Научная статья на тему 'МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ'

МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3804
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / САМООЦЕНКА / СПОНТАННОСТЬ / ЛАБИЛЬНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Биктина Насима Нигматулиновн

Статья посвящена актуальной теме взаимосвязи уровня мотивации достижения успеха, самооценки и личностных особенностей студентов. В современных реалиях, чтобы добиться высоких результатов в жизни молодым людям необходимо постоянно мотивировать себя на достижение успеха. Ранее учеными установлено, что свойства личности влияют на особенности мотивации достижения успеха, а особенности мотивации, закрепляясь, становятся свойствами личности. В статье приводятся результаты исследования личностных особенностей студентов с различным уровнем достижения успеха. В ходе исследования установлено, что студенты со средним уровнем мотивации достижения успеха более тревожны, чем студенты с высоким уровнем мотивации достижения. Студентам с высоким уровнем мотивации достижения успеха свойственны такие личностные свойства как лабильность, спонтанность и высокий уровень самооценки. Респонденты с высоким уровнем мотивации достижения успеха более спонтанны, они нацелены на удовлетворение потребностей в познании и самореализации и могут действовать исходя из своих собственных убеждений и установок, используя при этом творческий подход. Автором выявлена корреляционная связь между показателями агрессивности, спонтанности и мотивации достижения успеха у студентов. Лабильность оказывает влияние на самооценку студентов. Результаты проведенного исследования, представленные в данной статье, могут быть интересны и полезны психологам, преподавателям, коучам по работе со студентами с целью формирования мотивации достижения успеха в учебной и профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Биктина Насима Нигматулиновн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONS FOR SUCCESS AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS

The article is devoted to the topical topic of the relationship between the level of motivation for success, self-esteem and personal characteristics of students. In today's reality, to achieve high results in life, young people need to constantly motivate themselves to achieve success. Previously, scientists have found that the properties of personality affect the features of motivation to achieve success, and the features of motivation, becoming fixed, become the properties of personality. The article presents the results of a study of personal characteristics of students with different levels of success. The study found that students with an average level of motivation to achieve success are more anxious than students with a high level of motivation to achieve. Students with a high level of motivation to achieve success are characterized by such personal properties as lability, spontaneity and a high level of self-esteem. Respondents with a high level of motivation for success are more spontaneous, they are focused on meeting the needs for knowledge and self-realization, and can act based on their own beliefs and attitudes, while using a creative approach. The author revealed a correlation between the indicators of aggression, spontaneity and motivation to achieve success in fourth-year students. Lability affects students ' self-esteem. The results of the research and presented in this article can be interesting and useful to psychologists, teachers, coaches working with students in order to form motivation for success in educational and professional activities.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

БИКТИНА Насима Нигматулиновна МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА ...

УДК 159.9.072

DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0084

МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 7265-7068 AuthorlD: 688672

БИКТИНА Насима Нигматулиновна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Социальная психология» Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, пр. Победы 13, корп.20, e-mail: biktina@rambler.ru) Аннотация. Статья посвящена актуальной теме взаимосвязи уровня мотивации достижения успеха, самооценки и личностных особенностей студентов. В современных реалиях, чтобы добиться высоких результатов в жизни молодым людям необходимо постоянно мотивировать себя на достижение успеха. Ранее учеными установлено, что свойства личности влияют на особенности мотивации достижения успеха, а особенности мотивации, закрепляясь, становятся свойствами личности. В статье приводятся результаты исследования личностных особенностей студентов с различным уровнем достижения успеха. В ходе исследования установлено, что студенты со средним уровнем мотивации достижения успеха более тревожны, чем студенты с высоким уровнем мотивации достижения. Студентам с высоким уровнем мотивации достижения успеха свойственны такие личностные свойства как лабильность, спонтанность и высокий уровень самооценки. Респонденты с высоким уровнем мотивации достижения успеха более спонтанны, они нацелены на удовлетворение потребностей в познании и самореализации и могут действовать исходя из своих собственных убеждений и установок, используя при этом творческий подход. Автором выявлена корреляционная связь между показателями агрессивности, спонтанности и мотивации достижения успеха у студентов. Лабильность оказывает влияние на самооценку студентов. Результаты проведенного исследования, представленные в данной статье, могут быть интересны и полезны психологам, преподавателям, коучам по работе со студентами с целью формирования мотивации достижения успеха в учебной и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: личностные особенности, мотивация достижения успеха, самооценка, спонтанность, лабильность, тревожность, агрессивность, мотивация избегания неудач.

