Научная статья на тему 'Содержание и формы сопровождения профессионального самоопределения студентов-педагогов'

Содержание и формы сопровождения профессионального самоопределения студентов-педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое образование / подготовка педагогов / профессиональное самоопределение / профессиональная идентичность / преподаватель-коуч / педагогическое сопровождение / индивидуальная образовательная траектория / teacher training / professional self-determination / individual educational / professional identity / teacher-coach.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белякова Евгения Гелиевна

С опорой на авторскую концепцию смысловых механизмов профессионального самоопределения в статье раскрыты содержание и формы сопровождения данного процесса в условиях вузовской подготовки педагога. Определены способы интеграции сопровождения в учебные и внеучебные виды деятельности студентов, в процесс прохождения практики, показаны возможности современных информационно-коммуникационных технологий для поддержки профессионального самоопределения студентов. Обозначены требования к деятельности преподавателя-коуча, осуществляющего сопровождение профессиональной самоидентификации студентов-педагогов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белякова Евгения Гелиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content and Forms of Support for Professional Self- determination of Student Teachers

Based on the author’s concept of semantic mechanisms of professional self-determination, the article reveals the content and forms of accompanying this process in the conditions of university training of a teacher. The ways of integrating support into educational and extracurricular activities of students in the process of internship are determined, the possibilities of modern information and communication technologies to support professional selfdetermination of students are shown. The requirements for the activities of the teacher-coach, providing support for professional self-identification of student teachers.

Текст научной работы на тему «Содержание и формы сопровождения профессионального самоопределения студентов-педагогов»

60 |

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Содержание и формы сопровождения профессионального самоопределения студентов-педагогов*

БЕЛЯКОВА Евгения Гелиевна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной педагогики Тюменского государственного университета, Тюмень

Аннотация

С опорой на авторскую концепцию смысловых механизмов профессионального самоопределения в статье раскрыты содержание и формы сопровождения данного процесса в условиях вузовской подготовки педагога. Определены способы интеграции сопровождения в учебные и внеучебные виды деятельности студентов, в процесс прохождения практики, показаны возможности современных ин-формационно-коммуникацион-ных технологий для поддержки профессионального самоопределения студентов. Обозначены требования к деятельности преподавателя-коуча, осуществляющего сопровождение профессиональной самоидентификации студентов-педагогов

Ключевые слова:

педагогическое образование, подготовка педагогов, профессиональное самоопределение, профессиональная идентичность, преподаватель-коуч, педагогическое сопровождение, индивидуальная образовательная траектория

Период студенчества представляет собой один из ключевых этапов вхождения в будущую профессию, а сопровождение профессионального самоопределения студентов является необходимой составляющей образовательного процесса. В то же время сравнительно немногие исследования акцентируют в профессиональном самоопределении личности его внутреннюю, индивидуально-смысловую составляющую, значимость переживания аутентичного профессионально-ориентированного опыта и становления идентичности как условия осмысленного выбора и дальнейшего саморазвития в профессии. Следует также отметить, что в условиях постиндустриального общества и индивидуализации образования профессиональное самоопределение студентов приобретает выраженно «экзистенциальный», смысловой характер, предполагая качественно новый уровень и содержание субъектной активности личности в профориентационном поле.

Целью данной статьи является обоснование содержания и форм профессионального самоопределения студентов-педагогов на основе авторской концепции смысловых механизмов профессионального самоопределения.

Разработка содержания и конкретных форм сопровождения профессионального самоопределения студентов требует понимания того, какие психолого-педагогические механизмы будут задействованы в данном процессе. Категория смысла в контексте проблем личностного и профессионального самоопределения была актуализирована в уже ставших классическими работах Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, М. Р. Гинзбурга, Д. А. Леонтьева. В современных условиях смысловые аспекты профессионального самоопределения приобретают особую актуальность. Как отмечают И. С. Сергеев, Н. Ф. Роди-чев, М. А. Сикорская-Деканова, постиндустриальный тип профессионального самоопределения характеризуется тем, что «содержанием профессионального самоопределения становится система смыслов, выступающих внутренней движущей си-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект № 18-013-00106.

Белякова Е. Г. Содержание и формы сопровождения профессионального самоопределения студентов-педагогов // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 1. — С. 60-65. — □□! 10.24411/2307-4264-2020-10106.

лой человека в его профессиональной деятельности» [5, с. 42]. В условиях индивидуализации высшего образования смыслообразующие характеристики индивидуальных образовательных траекторий связываются с необходимостью осмысленных выборов и проектирования студентами персонального образовательного маршрута (Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, М. В. Зиннатова, Е. В. Лебедева) [3].

