Научная статья на тему 'Духовно-нравственный аспект использования образовательного потенциала компьютерных социальных сетей в высшем архитектурно-художественном образовании'

Духовно-нравственный аспект использования образовательного потенциала компьютерных социальных сетей в высшем архитектурно-художественном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
737
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВЫСШЕЕ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SPIRITUALITY / MORALITY / HIGHER ARCHITECTURAL AND ARTISTIC EDUCATION / UNIVERSITY DEGREE AT ARCHITECTURE AND ART / ONLINE EDUCATION / ONLINE RESOURCE / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левин Игорь Леонидович, Клочкова Наталия Валерьевна

В статье описаны дидактические возможности использования образовательного потенциала социальных сетей в обучении художественно-изобразительным дисциплинам студентов архитектурно-строительного вуза, раскрыты духовно-нравственные смыслы педагогического общения и взаимодействия с применением глобальных информационных ресурсов. Исследуются проблемы использования электронных образовательных технологий в условиях информатизации общества и культурного кризиса ценностей, принципы согласования социальных и образовательных интересов людей, объединяющихся в сетевые сообщества. Также в данной статье рассматриваются различные направления в развитии компьютерных и сетевых образовательных технологий в историческом контексте их внедрения, достоинства и недостатки использования электронных средств и способов обучения. Исследуются возможности применения личностно-ориентированных педагогических технологий, методов субъект-субъектного общения и взаимодействия между участниками дистанционного образовательного процесса, реализуемого в компьютерной социальной сети. Подробно анализируются результаты педагогического эксперимента по изучению художественных дисциплин при совмещении очной (аудиторной) и дистанционной (с использованием средств интернет-коммуникаций) форм обучения. Особо подчёркивается значение художественного образования в формировании духовной культуры и этических идеалов личности, его роль в интеграции обучающихся в современную социальную среду и организации созидательной деятельности в ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левин Игорь Леонидович, Клочкова Наталия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The psychical and ethical side of using the studying potential of computer social network in the hight architectural and artist''s education

In this topic there are didactic opportunities of using the studying potential of social network in the student's training of art and graphical disciplines of architectural and civil engineering Institute, there are revealed psychical and ethical meanings of pedagogical communication and interaction by applying global information resources. The article talks about the problems of the use of electronic educational technologies in the age of informatisation of the society and cultural crisis of values, the principles of coordination of social and educational interests of people, united in online communities. Also, this article discusses the various trends in the development of computer and network educational technologies in the historical context of their implementation, advantages and disadvantages of the use of electronic means and methods of learning. The article also studies the possibility of application of student-centered teaching technologies, methods of subject-subject type of communication and interaction between the participants of the remote educational process, implemented in the computer social network. Analyzed in detail the results of the pedagogical experiment on studying of art disciplines when combining full-time (classroom) and distance (with the use of Internet communications) forms of learning. Especially emphasizes the importance of art education in the formation of spiritual culture and ethical ideals of the person, its role in the integration of students into the modern social environment and the organization of creative activity in it.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственный аспект использования образовательного потенциала компьютерных социальных сетей в высшем архитектурно-художественном образовании»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-1 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/29PVN115.pdf DOI: 10.15862/29PVN115 (http://dx.doi.org/10.15862/29PVN115)

УДК 37.013.43

Левин Игорь Леонидович

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»

Россия, Нижний Новгород1 Доцент кафедры рисунка и живописи Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]

Клочкова Наталия Валерьевна

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»

Россия, Нижний Новгород Доцент кафедры общей и социальной педагогики Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]

Духовно-нравственный аспект использования образовательного потенциала компьютерных социальных сетей в высшем архитектурно-

художественном образовании

1 603000 Россия, г. Нижний Новгород, ул. Гоголя, д. 1 , Нижегородский государственный архитектурно -строительный университет, факультет архитектуры и градостроительства, кафедра рисунка и живописи: V-809.

Аннотация. В статье описаны дидактические возможности использования образовательного потенциала социальных сетей в обучении художественно-изобразительным дисциплинам студентов архитектурно-строительного вуза, раскрыты духовно-нравственные смыслы педагогического общения и взаимодействия с применением глобальных информационных ресурсов. Исследуются проблемы использования электронных образовательных технологий в условиях информатизации общества и культурного кризиса ценностей, принципы согласования социальных и образовательных интересов людей, объединяющихся в сетевые сообщества. Также в данной статье рассматриваются различные направления в развитии компьютерных и сетевых образовательных технологий в историческом контексте их внедрения, достоинства и недостатки использования электронных средств и способов обучения. Исследуются возможности применения личностно-ориентированных педагогических технологий, методов субъект-субъектного общения и взаимодействия между участниками дистанционного образовательного процесса, реализуемого в компьютерной социальной сети. Подробно анализируются результаты педагогического эксперимента по изучению художественных дисциплин при совмещении очной (аудиторной) и дистанционной (с использованием средств интернет-коммуникаций) форм обучения. Особо подчёркивается значение художественного образования в формировании духовной культуры и этических идеалов личности, его роль в интеграции обучающихся в современную социальную среду и организации созидательной деятельности в ней.

Ключевые слова: духовность; нравственность; высшее архитектурно-художественное образование; интернет-образование; интернет-ресурс; социальные сети.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Левин И.Л., Клочкова Н.В. Духовно-нравственный аспект использования образовательного потенциала компьютерных социальных сетей в высшем архитектурно-художественном образовании // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/29PVN115.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/29PVN115

Появление и развитие всемирной системы объединённых компьютерных сетей для хранения информации («Internet»), укрепление функциональных механизмов глобальной информационной инфраструктуры, изобретение и внедрение новых телекоммуникационных устройств и технологий, активное производство информационных продуктов и услуг создало условия для интенсивного и мобильного обмена информацией, что в свою очередь ознаменовало переход к постиндустриальной (информационной) стадии развития современной цивилизации (Д. Белл, Р. Карц , К. Курокава, У. Мартин, Й. Масуда, М. Порат, Т. Стоуньер, Т. Умесао и др.). Революция в организации и обработке информации и знания, в которой центральную роль играет компьютер (Д. Белл [1]), изменила весь уклад жизнедеятельности людей, характер их общения и взаимодействия, их мировосприятие, расширила либо деформировала их мировоззренческие горизонты.

