Научная статья на тему 'Особенности мотивации предпринимательской деятельности в сфере туризма в сельских территориях'

Особенности мотивации предпринимательской деятельности в сфере туризма в сельских территориях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1443
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЕ ОЖИДАНИЯ / ВНЕШНИЕ МОТИВАТОРЫ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / АГРОТУРИЗМ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акимова О.Е., Волков С.К.

В статье проанализированы необходимые стимулы для роста предпринимательской активности на селе, где предпринимательство подчас является единственным способом существования и выживания. Авторы исследовали ключевые компоненты мотивации, а именно: финансовые стимулы, поскольку уровень жизни в сельских территориях достаточно низок, что является важнейшей причиной оттока населения. Для развития агротуризма предложена мотивационная модель предпринимательской деятельности, направленная не только на формирование предпринимательского потенциала, но и на его воспроизводство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации предпринимательской деятельности в сфере туризма в сельских территориях»

РАЗВИТИЕ АПК

УДК 338.43

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ

О. Е. АКИМОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и экономической теории E-mail: akimovann25@mail. ru

С. К. ВОЛКОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и экономической теории E-mail: ambiente2@rambler. ru Волгоградский государственный технический университет

В статье проанализированы необходимые стимулы для роста предпринимательской активности на селе, где предпринимательство подчас является единственным способом существования и выживания. Авторы исследовали ключевые компоненты мотивации, а именно: финансовые стимулы, поскольку уровень жизни в сельских территориях достаточно низок, что является важнейшей причиной оттока населения. Для развития агротуризма предложена мотивационная модель предпринимательской деятельности, направленная не только на формирование предпринимательского потенциала, но и на его воспроизводство.

Ключевые слова: мотивация, мотивационные ожидания, внешние мотиваторы, сельские территории, агротуризм, предпринимательская активность, предпринимательский потенциал.

Одной из важнейших разновидностей активной общественно полезной деятельности является

предпринимательство. К такой деятельности субъекты хозяйствования побуждает необходимость удовлетворения собственных потребностей. При их осознании возникает интерес к условиям и способам их удовлетворения. Интересы могут повлиять на поведение людей, стать внутренними и внешними мотивами и стимулами как побудительными моментами, управляющими поступками людей, вызванными к жизни совпадением внутренних и внешних обстоятельств. Мотивы и стимулы могут быть обусловлены стремлением человека:

обладать какими-то не принадлежащими ему объектами или стремлением избежать такого обладания;

получать удовлетворение от уже имеющегося у него объекта, который он желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им, а, следовательно, стремлением от него избавиться. Например, интересная работа приносит человеку

наслаждение, и он готов часто трудиться буквально даром. В противоположной ситуации он согласен на все, лишь бы ее не делать [11].

Мотив труда формируется только в том случае, когда трудовая деятельность является основным (если не единственным) условием получения блага. Если для этого не требуется особых усилий либо требуется очень много усилий, то мотив труда чаще всего не формируется. Сила мотива определяется степенью актуальности потребности: чем насущнее нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление получить его, тем активнее будет действовать человек.

Таким образом, выстраивается определенная логическая схема с точки зрения экономической науки: потребности ^ мотивы ^ интересы ^ стимулы. В конечном итоге речь идет о реализации интересов, но центральным звеном выступают мотивы, представляющие собой диалектическое единство потребностей и стимулов. Без потребности нет мотива, но и без стимула мотива также не возникает из-за отсутствия условий реализации самой потребности [15].

Мотивы исключительно разнообразны и подвижны. Стимулы более стабильны и оказывают регулирующее влияние на потребности. При всем их многообразии должен существовать какой-то основополагающий, исходный стимул, который дает импульс возникновению мотива к труду как внутренней потребности человека. По мнению авторов, таким стимулом для любого нормального человека является собственность. В связи с этим четко отслеживается диалектический ряд: стимул — собственность как объективное условие возникновения мотивационного механизма; мотив к труду — как внутренняя потребность в общественно полезной деятельности. Сочетание того и другого порождает потребность в развитии производства и потребления.

Мотивы деятельности определяются различными обстоятельствами. Однако устойчивость мотивов возникает и сохраняется только при снятии противоречия между присвоением и отчуждением. Только тогда может возникнуть мотив к труду как внутренняя потребность в деятельности [14]. Мотивированную деятельность в узком смысле слова можно определить как свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение своих целей, реализацию своих интересов [8].

