Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ'

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / УЧЕБНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гоменюк О.Р.

В статье нами были рассмотрены базовые теоретические подходы относительно проблемы профессионального самоопределени студентов. Приведены и изучены эмпирические данные по исследованию структуры и динамики причин выбора профессии психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MOTIVATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AMONG STUDENTS OF PSYCHOLOGISTS

The article is devoted to the main theoretical approaches to the problem of professional choice of profession. The empirical data for the study of the structure and dynamics of the motive of choice of profession of psychologist.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ»

4. Сохин, Ф. А. Задачи развития речи // Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М., 2002. - 88 с.

5. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1981. - 216 с.

УДК 159.9

Гоменюк О.Р. студент 5 курса факультет «Психолого-педагогический» Крымский Инженерно-Педагогический Университет научный руководитель: Жихарева Л. В., к.психол.н.

преподаватель кафедра психологии КИПУ Россия, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ Аннотация. В статье нами были рассмотрены базовые теоретические подходы относительно проблемы профессионального самоопределени студентов. Приведены и изучены эмпирические данные по исследованию структуры и динамики причин выбора профессии психолога.

Ключевые слова: профессиональный выбор, мотивация выбора профессии, учебные и профессиональные мотивы.

Gomenuk O.R. student 5 year Faculty of Psychological and Pedagogical Crimean Engineering and Pedagogical University

Russia, Simferopol Scientific adviser: Zhikhareva L. V. candidate of psychological sciences lecturer of the Department of Psychology CIPU PECULIARITIES OF MOTIVATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AMONG STUDENTS OF PSYCHOLOGISTS Annotation. The article is devoted to the main theoretical approaches to the problem of professional choice of profession. The empirical data for the study of the structure and dynamics of the motive of choice of profession of psychologist.

Key words: professional choice, motivation of choice of profession, educational and professional motives.

Гипотезой исследования является предположение про то, что: мотивационный компонент, выступая фактором профессионального самоопределения студентов-психологов, формируется в процессе учебно-профессиональной деятельности.

В соответствии с целью исследования в работе решались следующие

задачи:

1. Рассмртрение социально-психологических характеристик студенческого возраста.

2. Анализ структуры мотивационного компонента студентов и специфики учебной мотивации студентов.

3. Исследование профессиональной мотивации студентов-психологов.

Методики исследования

Исследование мотивации профессионального обучения студентов-психологов проводилось при помощи пакета специальных методик.

Мотивы являются, как понятно, предпосылкой заинтересованного отношения к учебе как базе проф. деятельности. Можно утверждать, что активным в профессиональном обучении будет тот студент, осознающий необходимость в познаниях, нужных в будущей проф. деятельности, а свою профессию понимает, со своей стороны, как единственный либо главной источник ублажения собственных вещественных и духовных потребностей. Проф. самосознание делает мотивы учения устойчивыми, содействует развитию у студента умения ставить цели и добиваться их.

Профессиональная мотивация формируется у молодежи под воздействием причин окружающей реальности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе либо в соответственных центрах профориентации.

Практическая психология как профессиональная деятельность начинает зарождаться в массовом масштабе и потому просит внимательного к для себя отношения с той точки зрения, что конкретно она общественно обостряет до максимума дилемму обоснованности действия одного человека на другого.

Формирование мотивации проф. деятельности производится в двух направлениях: в превращении общих мотивов личности в проф. и в изменении системы проф. мотивов в связи с изменением уровня профессионализации.

Реализация первого направления состоит в том, что в процессе профессионального развития необходимости студента-психолога находят собственный предмет в профессиональной деятельности. Мотивация его заполняется профессиональным содержанием. Студент-психолог оценивает свою профессию исходя из убеждений возможности ублажения в ней все большего числа собственных потребностей. Чем больше возможностей предоставляет профессия для ублажения потребностей и интересов грядущего специалиста, тем выше его включенность в профессиональную деятельность. Наивысшей продуктивности в трудовой деятельности психолог, как и хоть какой иной спец, добивается тогда, когда профессия приобретает для него смысл. Смысл определяется личной значимостью профессии для этого определенного студента, пристрастным личностно опосредованным отношением к труду. Для заслуги фуроров в

профессиональной деятельности психолог должен уметь «видеть» все новые смыслы профессии. Отсутствие этот возможности приводит к потере интереса к работе и при мельчайших сложностях — к падению продуктивности деятельности и удовлетворенности трудом.