Глобальная трансформация, как ускоренный процесс перемещения и трансляции материальных и символических ценностей (В.В. Буряк [2]), неоднозначно отразилась на духовной жизни общества, на внутреннем мире каждого человека, формировании человеческой индивидуальности, на психических качествах, способностях и характере человеческой личности. С одной стороны, глобальные информационные технологии высокими темпами ускорили процессы социализации и инкультурации индивидов, сделали общение более мобильным, привлекательным, событийно насыщенным, обогатили познавательную сферу человека, его представление о мире как открытой информационной системе, позволили расширить круг знакомых и друзей, осознать свои интересы и склонности, сформировать и реализовать собственную культурную и гражданскую позицию, личные убеждения, создали базу для дистанционного обучения. С другой стороны, вместе с преимуществами вхождения субъекта общения в открытое информационное поле проявились и опасности «заражения» негативной информацией, связанные с циклированием образцов массовой культуры, наводнением интернет-сети недостоверными и провокационными сообщениями, наличием в информационных потоках сленга, эротики, порнографии, проявлений агрессии, материалов экстремистского характера, виртуальных персонажей и сообществ, способствующих девиантному, безнравственному и асоциальному поведению, бездумному и бездуховному времяпрепровождению.

Вместе с тем глобальные информационные технологии стали заметным фактом культурной и социальной жизни современного общества, существенно влияющим не только на формирование культуры личности, но и на характер взаимоотношений между поколениями, культурный взаимообмен, трансляцию социального опыта, самообучение, саморазвитие и особенности учебной деятельности образовательных учреждений. Начиная со второй половины ХХ века, отмеченной всплеском информационного бума и активным внедрением электронных технических средств в учебный процесс, для современного культурного фона образовательной деятельности стал характерен префигуративный тип трансляции культурного опыта (по М. Мид [3]), при котором старшие не только учат младших, но и сами учатся у последних.

Кроме того, развитие глобальной информационной инфраструктуры общества привело к глобальному кризису ценностей, основным фактором которого является неравномерность и противоречивость протекания процессов технизации и эстетизации окружающей действительности, несогласованность развития материальной и духовной культуры общества. Его техногенный характер выразился в господстве принципа «воинствующей корысти» в ценностных ориентациях молодежи (В.П. Бранский [4]), в «обнищании души» при обогащении информацией (А.Н. Леонтьев [5]), в обильном потреблении культурных суррогатов, в безликости массовой культуры и массового сознания.

Как следствие компенсаторно-ценностной реакции культурной среды на применение компьютерных технологий наметилась и противоположная технизации тенденция эстетизации всех сфер человеческого бытия. Искусство вошло в быт и технику (выполнение и реализация компьютерных дизайн-проектов), в философию (концепции «виртуальной реальности» Ф. Брэдли, Дж. Мак-Таггарта, М. Мосса, Н.А. Носова, Ш. Тёркла и др.), в науку (примеры в педагогике - креативные технологии педагогического проектирования и виртуального моделирования ситуаций (Н.В. Бордовская, Ю.В. Громыко, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесникова, М.М. Поташник и др.), применение метода кэйс-стадий и портфолио (Д. Коупленд, Д.А. Поспелов, педагогический дизайн (Е.И. Бегенева, М.Д. Меррилл, А.Ю. Уваров и др.) и т.д.), в мораль (эстетика человеческих взаимоотношений, использование в качестве художественных объектов моментов общности и объектов, создающих общности - в творчестве Д. Госалеса-Ферстера, Н. Хиракавы и др. ). В конце ХХ - начале XXI вв. активизировался и синтез искусств: интенсивное развитие кино- и телевизионного искусства, компьютерных игр и управляющих систем, средств визуализации с применением технологий пространственного моделирования - 3D-8D, появление новых видов искусства (голография, цветомузыка, проекционные шоу, компьютерная графика, суперграфика, стереофотография и стереокинематография и др.), новых культурно-художественных ансамблей. Возникла педагогика цифровых искусств как новое направление теории и практики художественного образования (И.М. Красильников [6]).

Ответы российского государства на позитивные и негативные тенденции информатизации общества отражены в «Концепции государственной информационной политики» (1998 г.) [7] и в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» (2000 г.) [8]. В первом документе обосновывается необходимость включения национальных информационных и телекоммуникационных сетей во всемирную сеть Интернет; указывается, что информатизация образования ведёт к радикальному изменению сущности и организации процессов обучения и развития человека. В ходе этого процесса формируется система непрерывного, дистанционного и открытого образования, базирующаяся на соединении сетевых компьютерных и коммуникационных технологий, позволяющих приблизить процесс обучения к научному поиску и достичь главной цели современного образования — сформировать профессионально компетентную, творческую личность. В то же время в обоих документах констатируется требование повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, сохранения и укрепления его нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Это имеет особое значение для духовного развития народов России, предотвращения размывания российских культурно-исторических традиций, минимизации опасности вторжения идеалов и ценностей массовой культуры и психологии в условиях широкого использования открытых сетей. Также отмечается необходимость рассмотреть возможности предотвращения распространения по сети Интернет непристойной и оскорбляющей общественную нравственность информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций и т. п., оказывающих негативное воздействие на массовое сознание, физическое, психическое и социальное здоровье людей.

