Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ У ПРОФЕССИОНАЛЬНО ИДЕНТИЧНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОТЧУЖДЕННЫХ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА'

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ У ПРОФЕССИОНАЛЬНО ИДЕНТИЧНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОТЧУЖДЕННЫХ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ / MOTIVATION / PECULIARITIES OF MOTIVATION / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL ALIENATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Ольга Анатольевна, Неверова Анастасия Станиславовна

В статье рассматриваются особенностей мотивации у профессионально идентичных и профессионально отчужденных студентов социально-педагогического колледжа, описываются критерии развития мотивационных особенностей, рассматриваются взаимосвязи мотивации в зависимости от профессионального статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MOTIVATION HAVE IDENTICAL PROFESSIONALLY AND PROFESSIONALLY ALIENATED STUDENTS IN SOCIO-PEDAGOGICAL

The article deals with the features of motivation of professionally identical and professionally alienated students of socio-pedagogical College, describes the criteria for the development of motivational features, examines the relationship of motivation depending on professional status.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ У ПРОФЕССИОНАЛЬНО ИДЕНТИЧНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОТЧУЖДЕННЫХ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА»

Литература:

1. Войскунский А.Е. Социальная перцепция в социальных сетях / А.Е. Войскунский - М.: Вестник Московского университета, 2018. - 90-104 с.

2. Гвоздиков Д.С. Онлайн-сети и развитие сетевых взаимодействий / Д.С. Гвоздиков - СПб.: Вестник СПбГУ, 2018. - 100-107 с.

3. Щекотуров А.В. Net-дружба в структуре конструирования виртуальной идентичности подростков / А.В. Щекотуров - Нижний Новгород.: Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017. - 441-445 с.

4. Ковалев А.Г. Взаимовлияние людей в процессе общения и формирование общественной психологии. Вопросы психологии личности и общественной психологии / А.Г. Ковалев - Л., 1964 - 5-24 с.

5. Лучинкина А.И. Психология интернет - социализации личности: монография / А.И. Лучинкина -Симферополь: ВД «АР1АЛ», 2013 - 86 с.

6. Соловьев Д. Социальные сети и Интернет как новая среда жизни / Д. Соловьев - [Электронный ресурс] URL: http:// soloveev.livejournal.com / 104328.html (дата обращения:01.04.2019).

УДК 371

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ У ПРОФЕССИОНАЛЬНО ИДЕНТИЧНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОТЧУЖДЕННЫХ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

КОЛЛЕДЖА

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Петрова Ольга Анатольевна «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (г. Соликамск);

студентка 5 курса психолого-педагогического образования, профиль Психология и социальная педагогика Неверова Анастасия Станиславовна «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (г. Соликамск)

Постановка проблемы. Проблема мотивационной основы профессиональной деятельности до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейших в психолого-педагогических областях, ей посвящено немалое количество научных работ (Амонашвили Ш.А, Божович Л.И., Ибрагимов Г.И., Ильин В.С., Маркова А.К., Моргун В.Ф., Матюхина М.В. и др.) [2].

В системе среднего профессионального образования учебно-профессиональная деятельность базируется и реализуется в определенном социальном окружении, влияющем на становление, осознание и предъявление индивидом профессиональной идентичности. В процессе профессионального образования происходит непосредственное формирование профессиональной позиции, принципов и устойчивых взглядов на выбранную сферу деятельности, осуществляется реализация профессиональных намерений, формируются профессионально-дифференцирующие принципы деятельности.

Изложение основного материала исследования. Для начала следует дать основные определения данного исследования. Введение термина «идентичность» в научный лексикон связано с именем Эриксона Э., который определил идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности [6].

В свою очередь профессиональная идентичность является одним из условий успешной социализации и индивидуализации человека в обществе, и лишь одним из компонентов общего личностного самоопределения человека.

Будучи двусторонним процессом, профессиональная идентификация личности в современном образовательном пространстве средней профессиональной школы предусматривает взаимодействие между преподавателем и студентом, и в таком взаимодействии идентичность складывается из самовосприятия личности и ее восприятия со стороны окружающих.

При проявлении признаков утраты профессиональной идентичности высок риск перехода к профессиональному отчуждению. Для начала дадим определение понятию отчуждение.

Отчуждение - это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности, которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В другом понимании, отчуждение -это процесс, в котором люди становятся чуждыми миру, в котором живут [1].

Феномен профессионального отчуждения особенно актуальным является для студентов социально-педагогического колледжа, так как сфера профессий «человек-человек» наиболее уязвима для его возникновения.

Исследования по данной тематике обладают практической и научной значимостью:

Во-первых, актуальна проблема мотивационных особенностей, особенно формирование мотивации к получаемой профессии.

Во-вторых, адекватное формирование особенностей мотивации у студентов необходимо для рациональной организации и использования в так называемые «кризисные» периоды жизни, в данном случае речь идет о периоде становления профессиональной идентичности.

Взаимосвязь особенностей мотивации и процесса идентификации себя со своей будущей профессией является основополагающей и определяющей личностное и профессиональное развитие будущих профессионалов, в частности на этапе обучения в колледже.

