Научная статья на тему 'Мотивационные основы предпринимательской деятельности в России'

Мотивационные основы предпринимательской деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1242
163
Поделиться
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / MOTIVATION OF ENTREPRENEURS / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / STIMULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акимова О. Е.

В статье рассмотрены основные мотивационные принципы, которые необходимо учитывать в целях стимулирования предпринимательской активности, а также система мотивов, определяющая поведение современных предпринимателей.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акимова О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Motivation basis of business in Russia

The article considers the basic motivation principles that must be taken into account in order to stimulate business activity, as well as a system of motives, which determines the behavior of modern entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «Мотивационные основы предпринимательской деятельности в России»

Научные сообщения

Мотивационные основы предпринимательской деятельности

в России

О.Е. Акимова

Предпринимательская деятельность в России существует уже двадцать четыре года — с 26 мая 1988 г., когда был принят закон «О кооперации в СССР». Безусловно, это внушительный срок, однако предпринимательство, особенно малое, так и не стало пока ни основой экономического роста, ни главным полигоном для внедрения инноваций. В результате сегодня российские малые и средние предприятия дают менее 20% ВВП, тогда как в странах Западной Европы и США — более 50%. Наполняемость региональных бюджетов за счет малого бизнеса также невысока — в среднем 10% по России.

Современная российская предпринимательская среда состоит из двух групп предпринимателей. Одна из них образована теми, кто ставит своей целью зарабатывание денег любым доступным способом — неважно, чем заниматься, лишь бы это сулило доход, и чем больше, тем лучше (видимо, это связано с отсутствием необходимых институциональных и правовых основ в стране). Таких предпринимателей, к сожалению, большинство. Вторая группа образована теми предпринимателями, кто имеет детально разработанную и строго ориентированную на какую-то определенную цель программу деятельности. Входящие в эту группу бизнесмены, естественно, тоже мечтают заработать большие деньги, но они не полагаются на любой возможный случай, а рассчитывают достичь этой цели через реализацию конкретной идеи.

Предпринимательство в России во многом сопряжена с желанием тех, кто ею занимается, выжить, не потеряться в непростых условиях. В связи с этим говорить о наличии предпринимательского духа не приходится, поскольку речь идет скорее о поиске людьми своего места в меняющейся структуре и системе экономических отношений1. Если говорить о предпринимательстве как о профессиональной деятельности, необходимо иметь в виду, что она предполагает прежде всего самостоятельность и ответственность, которые не всегда сулят обладание значительными материальными и финансовыми ресурсами.

По данным международного отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства», в 2011 г. в России 5,8% респондентов (выборка составила 7500 че-

1 Бусыгин А.В. Предпринимательство: учеб. 2-е изд., испр. М.: Дело, 2000. С. 543, 548-549.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

131

Научные сообщения

ловек в возрасте от 18 до 64 лет) отметили, что планируют открыть собственное дело в ближайшие три года. При этом почти половина бывших предпринимателей (51,7%) назвали главной причиной закрытия бизнеса недостаток финансовых средств2. Следовательно, социальную базу бизнеса сужает тот факт, что подавляющее большинство членов общества не имеет того стартового капитала, без которого начать собственное дело невозможно. Поэтому малый бизнес как основа предпринимательской деятельности — есть первый этап на пути к расширению бизнесменом своего дела, нуждающийся в наибольшей поддержке. Исследования также показали, что сегодня многие связывают надежды на улучшение ситуации в России именно с развитием предпринимательства, что позволяет говорить о переломе в сознании людей: предпринимательским структурам стали доверять.

В своей деятельности предприниматели руководствуются разными мотивами и различным образом оценивают получаемые выгоды. Как велико разнообразие предприятий, так велико и разнообразие мотивов предпринимательской деятельности. «Стремление к извлечению прибыли из новой хозяйственной комбинации — это минимальный состав предпринимательской психологии. Максимальное ее выражение — это неуемная жажда развивать, расширять область деятельности, приумножать богатство, устранять конкурентов и т. д.»3 Таким образом, поведение предпринимателя, как и любого другого человека, определяется потребностью, которая доминирует в данный момент времени. При осознании потребностей возникает интерес к условиям и способам их удовлетворения, который может повлиять на поведение людей, стать внутренней и внешней причинами деятельности. Сила мотива определяется степенью актуальности потребности: чем насущнее нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление получить его — тем активнее будет действовать предприниматель. Мотивы представляют собой диалектическое единство потребностей и стимулов. Без потребности нет мотива, но и без стимула мотив также не возникает из-за отсутствия условий реализации самой потребности.

