Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БИОГРАФИИ КАК ПРЕДИКТОР НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГА'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БИОГРАФИИ КАК ПРЕДИКТОР НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИОГРАФИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крежевских Ольга Валерьевна

Проблема и цель. Ускорение профессиональной динамики, хроническая неопределенность будущего, размытость и непостоянство требований к специалисту со стороны работодателя, а также неготовность молодого поколения гибко и своевременно анализировать социально-профессиональные изменения и реагировать на них, побуждают необходимость развития у человека способности проектировать профессиональную биографию. Для педагога, как и для других профессий, крайне важно уметь прогнозировать тенденции профессиональной динамики, для того чтобы вовремя сориентироваться в возможностях профессионального роста и развития социально-важных личностных качеств и свойств. Цель настоящей статьи состоит в изучении способности проектировать профессиональную биографию у будущих педагогов и практикующих воспитателей, которая представляется как базовая компетенция и предиктор непрерывного профессионального самоопределения и обучения. Методы исследования. В исследовании приняли участие 322 студента, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, включающим профиль «Дошкольное образование» и 578 практикующих педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях Уральского Федерального округа, Ханты-Мансийкого автономного округа - Югра, Ямало-Ненецкого автономного округа. Студенты обучались на итоговых курсах (4,5 курс) очной и заочной формы обучения. Педагогический стаж практикующих педагогов составляет: от 5 до 10 лет - 223 человека, от 11 до 20 лет - 347 человек, от 21 года до 30 лет - 8 человек. Образование - высшее, полученное в разных учебных заведениях России. Для проведения исследования использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов и авторских методик: экспертная оценка уровня интеллектуальной культуры; самооценка уровня интеллектуальной культуры; анкетирование; методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. А. Реана); анализ продуктов деятельности. Ведущей методологией выступил биографический метод. Результаты. Проанализированы основные подходы к проблеме проектирования профессиональной биографии как предиктора непрерывного профессионального самоопределения и обучения. Выделены базовые параметры данной компетенции, позволяющие производить оценивание уровня ее сформированности. Предложена методика оценивания готовности прогнозировать профессиональную биографию как одного из таких параметров, основанная на применении метода экспертной оценки. На основе экспериментального исследования дана характеристика высокого, среднего и низкого уровня сформированности данной компетенции. Установлен уровень способности проектировать профессиональную биографию в двух экспериментальных выборках - студенты и педагоги, который определен как низкий и средний (низкий уровень выявлен у 17,1% студентов и 42,9% педагогов, средний - у 79,5% и 55,5% и высокий - у 3,4% и 1,6% соответственно). Обосновано с помощью математической статистики, что у студентов способность проектировать профессиональную биографию находится на более высоком уровне по сравнению с педагогами (полученное значение φ* с критическими значениями: φ*≤1,64 (р<0,05) и φ* ≤2,31 (р<0,01); и φ*эмп = 1,683). Заключение. 1. Уровень развития способности проектировать профессиональную биографию студентами и педагогами является недостаточным. 2. Для становления и развития способности проектировать профессиональную биографию необходимо уделять внимание формированию данной компетенции в образовательных организациях, важна нацеленность образовательной программы высшего образования на ее становление. 3. Личности важно предоставить право самой выбирать дисциплины учебного плана и формировать персонализированную образовательную траекторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крежевских Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING A PROFESSIONAL BIOGRAPHY AS A PREDICTOR OF CONTINUOUS PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF A TEACHER

Problem and goal. The acceleration of professional dynamics, the chronic uncertainty of the future, the blurriness and impermanence of requirements to the specialist from the employer, as well as the inability of the young generation to flexibly and promptly analyze and respond to social and professional changes, make it necessary to develop their ability to design a professional biography. For a teacher, as for other professions, it is extremely important to be able to predict trends in professional dynamics, in order to navigate the opportunities for professional growth and development of socially important personal qualities and properties. The purpose of this article is to study the ability to design a professional biography of future teachers and practicing educators, which is presented as a basic competence and predictor of continuous professional self-determination and training. Method of research. The study involved 322 students studying in pedagogical areas of training, including the profile "Preschool education" and 578 practicing teachers working in pre-school educational organizations of the Ural Federal district, Khanty-Mansiysk Autonomous district-Yugra, and Yamalo-Nenets Autonomous district. Students studied at the final courses (4.5 years) of full-time and part-time education. The teaching experience of practicing teachers is: from 5 to 10 years - 223 people, from 11 to 20 years-347 people, from 21 to 30 years-8 people. Education - higher education received in various educational institutions in Russia. To conduct the research, a set of complementary research methods and author's methods was used: expert assessment of the level of intellectual culture; self-assessment of the level of intellectual culture; questionnaires; the method "Motivation of professional activity" (K. Zamfir in the modification of A. A. Rean); analysis of products of activity. The biographical method was the leading methodology. Results. The main approaches to the problem of designing a professional biography as a predictor of continuous professional self-determination are analyzed. The basic parameters of this competence that allow evaluating the level of its formation are highlighted. A method of assessing the readiness to predict professional biography as one of these parameters is proposed, based on the use of the expert assessment method. Based on the experimental study, the characteristic of high, medium and low levels of formation of this competence is given. The level of ability to design professional biographies in two experimental samples-students and teachers, which is defined as low and average (low level was detected in 17.1% of students and 42.9% of teachers, average - in 79.5% and 55.5%, and high-in 3.4% and 1.6%, respectively). It is proved using mathematical statistics that students ' ability to design a professional biography is at a higher level compared to teachers (the obtained value is φ* with critical values: φ*≤1.64 (p<0.05) and φ* ≤2.31 (p<0.01) with φ*EMP = 1.683). Conclusion. 1. the level of development of the ability to design a professional biography by students and teachers is insufficient. 2. for the formation and development of the ability to design a professional biography, it is necessary to pay attention to the formation of this competence in educational organizations, it is important to focus the educational program of higher education on its formation. 3. it is important to give the Individual the right to choose the subjects of the curriculum and form a personalized educational trajectory.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БИОГРАФИИ КАК ПРЕДИКТОР НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГА»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-06/ Дата публикации: 31.12.2020 УДК 371.14

О. В. Крежевских

Проектирование профессиональной биографии как предиктор непрерывного профессионального самоопределения и обучения педагога

Проблема и цель. Ускорение профессиональной динамики, хроническая неопределенность будущего, размытость и непостоянство требований к специалисту со стороны работодателя, а также неготовность молодого поколения гибко и своевременно анализировать социально-профессиональные изменения и реагировать на них, побуждают необходимость развития у человека способности проектировать профессиональную биографию. Для педагога, как и для других профессий, крайне важно уметь прогнозировать тенденции профессиональной динамики, для того чтобы вовремя сориентироваться в возможностях профессионального роста и развития социально-важных личностных качеств и свойств. Цель настоящей статьи состоит в изучении способности проектировать профессиональную биографию у будущих педагогов и практикующих воспитателей, которая представляется как базовая компетенция и предиктор непрерывного профессионального самоопределения и обучения.

