УДК 379.834 Аспирант В.С. МИЛОВИДОВ
(СПбГАУ, [email protected]) Аспирант К.С. ТАБУРЕТКИН
(СПбГАУ, [email protected])
УСЛОВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Агротуризм, развитие сельских поселений
Современный рынок туристских услуг отличается широким разнообразием, которое обусловлено, прежде всего, возрастающей потребностью населения в путешествиях. В зависимости от цели поездки, желания получить тот или иной туристский опыт, а также от выбранной туристской дестинации, различают множество видов туризма, которые можно классифицировать по целому ряду критериев: цели путешествия, сроку поездки, уровню организации, принципу оплаты и т.д. Каждый вид туризма по-своему интересен, однако привлекательность тура - явление крайне субъективное. Туристская поездка имеет в своей основе мотивацию, которая является одним из важнейших факторов принятия решения о путешествии и выбора туристского продукта и его составных элементов. Мотивация выбора туристского путешествия (время, продолжительность, направление, вид, затраты, характер деятельности) - важнейшая характеристика, влияющая на поведенческие инициативы туриста при планировании им отдыха, выборе, приобретении и свершении тура. Туристские мотивы - важнейшие составные элементы системы туристской деятельности, которые можно рассматривать как определяющие компоненты спроса, основу выбора поездки и программы отдыха. Мотивы человека в определенной степени формируют его поведение в качестве покупателя и потребителя товаров и услуг, особенно в туризме. Главными мотивами выбора того или иного турпродукта являются, безусловно, соответствие содержания выбранного тура потребностям и желаниям человека, а также компромисс между ценой туроператора и финансовыми возможностями, непосредственно, туриста. Последний фактор для ряда категорий граждан является определяющим для ряда категорий граждан ввиду сравнительно низкой материальной обеспеченности. Тем не менее недостаток средств не отменяет потребности в отдыхе, связанном с путешествиями. Для данных категорий граждан становятся весьма актуальными услуги туроператоров, специализирующихся на так называемом инсайдинге (внутреннем туризме).
Инсайдинговый туроперейтинг базируется на туристическом потенциале своей страны и ориентирован на удовлетворение туристических потребностей своих сограждан. Внутренний туризм является важным приоритетом развития национального туристского рынка, так как является стабилизирующим фактором на рынке рабочей силы, работодателем собственной туристской индустрии, увеличивает размеры капиталовложений в национальные предприятия сферы туризма и приводит к выравниванию уровней жизни в регионах страны, чем способствует снятию социальной напряженности. Одной из разновидностей внутреннего туризма, которая достаточно интенсивно развивается в нашей стране в настоящее время, является аграрный (сельский) туризм. В мировой практике в сельской местности наряду с развитием сельскохозяйственной деятельности источником дополнительных доходов становятся сферы неаграрной занятости населения, в частности сельский туризм. Начиная с 1972 г. агротуризм выделен в отдельную отрасль экономики. В странах Западной Европы сельский туризм характеризуется устойчивым развитием с начала 1960-х гг. В настоящее время это явление повсеместное, хотя региональные модели функционирования данного вида дестинаций существенно различаются. Исторически агротуризм в Европе стал интенсивно развиваться в 1950-1960-х гг. как реакция на стремительный отток сельских жителей в города. В этой связи проявилась тенденция к значительному снижению занятости в аграрном секторе, следствием чего стало ухудшение уровня жизни. Агротуризм был призван сформировать альтернативный вид трудовой занятости и предпринимательства в сельской местности и стать источником заработка сельских домохозяйств [3].
Аграрный туризм - это сектор туристской отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и её специфики для создания комплексного туристского продукта. Обязательным условием является то, чтобы средства размещения туристов (сельские усадьбы, пансионы, небольшие гостиницы) находились в сельской местности или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки. Агротуризм - явление многогранное. Один из его аспектов ввиду современного состояния социально-экономического развития страны - социальный, поэтому аграрный туризм следует рассматривать как одно из средств
диверсификации источников доходов сельского населения, как компонент комплексного развития сельских территорий и инфраструктуры, а также как один из факторов преодоления бедности в сельской местности. Именно поэтому в развивающихся странах аграрный туризм всячески поддерживается и поощряется государством, доступ к деятельности в этой сфере максимально упрощен, а субъекты, предоставляющие услуги в этой сфере, получают всевозможные преференции, в том числе и налоговые. Второй аспект заключается в получении дополнительных возможностей для популяризации национальной культуры, распространения знаний и информации об исторических, естественных, этнографических особенностях страны, которая является основанием для признания аграрного туризма общественно ценной и полезной сферой отношений, которая может претендовать на активную поддержку со стороны государства.
Центральной фигурой в организации отдыха на селе выступает семья, проживающая в селе, осуществляющая основную деятельность, связанную с ведением личного крестьянского хозяйства, и побочную - с использованием имущества этого хозяйства для предоставления услуг в сфере аграрного туризма, а именно: обеспечением отдыхающих жильем, питанием, ознакомлением с местной культурой и традициями.