Мотивированную деятельность в узком смысле слова можно определить как свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение его целей, реализацию его интересов4. Если мотив побуждает к действию, то мотивационные ожидания обуславливают цель, которую хотел бы достичь потенциальный предприниматель, и определяют алгоритм деятельности, следовательно, мотив относится к потребности, а мотивационные ожидания — к предмету (объекту), на который направлена деятельность. Вектор «мотив - мотивационные ожидания» служит для предпринимателя своего рода компасом, определяющим структуру и динамику всех других составляющих предпринимательского труда и последующей деятельности. Вектор «мотив - мотивационные ожидания» влияет на внутреннюю мотивацию, в то время как стимулы определяют условия воспроизводства предприни-

2 Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2011. URL: http://www.gsom.spbu.ru.

3 Экономика труда / под ред. М.А. Винокурова, Н.А. Горелова. СПб.: Питер, 2004. 656 с.: ил. (Серия «Учебник для вузов»). С. 461.

4 Машкара И. Мотивация труда в контексте инновационного развития предприятия // Предпринимательство. 2008. № 7. С. 176.

132

Выпуск 1 2013

О.Е. Акимова

мательского труда, которые, в свою очередь, влияют на внешнюю мотивацию, т. е. мотивационное воздействие, мотивационное стимулирование предпринимательства. Внешняя мотивация через условия и стимулы оказывает влияние на мотивы, изменяя их иерархию, а также ценности и мотивационные ожидания потенциальных предпринимателей, тем самым смещая вектор «мотив-мо-тивационные ожидания» (рис. 1).

Поскольку потребности существуют в диалектическом единстве с мотивами, интересами и стимулами, то для создания благоприятной предпринимательской среды, предпринимательского климата необходимо преодолеть внешние и внутренние ограничения, препятствующие развитию предпринимательской деятельности, сформировать у экономически активного населения сильные и устойчивые мотивы к предпринимательскому труду (исходя из наличия потребности в нем), для чего нужно создать стимулы, способствующие возникновению субъективного интереса к предпринимательству и повышению предпринимательской активности. В том случае, если мотивационное воздействие оказывается недостаточным или даже отрицательным при наличии предпринимательского потенциала в стране, это свидетельствует об отсутствии необходимых стимулов для возникновения предпринимательской активности (например, частной собственности, свободы выбора, институтов гражданского общества и т. д.), что может означать существование вынужденного предпринимательства, отличающегося преимущественно спекулятивным характером и не влияющего позитивно на развитие экономики. Когда мотивационное воздействие положительное, то в стране наблюдается добровольное предпринимательство, побуждающее предпринимателей внедрять инновации.

В основе мотивации предпринимательского труда лежит мотивационный принцип — исходное, базовое понятие, характеризующее существенные отличительные черты побуждений, мотивов и целей деятельности человека, и служащее критерием их отбора и классификации.

Для «осуществления новых комбинаций» предприниматель действует в экстремальных условиях, на свой страх и риск в постоянной борьбе с конкурентами, что вызвано универсальными противоречиями между ограниченными ресурсами и неограниченными притязаниями на них людей, порождающими неиссякаемое стремление к уменьшению неравенства в конкурентной борьбе и минимизации преимуществ других. Это является важнейшим мотивом предпринимательского поведения. И речь здесь идет не о выделении мотивов первого, второго и последующих порядков, а о глобальном мотивационном принципе предпринимательской деятельности, опосредованной формой собственности на средства производства, — принципе потребления. При достижении определенного уровня потребления мотивация к дальнейшему наращиванию объема производства снижается, усилия направляются на поддержание и качественное совершенствование достигнутого уровня5.

Если, к примеру, политический строй нестабилен, а предпринимательство не запрещено, то предприниматели будут заинтересованы в краткосрочных операциях, не требующих больших вложений, но обещающих значительную прибыль.

5 Экономика труда / под ред. М.А. Винокурова, Н.А. Горелова. СПб.: Питер, 2004. 656 с.: ил. (Серия «Учебник для вузов»). С. 463-464.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

133

Научные сообщения

Предпринимательская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деятельность

Рис. 1. Процесс мотивации потенциальных предпринимателей

134

Выпуск 1 2013

О.Е. Акимова

Стабильность политической ситуации дает предпринимателю возможность стратегического планирования, т. е. долгосрочного расчета своих действий.

Исходя из анализа мотивационных концепций отечественных и зарубежных авторов, можно выделить еще один важнейший мотивационный принцип активности, опосредованный условиями развития предпринимательства. Источник мотивации заложен в самом человеке, в психологии его личности. Это так называемый «эффект пассионарности», сформулированный Л.Н. Гумилевым. Пассионарии — активная часть человеческой популяции, импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения. Они действуют часто ради иллюзорных вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, властолюбия и прочих страстей, — принося свою жизнь в жертву идеалу6. В зоне пассионарности оказываются именно те предприниматели, чьи врожденные и приобретенные качества (энергетические и волевые способности) побуждают их выбирать, часто вопреки здравому смыслу, рискованные (венчурные) модели самореализации. Именно в этом русле ведутся исследования мотивации предпринимательского поведения за рубежом.