Другое направление формирования мотивов субъекта соединено с изменением мотивации на различных шагах профессионального становления. Обычно в психологии выделяют две группы мотивов трудовой деятельности: внутренние мотивы, которые связаны с самим действием труда, и наружные мотивы, которые находится вне его содержания. В первом случае процесс труда доставляет студенту наслаждение и удовлетворенность, активизирует личность на приобретение новых познаний и способностей, развитие проф возможностей. Во 2-м случае в качестве мотивов выступают важные для личности студента причины, к примеру вещественная выгода, соц признание и т. д.

На разных этапах профессионального развития и формирования отдельных мотивов оказываются доминирующими, обеспечивая наибольшую включенность студента-психолога в освоение и исполнение работы. Итоги исследований демонстрируют, что в ходе овладения профессией увеличивается роль внутренней мотивации, связанной с самоутверждением себя как специалиста. Совместно с тем смена доминирующей мотивации считается глубоко персональным действием и находится в зависимости от личностных отличительных черт, критериев труда либо обучения, организации деятельности.

Формирование познавательных структур в ходе профессионального развития студентов-психологов связано не только с содержанием работы и способствующей ее выполнению информационной основой. Другим аспектом этого процесса считается составление представления о личности профессионала, а непосредственно тех психологических свойствах, что в наибольшей степени обеспечивают успешность исполнения профессиональных прямых обязанностей. Формирование адекватного представления о личности специалиста содействует учету собственных плюсов и минусов, что в конечном счете ведет к успешному овладению профессией.

Исследования демонстрируют, что в ходе профессионализации наблюдается перестройка представлений о личных особенностях специалиста в направлении наполнения его личности профессиональным содержанием. В динамике представлений о профессии специалиста по психологии присутствует конкретная тенденция смещения акцента с общечеловеческих, морально-нравственных свойств в сторону профессиональных и организаторских данных по мере профессионального развития личности. Установлено, что решающую роль в формировании адекватного представления о профессии психолога играет содержание профессионального изучения, в частности, соответствие между

теоретической и практической его частью.

Психолог, оказывая воздействие на иного человека, сам считается носителем персонального сознания (живого либо фантомного) и при всем при этом имеет дело также с живым либо фантомным сознанием. Несложно предположить, какие возможны логические варианты при взаимодействии с одним человеком и как постоянно они усложняются при взаимодействии с группой людей.

Профессиональный долг требует от психолога действия, практическая этика описывает глубину действия на иного человека, а профессия устанавливает принятие ограничений на собственные действия. Люди для психолога - средство для самоутверждения и наслаждения властью, которую определяет ореол профессии, то для него, по сути дела, нет переживания профессионального дела и его вероятного несоответствия с уровнем личного профессионального формирования («Я прав, так как я прав»).

Воплощенная ориентация на значение иного человека в профессиональной работе специалиста по психологии подразумевает адекватное восприятие им собственных полномочий как меры действия на иного человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за собственные профессиональные воздействия.

Это делает профессию психолога одним из немногих видов общественной активности, где обобщенные идеи о ценности человека максимально конкретизируются и персонифицируются в его словах и поступках, нацеленных на иного человека. В известном смысле психолог позволяет создать собственными профессиональными действиями образ иного для тех людей, с которыми он работает.

Психолог, как специалист, исполняет главнейшую общественную задачу - задачу формирования обобщенного, персонифицированного (в собственном лице и в лице определенного участника или же участников его профессиональной деятельности) образа иного человека.

Вполне вероятно, что данная профессиональная работа психолога -один из приемов, создаваемых в прогрессивной культуре, для сохранения психической действительности как отличительного свойства жизни.

Эффективность каждой профессиональной работы находится в зависимости от ряда критерий и групп причин, а профессиональное самоопределение и изучение становятся основной проблемой личности со старшего подросткового и юношеского возрастов, что считаются одним из центральных факторов формирования самосознания.

Профессиональная мотивация студентов-психологов имеет ряд отличительных черт, вытекающих из специфики будущей профессиональной деятельности: ориентация на ценность иного человека в профессиональной деятельности, ореол профессии, коммуникативная работа в ходе деятельности и пр.

Наконец, сфера использования познаний по мотивации чрезвычайно

обширна. А итог от практического использования данных познаний на самом деле огромен в разных областях профессиональной деятельности.

Мы считаем, что исследования мотивации будут продолжены современными психологами, т.к. актуальность данной темы неоспорима и практически значима.

Использованные источники:

1. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 2015. - С.122.

2. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы. // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н.Ланды. - М., 2016. -Вып. 2.

3. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 1. - Л., 1957-2015. - 264 с.

4. Москаленко О.В. Психолого-акмеологические особенности самосознания личности. Астрахань. 2016. - 250 с.

5. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М., 2017. - 95 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.