Научная статья на тему 'Роль социальных сетей в модели дистанционного обучения студентов художественных специальностей'

Роль социальных сетей в модели дистанционного обучения студентов художественных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
949
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE LEARNING / SOCIAL NETWORKS / ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышева Наталья Александровна

В статье раскрыта значимость социальных сетей в качестве платформы для организации дистанционного обучения студентов художественных специальностей. Автор показывает, что в настоящее время еще недостаточно изучен вопрос использования социальных сетей в модели дистанционного обучения, а также останавливается на методах и приемах использования социальных сетей в практике дистанционного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малышева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NETWORK ROLE IN THE DISTANCE LEARNING MODEL OF ART SPECIALITIES STUDENTS

In the article, the meaning of social networks is described as a platform for art specialties students distance learning. The author shows that the question of using social networks in the model of distance learning has not been studied enough for nowadays. She attends the methods and techniques of using social networks in practice of distance learning

Текст научной работы на тему «Роль социальных сетей в модели дистанционного обучения студентов художественных специальностей»

Научный журнал КубГАУ, №86(02), 2013 года

1

УДК 004.738.5:378.14

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В МОДЕЛИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Малышева Наталья Александровна аспирант

Шуйский государственный педагогический университет, г.Шуя, Ивановская обл., Россия

В статье раскрыта значимость социальных сетей в качестве платформы для организации дистанционного обучения студентов художественных специальностей. Автор показывает, что в настоящее время еще недостаточно изучен вопрос использования социальных сетей в модели дистанционного обучения, а также останавливается на методах и приемах использования социальных сетей в практике дистанционного обучения

Ключевые слова: ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

UDC 004.738.5:378.14

SOCIAL NETWORK ROLE IN THE DISTANCE LEARNING MODEL OF ART SPECIALITIES STUDENTS

Malysheva Natalia Alexandrovna research student

Shuya State Pedagogical University, Shuya, Ivanovo region, Russia

In the article, the meaning of social networks is described as a platform for art specialties students distance learning. The author shows that the question of using social networks in the model of distance learning has not been studied enough for nowadays. She attends the methods and techniques of using social networks in practice of distance learning

Keywords: DISTANCE LEARNING, SOCIAL NETWORKS, ART EDUCATION

Интерес, проявляемый молодым поколением к социальным сетям, год от года растет, расширяется их популярность. Многие компании используют возможности социальных сетей для решения своих корпоративных задач в сфере маркетинга, рекламы и управления персоналом. В образовательные стандарты всех уровней образования закладываются информационные технологии как обязательное условие реформирования отечественного образования.

Цель данной статьи - выявление педагогического потенциала социальных сетей в модели дистанционного обучения студентов художественных специальностей. Постановка цели потребовала решения следующих задач: обоснование роли социальных сетей в развитии процессов информатизации общества и образования; проведение анализа современного состояния использования социальных сетей в педагогической практике; выявление места социальных сетей в модели дистанционного обучения студентов художественных специальностей;

http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/02.pdf

Научный журнал КубГАУ, №86(02), 2013 года

2

выявление особенностей деятельности преподавателя художественных дисциплин в условиях дистанционного образования.

Среди отечественных ученых наибольший вклад в развитие и популяризацию дистанционного обучения внес А.В. Хуторской, в 1998 году учредивший центр дистанционного образования «Эйдос». В диссертационных исследованиях и научных статьях педагогический потенциал социальных сетей рассматривается с разных позиций: как средство коммуникации и обучения участников образовательного процесса (Григорян М.С.), как средство информатизации образования и развития дистанционного обучения, а также как средство воспитания (Смышляева Е.В.). Н.В. Матрехина рассматривает качественные и количественные характеристики социальной сети как субъективный образ межличностных взаимодействий и ее временную динамику. А.А. Алтуфьева разрабатывает методические основы организации обучения информационной безопасности на базе телекоммуникационных ресурсов сети Интернет. А.В. Фещенко анализирует опыт и перспективы развития социальных сетей в образовании. Далеко не полный перечень анализируемых исследований дает представление о широком применении информационных технологий, социальных сетей, как одного из видов интернет-технологий в образовательном процессе школы и вузов. Вместе с тем, в научных исследованиях этого направления пока остаются недостаточно изученными проблемы профессиональной подготовки студентов художественных специальностей

При достаточно широком спектре исследуемых проблем использования педагогического потенциала социальных сетей, при возрастающем интересе педагогов и ученых к информационным технологиям обучения можно констатировать также, что в интересующем нас аспекте на практике еще не уделяется должного внимания подготовке студентов художественных специальностей. Следовательно, возникает

http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/02.pdf

Научный журнал КубГАУ, №86(02), 2013 года

3

проблема, которая определяется несоответствием между высоким уровнем значимости средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и недостаточным уровнем использования их возможностей в системе подготовки студентов художественных специальностей; между необходимостью внедрения в образовательный процесс новых форм и методов обучения на практике и недостаточной разработанностью модели дистанционного обучения студентов художественных специальностей. Наличием этих противоречий и определяется актуальность избранной темы исследования.