Методы исследования. В исследовании приняли участие 322 студента, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, включающим профиль «Дошкольное образование» и 578 практикующих педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях Уральского Федерального округа, Ханты-Мансийкого автономного округа - Югра, Ямало-Ненецкого автономного округа. Студенты обучались на итоговых курсах (4,5 курс) очной и заочной формы обучения. Педагогический стаж практикующих педагогов составляет: от 5 до 10 лет - 223 человека, от 11 до 20 лет - 347 человек, от 21 года до 30 лет - 8 человек. Образование - высшее, полученное в разных учебных заведениях России. Для проведения исследования использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов и авторских методик: экспертная оценка уровня интеллектуальной культуры; самооценка уровня интеллектуальной культуры; анкетирование; методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. А. Реана); анализ продуктов деятельности. Ведущей методологией выступил биографический метод.

Результаты. Проанализированы основные подходы к проблеме проектирования профессиональной биографии как предиктора непрерывного профессионального самоопределения и обучения. Выделены базовые параметры данной компетенции, позволяющие производить оценивание уровня ее сформированности. Предложена методика оценивания готовности прогнозировать профессиональную биографию как одного из таких параметров, основанная на применении метода экспертной оценки. На основе экспериментального исследования дана характеристика высокого, среднего и низкого уровня сформированности данной компетенции. Установлен уровень способности проектировать профессиональную биографию в двух экспериментальных выборках -студенты и педагоги, который определен как низкий и средний (низкий уровень выявлен у 17,1% студентов и 42,9% педагогов, средний - у 79,5% и 55,5% и высокий - у 3,4% и 1,6% соответственно). Обосновано с помощью математической статистики, что у студентов способность проектировать профессиональную биографию находится на более высоком уровне по сравнению с педагогами (полученное значение ф* с критическими значениями: ф*<1,64 (р<0,05) и ф* <2,31 (р<0,01); и ф*эмп = 1,683).

Заключение. 1. Уровень развития способности проектировать профессиональную биографию студентами и педагогами является недостаточным. 2. Для становления и развития способности проектировать профессиональную биографию необходимо уделять внимание формированию данной компетенции в образовательных организациях, важна нацеленность образовательной программы высшего образования на ее становление. 3. Личности важно предоставить право самой выбирать дисциплины учебного плана и формировать персонализированную образовательную траекторию.

Ключевые слова: профессиональная биография, профессиональное самоопределение, самообразование, профессия

Ссылка для цитирования:

Крежевских О. В. Проектирование профессиональной биографии как предиктор непрерывного профессионального самоопределения и обучения педагога // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 430-445. сЬк 10.32744/р$е.2020.6.33

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-06/ Accepted: 11 September 2020 Published: 31 December 2020

O. V. KREZHEVSKIKH

Designing a professional biography as a predictor of continuous professional self-determination of a teacher

Problem and goal. The acceleration of professional dynamics, the chronic uncertainty of the future, the blurriness and impermanence of requirements to the specialist from the employer, as well as the inability of the young generation to flexibly and promptly analyze and respond to social and professional changes, make it necessary to develop their ability to design a professional biography. For a teacher, as for other professions, it is extremely important to be able to predict trends in professional dynamics, in order to navigate the opportunities for professional growth and development of socially important personal qualities and properties. The purpose of this article is to study the ability to design a professional biography of future teachers and practicing educators, which is presented as a basic competence and predictor of continuous professional self-determination and training.

Method of research. The study involved 322 students studying in pedagogical areas of training, including the profile "Preschool education" and 578 practicing teachers working in pre-school educational organizations of the Ural Federal district, Khanty-Mansiysk Autonomous district-Yugra, and Yamalo-Nenets Autonomous district. Students studied at the final courses (4.5 years) of full-time and part-time education. The teaching experience of practicing teachers is: from 5 to 10 years - 223 people, from 11 to 20 years-347 people, from 21 to 30 years-8 people. Education - higher education received in various educational institutions in Russia. To conduct the research, a set of complementary research methods and author's methods was used: expert assessment of the level of intellectual culture; self-assessment of the level of intellectual culture; questionnaires; the method "Motivation of professional activity" (K. Zamfir in the modification of A. A. Rean); analysis of products of activity. The biographical method was the leading methodology.

Results. The main approaches to the problem of designing a professional biography as a predictor of continuous professional self-determination are analyzed. The basic parameters of this competence that allow evaluating the level of its formation are highlighted. A method of assessing the readiness to predict professional biography as one of these parameters is proposed, based on the use of the expert assessment method. Based on the experimental study, the characteristic of high, medium and low levels of formation of this competence is given. The level of ability to design professional biographies in two experimental samples-students and teachers, which is defined as low and average (low level was detected in 17.1% of students and 42.9% of teachers, average - in 79.5% and 55.5%, and high-in 3.4% and 1.6%, respectively). It is proved using mathematical statistics that students ' ability to design a professional biography is at a higher level compared to teachers (the obtained value is 9* with critical values: 9*<1.64 (p<0.05) and 9* <2.31 (p<0.01) with 9*EMP = 1.683).

Conclusion. 1. the level of development of the ability to design a professional biography by students and teachers is insufficient. 2. for the formation and development of the ability to design a professional biography, it is necessary to pay attention to the formation of this competence in educational organizations, it is important to focus the educational program of higher education on its formation. 3. it is important to give the Individual the right to choose the subjects of the curriculum and form a personalized educational trajectory.

