СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В РОССИИ*
И.В. Челышева, кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова, Ассоциация кинообразования и
медиапедагогики России И.А. Козаченко-Габрава, аспирант,
Таганрогский государственный педагогический институт
имени А.П.Чехова,
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы взаимодействия подрастающего поколения с миром медиа. Авторами анализируются основные подходы к медиаобразованию, которое в современных условиях является одним из путей приобщения подрастающего поколения к полноценному осмыслению медийной информации, к безопасному использованию медиаресурсов.
Ключевые слова: медиа, медиакультура, медиаобразование, медиаком-петентность.
Strategy for the development of media competence of the younger generation in Russia *
Dr. Irina Chelysheva, Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute, Member of Russian Association for Media education
Inna Kozachenko-Gabrava, Ph.D. student of the Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute
Abstract. This is the article about the problems of the interaction of the younger generation with the world media. The authors analyze the main approaches to media education, which in modern terms is a way of familiarizing the younger generation to a full understanding of media information for the safe use of media resources.
Keywords: media, media culture, media education, media competence.
* Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Стратегии современного британского медиаобразования и его влияние на российскую медиапе-дагогику», проект № 13-36-01001. Руководитель проекта - И.В.Челышева.
Не секрет, что подрастающее поколение все чаще отдает предпочтение медиатекстам развлекательного характера. Это связано с изменением ценностных ориента-ций молодежи, для которой наиболее значимыми становятся ценности потребления, как товарного, так и духовного.
Большую озабоченность педагогов и психологов вызывают насилие и жестокость, активно позиционируемые медиаканалами. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике медиакультуры. По проценту отведенных на это страниц или эфирного времени криминальные ме-диатексты стоят на втором месте после рекламы.
Последние годы современные дети и подростки - активные пользователи Интернет, все чаще сталкиваются с такими явлениями как троллинг и кибербуллинг Трол-линг - размещение в Интернет информации провокационного характера - уже достаточно хорошо известное тревожное явление, получившее распространение в социальных сетях. Разжигание конфликтов, дезинформация, психологические атаки - вот далеко не полный перечень деятельности подобных пользователей. В настоящее время существует множество классификационных характеристик так называемых «троллей», среди которых могут быть и сверстники жертвы - подростки, и взрослые люди. Еще одно сравнительно новое негативное явление, с которым может столкнуться ребенок в Интернет - кибербуллинг, который определяется С.Дра-гуновым как «виртуальный террор,
чаще всего подростковый. Получил свое название от английского слова bull - бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить» [Драгунов, 2011].
В самом деле, дети и подростки нередко становятся жертвами медийного насилия и медимани-пуляции в социальных сетях и бло-гах, на форумах и в чатах. Зачастую им трудно самостоятельно противостоять негативной, а то и агрессивной медийной информации, не хватает умений противостоять ме-дианасилию. Поэтому изучение основ медиабезопасности выходит по значимости на одно из первых мест и становится столь же важным, как изучение основ безопасности жизнедеятельности.
Масс-медиа все чаще используют приемы «смешения» жанров, стирания граней между реальными событиями и вымышленными фактами. Неудивительно, что юная аудитория с трудом может отличить реальные события от виртуальных, представляемых медиа в реалистической манере. Таких программ становится все больше и больше, как на зарубежном, так и на отечественном рынке медиапродуктов.
Еще одной серьезной проблемой современности становится интернет-зависимость (медиаза-висимость, интернет-аддикция). К примеру, исследователи отмечают, что из трех миллионов обладателей компьютеров в России в среднем от 5 % до 14 % игроков зависимы от сети. «За один день интернет-зависимый игрок может просидеть за компьютером от 5 до
18 часов. Продолжительность времени, проведенного в Интернет, составляет от 20 до 50 часов в неделю. Время, отведенное сети, превосходит время, необходимое для работы при полноценном восьмичасовом рабочем дне. От ста пятидесяти до четырехсот тысяч молодых людей в стране не в состоянии оторваться от светящегося экрана. При этом подавляющее большинство компьютерных интернет-игр содержит элементы деструктивного содержания: стимуляцию чувств страха, ужаса, отвращения; латентную рекламу и пропаганду наркотиков; модели физического и сексуального насилия; элементы расовой или иной дискриминации; ненормативную лексику, эротические и порнографические стимулы [Жмуров, 2005].