В ходе исследования был проведен теоретический анализ методической, психолого-педагогической, научно-технической и

дидактической литературы по проблеме. Теоретический анализ позволил выявить отличительную особенность дистанционного обучения, которая выражается в возможности приобретения знаний «на расстоянии». Расстояние между образовательным учреждением, преподавателем и студентом перестает иметь значение [1, 114], что особенно актуально для нашей страны с ее огромной протяженностью и удаленностью многих регионов от крупных образовательных центров. Для некоторых групп населения (например, таких, как инвалиды, лица, имеющие определенные отклонения в физическом развитии и др.) дистанционное обучение является единственным способом получить образование [2].

Стремительный прогресс и постоянное обновление в области информационных технологий дает возможность использовать персональные компьютеры в качестве очень эффективного средства обучения. Известно, что при помощи обучающих программ, электронных учебников, локальных и глобальных компьютерных сетей в наши дни осуществляется автоматизация процесса обучения. При использовании глобальной компьютерной сети происходит формирование специализированной информационно-образовательной среды,

http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/02.pdf

Научный журнал КубГАУ, №86(02), 2013 года

4

позволяющей в полной мере реализовать современные технологии обучения.

В России дистанционное обучение стало развиваться в 1990-х годах. С 1997 по 2002 годы проходил всероссийский эксперимент, в рамках которого разработана методика дистанционного образования. Основная идея методик дистанционного обучения сводилась к созданию особой информационной среды, в которой обучаемый получал бы знания в наиболее удобной для себя форме и тогда, когда ему это удобно. Дистанционное обучение создавало такую возможность. В современной теории дистанционного обучения разрабатываются разнообразные модели дистанционного обучения. К примеру, Е.С. Полат предлагает следующие модели: интеграция очных и дистанционных форм обучения; сетевое обучение (автономные сетевые курсы; информационно-предметная среда); сетевое обучение и кейс-технологии, дистанционное обучение на базе интерактивного телевидения (Two-way TV) или компьютерных видеоконференций. При этом автор рассматривает такую форму обучения в качестве самостоятельной системы [3]. В плане нашего исследования, наиболее приемлема модель, основанная на интеграции очных (лекции, семинары, практические занятия и т.д.) и дистанционных форм обучения (лекции - вебинары, видеозаписи; виртуальные экскурсии,

видеоконференции, проектная деятельность, лабораторные работы, форумы, обсуждения, дискуссии, защиты проектов, телеконференции со специалистами из других регионов). Такая модель предполагает широкую индивидуализацию обучения, что в современном вузовском образовании представляется наиболее перспективным, поскольку увеличивает возможности углубления в изучаемый материал, создает условия использования исследовательских подходов в обучении, самостоятельного поиска информации для решения проблемы, умения работать с информацией, критично подходить к отбору информации в сети Интернет

http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/02.pdf

Научный журнал КубГАУ, №86(02), 2013 года

5

и давать ей адекватную оценку. Такого рода модель интенсифицирует образовательный процесс. Для студентов художественных специальностей создаются благоприятные условия для обогащения зрительного опыта за счет вхождения обучающихся в виртуальное пространство художественной культуры.

Изучение исследований в области использования информационных технологий обнаруживает проблему организационного характера: на какой базе может быть организовано дистанционное обучение. Социальные сети становятся одной из наиболее применяемой платформой.

Преимущества выбора социальных сетей в качестве платформы для организации дистанционного обучения можно объяснить целым рядом причин. Размещение образовательного ресурса на базе социальных сетей автоматически устанавливает прямую эффективную коммуникацию между преподавателем и студентом, и помимо развлекательной функции сайт выполняет еще и образовательную функцию. Плюсы в использовании социальных сетей представляются в следующем: их ресурсы абсолютно бесплатны; удобство сервисов рассылки и уведомления об информации, что делает их удобными в общении со студентами; создаются условия для студента, по каким-либо причинам не попавшего на занятие, наблюдать за учебной деятельностью и даже принимать в ней непосредственное участие в режиме онлайн.