Переход от традиционной «закрытой» учебной модели к модели широкой информатизации образования осуществлялся благодаря усилению роли технических средств обучения в образовательном процессе: использование телефона, диктофона, проектирование учебных радиокурсов в 20-х гг. XX в., применение электронно-вычислительной техники (ЭВМ, ручные и электронные калькуляторы), трансляция учебных кинофильмов и телепередач, показ слайдов, распространение учебных аудио-, а затем видеокассет, наконец,

масштабная компьютеризация обучения и упрочение в учебном процессе позиций дистанционных моделей образования.

Компьютеризации обучения предшествовала разработка концепции алгоритмизированного и программированного обучения, выдвинутой Б.Ф. Скиннером [9] (доклад «Наука учения и искусство преподавания», 1954 г.) в рамках бихевиористского подхода и получившей развитие в системах разветвлённого и адаптивного алгоритма Н. Кроудера и Г. Паска, в технологии полного усвоения Б.С. Блюма [10] и Дж. Кэрролла, в теории обучающих машин Д. Крэма [11], а также в трудах отечественных учёных (В.П. Беспалько [12], П.Я. Гальперин, Л.Н. Ланда, А.М. Матюшкин, А.Г. Молибог, Е.С. Полат, Н.Ф. Талызина, И.И. Тихонов, В.И. Чепелев, И.Е. Шварц и др.).

Развитие компьютерных обучающих технологий прошло следующие этапы (М. Воршер [13], С.А. Зайцева, В.В. Иванов [14-15] и др.):

• разработка и реализация автоматизированных систем управления (АСУ), информационно-поисковых систем, автоматизированных обучающих систем (АОС), электронных программ, ориентированных на повторение и тренировку (бихевиористский подход), обучающих машин (50-е-70-е гг.);

• развитие инструментальных средств АОС, некоторых коммуникативных технологий - электронная почта, телеконференции (коммуникативный подход), связанных с компьютерной техникой (70-е-80-е гг.);

• переход к массовому использованию персональных компьютеров в образовании, внедрение сетевых технологий - использование локальных и глобальных компьютерных сетей, создание всемирной компьютерной сети Интернет и подключение к ней, общение в чате (80-е - 90-е гг.);

• применение в контексте интеграционного подхода мультимедийных, гипермедийных, коммуникационных технологий, создание обучающих программных средств (электронные учебники и компьютерные учебные курсы CBTS, справочники и словари, электронные библиотеки), размещение баз данных образовательных учреждений, мультимедийных программ, презентации с применением программного пакета PowerPoint, видеоконференции, телеконференции, интернет-форумы и т.д., специальные учебные сайты (moodle и т.п.), учебные информационные среды и образовательные социальные сети, технологии конструирования виртуальной реальности (90-е гг. - настоящее время).

Вопросы компьютеризации обучения исследовали Б.С. Гершунский [16], Е.И. Машбиц [17], В.В. Рубцов [18], Н.Ф. Талызина [19], О.К. Тихомиров [20], А.В. Хуторской [21] и др., уделяя внимание не только психологическому и дидактическому, но и духовно-нравственному и аксиологическому аспектам использования компьютерных образовательных технологий.

Расширились возможности освоения учебной информации в компьютерной среде: формируется целостное образное представление об объектах учебной деятельности, усиливаются мотивация учения, рефлексия учебной деятельности и понимание материала, активность и сознательность в обучении, увеличивается количество предметных задач, становится гибкой модель управления учебным процессом. В то же время любая закрытая компьютерная система допускает возможность сбоев, обучение на обеднённом («машинном» либо сленговом языке), не способствует адекватной оценке оригинальных решений, не указывает источник ошибок, нивелирует процессы взаимообучения в учебном коллективе,

личностное общение участников образовательного процесса, воспитывающее и развивающие влияние преподавателя, сводит его роль в обучении к позиции инструктора управления механическим средством. Е.И. Машбиц [17] предупреждал об опасности дегуманизации образования и подчёркивал, что достижения науки не могут заменить духовные и культурные ценности человечества, а общение учащихся с преподавателем должно быть личностно более значимым, чем их интерактивный диалог с компьютером, который должен использоваться, прежде всего, как вспомогательное средство управления учебной деятельностью.

Исправить недостатки компьютерного образования предлагалось посредством использования эвристических интерактивных методов организации учебно-педагогической деятельности: дистанционных эвристических олимпиад, образовательных проектов, дистанционных оргдеятельностных курсов для педагогов и других специалистов и т.п. А.В. Хуторской [21] создал центр дистанционного образования «Эйдос». Он охарактеризовал как одно из перспективных направлений развития эвристического обучения распространение его принципов на дистанционные формы образования, осуществляемые с помощью компьютерных телекоммуникаций сети Интернет.

Тем не менее, интерактивные методы применения компьютерных технологий в высшем образовании, реализуемые в учебное время, не могут полностью охватить процесс обучения, нуждающийся в длительном и планомерном освоении содержания образовательных дисциплин. В современной ситуации широкой и многоплановой информатизации общества необходимо использовать полный спектр возможностей интернет-ресурсов для нерегламентированного педагогического общения и конструктивного влияния на духовно-нравственное воспитание, профессиональное и творческое развитие обучающейся личности.

До недавнего времени развитие обучающих интернет-технологий в образовании шло параллельно с развитием средств многоаспектного социального общения и было сфокусировано на создании учебных веб-программ (линейных программ курса, созданных с помощью веб-редакторов либо языка разметки гипертекстов HTML и представляющих собой мультимедийный гипертекст со ссылками на большое количество аудиовизуальной информации по дисциплине курса: рисунков, схем, графиков, диаграмм, текстового материала, звукового сопровождения, видеоклипов и т.д.), размещённых на специальных учебных сайтах. Среди пользователей интернет-сети особую популярность как система электронного обучения приобрела веб-программа «Moodle» («Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда»). Эта система управления учебными курсами связана с педагогикой социального конструктивизма (социального конструирования реальности), базирующейся на теории деятельности, непрерывного производства, воссоздания и преобразования личностью конструктов культуры посредством вербальной, знаковой и межличностной коммуникации (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев; Дж. Келли, Дж. Раскин и др.).