В зарубежных исследованиях смысловые механизмы профессионального самоопределения изучаются в рамках феноменологического подхода, акцентирующего роль самоосмысления профессионального становления и формирования идентичности в профессии через нарративные и дискурсивные практики [6-8]. Ведущими новообразованиями профессионального развития и самоопределения выступают образ «я-профессионал», переживание аутентичного опыта профессиональной деятельности, целостность самовосприятия пути становления в профессии. Данный подход нашел применение в программах поддержки профессионального развития педагога в таких странах, как США, Австралия, Китай (Гонконг), Великобритания, Латвия, Финляндия, Швеция, Нидерланды при изучении профессионального становления педагога на разных его этапах и охватывает такие категории, как студенты профильных колледжей, педагогических вузов и университетов, практиканты-стажеры, молодые педагоги, педагоги со стажем. Анализ проанализированных нами программ позволяет выделить значимые факторы формирования профессиональной идентичности педагога: опыт самостоятельной педагогической деятельности, самоэффективность, рефлексивное отношение к профессиональному росту, поддержка педагогического сообщества, диалогическая среда, осведомленность в современных инновационных разработках и тенденциях развития сферы образования, знание объективных требований к педагогической деятельности.

Вместе с тем перечисленные выше идеи и подходы нуждаются в разработке способов их интеграции в образовательный процесс высшей школы, и настоящая статья представляет результаты такого исследования.

Для определения содержания и форм сопровождения профессионального самоопределения студентов-педагогов использованы авторская концепция смысловых механизмов [1] и модель сопровождения профессионального самоопределения студентов — будущих педагогов [2]. Мы основывались на идее о том, что ведущими смысловыми механизмами профессионального самоопределения студентов выступают проектирование профессионального будущего и рефлексивное осмысление опыта, полученного в ходе реализации проекта своего профессионального саморазвития. Сопровождение должно обеспечить реализацию целостного цикла процесса порождения личностного смысла профессии через взаимосвязанные виды активности: проектирование профессионального будущего, реализацию проекта в реальной деятельности и рефлексивное осмысление полученного опыта. Цель сопровождения состоит в создании условий для становления студентов как осмысленных субъектов профессионального пути через освоение культурных практик конструирования профессиональной идентичности,

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

которые реализуются через нарративные и дискурсивные методы. Этапы сопровождения включают смыслоориентацию, суть которой состоит в освоении ценностно-смысловых основ педагогической деятельности, смыслоцелеполагание, реализующееся через проектирование процесса профессионального саморазвития, организационно-деятельностный этап, на котором происходит планирование способов реализации своего проекта в реальной деятельности, деятельностный этап, обеспечивающий погружение в квазипрофессиональный и профессиональный контексты и приобретение опыта решения педагогических задач, этап рефлексии, на котором освоенный опыт становится предметом осмысления, благодаря чему он «встраивается» в формирующуюся профессиональную идентичность студентов. Становление профессиональной идентичности студентов-педагогов рассматривалось как основной результат сопровождения и ведущий критерий профессионального самоопределения (Ю. П. Поваренков) [4].

Предложенная нами модель сопровождения профессионального самоопределения студентов-педагогов прошла апробацию в ходе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в течение января — октября 2019 года на базе Тюменского государственного университета. В исследовании приняли участие бакалавры младших курсов, магистранты педагогических направлений и преподаватели Института психологии и педагогики. Этапы сопровождения, их содержание и методическое обеспечение, формы реализации, ожидаемые результаты и способы поддержки процесса сопровождения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий отражены в таблице.

В ходе апробации модели сопровождения профессионального самоопределения студентов-педагогов выявлены требования к деятельности преподавателя, организующего данный процесс. От преподавателя ожидаются диалогичность в общении, отсутствие формализованного педагогического взаимодействия, индивидуальный подход, доверительность общения, установка на продуктивную совместную работу. Определены ведущие задачи преподавателя: мотивирование студентов на профессиональное саморазвитие и фасилитацию данного процесса, готовность выстраивать «поддерживающие отношения». Также установлено, что специфика сопровождения профессионального самоопределения как смыслового процесса требует от преподавателя дополнительных компетенций. К ним относятся способности выполнять функции консультанта не только по профессионально-педагогическим проблемам, но и в случае затруднений, связанных с личностно-про-фессиональным ростом, а также выступать в качестве специалиста по управлению проектом, что позволяет осуществлять организацию идентификационной активности студентов. В связи с этим мы посчитали необходимым ввести термин «преподаватель-коуч», чтобы подчеркнуть особенности деятельности преподавателя в предлагаемом варианте сопровождения.

