Научная статья на тему 'Исследование мотивации к занятиям физической культурой студентов филологического института'

Исследование мотивации к занятиям физической культурой студентов филологического института Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / MOTIVATION / STUDENT / PHYSICAL EDUCATION / SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошелева Нина Михайловна, Шавырина Светлана Васильевна

В статье исследуется уровень мотивации к занятиям по физической культуре студентов института филологии, а также предлагаются способы ее повышения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошелева Нина Михайловна, Шавырина Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION CLASSES OF STUDENTS OF THE PHILOLOGICAL INSTITUTE

The article discusses the level of motivation of students to engage in sports, and also suggests ways to increase this level.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивации к занятиям физической культурой студентов филологического института»

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

THE STUDY OF MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION CLASSES OF STUDENTS OF THE PHILOLOGICAL INSTITUTE

Кошелева Нина Михайловна

студент институт филологии

Орловский государственный университет имени И. С Тургенева

г. Орел, Россия Kosheleva Nina Mikhailovna

student Institute of Philology Orel State University named after I S. Turgenev

Orel, Russia Научный руководитель: Шавырина Светлана Васильевна кандидат педагогических наук, доцент кафедра прикладной физической культуры/

г. Орел, Россия Scientific adviser: Shavyrina Svetlana Vasilyevna candidate of pedagogical sciences, associate professor department ""Applied physical culture""

Orel, Russia

Аннотация. В статье исследуется уровень мотивации к занятиям по физической культуре студентов института филологии, а также предлагаются способы>/ ее повышения.

Abstract. The article discusses the level of motivation of students to engage in sports, and also suggests ways to increase this level.

Ключевые слова: мотивация, студент, физическая культура, спорт.

Keywords: motivation, student, physical education, sport.

Актуальность. Недостаток физической активности в наше время является насущной проблемой. Из-за частичного или полного отсутствия каких-либо физических нагрузок страдает довольно большое количество студентов. Наиболее остро эта проблема стоит перед студентами филологического института в силу особенностей их деятельности: сидячий образ жизни, повышенная нагрузка на глаза, ненормированный режим сна. Все это связано с тем, что студенты-филологи имеют дело с большим объемом информации (как в книжном, так и электронном виде) и напряженной умственной деятельностью. Такой образ жизни приводит к высокой утомляемости и нежеланию заниматься спортом. Именно поэтому главный вопрос, который мы затрагиваем в нашей работе - мотивация студентов к занятиям физическими упражнениями.

Немаловажен для нашего исследования и вопрос о том, с помощью каких средств можно «замотивировать» студентов, каким образом доказать юношам и

91/163

девушкам, что физическая активность необходима им, особенно при сидячем образе жизни.

Таким образом, одной из актуальных, основных проблем в нашей работе является привлечение студентов к осознанным занятиям физической культурой и спортом, вследствие возрастающих требований к уровню физической подготовленности студенческой молодежи, необходимой им для дальнейшей профессионально-трудовой деятельности [2].

Целью исследования является выявление среднего уровня мотивации среди студентов филологического института, а также поиск способов ее повышения.

Задачи:

1. Проведение опроса среди сорока студентов филологического института разных курсов;

2. Анализ полученных результатов;

3. Поиски возможных способов повышения мотивации.

Отправной точкой нашего исследования стал опрос, который был проведен среди студентов филологического института, в опросе участвовали 40 чел, причем респонденты были различных возрастных групп. Суть опроса состояла в том, что учащийся должен был высказать свое отношение к 18 утверждениям, оценивая их значимость для себя по 5-балльной шкале: «1» - не согласен совсем; «2» - мне безразлично; «3» - согласен частично; «4» - скорее да, чем нет; «5» - согласен полностью. В данной статье мы не станем приводить содержание опроса, ограничимся общей характеристикой. Вопросы, которые мы задавали, касались заинтересованности/незаинтересованности студентов в занятиях физическими упражнениями, пользы/вреда спортивной деятельности, активности/неактивности студентов в спортивной жизни университета, а также причины таких ответов. По результатам данного опроса мы определили общий коэффициент мотивации студентов филологического института. Он составил приблизительно 47, 5, что составило в среднем 58%, если учесть, что 100%-ый результат - это 82 балла. Однако это средние значения. Конечно же, ответы респондентов варьируются. Так, самый высокий результат среди опрошенных -73, а самый низкий - 31. Общие результаты проведенного опроса мы представили в виде приведенной ниже диаграммы.

Исходя из проведенного опроса, можно сделать вывод: мотивация студентов филологического института превысила 50%, однако стоит предпринять меры по повышению мотивации или, по крайней мере, по поддержанию ее на этом же уровне. Опыт преподавательской деятельности показывает, что стимулировать у студентов устойчивый и долговременный интерес к учебе очень трудно [1]. Это утверждение верно и для занятий физической культурой. Но чтобы разумно мотивировать обучающихся к занятиям физической культурой, нужно:

1) понимать, что представляет собой мотивация;

2) подобрать подходящие способы мотивации к занятиям спортом;

3) объяснить, показать и доказать на практике, что физическая активность.