В свою очередь педагогика социального конструктивизма породила педагогику коннективизма (сетевых сообществ) - формирования и развития учебных сетей как сложноорганизованных и самоорганизующихся систем-общностей, в которые субъекты образовательной деятельности «встраиваются», образуя «узлы» связей и отношений (Ю.В. Громыко, В.И. Слободчиков, Г.П. Щедровицкий [22]; С. Доунс, П. Сенге [23], Дж. Сименс и др.). Полноценная реализация такой образовательной модели стала возможной в эпоху цифровых технологий, с появлением компьютерных социальных сетей. Основываясь на философском и психологическом описании признаков социальных сетей (Т.В. Батура, Н.В. Матрёхина, Дж. Митчелл, Дж. Морено, М. Пауэр, А. Радклиф-Браун, Г. Спенсор, Р. Хэннемен и др.), «компьютерные социальные сети» мы определяем как влияющие на социальное поведение наборы межличностных связей и отношений, реализуемые с помощью интернет-

коммуникаций - виртуальный образ социального взаимодействия людей в мире. В практическом понимании компьютерная социальная сеть - веб-сайт, созданный с целью поиска, знакомств и общения людей: профессиональные сети, блог-сети, сайты знакомств, сайты поиска и коммуникации, образовательные и научные сети (Л.Н. Рулиене [24]). Вместе с тем возникли многоцелевые и многофункциональные социальные сети, вовлекающие в систему многомиллионных пользователей («Facebook», «Twitter», «В Контакте», «Одноклассники» и др.). Из них. по мнению ряда исследователей (Н.А. Малышева, А.В. Фещенко и др.), особой популярностью в молодёжной среде пользуется сайт «В Контакте», Образовательные возможности компьютерных социальных сетей исследовали , Л.И. Зотова [25], О.А. Клименко [26], Н.А. Малышева [27], Л.Н. Рулиене [24], А.В. Фещенко [28] и др.

Исследователи отмечают следующие преимущества образовательной деятельности в социальных сетях, проявляющиеся в модели личностной ориентации, гуманизации и персонализации образования, оживления и одухотворения образовательного процесса:

• дополнение очного (аудиторного) образования дистанционной формой образования, непрерывность и целостность процессов обучения, воспитания и развития личности;

• высокий уровень знания веб-ресурса и вовлечённости в работу с ним, привычная, комфортная и личностно значимая среда его использования, открытый и бесплатный доступ к нему;

• большой потенциал для обучения, самообучения и взаимообучения, проявления творческих способностей в освоении учебной дисциплины;

• оперативная работа с информацией различного характера - вербальной, звуковой, визуальной, аудиовизуальной (поиск, ознакомление, обмен, напоминание о важных событиях);

• широкая модель коммуникации, высокая степень интерактивности в общении всех участников образовательного процесса, возможность создания тематических сообществ по вопросам, связанным с учебной дисциплиной, совместного обсуждения учебных проблем, методов и результатов работы, планирования событий учебной деятельности, форм и проведения занятий, учебных и творческих мероприятий;

• высокая степень наглядности и информативности в подаче учебного материала, разнообразие информационных средств (группы и публичные страницы, форумы и беседы, обмен текстовыми файлами, гипертекстовыми ссылками, публичными записями на «стене» и личными сообщениями, изображениями, граффити, видео- и аудиозаписями, предъявление опросов, анализ графиков и диаграмм в сообществах и т.д.), большие их функциональные ресурсы (адресная беседа в треде, репосты, трансляция сообщений в сообщества, рассылка приглашений, возможность телефонной и видеосвязи и т.д.);

• социальная доступность агентов коммуникации и отсутствие жёсткой регламентации общения между участниками образовательного процесса, мобильная связь, свободное и интерактивное обсуждение тем, развитие и укрепление педагогических связей и отношений, улучшение взаимопонимания, взаимоучёт интересов преподавателя и студентов в ходе совместной работы с увлекательными веб-ресурсами, возможность пролонгированного педагогического взаимодействия за рамками аудиторных занятий;

• предпосылки вовлечения в учебную деятельность всех социальных партнёров, включая родственников и друзей студентов, администрацию учебного заведения, кураторов и спонсоров образовательных проектов;

• возможность презентации результатов работы широкому кругу лиц;

• пластичный переход от развлекательных форм занятий к осознанию широких возможностей профессионально-творческого развития и саморазвития с использованием веб-сайта;

• удобство в планировании времени для учебных занятий, работы в привычном темпе, возможность в любое время ознакомиться с учебными требованиями и заданиями, эффективно восстановить пробелы в знании и понимании материала, наблюдая за действиями других участников образовательной деятельности;

• решение задач повышения профессиональной и педагогической квалификации, коммуникативных компетенций преподавателя;

• плавность перехода от обучения к учению вследствие смены студентом позиции пассивного потребителя информации в позицию создателя информационных продуктов (сообщений, тематических тредов, форумов, блогов и микроблогов, изображений, графиков, схем, опросов в сообществах и т.д.), позиционная гибкость (взаимопереход позиций: «ученик», «эксперт», «мастер»).

Исследование Н.А. Малышевой [27] касается вопросов роли социальных сетей в дистанционном обучении студентов художественных специальностей. На основе имеющегося на сайте «В Контакте» сервиса «Сообщество» были организованы подгруппы, соответствующие изучаемым художественным дисциплинам, а использование сервиса «Статистика» позволило преподавателям отслеживать, какие именно разделы пользуются наибольшей популярностью, какие материалы скачиваются, какой информацией студенты обмениваются при копировании её на свою персональную страницу. В качестве особых преимуществ социальных сетей для дистанционного художественного обучения студентов Н.А. Малышева указывает на возможность преподавателя наблюдать за работой студентов, в т.ч. в режиме «онлайн» («присутствия» на сайте, работы в его функциональном поле), и вовремя координировать их действия; свободный доступ в режиме «онлайн» к редким материалам по изучаемым художественным дисциплинам (доступ к зрительному ряду с высоким разрешением изображения), просмотр и размещение образцов учебных и творческих художественных работ, организацию студентами в сообществах сети совместной творческо-исследовательской деятельности, изучение и использование компьютерной графики.