Keywords: professional biography, professional self-determination, self-education, profession

For Reference:

Krezhevskikh, O. V. (2020). Designing a professional biography as a predictor of continuous professional self-determination of a teacher. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 48 (6), 430-445. doi: 10.32744/pse.2020.6.33

_Введение в проблему

роблемы проектирования профессиональной биографии актуализируются в связи с ускорением профессиональной динамики и неопределенностью будущего, принимающей хронический характер. Происходят постоянные изменения структуры и содержания рабочих задач, часть профессий исчезает, другая часть - появляется. Кроме того, профессиональная динамика выражается в постоянной ин-тегро-дифференциации профессий, их цифровизации. Одновременно с этим молодое поколение оказывается беспомощным в вопросах конструктивного проектирования профессиональной биографии, анализе существующих тенденций рынка труда и запросов работодателей, определении собственных возможностей, выработке целей профессионального развития и продумывании последовательности их достижения. Молодые люди не готовы постоянно совершенствовать свои трудовые навыки для приобретения некой уникальности на рынке труда и гибко реагировать на изменяющиеся условия социально-профессиональной среды.

Интенсивность и стремительность социально-экономических изменений в настоящее время предстает в качестве ресурса, который может быть применен по-разному в ситуации осознания жизненной перспективы личности. Профессиональное самоопределение оказывает влияние на всю последующую жизнь человека в обществе, поскольку кадрово-профессиональная структура является одним из оснований стратификации общества [11].

В настоящий момент большинство профессий либо интегрировали несколько трудовых действий, относящихся ранее к разным профессиональным группам, либо изменились требования к исходной подготовке специалистов в связи с внедрением и широким использованием цифровых технологий. Более того, сегодня как никогда остро встает проблема жизнеспособности профессий, что обостряет противоречие между постоянно изменяющимися условиями рынка труда и недостаточной способностью молодого поколения гибко и своевременно реагировать на эти изменения.

Важно также отметить, что при своем постоянном названии профессия может поменять исходное содержание, причем кардинальным образом. Часть трудовых действий, полученных за период обучения, оказывается невостребованной, что частично можно компенсировать средствами самообразования после поступления на работу при наличии соответствующих навыков.

На первый взгляд кажется, что развитие способности проектировать профессиональную биографию имеет слабое отношение к педагогической профессии: это более применимо к предпринимательской или управленческой деятельности. Однако для педагога, как и для других профессий, крайне важно уметь прогнозировать тенденции профессиональной динамики, для того чтобы вовремя сориентироваться в возможностях профессионального роста и развития социально-важных личностных качеств и свойств.

В связи с этим цель настоящей статьи состоит в изучении способности проектировать профессиональную биографию у будущих педагогов и практикующих воспитателей.

_Степень разработанности проблемы

В самом общем смысле биография представляет собой повествовательное изображение истории жизни отдельной личности. Анализ существующей литературы по данному вопросу позволяет определить профессиональную биографию как частное отображение профессиональной жизненной траектории, складывающееся из способности личности прогнозировать, планировать, проектировать и рефлексировать профессиональное развитие. Проектирование профессиональной биографии позволяет осуществлять целенаправленное регулирование и управление профессиональным саморазвитием со стороны самой личности, т.е. акцентирует самостоятельность и ответственность человека за построение профессиональной карьеры.

Биографический метод достаточно широко и относительно давно используется в науке. Особенно широкое распространение он получил в сфере психологии при проведении диагностических исследований. В то же время данный термин востребован не только в целях диагностики, но и в «качестве эффективного метода индивидуального мотивирования жизненной и профессиональной активности людей» [7, с. 17].

Термин «профессиональная биография» встречается в работах Ю.П. Зинченко, Е.М. Дорожкина, Э.Ф. Зеера [10], М.В. Зиннатовой [6], В.С. Третьяковой [18].

В упомянутом исследовании Ю.П. Зинченко, Е.М. Дорожкина, Э.Ф. Зеера [10] говорится об актуальности определения «второго шанса» профессиональной биографии для обучающихся системы дополнительного образования и повышения квалификации.

В работе М.В. Зиннатовой и соавторов [6] разработана инновационная модель социально-профессионального развития личности обучающегося. Понимая важность решения проблемы проектирования профессиональной биографии, авторами предлагается в составе данной модели Модуль «Развитие карьеры в цифровой экономике», включающий элективные дисциплины: «Психология карьеры в цифровую эпоху», «Технологии карьерного проектирования и самопроектирования», «Карьерный менеджмент и обучение персонала». Таким образом, в данном исследовании представлен вариант проектирования образовательных программ, ориентированных на технологию самопроектирования в профессиональной деятельности.

Наиболее полно биографический метод и его применение в психолого-педагогических науках описан в работе Э.Ф. Зеера и М.В. Зиннатовой. Авторами отмечаются, что данный метод базируется на рассмотрении человека в историческом ракурсе и перспектив развития его индивидуального бытия, на анализе взаимоотношений со значимыми другими. Данный метод направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития субъекта, пространственно-временной организации его жизни [7, с.23].

В работе В.С. Третьяковой [18] прогнозирование профессионального будущего определяется как вид целенаправленной и сознательной прогностической деятельности. Автор считает, что оно должно заключаться в изучении интересов и потенциала субъекта познания в развитии профессиональных намерений, профессиональных планов учащейся молодежи.

Теоретический анализ литературы по рассматриваемому вопросу показывает, что понятие профессиональной биографии применяется наряду с такими терминами как «индивидуальная профессиональная траектория», «образ профессионального будущего», «будущее профессионального развития» и др. Одновременно применение

термина «профессиональная биография» позволяет в дальнейшем использовать методологию биографического подхода при диагностике соответствующей способности.

Построение профессиональной биографии имеет два основных фактора развития, которые берут начало из истоков природы воздействий: внешние и внутренние. Источниками внешних воздействий выступают социальная, экономическая, духовная, политическая сфера общества. Это могут быть разнообразные трасформации общественной жизни: эволюционные и революционные процессы, научно-технический прогресс, смена политического режима, глобализация и др. Они задают изменения профессиональной карьеры вне зависимости от воли и желания человека. Внутренний фактор определяется индивидуальностью каждого человека, его внутренними мотивами, желаниями, интересами.

