УДК 159.9.07
А. Н. Быстрое
Интернет-развитие е образовании
Бурно развивающиеся компьютерные технологии детерминируют новое информационное сознание человека. Согласно закону времени человек постоянно подстраивается под эволюционные изменения, происходящие в обществе. На протяжении жизни одного поколения происходит неоднократное обновление информационной среды. Сложившееся противоречие современной системы образования между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом стало причиной появления нового образовательного идеала - максимального развития способностей человека к саморегуляции и самообразованию.
Возрастает индивидуальная субъектность, подкрепленная изменением центра отчета при построении представления картины мира посредством социальной сети. Мотивы современной жизни определяются направлениями, выражающими структуру социального поля, которые детерминируют личность, определяют ее деятельность. Деятельность распределяется по участкам глобальной системы профессий. Пространство жизни дифференцируется на узкие сферы, где между людьми возникает высокая конкуренция по способности выполнять определенные трудовые операции. Социальная значимость человека все больше зависит от уровня выполнения технологий в социально-техногенной системе. Психологическая активность индивидов все больше удаляется от реальности и чем более невостребованной оказывается внешняя субъектность людей, тем более значимой для них становится их виртуальная жизнь. К виртуальной активности относится и участие в сетевом интернет-сообществе, где индивид может ощутить себя учителем и учеником, свободно включаться в любые контакты.
В статье рассматриваются теоретические подходы интернет-развития в образовании. Сделана попытка обобщения методологических основ внедрения психологического инструментария в контексте инновационного обучения и развития способностей на основе образования и самообразования с использованием сетевого интернет-сообщества.
Ключевые слова: виртуальная среда, интернет-развитие, образование, сетевое интернет-сообщество, личность, методологический инструментарий.
А. N. Bystrov
The Internet-Development in Education
The rapidly developing computer technology determines the new information human mind. According to the law of time, a man is constantly adapting to evolutionary changes happening in society. During one generation updating of the information environment is repeated. The current contradiction of the modern education system, between the rapid pace of increment of knowledge in the modern world and disabilities of their assimilation by the individual, caused the emergence of a new educational ideal of maximum development of human capacities to self-regulation and self-education.
Individual subjectivity increases which is supported by the change of the report center when building a view picture of the world through online social networks. The motives of modern life are determined by directions of expressing the structure of social fields, which determine the identity and its activity. The activity is distributed over the areas of the global system of professions. The living space is differentiated on the narrow areas between people there is a high competition in the ability to perform certain work operations. The social significance of a man is more dependent on the level of implementation of technology into the socio-technological system. Narrowing of the person in the market society leads to contradiction with the growth of subjectivity of people compensated by growth of autism and escape to the imaginary virtual worlds. The psychological activity of individuals is more and more removed from reality and the more unclaimed is the external sovereignty of people, the more important for them is their virtual life.
Keywords: virtual environment, the Internet development, education, a network Internet community, a personality, methodological tools.
Обучение при помощи Интернета становится все более актуальным. Быстро меняющийся мир детерминирует стремительное развитие информационных технологий, дающих возможность получения знаний в режиме online - «здесь и сейчас». Причем новые интернет-технологии могут быть использованы не только для рассмотрения возможностей к общению, но и вести целе-
направленное обучение, дополняя и обогащая традиционные формы. Интернет, являясь интерактивной обучающей средой, не имеет границ. Однако любое новшество создает массу проблем, одной из которых является создание новых разработок методологии обучения при помощи сетевого интернет-сообщества.
© Быстров А. Н., 2015
В ряду главных проблем стоит организация дистанционного обучения. Преподаватель и студент должны быть психологически готовы к такой форме учебного процесса. Новая образовательная модель, включающая в себя, согласно Е.И. Горош-ко, около десяти характерных особенностей и тенденций служит беспрецедентному росту объема инноваций, возможности учиться в любом уголке планеты, стать виртуальным студентом различных учебных заведений, предлагающих получить образовательные услуги. Благодаря усилению социализации сети и переходу на технологии «Веб 2.0» в образовательных процессах («Образование 2.0»), протекающих в информационно -коммуникативном обществе, наметился отход от преподавательско-центрической модели обучения к ученическо-центрической, когда обучаемый из пассивного участника образовательного процесса становится акторм (активным игроком).