Как показало исследование, взаимосвязанные этапы сопровождения могут быть реализованы в процессе вузовской подготовки педагога,

1 /2020 | 63

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Содержание сопровождения профессионального самоопределения студентов-педагогов и формы его реализации

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

1. Смыслоориентационный этап

Содержание Погружение студентов в пространство гуманитарных смыслов педагогической деятельности, их осмысление и понимание, помощь в ориентации в смыслах и содержании педагогической деятельности, требованиях к педагогическому профессионализму, поддержка конструирования эталонного образа профессионализма

Методики Интерпретация педагогических текстов, анализ профессиональных биографий, анализ педагогического опыта

Формы Учебные курсы: «Введение в специальность», «Великие педагогические тексты», тренинг личностно-профессио-нального роста Внеучебные мероприятия: «Педагогические чтения», мастер-классы, экскурсии, посещение уроков и внеучебных мероприятий, творческие лаборатории с участием педагогов-практиков, наблюдение на конкурсах педагогического мастерства, общение с наставниками и преподавателями, ознакомление с инновационным педагогическим опытом

Результат Ориентация в гуманитарно-смысловой основе педагогической деятельности, становление ценностно-смысловой педагогической позиции, конструирование студентами субъективного эталонного образа профессионала

ИКТ-поддержка Доступ к онлайн-контенту, блоггинг

2. Этап смыслоцелеполагания

Содержание Активизация деятельности по созданию проекта своего профессионального будущего, конструированию нарративной идентичности (актуальной и потенциальной)

Методики Нарративные методики, профессиональное автобиографирование (эссе «Мое профессиональное будущее»), UfiUneo (Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова), методика самофутурирования (Н. С. Глуханюк), методика проектирования траектории личностно-профессионального роста

Формы Индивидуальные сессии с преподавателями-коучами, тренинг личностно-профессионального роста

Результат Проектирование своего профессионального пути через конструирование потенциальной идентичности (каким бы хотел стать в профессиональном будущем), значимых событий в своем профессиональном будущем

ИКТ-поддержка Блоггинг, тематические форумы

3. Организационно-деятельностный этап

Содержание Планирование способов реализации проекта становления как будущего профессионала в образовательном процессе вуза с учетом имеющихся в нем возможностей и ресурсов

Методики Технологии управления проектами, тайм-менеджмент, методики «Мотивационное письмо» и «Персональный план профессионального развития», консультирование при выборе профессиональных проб

Формы Индивидуальные сессии с преподавателями-коучами, консультации, тьюторское сопровождение

Результат План достижения спроектированной профессиональной идентичности, индивидуальная дорожная карта

ИКТ-поддержка Цифровой органайзер, методика Scrum+Kanban, платформа Trello (мобильное приложение и web-версия)

4. Деятельностный этап

Содержание Реализация идентичности в пространстве реальной деятельности, накопление практического опыта

Методики Квазипрофессиональные и профессиональные пробы, микропреподавание, имитационные методы, сбор материала для портфолио персональных достижений, консультации

Формы Учебные занятия, внеучебные педагогические проекты, практика

Результат Переживание самоэффективности в конкретных видах педагогической деятельности, рефлексия соотношения целей и достигнутых результатов саморазвития, выявление области некомпетентности для постановки новых задач

ИКТ-поддержка Цифровой рефлексивный дневник, цифровой органайзер, методика Scrum+Kanban, платформа Trello (мобильное приложение и web-версия), вебинары, онлайн-консультирование

5. Рефлексивный этап

Содержание Осмысление опыта педагогической деятельности в контексте актуальных задач, рефлексия идентичности в контексте профессионального пути

Методики Педагогическая супервизия, мини-конкурсы, решение кейсов, нарративные, рефлексивные, дискурсивные методики, профессиональное автобиографирование

Формы Учебные занятия, творческие конкурсы, раздел отчета о прохождении практики, тренинг личностно-профессио-нального роста

Результат Становление целостной картины профессионального пути

ИКТ-поддержка Цифровой сторителлинг (TILDA, iSpring, Placestories, StoryBird, Slidestory, Timeline JS, Satori, StoryMap JS и др.), блоггинг, тематические форумы, NET-сообщества педагогов

6. Новое смыслоцелеполагание

Содержание Уточнение, корректировка проекта профессионального будущего, новое целеполагание

Методики Нарративные и дискурсивные методики

формы Индивидуальные сессии с преподавателями-коучами, тренинг личностно-профессионального роста

Результат Обновленная потенциальная идентичность, актуализация потребности в ее деятельностной реализации

ИКТ-поддержка Блоггинг, тематические форумы

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

интегрированы в него через учебные и внеучебные формы, систему практик, при условии их обогащения смыслообразующими методиками и обеспечения цикличности проектирования — практикования — рефлексии. Отметим также, что использование в работе со студентами нарративных и рефлексивных методик требует развития у них соответствующих компетенций.