И наконец, третьим основополагающим принципом мотивации предпринимательской деятельности является принцип надежности. Стремление к надежности — это стремление к постоянству.

Мотивационные ожидания обусловливают возникновение различных типов мотивов, которым соответствует тот или иной вид мотиватора как внутренней побудительной причины, заставляющей предпринимателя вести себя определенным образом (рис. 2).

Внутренняя мотивация приобретает важнейшее значение для предпринимательского труда, в то время как в рамках мотивационной структуры предпринимательской деятельности внутренняя мотивация неотделима от внешней. Если стимулирование и мотивация предпринимательского труда — взаимосвязанные и взаимообусловленные понятия, то стимулирование предпринимателя со стороны общества и государства имеет для него второстепенное значение, поскольку предприниматель в состоянии самостоятельно себя стимулировать.

Проблема мотивации предпринимателей постепенно становится объектом пристального внимания, предметом эмпирического изучения социологов и психологов как в России, так и за рубежом. Например, исследования немецкого ученого Биргит Асверус посвящены анализу психологических особенностей и мотивационной сферы современных предпринимателей. Д. Дж. Келли, С. Сингер, М. Харрингтон, Н. Босма, Дж. Е. Аморос, П. Рейнолдс ежегодно осуществляют глобальный мониторинг предпринимательства, Р.Д. Хизрич, М.П. Петерс изучают мотивацию потенциальных предпринимателей, а также проблемы становления и развития предпринимательских структур.

В России исследованию мотивации посвящены работы В.С. Магуна, Т.В. Корниловой и Г.К. Булычкиной, А.Ю. Чепуренко, Н.Е. Тихоновой, оценивающих предпринимательский потенциал российского общества, В.В. Буева, Ф.С. Сайдуллаева, А.М. Шестоперова, определяющих индекс развития малого и среднего предпринимательства в регионах России. Однако при этом необхо-

6 Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. Л.: Наука, 1990. С. 382.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

135

136 Выпуск! 2013

ТИПЫ МОТИВОВ

2

3

ГРУППЫ мотивов

Мотивы

обеспечения

Получение максимальной прибыли или другого полезного эффекта; ориентация на доход, недоступный стандартно действующему агенту рыночного процесса; накопление капитала; стремление к олигархии, процветанию бизнеса

Мотивы

лидерства

Стремление к власти, господству, влиянию; готовность брать на себя полный объем ответственности за развитие дела, за сотрудников; желание объединить вокруг себя людей

Мотивы достижений Стремление к успеху, практическая реализация своей идеи, расширение производства, создание новых рабочих мест

Рис. 2. Классификация мотивов в системе предпринимательства

Стремление самоутвердиться, изменить образ жизни, выделиться, самореализоваться; желание быть хозяином своей судьбы, уйти от зависимости (независимость существования; свобода и радость творчества, действий и инициативы, стремление к развитию как личности, уход от рутины (скуки), поиск удачи)

Мотивы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

самодостаточности

§

й

Ё

О

Й.

Стремлениек снижению риска банкротства, риска остаться безработным — стремлениек надежности к комфортным условиям работы и окружающей обстановки, обеспечению прав на охранусобственности и имущества

Мотивы

безопасности

Стремление реализовать собственный потенциал (ППЛ); профессиональный рост Мотивы призвания

Стремление реализовать социальную роль,принимая участие в общественной значимой деятельности, реализация функций экономического и социального развития, желание повысить социальный статус, авторитет, реноме — создать позитивный имидж

Мотивы

престижа

Стремление стать известным и уважаемым общественностью, бизнес-средой и государством; стремление к новаторству, нестандартному и креативному подходу к ведению бизнеса, делать то, что не делают другие, удивлять, внедрять новые эффективные способы и средства производства, системы оплаты труда, новые хозяйственные комбинации; социальные привязанности

Мотивы

признания

Научные сообщения

О.Е. Акимова

димо отметить, что на русском языке отсутствуют более или менее комплексные исследования мотивации предпринимательства, в то время как за рубежом существуют целые научные институты, занимающиеся данным направлением.

Первые эмпирические исследования, проведенные в России, вскрыли такие личностные и мотивационные особенности российских предпринимателей, как низкий уровень мотивации достижения, низкие показатели рациональности при высокой личностной склонности к риску7. Полученная картина иерархии мотивов предпринимательской деятельности указывала на заметное доминирование в структуре мотивации собственно профессиональных и самоут-верждающих компонентов, при значительном, но все же не ведущем, мотиве материальной защищенности. Вместе с тем в исследованиях В.С. Магуна, Г.К. Булычкиной в противовес этим результатам отмечается, что мотивационные установки предпринимателей на труд отличаются от трудовых ценностей, присущих другим категориям российского населения. И хотя российские бизнесмены не демонстрируют при обследовании высокой ценности материальных факторов в общей системе трудовой мотивации, однако, им свойственен высокий уровень мотивации достижения и особая структура мотивационной иерархии, имеющей многокомпонентный и подвижный характер8. Парадоксальным и специфичным для России остается низкий потенциал использования возможности богатства для личного потребления на фоне выраженного стремления к реинвестированию средств для развития бизнеса9.

