РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ
УДК 338.48:63:338.33(571.15)
В.А. Кундиус,
B.В. Чермянина, М.Г. Кудинова,
C.П. Балашова, В.Н. Санталова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ НА АЛТАЕ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ
(научно-исследовательский проект №10-02-60203 а/Т)
Ключевые слова: сельский туризм, диверсификация сельской экономики, альтернативный вид деятельности, региональный кластер агротуризма.
Введение
Сельское хозяйство, являясь, по сути, жизнеобеспечивающей отраслью народного хозяйства, пространственно рассредоточено и на любом уровне научно-технического развития предполагает мно-гопрофильность сельской экономики, комплексное развитие сельских территорий. Мировой опыт свидетельствует, что важнейшими составляющими комплексного развития села наряду с сельским хозяйством являются развитие инфраструктуры и несельскохозяйственный бизнес. В России диверсификация сельской экономики взаимосвязана с ее ревитализацией, развитием сельского хозяйства и сельской инфраструктуры, решением проблем занятости и повышения качества жизни сельского населения.
Наряду с переработкой сельскохозяйственной продукции, народными промыслами и ремеслами, заготовками дикоро-сов, строительством, мультисервисом реальной составляющей агробизнеса становится сельский туризм. Социально-экономическая значимость сельского туризма проявляется в эффекте мультипли-
катора. Сельский туризм, особенно в условиях реализации целевых программ развития экономики, оказывает позитивное влияние на сохранение и развитие сельских территорий, рациональное использование их ресурсного потенциала, стимулирует развитие личных подсобных хозяйств, расширяя спрос на экологически чистые, натуральные продукты питания, также обустройство сельских территорий.
Основная часть
В процессе диверсификации сельской экономики решается важнейшая социально-экономическая проблема — проблема занятости населения сельской местности. Демографический ресурс сельских территорий РФ составляет 38 млн чел. (27%) общей численности населения, в т.ч. трудовые ресурсы — 23,7 млн чел. В регионах агропромышленной специализации, в частности, в Алтайском крае, доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте составляет более 15% (по России — 5,7%). Доля сельского населения в крае — 46,4% (по России — 27%), при этом в сельскохозяйственном производстве занято 18,6% от среднегодовой численности занятых в экономике Алтайского края [2]. В настоящее время сельское население Алтайского края составляет более 1160 тыс. чел., в том числе в трудо-
способном возрасте, численность безработных по данным обследования населения по проблемам занятости составляет 87,8 тыс. чел., по данным службы занятости — 35,9 тыс. чел., которые могли бы найти работу при развитии альтернативных видов деятельности в сельской местности (табл. 1).
Как следует из данных таблицы 1, сельские территории располагают потенциалом для развития альтернативных видов деятельности. Так, численность сельского населения на протяжении последних 8 лет изменяется незначительно. Имеет место даже небольшой прирост сельского населения в связи с последствиями мирового финансового кризиса, поскольку во все времена в период кризисов высвобождающееся население городов мигрировало в сельскую местность с целью выживания, прежде всего, за счет личных подсобных хозяйств, имела место скрытая безработица. Вместе с тем увеличивается быстрыми темпами количество малых предприятий в сельской местности, хотя их численность недостаточна, только в последние годы превысила 6% от общего количества малых предприятий в крае.
Благодаря уникальности природно-климатических условий, сельские территории Алтайского края обладают большими потенциальными возможностями для развития агротуризма, предусматривающего отдых людей на базе фермерского или приусадебного хозяйства. Массовое распространение агротуризм получил, прежде всего, в промышленно развитых странах, где первозданные ландшафты сохранились на небольших земельных площадях (в США — на 4%, в Западной Европе — на 2-3%). Международная практика свидетельствует о том, что сектор агротуризма очень разнообразен, каждой стране присущи своя специфика и конкретные агро-туристические продукты [4].
В последнее время данный вид туризма становится популярным в Украине, Белоруссии, странах Балтии и России. В России агротуризм наиболее активно развивается в таких регионах, как Карелия, Алтай, Краснодарский край, Ленинградская, Калининградская, Калужская и Псковская области. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами разработало концепцию развития «сельского туризма». В рамках государственной программы развития сельского хозяйства осуществляется пилотный про-
ект по развитию туризма в сельской местности. Для этого выбран Алтайский край, в котором уже существует несколько агроусадеб и гостевых домов. Принимать гостей на личных подворьях сельские жители начали уже давно, но как организованный бизнес агротуризм в крае только начинает развиваться.
