Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ'

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Ключевые слова
профессиональный выбор / мотивация выбора профессии / учебные и профессиональные мотивы / professional choice / motivation of choice of profession / educational and professional motives

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гоменюк О.Р.

В своей работе мы показали, что изучение профессиональной мотивации необходимо проводить на разных этапах становления личности студента-психолога, т.к. структура профессиональной мотивации личности меняется в процессе обучения и необходимо уделять внимание ее формированию уже на первых этапах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MOTIVATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AMONG STUDENTS OF PSYCHOLOGISTS

In our work we have shown that the study of professional motivation should be carried out at different stages of the formation of the personality of the student psychologist, because the structure of professional motivation of the individual changes in the learning process and it is necessary to pay attention to its formation at the early stages of learning.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ»

УДК 159.9

Гоменюк О.Р. студент 5 курса факультет «Психолого-педагогический» Крымский Инженерно-Педагогический Университет научный руководитель: Жихарева Л. В., к.психол.н.

преподаватель кафедра психологии КИПУ

Россия, г. Симферополь

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ

Аннотация. В своей работе мы показали, что изучение профессиональной мотивации необходимо проводить на разных этапах становления личности студента-психолога, т.к. структура профессиональной мотивации личности меняется в процессе обучения и необходимо уделять внимание ее формированию уже на первых этапах обучения.

Ключевые слова: профессиональный выбор, мотивация выбора профессии, учебные и профессиональные мотивы.

Gomenuk O.R. student 5 year Faculty of Psychological and Pedagogical Crimean Engineering and Pedagogical University

Russia, Simferopol Scientific adviser: Zhikhareva L. V. candidate of psychological sciences lecturer of the Department of Psychology CIPU PECULIARITIES OF MOTIVATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AMONG STUDENTS OF PSYCHOLOGISTS

Annotation. In our work we have shown that the study of professional motivation should be carried out at different stages of the formation of the personality of the student psychologist, because the structure of professional motivation of the individual changes in the learning process and it is necessary to pay attention to its formation at the early stages of learning.

Key words: professional choice, motivation of choice of profession, educational and professional motives.

Проблема профессиональной мотивации на сегодняшний день приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются главные факторы взаимодействия индивидуума и социума, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов-психологов, знание мотивов, побуждающих к работе в сфере

управления и психологического консультирования, позволит обоснованно решать задачи повышения эффективности обучения психологии студентами, планирования ими собственной профессиональной карьеры, развитие у них профессионально важных качеств, повышения уровня психологических услуг и т.д.

Студенческий возраст представляет особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально -психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и других накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме.

Мотивационный комплекс личности студента-психолога включает в себя: мотивацию учебной и профессиональной деятельности, мотивацию успеха и боязнь неудачи, факторы привлекательности профессии для студентов, обучающихся по данному направлению. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения и становления профессионала.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Не удивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено достаточное количество публикаций, среди них труды российских авторов: В.Г. Асеева, И.А. Васильева и М.Ш. Магомед-Эминова, В.К. Вилюнаса, И.А. Джидарьяна, Б.И. Додонова, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Д.А. Кикнадзе, Л.П. Кичатинова, В.И. Ковалёва, Е.П. Кринчик, А.Н. Леонтьева, B.C. Магуна, B.C. Мерлина, С.Г. Москвичёва, Л.И. Петражицкого, П.В. Симонова, А.А. Файзуллаева, Ш.Н. Чхартишвили, П.М. Якобсона; а также зарубежных авторов: X. Хекхаузена, Д.В. Аткинсона , Д. Халла, А.Г. Маслоу.

В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы чётко основные понятия. Особенно малоизученной оказалась структура профессиональной мотивации у студентов-психологов в процессе подготовки специалиста в вузе.