Эти и другие негативные факторы, которые, наряду с положительными сторонами масс-медиа (доступность информационных ресурсов, общение «без границ», и т.п.), актуализируют важность внимания исследователей к проблемам медиабезопасности подрастающего поколения в медиами-ре, выработке стратегий развития медиакомпетентности современных детей и подростков, которые с ранних лет становятся активными пользователями медиаресурсов [Челышева, 2010, с. 211]. Попробуем наметить основные векторы решения данных проблем.
Вопросы медиабезопасности, то есть безопасного существования и сосуществования в медиами-ре, все активнее обсуждаются исследователями, общественными деятелями, родителями, да и са-
мими юными пользователями. В некоторых российских школах уже проводятся уроки медиабезопас-ности, на которых юных пользователей знакомят с основными правилами безопасного поведения в Интернет, общения в социальных сетях и использования многочисленных он-лайновых программ. Зачастую такая информация размещается на школьных сайтах, становится темой родительских собраний и т.п.
Так как практически все современные родители сами являются активными пользователями меди-аресурсов, многие их них неплохо осведомлены о полезных интернет-ресурсах, где можно найти необходимую информацию по защите детей от нежелательного контента; знакомы с программами «Родительского контроля» и поисковыми системами для детей определенной возрастной группы т.д. Иными словами, сегодня становится очевидным, что знание ребенком основных правил защиты от негативной информации становится необходимым и обязательным условием общения с миром меди-акультуры.
Вместе с тем, как справедливо отмечают Е.Л. Вартанова и Я.Н. Засурский, «медиа обладают поистине удивительными развивающими возможностями. Все дело лишь в методах их использования в процессе образования и воспитания учащихся» [Вартанова, Засурский, 2002, с. 8].
Трудно также не согласиться и с мнением О.А.Баранова о том, что «медиакультура обладает ярко выраженным эмоциональным, психо-
физиологическим характером воздействия. Она создает и предлагает своеобразные модели эмоционально-чувственного отношения к окружающему, обогащая духовный опыт и способность к переживанию, становится все более значительным компонентом нравственной жизни человека» [Баранов, 2001, с.6].
В условиях, когда информационная среда одновременно выступает средством не только информации, но и дезинформации, современному подрастающему поколению необходимо умение критически относиться и самостоятельно осмысливать смысл многочисленных произведений медиакультуры (фильмов, телепрограмм, сайтов, компьютерных игр и т.п.). Поэтому в современных условиях назрела настоятельная необходимость не только в выявлении характера позитивных и негативных последствий влияния средств массовой коммуникации на воспитание и социальное формирование подрастающего поколения, но также и выявление наиболее перспективных медиапе-дагогических стратегий, позволяющих развивать медиакомпетент-ность, критическое мышление, познавательные интересы, способствовать медиатворчеству и раскрытию творческого потенциала подрастающего поколения.
Личность развивается в деятельности, и чем богаче и содержательнее будет эта деятельность, тем больше возможностей создается для становления социально ценных отношений школьников к окружающей действительности, для развития их самосознания, самовоспитания духовных потребностей.
В этих условиях чрезвычайно важным становится определение путей целенаправленного формирования образовательной среды, позволяющее в полной мере использовать современные педагогические технологии и способствующее реализации максимальной самостоятельности ребенка в различных видах деятельности, связанных с произведениями медиакультуры [Челышева, 2011, с. 95].
