобы быть востребованными на рынке труда, что отмечено в работе [9]. В цифровом обществе есть потребность в человеке,

компетенции которого позволяют самому обрабатывать информацию, создавать новые знания и изменять окружающую действительность [10]. Автор работы [11] отмечает, что современная личность обладает такими чертами характера как стремление к самореализации, рациональность мышления, креативность и открытость новому и неизведанному. Как отмечает автор [12] моделирование организации сопровождающей формы профессионального самообразования должно осуществляться на основе общих закономерностей самообразовательной деятельности и специфических факторов, характеризующих личность студента.

Согласно государственному стандарту направления 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» у выпускника должна быть сформирована универсальная компетенция УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.

Цель работы: проведение экспериментального исследования для оценки уровня сформированности универсальной компетенции у студентов.

Авторы в своем исследовании использовали следующие методы: анализ педагогической литературы, анализ, синтез, сравнение, анкетирование, тестирование, классификация и систематизация фактов.

Объектом исследования были выбраны студенты направления 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» последних четырех годов набора.

На начальном этапе исследования были проанализированы результаты промежуточного контроля знаний по физике студентов 1 курса.

В таблице 1 представлены результаты успешности обучения по дисциплине «Физика» на первом курсе.

Таблица 1.

Результаты обучения студентов по дисциплине «Физика»

Год

набора/ курс

2017/

первый

2018/

первый

2019/

первый

2020/

первый

Отлично, Хорошо, Удовлетв., Неудовлетв., Число % % % % студентов

14

9

12.6

23.8

45

63

37.8

47.6

32

19

45.4

23.9

9

9

4.2

4.7

22

22

24

21

В таблице 2 сведены данные по результатам изучения мотивации студентов к обучению.

Таблица 2.

Результаты изучения мотивации студентов к обучению

Год Приобретение Овладение Получение

набора/ знаний, % профессией, % %

курс

2020/1 40 32 28

2019/2 68.75 18.75 12.5

2018/3 52 16 32

2017/4 38.4 30.8 30.8

Определение уровня интеллектуальной лабильности студентов проводилось по методике, изложенной в работе [8]. Результаты тестирования приведены в таблице 3.

Таблица 3.

Оценка интеллектуальной лабильности студентов, %.

Год набора/ курс 2020 /1 2019/2 2018/3 2017/4

мало успешен - 6,7 - -

низкий 7 20 18 -

средний 13 53,3 64 61,5

высокий 80 20 18 38,5

Анализ приведенных данных показывает, что у максимального количества тестируемых студентов мотивацией к обучению является получение знаний. Студенты 2, 3 и 4 курсов имеют средний уровень интеллектуальной лабильности, а студентов 1 курса - высокий.

Для диагностики уровня способности к самообразованию и самоорганизации у студентов было проведено тестирование. Результаты тестирования сведены в таблицу 4.

Таблица 4.

Оценка уровня способности студентов к самообразованию и самоорганизации

Уровень способности 1 курс, % 2 курс, % 3 курс, % 4 курс, %

Очень низкий 6,7 - 6,7 -

Низкий 20 5,88 6,7 11,1

Ниже 6,7 5,88 20,1 -

среднего

Чуть ниже 20 35,3 20,1 11,1

среднего

Средний 13,2 23,53 39,7 44,5

Чуть выше 26,7 23,53 6,7 11,1

среднего

Выше среднего 5,88 11,1

Высокий 6,7 - - 11,1

Очень высокий

Как показало тестирование, у большего числа студентов 2,3, и 4 курсов преобладает средний уровень способности к самообразованию. На 1 курсе наибольшее число студентов имеют уровень чуть выше среднего. Высокий уровень показали наибольшее число студентов на 4 курсе.

Классификация и систематизация фактического материала исследования позволила авторам оценить уровень сформированности универсальной компетенции студентов. Результаты проведенного исследования по оценке уровня сформированности универсальной компетенции у студентов различных курсов сведены в таблицу 5.

Таблица 5.

Уровни сформированности универсальной компетенции студентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень 1 курс сформированности компетенции

Пороговый 53.4

Продвинутый 39.9

Высокий 6.7

2 курс

47.06 47.06 5.88

3 курс

53.6 46.4

4 курс

22.2 55.6 22.2

Результаты оценки уровня сформированности универсальной компетенции показал, что самое большое число студентов достигли продвинутого уровня и высокого уровня студентами 4 курса. Это позволяет

прогнозировать, что будущие бакалавры-энергетики будут успешны в

профессиональной деятельности.

Использованные источники

1. Ефремова Н.В. Обеспечение качества образования в условиях европейской интеграции: моногр. / Н.В. Ефремова, Б.Ч. Месхи, С.В. Шведова. - Ростов-на-Дону: ДГТУ, - 2018. - С. 67.