Процесс, в рамках которого формируются условия, побуждающие людей к трудовой деятельности, реализующей цели индивида и организации, получил название мотивации труда. Этот процесс включает две составляющие: внешнее целенаправленное воздействие на человека с помощью соответствующих условий и его внутренняя психологическая деятельность по формированию механизма мотивации (выбор целей, их упорядочение, разработка программ достижения). В связи с этим мотивация может быть внутренней (отношение к делу, моральные обязательства и пр.) и внешней (действия других людей, создающих условия и предоставляющих возможности для деятельности). Внешняя мотивация очень важна, поскольку она формирует внешнюю среду деятельности. Но на основе внутренней мотивации люди действуют спокойнее, быстрее, добросовестнее, тратят меньше сил, лучше усваивают задания и знания. Другими словами, они чувствуют себя увереннее даже в условиях агрессивной внешней среды.

Если мотив побуждает к действию, то мотива-ционные ожидания обусловливают цель, которой хотел бы достичь потенциальный предприниматель, и определяют алгоритм деятельности. Следовательно, мотив относится к потребности, а мотивацион-ные ожидания — к предмету (объекту), на который направлена деятельность. Вектор «мотив — мотива-ционные ожидания» служит для предпринимателя своего рода компасом, определяющим структуру и динамику всех других составляющих предпринимательского труда и последующей деятельности. Этот вектор влияет на внутреннюю мотивацию, в то время как стимулы определяют условия воспроизводства предпринимательского труда, которые в свою очередь влияют на внешнюю мотивацию, то есть мотивационное воздействие, мотивационное стимулирование предпринимательства. Внешняя мотивация через условия и стимулы оказывает влияние на мотивы, изменяя их иерархию, а также ценности и мотивационные ожидания потенциальных предпринимателей, тем самым смещая вектор «мотив — мотивационные ожидания». Поскольку потребности существуют в диалектическом единстве с мотивами, интересами и стимулами, то для создания благоприятной предпринимательской среды необходимо преодолеть внешние и внутренние ограничения, препятствующие развитию предпринимательской деятельности, а также сформировать у экономически активного населения сильные и

устойчивые мотивы к предпринимательскому труду. Для этого нужно создать стимулы, способствующие возникновению субъективного интереса к предпринимательству и повышению предпринимательской активности [1].

Если мотивационное воздействие оказывается недостаточным или даже отрицательным при наличии предпринимательского потенциала в стране, то это свидетельствует об отсутствии необходимых стимулов для возникновения предпринимательской активности (например, частной собственности, свободы выбора, институтов гражданского общества). Также это означает существование вынужденного предпринимательства, отличающегося преимущественно спекулятивным характером и не влияющего позитивно на развитие экономики.

Подобная ситуация наблюдается в предпринимательской деятельности в сельских территориях. В условиях наличия достаточного предпринимательского потенциала на селе (предпринимательство на селе подчас является единственным способом существования и выживания) необходимые стимулы для роста предпринимательской активности либо невысоки, либо просто отсутствуют в ряде регионов.

На работающих в сельском хозяйстве приходится около 1/3 занятого сельского населения, что сдерживает внедрение в аграрном секторе инновационных технологий, ведущее к высвобождению работников и усилению напряженности на сельском рынке труда. В 2010 г. уровень занятости сельского населения в экономически активном возрасте, включая занятых в личных подсобных хозяйствах, полно -стью или частично реализующих свою продукцию, составил 58,3 против 64,6 % в городах. В сельских поселениях насчитывалось 1 894 тыс. безработных, уровень общей безработицы составлял 10,1 % (в городах — 5,8 %) [7].

Пространственная структура российской экономики в условиях рыночных трансформаций дает системные сбои, что отображается на уровне конкурентоспособности территорий. Данная ситуация особо актуальна для сельских территорий, где уровень социально-экономического развития значительно ниже, чем в городах. Даже в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры развития российской экономики в начале 2000-х гг. количество депрессивных сельских регионов не только не сократилось, а даже продолжало увеличиваться. Одной из основных проблем сельской местности современной России является бедность.

Относительный разрыв в материальном положении сельских и городских семей с 2000 по 2005 г. увеличивался и только в течение пяти последних лет стал сокращаться. В 2010 г. среднедушевые располагаемые ресурсы сельских домохозяйств составили 62,2 % от городского уровня. А абсолютный разрыв в среднемесячных значениях этих показателей достиг 6 148,1 руб. Уровень заработной платы в сельском, охотничьем и лесном хозяйстве уступает ее уровню по всем видам экономической деятельности, кроме текстильного и швейного производства. В среднем за 2010 г. он составил 10 573 руб. в месяц, или 49,9 % от среднероссийского уровня. По данным за апрель 2010 г., 8,9 % работников сельского, охотничьего и лесного хозяйства получали заработную плату в размере ниже законодательно установленного минимального размера оплаты труда. В целом по России этот показатель составлял 2,5 %. Можно сказать, что бедность концентрируется на сельских территориях, на которые приходится 42 % всего малоимущего (по располагаемым ресурсам) населения России, тогда как на долю сельского населения приходится 27 % от общей численности населения страны [5].