Существуют три типа образования: «Образование 2.0», «Образование на всю жизнь» и «Мобильное образование», имеющие зонтичное методологическое название; инструментарий социального программного обучения сопровождается соответствующими социальными теориями и моделями, отражающими их эффективность [2], [6].
Отношение к сетевому сообществу можно рассматривать по-разному. Если виртуальное общение обусловлено социально детерминирующей тенденцией сужения реального поля общения, что вообще вполне объяснимо условиями новой эпохи, в которой мы живем, то в традициях процесса обучения должны присутствовать два персонажа - учитель и ученик. В русле учения Б.Г. Ананьева это означает, что в первом случае мы должны рассматривать личность посредством совокупности общественных отношений, когда человек, как социальное существо, строит свои отношения с окружающими, помимо традиционных способов общения, посредством интерактивных связей, и как субъект - при совокупности направленности деятельностей. Сегодня в информационно-коммуникативном обществе обмен знаниями протекает многоаспектно: «от преподавателя к студенту», «от студента к студенту» и от «студента к преподавателю» - таким образом, иерархическая структура модели преобразуется в сетевую, что в свою очередь повышает доступность и качество обучения.
Если методологическую основу внедрения всего инструментария сетевого интернет-сообщества составляют социальные теории и модели конструктивизма, социального конструктивизма, теории практик, коннективизма, социальных сетей, разго-
ворных моделей обучения, социального конструирования технологий и смешанные модели обучения, то в современной психологии соответственно можно выделить семь основных теоретических подходов изучения личности: психодинамический, аналитический, гуманистический, когнитивный, поведенческий, деятельностный, диспо-зициональный [5]. Именно технологии новой концептуальной модели будущего «Веб 3.0» идентифицируют пользователя не как абстрактного носителя, а как личность с целью подачи ему нужной и точной информации. Насколько будут сопряжены общественные и образовательные модели виртуального пространства с психологией личности, настолько эффективным будет развитие и самосовершенствование человека.
Методологическую основу внедрения психологического инструментария социального программного обучения можно представить по-разному. С позиции психоаналитической теории личности З. Фрейда сетевые интернет-сообщества могут выступать средством замещения, символического удовлетворения потребностей и влечений студента. К.Г. Юнг представляет развитие личности благодаря «самости» с двумя установками интеграции -экстраверсии и интроверсии, с наполнением наследственных архетипов социальным содержанием. Гуманистическая теория А. Маслоу, К. Роджерса рассматривает врожденные тенденции к самоактуализации, бытию полностью функционирующей личностью, т.е. человеком, максимально открытым к новому опыту общения, стремящемуся к установлению психологических контактов с окружающими людьми. Автор когнитивной теории Д. Кет-телл главным источником развития личности считает социальное окружение, он подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на формирование исследовательского поведения, полагая, что каждый человек может быть сравним с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей, которые его окружают. Поведенческая теория личности А. Бандуры, Д. Роттера рассматривает три основных концептуальных блока. Первый из них - самоэффективность - отражает когнитивный конструкт «могу - не могу». Этот блок детерминирует успешность усвоения новых социальных навыков. Если человек принимает решение «могу», то он приступает к выполнению определенного действия; если же человек выносит решение «не могу», то он отказывается от выполнения данного действия или от его усвоения. Например, если вы решили, что не сможете выучить английский язык, то никакая сила не заставит вас это сделать. А если
решили, что сможете это сделать, то рано или поздно вы его выучите. Блоки субъективной значимости, доступности и самоэффективности образуют блок когнитивной мотивации [7]. Согласно Д. Роттеру люди, которые не видят связи между своим поведением и их результатами, имеют внешний экстернальный локус контроля. Они, как правило, слабы в управлении ситуацией. Те, кто видит четкую связь между своим поведением (своими усилиями и действиями), имеют внутренний, или интернальный, локус контроля. Соответственно, такие люди управляют ситуацией, они более способны к самостоятельному освоению новых информационных технологий Интернета.
