Научная статья на тему 'СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ'

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ ОБЩЕНИЯ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА / INTERNET TECHNOLOGIES / SOCIAL NETWORKS / INTERNET COMMUNICATION / VIRTUAL HUMAN BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петров Игорь Константинович, Кальченко Екатерина Вячеславовна

В статье социальные сети рассматриваются как социокультурная среда, в которой сегодня происходит усвоение социальных ценностей и норм. Социальная сеть выступает элементом общей социальной среды, посредством нее человек включается в общество, приобретает социальный опыт, осваивает социальные нормы, правила, вырабатывает свои ценности и установки. Социальная сеть тем самым связывает две системы: человека и общество. Социальная сеть рассматривается через призму тех благ, которые человек получает в процессе взаимодействия с членами сети. Речь идет о социальной поддержке человека, тех действиях членов сети, которые дают человеку уверенность в том, что его любят, ценят, что он значим в их жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIALIZATION OF THE PERSON IN SOCIAL NETWORKS

The article considers social networks as a socio-cultural environment in which the assimilation of social values and norms takes place today. The social network acts as an element of the General social environment, through it the person joins society, gets social experience, masters social norms, rules, develops the values and installations. The social network thus links the two systems: the individual and society. Social network is viewed through the prism of the benefits that a person receives in the process of interaction with members of the network. It is about social support of the person, those actions of members of a network which give the person confidence that love him, appreciate that he is significant in their life.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ»

use of a method of scenarios its essence, pedagogical potential concerning training to foreign language and efficiency of use at the higher school is defined.

Keywords: active teaching methods, methods of teaching a foreign language, students of non-language profile, the method of scenarios, testing, experimental classes.

Литература:

1. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М: Русский язык, 1989. - 276 с.

2. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. - М.: Просвещение, 2000. - 173 с.

3. Практический курс методики преподавания иностранных языков / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян и др. - Мн.: ТетраСистемс, 2005. - 288 с.

4. Числова А.С. Педагогический сценарий как усиление обучающего и воспитывающего эффекта мультимедийных программ // Educational technology & Society. - 2008. - No. 11(2).

УДК 159.9: 316.6

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

кандидат психологических наук, доцент Петров Игорь Константинович Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь);

магистр психологии Кальченко Екатерина Вячеславовна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)

Постановка проблемы. Интернет-технологии стремительно трансформируют социальный мир человека, причем оценить последствия этих изменений зачастую сложно. В информационном обществе многие социальные явления получают своего «виртуального двойника», свойства которого нельзя вывести напрямую из существующего в реальности прототипа. Появление сайтов, позволяющих пользователям поддерживать контакты в виртуальной среде, — виртуальных социальных сетей (social networking sites, SNS), стало одним из значимых явлений социальной жизни и привело к небывалому всплеску онлайн общения [1]. Все социальные сети имеют общие черты: они предлагают виртуальную платформу для самопрезентации, представления своих контактов, эго-сети (сеть персональных контактов, центром которой выступает конкретный человек), установления и поддержания связей с другими людьми. В последние пять лет мировая сеть ВКонтакте по количеству обращений превосходит даже поисковые системы, что может говорить о высокой востребованности социальных сетей [2].

Изложение основного материала исследования. Зачастую, социальные сети играют роль удовлетворения своих социальных потребностей, таких как общение, любовь, признание, и потребностей, связанных с развитием личности (познание, понимание, самореализация), причем иногда это можно сделать быстрее, чем в реальной жизни. Специфической особенностью социализации личности с участием социальных сетей, является возможность не пассивного приспособления, а скорее активного построения образа себя. Пользователи получают возможность присваивать субъективно выбираемые нормы и ценности. Собственная картина мира, созданная в социальных сетях, лишь частично пересекается с миром реальным. Таким образом, социальные сети становятся источником не только социальных представлений, но и определенной программы действий, общественной ориентации и построения индивидуальных целей. Здесь пользователи могут реализовать одну из важных для себя социальных потребностей - в самостоятельности и независимости [5]. В рамках социальных сетей процесс социализации деформируется путем создания в противовес семейным и национальным связям личных связей пользователя, основанием для которых служит чувство нарциссизма. Исследователь социальных сетей Дмитрий Соловьев пишет: «Человек отождествляет свою личность со своим профилем в социальной сети, что тормозит развитие личности человека. Личность стоит и не развивается - развивается ум, развиваются ментальные навыки, но развитие ответственности, понимание себя и забота о других замораживается» [6].