Выбор адаптационных стратегий на рынке труда определяется ресурсами различного типа: личностного (накопленного лично индивидом в ходе образовательной и профессиональной деятельности), семейного (определяющимися семейным статусом и капиталом), социального (отражающими тип, уровень и характер конкретного социума, региона проживания, его экономического потенциала) [13, с. 13].

Психолого-педагогический аспект проблемы проектирования профессиональной биографии входит в качестве частного по отношению к вопросам профессионального самоопределения. Психологические аспекты проблемы профессионального самоопределения представлены в исследованиях как зарубежных, так и отечественных ученых, но наибольший научный задел в этой области произведен именно отечественной научной школой. Анализ основных подходов к проблеме профессионального самоопределения позволяет проследить эволюцию научных данных в этом направлении.

На первых этапах проблемы профессионального самоопределения рассматривались в аспекте профпригодности, т.е. определение жизненной перспективы личности намечалось на этап юношеского возраста. Целесообразно выделялись типы личности исходя из различных параметров и соответствующие им профессиональные направления. Одной из первых концепций в рамках данного направления является теория Дж. Холланда, согласно которой существует шесть типов личности, чем выше степень согласованности между профессиональными и личностными характеристиками, тем больше потенциал для позитивных карьерных результатов [1].

В отечественной науке этот аспект исследований получил развитие в рамках профо-риентационного направления, когда были разработали значительные методические рекомендации для проведения профориентационной деятельности в юношеском возрасте. Уже в рамках данного направления отчетливо выделяются соображения по поводу длительности, динамичности и неравномерности профессионального развития, обусловленного логикой развития личности. Так, Е.А. Климов отмечает, что «профессиональное самоопределение не следует рассматривать как некий «стоп-кадр» процесса развития» [12, с. 33]. Понимание профессионального самоопределения как процесса, не имеющего четких временных границ, обладающего неравномерностью, этапностью, сопряженных с личностным развитием, получило название процессуально-динамического подхода.

Наиболее подробно данный подход обоснован в диссертационном исследовании Е.М. Борисовой. Автор рассматривает профессиональное самоопределение как длительный, динамичный процесс, охватывающий значительную часть жизненного пути индивида, имеющий выраженные этапы, каждый из которых характеризуется качественно своеобразной структурой его основных психологических составляющих (про-

фессиональных способностей, мотивации, самосознания, свойств темперамента и межличностных отношений) [4, с. 7].

Способность к конструированию своей профессиональной биографии находит отражение в проблеме непрерывного профессионального самоопределения, которое выступает в качестве следствия и причины саморазвития личности. Современная динамическая среда профессиональной деятельности запускает противоречия между ценностными альтернативами, являющимися психологическими основаниями выбора стратегий саморазвития в профессии. Так, возникает противоречие между ценностями самореализации в профессии и ценностями обретения комфортных условий профессиональной среды. Человек встает перед выбором между ценностями расширения границ проявления себя как профессионала и ценностями упрощения задач профессионализации [16].

В настоящее время в работах Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюк обозначен подход, расширяющий научные представления о специфике профессионального самоопределения, его можно обозначить как профессионально-биографический. В названном ключе профессиональное самоопределение рассматривается как нелинейный процесс, обусловленный соответствующим характером профессионального становления, не подчиненный четкой стадийности и единообразию. «Неравновесность и неустойчивость профессионального становления сопровождаются флуктациями, личность как бы «колеблется» перед выбором дальнейшего сценария профессиональной жизни. Нарушение равновесия может инициироваться одним из факторов профессионально-образовательного пространства: возрастными изменениями, социально-экономический ситуацией, уровнем роста профессионального образования и квалификации, перестройкой способов выполнения деятельности, а также случайным стечением обстоятельств» [9, с. 78]. Важно заметить, что профессиональное становление и профессиональное самоопределение при этом ракурсе необходимо рассматривать как непрерывные, возобновляемые, взаимообусловленные процессы, не имеющие единого сценария.

п " "

В подавляющей части современных психолого-педагогических исследований, выполненных в контексте проблематики образа профессионального будущего, подчеркивается усиление сложности выбора профессионального жизненного пути для личности, что связано с неопределенностью, нестабильностью требований и ожиданий к личности со стороны работодателей, нечеткостью требований к профессионалу в той или иной сфере. Одновременно сам этот образ является ресурсным полем и имеет регуляторную функцию, то есть регулирует последующее профессиональное развитие современного специалиста. Сензитивным для выбора варианта профессионального развития и формирования субъектной позиции по отношению к собственной профессиональной траектории является период профессионального обучения [17].

Как показывает исследование А.А. Бочавер, А.В. Жилинской, К.Д. Хломова, человек вынужден переходить к пробам и экспериментированию в области проектирования своего жизненного пути. Поэтому основной задачей является повышение осознанности личности в областях своих сильных и слабых сторон, индивидуальных тактик в решении отдельных жизненных задач и выстраивании системы приоритетов, которые будут опосредованно влиять на достигаемые результаты [5].

В исследовании В.Р. Манукян [15] выделены положения, которые определяют эффективность жизненного планирования. Было определено, что во внутреннем мире человека мечты, ожидания и цели часто плохо дифференцированы и могут самим человеком обозначаться как «цели». При этом даже если человек ставит перед сбой

цели, как правило, не достаточно продумывает пути их достижения и не может гибко изменять планы по достижению данных целей; при появлении новых ресурсов не всегда осознает собственные появившиеся возможности [3].

У современной молодежи осознание жизненной перспективы характеризуется низкой субъективной вероятностью ее реализации: вместо постановки жизненных целей принимается некий образ себя в будущем, опирающийся, с одной стороны, на какой-либо стереотип построения жизненного пути, а с другой - на реализацию индивидуальных способностей и интересов. Неопределенность будущего как характерная черта постиндустриального общества определяет отсутствие долговременного планирования [2].