■ Ж-5) Г'МП"Н

м4Н) (мяо*

1 -4* '»»»г» 17>) * •>л "

Рис.1. Диаграмма исследований

Именно мотивация играет ключевую роль в стимуляции роста физической активности у студентов. Многие исследователи отмечают это. Так, например, по мнению В. В. Беляничевой и Н. В. Грачевой, которые в своей статье о «Формировании мотивации занятий физической культурой у студентов» также делают акцент именно на мотивировке человека к двигательной активности, говорится: «Эффективность физического воспитания существенно повысится, если будет разработан алгоритм привлечения учащихся, студентов, населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом в настоящих социально-экономических условиях. Важно определить, что необходимо сделать, чтобы выработать на различных этапах становления человека потребность заниматься физическими упражнениями и спортом всю жизнь» [3].

Итак, мы подошли к рассмотрению ключевых понятий еще одного важного вопроса, рассматриваемого в нашей работе - мотивации студентов к занятиям физической культурой, а также способам осуществления мотивационного процесса. Мотивацией психологи называют совокупность определенных мотивов в сумме с какими-либо внешними факторами (например, влиянием другого человека или жизненных условий) [3]. Огромную роль к побуждению физической активности играет мотив - важнейшая составляющая понятия «мотивация». По мнению знаменитого российского психолога Е. П. Ильина, создавшего огромное количество научной литературы по психологии (его научная деятельность затрагивала различные области исследований, в том числе и психологию спорта), мотив - сложное психологическое образование, являющееся с содержательной стороны основанием (обоснованием для самого себя) действия и поступка, деятельности и поведения, а с энергетической стороны -побуждением к достижению выбранной цели. Исследователь полагает, что мотив, полностью осознанный человеком, должен дать ответ почему (осознание потребности), для чего и ради чего (осознание цели), почему именно таким способом (учет различных обстоятельств) человек будет удовлетворять или уже удовлетворяет возникшую у него потребность [5]. На наш взгляд, мотивы, побуждающие студентов заниматься физическими упражнениями, могут быть

самыми разными: желание иметь спортивное телосложение, следование моде, поддержание здорового образа жизни и др. Однако далеко не все студенты заинтересованы в этом. Многие студенты не считают необходимым следить за своим здоровьем, не принимают участия в различных спортивных мероприятиях, проводимых как университетом, так и другими структурами. Для того чтобы повысить мотивацию студентов к занятиям физической культурой, по нашему мнению, необходимо: проведение мероприятий пропагандирующих занятия спортом, проведение спортивных фестивалей, конкурсов, соревнований, построение занятий физической культуры таким образом, каким возможным было бы пробудить в студентах дух соперничества, стремление получить высокий результат, организация встреч студентов со спортсменами, проведение бесед с обучающими на темы о влияния спорта на жизнь в целом, о необходимости использования ежедневной физической нагрузки

Таким образом, в нашей статье мы проанализировали уровень мотивации студентов института филологии, выяснилось, что 50% опрошенных студентов заинтересованы, в занятиях по физической культуре. Они с желанием посещают, выполняют задания, стремятся получить на занятиях максимальную физическую нагрузку. Имеют специальные знания по физической культуре. Знают, что научно доказано многими специалистами во всем мире, что люди, регулярно занимающиеся спортом, имеют гораздо меньше проблем со здоровьем, чувствуют больше сил и энергии чем малоподвижные. Именно благодаря физическим нагрузкам людям доступно улучшить не только свое телосложение, но и здоровье своего организма, что, пожалуй, является основным фактором в мотивировке человека посещать тренажерный зал, спортивные секции и т.д. Важно преподавателю постоянно мотивировать студентов заниматься физической культурой, для реализации поставленной задачи, мы используем способы повышения мотивационного уровня студентов.

Литература

1. Андреева Г М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект Пресс, 2012. 363 с.

2. Нефедова А. С., Сахарова Н. А. Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема //Молодой ученый. 2014. № 13. С. 274-276.

3. Шавырина С. В. Управление психофизическим состоянием студентов в процессе физического воспитания // Образование и саморазвитие. Т. 1, № 17. 2009. С. 225-230.

4. Беляничева В. В., Грачева Н. В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/look/2968450.html.

5. Как мотивировать ребенка на занятия спортом? [Электронный ресурс] // Ребенок в спорте? URL: https://rebenokvsporte.ru/kak-motivirovat-rebenka-na-zanyatiya-sportom.

References

1. Andreeva G. M. Sotsial'naya psikhologiya [Social psychology]. Moscow, Aspekt Press Publ, 2012, 363p.

2. Nefedova A. S., Sakharova N. A. Formirovanie tsennostnogo otnosheniya k

zdorov'yu kakpsikhologo-pedagogicheskaya problema [The formation of a value attitude to health as a psychological and pedagogical problem ]. Molodoj uchenyj - Young Scientist, 2014, no. 13, pp. 274-276.

3. Shavyrina S. V. Upravlenie psikhofizicheskim sostoyaniem studentov v protsesse fizicheskogo vospitaniya [Management of the psychophysical state of students in the process of physical education]. Obrazovanie i samorazvitie - Education and self-development, 2009, T 1, no. 17, pp. 225-230.

4. Belyanicheva V. V., Grachev a N. V. Formirovanie motivatsii zanyatij fizicheskoj kul'turoj u studentov [Formation of the motivation of physical culture classes for students]. Available at: https://refdb.ru/look/2968450.html.

5. Kak motivirovat' rebenka na zanyatiya sportom? [How to motivate a child to play sports?]. Rebenok v sporte? [Ребенок в спорте? ]. Available at: https://rebenokvsporte.ru/kak-motivirovat-rebenka-na-zanyatiya-sportom.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.