В Алтайском крае сельским туризмом активно занимается население 9 районов края (Алтайского, Солонешенского, Крас-нощековского, Чарышского, Змеиногор-ского, Курьинского, Советского, Солтон-ского, Шипуновского). Прием туристов осуществляют граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, и крестьянские (фермерские) хозяйства. По официальным данным налогового учета в Алтайском крае в 2008 г. числилось 121 «зеленых домов», в основном в предгорных районах края. В них создано 289 рабочих мест, обслуживается более 25 тыс. туристов в среднем за год. Выручка от оказания услуг составила более 17 млн руб., соответственно, увеличив доходы бюджетов за счет налоговых поступлений. В 2009 г. эти показатели практически удвоились. Однако активного развития агротуризм не получил во многих районах края.
С целью оказания помощи начинающим предпринимателям в виде субсидирования затрат, участия в профильных выставках, проведения обучающих семинаров и решения других проблем в крае разработана и реализуется ведомственная целевая программа «Развитие сельского туризма на 2009-2012 гг.». Предполагаемый объем финансирования программы на 20092012 гг. составляет 205,7 млн руб., в том числе из краевого бюджета — 23,9 млн руб. (чуть больше 11%), внебюджетных средств предполагается привлечь 181,8 млн руб., из них 18 млн руб. пойдет на развитие материально-технической базы. В рамках региональной поддержки (из регионального бюджета) сельского туризма планируется не только рефинансирование ставки кредита, предусмотренной в Государственной программе развития сельского хозяйства, но и субсидирование 20% затрат, произведенных на строительство гостиничных домиков и аг-рообъектов.
Эффективность Программы заключается в том, что ее реализация будет способствовать социально-экономическому развитию сельских поселений районов края. Это обеспечит увеличение занятости сельского населения на 1 тыс. чел. За
счет увеличения количества мест проживания до 1050 и туристов до 10 тыс. чел. возрастет реализация сельскохозяйственной продукции на 10 млн руб. Государственная поддержка позволит малым формам хозяйствования, занятым в сфере туризма, за время реализации Программы привлечь кредитные ресурсы на сумму 205,7 млн руб., что позволит облагородить дома и усадьбы, развить инженерную и социальную инфраструктуру своих сел. Рассчитывать на субсидию могут граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, крестьянские (фермерские) хозяйства и сельхозкооперативы, оказывающие услуги сельского туризма и участвующие в муниципальной программе.
С целью изучения восстребованности сельского туризма и проблем организации зеленых домов в сельской местности нами проведены анкетные опросы (около 150 чел.), которые поводились в различных возрастных группах [7, с. 210-219]. При этом нами выявлены основные проблемы, которые необходимо решить для развития агротуризма: отсутствие программы господдержки агротуризма, единой информационной базы и площадки для обмена опытом, дорожной сети с твердым покрытием, социальной достаточной инфраструктуры, в том числе медицинского обслуживания, охраны и других в сельской глубинке. Решение этих вопросов также невозможно без государственных программ и государственной финансовой поддержки.
В целом, развитие агротуризма как сектора российской туриндустрии потребует партнерства власти — бизнеса — местных сообществ — широкого круга заинтересованных неправительственных организаций всех уровней. Существенную роль в координации этого процесса могут сыграть институты межмуниципальной кооперации и объединения субъектов аг-ротуризма.
Современные ученые, экономисты диверсификацию сельской экономики представляют неотделимой от кластеров. Зарубежные ученые В. Фельдман, Е. Дах-мен и другие понимают под кластером диверсифицированную совокупность отраслей, связанных отношениями поставок и приобретений, основанных на матрице «затраты — выпуск».
Исследуя развитие интеграционных процессов в агропромышленном комплексе, мы пришли к выводу, что формирование экономических кластеров в АПК
имеет экономическую и социальную целесообразность. При таком подходе целесообразно рассматривать кластер на основе системно-интеграционной теории.
По нашему мнению, территориальные кластеры в большей или в меньшей мере являются инновационными. Отличительной особенностью многофункциональных и специализированных кластеров является то, что в качестве их ядра выступают предприятия промышленности или сферы услуг, выпускающие традиционную или усовершенствованную продукцию, услуги, пользующиеся спросом на мировом и региональных рынках, в том числе производящие турпродукт. В связи с этим диверсифицированные виды деятельности могут иметь место в агротехнологических кластерах или специализированных, непроизводственных. В частности, целесообразно формирование кластера агротуризма, объединяющего сельских производителей, туристические фирмы, научные, маркетинговые Центры, специализированные фирмы и другие инфраструктурные объекты.