Исходя из актуальности и значимости изучения данного вопроса нами была определена проблема исследования: каковы особенности мотивации у профессионально идентичных и профессионально отчужденных студентов социально-педагогического колледжа?

Для решения данной проблемы мы предположили, что у профессионально идентичных и профессионально отчужденных студентов социально-педагогического колледжа имеются различия между показателями мотивации, т.е. у профессионально идентичных студентов мотивация отличается осознанным выбором профессионального направления и большей ориентацией на практическую деятельность.

Для доказательства или опровержения нашей гипотезы было проведено экспериментальное исследование, базой которого послужил ГБПОУ «ССПК им. А.П. Раменского» г. Соликамска, Пермского края. В эксперименте участвовали студенты первого и второго курса.

Для экспериментального исследования нами были выбраны следующие диагностики, подбор которых исходил из целей и задач нашего исследования:

1. Методика изучения факторов привлекательности профессии (модификация Кузьминой Н.В., Реана А.А.);

2. Методика изучения статусов профессиональной идентичности;

3. Опросник «Кто я?» Куна М., Т. Мак - Партланда;

4. «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (модификация Реана А.А. и Якунина В.А.);

5. «Измерение мотивации достижения» (Мехрабиана А. в обработке Машмед-Эминова М.Ш.).

В процессе эмпирического исследования для выявления статистически значимых данных зависимости профессиональной идентичности/отчуждения от особенностей мотивации мы разделили выборку на две группы. Деление по группам осуществлялось на основании выявленных показателей статуса профессиональной идентичности - Методика 2 «Методика изучения статусов профессиональной идентичности». Согласно методике выделяются сформированная профессиональная идентичность, мораторий, навязанная профессиональная идентичность и неопределенное состояние профессиональной идентичности. Общая выборка студентов была поделена на две группы.

I группа - студенты со сформированной идентичностью.

II группа - студенты с показателями профессионального отчуждения.

В исследование принимали учащиеся первого и второго курса колледжа. Деление групп студентов на профессионально идентичных и отчуждённых студентов осуществлялось при наличии у респондентов ответов с признаками которые помогали в разделении. В первую группу вошли студенты, в чьих ответах встречались показатели профессиональной идентичности. Во вторую группу вошли студенты в ответах которых отсутствовали данные показатели.

В ходе анализа полученных данных из всего количества респондентов только 20% видят себя в выбранной ими педагогической профессии. Остальные 80% относятся в группу отчуждённых.

Для выявления различий в характере протекания профессиональной идентичности и особенностей мотивации в двух изучаемых группах было проведено сравнение средних значений по Т-критерию Стьюдента.

Сопоставление средних значений показателей у студентов I группы со сформированной профессиональной идентичностью и студентов II группы с выраженными признаками профессионального отчуждения по Т-критерию Стьюдента выявило, то что у студентов II группы с выявленными признаками профессионального отчуждения уменьшена степень выраженности таких показателей как «мотивационная насыщенность» (р < 0,01; t = -2,88) и «стремления и цели» (р < 0,03; t = -2,02). У студентов I группы со сформированной профессиональной идентичностью по сравнению со студентами II группы с признаками профессионального отчуждения, отличается выраженность таких показателей как «психологический возраст»(р < 0,01; t = 2,33) «стремления и цели» (р < 0,02; t = 3,13).

Таким образом, для студентов II группы с выявленными признаками профессионального отчуждения, по сравнению со студентами I группы со сформированной профессиональной идентичностью, характерно наличие стремления к самосовершенствованию и профессиональному развитию, реализации себя как профессионала. В то же время, отличается преобладание признаков мотивационных показателей -«стремления и цели» (р < 0,01; t = -2,66). Это объясняет более яркую выраженность признаков отчуждения, по сравнению со студентами I группы, со сформированной профессиональной идентичностью (р < 0,033; t = -2,17).

Для студентов I группы с сформированной профессиональной идентичностью свойственна значительная включенность (важность) саморазвития и самореализации в профессиональной сфере деятельности. Представители I группы объективно и адекватно соотносят себя с профессиональной деятельностью, кроме того в этой группе наглядно выражено стремление к коммуникациям и реализованности периода жизни.

Таким образом, для студентов II группы с признаками профессионального отчуждения характерна наиболее яркая выраженность показателей восприятия себя, своего будущего по сравнению со студентами группы со сформированной профессиональной идентичностью. Студенты II группы с выявленным профессиональным отчуждением готовы к изменениям, проявляют активность в нахождении себя как профессионала и расширении контактов с окружающими людьми.

В результате эмпирического исследования для выявления статистически значимых данных зависимости профессиональной идентичности от показателей мотивации мы разделили студентов на две группы: с профессиональной идентичностью и профессиональной отчуждённостью.

Нами был проведен анализ средних значений между данными по Т-критерию Стьюдента. Результатами послужило то, что студенты I группы с сформированной профессиональной идентичностью проще приспосабливаются в социальной жизни, к важным особенностям мотивации относятся характеристики саморазвития и самореализации в профессионально-педагогической деятельности.