Устойчивое развитие сельских территорий, решение социальных проблем сельского населения являются одними из основных условий бесконфликтного, демократического развития российского общества, его экономического и социального благополучия и потому должны стать приоритетными направлениями развития государства [3]. В связи с этим необходимы практические инструменты и механизмы обеспечения конкурентоспособности сельских территорий. Одним из таких инструментов, по мнению авторов, может и должен стать сельский туризм.

Сельский туризм является относительно новым и перспективным направлением, позволяющим горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Суть данного вида туризма заключается в отдыхе в сельской местности, где все организационное обеспечение проживания туристов (в том числе питание, досуг, обслуживание и др.) берет на себя принимающая семья. Сельский туризм представляет возможности отдыха для тех, кто по каким-либо причинам иных видов туризма позволить себе не может. Его привлекательными чертами являются чистый воздух, домашняя атмосфера, нетронутая природа, натуральные продукты, тишина и неторопливый быт. По оценкам специалистов, потенциальный ежегодный спрос на

указанный вид туризма составляет около 600 тыс. чел. [12].

В мировой практике в сельской местности наряду с развитием сельскохозяйственной деятельности источниками дополнительных доходов становятся сферы неаграрной занятости населения, в частности сельский туризм. С 1972 г. агротуризм выделен в отдельный вид экономической деятельности. В странах Западной Европы сельский туризм характеризуется устойчивым развитием с начала 1960-х гг. В настоящее время это явление повсеместное, хотя региональные модели функционирования данного вида дестинаций существенно различаются [10]. Особенно развит сельский туризм в Италии, Ирландии, Франции, Швейцарии, Австрии, Германии. Так, для значительной части испанских крестьянских хозяйств (до 60 %) агротуризм является одним из основных источников доходов, а в Швейцарии 2/3 доходов туризма обеспечивается за счет сельского. Однако не только высокий спрос на данный вид услуг дал толчок развитию сельского туризма в Европе. Сегодня Европейский союз видит возможность экономического подъема деревни именно в сельском туризме.

Исторически сельский туризм в Европе стал интенсивно развиваться в 195 0— 1960-е гг. как реакция на стремительный отток сельских жителей в города. В связи с этим в аграрном секторе стал наблюдаться процесс резкого снижения количества занятых и, как следствие, ухудшения уровня жизни. Агроту-ризм был призван сформировать альтернативный вид трудовой занятости и предпринимательства в сельской местности и стать источником заработка сельских домохозяйств.

Международная практика развития агроту-ризма свидетельствует о высокой социально-экономической значимости данного вида сельского предпринимательства для обеспечения конкурентоспособности сельских территорий в процессе создания добавленной стоимости туристского продукта. Развитие сельского предпринимательства способствует снижению социальной напряженности в сельских местностях путем создания дополнительных рабочих мест [2], сокращения безработицы и повышения уровня жизни на селе.

Следует отметить, что в последние годы данный вид туризма стал активно развиваться и в России. В настоящее время он активно развивается в Алтайском и Краснодарском краях, в Калининградской, Ленинградской и Псковской областях, в Республике

Башкортостан. Природные условия России уникальны и неповторимы, далеко опережают соседние туристско ориентированные страны. В нашей стране сохранились прекрасные памятники древней архитектуры и этнографии. Более того, экологический климат во многих районах достаточно благоприятный. В России уже отмечен опыт организации агротуристских предпринимательских структур по моделям типа «пансион», «тур с проживанием в кочевом традиционном жилище», «национальная деревня», «У1Р-деревня», «сельская гостиница» и др. Спрос на рекреационные ресурсы российской провинции имеется, об этом свидетельствует поток неорганизованных туристов в ряде популярных мест средней полосы России. Реализуются десятки проектов по «зеленому» туризму: например «Зеленый дом» (Горный Алтай), «К бабушке в деревню» (Центральная Россия), так называемая сеть «Bed&Breakfast» (Прибайкалье). Краснодарский край для развития сельскохозяйственного предпринимательства использует казачий колорит [4].

Развитие сельского туризма между Москвой и Санкт-Петербургом чрезвычайно перспективно. Наличие большого числа покинутых и разрушенных деревень говорит о большой инвестиционной привлекательности региона, ведь эти земли так и остались поселковыми, и в них значительно проще разместить этнографические деревни — гостевые комплексы.