Деятельностная теория личности, получившая наибольшее распространение в отечественной психологии благодаря С. Л. Рубинштейну, А.Н. Леонтьеву, К.А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинскому [5], рассматривает сложную динамическую систему взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности. Внутренний мир человека субъективен и объективен одновременно в зависимости от включения его в конкретную деятельность. Че-тырехкомпонентная модель личности, разработанная А.Г. Ковалевым [5, с. 287], включающая в себя в качестве основных структурных блоков направленность, темперамент, характер, способности, наиболее популярна и вполне может быть задействована при изучении структуры личности человека при выборе будущей профессии.
Авторы диспозициональной теории личности Г. Олпорт и Г. Айзенек рассматривают развитие с позиций генно-средового взаимодействия. Они считают, что поведение человека в известной степени детерминировано эволюционными и генетическими факторами, а также темпераментом и чертами. Основным структурным блоком в рамках диспозиционального подхода является темперамент. Здесь уместно сослаться на разработчиков формально-динамического направления в отечественной психологии Б.М. Теплова, В.Д. Небыли-цина, В.М. Русалова, обращающих внимание на обобщенные врожденные свойства функциональных систем поведения, т.е. темперамента, а содержательные свойства личности они сводят к социально детерминированной надстройке личности, которую Г. Олпорт назвал проприумом. Сочетание формально-динамических и социально обусловленных свойств вполне может быть источником развития личности и определения ведущих профессионально важных качеств в сопряжении
использования обучающих сетевых интернет-технологий.
Указанные теоретические подходы в оценке отношения использования сетевого интернет-сообщества для будущих учителей математики должны рассматриваться в новых условиях передачи и получения информации. В психологическом аспекте обучение становится виртуальным. Оно может иметь исследовательский характер: от стихийного к целенаправленному, сознательному формированию знаний, умений и навыков и вновь к стихийному - с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Важнейшим в развитии психики человека являются две группы факторов, обусловливающих развитие психики: природные и социальные. Социализация заключается в процессе усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта в традиционном ключе, осуществляемого в реальном общении. Социализация при помощи Интернета может носить иное название - виртуальная социализация, которая, как и традиционная, относится к социальному научению и самоактуализации «Я».
Сетевое сообщество служит не только присвоению уже имеющихся знаний, но и расширению воспроизводства, формированию творческих индивидуальностей как необходимых аспектов развития. В виртуальной среде развитие личности так же, как и в реальной, характеризуется последовательностью сменяемости основных этапов восхождения индивида к социальной зрелости -адаптации, индивидуализации и интеграции.
Сегодня источником развития служит не только традиционная среда реального мира, но и виртуальная, состоящая из социальных сетей, как источника развития, задающая социально-детерминированные формы высших психических способностей, активное участие самого субъекта (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Необходимо учитывать специфические свойства индивида, его психику, закономерно меняющиеся с возрастом. Усвоение знаний существенно может быть расширено в результате качественного совершенствования, оптимизации содержания и методов обучения в Интернете.
Спектр возможных направлений развития человека с помощью Интернета носит виртуальный характер, расширяя традиционные механизмы получения и передачи знаний. Семья и взрослое окружение обеспечивают зону ближайшего развития человека, готовя его к освоению реальных социальных норм и стереотипов данной культу-
ры. Сообщество пользователей социальных сетей задает одновременное существование и перекличку разных культур, иных логик и обеспечивает готовность человека к решению задач различного характера, из разных отраслей знаний. С помощью Интернета может быть расширена зона виртуального вариативного образования, направленного на предоставление личности массы возможностей выбора жизненных целей, активизирована его поисковая деятельность.