MOTIVATIONS FOR SUCCESS AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS

© The Author(s) 2021

BIKTINA Nasima Nigmatulinovna, candidate of psychological Sciences, docent, associate Professor of the Department «Social psychology» Orenburg State University (4600018, Russia, Orenburg, 13 Pobedy Ave., bldg. 20, e-mail: biktina@rambler.ru) Abstract. The article is devoted to the topical topic of the relationship between the level of motivation for success, self-esteem and personal characteristics of students. In today's reality, to achieve high results in life, young people need to constantly motivate themselves to achieve success. Previously, scientists have found that the properties of personality affect the features of motivation to achieve success, and the features of motivation, becoming fixed, become the properties of personality. The article presents the results of a study of personal characteristics of students with different levels of success. The study found that students with an average level of motivation to achieve success are more anxious than students with a high level of motivation to achieve. Students with a high level of motivation to achieve success are characterized by such personal properties as lability, spontaneity and a high level of self-esteem. Respondents with a high level of motivation for success are more spontaneous, they are focused on meeting the needs for knowledge and self-realization, and can act based on their own beliefs and attitudes, while using a creative approach. The author revealed a correlation between the indicators of aggression, spontaneity and motivation to achieve success in fourth-year students. Lability affects students ' self-esteem. The results of the research and presented in this article can be interesting and useful to psychologists, teachers, coaches working with students in order to form motivation for success in educational and professional activities.

Keywords: personal characteristics, motivation to achieve success, self-esteem, spontaneity, lability, anxiety, aggression, motivation to avoid failure.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, чтобы быть успешным, любой процесс обучения должен быть мотивирован. В настоящее время, как отмечается учеными (Амержанова Ш.К., Ткач Р.С., Ткач Е.Н., Коваленко В.И., Буравцова Н.В., Шпехт М.В., [1]? Горбунова К.Ю., Маслова Т.М., Букаева Н.Г., Букаев Г.Г.[2] и др.), актуальной становится проблема мотивации участников образовательного процесса. Остро данный вопрос встает в отношении мотивации к обучению студентов как основных участников образовательного процесса. «Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения: считает В.К. Стародубцева, - Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала» [3]. По мнению автора, мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу [3]. Как считают Кузьмин Е.А. и Маслова Т.М.: «Студенту, для того, чтобы добиться высоких результатов в жизни и стать самоактуализированной личностью необходимо

постоянно мотивировать себя на достижение успеха» [4]. Амержанова Ш.К. утверждает, что «Успешность личности на сегодняшний день - один из основных показателей результативности жизнедеятельности каждого, а также это и показатель каждой образовательной организации (школа, колледж, вуз)» [5].

«Мотивация основывается на мотивах, под которыми имеются в виду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки», - считают ученые Р.С. Ткач и Е.Н.Ткач. Мотивация же студентов представляет собой процессы, методы и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. В качестве мотивов, по мнению авторов, могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки [6].

Горбунова К.Ю., Маслова Т.М. рассматривают мотивацию достижения успеха «как стремление человека добиваться высоких результатов в различных видах деятельности и общении и избеганию неудач как устойчивому стремлению человека избегать неудачи в жизнен-

BIKTINA Nasima Nigmatulinovna MOTIVATIONS FOR SUCCESS AND PERSONAL .

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ных ситуациях, связанных с оценкой его деятельности и общения, дается понятие мотив и мотивация» [7].

В работе Е.А. Лежневой обоснована необходимость развития мотивации достижения успеха, влияющей на становление профессиональной стратегии личности [8].

Зверева Р.Г. утверждает, что конкурентоспособность личности характеризует синтез таких качеств, как чёткость целей и ценностных ориентации, творческое отношение к делу, стремление к непрерывному саморазвитию и т. д. По утверждению автора мотивация достижения успеха является движущим фактором развития конкурентоспособности личности студента [9].

Исходя из современных определений категории «мотивация» (В. К. Вилюнас, В. И. Ковалева, Е. С. Кузьмина, Б. Ф. Ломова, К. К. Платонова и др.) под мотивационной сферой личности понимается совокупность стойких мотивов, которая имеет определенную иерархию и выражает направленность личности [10].

Исследователи А.Н. Леонтьев, Дж. Аткинсон, У. Джеймс, Т. Дембо, Н. Кузьмина, К. Левин, Г. Мюррей, Хекхаузен, Ф. Хоппе в своих научных работах делают акцент на изучении таких личностных особенностей, влияющих на мотивацию достижений успеха, как самооценка и уровень притязаний. Мотивация достижения успеха тесно связана с уровнем притязаний - стремлением к достижению целей той степени сложности, на которую человек способен [11].