В нашем исследовании мы концентрировали внимание на субъект-субъектном взаимодействии преподавателя со студентами, на вопросах развития духовно-нравственной культуры и художественных способностей студентов в процессе интерактивного интернет-общения на сайте социальной сети «В Контакте». Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях педагогического общения, для чего автор исследования, доцент И.Л. Левин, использовал свою персональную интернет-страницу, размещая необходимую студентам учебную информацию на «стене», в разделе «Мои фотографии» (альбомы для хранения визуальной информации, структурированные в соответствии с учебными дисциплинами и периодами обучения), «Мои видеозаписи» (хранение видеофильмов дидактического характера) и в личных сообщениях, объясняя пути решения учебных проблем и обмениваясь со студентами ссылками и файлами изображений.

Общение со студентами в данном контексте носило доверительный, открытый характер. Студенты свободно отправляли заявки для добавления их в список интернет-друзей.

Стоит заметить, что на этой же странице преподавателя размещены, кроме альбомов и видеофильмов с дидактическим материалом, доступные для друзей альбомы с личными фотографиями, аудиозаписи и видеофильмы, интересные хозяину персональной страницы. Принцип открытости и конгруэнтности личности (целостность и согласованность Я-образа и реальной позиции личности, по К. Роджерсу [29]) в общении, происходящем в формате социальной сети, работал с обеих сторон коммуникации, что является фактором установления психологически комфортного взаимодействия и душевно-духовного контакта между преподавателем и студентом. Кроме того, адекватное восприятие студентами преподавателя по дисциплине не как грозного ментора или «небожителя», проводника абсолютных истин, а как реально существующего человека, имеющего такое же право на ошибку и выполняющего функцию друга, помощника в образовательном движении и профессионально-творческом саморазвитии студента, способствует трансляции позитивных этических и профессиональных качеств, в соответствии с принципом отражённой субъектности в образовании (Л.В. Загрекова, В.В. Николина, В.А. Петровский [30] и др.).

Студентам предлагалось ознакомиться с образцами выполнения художественных работ как учебного (лучшие работы студентов вуза по заданной тематике), так и творческого характера (работы признанных мастеров изобразительного искусства, где решаются аналогичные проблемы), репродукции которых размещались в альбоме. Для персонального оповещения студентов и привлечения их внимания к образцам использовался сервис «Отметить человека». Студенты присылали фотографии своих художественных работ по учебным заданиям. В комментариях к выставленным фотографиям и в личных сообщениях велось обсуждение качественных характеристик выполнения заданий по соответствующим профессиональным критериям, совместно вырабатывались пути совершенствования работ, перспективы развития художественных способностей студентов. В необходимых случаях, для наглядности, преподаватель корректировал фотографии в графическом редакторе и высылал фото студенческих работ с предложенными правками, обсуждая возможные модели доработки продуктов художественно-изобразительного труда студентов. При этом точка зрения преподавателя на решение учебной проблемы не навязывалась, а представлялась как возможный вариант решения, эффективность которого предстояло совместно обсудить в ходе дальнейшего общения. С включением в задачу анализа учебного результата других студентов и специалистов расширялось не только количество участников педагогического взаимодействия, но и качество функционирования коммуникативной группы по схеме «мозгового штурма», благодаря свободному выражению мнений и оценок по рассматриваемым архитектурно-художественным проблемам в комментариях (рис. 1-3). Для будущего специалиста-архитектора чрезвычайно важно применение средств художественного проектирования и моделирования для кристаллизации архитектурно-художественного замысла и его воплощении в форме реального архитектурного объекта.

Рис.1. Обсуждение на персональной интернет-странице преподавателя в социальной сети «В Контакте» предложенного им варианта корректировки студенческой работы, представляющей собой проект витража окон здания

Рис.2. Обсуждение на персональной интернет-странице преподавателя в социальной сети «В Контакте» предложенного им варианта корректировки студенческого эскиза ассоциативного художественного изображения здания в виде увеличенной модели архитектурной детали, вписанной в городскую среду

Фотография 319 из 331

уш

Таня, такой примерно может быть концепция доработки (см. справа): контрастно должен читаться передний план, где определены падающие тени, мягко загашен свет белой драпировки сзади, мягче вписывается кувшин, обогащаясь светлыми рефлексами. Но не увлекайся

Добавлена 4 мая 2011 | Мне нравится 2

Таня Малышева

СПАСИБОШШ=) 4 мая 2011 Ответить

Ваш комментарий

Комментировать..

Игорь Певин для студентов 3 курса по ассоц. композиции в Рисунке

Отметить человека Скачать оригинал фото Поделиться Сохранить к себе

Открыть оригинал Пожаловаться »

Рис. 3. Обсуждение на персональной интернет-странице преподавателя в социальной сети «В Контакте» предложенного им варианта корректировки студенческой живописной работы с изображением натюрморта при сравнении исходного (слева) и скорректированного (справа) вариантов

Такой метод взаимодействия сторон образовательного процесса кажется нам оптимальным для ведения педагогической работы в зоне ближайшего развития личности студента, формирования её креативных свойств и качеств, выработки настойчивости в достижении целей, навыков рефлексии и самоконтроля в деятельности, умений прогнозировать её результаты, а в конечном итоге - развития духовных способностей (способностей, направленных на сохранение и развитие культурной истории, проявляющихся в художественных творениях, в деяниях мудрецов и пророков, по В.Д. Шадрикову [31]). В этом просматривается особая миссия педагогики художественного творчества, для чего необходимо использовать широкую палитру возможностей интерактивного обучения в поле компьютерной социальной сети как метамодели социальной жизнедеятельности, расширяющей рамки обыденной реальности.