Сельский туризм в России может реализовы-ваться как частными предпринимателями, фермерами, так и любыми организациями, созданными и функционирующими в приемлемой законодательством форме. Такими возможностями располагают лесничества, сельскохозяйственные, агропромышленные и разного рода рекреационные предпринимательские структуры, близкие по своему статусу к природе и земле, имеющие опыт ведения предпринимательской деятельности.

Агротуризм в России может и должен стать привлекательным видом предпринимательской деятельности на территории сельской местности. Актуальность этого вида деятельности проявляется в его воздействии как на экономику, так и на решение социально-культурных проблем села.

Мультипликативно сельский туризм, особенно в условиях реализации целевых программ развития, оказывает позитивное влияние:

на сохранение и развитие сельских территорий;

на рациональное использование их ресурсного потенциала;

на развитие личных подсобных хозяйств, расширяя спрос на экологически чистые, натуральные продукты питания;

на обустройство сельских территорий;

на сельское строительство, народные промыслы, культуру и самобытность;

на решение социально-экономических проблем сельских территорий в целом, прежде всего проблем занятости населения [7].

Все это в конечном итоге влияет на уровень конкурентоспособности сельских территорий, проявляющейся в повышении уровня благосостояния жителей.

Сказанное подтверждает, что идея сельского туризма достаточно привлекательна для сельских жителей и развития сельскохозяйственного предпринимательства, а также организаций аграрной и рекреационной сфер экономики России. Однако мотивация предпринимательской активности на селе сдерживается проблемами, объективно существующими в реальной жизни. В число этих проблем входят [6]:

1) наличие большого количества норм и ограничений на предпринимательскую деятельность с широким спектром составляющих, лицензирование на многие из которых создает серьезный барьер для малого предпринимательства;

2) высокий уровень обобществления в аграрной сфере и малый удельный вес частного сектора, представленного в основном фермерами и личными подсобными хозяйствами, что не стимулирует ведения предпринимательства «на свой страх и риск». Представители сельского бизнеса не могут получать адресную экономическую и финансовую помощь, в том числе льготные ссуды и кредиты на развитие. Значит, средства, выделяемые Правительством Российской Федерации на поддержку предпринимательства на селе, не выполняют своего предназначения, поскольку не доходят до представителей сельского бизнеса;

3) низкий уровень доходов российского сельского населения не позволяет произвести даже начальные инвестиции в любой бизнес;

4) отсутствие соответствующего имиджа России как туристической страны за рубежом также не стимулирует спроса на данный продукт среди иностранцев;

5) неразвитость сельской инфраструктуры, сопутствующего сервиса, комфорта отпугивает часть клиентов;

6) неразвитость рекламы и системы маркетинга в целом делает недоступным получение информации потенциальными клиентами;

7) отсутствие соответствующей системы поддержки этого нового бизнеса, подготовки кадров и консультирования.

В сложившейся ситуации ключевыми компонентами мотивации должны стать финансовые стимулы, поскольку уровень жизни в сельских территориях достаточно низок, что является важнейшей причиной оттока населения из сельской местности. Мотивация хозяйствования в сельских территориях возможна в процессе повышения уровня экономического образования руководящего состава субъектов предпринимательства. В настоящее время многие предприниматели на селе не владеют экономическими знаниями в объемах, достаточных для эффективной предпринимательской деятельности. В качестве направлений мотивации также можно выделить:

снижение затрат на восстановительные мероприятия;

создание благоприятной среды проживания се ль-скохозяйственного предпринимателя и его семьи;

решение кадровых проблем сельской территории.

Учитывая важность материальной составляющей в мотивационных ориентирах развития агропредпринимательства, необходимо в качестве стартового базиса усилить механизм социального партнерства.

Для увеличения доли малого и среднего предпринимательства в структуре сельского туризма необходимо принять комплекс мер для привлечения инвестиций в укрепление туристской инфраструктуры села. Необходимо создание системы стратегического планирования развития туризма в сельской местности. Речь идет не только о разработке федеральной целевой программы по развитию сельского туризма, но и, прежде всего, о необходимости разработки и реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований всех уровней — от сельского поселения до района и городского округа. Для создания комплексной стратегии развития сельского туризма на территории Российской Федерации с четким индикативным механизмом реализации необходимо достоверно определить уровень состояния и перспективы развития данного сегмента туристского рынка. Для этой цели в рамках исследования был

проведен SWOT-анализ сегмента сельского туризма в Российской Федерации.