Важную роль в исследовании мотивации достижения успеха сыграл Ф. Хоппе, который стоял у истоков исследование феномена мотивации достижения, предложив понятие «я-уровень». Ученый определял «я-уровень» как высокий уровень притязаний индивида, содержание его личностного стандарта достижений (позднее данное понятие стало трактоваться именно как мотивация достижений). В 50-х годах ХХ в. Г. Мюррей разработал методику диагностики мотивации достижения.

А.Н. Леонтьев считает, что мотивация достижения успеха проявляется в свойствах личности [12]. Психолог указывает на взаимосвязь индивидуальных поведенческих стратегий, многие из которых обнаруживают себя уже в детстве, с параметрами мотивации достижения жизненного успеха [12].

Психолог Е.П. Ильин указывает, что свойства личности влияют на особенности мотивации достижения успеха, а особенности мотивации, закрепляясь, становятся свойствами личности. При этом ключевое влияние на развитие мотивации достижения успеха психолог отводит таким личностным особенностям, как: способность к саморегуляции и представления о самоэффективности [13].

Следовательно, мотивация достижения успеха взаимосвязана с личностными особенностями человека. Результаты анализа работ известных психологов свидетельствуют о том, что высокая мотивированность человека на достижение успеха основана на способностях, креативности, оптимизме, вере в успех [10, 12, 13]. Так, Е.Ю. Патяева подчеркивает, что формированию мотивации на достижение успеха способствуют такие качества личности, как вера в значимость и важность своего дела, понимание своей миссии, высокая работоспособность, энтузиазм, вера в себя, постоянное стремление к развитию и самосовершенствованию, внутренняя свобода

[14].

Современными исследователями выделены наиболее значимые личностные качества, которые являются детерминантами мотивации достижения успеха.

Так, Карпова Е.В., Афанасьева А.С. считают, что мотивация достижения, саморегуляция и учебная мотивация зависят от индивидуальных особенностей студента, характера ближайшей референтной группы, уровня развития студенческого коллектива [15]. Жердеевой Л.А. выявлена взаимосвязь мотивации достижения успеха с такими компонентами Я-концепции как закрытость, самоуверенность, саморуководство, самоценность 332

тренняя конфликтность и самообвинения [16]. Фокина И.В. считает, что уровень мотивации достижения успеха и социометрический статус студентов взаимосвязаны [17]. Тимофеевой О.В. установлено, что студенты с мотивацией достижения успеха признают ценность карьеры и считают её одной из главных целей жизни, чем отличаются от студентов с выраженной мотивацией избегания неудачи [18].

По утверждению психологов поведение человека во многом определяется системой его ценностей и установок. По результатам исследования Безруковой А.Н., Тимофеевой Т.С., Коваленко С.Н желание добиться успеха у молодых людей связано со значимыми ценностями друзей и независимостью [19].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты данной темы, позволил нам выделить основные личностные качества, связанные с мотивацией достижения успеха: тип и свойства характера человека; субъективность личности; особенности самоактуализации и самореализации личности; самооценка и ответственность; саморегуляция; представления о самоэффективности и уровне притязаний личности; психическое здоровье; функциональная автономность (независимость); творческая активность и креативность; социальная и личностная идентичности; стремление к самосовершенствованию, способности.

МЕТОДОЛОГИЯ

Наше исследование, проведённое в Оренбургском государственном университете, среди студентов первых и четвертых курсов технического направления обучения (п=60), было направлено на исследование личностных особенностях студентов с различным уровнем мотивации достижения успеха.

Определение уровня мотивации достижения успеха осуществлялось с помощью опросника Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха и тест-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД) (модификация М.Ш. Магомед-Эминова).

Дальнейшее исследование состояло в изучении и сравнении проявления личностных особенностей студентов с различным уровнем мотивации достижения успеха с помощью тест - опросника «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалева и индивидуально - типологического опросника Л.Н. Собчик [20].

РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе нашего исследования мы выявили, что студенты первых и четвертых курсов имеют различный уровень мотивации достижения успеха. У первокурсников преобладает средний уровень мотивации достижения успеха (53 % респондентов). У первокурсников преобладает мотивация избегания неудач (60% от общего числа респондентов). Мотивация достижения успеха выявлена лишь у 40% студентов. У студентов четвертого курса преобладает слишком высокий уровень мотивации достижения успеха (57 % респондентов). У 70 % студентов четверокурсников преобладает мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач выявлена у 30% респондентов.