При обращении к общественной модели информационно-коммуникативного общества и образовательных моделей второго и третьего веба, т.е. в условиях кардинальной мены концептуальной модели развития «Всемирной паутины», как к новому направлению в психологической науке, психологические процессы и механизмы учения рассматриваются с учетом особенностей виртуальных социальных взаимодействий, как ситуации развития, определяющими для которых являются способы взаимодействия учителя, ученика и виртуальной среды. При исследовании проблемы соотношения виртуального взаимодействия и обучения по-прежнему востребованными могут быть работы Л.С. Выгоского, Дж. Г. Мида, Ж. Пиаже, в русле учения которых рождалась гипотеза о том, что виртуальные социальные взаимодействия, как и реальные, играют решающую роль в развитии мышления. Это созвучно с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского, в которой социальные ситуации рассматриваются как источник развития. Согласно его взглядам всякая функция в развитии ребенка появляется дважды, в двух планах - сначала между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихиче-ская. Здесь, в контексте развития информативно-информационного пространства с использованием сетевого интернет-сообщества, можно говорить о виртуальном плане социализации человека.
Извлечь пользу и получить эффект от виртуального социального взаимодействия в развитии можно только тогда, когда человек будет соответствовать актуальному уровню развития (то, что человек может делать самостоятельно). Сам актуальный уровень, естественно, является результатом реального социального взаимодействия. Другое важное обстоятельство состоит в том, что содержание введенного понятия «виртуальная социализация» предполагает новую парадигму развития и соответственно новый подход к психологии учения-обучения. Вместо представления об обучении как естественном и индивидуальном процессе, т.е. разделяющем участников учебной
ситуации на тех, кто учится, и тех, кто учит, вырабатывается представление об обучении как процессе содействия и совместной деятельности. Причем главным механизмом этого процесса, делающим его социально детерминированным, является опосредствование познавательных актов способами взаимодействия всех участников образовательного процесса. На первый план в этом случае выходит проблема не только чему и как учить, но и проблема, с помощью чего учить, т.е. проблема организации эффективных совместных форм учебной деятельности.
Важным аспектом в освоении интернет-технологий в обучении является развитие общих и специальных способностей, базирующихся на сложных взаимодействиях врожденных анатомо-физиологических задатках и разнообразных воздействий социальной среды, стихийного и целенаправленного обучения (Б.М. Теплов). Здесь весьма важно учитывать возрастные периоды развития индивида. Это связано с тем, что умственное развитие человека сопровождается количественными и качественными изменениями, происходящими в когнитивных характеристиках индивида со временем (Л.С. Выготский; Д.Б. Элько-нин, В. В. Давыдов).
Овладение интернет-средой ведет к формированию качественно своеобразного типа функционирования психологической системы человека. Она способствует обеспечению адаптации индивида не только к реальным средам, но главное - виртуальной, рассматривая ее как конечную цель функционирования когнитивной сферы человека.
В качестве теоретической модели сетевого взаимодействия студентов выступает функциональная психологическая система деятельности, в которой следует выделить принцип функциональности, говорящий о том, что система строится из имеющихся психических элементов путем их динамической мобилизации в соответствии с вектором «цель - результат» [8, с. 11].
Любая профессиональная деятельность предстает перед студентом в форме нормативно одобренного способа ее осуществления и на основе индивидуальных качеств субъекта, которые могут быть переструктурированы, исходя из мотивов деятельности, целей и условий. Исходной базой для формирования психологической структуры и системы личности студента выступают ведущие личностные свойства: самооценка, психическая активность, профессиональная направленность, половая идентичность, воля, интел-
лект, личностный опыт, учебно-профессиональная деятельность [1].
На фоне общих подходов профессионализации как целостного процесса вызывают интерес исследования, проводимые под руководством Ю.П. Поваренкова, о взаимосвязи и взаимовлиянии профессиональной идентичности и профессионального самоопределения, их обретения и утраты [3, с. 16].
Психологическая система для каждого вида деятельности, которую осваивает человек, появляется не одномоментно, а формируется с закономерностями системогенеза. Знание этих закономерностей раскрывает сущность научения в процессе освоения профессии, т.е. в ходе обучения и трудовой деятельности происходят развитие и трансформация мотивационной структуры субъекта деятельности. Это развитие согласно В.Д. Шадрикову идет в двух направлениях: во-первых, общие мотивы личности трансформируются в трудовые; во-вторых, с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов.