Авторы отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM) для лучшего понимания мотивации предпринимателей предлагают разделить их на три группы. К первой группе относятся те, кто в качестве основного мотива называет увеличение дохода. Для представителей второй группы главный мотив — независимость. Третью группу составляют те, кто использует возможности предпринимательства для поддержания дохода. Фактически эта группа предпринимателей близка к предпринимателям «по необходимости»10. Доказано, что уровень добровольного предпринимательства выше в странах с более высоким уровнем экономического развития, где существует больше альтернатив для экономической активности. Добровольное предпринимательство обладает более высоким экономическим потенциалом, создает больше рабочих мест и демонстрирует более высокий рост производительности труда. Данные GEM показывают, что структуру мотивации российских предпринимателей в 2011 г. можно охарактеризовать как достаточно благоприятную. Так, для более чем 70% российских начинающих предпринимателей экономическая активность обусловлена поиском преимуществ, которые дает занятие бизнесом. Примечательно, что добровольная мотивация более типична для тех, кто только начинает свое дело (78%), чем для владельцев нового бизнеса (64%). Впрочем, для большинства российских предпринимателей открытие собствен-

7 Корнилова, Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М.: ИП РАН. 2000.

8 Булычкина Г.К. Мотивация трудовой деятельности предпринимателей // Становление нового российского предпринимательства. М.: Институт экономики РАН, 2002. С. 92.

9 Мотивация и ценности бизнеса: человек больше богатства [Электронный ресурс]. [2009]. URL: http://www. owl.ru/library/016t-12.htm.

10 Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2011. URL: http://www.gsom.spbu.ru.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

137

Научные сообщения

ного дела хоть и является добровольным шагом, однако мотивированы они в основном желанием поддержать уровень своего дохода, а не увеличить его или получить независимость11.

В целом полученные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время для России наступило время доминирования малых фирм, возникновение которых является для населения способом выживания, т. е. распространено вынужденное предпринимательство, которое, безусловно, не может являться основой для развития экономики и повышения ее конкурентоспособности. Предпринимательством предпочитают заниматься люди, состоявшиеся в жизни и имеющие, как правило, опыт владения бизнесом. Потенциальное предпринимательство недостаточно развито в крупных городах (там люди в большинстве предпочитают работать в государственных структурах и крупных компаниях, а это говорит о том, что бизнес-структуры воспринимаются как нестабильные, что в целом свидетельствует о нестабильной экономике страны) и не имеет инновационной направленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потенциально предпринимательские слои — это в первую очередь люди, на личном опыте и на опыте своих ближайших знакомых сформировавшие вполне реальные представления о том, что эта деятельность собой представляет. Можно сказать, что есть определенная социальная среда, включающая в себя как предпринимателей, так и потенциальных предпринимателей, которая и генерирует людей, склонных к реальному предпринимательству, и то, насколько успешными оказываются их усилия, зависит не только от самого человека, но и от ресурсов его ближайшего окружения.

В рамках создания позитивной мотивации к предпринимательскому труду в России необходимо не только победить коррупцию, но прежде всего построить гражданское общество и обеспечить прозрачность государственных институтов. Наиболее значимыми факторами, стимулирующими предпринимательскую активность, для российского предпринимательства являются улучшение социально-политического климата, развитие культуры предпринимательства, совершенствование государственных программ, повышение их эффективности и открытость рынков.

«Культуры, которые нацелены скорее на упорный труд и креативность, чем на использование политических связей, более созвучны развитию предпринимательства. Правительства, следящие за тем, чтобы политические интересы не доминировали над экономическими побуждениями, также вносят более конструктивный вклад в создание условий, при которых предпринимательство может расти и процветать. Чтобы разбудить энергию для положительных изменений, общества должны понимать, что предпринимательство — не героический акт немногих, а нормальная деятельность очень многих индивидуумов, которые могут свободно следовать своим склонностям в дружественном институциональном и культурном контексте. Для опоры на малый бизнес понадобится умная политика, а для этого нужно иное — “умное” государство»12.

11 Там же.

12 Чепуренко, А.Ю. Частное предпринимательство и политика в отношении предпринимательства в России / А.Ю. Чепуренко [Электронный ресурс]. [2012]. URL: http://nisse.ru/business/article/ artide_1797.html?effort=1.

138

Выпуск 1 2013