Последние исследования в области профессионального самоопределения сосредоточены на вопросах социально-профессиональных траекторий молодежи. Усилия многих ученых направлены сегодня на то, чтобы помочь молодому человеку расширить возможности ориентации и саморегуляции в бесконечном пространстве возникающих вариантов профессионального выбора и трансформаций профессиональной жизни [6]. Кроме того, активно развивается концепция «обучения в течение всей жизни» [8]. В этом ключе способность проектировать профессиональную биографию представляет собой комплексную базовую компетенцию, которая складывается из следующих компетенций: способность к самообразованию, понимание студентом социальной значимости своей профессии и готовность прогнозировать профессиональную биографию. При этом как и любая компетенция, способность проектировать профессиональную биографию складывается из когнитивного, эмоционально-моти-вационного и рефлексивно-деятельностного компонентов, являясь при этом целостным образованием.

На способность проектировать профессиональную биографию большое влияние оказывают личностные качества и свойства, решающее значение из них имеют волевые: ответственность, целеустремленность, самоконтроль, самостоятельность, инициативность (см. рис.1).

Иерархия мотивов

Устойчивый характер желания

Активация Windows Чтобы активировать Window

Рисунок 1 Структура способности проектировать профессиональную биографию

На взаимосвязь образа будущего Я и саморегуляции (планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов, самостоятельность), самоконтроля и настойчивости в достижении цели указывается в работе А.Д Лифанова [14]. Волевые качества личности входят в структуру каждой выделенной компетенции, составляющих способность проектировать профессиональную биографию.

Таким образом, способность проектировать профессиональную биографию необходимо изучать как целостное образование, используя при этом комплекс взаимодополняющих исследовательских методов.

_Методология, методы и материалы исследования

Исследование осуществлялось в 2020г., в нем приняли участие 322 студента, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, включающим профиль «Дошкольное образование» и 578 практикующих педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях Уральского Федерального округа, Ханты-Мансийкого автономного округа - Югра, Ямало-Ненецкого автономного округа. Студенты обучались на итоговых курсах (4,5 курс) очной и заочной формы обучения. Педагогический стаж практикующих педагогов составляет: от 5 до 10 лет - 223 человека, от 11 до 20 лет - 347 человек, от 21 года до 30 лет - 8 человек. Образование - высшее, полученное в разных учебных заведениях России.

Основополагающей методологией для проведения исследования выступил биографический метод [7; 10].

С целью исследования способности студентов и практикующих педагогов проектировать профессиональную биографию были выделены базовые компетенции - параметры, позволяющие производить оценивание уровня ее сформированности (см. табл. 1).

Таблица 1

Параметры, методы и методики оценки способности проектировать профессиональную биографию

Параметры Методы и методики

Способность к самообразованию Экспертная оценка уровня интеллектуальной культуры; Самооценка уровня интеллектуальной культуры; Анкетирование на оценку потребности личности в саморазвитии и самообразовании, уровня понимания теоретических основ самообразования и саморазвития личности; Методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. А. Реана); Анкетирование «Рефлексия уровня развития трудовых действий», самооценка

Понимание социальной значимости педагогической профессии в социально-историческом процессе Анализ продуктов деятельности (эссе «Значимость педагогической профессии в социально-историческом процессе и на современном этапе»); метод экспертной оценки

Готовность прогнозировать профессиональную биографию Экспертная оценка и анализ продуктов деятельности (Проект профессиональной биографии)

Наиболее полно проследить сформированность способности проектировать профессиональную биографию позволяет метод оценки продуктов деятельности, поскольку именно данный метод помогает увидеть отдельные компоненты данной способности «в действии», оценить продуманность, детализированность планов, значимость целей деятельности для личности.

Для оценки готовности прогнозировать профессиональную биографию студентам и практикующим педагогам давалось задание написать проект профессиональной биографии согласно предполагаемой цели деятельности. В качестве цели деятельности рассматривается достижение вершин профессионального мастерства, освоение новой сферы деятельности (например, управленческой), нового вида деятельности (к примеру, предпринимательского), совершенствование отдельных умений и навыков, скажем, в области 1Т-технологий. На выполнение проекта была отведена одна неделя.

В дальнейшем все проекты были предложены для экспертной оценки согласно экспертному листу. Эксперты оценивали интерес к заданию, степень продуманности, аргументированности профессиональной биографии, самостоятельность выполнения проекта, логичность, пошаговость, отражение в проекте понимания студентом связи: способности - образование - профессия.

_Результаты исследования

Изучение способности проектировать профессиональную биографию студентами и педагогами производилось на основе определения отдельных параметров, к каждому из которых были выделены показатели. Так, показателями способности к самообразованию являются: уровень интеллектуальной культуры, характеристика мотивационного комплекса профессиональной деятельности, уровень устойчивости потребности личности в саморазвитии и самообразовании и уровень рефлексии трудовых действий. Оценивание данных показателей производилось отдельно у студентов и педагогов (см. табл. 2.)

Таблица 2

Изучение способности студентов и педагогов к самообразованию

Показатели способности к самообразованию Студенты,% Практикующие педагоги,%

Уровень интеллектуальной культуры Высокий - 39,13 Средний - 41,3 Низкий - 19,57 Высокий - 17,82 Средний - 37,02 Низкий - 45,16

Характеристика мотивационного комплекса профессиональной деятельности Оптимальный мотивационный комплекс - 65,53 Промежуточное значение мотивационного комплекса -27,33 Наихудший мотивационный комплекс-7,14 Оптимальный мотивационный комплекс - 39,45 Промежуточное значение мотивационного комплекса -57,61 Наихудший мотивационный комплекс - 2,94

Уровень устойчивости потребности личности в саморазвитии и самообразовании Высокий - 5,59 Средний -31,37 Низкий - 63,04 Высокий - 21,11 Средний - 59,69 Низкий -19,2

Уровень рефлексии трудовых действий и индивидуальной образовательной траектории Высокий -11,18 Средний - 65,53 Низкий -23,29 Высокий - 33,91 Средний -56,4 Низкий - 9,69

Метод экспертных оценок применялся для выявления уровня интеллектуальной культуры человека: умения работать с разнообразными источниками информации, в том числе электронными, способности находить нужную информацию, обрабатывать ее, умения критически относиться к информации, отбирать ее и др.

Для каждой категории эксперты были определены отдельно. Для студентов очной формы обучения в качестве экспертов выступили преподаватели, сокурсники и воспи-

татели, под руководством которых студент проходил практику. Для педагогов и работающих студентов - работодатели.