В современной ситуации широко известны перспективы медиа-образования, связанные с возможностями:
- «развивать способности, знания и отношения, необходимые для анализа способов, с помощью которых медиа активно конструируют реальность;
- получать знания социального, культурного, политического и экономического значения этих конструкций и распространяемых ими ценностей;
- развивать уровень оценки и эстетического восприятия меди-атекстов;
- декодировать медиатексты, чтобы распознать и оценить культурные ценности, практическую значимость, идеи, содержащиеся в них;
- распознавать, анализировать и применять разнообразие технического использования и создания медиатекстов;
- осознавать, что те, кто создают (конструируют) медиатексты, делают это, исходя из множества мотивов (контроль, давление и др.) - экономических, политических, организаци-
онных, технических, социальных и культурных; - понимать, что каждый человек вовлечен в селективный и аналитический процесс исследования медиатекстов. Этот процесс и связанные с ним смыслы/значения зависят от психологических, социальных и природных факторов» [Федоров, 2001, с.; РеСогоу, 1997; 2003; 2008; 2012; 2013]. В российской педагогике ме-диаобразование осуществляется в формах спецкурсов, медиакруж-ков, факультативов, медиастудий, интеграции в различные учебные предметы школьного курса. Основные положения развития медиа-компетентности легли в основу образовательно-информационных моделей медиаобразования, которые включают в себя изучение теории и истории медиа; воспитательно-эстетических моделей, рассматривающих моральные и философские проблемы медиа-текста; моделей развивающего обучения, предполагающих развитие творчества, воображения, интерпретации и т.д.
Именно поэтому все более значимые перспективы медиаоб-разование приобретает в системе высшего профессионального педагогического образования. Это обусловлено богатым потенциалом медиаобразовательных методик и технологий для развития, интеллектуального и творческого роста, способностей, самостоятельного мышления современных школьников, приобщения их цивилизованной медиакультуре (включая, разумеется, Интернет).
Необходимость подготовки будущих педагогов к осуществлению деятельности на материале произведений медиакультуры обусловлена велением времени. В настоящее время для успешного осуществления профессиональной деятельности педагогу необходимы не только знания по теории и методике преподавания учебных предметов, педагогике и психологии, но и умения работать с медийной информацией. Иными словами, будущий педагог должен быть медиакомпетентным, то есть владеть умениями осмысления, анализа, выявления эстетического и художественного значения медиа-текстов (текстов, созданных средствами и на материале различных медиа), определения их потенциальных возможностей для образования, развития и воспитания подрастающего поколения.
Изучение методики медиаобра-зования открывает будущим педагогам возможность самостоятельно разрабатывать сценарии медиатекстов на материале телевидения, интернета, кинематографа, прессы, а затем осуществлять их презентацию в студенческой и школьной аудитории, проводить анализ аудиовизуальных и печатных медиатекстов, в том числе - и педагогической направленности и т.д.
Особое значение в контексте изучения медиаобразования имеет развитие аналитических способностей, необходимых будущим педагогам. В связи с этим одним из ключевых моментов развития ме-диакомпетентности - умение анализировать и интерпретировать медиатексты различных видов и
жанров. К примеру, просмотры и коллективные обсуждения экранных медиатекстов (фильмов, телепередач, интернетных сайтов) способствуют созданию творческой атмосферы на занятиях, развитию критического мышления и умениям аргументировано оценить информацию, активизирует познавательный потенциал студентов. Выполнение данного вида заданий позволяет не только констатировать эстетические и художественные медийные предпочтения студентов, но и способствовать более полноценному медиавосприятию , развитию эстетического вкуса аудитории [Челышева, 2012, с.327].
Оценка медийных произведений в студенческой аудитории основывается на комплексе взаимосвязанных показателей: эмоциональная включенность аудитории; эмоциональная активность суждений о медиапроизведении; оценочное чувство; умение анализировать медиатекст; образное мышление; умение сообщить достаточные нормы общения с произведениями медиакультуры для вынесения оценки; проявление оценочного суждения на новом уровне и в иной форме. Таким образом, в процессе медиаобразо-вания (в частности - при изучении медиатекстов различных видов и жанров), будущие педагоги не только получают новые знания, но и выходят на более высокий уровень понимания медийной информации, знакомятся с различными областями ее применения, анализа, синтеза и т.д. Среди основных форм работы на этом этапе выделяются «мозговой штурм», роле-
вая игра, решение эвристических и проблемных задач, дискуссия и т.п. [Челышева, 2009, с. 119].