Работа архитектора связана с воспитанием эстетической культуры личности, с возвышением духа народа при формировании реальной среды, в которой люди заняты бытом, производством, административной, культурной либо научной деятельностью, отдыхом, созерцанием природных красот или исследованием глубин собственного духа и чтением молитв. Известный художник-методист Л. Тэдд, выразил мнение, что эстетическое воспитание, воспитание средствами искусства, приоритетно по отношению к другим видам воспитательной работы, так как «...оно прямо направлено к нравственной цели и имеет определенное нравственное значение» [32]. В современном мире открытых, активных и нелинейных информационных систем, глобализации социокультурных процессов, разрозненности и деформации общественных идеалов, социально-экономической нестабильности, усиления вспышек массовых психозов и частых проявлений агрессии приобщение к ценностям искусства и занятиям художественным творчеством, являющегося инструментом кардинальных преобразований духовного мира человека, может дать подрастающему поколению перспективы сохранения и развития человеческой индивидуальности и помочь обрести каждому жизненные смыслы.

Социальные сети имеют большой потенциал влияния на развивающуюся личность. Они являются своего рода игровой экспериментальной площадкой формирования жизненной позиции, отношения человека к миру и к другим людям с помощью виртуальной модели мегакоммуникаций. И если в этом эксперименте не примут активное и открытое участие «на равных» деятели образования, науки, культуры и искусства, пытаясь дистанцироваться от проблем молодёжи, то циничные «тролли» и злобные «фрики», за масками которых скрывается духовная пустота, немощь и беспомощность индивидуальной жизненной позиции, несформированность её нравственных основ, неизбежно будут «перемещаться» из интернет-пространства в реальную жизнь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986. - С. 330-342.

2. Буряк, В. В. Динамика культуры в эпоху глобализации : ноосферный контекст : монография / В. В. Буряк. - Симферополь : ДИАЙПИ, 2011. - 462 с.

3. Mead, М. Culture and Commitment: The New Relationships Between the Generations. - New York: Columbia University Press, 1970.- 178 р.

4. Бранский, В. П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи / В. П. Бранский. - Калининград: Янтарный сказ, 1999. - 704 с.

5. Леонтьев, А. Н. Из дневниковых записей // А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1983. Т. 2. - 320 с. С. 243-246.

6. Красильников, И. М. Педагогика цифровых искусств - новое направление развития теории и практики художественного образования / И. М. Красильников // Проблемы современного образования. - 2011. - № 6. - С. 111123.

7. Концепция государственной информационной политики Российской Федерации : Одобрена на заседании Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи 15 октября 1998 г. / Под общ. ред. О.А. Финько. Кол. авторов. - М.: НИЦ «Инженер», 1999. - 48 с.

8. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации : Утверждена Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895 // Российская газета. № 187, 28.09.2000.

9. Skinner, B. F. The science of learning and the art of teaching // Harvard Educational Review, Vol. 24, 1954.- P.86-97.

10. Bloom, B.S., J.T. Hasting and G.F. Madaus, Handbook on Formative and Summative Evaluation of Student Learning, McGraw-Hill Book Co. - NewYork, 1971.

11. Крэм Д. Программированное обучение и обучающие машины / Д. Крэм; пер. с англ. — М.: Мир, 1965. — 274 с.

12. Беспалько, В.П. Программированное обучение. Дидактические основы / В. П. Беспалько. — М.: Высшая школа, 1970. — 300 с.

13. Warschauer, M. Computer Assisted Language Learning: an Introduction / M. Warschauer, // Fotos S. (ed.) Multimedia language teaching. - Tokyo: Logos International, 1996. - P. 3-20.

14. Зайцева, С.А. Современные информационные технологии в образовании / Зайцева С.А., Иванов В.В. : [Электронный ресурс] . - Электрон. версия печат. публ. URL: http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm.

15. Зайцева, С. А., Иванов, В. В. Этическая составляющая в информационной культуре учителя / С. А. Зайцева, В. В. Иванов // Начальная школа. - 2005. - № 11. - С. 117-119.

16. Гершунский, Б. С. Компьютеризация в сфере образования / Б. С. Гершунский. -М.: Педагогика, 1987. - 264 с.

17. Рубцов, В. В. Основы социально-генетической психологии / В. В. Рубцов. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.

18. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. — М.: Педагогика, 1988. — 192 с.

19. Талызина Н. Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса / Н. Ф. Талызина, Т. В. Габай. — М. : Знание, 1977.—64 с.

20. Тихомиров O.K. Психология компьютеризации : методические рекомендации. -Киев: Знание, 1988. - 15 с.

21. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. — М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

22. Щедровицкий, Г. П. Методология и философия организационно-управленческой деятельности: основные понятия и принципы : Курс лекций // Из архива Г. П. Щедровицкого. Т 5. ОРУ (2) / Г. П. Щедровицкий. - М.: Путь, 2003. - 288 с.

23. Сенге, П.М. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации / П. М. Сенге; пер. с англ.. - М.: Олимп-бизнес, 2003. - 408 с.

24. Рулиене Л.Н. Образовательные возможности социальных сетей / Л. Н. Рулиене //Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. - №5. - С. 43-46.

25. Зотова, Людмила Ивановна. Информационно-образовательный портал как инновационная технология организации учебного процесса : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Зотова, Людмила Ивановна [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т]. - Воронеж, 2006. - 23 с.

26. Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса / О. А. Клименко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 405-407.

27. Малышева, Н. А. Роль социальных сетей в модели дистанционного обучения студентов художественных специальностей: [Электронный ресурс] / Н. А. Малышева // Научный журнал КубГАУ: политематический сетевой электронный журнал. - 2013. - №86(02) [электронный ресурс] / URL: http ://ej .kubagro.ru/2013/02/pdf/02.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Фещенко, А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития : [Электронный ресурс] / А.В. Фещенко // Гуманитарная информатика.