Качественный анализ результатов анкетирования студентов и педагогов на выявление способности к самообразованию показывают, что большинство из них сами оценивают свой уровень развития в профессии как средний. Существенная часть опрошенных педагогов и студентов оценивают свою потребность в самообразовании и саморазвитии в области осваиваемой профессии как среднюю или слабую.

Об уровне теоретической подготовленности по проблемам самообразования и саморазвития личности можно судить по ответам студентов на вопросы анкеты «Что движет саморазвитием личности»? «Зачем нужно самообразование?»

При ответе на вопрос о движущих причинах саморазвития личности многие студенты подчеркнули мотивационную сторону: «Потребность узнавать новое, быть «в теме», быть конкурентоспособной», «Мотивация, желания, интерес человека в чём-то и желание узнать что-то новое», «желание разобраться в чём-то» и др. При этом не были указаны внутренние противоречия, которые определяют саморазвитие личности. Интерес представляет анализ ответов практикующих педагогов, среди них 49,83% ответили, что их саморазвитием движет повышение квалификации. Такие ответы свидетельствуют о доминировании внешней мотивации саморазвития и самообразования над мотивацией внутренней, и, безусловно, показывают недостаточную личную потребность в самообразовании и саморазвитии.

Ответы студентов и педагогов по поводу владения умениями самообразования и саморазвития, их потребностей в умениях самообразования в своей профессиональной деятельности, в целом показывают понимание студентами недостаточности собственных компетенций в данной области. В то же время, при перечислении умений студенты продемонстрировали слабую теоретичную подготовленность по вопросам самообразования и саморазвития. В качестве умений, которыми большинство обучающихся обладают, были названы коммуникативные - «спросить у кого-либо и получить ответ на вопрос» (2,17%), информационно-поисковые (6,83%). Часть ответов не имела отношения к поставленному вопросу (13,98%), что показывает сложности студентов, связанные с непониманием сути проблемы.

Степень устойчивости потребности личности в самообразовании и саморазвитии можно оценить как недостаточную. Большая часть студентов признались, что самостоятельно (вне образовательной программы) они крайне редко занимаются самообразованием (66,15%). В то же время, практикующие педагоги практически все - 98,1% постоянно занимаются самообразованием. Следует иметь ввиду, что деятельность самообразования является неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, поэтому такие ответы нельзя назвать показательными и информативными. Обе категории (студенты и практикующие педагоги) назвали несколько трудовых действий, которые они постоянно совершенствуют или «хотели бы постоянно совершенствовать». Среди ответов отмечается копирование фраз из профессионального стандарта «Педагог», выдержек из интернет-источников. Это показывает недостаточную степень осознанности ответов на вопросы.

Поскольку тематическим ядром готовности конструировать индивидуальную образовательную траекторию развития личности нами рассматривается мотивация профессиональной деятельности, для ее диагностики применена методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А.А. Реана). Целью применения данной методики является изучение мотивации личности к профессиональ-

ной деятельности, мотивации самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов.

Применение методики позволило установить, что большинство студентов и воспитателей, составляющих исследуемую выборку, обладают оптимальными и промежуточными мотивационными комплексами, то есть их показатели внутренней мотивации выше показателей внешней положительной и внешней отрицательной мотивации, либо показатели внутренней мотивации соответствуют показателям внешней положительной мотивации, но больше по значению внешней отрицательной мотивации.

С целью оценки понимания социальной значимости педагогической профессии в социально-историческом процессе и на современном этапе давалось задание написать эссе одноимённой тематики. Содержание большей части анализируемых работ демонстрирует достаточно высокий уровень понимания студентами и педагогами социальной значимости педагогической профессии в социально-историческом процессе и на современном этапе, но обоснование, как правило, носило бытовой характер, не подкреплялось данными современных исследований, сопровождалось эмоционально-экспрессивной лексикой, а в части работ вообще отсутствовало. Результаты исследования отражены в гистограмме (см. рис. 2).

высокий средний низкий

■ Студенты ■ Педагоги

Рисунок 2 Уровень понимания студентами и педагогами социальной значимости педагогической профессии в социально-историческом процессе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для диагностирования рефлексии уровня трудовых действий; рефлексии эффективности реализации индивидуальной образовательной траектории участникам исследования было предложено анкетирование, в котором путем самооценки им нужно было оценить сформированность трудовых действий согласно Профессиональному стандарту «Педагог». Кроме того, анкета содержала вопросы, позволяющие увидеть способность человека обоснованно и аргументированно строить индивидуальную образовательную траекторию.

Характерно, что большая часть опрошенных студентов (63,04%) не хотели бы сами выбирать дисциплины учебного плана, чувствуют свою общую некомпетентность в данном вопросе. Многие одновременно отмечают, что не удовлетворены имеющимся учебным планом. Говоря о дисциплинах учебного плана, которые тре-

буют усиления или ослабления, большая часть студентов отметили, что хотели бы ослабить дисциплины общего блока (историю, физическую культуру, философию, иностранный язык и др.), одновременно усилить курсы профессиональной направленности (51,86%). Некоторые студенты отметили необходимость увеличения доли практики (24,22%). Остальная часть студентов удовлетворена собственной образовательной траекторией. Следует отметить, что дисциплины, долю которых студенты хотели бы уменьшить в структуре учебного плана, создают основу для дальнейшей

I V I ^ V V V

профессиональной подготовки, формируют общий культурный и коммуникативный уровень. Поэтому такие ответы показывают недостаточную компетентность студентов в области рефлексии эффективности реализации индивидуальной образовательной траектории.

Рефлексия уровня трудовых действий у опрошенных тоже является слабой. Ответы некоторых студентов и педагогов носят слишком общий характер (например, «Всегда нужно совершенствовать все трудовые действия, ибо нет пределу совершенству», «Все, так как они не развиты в совершенстве»). Большая часть студентов и педагогов назвали трудовые действия, которые они отмечают у себя как недостаточные. При этом большинство студентов отметили, что они редко рефлексируют свою профессиональную деятельность сквозь призму «Профессионального стандарта «Педагог» (95,96%). В то же время, педагоги довольно часто используют профессиональный стандарт для оценки собственных профессиональных действий (99,65%).