Известно, что самооценка и мотивация достижения выступают одними из центральных факторов, обусловливающих особенности саморегуляции и влияющих на успешность деятельности, поэтому в нашем исследовании было целесообразным наряду с уровнем мотивации достижения успеха исследовать уровень самооценки у первокурсников и четверокурсников. По результатам методики С.В. Ковалева у студентов первого курса преобладает средний уровень самооценки (40%), а низкий и высокий уровни выражены одинаково (у 30% респондентов). У студентов четвертого курса высокий и средний уровни самооценки распределены одинаково (у 36 % респондентов).

Следовательно, у студентов первого и четвертого курсов отсутствуют существенные различия по уровню самооценки._

OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

БИКТИНА Насима Нигматулиновна МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА ...

Достоверные различия в проявлении личностных особенностей студентов с различным уровнем мотивации достижения были выявлены по признакам «спонтанность» (р=0,000); «лабильность» (р=0,006) и «тревожность» (р=0,000)

Студенты со средним уровнем мотивации достижения успеха более тревожны (ср. знач. = 64,7), чем студенты со слишком высоким уровнем мотивации достижения успеха (ср. знач. = 30,2).

Тревожность как личностное образование может выполнять в поведении и развитии личности в юношеском возрасте мотивирующую функцию, заменяя и подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. Также личностная тревожность может быть связана с уровнем сложности решаемой задачи. Можем предположить, что студенты со средним уровнем мотивации достижения успеха, будут стремиться к решению более сложных задач. Тогда как студенты со слишком высоким уровнем мотивации достижения будут стараться выбирать легкие задачи, решение которых будет гарантировать хотя бы 50% успеха. Можно сказать, что личностная тревожность у студентов со средним уровнем мотивации достижения успеха будет выступать «движущим механизмом» и позволит выполнять более сложную и интересную деятельность в процессе обучения. Студенты со слишком высоким уровнем мотивации более спонтанны (ср. знач. = 56,7), в ходе решения задачи они больше нацелены на удовлетворение потребностей в познании и самореализации, и могут действовать исходя из своих собственных убеждений и установок, применяя при этом творческий подход. В то время как студенты со средним уровнем мотивации достижения успеха больше нацелены на получение личной выгоды, например, оценку или похвалу, и у них спонтанность выражена в этот период слабо (ср. знач. = 49,3). У студентов со слишком высоким уровнем мотивации лабильность выше (ср. знач. = 60,5), чем у студентов со средним уровнем мотивации достижения успеха (ср. знач. = 52,7). Как указывалось ранее, для того чтобы осуществлялась деятельность в какой - либо области, требуется достаточная мотивация. Но нельзя переусердствовать, поскольку слишком большая мотивация влечет активность и различные затраты труда, вследствие этого эффективность работы уменьшается.

Корреляционный анализ с помощью математического критерия ранговой корреляции Спирмена между индивидуально-типологическими показателями, уровнем мотивации и самооценкой студентов первого курса показал прямую зависимость мотивации достижения успеха от спонтанности (р=0,044) и тревожности (по методике Элерса (р=0,005) и по методике Мехрабиана (р=0,015). Как известно, спонтанность — это свойство, выражающееся в высокой поисковой активности, напористости и завоевательности. Тревожность - эмоциональность, восприимчивость, незащищённость. Сложный период адаптации на первом курсе сопровождается чувством неопределенности, неизвестности, что вызывает чувство тревожности. Новые люди, новые знакомства, высокие ожидания родителей и преподавателей, которым необходимо соответствовать, поднимают уровень тревожности, который оказывает влияние на уровень мотивации.

В выборке студентов четвертого курса выявлена корреляционную связь между показателями агрессивности и мотивации достижения успеха (р=0,047); агрессивностью и мотивацией достижения успеха (р=0,041); лабильностью и уровнем самооценки (р=0,034)

Агрессивность означает активную самореализацию, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов. Агрессивность предположительно может быть связана с мотивацией к достижению успеха на четвертом курсе, так как это последний курс, процесс адаптации уже прошел, студенты понимают и осознают свои потребности, обязанности. Чувствуют себя спокойно в группе и в общении с преподавателями, имеют цели достижения ре-

зультатов именно в той деятельности, которую выбрали.

Лабильность - указывает на эмотивность (повышенную чувствительность), резкие перепады настроения, сентиментальность; неустойчивость мотивации, склонность к эмоциональной вовлечённости. В нашем случае лабильность оказывает влияние на самооценку студентов на четвертом курсе. Успехи в учебе влияют на уровень самооценки студентов, она повышается

ВЫВОДЫ

1. Студенты со средним уровнем мотивации достижения успеха более тревожны, чем студенты со слишком высоким уровнем мотивации достижения.