При использовании социальных сетей в качестве платформы для дистанционного обучения актуализируется возможность постоянного взаимодействия преподавателя и студента, что обеспечивает непрерывность учебного процесса и более глубокое планирование учебной и исследовательской работы студентов, не ограниченной рамками аудиторных занятий. Можно также отметить, что социальные сети делают преподавателей более социально доступными для студентов в плане коммуникации.

http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/02.pdf

Научный журнал КубГАУ, №86(02), 2013 года

6

По данным исследования Массачусетского университета более 80 % вузов имеют свои официальные странички на «Facebook», «Twitter» и «You Tube», и более 90 % опрошенных образовательных учреждений признают, что опыт использования социальных медиа является очень успешным [4].

А.В. Фещенко отмечает, что в отечественных образовательных учреждениях также имеется положительный опыт применения социальных сетей в учебном процессе. В качестве примера он приводит философский факультет Томского государственного университета, активно

пользующийся в обучении студентов гуманитарных факультетов такими социальными сервисами, как социальная сеть «В контакте» и блог-хостинг «blogpost.com» [4].

На факультете искусств Шуйского государственного педагогического университета также активно используются социальные сети как платформа дистанционного обучения в рамках таких специальных дисциплин, как живопись, рисунок, композиция, скульптура,

компьютерная графика, композиция в рекламе, основы

коммуникационного дизайна и многие другие.

В качестве технической базы для осуществления дистанционного обучения преподавателями факультета искусств были выбраны два сервиса: уже упомянутая выше социальная сеть «В контакте», как наиболее популярный и востребованный социальный ресурс, и блог-хостинг «livejournal.com».

На основе имеющегося на сайте «В контакте» сервиса «сообщество» организованы подгруппы, соответствующие изучаемым дисциплинам. Каждая подгруппа имеет свое содержательное наполнение, которое структурируется по типу: участники группы, фото, видео и аудио материалы, документы (электронные учебники, презентации, текстовые файлы и т.д.), обсуждения, новости, приложения, опросы. Среди дополнительных возможностей сети «В контакте» есть сервис

http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/02.pdf

Научный журнал КубГАУ, №86(02), 2013 года

7

«Статистика», по которому преподаватели могут отслеживать активность студентов в группе, какие именно разделы пользуются наибольшей популярностью, какие материалы скачиваются, какой информацией студенты делятся друг с другом путем копирования её на свою персональную страницу. Лента новостей позволяет участникам проекта быть все время в курсе малейших изменений, происходящих в процессе учебной деятельности. Преподаватель может наблюдать за работой студентов и вовремя координировать их действия, направляя поисковую деятельность учащихся в нужное русло.

Использование сервисов, предоставляемых социальными сетями, позволило сделать доступным для студентов в режиме онлайн доступ к редким материалам по изучаемым художественным дисциплинам. Социальная сеть «В контакте» не ограничивает объем размещаемой информации, поэтому педагоги и студенты могут создавать глобальный информационный пласт по изучаемому предмету. Для студентов художественных специальностей особенно актуально возможность доступа к зрительному ряду с высоким разрешением изображения. Благодаря сервису «В контакте» студенты факультета искусств имеют возможность просматривать и размещать образцы учебных и творческих работ в высочайшем разрешении, что очень важно, когда нет возможности изучить оригинал произведения искусства.

Специфика художественной деятельности не позволяет полостью перейти на дистанционное обучение. Сообщества, созданные на базе социальной сети «В контакте» используются преподавателями факультета искусств в образовательном процессе в качестве дополнительной формы взаимодействия педагога и студентов, а не замены аудиторных занятий.

За время использования социальной сети «В контакте» преподавателями факультета искусств была отмечена высокая активность студентов, быстро откликающихся на добавляемые учебные материалы.

http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/02.pdf

Научный журнал КубГАУ, №86(02), 2013 года

8

Работа в сообществах социальной сети «В контакте» помогла студентам организовать совместную творческо-исследовательскую деятельность. Работа в микрогруппах развивала у студентов навыки взаимодействия с коллегами, так как успех выполнения некоторых заданий зависел от каждого члена микрогруппы, что существенно повышало коммуникативные навыки студентов, а также имело большое значение для успешности освоения дисциплин профессиональной подготовки.

