Научная статья на тему 'БАРЬЕРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

БАРЬЕРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ / РЕФЛЕКСИВНОЕ САМОПОЗНАНИЕ / БАРЬЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / СУБЪЕКТ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / ОБЪЕКТ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SELF-DETERMINATION / REFLEXIVE SELF-KNOWLEDGE / BARRIERS TO PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / INDIVIDUAL POSITION / SUBJECT OF CHOICE OF PROFESSION / OBJECT OF CHOICE OF PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илюк В.И.

Статья посвящена проблеме выбора профессии и профессионального самоопределения студентов. В статье осуществлен теоретический анализ традиционных и современных подходов к пониманию проблемы выбора профессии и профессионального самоопределения студентов, изучены основные составляющие данных проблем. На основе обобщенных результатов эмпирических данных описаны основные барьеры профессионального становления студентов в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BARIERS OF PROFESSIONAL STANDING OF STUDENTS

The article is devoted to the problem of choosing a profession and professional self-determination of students. The theoretical analysis of traditional and modern approaches to understanding the problem of choice of profession and professional self-determination of students is carried out in the article, the main components of these problems are studied. Based on the generalized results of empirical data, the main barriers to the professional development of students in higher education institutions are described.

Текст научной работы на тему «БАРЬЕРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

С.160-165.

11.Гусаров Ю.B. Менеджмент рекламы. М.: ЗАО Издательство Экономика, 2016. - 414 с.

УДК: 159.9

Илюк В.И. студент 4 курса факультет психологии Крымский инженерно-педагогический университет научный руководитель: Петров И.К.

доцент кафедра психологии Россия, г. Симферополь БАРЬЕРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме выбора профессии и профессионального самоопределения студентов. В статье осуществлен теоретический анализ традиционных и современных подходов к пониманию проблемы выбора профессии и профессионального самоопределения студентов, изучены основные составляющие данных проблем.

На основе обобщенных результатов эмпирических данных описаны основные барьеры профессионального становления студентов в высших учебных заведениях.

Ключевые слова. Профессиональное самоопределение, самодетерминация, рефлексивное самопознание, барьеры

профессионального самоопределения, индивидуальная позиция, субъект выбора профессии , объект выбора профессии.

Ilyuk V. I. student

4 course, faculty of psychology Crimean engineering and pedagogical university

Russia, Simferopol Research supervisor: Petrov I.K.

Associate professor of psychology BARIERS OF PROFESSIONAL STANDING OF STUDENTS

Annotation. The article is devoted to the problem of choosing a profession and professional self-determination of students. The theoretical analysis of traditional and modern approaches to understanding the problem of choice of profession and professional self-determination of students is carried out in the article, the main components of these problems are studied.

Based on the generalized results of empirical data, the main barriers to the professional development of students in higher education institutions are

described.

Key words. Professional self-determination, self-determination, reflexive self-knowledge, barriers to professional self-determination, individual position, subject of choice of profession, object of choice of profession.

Актуальность. На сегодняшний день выбор профессии и профессиональное самоопределение студентов понимается как сложные научные проблемы, которые рассматривается с психологической, социальной и педагогической точки зрения.

В профессиональном самоопределении особую роль играет профессиональный выбор. Учеными было замечено, что чем раньше молодые люди обдумано подходили к проблеме выбора профессии, тем реже возникали ошибки профессионального самоопределения. Выбор профессии рассматривается как развивающийся процесс, который длительный по времени. По мнению, М. Р. Глизбурга, выбор профессии означает проецирование в будущее определенной социальной позиции. Это характеризует смысловое будущее. Выбор конкретной профессии делает смысловое будущее определенным. Поэтому определенность выбора профессии является важным параметром, характеризующим смысловое будущее. По мнению исследователя, важным является и то, как выступает для молодого человека профессиональная деятельность. Это может быть деятельность, позволяющая развить свои способности, реализовать себя, или как средство, позволяющее удовлетворять иные потребности [7].