2. Такое качество как спонтанность более выражена в группе студентов со слишком высоким уровнем мотивации достижения успеха, чем в группе со средним уровнем мотивации.

3. У студентов со слишком высоким уровнем мотивации достижения лабильность выше, чем у студентов со средним уровнем мотивации достижения успеха.

4. Существует взаимосвязь между показателями спонтанности и мотивации достижения успеха (р=0,044); показателями тревожности и мотивацией достижения успеха по методике Элерса (р=0,005) и мотивацией достижения по методике Мехрабиана (р=0,015) у студентов первого курса.

5.Существует взаимосвязь между показателями агрессивности и мотивации достижения (р=0,047); агрессивностью и мотивацией достижения успеха (р=0,041); лабильностью и уровнем самооценки (р=0,034) у студентов четвертого курса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Коваленко В.И., Буравцова Н.В., Шпехт М.В. Исследование учебной мотивации, мотивации успеха и боязни неудачи у студентов психологов //Paradigmata poznani. 2017. № 1. С. 99-104.

2. Букаева Н.Г., Букаев Г.Г. Организация самостоятельной работы студентов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 2. С. 25-32.

3. Стародубцева В.К. Мотивация студентов к обучению // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.

4. Кузьмин Е.А., Маслова Т.М. Сравнительный анализ мотивации достижения успехов студентов вуза // Постулат: Издательство: Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема (Биробиджан). 2019. № 2 (40). С. 2.

5. Амержанова Ш.К. Мотивация достижения успеха личности: психолого-педагогический аспект // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2017. № 3-4 (64-65). С. 24-27.

6. Ткач Р.С., Ткач Е.Н. Мотивация достижения успеха как субъектный ресурс учебно-профессиональной деятельности студентов вуза //Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 446-449.

7. Горбунова К.Ю., Маслова Т.М. Мотивация достижения успеха у первокурсников вуза // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 (61). С. 484-486.

8. Лежнева Е.А. Исследование мотивации достижения успеха как компонента мотивационной основы профессиональной стратегии студента // Российский научный журнал. 2014. № 4 (42). С. 248252.

9. Зверева Р.Г. Развитие мотивации достижения успеха как условие формирования конкурентоспособности личности студента // Семья и личность: проблемы взаимодействия. Издательство: Армавирский государственный педагогический университет (Армавир) 2018. № 10. С. 30-37.

10. Пакулина С. А. Методика диагностики мотивации достижения успехов студентов в вузе // Психология обучения. 2009. № 1. с. 102-113.

11. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность /Х. Хекхаузен. — СПб: Питер, 2003. — 860 с.

12. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. - Издательство Московского Университета, 1971. Режим доступа: ttps://royallib.com/book/leontev_aleksey/potrebnosti_motivi_i_ emotsii.html

13. Ильин Е.И. Мотивация и мотивы /Е.И. Ильин. — СПб: Питер, 2003. — 512 с.

14. Патяева Е.Ю. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение // Современная психология мотивации / Е.Ю. Патяева; под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. — С. 289-314.

15. Карпова Е.В., Афанасьева А.С. Анализ значимых различий учебной мотивации, стилей саморегуляции, мотивации достижения у студентов разных форм обучения. // Казанская наука. 2016. № 10. С. 160-163.

16. Жердева Л.А. Взаимосвязь Я-концепции и мотивации достижения успеха // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 11-13. С. 42-43.

17. Фокина И.В. Связь мотивации достижения успеха с социоме-

BIKTINA Nasima Nigmatulinovna MOTIVATIONS FOR SUCCESS AND PERSONAL .

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

трическим статусом у курсантов. // Теория и практика современной науки. 2016. № 11 (17). С. 1075-1078.

18. Тимофеева О.В. Представления о карьере студентов с мотивацией достижения успеха и избегания неудачи. // Акмеология. 2016. № 4 (60). С. 115-120.

19. Безрукова А.Н., Тимофеева Т.С., Коваленко С.Н. Взаимосвязь ценностных ориентаций с уровнем притязаний и мотивацией достижения успеха //Инновации в науке. 2016. № 12-2 (61). С. 17-21.

20. Собчик Л.Н. Индивидуально-типологический опросник./ Л.Н. Собчик.- Изд-во: Боргес, 2010.- 60 с.

Статья поступила в редакцию 21.07.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

334

OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.