В каждом регионе при формировании и развитии кластеров необходимо учитывать специфические социально-экономические, географические, политические особенности территорий, выделить позитивные и негативные факторы, влияющие на эти процессы. В отличие от существующих подходов предлагается проводить анализ не конкретных предприятий или отраслей, а спектра продукции и услуг, по которым у региона имеются конкурентные преимущества. При этом необходимо учитывать как масштаб, так и тип потенциальных кластеров. В Алтайском крае созданы и развиваются биофармацевтический кластер, инновационно-технический АПК, формируются кластеры агропромышленного профиля: садоводства, свеклосахор-ного производства и другие.
Вместе с тем необходимо на государственном уровне расширять меры стимулирования развития в сельской местности несельскохозяйственной занятости. Развитие диверсификации деятельности предприятий АПК, фермерских хозяйств, СПК, территориальных кластеров будет способствовать не только обеспечению занятости населения в связи с его высвобождением в условиях реструктуризации производств, внедрения инноваций, но и рациональному использованию уникального ресурсного потенциала регионов, обеспечению развития сельских территорий.
Нами предлагается создание в настоящее время 3 кластеров агротуризма в Алтайском крае — западного, южного и восточного, основными задачами которых являются:
- формирование целевой структуры экономики региона;
- создание инженерно-туристической инфраструктуры региона, приближенной к уровню развитых мировых культурных и туристических центров;
- повышение качества обслуживания туристов до уровня мировых стандартов и, в конечном итоге, увеличение притока иностранной валюты в экономику края;
- расширение индустрии туризма на основе формирования туристического кластера и наращивания партнерских отношений со странами мира;
- обеспечение новых рабочих мест и сокращение безработицы за счет расширения отрасли агротуризма и комплекса отраслей, обеспечивающих его потребности.
Структура отдельно взятого кластера агротуризма представлена на рисунке 1.
Нами предложена схема процесса стратегического планирования развития сельских территорий, которая предполагает ряд этапов, в т.ч. формирование достоверной информационной базы о современной ситуации и перспективах развития территории на основе сбора статистических данных, анкетирования, проведение SWOT-анализа, выявление «точек роста», экономическая оценка производственного, социального, природно-ресурсного потенциала и экологической ситуации в разрезе сельских администраций и другие.
Таблица 1
Занятость сельского населения в Алтайском крае *[1]
2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Численность населения всего, тыс. чел. 2565,6 2543,3 2523,3 2508,5 2496,8 2490,7 2426,8
в т.ч. сельское население 1194,2 1182,4 1171,6 1163,4 1155,5 1160,4 1104,0
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 1107,6 1105,1 1104,8 1107,9 1102,7 -
в т.ч. сельское, лесное хозяйство 230,1 228,3 228,4 221,9 205,0 -
Занятость всего в экономике края, % 43,2 43,5 43,8 44,2 44,2 -
в т.ч. в сельской местности 19,2 19,3 19,5 19,1 17,4 -
Численность безработных, тыс. чел. 117,6 116,8 115,9 84,8 110,1 157,7 115,0
в т.ч. проживающих в сельской местности 53,4 60,6 75,0 53,4 72,8 87,8 63,6
Малых предприятий, всего, ед. 13671 14081 16246 21773 27628 -
в т.ч. в сельской местности, ед. 801 1000 1009 845 1797 -
Малые предприятия в сельской местности, % 5,9 7,1 6,2 3,9 6,5 -
Рис. 1. Структура туристского кластера Алтайского края
Кроме того, предполагается создание свободной экономической зоны (СЭЗ) с ориентацией на развитие иностранного туризма, цель которой — развитие туризма и развитие сельских территорий, призванная обеспечить полную занятость рабочей силы как в самой зоне, так и вне ее, и организовать в зонах новое производство туристской направленности, продукция которой пойдет на экспорт.
Степень достижения целей и задач Комплексной программы определяется через мониторинг фактических и прогнозных значений индикаторов.
Контрольные индикаторы, по которым оценивается возможность достижения стратегических приоритетов, в 2009 г. достигли следующего уровня (табл. 2).
При определении сроков реализации программных мероприятий необходимо учитывать возможности ресурсного обеспечения целевых программ.