С гуманистической точки зрения в основу процесса выбора профессии вложена пирамида потребностей Маслоу [4]. Автор выделяет следующие мотивы выбора профессии:

1. Социальные (желание занять достойное место в обществе);

2. Моральные (общение и оказание помощь другим);

3. Эстетические(желание работать по специальности, стремление к красоте и гармонии);

4. Познавательные(овладение специальными и дополнительными знаниями);

5. Творческие ( реализация себя как личность);

6. Материальные(удовлетворение не только витальных потребностей, но и реализация потребностей самореализации и уважения);

7. Утилитарные (работа в городе, наличие « чистой работы», близость к дому и т.д.).

Выбор является осознаваемым в том случаи, если окончательное решение о выборе является результатом длительного процесса, в ходе которого молодой человек осознает необходимость выбираемой профессии. Так сам процесс выбора профессии формируется на оценке своих возможностей, накопленных знаний о профессии, личностных знаний, на основе которой формируется самооценка.

Таким образом, можно сказать, что выбор профессии является

основой профессионального самоопределения, которое осуществляется в результате анализа внутренних характеристик и особенностей субъекта выбора профессии и непосредственно внешних требований предъявляемых самой профессией.

В психологическом контексте мы можем рассматривать выбор профессии как систему « субъект - объективных отношений » которая опирается на двусторонность явления выбора профессии: с одной стороны - это субъект выбора профессии, т.е. кто выбирает с его личностными характеристиками, с другой- объект выбора, т.е. то, что непосредственно выбирают. И субъект, и объект обладают огромным набором свойственных только ему характеристик [6].

Объективные позиция включает в свою структуру следующие компоненты: возможности, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, личностные характеристики ( характер, темперамент, задатки).

Субъективная позиция включает в себя такие компоненты как: условия жизни, среда, воспитание, социально-экономическая ситуация.

Таким образом, выбор профессии осуществляется с оценкой самой личности своих возможностей, путем соотнесения своих личностных характеристик, состояния здоровья и требований накладываемые определенной профессией.

Согласно К.А. Абульхоновой-Славской и С.Л. Рубинштейна профессиональное самоопределение рассматривается как

самодетерминация, индивидуальная динамичность, осмысленное желание занять конкретную позицию. Самоопределение представляется как понимание собственной индивидуальной позиции, которая формируется при воздействии внутренних координат отношений. Присутствие данного компонента указывает на зависимости формирования позиции отношения к своему профессиональному самоопределению и социальной динамичности [1].

Е.А. Климов в своей работе акцентирует два уровня

самоопределения:

1. гностический (самосознание);

2. практичный (перемены в общественной сфере) [5].

Сущность определения «профессиональное самоопределение» представляется как глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность. Профессиональное самоопределение является процессом, охватывающим весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода их трудовой деятельности, а главной его целью является постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного) [3].

Таким образом, можно говорить о самоопределении, как об

относительно самостоятельном этапе социализации личности, сущность которого заключается в формировании у студентов осознаваемых целей, готовности к самостоятельной деятельности, при учете своих желаний, индивидуальных качеств, возможностей и требованиями предъявленные обществом.

Главными элементами индивидуального и профессионального самоопределения ученые выделяют три вида познаний:

- понимание о себя (« кто именно я» и понимание собственной приспособления к социуму);

- понимание о обществе специальностей (исследование профессии);

- сопоставление познания о себя и познания о обществе специальности

[4]

Основным методом исследования познаний о себя считается рефлексия, вступающая как особенная модель самосознания, содержащая в себя внутренние и внешние характеристики. С годами рефлексия усугубляется и в ходе оказывает большое влияние в формирование личности. В студенческом возрасте рефлексия видоизменяется: желание осознать себе сопряжено с познанием самоидентификации, с «примериванием в себе» разных общественных ролей. [2]

Таким образом, профессиональное самоопределение выступает как намеченный путь к собственному профессиональному будущему, которое опирается на ценностные представления личности и общественные нормы. В структуре профессионального самоопределения мы можем выделить три основных компонента для формирования профессионального самоопределения у студентов:

- актуальные цели;

- иерархичность ценностных ориентаций;

- смысл жизни.