Интерес к данной проблеме обусловлен еще и тем, что профессиональная деятельность психолога предъявляет повышенные требования к личности, к профессионально важным качествам, определяющим успешность труда. Актуальность и недостаточная степень изученности проблематики профессиональной мотивации студентов, обучающихся психологии, ее структуры и факторов определили выбор темы исследования, его объекта и предмета. Проблемное поле данной работы

состоит в установлении и рассмотрении мотивационных особенностей профессионального самоопределения студентов-психологов.

Гипотезой исследования является предположение о том, что: мотивационный компонент, выступая фактором профессионального самоопределения студентов-психологов, формируется в процессе учебно-профессиональной деятельности и имеет свои особенности на каждом этапе обучения.

Практическая психология как профессиональная деятельность начинает зарождаться в массовом масштабе и поэтому требует внимательного к себе отношения с той точки зрения, что именно она социально обостряет до предела проблему обоснованности воздействия одного человека на другого.

Формирование мотивации профессиональной деятельности осуществляется в двух направлениях: в превращении общих мотивов личности в профессиональные и в изменении системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации.

Реализация первого направления заключается в том, что в ходе профессионального развития потребности студента-психолога находят свой предмет в профессиональной деятельности. Мотивация его наполняется профессиональным содержанием. Студент-психолог оценивает свою профессию с точки зрения возможности удовлетворения в ней все большего числа своих потребностей. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов будущего профессионала, тем выше его включенность в профессиональную деятельность. Наивысшей эффективности в трудовой деятельности психолог, как и любой другой специалист, достигает тогда, когда профессия приобретает для него смысл. Смысл определяется личностной значимостью профессии для данного конкретного студента, пристрастным личностно опосредованным отношением к труду. Для достижения успехов в профессиональной деятельности психолог должен уметь «видеть» все новые смыслы профессии. Отсутствие такой способности приводит к потере интереса к работе и при малейших трудностях — к падению эффективности деятельности и удовлетворенности трудом.

Другое направление формирования мотивов субъекта связано с изменением мотивации на разных этапах профессионального становления. Традиционно в психологии выделяют две группы мотивов трудовой деятельности: внутренние мотивы, связанные с самим процессом труда, и внешние мотивы, находящиеся вне его содержания. В первом случае процесс труда доставляет студенту удовольствие и радость, активизирует личность на приобретение новых знаний и навыков, развитие профессиональных способностей. Во втором случае в качестве мотивов выступают значимые для личности студента факторы, например материальная выгода, социальное признание и т. д.

На различных этапах профессионального становления и развития разные мотивы оказываются доминирующими, обеспечивая наибольшую включенность студента-психолога в освоение и выполнение деятельности. Результаты исследований показывают, что в процессе овладения профессией возрастает роль внутренней мотивации, связанной с самоутверждением себя как профессионала. Вместе с тем смена доминирующей мотивации является глубоко индивидуальным процессом и зависит от личностных особенностей, условий труда или обучения, организации деятельности.

Формирование познавательных структур в процессе профессионального становления студентов-психологов связано не только с содержанием деятельности и способствующей ее выполнению информационной основой. Другим аспектом этого процесса является формирование представления о личности профессионала, а именно тех психологических характеристиках, которые в наибольшей степени обеспечивают успешность выполнения профессиональных обязанностей. Формирование адекватного представления о личности профессионала способствует учету своих достоинств и недостатков, что в конечном итоге ведет к успешному овладению профессией.

Исследования показывают, что в процессе профессионализации происходит перестройка представлений о личностных особенностях профессионала в направлении наполнения его личности профессиональным содержанием. В динамике представлений о профессии психолога существует определенная тенденция смещения акцента с общечеловеческих, морально-нравственных качеств в сторону профессиональных и организаторских характеристик по мере профессионального становления личности. Установлено, что решающую роль в формировании адекватного представления о профессии психолога играет содержание профессионального обучения, в частности, соотношение между теоретической и практической его частью.