В ходе профессионализации потребности личность находит свой предмет в деятельности и таким образом происходит формирование структуры профессиональных мотивов и их осознание. В результате этого процесса устанавливается личностный смысл деятельности и отдельных ее аспектов (А.Л. Леонтьев). Если принятие деятельности порождает стремление выполнить ее определенным образом, то установление лично -стного смысла ведет к ее дальнейшему преобразованию, формированию специфической психологической системы деятельности. Динамика мотивационной структуры во многом определяется уровнем профессионального мастерства и обусловливается полом, возрастом, семейным положением и личностными особенностями.
Наряду с мотивацией, обретением профессии и раскрытием личностного смысла, центральным системообразующим компонентом психологической системы деятельности является ее цель [9].
Узловым моментом наряду с множеством других в формировании психологической системы деятельности является развитие профессионально важных качеств, под которыми можно понимать индивидуальные характеристики субъекта деятельности, влияющие на ее эффективность и успешность освоения. Вопрос о развитии профессионально важных качеств и формировании их подсистем остается одним из узловых в данной проблематике системогенеза. Процесс пере-
хода от психического свойства к профессионально важным качествам составляет сущность перестройки операционных механизмов в оперативные. Изучение развития психических свойств в процессе жизни и их оперативного проявления в процессе деятельности - задача чрезвычайно важная, которую еще предстоит решить [8, с.66].
В соответствии с методологией системного подхода формирование психологической системы деятельности целесообразно рассматривать как многомерный процесс. Диалектическое противоречие между требованиями и возможностями субъекта деятельности является фактором, обусловливающим его развитие. Между отдельными компонентами психологической системы устанавливаются отношения координации и субординации. Поэтому на разных этапах освоения деятельности в роли системообразующих могут быть различные факторы. Сетевое взаимодействие студентов при изучении дисциплин гипотетически может выступать одним из факторов развития студента. Однако на этапе принятия профессии как личностно значимой не обойтись без мотивации и цели. Цель деятельности подчиняет все остальные компоненты, сама же она находится под влиянием мотивации. На этапе предметной деятельности системообразующим фактором служит вектор «цель-результат», а мотивация проявляется через процессы принятия решений.
Важное место среди основных методологических положений психологической науки занимает взаимосвязь обучения и развития (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.Д. Шадри-ков и др.). В соответствии с этим положением обучению принадлежит определяющая роль в развитии: обучение ведет за собой развитие. Через постановку целей, учитывающих индивидуальные особенности студентов, преподаватель организует «зону ближайшего развития».
Данное положение тесно связано с проблемой детерминации развития психики, с соотношением внешних и внутренних факторов развития. Среди внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, ведущая роль отводится общим и специальным профессиональным способностям. В экспериментальном плане собственно способности изучены недостаточно. Остается открытым вопрос о механизмах, движущих силах, причинах развития профессиональных способностей. Явно недостаточно экспериментальных работ, направленных на выявление факторов, детерминирующих развитие профессионально важных
качеств будущих специалистов в области интернет-сообщества.
Важнейший вид деятельности человека -учебный, он рассматривается как особая форма социальной активности личности. Учебная деятельность, как и любая другая, полимотивирована и имеет согласно теории В.В. Давыдова три стадии [3]. Первая характеризуется освоением учебных действий. Она осуществляется только непосредственно взаимодействием учителя с учите -лем. На второй стадии учебные действия объединяются в целостные акты, познавательный интерес приобретает устойчивый характер с самостоятельной конкретизацией цели, контроля и оценки. Третья стадия характеризуется познавательным интересом, обобщенностью, функцией побудительного мотива деятельности. Причем в системе учебных действий одно из центральных мест, наряду с традиционными источниками учебной деятельности (учебники, журналы, справочники и т.п.), занимает Интернет.