Итак, проблема развития ме-диакомпетентности становится очень актуальной в современных условиях постоянно увеличивающегося потока медиатекстов, представляет собой важный вектор освоения информационного пространства. Решению данной проблемы может способствовать стратегия внедрения медиаобразова-ния в систему подготовки будущих педагогов, включающего знания основ медиабезопасности, развитие аналитического мышления, полноценного восприятия произведений медиакультуры, умений творческого самовыражения в сфере медиа.
Литература
Баранов О .А. Культуротворчес-кая модель школы и медиаобразова-ние. М., 2001. 120 с.
Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Медиаобразование как средство формирования информационной безопасности молодежи // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2002.
Драгунов С. Интернет-угрозы: троллинг и кибербуллинг. 2011. http:// kandaliza2008.ucoz.ru/news/ internet_ugrozy_trolling_i_kiberbulling/ 2011-07-30-137
Жмуров Д.В. Компьютерные игры и подростковая агрессия. 2005. http:// www.npocmo.info/cg/cg_index.html
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов на Дону: ЦВВР, 2001. 708 с.
Челышева И.В. Анализ произведений аудиовизуальной медиакультуры: теория и практика. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011. 440 стр.
Челышева И.В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе / под ред. А.В. Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. 320 с.
Челышева И.В. Практика медиа-образования: формы, методы и приемы занятий в школе и вузе // Информационное поле современной России. Т.2. М., 2012. С. 321-330.
Челышева И.В. Современные тенденции развития критического мышления в контексте медиаобразова-тельной парадигмы // Инфокоммуни-кационные технологии в региональном развитии. Смоленск, 2010. С.210-212.
Fedorov, A.V. America, America: a letter from Russia // Cineaste. 1997. Vol. 22. № 4. p. 62.
Fedorov, A.V. Analysis of art house media texts use during media studies in the student audience (Alain Robbe-Grillet movies case study) // European journal of contemporary education. 2012. т. 2. № 2. с. 112-123.
Fedorov, A.V. Analysis of the Soviet military-utopian films of the second half of the 1930-es at the media studies in students' audience // European Researcher = Европейский исследователь. 2012. т. 32. № 10-2. С. 1792-1803.
Fedorov, A.V. Film studies in the university students' audience: from entertainment genres to art house. Moscow, 2013.
Fedorov, A.V. Russia and Ukraine: media literacy education approaches // European Researcher = Европейский исследователь. 2012. № 9-3. С. 1566-1578.
Fedorov, A.V. The Analysis of stereotypes of politically engaged media texts in media studies in student audience (by the example of Renny Harlin's films "Born American" (1986) and "Five days of war" (2011) // European researcher = Европейский исследователь. 2012. т. 35. № 11-3. С. 2037-2041.
Fedorov, A.V. The Hermeneutical analysis of the soviet fantasy genre of the 1950s - 1960s and its American
screen transformation in media studies in a student audience // European researcher = Европейский исследователь. 2012. т. 35. № 11-3. С. 2042-2055.
Fedorov, A.V. The Ideological, structural analysis of the Russian image representation in the cold war times' film 'White Nights' // European researcher = Европейский исследователь. 2013. т. 47. № 4-3. С. 1044-1050.
Fedorov, A.V. "The Hyperboloid of engineer Garin": the novel and its adaptation to media education lessons in the student audience // European Researcher = Европейский исследователь. 2012. № 9-3. С. 1579-1584.
Fedorov, A.V. The Image of Russia on the western screen: the present stage (1992-2013) // European Researcher = Европейский исследователь. 2013. т. 47. № 4-3. С. 1051-1064.
Fedorov, A.V. The Image of the West on the Soviet screen in the era of the "cold war": case studies // European researcher = Европейский исследователь. 2013. т. 42. № 2-3. С. 497-507.