Психолог, оказывая воздействие на другого человека, сам является носителем индивидуального сознания (живого или фантомного) и при этом имеет дело тоже с живым или фантомным сознанием. Нетрудно представить, какие возможны логические варианты при взаимодействии с одним человеком и как многократно они усложняются при взаимодействии с группой людей.

Профессиональный долг требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на Другого человека, а профессия диктует принятие ограничений на собственные действия. Люди для психолога - средство для самоутверждения и наслаждения властью, которую дает ореол профессии, то для него, по сути дела, нет переживания профессионального дела и его возможного несоответствия с уровнем собственного профессионального развития («Я прав, потому что я прав»).

Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное

восприятие им своих возможностей как меры воздействия на Другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека. В известном смысле психолог создает своими профессиональными действиями образ другого для тех людей, с которыми он работает.

Психолог, как профессионал, выполняет важнейшую социальную задачу - задачу создания обобщенного, персонифицированного (в своем лице и в лице конкретного участника или участников его профессиональной деятельности)образа другого человека.

Вполне вероятно, что эта профессиональная деятельность психолога -один из способов, создаваемых в современной культуре, для сохранения психической реальности как особой характеристики жизни

Эффективный специалист обладает характерными качествами, которые во многом обуславливают продуктивность профессиональной деятельности психолога.

Итак, в результате проведенного нами теоретического анализа, на основе анализа различных теорий по изучению мотивации, можно заключить, что мотивационная сфера человека очень сложна и неоднородна.

В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий мотивации, подходы которых настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными. Тем не менее, мы не ставили перед собой задачи привести качественный анализ отдельных теорий, мы лишь рассмотрели основные направления в современных исследованиях. Целостная картина может сложиться только при интегрированном подходе к изучению проблемы мотивации на современном этапе развития психологической мысли, с учетом прогрессивных идей различных теорий.

При изучении различных теорий мотивации, при определении механизма и структуры мотивационной сферы профессиональной деятельности, мы пришли к заключению, что действительно мотивация человека является сложной системой, имеющей в своей основе как биологические, так и социальные элементы, поэтому и к изучению мотивации профессиональной деятельности человека необходимо подходить, учитывая данное обстоятельство. Мотивация человека, с одной стороны, имеет много общего с мотивацией животных, в части удовлетворения своих биологических потребностей. Но, с другой стороны, имеется ряд специфических особенностей, присущих только человеку, что так же необходимо учитывать при изучении именно человеческой мотивационной сферы. Нельзя умолять влияния ни той, ни другой части мотивационной сферы человека, на систему мотивационной направленности

личности в целом, так как это может привести к искажению целостного понимания данного вопроса.

Структура мотивационной сферы человека в процессе жизнедеятельности проходит этапы формирования и становления. Это формирование представляет собой сложный процесс, происходящий как под влиянием своей внутренней работы, так и под влиянием внешних факторов окружающей его среды. Поэтому большое внимание в своей работе мы уделили и индивидуальным различиям.

Эффективность любой профессиональной деятельности зависит от ряда условий и групп факторов, а профессиональное самоопределение и обучение становятся ведущей проблемой личности со старшего подросткового и юношеского возрастов, которые являются одним из центральных моментов формирования самосознания.

Профессиональная мотивация студентов-психологов имеет ряд особенностей, вытекающих из специфики будущей профессиональной деятельности: ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности, ореол профессии, коммуникативная деятельность в процессе работы и пр.

Итак, сфера применения знаний по мотивации очень обширна. А результат от практического применения этих знаний действительно огромен в различных областях профессиональной деятельности.

Мы считаем, что исследования мотивации будут продолжены современными психологами, так как актуальность этой темы очевидна и практически значима.

Использованные источники:

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2003. - 512 с.

2. Кон И. С. Психология ранней юности. - М .: Просвещение, 1989. - 254 с.

3. Кузьмина Н.В. Професионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. - 119 с.

4. Немов Р. С. Психология: [учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведенный]: в 3 кн. / Р. С. Немов. - М .: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 2000. - 688 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.