А
Проблемы медиакультуры
Дети и Интернет: взаимодействие с миром виртуальной культуры
А
И. В. Челышева, кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский институт имени А.П. Чехова
Аннотация. Статья посвящена проблемам развития информационного общества, характера взаимодействия современного человека с миром виртуальной медиакультуры. Автором исследуются основные теоретические положения виртуализации, которая все активнее проникает во все сферы жизни современного общества, рассматриваются перспективы медиапедагогики в определении культурных, нравственных, эстетических, ценностных приоритетов образования и воспитания подрастающего поколения, связанных с развитием новых информационных технологий.
Ключевые слова. Интернет, виртуальность, медиаобразование, сетевая культура.
* Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Мир социальных сетей и семейное воспитание школьников», проект № 14-46-93002. Руководитель проекта -И.В. Челышева.
Abstract. The article investigates the development of the information society, the nature of modern human interaction with the world of virtual media culture. The author studies the basic theoretical propositions virtualization, which increasingly permeates all spheres of modern life and perspectives of media in determining cultural, moral, aesthetic, value priorities of education and upbringing of the younger generation, associated with the development of new information technologies.
Keywords: Internet, virtuality, media education, network culture.
В жизнь современного человека все активнее входят такие понятия как «сетевые сообщества», «виртуальная реальность» и т.п. Развитие новых информационных технологий способствовало проникновению медиа во все сферы жизни современного человека, где реальность «полностью схвачена,
Media Culture Problems
Children and Internet: the interaction with the virtual world of culture
Dr. Irina Chelysheva, Associate Professor, Anton Chekhov Taganrog Institute
полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир» [Кастельс, 2000, с.351]. С появлением Интернет массмедиа становятся системой, объединяющей «традиционные средства массовой информации, глобальные телекоммуникационные средства (сеть) и сумму технологий работы с массовой аудиторией и тем самым порождает виртуальные реальности информационных пространств» [Калмыков, Коханова, 2005, с. 10].
Виртуализация представляет собой симуляцию реальности действующих социальных институтов, результатом чего является трансформация сущности человеческого бытия из социального в виртуальный мир. При этом, как пишет Д.В. Иванов: «в глобальной сети Internet не создается никакого знания, но зато многократно увеличиваются возможности осуществления коммуникаций», в которой борьба владельцев СМИ идет не за монополию на передачу сведений, а «за создание выгодного им или их заказчикам образа событий» [Иванов, 2004, с.362]. Интерактивность приобретает иллюзию практически реального существования в виртуальном мире с широкими возможностями конструирования собственной реальности, которая обладает определенным нравственным, эстетическим, информационным контентом.
По мнению Т.А. Бондаренко, «виртуальное не есть мнимое или воображаемое, поскольку не имеется в виду чисто субъективное содержание. Виртуальное не есть несуществующее, просто мы не можем приписать ему традиционное объективное существование. Виртуальное содержание - то, где отсутствует четкое разделение объективного и субъективного плана в понимании, где эти различные содержания перетекают друг в друга, становясь неразличимыми, неотличимыми» [Бондаренко, 2007, с.33]. Глобальная компьютерная сеть создает новые формы культурного бытия и транслирует их в нашу повседневную жизнь посредством киберкультуры - культуры «реальной виртуальности».
Постепенно жизнь в реальном мире вещей заменяется жизнью в мире символов, образов, симуляций: «перспектива того, что отношения между людьми примут форму отношений между образами, и есть перспектива виртуализации общества. В этой перспективе появляется возможность трактовать общественные изменения, различая старый и новый типы социальной организации с помощью дихотомии «реальное/виртуальное» [Иванов, 2004, с.375].
Если еще двадцать лет назад компьютерные сети воспринимались обществом как новая технология, то с развитием инфраструктуры Интернет и возникновением в ней многочисленных сообществ, социальных групп, профессиональных коллективов и т.д., возникает необходимость обратиться к понятию культуры Интернета. По мнению Л.Б. Янгель, для Интернет-культуры характерна «четырехслойная структура: техномернократическая культура, культура хакеров, культура виртуальной общины и предпринимательская культура. Все вместе они определяют идеологию свободы, столь широко распространенную в интернет-сообществе» [Янгель, 2004, с. 19]. При этом «интернет-культура (или киберкультура) начинается тогда, когда сеть создает в
себе новые формы культурного бытия и транслирует их в нашу повседневную жизнь» [Калмыков, Коханова, 2005, с. 10].
