Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ'

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРЕС / МОТИВАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / СПОРТ / УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мостовая Татьяна Николаевна, Донцов Владимир Владимирович, Данилочкин Андрей Евгеньевич

Нание мотивационных приоритетов, направленности интересов и увлечений студентов влияет на формирование их потребностей в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом. Они позволяют эффективно использовать все средства и методы физической культуры, грамотно построить процесс физической подготовки в ВУЗе. Результаты тестирования студентов ОГУ имени И. С. Тургенева позволили более полно реализовать индивидуальный подход, учитывая психотипы студентов, их индивидуальные предпочтения и отношение к физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мостовая Татьяна Николаевна, Донцов Владимир Владимирович, Данилочкин Андрей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STUDENT'S MOTIVATION FOR CLASSES PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

Knowledge of motivational priorities, orientation of interests and hobbies of students affects the formation of their needs for systematic physical exercises and sports. They allow you to effectively use all the means and methods of physical culture, competently build the process of physical training at the university. The results of testing students of OSU named after I. S. Turgenev made it possible to more fully implement an individual approach, taking into account the psychotypes of students, their individual preferences and attitude to physical culture.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ»

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

FEATURES OF STUDENT'S MOTIVATION FOR CLASSES PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

Мостовая Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Mostovaya Tatiana Nikolaevna candidate of pedagogical sciences, associate professor

department of physical education Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Донцов Владимир Владимирович

старший преподаватель кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Dontsov Vladimir Vladimirovich senior lecturer department of physical education Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Данилочкин Андрей Евгеньевич

старший преподаватель кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Danilochkin Andrey Evgenyevich senior lecturer department of physical education Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Знание мотивационных приоритетов, направленности интересов и увлечений студентов влияет на формирование их потребностей в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом. Они позволяют эффективно использовать все средства и методы физической культуры, грамотно построить процесс физической подготовки в ВУЗе. Результаты тестирования студентов ОГУ имени И. С. Тургенева позволили более полно реализовать индивидуальный подход, учитывая психотипы студентов, их индивидуальные предпочтения и отношение к физической культуре.

Abstract. Knowledge of motivational priorities, orientation of interests and hobbies of students affects the formation of their needs for systematic physical exercises and sports. They allow you to effectively use all the means and methods of physical culture, competently build the process of physical training at the university. The results of testing students of OSU named after I. S. Turgenev made it possible to more fully implement an individual approach, taking into account the psychotypes of students, their individual preferences and attitude to physical culture.

Ключевые слова: интерес, мотивация, образование, спорт, упражнения, физическая культура.

Keywords: interest, motivation, education, sports, exercise, physical culture.

Эффективная организация занятий физической культурой и спортом в вузе -одна из актуальных проблем современного высшего образования. Физическая культура - это основа социально-культурного бытия человека, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Физическая культура является интегрированным продуктом, результатом профессионального воспитания и подготовки [1]. Она проявляется в образе жизни, профессиональной деятельности, отношении студента к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, симбиозе знаний, ценностных ориентаций и практических умений.

Формирование потребностей в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом напрямую зависит от знания мотивационных приоритетов, интересов, увлечений студентов. Они позволяют эффективно использовать все средства и методы физической культуры, грамотно построить процесс физической подготовки [2]. Широкий спектр этих потребностей можно классифицировать по нескольким направлениям, это:

- двигательные потребности;

- коммуникационные потребности;

- эмоциональные потребности;

- потребности в самоутверждении;

- потребности физического самосовершенствования.

Большинство специалистов в области физической культуры и спорта считают, что практический опыт и теоретические знания, полученные в процессе занятий, играют большую роль при определении мотивов и интересов студентов. В результате формируется кругозор личности, волевые качества, знания и приоритеты.

С цель определения мотивации студентов к занятиям спортом, среди студентов 1-3 курсов ОГУ имени И. С. Тургенева было проведено анкетирование. Предложенная им анкета включала ряд вопросов:

- Определите состояние своего здоровья по пятибалльной шкале оценок.

- Занимаетесь ли вы каким-либо спортом или системой физических упражнений и как часто?

- По какой причине вы занимаетесь спортом?

- Соответствуют ли занятия физической культурой в ВУЗе вашим интересам и потребностям?

- Что бы вы хотели изменить в учебных занятиях физической культурой?

- Каким образом можно повлиять на мотивацию людей к занятиям физической культурой и спортом?

В дальнейшем результаты анкетирования обрабатывались, ранжировались и классифицировались. Это позволило наиболее полно вырисовать мотивационный профиль студентов и скорректировать учебный процесс.

Так результаты проведенного исследования показали, что в среднем состояние своего здоровья студенты оценивают на 3,7 баллов. При этом 11,4% студентов считают себя абсолютно здоровыми, а 4,3% - совершенно больными. На вопрос «Занимаетесь ли вы спортом?» более половины (57,6%) ответили, что занимаются. Но из них третья часть занимается спортом только на учебных занятиях физической культурой. Посещает дополнительно спортивные секции только 17,9% учащихся. В среднем занятия спортом у таких студентов занимают около 5,5 часов в неделю, что составляет примерно 45 минут в день.