- 2001. - Вып.6. / URL: http://huminf.tsu.ru/jumal/vol6/fav_soc_set/

29. Rogers, C. R. Freedom to Learn: A View of What Education Might Become. (1st ed.)

- Columbus, Ohio: Charles Merill, 1969. - 358 р.

30. Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности / В. А. Петровский // Вопросы психологии. - 1985. - №1.

- С. 17-30.

31. Шадриков, В.Д. Способности человека / В. Д. Шадриков ; Моск. психолого-соц. ин-т, Акад. пед. и соц. наук. - Москва : Ин-т практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. - 288 с.

32. Тэдд Л. Новый путь для художественного воспитания юношества и детей. Руководство к одновременному воспитанию руки, глаза и ума. - 2-е изд. / Л. Тэдд. - М., 1909. - 175 с. - С.14.

Рецензент: Игнатьева Галина Александровна, Нижегородский институт развития образования, заслуженный работник высшей школы РФ, заведующая кафедрой педагогики и андрагогики, доктор педагогических наук, профессор.

Levin Igor Leonidovich

The Nizhny Novgorod University of Architecture and Civil Engineering

Russia, Nizhny Novgorod E-mail: [email protected]

Klochkova Natalie Valer'evna

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Russia, Nizhny Novgorod E-mail: [email protected]

The psychical and ethical side of using the studying potential of computer social network in the hight architectural and artist's education

Abstract: In this topic there are didactic opportunities of using the studying potential of social network in the student's training of art and graphical disciplines of architectural and civil engineering Institute, there are revealed psychical and ethical meanings of pedagogical communication and interaction by applying global information resources. The article talks about the problems of the use of electronic educational technologies in the age of informatisation of the society and cultural crisis of values, the principles of coordination of social and educational interests of people, united in online communities. Also, this article discusses the various trends in the development of computer and network educational technologies in the historical context of their implementation, advantages and disadvantages of the use of electronic means and methods of learning. The article also studies the possibility of application of student-centered teaching technologies, methods of subject-subject type of communication and interaction between the participants of the remote educational process, implemented in the computer social network. Analyzed in detail the results of the pedagogical experiment on studying of art disciplines when combining full-time (classroom) and distance (with the use of Internet communications) forms of learning. Especially emphasizes the importance of art education in the formation of spiritual culture and ethical ideals of the person, its role in the integration of students into the modern social environment and the organization of creative activity in it.

Keywords: spirituality; morality; higher architectural and artistic education; university degree at architecture and art; online education; online resource; social networks.

REFERENCES

1. Bell, D. Sotsialnyie ramki informatsionnogo obschestva [Social frameworks of the information society] / D. Bell // Novaya tehnokraticheskaya volna na Zapade. - M.: Progress, 1986. - P. 330-342.

2. Buryak, V. V. Dinamika kulturyi v epohu globalizatsii: noosfernyiy kontekst : monografiya [The dynamics of culture in the era of globalization: noosphere context] / V. V. Buryak. - Simferopol : DIAYPI, 2011. - 462 p.

3. Mead, M. Culture and Commitment: The New Relationships Between the Generations. - New York: Columbia University Press, 1970. - 178 p.

4. Branskij, V. P. Iskusstvo i filosofija: Rol' filosofii v formirovanii i vosprijatii hudozhestvennogo proizvedenija na primere istorii zhivopisi [Art and Philosophy: The Role of Philosophy in the formation and perception of artwork on the example of the history of painting ] / V. P. Branskij. Kaliningrad: JAntarnyj skaz, 1999. - 704 p.

5. Leont'ev, A. N. Iz dnevnikovyih zapisey [From the diary entries] // A.N. Leontev. Izbrannyie psihologicheskie proizvedeniya: V 2-h t. - M.: Pedagogika, 1983. T. 2. -320 p. - P. 243-246.

6. Krasilnikov, I. M. Pedagogika tsifrovyih iskusstv - novoe napravlenie razvitiya teorii i praktiki hudozhestvennogo obrazovaniya [Digital Arts in Education - a new direction for the theory and practice art education] / I. M. Krasilnikov // Problemyi sovremennogo obrazovaniya. - 2011. - № 6. - P. 111-123.

7. Kontseptsiya gosudarstvennoy informatsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii [Concept of the state information policy of the Russian Federation] : Odobrena na zasedanii Komiteta Gosudarstvennoy Dumyi po informatsionnoy politike i svyazi 15 oktyabrya 1998 g. / Pod obsch. red. O.A. Finko. Kol. avtorov. - M.: NITs «Inzhener», 1999. - 48 p.

8. Doktrina informatsionnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [Information Security Doctrine of the Russian Federation]: Utverzhdena Prezidentom RF 09.09.2000 № Pr-1895 // Rossiyskaya gazeta. - № 187, 28.09.2000.

9. Skinner, B. F. The science of learning and the art of teaching // Harvard Educational Review, Vol. 24, 1954.- P.86-97.

10. Bloom, B.S., J.T. Hasting and G.F. Madaus, Handbook on Formative and Summative Evaluation of Student Learning, McGraw-Hill Book Co. - NewYork, 1971.

11. Krem D. Programmirovannoe obuchenie i obuchayuschie mashinyi [Programmed learning and teaching machines] / D. Krem; per. s angl. — M.: Mir, 1965. — 274 p.

12. Bespalko, V.P. Programmirovannoe obuchenie. Didakticheskie osnovyi [Programmed learning. didactic bases] / V. P. Bespalko. — M.: Vyisshaya shkola, 1970. — 300 p.

13. Warschauer, M. Computer Assisted Language Learning: an Introduction / M. Warschauer, // Fotos S. (ed.) Multimedia language teaching. - Tokyo: Logos International, 1996. - P. 3-20.