В общественных науках накоплен определенный опыт анализа социальной жизни человека, но насколько взаимодействие в виртуальной социальной сети может быть описано при помощи существующего понятийного аппарата, каков статус этого взаимодействия, отражает ли оно реальность или порождает что-то качественно новое - вот актуальные предметы фундаментальных исследований. Количество публикаций по тематике виртуальных социальных сетей в поле психологических наук в период с 2014 по 2017 г. удвоилось (согласно базам данных SCOPUS и eLIBRARY.RU). Умение пользоваться виртуальными социальными сетями давно уже стало компонентом «сетевого интеллекта» личности, служащего условием успеха в современном информационном обществе [3]. В настоящей статье мы предприняли попытку обобщить информацию о тех феноменах и моделях, которые помогают оценить влияние виртуальных социальных сетей на качественные и количественные характеристики социального окружения личности, и найти систему координат для описания и обоснования возможностей или ограничений виртуального общения. Основная цель статьи - ответить на вопрос о том, какие изменения в эго-сети человека создает появление виртуального окружения.

Почему предполагается, что технологии интернет-общения, в особенности виртуальные социальные сети, потенциально могут сказываться на характере социальных отношений? Дело в том, что эти технологии снижают коммуникативные издержки (например, позволяют выбирать удобный формат общения) и дают возможность конструировать сетевую идентичность, управлять самопрезентацией [2]. Для оценки социальных последствий и эффектов вовлеченности личности в виртуальные социальные сети чаще всего используют показатели, используемые в концепции социального капитала [1].

С нашей точки зрения, условно можно выделить три поколения исследований, отличающихся друг от друга исследовательскими вопросами, методическими особенностями и понятийным аппаратом. В первых работах в области психологии онлайн-общения чаще всего проверялась гипотеза «замещения времени» (time displacement hypothesis). Она основана на концепции Р. Патнема, согласно которой использование массмедиа

отвлекает от социальной активности, снижает гражданскую вовлеченность и участие, социальный капитал на уровне общества [1]. Эта гипотеза проверялась на индивидуальном уровне и до сих пор превалирует в отечественной психологии [3]. Анализ исследований последних 10 лет свидетельствует, что она не подтверждается, если активность в социальной сети изучается дифференцированно. Результаты говорят в пользу гипотезы «обогащения социально богатых» (rich get richer) и опровергают идею компенсации недостатка социальной компетенции (poor get richer) [2]. Эти исследования можно отнести к первому поколению, главными особенностями которого являются: опора на результаты кросс-секционных исследований, использование разных самооценочных методик с неподтвержденной валидностью, затрудняющих обобщение и сравнение результатов исследований, попытка дать принципиальный ответ сначала о вреде и угрозах, а затем и о пользе общения в интернете для личности. К настоящему времени получены данные о том, что контактность, социальная активность и вовлеченность в реальное взаимодействие положительно связаны с включенностью в интернет-практики общения [2]. Несмотря на то, что целью этих исследований был поиск связи между личностными особенностями и характером общения в интернете, они в целом доказали соответствие между реальными и виртуальными паттернами социального поведения человека.

Переход к исследованиям второго поколения произошел благодаря отказу от имплицитного предположения о том, что все люди используют социальные сети одинаково и что последствия пребывания в сети идентичны для всех [1]. Методическая особенность этих исследований - использование объективных данных - технических записей («логов») действий пользователей с сайтов социальных сетей [2]. Это позволяет получить более точную картину влияния социальных сетей на социальную жизнь личности. Подробное изучение онлайн-поведения стало возможным благодаря объективным данным об универсальных действиях пользователей виртуальных социальных сетей.