К основным характеристикам культуры информационного общества А.В.Соловьевым относится мозаично-прерывный характер (клип-культура), «размывание» границ между официальной государственной культурой и культурой маргиналов (контркультурой), между массовой и элитарной культурой; формирование новых профессиональных групп с соответствующими профессиональными типами культуры и образами (стилями) жизни; наличие сетевых форм социальных отношений [Соловьев, 2009, с.12]. Именно поэтому сегодня виртуальная реальность стала пространством не только обмена информацией, но и обмена культурными, нравственными, мировоззренческими ценностями.
Сфера образования и культуры также все более тесно связывается с виртуальным миром и принимает медийный характер: создана широкомасштабная сеть дистанционного обучения, для школьников и студентов разрабатываются электронные учебники, энциклопедии, справочные материалы, словари и т.п. В Интернете широко представлены виртуальные версии музеев, открываются виртуальные выставки как классического, так и современного искусства, картинные галереи, да и сохранение многих памятников мировой культуры все чаще происходит в цифровом формате.
В эпоху печатных или кинематографических (телевизионных) медиаобразов человек мог погружаться в медийную реальность при помощи своего воображения, фантазии, оставаясь, тем не менее, в роли читателя, зрителя или слушателя. Теперь, когда медиа стали представлять собой «нечто реальное, нечто, существующее независимо и, возможно, обладающее собственными потребностями и интересами» [Рашкофф, 2003 с.28], виртуальная реальность может быть достроена в прямом смысле - становясь материальным объектом, существующим в виртуальном мире. Образы медийной реальности (телевизионной, кинематографической и т.д.) оформляются в «додумывании», «домысливании» при помощи фантазии (с опорой, к примеру, на визуальные образы - мысленные, изображенные при помощи иллюстрации, надписи на экране). Иными словами, с возникновением компьютерной техники, развитием сетевых Интернет-технологий, пользователь играет полноправную роль активного участника всех событий, которые происходят в сети, выбирая для себя наиболее важные и интересные сегменты.
Гипертекстуальность в виртуальной реальности позволяет преодолеть императивность медиатекста. В конечном итоге его значение, понимание и интерпретация определяется уже не автором (издателем, режиссером, ведущим), а читателем (зрителем, пользователем), который из статуса аудитории переходит в статус соавтора. На первый взгляд, создается впечатление, что создание собственного медиапространства, открывает перед пользователем практически неограниченные возможности для
конструирования любой модели медиареальности.
Действительно, деятельность медиа приобретает творческий и созидательный характер. В какой-то мере иллюзия настоящей жизни, которая достигается человеком при помощи погружения в виртуальный мир (без труда конструируемый идеальным), представляет собой усовершенствованную модель идеального мира, который строился человечеством в прошлом. Однако, если учитывать, что любое конструирование (в том числе - и медийных образов и символов), человек совершает, опираясь на собственный опыт, то говорить о создании совершенно свободных образов медийной реальности можно с определенной долей условности. О.А. Астафьева отмечает: «виртуальная реальность современной культуры - это не столько идеальное пространство, основанное на «новых мифах» и носящее сакральный смысл, сколько «поглощающая» человека среда медиакультуры, компьютерная «виртуальная реальность», дигитальное (цифровое» поле современной культуры, одним словом - это новый интегративный сверхсложный феномен - сетевая культура» [Астафьева, 2007, с. 23].
Проблема взаимодействия подрастающего поколения с миром виртуальных образов в Интернет, многочисленных Интернет-сообществах, становится все более актуальной. Особенно важными выступают задачи определения основных культурных, нравственных, эстетических, ценностных приоритетов этого взаимодействия, выделение ведущих векторов образования и воспитания подрастающего поколения, связанных с развитием новых информационных технологий. Эти проблемы нашли отражение в современном медиаобразовании.