Можно определить следующие мотивы для выбора данного вида туризма:
- отсутствие средств для отдыха на дорогом фешенебельном курорте. В общем случае априори можно утверждать, что проживание в деревне будет значительно дешевле, чем в курортной зоне или модном туристском центре. Этот мотив является часто превалирующим при выборе данного вида отдыха;
- устоявшийся образ жизни в сельской местности у определенной категории людей независимо от достатка средств, например, в силу семейных или иных традиций;
- необходимость оздоровления в данных климатических условиях, рекомендованных врачом;
- возможность включения в рацион экологически чистых и недорогих продуктов;
- близость к естественной природе;
- реальная возможность приобщиться к сельскохозяйственным работам в качестве активных нагрузок по своему желанию;
- насущная необходимость в спокойной размеренной обстановке жизни;
- возможность приобщения к другой культуре и обычаям, участия в местных праздниках и развлечениях, общения с людьми иной общественной формации.
Агротуризм в Росси может и должен стать привлекательным видом предпринимательской деятельности на территории сельской местности. Актуальность этого вида деятельности проявляется в его воздействии как на экономику, так и на решение социально-культурных проблем села [4].
Мультипликативно сельский туризм, особенно в условиях реализации целевых программ развития, оказывает позитивное влияние на сохранение и развитие сельских территорий, рациональное использование их ресурсного потенциала, стимулирует развитие личных подсобных хозяйств, расширяя спрос на экологически чистые, натуральные продукты питания, а также обустройство сельских территорий, сельское строительство, народные промыслы, культуру и самобытность, т.е. в целом на решение социально-экономических проблем сельских территорий, прежде всего, проблем занятости населения сельской местности [2].
Российская Федерация, безусловно, обладает богатым природно-рекреационным ресурсом для развития сельского туризма. Однако очевидно, что существуют комплексные проблемы в сфере развития данного вида туризма, которые носят острый и системный характер. Существующих проблем намного больше, чем предпосылок для поступательного развития данного направления туристского рынка РФ. Для их решения необходимы новый подход и программно-целевой метод, позволяющий повысить конкурентоспособность сельских территорий, удовлетворить растущий спрос на качественные туристские услуги и обеспечить условия для устойчивого развития туризма на селе. В то же время существующая система управления, законодательная база, маркетинговая система продвижения сельского турпродукта, кадровый, инвестиционный потенциал и инфраструктура туристической отрасли на селе не позволяют в полной мере реализовать возможности, имеющиеся у России для развития агоротуризма. При существующем положении дел будет сложно рассчитывать на активное развитие сельского туризма, что естественным образом отразиться как на уровне развития отрасли туризма, так и на уровне конкурентоспособности сельских территорий [1].
Чтобы реализовать возможности России в аграрном туризме необходимо сформировать следующие условия для развития данной индустрии:
- формирование нормативно-правовой базы, позволяющей регулировать рынок агротуризма;
- обеспечение поддержки малых предпринимателей, заинтересованных в развитии сельского туризма со стороны властей всех уровней;
- стимулирование развития малого бизнеса для оказания сопутствующих туризму сервисных
услуг;
- формирование образа России как территории, привлекательной для внутреннего и въездного сельского туризма;
- развитие туристской инфраструктуры в сельских поселениях;
- выработка методологии подготовки кадров для агротуризма и сопутствующих отраслей;
- реализация мероприятий по продвижению туристских продуктов на внутреннем и международном туристских рынках;
Наша страна обладает колоссальными ресурсами для развития сельского туризма. При правильной организации агротуризма Россия может рассчитывать на значительные дивиденды, притом как экономические, так и социальные. В целом развитый сегмент сельского туризма положительно отразится на конкурентоспособности сельских территорий и будет способствовать следующему:
- сглаживанию неравенства в доходах жителей города и сельской местности;
- обеспечению занятости лиц, проживающих на сельских территориях в несельскохозяйственном секторе экономики;
- предотвращению миграции сельских жителей в города;
- комплексному развитию инфраструктуры сельской территории;
- диверсификации сельской экономики;
- сбыту продукции личных подсобных хозяйств;
- снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду;
Выработка концепции развития сельского туризма для российской провинции с учетом региональной, национальной и прочей специфики и активное развитие этого нового сектора при участии как властных структур, так и структур гражданского общества могли бы помочь в решении задач, стоящих перед туристской отраслью, в частности и перед российской провинцией в целом.
Л и т е р а т у р а
1. Волков С.К. Сельский туризм в РФ: тенденции и перспективы развития // Экономика, предпринимательство и право. - 2012. № 6 (17). - С. - 30-38.
2. Кундиус В.А., Чермянина В.В. Проблемы и перспективы агротуризма в регионе // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - № 2. - С. 289-294.
3. Мозгунов Н.А. Сельский туризм как фактор развития территории (на примере Орловской области) // Региональные исследования. - 2010. - № 2. - С. 69-74.
4. Степанова Н.Ю., Талалай Г.С. Влияние агротуризма на природу // Научное обеспечение развития АПК в условиях реформирования: Мат. междунар. науч.-практ. конф / СПбГАУ. - СПб., 2013. - С. 537539.