Особое значение имеет использование ресурсов социальных сетей при освоении дисциплин, связанных с изучением компьютерной графики. Графические редакторы всё шире применяются в работе художников декоративно-прикладного творчества, помогая существенно уменьшить трудоемкость производства продукции ручной работы и, следовательно, ее себестоимость без потери тех качеств, из-за которых продукция ручной работы и имеет свой статус и ценность. В системе подготовки современных студентов художественных специальностей изучение графических редакторов становится важным условием в освоении целого ряда специальных дисциплин (цветоведение, перспективны история изобразительного и декоративно-прикладного искусства, орнаментика и т.д.). Особенно это важно в художественном проектировании (эскизирование, колористика, композиция, архитектоника), в том числе изделий современных народных промыслов [5, 3].

Эскиз любого изделия - это, прежде всего, графический объект и, соответственно, все этапы работы с ним могут быть реализованы с помощью компьютерных ресурсов - графических редакторов и различного рода устройств, управляемых с помощью персональных компьютеров. Графические редакторы - идеальное средство работы с графическими объектами. Они помогают без значительных усилий вносить нужные коррективы в детали графического объекта (например, изменение цвета, пропорций, положения и ориентации, дублирование повторяющихся

http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/02.pdf

Научный журнал КубГАУ, №86(02), 2013 года

9

элементов и т.д.), а также обеспечить основу для возможности их качественного и быстрого тиражирования [6, 97].

Графические редакторы помогают за секунды изменять цветовые характеристики или масштаб орнамента и наложить полученный рисунок на заданную форму, трансформировать модули орнаментов, используемых в оформлении бытовых предметов. Использование графического редактора позволяет студентам по фрагменту узора самым невероятным образом изменять, отражать и дублировать его, получая сотни вариантов за сравнительно небольшой промежуток времени. В искусстве лоскутного шитья использование векторных графических редакторов открывает большие возможности в проектировании изделий. Сканируя лоскуты ткани, можно, не сшивая пробных образцов, за пару минут посмотреть, как будет выглядеть готовое изделие, на создание которого в материале уйдет не одна неделя. Растровые редакторы, в свою очередь, тут же помогут сравнить варианты исполнения в теплых или холодных тонах, более светлый или, наоборот, темный рисунок [7].

Это лишь несколько примеров из безграничного моря возможностей, которыми может пользоваться художник декоративно-прикладного творчества, не боящийся совмещать традиции прикладного искусства с новыми достижениями человечества в области применения графических редакторов.

Для решения приведенных проблем требуется глубокое изучение потенциала социальных сетей как платформы для развития

образовательных программ. Предстоят разработка и апробация эффективных методик использования социальных сетей в качестве образовательных ресурсов, не менее необходима и разработка специализированных приложений для социальных сетей, которые бы впоследствии помогли расширить и улучшить возможности организации и управления обучением.

http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/02.pdf

Научный журнал КубГАУ, №86(02), 2013 года

10

В настоящее время невооруженным глазом виден огромный потенциал социальных сетей как платформы для развития дистанционного обучения. Студентами отмечаются многочисленные положительные моменты такой системы образования, среди которых особое место занимают непрерывность и интерактивность самого учебного процесса, возможность самостоятельного выбора времени и места для выполнения того или иного задания и то, что преподаватель становится гораздо ближе студентам.

Список литературы

1. Голованова Ю.В. Методика дистанционного образования: причины и методы решения проблемы // Педагогика: традиции и инновации: Материалы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 114-116.

2. Дистанционное образование [электронный ресурс] / URL:

http://www.scherbakov.biz/main/distant/intro.htm - [дата обращения 17.05.2012].

3. Полат Е.С. Модели дистанционного обучения в образовании

[электронный ресурс] / URL: http://distant.ioso.ru/for%20teacher/25-11-04/model.htm -[дата обращения 17.05.2012].

4. Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и

перспективы развития. [электронный ресурс] / URL:

http://huminf.tsu.ru/iurnal/vol7/fav soc set/ - [дата обращения 17.05.2012].

5. Ершова Л.В. Научные принципы разработки содержания

этнохудожественного образования // Наука и школа. 2008. № 1. С. 3-5.

6. Малышев В. А., Малышева Н.А. Использование графических редакторов в

народном и декоративно-прикладном искусстве // Исчезающие художественные промыслы: инновационное измерение: Материалы Всероссийской научной

конференции (25 января 2012 г.). - Шуя: Издательство ФГБОУ ВПО «ТТТГПУ», 2012. -186 с.

7. Осетров М.Н., Малышева Н.А. Возможности графических редакторов - в творческом процессе художника декоративно-прикладного искусства // Тезисы IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [электронный ресурс] / URL: http://rae.ru/forum2012/pdf/1030.pdf -[дата обращения 17.05.2012].

http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/02.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.