Приведем общепринятую классификацию таких действий: 1 - общение с «друзьями» посредством личных сообщений, комментариев, отметок «нравится», которые поддерживают отношения, показывают их значимость для личности; как правило, такого рода общение называется «направленной коммуникацией» (direct communication); 2 - социальный мониторинг, т. е. отслеживание новостей о жизни других людей (passive consumption of social news); 3 - написание постов, доступных для всех подписчиков/друзей, общение со всеми участниками сети (broadcasting) [4]. Направленная коммуникация не только сигнализирует об актуальности отношений, но и позволяет людям делиться событиями и эмоциями, наращивая доверие и близость отношений [2]. В ряде исследований показано, что эффект усиления близости происходит при направленной коммуникации, личном общении в сети и распространяется на слабые (характеризующиеся низкой эмоциональной близостью и частотой контактов) приобретенные связи [3]. Ненаправленная коммуникация (2-й и 3-й тип действий) полезна тем, что помогает найти темы для общения, точки соприкосновения, поводы для сближения [1]. Кроме того, некоторые практики общения в социальной сети (в частности, социальный мониторинг) оказываются полезнее с точки зрения развития контактов (слабых связей) для тех, кто имеет невысокие показатели социальной компетентности.

Результаты подобных исследований свидетельствуют о важности дифференциации типов коммуникации и характера связей. Но на их основе невозможно оценить, приводит ли появление виртуального окружения к структурным изменениям в эго-сети личности. Несмотря на более «чувствительный» понятийный аппарат, в них не используются теоретически обоснованные описательные модели персональной социальной сети человека, позволяющие оценить эффект «виртуализации окружения» и сопоставить структуру социального окружения активных пользователей социальной сети с теми, кто не включен в виртуальное общение. Второе поколение исследований можно характеризовать как эмпирическое. Это значит, что обнаруженные феномены не могут однозначно интерпретироваться как доказательство изменений в эго-сети личности, включенной в виртуальную социальную сеть.

Выводы. Репликация феномена социального почерка на объективных данных из виртуальных социальных сетей позволит использовать информацию о виртуальном социальном окружении человека как объективный источник данных, отражающих реальные характеристики эго-сети личности. Исследуя виртуальное окружение, мы сможем получить информацию о характеристиках реального социального окружения личности.

К сожалению, на русском языке практически не представлена информация о социальных константах, нами не было обнаружено русско- язычных публикаций, посвященных проверке феномена «социального почерка». Исследования в этой области весьма перспективны, поскольку позволяют оценить репрезентативность и возможности интерпретации объективных данных, полученных из виртуальных социальных сетей, их соотнесенность с социальными отношениями в реальной жизни.

Аннотация. В статье социальные сети рассматриваются как социокультурная среда, в которой сегодня происходит усвоение социальных ценностей и норм. Социальная сеть выступает элементом общей социальной среды, посредством нее человек включается в общество, приобретает социальный опыт, осваивает социальные нормы, правила, вырабатывает свои ценности и установки. Социальная сеть тем самым связывает две системы: человека и общество. Социальная сеть рассматривается через призму тех благ, которые человек получает в процессе взаимодействия с членами сети. Речь идет о социальной поддержке человека, тех действиях членов сети, которые дают человеку уверенность в том, что его любят, ценят, что он значим в их жизни.

Ключевые слова: интернет - технологии, социальные сети, интернет - общения, виртуальное поведение человека.

Annotation. The article considers social networks as a socio-cultural environment in which the assimilation of social values and norms takes place today. The social network acts as an element of the General social environment, through it the person joins society, gets social experience, masters social norms, rules, develops the values and installations. The social network thus links the two systems: the individual and society. Social network is viewed through the prism of the benefits that a person receives in the process of interaction with members of the network. It is about social support of the person, those actions of members of a network which give the person confidence that love him, appreciate that he is significant in their life.

Keywords: Internet technologies, social networks, Internet communication, virtual human behavior.

Литература:

1. Войскунский А.Е. Социальная перцепция в социальных сетях / А.Е. Войскунский - М.: Вестник Московского университета, 2018. - 90-104 с.

2. Гвоздиков Д.С. Онлайн-сети и развитие сетевых взаимодействий / Д.С. Гвоздиков - СПб.: Вестник СПбГУ, 2018. - 100-107 с.

3. Щекотуров А.В. Net-дружба в структуре конструирования виртуальной идентичности подростков / А.В. Щекотуров - Нижний Новгород.: Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017. - 441-445 с.