На основе проведенной оценки состояния данного сегмента российского туристского рынка были определены возможности и ограничения, преимущества и недостатки при формировании стратегии развития сельского туризма (см. таблицу).

Представленный SWOT-анализ показал, что, безусловно, Российская Федерация обладает богатым природно-рекреационным ресурсом для развития сельского туризма. Однако очевидно, что существуют комплексные проблемы в сфере развития данного вида туризма, которые носят острый и системный характер.

Существующих проблем намного больше, чем предпосылок для поступательного развития

данного направления туристского рынка Российской Федерации. Для их решения необходимы новый подход и программно-целевой метод, позволяющие повысить конкурентоспособность сельских территорий, удовлетворить растущий спрос на качественные туристские услуги и обеспечить условия для устойчивого развития туризма на селе.

Сравнивая слабые стороны сегмента сельского туризма и возможности, имеющиеся на российском рынке туристических услуг, можно сделать следующий вывод: существующая система управления, законодательная база, маркетинговая система продвижения сельского турпродукта, кадровый, инвестиционный потенциалы и инфраструктура туристической отрасли на селе не позволяют в полной

SWOT-анализ сельского туризма Российской Федерации

Аспект Характеристика

Преимуще ства Сильные стороны: высокий сельскохозяйственный потенциал страны; высокий природно-рекреационный потенциал; наличие культурных и исторических памятников не только федерального, но и мирового значения; наличие общественных и коммерческих организаций, которые могут содействовать развитию туризма в сельской местности; многоотраслевая направленность крестьянских и личных подсобных хозяйств

Возможности:

рост доходов местного населения и регионов в целом;

создание дополнительных рабочих мест;

развитие малого предпринимательства на селе;

оживление объектов социальной инфраструктуры села;

привлечение иностранных туристов

Недостатки Слабые стороны: низкий уровень развития туристской инфраструктуры в сельской местности; слабая система продвижения турпродуктов на внутреннем и международном туристских рынках; отсутствие узнаваемости и привлекательности образа сельских регионов (отсутствие узнаваемого бренда); отсутствие отраслевой статистики, обеспечивающей информационную и управленческую поддержку развития индустрии туризма; низкий уровень подготовки туристских кадров; незначительный объем инвестиций; несовершенство законодательства, связанного с вопросами выделения земельных участков для туристско-рекреационных нужд; отсутствие специальных программ поддержки для жителей сельской местности, желающих начать предпринимательскую деятельность в сфере туризма

Угрозы:

растущая конкуренция среди туристских рынков стран ближнего и дальнего зарубежья;

несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую отрасль;

снижение платежеспособного спроса населения вследствие сокращения доходности основных

отраслей экономики;

риск снижения туристского потока при ухудшении криминогенной обстановки в стране;

социально-экономическая и политическая дестабилизация в стране;

ухудшение экологической обстановки;

потеря туристского рынка из-за низкого уровня туристского сервиса на селе

Источник: составлено автором [2].

Внутренние мотиваторы (вектор «мотив -мотивационные ожидания»)

Экономические мотиваторы

мере реализовать возможности, имеющиеся у Российской Федерации для развития агротуриз-ма. При существующем положении дел будет сложно рассчитывать на активное развитие сельского туризма, что естественным образом отразится как на уровне развития этой сферы, так и на уровне конкурентоспособности сельских территорий.

Для повсеместного развития агротуризма в сельских территориях необходимо внедрение мотивационной модели предпринимательской деятельности. Она должна быть направлена не только на формирование предпринимательского потенциала с помощью стимулов и потребности в предпринимательском труде, но и на его воспроизводство под действием внешних мотиваторов (экономических, административных, социальных и психологических). Под воспроизводством имеется в виду рост предпринимательской активности на селе, приводящей к улучшению предпринимательского климата, а также рост национального богатства и благополучия.

Формирование предпринимательской среды — процесс управляемый. Однако методы управления не могут носить административный или директивный характер. В их основе лежат меры, связанные с созданием благоприятных условий для появления и быстрого становления таких субъектов.

Предпринимательский потенциал личности (ППЛ) является основой мотивации к предпринимательскому труду. Формирование и развитие предпринимательского потенциала личности должны происходить на нескольких уровнях:

Потребность в предпринимательском труде

Стимулы

частная собственность;

- институты гражданского общества;

- конкурентно-рыночный режим хозяйствования;

- высокий образовательный уровень нации, наличие интеллектуального капитала

Предпринимательский потенциал

Воздействие внешних мотиваторов

Административные мотиваторы

Статусные мотиваторы

Психологические мотиваторы

Поддержка и поощрение Предпринимательская Поддержка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со стороны государства —► активность 4— со стороны общества

Предпринимательская среда

Формирование положительного предпринимательского климата в сельских _территориях и, как следствие, повышение уровня жизни на селе_

Модель мотивации предпринимательского труда в сельских территориях Источник: составлено автором [1].