Предполагаемый эффект от реализации программных мероприятий определяется на основе методики научно-экспертной оценки.
Одной из «точек роста» является развитие малого предпринимательства. Малое предпринимательство (или малый бизнес) — предпринимательская деятельность в небольших масштабах, род субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занятые предпринимательством без образования юридического лица, а также небольшие коммерческие организации. Развитие малого предпринимательства позволит решить такие социально-экономические проблемы, как создание условий для обеспечения политико-экономической стабильности в стране, формирование рациональной структуры экономики, обеспечение роста доходной части бюджетов всех уровней.
На основе анализа потенциала территории мы рекомендуем направления предпринимательства в сельской местности Алтайского края, которые косвенно или непосредственно будут связаны с развитием агротуризма [7].
В частности, одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Панкрушихинского района являются развитие и поддержка малого предпринимательства. Реализация стратегических проектов позволяет обеспечить новое качество местной среды и существенно изменяет имидж муниципального образования по многим взаимосвязанным направлениям, способствуя достижению
целей стратегии развития и реализации стратегических приоритетов.
Итоги проведенных исследований по оценке агротуристского потенциала Алтайского края в плане конкурентоспособности региона предполагают создание профиля продуктов для развития агроту-ризма (рис. 2).
Обоснованы основные направления и разработаны методологические аспекты построения модели диверсификации и развития альтернативных несельскохозяйственных видов деятельности, предпринимательства, сельского туризма для «пилотного» Краснощековского района Алтайского края [7].
Алтайский край обладает достаточным потенциалом конкурентоспособности на международном рынке агротуристских услуг, но большинству туристских продуктов необходимы инвестиции в развитие ресурсов и создание соответствующих условий обслуживания. Не имеет смысла, а также финансово невозможно представить все туристские продукты на международном рынке единожды. Все инвестиции на последующие три года как государственные, так и частные должны быть сконцентрированы на создании самых лучших агротуристских продуктов, соответствующих международным стандартам, и тогда данные туристские продукты будут рентабельными.
Эффективность кластера агротуризма оценивается по экономическим и социальным показателям. К ним отнесены:
- положительная динамика ежеквартальных показателей роста инфраструктуры туризма и сельских территорий;
- увеличение финансирования из бюджета проведения мероприятий по развитию агротуризма;
- положительная динамика роста занятости в сфере агротуризма и в сельских территориях в целом.
При этом главной целью разработки плана развития агротуристического кластера на сельских территориях должно быть формирование постоянных основ для сбалансированного развития отдельных зон региона за счет создания конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынке курортно-рекреационной и туристической индустрии.
Нами разработаны предложения по улучшению нормативно-правовой базы для развития туристского кластера на сельских территориях (табл. 3).
Таблица 2
Индикаторы достижения стратегических приоритетов
Наименование индикатора 2009 г. 2012 г., целевое значение
план факт отклонение
1. Ввод нового жилья за счет всех источников финансирования, м2 на 1000 человек населения 67,0 68,0 + 1,0 70,0
2. Оборот розничной торговли в расчете на душу населения, руб. 31087 30510 -577 35328
3. Темп роста платных услуг населению, % 117,3 115,0 -2,3 104,0
4. Денежные доходы в расчете на душу населения в месяц, руб. 5904,0 5048,9 -855,1 5830,0
5. Среднемесячная начисленная заработная плата 1 работника, руб. 9835 9317 -518 11757
6. Бюджетная обеспеченность за счет налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета, руб. на душу населения 2650 2520 -130 3040
7. Индекс промышленного производства, % к предыдущему году 103,1 81,5 -21,6 102,6
8. Индекс физического объема продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в сопоставимых ценах, % к предыдущему году 101,0 96,9 -4,1 101,6
9. Темп роста объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, % 101,6 63,0 -38,6 106,0
10. Ввод новых рабочих мест, ед. 50 51 + 1 50
д
о р
с
X
и к с е
т
I £ ес ри
к н о к
л
н е
X ® б
с
А
Потенциал Алтайского края по привлечению
1 — Внутренний туризм
2 — Бизнес поездки
3 — Экотуры
4 — Катание на лошадях
5 — Пляжный туризм
6 — Встречи/Конференции
7 — Туры по живописным местам, сбор ягод и грибов
8 — Рыбалка
9 — Тур по Тигирекскому заповеднику
10 — Охота
11 — Тур по пещерам
12 — Сельский туризм