Для оценки готовности личности прогнозировать профессиональную биографию составленные студентами и педагогами проекты оценивались экспертами, в качестве которых выступали преподаватели вуза. Каждому эксперту выдавался лист для оценивания, где он должен был оценить проект профессиональной биографии по соответствующим параметрам, выставляя по каждому параметру от 0 до 10 баллов.

Лист оценивания

Параметры оценки проекта Баллы (0-10)

интерес к заданию

реальность

степень продуманности, аргументированности профессиональной биографии, самостоятельность выполнения

логичность, пошаговость (ближние, дальние, супер-дальние цели)

связь: способности - образование - профессия.

Итоговые оценки по каждому отдельному параметру были суммированы, что дало основание для выделения уровней способности прогнозировать профессиональную биографию.

Качественный анализ показал, что прогнозирование профессиональной биографии вызвало у представителей исследуемых выборок большую сложность, о чем свидетельствует то, что на первых этапах наблюдалось отсутствие выполненного задания к положенному сроку у 27,33% студентов, после чего были даны необходимые пояснения. Эти пояснения касались структуры проекта и понимания сущности задания.

О доступности данного задания для респондентов свидетельствует то, что часть справились с предложенным заданием. Количественный анализ экспертных оценок позволил выделить уровни сформированности готовности прогнозировать профессиональную биографию (см. рис. 3).

Минимальный уровень характеризуется отсутствием интереса к выполнению задания, формальным отношением к нему, крайней степенью недостаточности элемента прогнозирования при выполнении задания, а также непродуманностью, отсутствием аргументов выбора профессиональной траектории или несамостоятельностью выполнения задания.

Базовый (адаптивный) уровень предполагает интерес к выполнению задания, достаточную степень прогнозирования при его выполнении, наличие аргументов выбора профессиональной траектории и достаточную степень самостоятельности выполнения задания. Выполнение проекта на базовом уровне часто характеризует повышенная экспрессивность, эмоциональность и образность, имеет место элемент фантазирования, что выражено в определении лишь супер-дальних целей. Данные студенты описывают лишь следующую ступень профессионального роста, таким образом, проект теряет признак пошаговости построения профессиональной биографии.

На самом высоком, развитом уровне, прослеживается явный интерес к выполнению задания, широта и весомость аргументации, высокий уровень прогнозирования и самостоятельности при проектировании. Построение проекта обладает технологичностью, т.е. прослеживается пошаговость и логичность построения профессиональной биографии. Отчетливо видно понимание студентом связи: способности - образование - профессия. Выдвигаются как ближние, так и далекие цели, человек продумывает альтернативные пути их достижения в случае изменения условий социально-профессиональной среды.

85,3%

50,3%

37,6%

13,3%

Ы% Щ^Ш 1,4%

студенты педагоги

■ Минимальный ■ Адаптивный ■ Развитый

Рисунок 3 Уровни готовности прогнозировать профессиональную биографию

у студентов и педагогов

Сопоставление результатов по отдельным параметрам способности проектировать профессиональную биографию позволило определить уровни данной компетенции как высокий, средний и низкий (см. рис. 4).

Для сравнения достоверности различий между процентными долями двух выборок (педагоги и студенты), в которых зарегистрирован высокий, средний и низкий уровень был применен ф*-критерий (угловое преобразование Фишера). В результате статистического анализа получены значения, которые свидетельствуют о существенных отличиях между двумя группами (ф* = 1,683; ф* с критическими значениями:

ф* <1,64 (р<0,05) и ф* <2,31 (р<0,01). Поскольку полученное эмпирическое значение ф* находится в зоне неопределенности, следовательно, мы можем говорить о том, что доля лиц, у которых выявлена способность проектировать профессиональную биографию, в выборке 1 (студенты) выше, чем в выборке 2 (педагоги) (Н0 отвергается).

55,5%

42,9%

17.1%

1,6%

студенты педагоги

■ низкий ■ средний ■ высокий Рисунок 4 Уровни развития способности проектировать профессиональную

биографию у студентов и педагогов

_Обсуждение результатов и заключение

Итак, проведенное нами исследование дополняет ранее выполненные работы других авторов в области непрерывного профессионального самоопределения и самообучения. Оно показывает, что предыдущие исследования в области теории и практики проектирования профессионального будущего чрезвычайно актуальны и важны как для молодого поколения, так и для педагогов-стажистов. Одновременно наше исследование демонстрирует, что молодое поколение лучше адаптировано к хронической неопределенности будущего и социально-профессиональной среды; крайне важно в то же время создать базу для понимания собственной роли и ответственности людей за построение профессиональной карьеры. Такой базой, на наш взгляд, выступает система высшего образования и повышения квалификации, где должны быть учтены индивидуальные и личностные образовательные потребности обучающихся.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что способность проектировать профессиональную биографию развита на среднем и низком уровне, как у педагогов-практиков, так и у студентов итоговых курсов. Возможными причинами является недостаточное внимание к формированию данной компетенции в образовательных организациях, не нацеленность образовательной программы высшего образования на ее становление. Более того, в ходе непрерывного образования человеку недостаточно представляется право самому выбирать дисциплины учебного плана и формировать персонализированную образовательную траекторию. В результате этого личность привыкает, что содержание образования определено заранее и не стремится в дальнейшем менять профессиональную биографию.

Одновременно адаптация к хронической неопределённости приводит к тому, что у молодого поколения, то есть у студентов, способность проектировать профессиональную биографию находится на более высоком уровне.

Исследование целесообразно продолжать с разнообразными профессиональными группами участников. Также возможно рассмотреть фактор возраста как причину, влияющую на способность проектировать профессиональную биографию. Необходимо рассмотреть организационные, содержательные и методические аспекты формирования способности проектировать профессиональную биографию у будущих и практикующих педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Holland J L. Making vocational choices: a theory of careers. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1973. 150 p.

2. Абрамова С.Б. Образ будущего в представлениях современных подростков: ожидания и страхи [Электронный ресурс] // Logos et Praxis. 2017. Том 16. № 3. doi: 10.15688/lp.jvolsu.2017.3.12 (дата обращения: 22.05.2019).