Например, Ю.Н.Усовым разработана учебная модель развития виртуального мышления школьников, основной целью которой неизменно выступает развитие восприятия и умения анализа художественного текста. Основные структурные компоненты модели связаны с творческим освоением виртуального пространства «путем видеосъемки живописного полотна; монтажной записи отснятого материала; выявления смысловых, эмоциональных взаимосвязей между дискретными единицами; ощущения энергетики, выстраивания концепции увиденного; определения собственного отношения к материалу; вербализации; целостного рассмотрения экранизированного произведения и т.д.» [Усов, 2000, с. 3-6].
В медиаобразовательном процессе осуществляется изучение, анализ и творческое освоение произведений медиакультуры, происходит установление социокультурных связей между человеком и медиакультурными процессами. Поэтому можно утверждать, что медиаобразование приобретает в настоящее время статус социокультурного явления, касающегося каждого человека, живущего в информационном пространстве. Это может быть обусловлено рядом важных факторов, отражающих основные процессы взаимодействия человека с миром медиакультуры.
Литература
Астафьева О.Н. Медиакультура и некоторые принципы формирования информационно-коммуникативного пространства // Медиакультура новой России. Материалы Международной научной конференции. Том II / Под ред. Н.Б. Кирилловой и др. Екатеринбург - Москва: Академический проект, 2007. 512 с. С. 9-27.
Бондаренко Т. А. Виртуальная реальность в современной социальной ситуации. Автореф. ... д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 65 с.
Иванов А.Е. Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной
реальности в их взаимосвязи. Автореф. дис.....канд. филос. наук. М., 2004. С. 8.
Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 383 с. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М.: Ультра. Культура, 2003. 368 с.
Соловьев А.В. Культурная динамика информационного общества: от пост- к протокультуре. Автореф. дис. .. д-ра. филос.наук. СПб, 2009. 44 с.
Усов Ю.Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства // Искусство в школе. 2000. № 6. С.3-6.
Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов. М., 2007. 615 с.
Федоров А.В., Челышева И.В., Новикова А.А. и др. Проблемы медиаобразования. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2007. 212 с.
Челышева И. В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе. Таганрог: ТГПИ, 2009. 320 с.
Челышева И.В. Мир сетевых сообществ: на пути к новой культуре // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 5. С. 51-59.
Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Рыжих Н.П. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: подготовка будущих педагогов. Таганрог: Таганрог. гос. пед. ин-т, 2010. 232 с.
Янгель Л.Б. Информатизация в глобализирующемся мире: философский анализ. Автореф. дис.....канд. филос. наук. М., 2004.
References
Astafijeva, O. Media culture and some of the principles of formation of information -communication space / / Media culture new Russia. Vo^ II / Ed. N. Kirillova and others Yekaterinburg - Moscow: Academic Project, 2007, рр. 9-27.
Bondarenko, T. Virtual reality in the contemporary social situation. Ph.D. dis. Rostov-on-Don, 2007. 65 р.
Castells, M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Moscow, 2000.
Chelysheva, I. Technique and technology of media education in schools and universities. Taganrog,
2009. 320 p.
Chelysheva, I. World of online communities: Towards a new culture // Distance and virtual learning. 2013. N. 5, pp. 51-59.
Chelysheva, I., Murukina, E., Ryzhikh, N. Research and Education Center "Media Education and Media Competence": preparation of future teachers. Taganrog, 2010. 232 p.
Fedorov, A. Development of media competence and critical thinking of students of pedagogical universities. Moscow, 2007. 615 р.
Fedorov, A., Chelysheva, I, Novikova, A. Problems of media education. Taganrog, 2007. 212 p. Ivanov, A. Philosophical and psychological aspects of virtual and social reality in their relationship . Ph.D. dis. Moscow, 2004, p.8.
Kalmykov, A., Kokhanova, L. Internet journalism. Moscow: UNITY-DANA, 2005. 383 p.
102
Rushkoff, D. Media virus: As pop culture secretly affects your consciousness. Moscow: Ultra Culture, 2003. 368 р.
Soloviev, A. Cultural dynamics of the information society: from a post- proto. Ph.D. dis. St.Petersburg, 2009. 44 р.
Usov, Y. Virtual thinking in encouraging students to different kinds of art // Art in school. 2000. № 6, pp.3-6.
Yangel, L. Informatization in a globalizing world: a philosophical analysis. Ph.D. dis. Moscow, 2004.