личностном — развитие предпринимательских способностей человека;

организационном — создание условий для раскрытия ППЛ;

социально-экономическом — поддержка со стороны государства, формирование среды, благоприятной для развития предпринимательства в сельских территориях, в том числе и сельского туризма.

В целом модель мотивации предпринимательского труда в сельских территориях представлена на рисунке (см. рисунок). Внешняя мотивация должна быть направлена на преодоление внешних и внутренних ограничений, препятствующих развитию предпринимательской деятельности.

Формирование внешних мотиваторов, стимулирующих предпринимательский потенциал общества к проявлению постоянной предпринимательской активности, должно осуществляться по нескольким направлениям: административному, экономическому, социальному и личностно-психологическому. В связи с этим в России необходимо сформировать следующие внешние мотиваторы.

1. Административное мотивирование — это побуждение к предпринимательской активности со стороны государства, предполагающее установление определенных санкций за нарушение установленных норм. К административным мотиваторам можно отнести:

создание законодательной базы регулирования рынка сельского туризма;

разработку щадящего налогового законодательства;

гибкую систему кредитования начинающих предпринимателей в сельских территориях. Необходимо, чтобы бизнес опирался на самоорганизующиеся микрофинансовые организации, ассоциации венчурных капиталистов. При этом гарантом погашения обязательств должно выступать государство. Оно может изменить срок погашения кредитов в зависимости от сферы деятельности предприятия. Например, дать возможность не погашать кредита в первые два года, на третий год погашать только проценты в размере 3—4 %, а потом — уже всю сумму;

упорядоченную систему контроля за деятельностью предпринимательских структур, мониторинг функционирования вновь созданных малых и средних предприятий.

2. Экономическое мотивирование — это внешнее побуждение к предпринимательской активности посредством рычагов конкурентно-рыночного механизма, в том числе через доход, дивиденды и так далее. Авторы выделили следующие экономические мотиваторы предпринимательской деятельности в сельских территориях:

качественный мониторинг отраслевого портфеля малого и среднего предпринимательства, исследование регионов на предмет выявления конкурентоспособных ниш и возможностей;

поддержка охраны памятников природы, культуры и истории в рамках областных целевых программ;

развитие туристской инфраструктуры в муниципальных образованиях;

обеспечение целевого финансирования и государственной поддержки малых предпринимателей, заинтересованных в развитии сельского туризма;

поддержка технологического уровня действующих компаний малого и среднего предпринимательства, оказывающих сопутствующие туризму сервисные услуги, стимулирование их развития;

стимулирование инвестиций в развитие внутреннего сельского туризма, выделение грантов на развитие. Использование грантов опробовано в Челубинском районе Кемеровской области. Гранты позволят финансировать развитие предпринимательской деятельности именно в тех отраслях и сферах деятельности, где в этом есть острая необходимость. Еще одним преимуществом грантов можно назвать возможность отбора именно тех, кто действительно имеет потенциальные предпринимательские способности.

3. Статусное мотивирование направлено на изменение положения предпринимателя посредством общественного признания его заслуг, профессионального и морального авторитета и в целом на создание позитивного имиджа предпринимательской деятельности. К статусным мотиваторам относятся:

— легализация и интеграция в российское общество бизнеса мигрантов. В последнее время увеличилось число мигрантов, формирующих новую волну малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве, переработке, строительстве, в различных сервисах и т. п. Эксперты считают, что их количество будет расти. При этом миграционный поток в настоящее время никак не фиксируется, с ним плохо (неудачно) работают, в итоге в обществе складывается негативное к нему отношение. Необходимо существенно модернизировать действующую систему формирования квот на привлечение иностранной рабочей силы, перенять успешный опыт других стран в части использования «экономической иммиграции» — привлечения на постоянное место жительства предпринимателей и инвесторов из других стран;

— разработка образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов, направленных на подготовку квалифицированных кадров в сфере предпринимательства, в том числе для сельского туризма и сопутствующих видов деятельности; создание сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы для субъектов предпринимательской деятельности.