Цель исследования - изучение основных барьеров профессионального самоопределения студентов.

Базой эмпирического исследования является Крымский инженерно-педагогический института г. Симферополя. В исследовании приняли участие 66 человек в возрасте от 20 до 45 лет.

Методики: Анкета жизненного и профессионального самоопределения, Результаты исследования

Согласно итогам анкетирования, мы определили, то что большая часть студентов в проблеме «Тот или иной утверждение наиболее конкретно отображает ваше подход к профессиональному самоопределению на сегодняшний день ? », 32% студентов понимают, кем и в каком месте они желали б функционировать либо трудятся, 49% студентов встретились с задачей подбора места работы и профессионального интереса, 19% студентов вовсе не определились с профессиональными интересами и местом будущей работы.

Таким образом, 68% учащихся ВУЗа нужна поддержка в

профессиональном самоопределении. Возможно сказать о том, то что большая часть учащихся ВУЗа не определилась в собственных профессиональных интересах.

В процессе исследования мы выявили барьеры профессионального самоопределения учащихся ВУЗа. Главные препятствия профессионального самоопределения основываются на индивидуальные характеристиках личности и общественных детерминантах.

Главными барьерами выступающими на пути профессионального самоопределения студентов ВУЗа являются « неумение студентов верно владеть собственными умениями и периодом»- 26%, «затруднения в подборе профессиональной ориентированности»- 28%, « приобретение диплома никак не обеспечивает устройство на работу »- 12% и «неспособность приспособиться к меняющимся обстановкам и принятия заключений в их -10%».

Исходя из выше перечисленных барьеров профессионального самоопределения студентов, вытекают нежелание работать по специальности. Главными факторами нежелания в дальнейшем работать по специальности обозначаются социальными детерминанты таких как: «трудности устройства на работу-28%», «невысокая заработная плата-14%», «никак не нужность профессии в городке -12%», таким образом и индивидуальные свойства - «общественный обреченность (скепсис в реализацию собственного возможности)-24%».

Выводы.

1. Профессиональное самоопределение рассматривается как самодетерминация, которая основывается на индивидуальной динамичности и занятием определенной социальной позиции на которую воздействуют внутренние отношения.

2. В основе профессионального самоопределения лежит два уровня -гностический и практический, которые в целом описывают сам выбор, поиск и пути формирования личностного самоопределения студентов.

З.Основным методом исследования профессионального

самоопределения выступает рефлексия, как способ самосознания, которая включает в себя самоанализ с его внутренними и внешними влияющими детерминантами.

4. В ходе исследования проблемы, мы выявили, что у 68% студентов ВУЗа наблюдается проблема профессионального самоопределения наиболее частыми из которых являются поиск места работы и несформированность профессиональных интересов.

5. Основными барьерами профессионального самоопределения выступают нехватка профессиональных знаний и неумение применить полученные теоретические знания на практике, затрудненность в поиске места работы и профессиональных интересов.

6. Факторы нежелания работать по специальности основываются на барьерах профессионального самоопределения, то есть, в основе лежат

личностные и социальные детерминанты.

Использованные источники:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: «Мысль», 1991. 299 с.

2. Басхаева, И.И. Психологические детерминанты профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа: дис канд. психол. наук / Басхаева Ирина Иннокентьевна. - М., 2005. - 159 с.

3. Болучевская, В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: Монография. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. - 264 с.

4. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы / М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д : Феникс, 2002.

5. Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением // Вести. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2001. №2. С.69-77.

6. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. Киев, 1988, с. 30-121.

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. С. 512.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.