Таким образом, с позиции быстро меняющегося мира сознание человека трансформируется все больше в нарастающем скоростном режиме, с развитием творческих способностей домысливания получаемой информации. Главным при этом является не просто спонтанное, ситуационное проявление интереса в освоении интернет-сообщества, вызванного бурно развивающимся информационным пространством, а специально направленная учебная деятельность, включающая все процессы, участвующие в овладении новыми знаниями человека. Кроме того, освоение сетевого интернет-сообщества для будущей профессиональной деятельности - это непрекращающийся процесс, зависящий от многих факторов которые в ближайшее время предстоит изучить.
Библиграфический список
1. Быстров, А.Н. Специфика личностных свойств молодежи Севера [Текст]: автореф. дис. ... д. п. н. - М., 2010. -40 с.
2. Горошко, Е.И. Образование 2.0 - это будущее отечественного образования? (Попытка теоретической рефлексии). Часть 1. [Текст] / Е.И. Горошко // Образовательные технологии и общество. Т. 12. - 2009. - №2. - С. 455-469.
3. Поваренков, Ю.П. Системогенетический подход к характеристике профессионального самоопределения личности [Текст]: сборник научных трудов III всероссийской научно-практическйо конференции / Ю.П. Поваренков // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. -Ярославль: ЯГПУ, 2007. - С. 13-18.
4. Психология развития [Текст]: словарь. - М.: ПЕРСЭ, 2005. - 175 с.
5. Психология [Текст]: учебник для гуманитарных вузов. - СПб: Питер, 2006. - 656 с.
6. Сергеев, А.Н. Подготовка будущих учителей информатики к профессиональной деятельности в сетевых сообществах Интернета [Текст] / А.Н. Сергеев. - СПб, 2010.
7. Хьелл, Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб: Питер, 1997. - 608 с.
8. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст]: учебное пособие / В. Д. Шадриков. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.
9. Шадриков, В.Д. Системогенетический подход к проблеме развития [Текст]: сборник научных трудов V всероссийской научно-практическйо конференции / В.Д. Шадри-ков // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. - Ярославль: ЯГПУ, 2011. - С. 11-15.
Bibligraficheskij spisok
1. Bystrov, A.N. Specifika lichnostnyh svojstv molodezhi Severa [Tekst]: avtoref. ... diss. d. p. n. - M., 2010. - 40 s.
2. Goroshko, E.I. Obrazovanie 2.0 - jeto budushhee ote-chestvennogo obrazovanija? (Popytka teoreticheskoj refleksii) Chast' 1. [Tekst] / E.I. Goroshko // Obrazovatel'nye tehnologii i obshhestvo. T. 12. - 2009. - №2. - S. 455-469.
3. Povarenkov, Ju.P. Sistemogeneticheskij podhod k harak-teristike professional'nogo samoopredelenija lich-nosti [Tekst]: sbornik nauchnyh trudov III vserossijskoj nauchno-prakticheskjo konferencii / Ju.P. Povarenkov // Sistemogenez uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti. - Jaroslavl': JaGPU, 2007. - S. 13-18.
4. Psihologija razvitija [Tekst]: Slovar'. - M.: PERSJe, 2005. - 175 s.
5. Psihologija [Tekst]: uchebnik dlja gumanitarnyh vuzov. -SPb: Piter, 2006. - 656 s.
6. Sergeev, A.N. Podgotovka budushhih uchitelej infor-matiki k professional'noj dejatel'nosti v setevyh soobshhestvah Interneta [Tekst] / A.N. Sergeev. - SPb, 2010.
7. H'ell, L. Teorii lichnosti [Tekst] / L. H'ell, D. Zigler. -SPb.: Piter, 1997. - 608 s.
8. Shadrikov, V.D. Psihologija dejatel'nosti i sposobnosti cheloveka [Tekst]: uchebnoe posobie / V.D. Shadrikov. - M.: Izdatel'skaja korporacija «Logos», 1996. - 320 s.
9. Shadrikov, V.D. Sistemogeneticheskij podhod k probleme razvitija [Tekst]: sbornik nauchnyh trudov V vseros-sijskoj nauchno-prakticheskjo konferencii / V.D. Shadrikov // Siste-mogenez uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti. - Jaroslavl': JaGPU, 2011. - S. 11-15.