Безусловно, предприниматели «рождаются», а не «делаются». Однако это не исключает необходимости выявления профессиональной подготовки молодежи к предпринимательской деятельности. Достигнутый в обществе уровень знания, современная организация хозяйства создают необходимые предпосылки для развития предпринимательских способностей. Подготовка предпринимателя имеет двоякое направление: во-первых, это профессиональная подготовка в зависимости от характера (рода) деятельности, во-вторых — подготовка в области человеческих отношений. Необходимо вводить еще в средней школе программы ознакомления с предпринимательской деятельностью, а студентов технических вузов надо обучать навыкам ведения бизнеса. К сожалению, значительная часть наших инженерных вузов по-прежнему готовит «генералов для прошлой войны» — наемных специалистов для крупных государственных заводов и фабрик, а не инженеров — технологических менеджеров для среднего бизнеса [13];

— повсеместное создание информационных систем о предпринимательстве, общественное продвижение малого и среднего бизнеса посредством СМИ, кино, театра, различных публикаций, формирование его позитивного имиджа, а также формирование образа России как территории, привлекательной для внутреннего и въездного сельского туризма. Правильно подметил декан факультета социологии ГУ ВШЭ Александр Юрьевич Чепуренко. «Что мы узнаем о бизнесменах из газет и журналов? Кто на кого «наехал», кого посадили, кого «заказали». Мы почти не видим хорошо написанных историй успеха, а ведь они помогают снять страх неудач. Люди должны видеть, что провал в бизнесе — это неудача не в жизни, а в отдельном проекте; что это шанс накопить полезный опыт, который поможет в будущем избежать ошибок и добиться успеха. Ну, и, конечно, мы должны знать своих звезд — тех, у кого нет провалов. Во всех успешных предпринимательских экономиках проводятся разнообразные конкурсы: на лучшего предпринимателя штата или графства, на лучшего молодого бизнесмена и т. д. Журналы печатают огромные репортажи, скажем, о детях, которые играют на бирже и разрабатывают собственные бизнес-проекты. Все это не менее важно, чем строительство технопарков, бизнес-инкубаторов, прочих «силиконовых долин». Все это поддерживает предпринимательский драйв в обществе» [14];

— формирование надлежащих этических норм предпринимательства, предпринимательской культуры (кодексы нравственного поведения предпринимателя);

— развитие искренней благотворительной деятельности, позволяющей существенным образом изменить отношение общества к современным предпринимателям;

— развитие общественно-государственного партнерства, направленного на замещение государственных и муниципальных структур в социально значимых секторах квалифицированным и качественно новым бизнесом. Такое станет возможным только в случае, если к моменту «выхода» государства:

• будет достаточное число новых предпринимателей, желающих попробовать себя в этих секторах;

• будут разработаны пакеты «готовых решений» для эффективного ведения бизнеса в этих сферах и созданы системы массовой подготовки предпринимателей;

• будет разработан механизм, который бы препятствовал созданию преград для включения чиновников в бизнес в этих сферах. В настоящее время «выход» государства из социально значимых сфер сам по себе не создает новых возможностей для формирования конкурентного сервиса, ориентированного на повышение качества услуг. Эксперты отмечали наиболее вероятный сценарий, который реализуется сегодня так, что создающиеся ниши не замещаются новыми предпринимательскими компаниями. Чаще всего чиновники, которые курировали эти сферы, создают дружественный псевдобизнес компаний, которые фактически сохраняют способ работы, присущий государственным структурам. Когда материальная и моральная базы конкретной сферы устарели, такой способ замещения государственного участия приводит только к ухудшению ситуации и дальнейшей стагнации. В результате государство под общественным давлением будет вынуждено либо вернуть их обратно под свой контроль, либо отказаться от социальных обязательств, что грозит серьезными социальными потрясениями, поскольку все эти сферы являются социально значимыми [9];

— поддержка продвижения региональных сельских туристских продуктов на внутреннем и международном туристских рынках;

— проведение дифференцированной политики на внутреннем туристском рынке в отношении социальных групп.

4. Психологическое мотивирование — это побуждение к предпринимательской активности посредством психологической помощи в преодолении внутренних личностных ограничений и барьеров, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности при условии наличия потребности или желания стать предпринимателем. Психологическими мотиваторами могут являться:

— система страхования вновь создаваемого предприятия на случай неудачи в бизнесе в целях снижения риска потери имущества при неудачном открытии предприятия;

— психологическая помощь и поддержка начинающих предпринимателей с целью снятия негативных установок и стереотипов, вызывающих боязнь личной ответственности и принятия самостоятельных решений. Такой проект успешно реализуется в Семеновском центре занятости населения Нижегородской области, где существует служба психологической поддержки начинающих предпринимателей, основными задачами которой являются: консультирование в сложных ситуациях, развитие рыночного мышления, формирование культуры предпринимательства. Большого эффекта, по мнению авторов, можно добиться, если эта служба будет отдельной структурой, поскольку сфера деятельности служб занятости охватывает в основном лишь категорию безработных граждан из всего экономически активного населения. Особенно полезна подобная служба в сельских территориях, где риски создания нового дела весьма высоки.