13 — Горнолыжный туризм
Рис. 2. Портфель продуктов для развития агротуризма в Алтайском крае
Таблица 3
Предложения по улучшению нормативно-правовой базы для развития туристского кластера на сельских территориях Российской Федерации, _в том числе в Алтайском крае_
Предложения
Внедрение специального режима налогообложения розничной торговли базовых туристических услуг Законодательное решение вопроса относительно предоставления услуг по размещению туристов на базе собственного жилья физических лиц Принятие отдельного акта по предоставлению в концессию туристских и курортно-рекреационных комплексов, которые находятся в государственной и коммунальной собственности на особенно ценных участках побережья рек, водоемов с парковыми зонами Введение прогрессивных ставок земельного налога для собственников объектов незавершенного строительства, предусмотрев такую же оплату новыми собственниками, которые нарушают сроки реализации инвестиционных проектов
Установление особого режима льготных преференций для инвесторов в курортно-рекреационную сферу, введение отсрочки уплаты налога на прибыль на период, определенный предыдущими соглашениями Разработка механизма государственного льготного кредитования строительства туристской инфраструктуры путем частичного покрытия кредитных процентов коммерческих банков по кредитам, предоставленным субъектам предпринимательства, которые осуществляют приоритетные инфраструктурные проекты Определение требований по установлению минимальных категорий услуг по размещению в отдельных отелях и гостиницах. Для продления оздоровительного сезона для детского и семейного отдыха рассмотреть возможность гибкого календаря учебного года. Четкое законодательное определение порядка использования рекреационных территорий
Выводы
Со стороны государства в целях решения выявленной проблематики кластерного развития туристской отрасли в Алтайском крае необходимо принять следующие меры:
- для формирования более качественной услуги по развитию агротуризма и вывод этого процесса из тени следует поддержать на местном уровне предоставление микро кредитов для населения, которое хочет предоставлять такие услуги туристам, с целью улучшения качества жилого фонда;
- следует уделить особое внимание мотивации молодежи к повышению образовательного уровня и формирование постоянной карьеры в туристической индустрии, в том числе и за счет специального кредитования образования;
- необходима отдельная программа относительно стимулирования создания малого бизнеса, направленного на производство товаров и услуг, которые должны быть сформированы туристическим потреблением — от малых форельных хозяйств, мини-пекарен, производства широкого спектра от сувениров до технических услуг по организации выставок и конгрессов, ремонта яхт, сплав средств, производства реквизита и технологического обеспечения для кино- и телесъемок;
- для комплексного решения проблем повышения профессионального уровня населения и создания условий для формирования новых предпринимательских структур необходима разработка отдельной межотраслевой программы, где должны быть объединены разные механизмы поддержки профессиональной подготовки и трудоустройства населения, в особенности молодежи и женщин.
Предложенный нами План по созданию и развитию агротуристского кластера предполагает модернизацию системы оз-
доровления и лечения, развитие детско-юношеского, спортивного и приключенческого туризма, а также социального туризма.
Библиографический список
1. Алтайский край в цифрах. 2004-2009: крат. стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы гос. статистики по Алтайскому краю. — Барнаул, 2010. — 120 с.
2. Демографический ежегодник Алтайского края: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики. — Барнаул, 2008. — 148 с.
3. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.
4. Кривокора Ю.Н. Диверсификация деятельности сельскохозяйственных предприятий — основа устойчивого развития сельских территорий / Ю.Н. Кривокора, Н.Н. Шведова / / XIV Никоновские чтения. Сельское хозяйство в современной экономике: новая роль, факторы роста, риски — 2009. — М.: ВИАПИ им. А.А. Ни-конова: «Энциклопедия российских деревень», 2009.
5. Крылатых Э.Н. К разработке концепции многофункциональности агропро-довольственного сектора РФ / Э.Н. Крылатых // Многофункциональность сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий. Никоновские чтения — 2007. — М.: ЭРД, 2007. — С. 3-5.
6. Кундиус В.А. Диверсификация сельской экономики: монография / В.А. Кун-диус, В.В. Чермянина, О.В. Кожевина. — Барнаул: Азбука, 2010. — 287 с.
7. Кундиус В.А. Агротуризм: проблемы и перспективы развития: монография / В.А. Кундиус, В.В. Чермянина, М.Г. Ку-динова, С.П. Балашова, В.Н. Санталова. — Барнаул: Азбука, 2011. — 346 с.
+ + +