2. Крушельницкая О. И., Полевая М. В., Третьякова А. Н. Мотивация к получению высшего образования и её структура // Психолого-педагогические исследования. - 2019. - Т. 11. - № 2. - С. 43-57.

3. Осипова Н. Г., Колодезная Г. В., Шевцов А. Н. О закономерностях и причинах отчислений в вузе и мотивации учебной деятельности студентов // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - № 6. - С. 158-182.

4. Тихомирова Т. С., Кочетков Н. В. Мотивация к обучению и личностная рефлексия: особенности и взаимосвязь у студентов вузов // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. - № 3. - С. 53- 62.

5. Гладышев Ю.В. Гендерные особенности интеллектуальной лабильности и успеваемости у студентов вуза // Мир педагогики и психологии. - 2020.

- № 5 (46). - С. 195 - 199.

6. Ходак Н.А., Дегтеренко Л.Н. Проблемы проявления интеллектуальной лабильности в условиях внедрения демонстрационных экзаменов по стандартам WoldSkills в системе профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. -№ 4(29). - С. 377 - 381.

7. Чикова О.М. Векторы взаимосвязи между характеристиками интеллекта и рейтинговой оценкой знаний бакалавров психолого-педагогических специальностей // Теория и практика общественного развития. - 2014. -№ 19. - С. 220 - 223.

8. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо.

- 2007. - 416 с.

9. Былков В.Г. Предложение на рынке труда: методология, природа формирования / В.Г. Былков // Baikal Research Journal. - 2017. - Т. 8. - № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://brj-bguep.ru (дата обращения: 04.05.2021).

10. Баева О.Н. Выявление востребованных на рынке труда компетенций: опыт эмпирического исследования / О.Н. Баева, Н.П. Шерстянкина // Экономика труда. - 2018. - Т. 5. - № 3. - С. 835-850.

11. Татаринов К.А., Музыка С.М. Роль самообразования в жизни студентов / Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 2. - С.31.

12. Основина Т.Ю. Методологическая модель организации сопровождающей формы профессионального самообразования студентов вуза // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2020. № 7(73).

Sources used

1. 1.Efremova N. V. Ensuring the quality of education in the conditions of European integration: monogr. / N. V. Efremova, B. Ch. Meskhi, S. V. Shvedova. - Rostov-on-Don: DSTU, - 2018. - p. 67.

2. Krushelnitskaya O. I., Polevaya M. V., Tretyakova A. N. Motivation to obtain higher education and its structure. - 2019. - Vol. 11. - No. 2. - p. 43-57.

3. Osipova N. G., Kolodeznaya G. V., Shevtsov A. N. On the patterns and causes of deductions in higher education and motivation of students ' educational activities. - 2018. - Vol. 20. - No. 6. - pp. 158-182.

4. Tikhomirova T. S., Kochetkov N. V. Motivation for learning and personal reflection: features and interrelation among university students. - 2017. - Vol. 22. - no. 3. - p.

5. 53-62. 5. Gladyshev Yu. V. Gender features of intellectual lability and academic performance in university students // The world of pedagogy and psychology. - 2020. - № 5 (46). - Pp. 195-199.

6. Khodak N. A., Degterenko L. N. Problems of intellectual lability manifestation in the conditions of introduction of demonstration exams according to

WoldSkills standards in the system of professional education / / Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya. - 2019. - Vol. 8. - № 4(29). - P. 377-381.

7. Chikova O. M. Vectors of the relationship between the characteristics of intelligence and the rating assessment of knowledge of bachelors of psychological and pedagogical specialties // Theory and practice of social development. - 2014. - No. 19. - p. 220-223.

8. Karelin A. A. Big Encyclopedia of psychological tests. Moscow: Eksmo. -2007. - 416 p

9. . 9. Bylkov V. G. The offer on the labor market: methodology, nature of formation / V. G. Bylkov / / Baikal Research Journal. - 2017. - Vol. 8. - No. 4. [Electronic resource]. URL: http://brj-bguep.ru (accessed: 04.05.2021).

10. Baeva O. N. Identification of competencies in demand in the labor market: the experience of empirical research / O. N. Baeva, N. P. Sherstyankina // Labor economics. - 2018. - Vol. 5. - No. 3. - p. 835-850.

11. Tatarinov K. A., Muzyka S. M. The role of self-education in the life of students / Baltic Humanitarian Journal. - 2020. - Vol. 9. - No. 2. - p. 31.

12. Osnovina T. Yu. Methodological model of the organization of the accompanying form of professional self-education of university students / / Universum: Psychology and education: electron. scientific. journal. 2020. No. 7(73).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.