Среди причин, по которым молодежь занимается спортом, названы следующие:

- польза для здоровья - 56,7% испытуемых;

- коррекция фигуры и телосложения - 11,6% испытуемых;

- желание похудеть - 10,8% испытуемых;

- смена деятельности - 10,3% испытуемых;

- понимание необходимости физкультурных занятий - 7,2% испытуемых;

- увеличение мышечной массы - 3,4% испытуемых.

В вопросе соответствия учебных занятий потребностям студентов более половины (56,8%) студентов дали положительный ответ. 14,7% студентов считают, что занятия не соответствуют их интересам и потребностям. Оставшиеся 28,5% людей ответили, что занятия отвечают их интересам частично.

Наиболее разнообразные и противоречивые ответы были получены при ответе на вопрос об изменениях в учебных занятиях. Более всего студентов считает, что на занятиях они получают слишком большую физическую нагрузку. При этом немного меньше человек считает наоборот: нагрузка слишком маленькая и недостаточная. Достаточно часто студенты считают, что можно было бы использовать на занятиях побольше подвижных игр. Еще одна часть опрошенных хотела бы почаще устраивать соревнования и включать в программу занятий упражнения соревновательного характера. Кроме того, некоторые хотели бы включать музыкальное сопровождение, изучать элементы единоборств, применять упражнения хореографии, фитнеса и йоги. Небольшой процент студентов желает побольше заниматься стрейчингом и растяжкой, чаще посещать бассейн и ледовую арену, проводить занятия в тренажерном зале.

Также интересны ответы студентов на вопрос о мерах привлечения людей к спорту. Среди ответов на этот вопрос чаще всего встречается развитие массового спорта и проведение городских, областных и внутренних спортивно-массовых мероприятий. Ответы об улучшении спортивных площадок во дворах и зонах отдыха занимают вторую позицию. Третью строку занимают ответы о снижении цен на спортивно-оздоровительные услуги. Достаточно часто молодежь считает, что

любовь к спорту надо прививать в семье детям с самого рождения. Для этого нужно проводить с детьми спортивные игры, участвовать в мероприятиях, совершать пешие, лыжные и велосипедные прогулки всей семьей. К сожалению, встречаются и такие ответы, когда люди считают, что любовь к спорту надо прививать силой, т. е. силой «затаскивать» детей в спортивные секции и наказывать их в случае пропуска тренировок.

Стоит отметить, что среди причин, побуждающих студентов посещать занятия физической культурой, это получение зачета по дисциплине. Однако самостоятельные занятия спортом имеют совершенно другую мотивацию. Среди причин, по которым студенты младших курсов пропускают занятия, первое место занимают болезни и плохое самочувствие. На старших курсах причины пропусков - это работа, семейные обстоятельства и нехватка времени.

Таким образом, выявив основные мотивы в занятиях физической культурой и спортом, можно внести коррективы и поправки в учебный процесс. Использование индивидуального подхода, учет психотипов студентов, индивидуальные предпочтения, отношение к физической культуре позволяет разработать и внедрить оптимальные формы и методы организации занятий [3]. Максимальное соответствие физкультурных занятий интересам студентов является важнейшим фактором в укреплении их здоровья, самоутверждении в социуме, оптимальном психофизическом развитии и достижении высоких результатов.

Литература

1. Бибрих P. P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1987. № 2. С. 20-30.

2. Степанский В. И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляции деятельности // Вопросы психологии, 1981. № 6. С. 59-74.

3. Цветкова Р. В. Действенность как компонент силы мотивации эффективной деятельности // Прикладная психология и психоанализ, 2003. № 4. С. 46-50.

References

1. Bibrikh P. P., Vasil'ev I. A. Osobennosti motivatsii i tseleobrazovaniya v ucheb-noy deyatel'nosti studentov mladshikh kursov [Features of motivation and goal formation in the educational activities of junior students]. Moscow State University Bulletin. Ser. 14. Psychology -Vestnik MGU. Ser. 14. Psikhologiya, 1987, no. 2, pp. 20-30.

2. Stepanskiy V. I. Vliyanie motivatsii dostizheniya uspekha i izbeganiya neudachi na regulyatsii deyatel'nosti [Influence of motivation for achieving success and avoiding failure on the regulation of activity]. Voprosy psikhologii - Questions of psychology, 1981, no. 6, pp. 59-74.

3. Tsvetkova R. V. Deystvennost' kak komponent sily motivatsii effektivnoy deyatel'nosti [Efficiency as a component of the motivation force of effective activity]. Prikladnaya psikhologiya i psikhoanaliz - Applied psychology and psychoanalysis, 2003, no. 4, pp. 46-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.