4. Ковалев А.Г. Взаимовлияние людей в процессе общения и формирование общественной психологии. Вопросы психологии личности и общественной психологии / А.Г. Ковалев - Л., 1964 - 5-24 с.

5. Лучинкина А.И. Психология интернет - социализации личности: монография / А.И. Лучинкина -Симферополь: ВД «АР1АЛ», 2013 - 86 с.

6. Соловьев Д. Социальные сети и Интернет как новая среда жизни / Д. Соловьев - [Электронный ресурс] URL: http:// soloveev.livejournal.com / 104328.html (дата обращения:01.04.2019).

УДК 371

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ У ПРОФЕССИОНАЛЬНО ИДЕНТИЧНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОТЧУЖДЕННЫХ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

КОЛЛЕДЖА

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Петрова Ольга Анатольевна «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (г. Соликамск);

студентка 5 курса психолого-педагогического образования, профиль Психология и социальная педагогика Неверова Анастасия Станиславовна «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (г. Соликамск)

Постановка проблемы. Проблема мотивационной основы профессиональной деятельности до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейших в психолого-педагогических областях, ей посвящено немалое количество научных работ (Амонашвили Ш.А, Божович Л.И., Ибрагимов Г.И., Ильин В.С., Маркова А.К., Моргун В.Ф., Матюхина М.В. и др.) [2].

В системе среднего профессионального образования учебно-профессиональная деятельность базируется и реализуется в определенном социальном окружении, влияющем на становление, осознание и предъявление индивидом профессиональной идентичности. В процессе профессионального образования происходит непосредственное формирование профессиональной позиции, принципов и устойчивых взглядов на выбранную сферу деятельности, осуществляется реализация профессиональных намерений, формируются профессионально-дифференцирующие принципы деятельности.

Изложение основного материала исследования. Для начала следует дать основные определения данного исследования. Введение термина «идентичность» в научный лексикон связано с именем Эриксона Э., который определил идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности [6].

В свою очередь профессиональная идентичность является одним из условий успешной социализации и индивидуализации человека в обществе, и лишь одним из компонентов общего личностного самоопределения человека.

Будучи двусторонним процессом, профессиональная идентификация личности в современном образовательном пространстве средней профессиональной школы предусматривает взаимодействие между преподавателем и студентом, и в таком взаимодействии идентичность складывается из самовосприятия личности и ее восприятия со стороны окружающих.

При проявлении признаков утраты профессиональной идентичности высок риск перехода к профессиональному отчуждению. Для начала дадим определение понятию отчуждение.

Отчуждение - это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности, которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В другом понимании, отчуждение -это процесс, в котором люди становятся чуждыми миру, в котором живут [1].

Феномен профессионального отчуждения особенно актуальным является для студентов социально-педагогического колледжа, так как сфера профессий «человек-человек» наиболее уязвима для его возникновения.

Исследования по данной тематике обладают практической и научной значимостью:

Во-первых, актуальна проблема мотивационных особенностей, особенно формирование мотивации к получаемой профессии.

Во-вторых, адекватное формирование особенностей мотивации у студентов необходимо для рациональной организации и использования в так называемые «кризисные» периоды жизни, в данном случае речь идет о периоде становления профессиональной идентичности.

Взаимосвязь особенностей мотивации и процесса идентификации себя со своей будущей профессией является основополагающей и определяющей личностное и профессиональное развитие будущих профессионалов, в частности на этапе обучения в колледже.

Исходя из актуальности и значимости изучения данного вопроса нами была определена проблема исследования: каковы особенности мотивации у профессионально идентичных и профессионально отчужденных студентов социально-педагогического колледжа?

Для решения данной проблемы мы предположили, что у профессионально идентичных и профессионально отчужденных студентов социально-педагогического колледжа имеются различия между показателями мотивации, т.е. у профессионально идентичных студентов мотивация отличается осознанным выбором профессионального направления и большей ориентацией на практическую деятельность.

Для доказательства или опровержения нашей гипотезы было проведено экспериментальное исследование, базой которого послужил ГБПОУ «ССПК им. А.П. Раменского» г. Соликамска, Пермского края. В эксперименте участвовали студенты первого и второго курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.