14. Zaytseva, S.A. Sovremennyie informatsionnyie tehnologii v obrazovanii [Modern information technologies in education] / Zaytseva S.A., Ivanov V.V.: [Elektronnyiy resurs] . - Elektron. versiya pechat. publ. URL: http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm

15. Zaytseva, S. A., Ivanov, V. V. Eticheskaya sostavlyayuschaya v informatsionnoy kulture uchitelya [The ethical component in information culture of the teacher] / S. A. Zaytseva, V. V. Ivanov // Nachalnaya shkola. - 2005. - №11. - P. 117-119.

16. Gershunskiy, B. S. Kompyuterizatsiya v sfere obrazovaniya [Computerization of education] / B. S. Gershunskiy. - M.: Pedagogika, 1987. - 264 p.

17. Rubtsov, V. V. Osnovyi sotsialno-geneticheskoy psihologii [Fundamentals of social and genetic psychology] / V. V. Rubtsov. — M.: Institut prakticheskoy psihologii, Voronezh: NPO «MODEK», 1996. — 384 p.

18. Mashbits E.I. Psihologo-pedagogicheskie problemyi kompyuterizatsii obucheniya [Psychological and pedagogical problems of computerization of education] / E. I. Mashbits. — M.: Pedagogika, 1988. — 192 p.

19. Talyizina N. F. Puti i vozmozhnosti avtomatizatsii uchebnogo protsessa [Ways and automation capabilities of the educational process] / N. F. Talyizina, T. V. Gabay. — M. : Znanie, 1977.—64 p.

20. Tihomirov O.K. Psihologiya kompyuterizatsii : metodicheskie rekomendatsii [Psychology of computerization: methodological recommendations]. - Kiev: Znanie, 1988. - 15 p.

21. Hutorskoy, A. V. Didakticheskaya evristika. Teoriya i tehnologiya kreativ-nogo obucheniya. [Didactic heuristics. Theory and technology of creative learning] / A. V. Hutorskoy. — M.: Izd-vo MGU, 2003. - 416 p.

22. Shhedrovickij, G. P. Metodologija i filosofija organizacionno-upravlencheskoj dejatel'nosti: osnovnye ponjatija i principy : Kurs lekcij [The methodology and philosophy of management and organizational activities: the basic concepts and principles: The class of lectures] // Iz arhiva G. P. Shhedrovickogo. T 5. ORU (2) / G. P. Shhedrovickij. - M.: Put', 2003. - 288 p.

23. Senge, P.M. Pyataya distsiplina. Iskusstvo i praktika samoobuchayuscheysya organizatsii [The Fifth Discipline. The Art and Practice of selflearning organization] / P. M. Senge; per. s angl.. - M.: Olimp-biznes, 2003. - 408 p.

24. Ruliene L.N. Obrazovatelnyie vozmozhnosti sotsialnyih setey. [Educational opportunities of social networks] / L.N. Ruliene //Distantsionnoe i virtualnoe obuchenie. - 2010. - № 5. - P. 43-46.

25. Zotova, Lyudmila Ivanovna. Informatsionno-obrazovatelnyiy portal kak innovatsionnaya tehnologiya organizatsii uchebnogo protsessa [Information and education portal as an innovative technology of the educational process]: avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk : 13.00.01 / Zotova, Lyudmila Ivanovna [Mesto zaschityi: Voronezh. gos. un-t]. - Voronezh, 2006. - 23 p.

26. Klimenko O. A. Sotsialnyie seti kak sredstvo obucheniya i vzaimodeystviya uchastnikov obrazovatelnogo protsessa [Social networks as means of learning and interaction between the participants of the educational] / O. A. Klimenko // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialyi mezhdunar. nauch. konf. (g.Sankt-Peterburg, fevral 2012 g.). — SPb.: Renome, 2012. — P. 405-407.

27. Malyisheva, N. A. Rol sotsialnyih setey v modeli distantsionnogo obucheniya studentov hudozhestvennyih spetsialnostey [The role of social networks in the model of distance learning students of art specialties] : [Elektronnyiy resurs] / N. A. Malyisheva // Nauchnyiy zhurnal KubGAU: politematicheskiy setevoy elektronnyiy

zhurnal. - 2013. - № 86(02) [elektronnyiy resurs] / URL: http://ej .kubagro.ru/2013/02/pdf/02.pdf.

28. Feschenko, A.V. Sotsialnyie seti v obrazovanii: analiz opyita i perspektivyi razvitiya [Social networks in education: analysis of the experience and perspectives of development] : [Elektronnyiy resurs] / A.V. Feschenko // Gumanitarnaya informatika.

- 2001. - Vyip.6. / URL: http://huminf.tsu.ru/jurnal/vol6/fav_soc_set/

29. Rogers, C. R. Freedom to Learn : A View of What Education Might Become. (1st ed.)

- Columbus, Ohio: Charles Merill, 1969. - 358 p.

30. Petrovskiy V. A. Printsip otrazhennoy sub'ektnosti v psihologicheskom issledovanii lichnosti [The principle of subjectivity reflected in the psychological study of personality] / V. A. Petrovskiy // Voprosyi psihologii. - 1985. - №1.- P. 17-30.

31. Shadrikov, V.D. Sposobnosti cheloveka [Human Abilities] / V. D. Shadrikov ; Mosk. psihologo-sots. in-t, Akad. ped. i sots. nauk. - Moskva : In-t prakticheskoy psihologii ; Voronezh : MODEK, 1997. - 288 p.

32. Tedd L. Novyiy put dlya hudozhestvennogo vospitaniya yunoshestva i detey. Rukovodstvo k odnovremennomu vospitaniyu ruki, glaza i uma. [A new path for artistic education of youth and children] - 2-e izd. / L. Tedd. - M., 1909. - 175 p. -P.14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.