Студенты II группы с выявленными свойствами профессионального отчуждения также адаптированы к социальной жизни, однако профессиональное самоопределение напрямую связано со сформированностью мотивации, а также с укреплением и расширением контактов с окружающими и принятием конкретной профессиональной роли.

Целью нашего исследования было теоретически выявить и экспериментально определить особенности мотивации у профессионально идентичных и профессионально отчужденных студентов социально-педагогического колледжа.

С этой целью на первом этапе было проведено теоретическое исследование особенностей развития профессиональной идентичности студента и возникновения профессионального отчуждения на этапе обучения в колледже, а также проанализировано понятие мотивации, ее особенности, рассматривали мотивацию как фактор непосредственного развития профессиональной идентичности или возникновение профессионального отчуждения.

В результате была выдвинута гипотеза, для подтверждения которой мы провели экспериментальное исследование, которое позволило выявить и доказать, что профессионально идентичные и профессионально отчужденные студенты социально-педагогического колледжа имеют различия в показателях мотивации. Мотивация у профессионально идентичных студентов имеет больше стабильности, сознательный выбор

направления карьеры, больше внимания на практической деятельности, меньше страха и больший уровень самооценки у профессионально идентичных студентов.

В ходе изучения данной проблемы мы обнаружили, что необходимо выявить другие особенности мотивации, которые выявят проблемы формирования профессиональной идентичности или профессионального отчуждения студентов по сей день. Особое внимание следует уделить такому важному показателю, как самосовершенствование и осознанность в выборе направления карьеры. С самосовершенствованием и непрерывным развитием себя связана потребность в становлении профессионала.

Стремление к развитию профессиональной осведомленности, совершенствование приобретенных навыков, качеств и намерений, соответствующих жизненным целям.

Выводы. Таким образом, профессиональное отчуждение обуславливается взаимосвязью показателей: удовлетворенность своим настоящим, удовлетворенность своим материальным положением, удовлетворенность взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности, включенность сферы саморазвития, включенность сферы досуга, общая включенность.

Аннотация. В статье рассматриваются особенностей мотивации у профессионально идентичных и профессионально отчужденных студентов социально-педагогического колледжа, описываются критерии развития мотивационных особенностей, рассматриваются взаимосвязи мотивации в зависимости от профессионального статуса.

Ключевые слова: мотивация, особенности мотивации, профессиональная идентичность, профессиональное отчуждение.

Annotation. The article deals with the features of motivation of professionally identical and professionally alienated students of socio-pedagogical College, describes the criteria for the development of motivational features, examines the relationship of motivation depending on professional status.

Keywords: motivation, peculiarities of motivation, professional identity, professional alienation.

Литература:

1. Егорова Н.Н. Психологические особенности профессионального отчуждения педагогов [Текст]: дис. ...: канд. психол. наук.- Екатеринбург, 2007. - 200 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессиональных деструкций [Текст]: Учебное пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 240 с.

3. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях / Н.Л. Иванова // Вопросы психологии. - 2008. - №1. - С. 89-94.

4. Определение психологических особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени приобщения к профессии (стажа работы) [Электронный ресурс]. - URL: http:// otherreferats.allbest.ru, свободный.

5. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 600 с.

6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. - М.: Флинта, 2006. - 342 с.

УДК 371

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Проблема психологического сопровождения развития личности студента базируется на принципах нравственного воспитания и является одной из актуальных проблем зарубежной и отечественной педагогической психологии. Актуализация данной проблемы в научной литературе обоснована процессами гуманизации высшего профессионального образования. Тенденция гуманизации образования заключается в понимании человека как высшей социальной ценности, в наиболее полном раскрытии его способностей и удовлетворении всего спектра образовательных потребностей, обеспечении приоритетности общечеловеческих ценностей, гармонии отношений человека и окружающего мира.

Изложение основного материала исследования. Сущность психологического сопровождения личности студента или образовательного процесса в целом в педагогической психологии не имеет на сегодняшний день единого определения. По мнению М.Р. Битяновой, анализируемой нами понятие представляет собой систему профессиональной деятельности психолога, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития личности студента в контексте учебного взаимодействия субъектов образования [1].

По определению Э.Ф. Зеера, психологическое сопровождение - это движение вместе с развивающейся личностью, своевременное оказание возможных путей помощи и поддержки [3].

По мнению С.П. Ждановой, анализируемый нами термин относительно личности студента представляет собой системно организованную работу психологической службы, направленную на профессиональное развитие будущего специалиста, раскрытие его потенциальных возможностей, индивидуальности, а также коррекцию разнообразных затруднений в личностном развитии и саморазвитии студента [2].

В данном исследовании мы разделяем позицию исследовательницы Е.П. Шматовой, которая на основе анализа научных подходов к определению сущности психологического сопровождения будущих специалистов в системе высшего образования дает следующую дефиницию изучаемого термина: систематическая работа психологической службы вуза, направленная на личностное и профессиональное развитие студента, на преодоление трудностей возникающих в процессе обучения и коррекцию в эмоционально-личностной сфере, а также создание условий для успешного обучения [6].

Определив сущностные аспекты понятия «психологическое сопровождение студента в образовательном процессе вуза», обратимся к изучению теоретических основ данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.