Fedorov, A.V. "The Little school orchestra"': a sample of the hermeneutic analysis of media texts in student audience // European Researcher = Европейский исследователь. 2012. т. 32. № 10-2. С. 1804-1810.
Fedorov, A.V. Violence on the Russian & American media screen and youth audience. Taganrog. 2003.
References
Baranov, O. Culture studies model for school and media education. Moscow, 2001. 120 p.
Chelysheva, I. Analysis of audiovisual works of media culture: theory and practice. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011. 440 p.
Chelysheva, I. Modern trends in the development of critical thinking in the context of media education paradigm // Info-communication technology in regional development. Smolensk, 2010, p.210-212.
Chelysheva, I. Methods and technology of media education in schools and universities / ed. A.V. Fedorov. Taganrog: Taganrog State Pedagogical Institute, 2009. 320 р.
Chelysheva, I. The practice of media education: forms, methods and techniques of training at school and university // The information field of modern Russia. Vol.2. Moscow, 2012, p. 321-330.
Dragunov, S. Internet threats: trolling and kiberbulling. 2011. http:// kandaliza2008.ucoz.ru/news/ internet_ugrozy_trolling_i_kiberbulling/ 2011-07-30-137
Fedorov, A.V. America, America: a letter from Russia // Cineaste. 1997. Vol. 22. № 4. p. 62.
Fedorov, A.V. Analysis of art house media texts use during media studies in the student audience (Alain Robbe-Grillet movies case study) // European journal of contemporary education. 2012. т. 2. № 2. с. 112-123.
Fedorov, A.V. Analysis of the Soviet military-utopian films of the second half of the 1930-es at the media studies in students' audience // European Researcher = Европейский исследователь. 2012. т. 32. № 10-2. С. 1792-1803.
Fedorov, A.V. Film studies in the university students' audience: from entertainment genres to art house. Moscow, 2013.
Fedorov, A.V. Russia and Ukraine: media literacy education approaches // European Researcher = Европейский исследователь. 2012. № 9-3. С. 1566-1578.
Fedorov, A.V. The Analysis of stereotypes of politically engaged media texts in media studies in student audience (by the example of Renny Harlin's films "Born American" (1986) and "Five days of war" (2011) // European researcher = Европейский исследователь. 2012. т. 35. № 11-3. С. 2037-2041.
Fedorov, A.V. The Hermeneutical analysis of the soviet fantasy genre of
the 1950s - 1960s and its American screen transformation in media studies in a student audience // European researcher = Европейский исследователь. 2012. т. 35. № 11-3. С. 2042-2055.
Fedorov, A.V. The Ideological, structural analysis of the Russian image representation in the cold war times' film 'White Nights' // European researcher = Европейский исследователь. 2013. т. 47. № 4-3. С. 1044-1050.
Fedorov, A.V. "The Hyperboloid of engineer Garin": the novel and its adaptation to media education lessons in the student audience // European Researcher = Европейский исследователь. 2012. № 9-3. С. 1579-1584.
Fedorov, A.V. The Image of Russia on the western screen: the present stage (1992-2013) // European Researcher = Европейский исследователь. 2013. т. 47. № 4-3. С. 1051-1064.
Fedorov, A.V. The Image of the West on the Soviet screen in the era of the "cold war": case studies // European researcher = Европейский исследователь. 2013. т. 42. № 2-3. С. 497-507.
Fedorov, A.V. "The Little school orchestra"': a sample of the hermeneutic analysis of media texts in student audience // European Researcher = Европейский исследователь. 2012. т. 32. № 10-2. С. 1804-1810.
Fedorov, A. Media Education: History, Theory and Methods. Rostov: CVVR, 2001. 708 p.
Fedorov, A.V. Violence on the Russian & American media screen and youth audience. Taganrog. 2003.
Vartanova, E., Zassoursky, Y. Media education as a means of formation of information security // Youth information and psychological security in the media. Moscow, 2002.
Zhmurov, D.V. Computer games and adolescent aggression. 2005. http:// www.npocmo.info/cg/cg_index.html