3. Белогай К.Н., Бугрова Н.А. Образ будущего у старших подростков: межполовые различия // Психолого-педагогические исследования 2020. Том 12. № 1. С. 86-104

4. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 1995. 46 с.

5. Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 31-38. doi: 10.17759/jmfp.2016050204

6. Зеер Э. Ф., Третьякова В. С., Зиннатова М. В. Инновационная модель социально-профессионального развития личности обучающегося // Образование и наука. Том 22, № 3. 2020. С. 83-115.

7. Зеер Э.Ф., Зиннатова М.В. Психологическое профессиоведение: Учебное пособие / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2019.

8. Зеер Э.Ф., Третьякова В.С., Мирошниченко В.И. Стратегические ориентиры подготовки педагогических кадров для системы непрерывного профессионального образования // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 6. С. 93-121.

9. Зеер, Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. №3. С. 74-82.

10. Зинченко Ю.П., Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф. Психолого-педагогические основания прогнозирования будущего профессионального образования: векторы развития //Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3 (172). С. 11-35.

11. Иванова Т.И. Социально-трудовая мобильность современной молодежи: состояние и перспективы (региональная специфика): автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2012. 25 с.

12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пос. для студ. высш. учеб заведений. М.: Академия, 2004. 304 с.

13. Коршунов А.В. Адаптационные стратегии российской молодежи на рынке труда в условиях социально-экономической нестабильности и неопределенности: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2011. 24 с.

14. Лифанов А.Д., Подъяпольский Н.В. Взаимосвязь образа будущего Я с мотивацией студенток к физкультурно-оздоровительной деятельности в юношеском возрасте // Сибирский психологический журнал. 2018. № 67. С. 172-189.

15. Манукян В.Р. Опыт исследования индивидуально-психологических особенностей целеполагания и жизненного планирования [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 57. С. 9. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 23.05.2019)

16. Минюрова С.А. Психологические основания выбора стратегий саморазвития в профессии: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2009. 46 с.

17. Петрова В.Н. Образ будущего как предиктор профессионального развития: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Томск, 2019. 33 с.

18. Третьякова В.С. Исследование рынка труда - вектор прогнозирования профессионального будущего студенческой молодежи // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2 (41). С. 122-132.

REFERENCES

1. Holland J L. Making vocational choices: a theory of careers. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1973. 150 p.

2. Abramova S.B. The image of the future in the views of modern adolescents: expectations and fears. Logos et Praxis, 2017, vol. 16, no. 3. doi: 10.15688/lp.jvolsu.2017.3.12 (accessed 17 December 2020). (in Russ.)

3. Belogay K.N., Bugrova N.A. The image of the future in older adolescents: gender differences. Psychological and pedagogical research, 2020, vol. 12, no. 1, pp. 86-104. (in Russ.)

4. Borisova E.M. Professional self-determination: personal aspect: Abstract Diss. Dr. Psychol. Sci., Moscow, 1995. 46 p.

5. Bochaver A.A., Zhilinskaya A.V., Khlomov K.D. Prospects for modern adolescents in the context of a life trajectory. Modern foreign psychology, 2016, vol. 5, no. 2, pp. 31-38. doi: 10.17759/jmfp.2016050204 (in Russ.)

6. Zeer E.F., Tretyakova V.S., Zinnatova M.V. An innovative model of social and professional development of a student's personality. Education and Science, 2020, vol. 22, no. 3, pp. 83-115. (in Russ.)

7. Zeer E.F., Zinnatova M.V. Psychological Profession: Textbook / Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation; Russian State Vocational Pedagogical University. Yekaterinburg, 2019. (in Russ.)

8. Zeer E.F., Tretyakova V.S., Miroshnichenko V.I. Strategic guidelines for the training of teaching staff for the system of continuing professional education. Education and Science, 2019, vol. 21, no. 6, pp. 93-121. (in Russ.)

9. Zeer E.F., Symaniuk E.E. Individual educational trajectories in the system of continuing education. Pedagogical education in Russia, 2014, no. 3, pp. 74-82. (in Russ.)

10. Zinchenko Yu.P., Dorozhkin E.M., Zeer E.F. Psychological and pedagogical foundations of forecasting future vocational education: vectors of development. Education and Science, 2020, vol. 22, no. 3 (172), pp. 11-35. (in Russ.)

11. Ivanova T.I. Social and labor mobility of modern youth: state and prospects (regional specificity): abstract Diss. PhD Sociol. Sci., Saratov, 2012. 25 p. (in Russ.)

12. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination: textbook. pos. for stud. higher educational institutions. Moscow, Academy Publ., 2004. 304 p. (in Russ.)

13. Korshunov A. V. Adaptation strategies of Russian youth in the labor market in conditions of socio-economic instability and uncertainty: abstract Diss. PhD Sociol. Sci., Rostov-on-Don, 2011. 24 p. (in Russ.)

14. Lifanov A.D., Podyapolsky N.V. The relationship of the image of the future I with the motivation of female students to physical culture and health-improving activity in adolescence. Siberian psychological journal, 2018, no. 67, pp. 172-189. (in Russ.)

15. Manukyan V.R. Experience in the study of individual psychological characteristics of goal setting and life planning. Psychological research, 2018, vol. 11, no. 57, p. 9. Available at: http://psystudy.ru (accessed 17 December 2020)

16. Minyurova S.A. Psychological grounds for choosing strategies for self-development in the profession: abstract Diss. Dr. Psychol. Sci., Moscow, 2009. 46 p. (in Russ.)

17. Petrova V.N. The image of the future as a predictor of professional development: Diss. Dr. Psychol. Sci., Tomsk, 2019. 33 p. (in Russ.)

18. Tretyakova V.S. Labor market research - a vector of forecasting the professional future of student youth. Professional education and labor market, 2020, no. 2 (41), pp. 122-132. (in Russ.)

Информация об авторе

Крежевских Ольга Валерьевна

(Россия, Шадринск) Доцент, кандидат педагогических наук, декан

педагогического факультета Шадринский государственный педагогический университет E-mail: MailOlga84@mail.ru

Information about the author

Olga V. Krezhevskikh

(Russia, Shadrinsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Dean of the Faculty of Education Shadrinsk State Pedagogical University E-mail: MailOlga84@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.