«Политические рекомендации, направленные на повышение гибкости использования труда, коммуникаций и открытости рынка, снижение бюрократии и формальностей, способствуют созданию более дружественного для предпринимательства климата», — считает директор центра инноваций и предпринимательства университета Кейптаун (Южная Африка) Майк Харрингтон. — «Культуры, которые нацелены скорее на упорный труд и креативность, чем на использование политических связей, более созвучны развитию предпринимательства. Правительства, следящие за тем, чтобы политические интересы не доминировали над экономическими побуждениями, также вносят более конструктивный вклад в создание условий, при

которых предпринимательство может расти и процветать. Эти выводы особенно важны для многих развивающихся стран».

«Чтобы разбудить энергию для положительных изменений, общества должны понимать, что предпринимательство — не героический акт немногих, а нормальная деятельность очень многих индивидуумов, которые могут свободно следовать своим склонностям в дружественном институциональном и культурном контексте» [16].

Россия обладает колоссальными ресурсами для развития сельского туризма. При правильном подходе к организации и продвижению сельского турпродукта страна может рассчитывать на значительные социально-экономические дивиденды. Сельский туризм может стать самоорганизующейся системой, способной решать основные социально-экономические проблемы села. В целом развитый сегмент сельского туризма положительно отразится на конкурентоспособности сельских территорий и будет способствовать:

обеспечению занятости сельского населения (в первую очередь для молодежи);

повышению уровня доходов сельского населения;

развитию социальной и инженерной инфраструктур сельской территории;

диверсификации сельской экономики; возрождению русской деревни; сбыту продукции личных подсобных хо -зяйств;

остановке миграции сельского населения в города;

снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду (путем переключения туристских потоков с прибрежных на сельские районы) [2];

формированию среднего класса на селе, повышению уровня и качества жизни.

Устойчивое развитие предпринимательства в сельских территориях будет способствовать устойчивому повышению благосостояния населения, укреплению национальной безопасности и динамичному развитию всей экономики в долгосрочной перспективе.

Список литературы 1. Акимова О. Е. Вектор мотивации предпринимательской деятельности в современной России // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. 2012. № 13 (132). С 90—99.

2. Бондаренко Л. В. Ресурсное обеспечение развития сельских территорий. URL: http://www. vniiesh. ru/publications/Stat/9616.html.

3. Волков С. К. Сельский туризм в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития // Экономика, предпринимательство и право. 2012. № 6 (17). С. 30—38.

4. Забазнова Т. А. Концепция устойчивого развития сельских территорий // Современная экономика: проблемы и решения. 2013. № 1 (37). С. 54—65.

5. Забазнова Т. А. Сельский туризм как направление развития предпринимательской деятельности // Современная экономика: проблемы и решения. 2012. № 11 (35). С. 102—109.

6. Концепция устойчивого развития сельских территорий до 2020 г. URL: http://www. mcx. ru/ documents/document/show/3571.77.htm.

7. Косинова Е. А. Развитие сельского туризма как перспективного вида предпринимательства в рекреационной сфере Ставропольского края // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2006. № 1.

8. Кундиус В. А., Чермянина В. В. Проблемы и перспективы агротуризма в регионе // Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 2. C. 287—292.

9. Малый и средний бизнес 2020—2040 гг. : аналитическая записка по итогам Форсайта. Версия 1.0. для Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». URL: http://www. nisse. ru/business/ article/article_1874.html?effort=.

10. Машкара И. Мотивация труда в контексте инновационного развития предприятия // Предпринимательство. 2008. № 7. С. 174—177.

11. Мозгунов Н. А. Сельский туризм как фактор развития территории (на примере Орловской области) // Региональные исследования. 2010. № 2. С. 69—82.

12. Мотивы человеческой деятельности. URL: http://www. pragmatist. ru/teorii-motivacii/motivy-chelovecheskoj-deyatelnosti. html#more-250.

13. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы): федеральная целевая программа. URL: http://base. garant. ru/55171986/

14. Чепуренко А. Ю. Разговор с ученым Harvard Business Review. URL: http://www. en. nisse. ru/ business/interview/interview_522.html.

15. Шаховская Л. С. Мотивация труда в переходной экономике: монография. Волгоград: Перемена. 1995.185 с.

16. 400 000 000 предпринимателей. URL: http:// www. opec. ru/1390733.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.