В ходе опытно-экспериментальной работы выявлены возможности современных информационно-коммуникационных технологий (блоггинг, сторителлинг и др.) для стимулирования смыслообразования и поддержки процесса профессиональной самоидентификации студентов, что обеспечивается их диалогичностью, условиями для разворачивания нарративной активности и профессионально-педагогического дискурса, стимулирования направленной рефлексии педагогического опыта, оперативной обратной связи и психологической поддержки.

Необходимым элементом предложенного варианта сопровождения выступает мониторинг, разработанный в соответствии с исходными теоретическими позициями и нацеленный на отслеживание изменений в сформированности основных компонентов профессионального самоопределения студентов-педагогов1. Диагностический комплекс включает методики, позволяющие оценить динамику профессиональной идентичности (опросник А. А. Озериной), уровень профессиональной самооценки (авторский вариант семантического дифференциала), изменения в дескрипторах, отражающих реализацию смысловых механизмов профессионального самоопределения, выявленных на основе контент-анализа сочинений «Мое профессиональное будущее».

На основе концепции смысловых механизмов определены содержание и оптимальные формы сопровождения профессионального самоопределения, органично вписывающиеся в процесс вузовской подготовки педагогов. Акцентированы смысловые основания профессионального самоопределения студентов, обеспечивающие осмысленный выбор траектории профессионального пути. В связи с особым содержанием сопровождения охарактеризованы условия, требующиеся для реализации заложенных в него механизмов смыслообразования. Ключевую роль мы отводим преподавателю-коучу, выполняющему несколько взаимосвязанных функций во взаимодействии со студентами.

Результаты исследования будут полезны в условиях индивидуализации образования для развития у студентов способности проектировать свой профессиональный путь, воплощать свой проект в реальность и осмыслять новый опыт, что способствует становлению их профессиональной идентичности. Перечисленные экзистенциальные компетенции являются универсальными и будут обеспечивать самодетерминацию развития не только в период вузовского обучения, но и на последующих этапах личностного и профессионального становления.

1 Результаты апробации представленной модели сопровождения профессионального самоопределения будут отражены в специальной публикации, поскольку содержат большой массив данных и требуют детального анализа. Тем не менее предварительно отметим, что результаты мониторинга позволяют сделать вывод о соответствии положительной динамики показателей профессиональной идентичности содержанию предложенного варианта сопровождения профессионального самоопределения студентов, то есть о его результативности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Литература

1. Белякова Е. Г. Проблема моделирования процесса формирования профессиональной идентичности студентов — будущих педагогов с позиций ценностно-смыслового подхода // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 5. — С. 68-73.

2. Белякова Е. Г. Сопровождение профессионального самоопределения студентов — будущих педагогов: ценностно-смысловой подход // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — № 4 (58). — С. 64-72.

3. Зеер Э. Ф., Заводчиков Д. П., Зиннатова М. В., Лебедева Е. В. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования // Научный диалог. — 2017. — № 1. — С.266-279.

4. Поваренков Ю. П. Психологическая структура субъекта профессионального пути // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2008. — Т. 1. — № 2. — С. 9-16.

5. Сергеев И. С., Родичев Н. Ф., Сикорская-Деканова М. А. Профессиональное самоопределение и его сопровождение в постиндустриальном мире: попытка прогноза // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 4. — С. 39-50.

6. Amott P. Identification — a process of self-knowing realised within narrative practices for teacher educators during times of transition // Professional Development in Education. — 2018. — Vol. 44. — № 4. — Рр. 476-491. Available from: http:doi:10.1080/19415257.2017.1381638 (дата обращения — 03.02. 20).

7. Izadinia M. A review of research on student teachers' professional identity // British Educational Research Journal. — 2013. — Vol. 39. — № 4. — Рр. 694-713. Available from: http:doi:10.1080/01411926.2012.679614 (дата обращения: 03.02. 20).

8. Kelchtermans G. Who I am in how I teach is the message: Self-understanding, vulnerability and reflection // Teachers and Teaching. — 2009. — № 15. — Рр. 257-272. Available from: http:doi:10.1080/13540600902875332 (дата обращения: 03.02. 20).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.