Научная статья на тему 'Особенности молодежной культуры'

Особенности молодежной культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1546
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности молодежной культуры»

Особенности молодежной культуры

A.A. Тягунов

доктор философских наук, профессор, депутат Государственной думы Российской Федерации, заместитель председателя Комитета ГД по культуре

Исторический опыт России свидетельствует о том, что роль российской культуры всегда актуализируется, приобретает решающий характер именно в переломные моменты её истории.

Молодежь составляет примерно одну пятую часть населения страны и одну треть граждан России, активно участвующих в производственных, экономических и политических процессах, реально играет важнейшую роль в реализации курса реформ, государственного строительства, в формировании гражданского общества. Но лишь духовно состоятельной и культурно развитой личности в современных условиях может быть по плечу продвижение страны по пути прогресса в контексте всеобщих цивилизационных процессов и мировой культурной ситуации.

На современном этапе развития российского общества основной целью образовательных учреждений культуры должно стать не только обеспечение сохранности всего культурного богатства, накопленного многонациональным народом России за многовековую историю, но и преемственность культурных традиций, а также развитие их с максимальным использованием мирового культурного опыта.

Именно на молодых лежит сегодня историческая ответственность за сохранение и развитие национальных культурных традиций и ценностей, за цивилизованную культурную интеграцию России в мировое сообщество. В то же время именно молодёжь сегодня является наиболее обделённой в культурном отношении частью российского общества, понёсшей наибольшие культурные утраты.

Проблема ситуации заключается в том, что с конца 80-х годов, в связи с социальными трансформациями и связанным с ними системным кризисом, была нарушена преемственность национальных культурных традиций, имеют место кризисные явления в культуре, культурном воспитании, культурном развитии молодежи. Особенно глубоко эти процессы затронули российские мегаполисы, откуда они распространяются по всей стране.

Необходимы существенные коррективы как в концепции, так и в механизме реализации государственной молодежной культурной политики.

В сложившихся условиях вывести молодежь из духовного, культурного кризиса возможно только объединенными усилиями государства и общества, работников культуры, образования, науки, здравоохранения, спорта и т.д., эффективно используя как позитивный опыт прошлого, так и новые подходы к культурному строительству и воспитанию, опираясь на огромный позитивный потенциал отечественной многонациональной культуры.

Одной из отличительных особенностей молодежной культуры на современном этапе является ее возросшая обособленность, отстраненность от официальной культуры, традиционных культурных ценностей. В ней все более преобладает потребление над творчеством, пассивные формы потребления над активными, в то время как подлинное приобщение к культурным ценностям происходит лишь в процессе

активной, самостоятельной культурной или творческой деятельности. В этих новых условиях гипертрофированно начали развиваться такие характеристики личности, как индивидуализм, эгоцентризм, стремление к получению максимума жизненных благ и удовольствий. Пропал интерес к общественно-полезной деятельности.

Период жизни молодых людей, в течение которого они являются членами субкультур, начинается в школе и продолжается, как правило, до создания семьи. В этот период происходит поиск комфортной среды обитания, выбор культурных образцов, формирование моделей поведения, поиск единомышленников.

В связи с этим основной задачей государственных органов культурного воспитания, просвещения, образования является противодействие развитию негативных явлений в молодёжной культуре, стимулирование развития позитивных её элементов и приобщение молодёжи к традиционным национальным и мировым культурным ценностям. Программы развития молодёжной культуры должны учитывать, что в развитом обществе возникновение альтернативных форм культуры неизбежно, оно порождается самим фактом социальных отношений. Культура любого общества, а демократического в особенности, должна впитывать, ассимилировать, переосмысливать эти ответвления. Попытки не замечать, запрещать или уничтожать их порождают наиболее уродливые и агрессивные формы субкультур. В целом же альтернативные формы культуры ведут к обогащению и омоложению национальной культуры, вбирающей, осваивающей новые, прогрессивные формы и явления, в том числе и предлагаемые молодёжной субкультурой.

Неформальные молодёжные объединения дают подросткам и молодёжи то, чего зачастую не могут предложить им существующие учреждения культуры и досуга - возможность самореализации, творческого (в широком смысле) самовыражения, саморазвития. Государственные и тем более коммерческие учреждения культуры и досуга большей частью ориентированы на пассивное потребление в лучшем случае культурного, а в худшем - антикультурного,

псевдокультурного, масскультурного, не учитывающего индивидуальные особенности и индивидуальные потребности отдельно взятой личности.

Культура для молодёжи, реализуемая государственными институтами культуры, «страшно далека» от реальных культурных запросов молодёжи, она даже не пытается понять реалий молодёжной культуры, а, не осознав, не изучив этих реалий, невозможно осмысленно и эффективно выстраивать молодёжную культурную политику, а значит, прогнозировать и моделировать культурное будущее страны.

Ослабление участия и роли государства в формировании приоритетов в социально-культурной сфере способствует увеличению численности различных субкультурных формирований, расширению диапазона их деятельности. Государственные институты и организации должны более активно взаимодействовать с субкультурными молодежными объединениями, вовлекая их в культуротвор-чесий процесс.

И с чем большим пониманием официальная культура будет относиться к молодежным проблемам, молодежной культуре, чем в большей

степени будет совпадение интересов и направлений, тем большую социальную и культурную значимость будет приобретать эта работа, тем ближе будет молодежная культура к общенациональной, тем определенней черта культурного будущего России.

Воспроизводство и передача национальных традиций культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации - усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений. Социальная и социокультурная среда определяет творческий климат общества в широком понимании творчества как гаранта духовного развития общества в целом. Отдельные науки и отрасли духовной и практической деятельности осваивают различные аспекты мира, позволяют сформироваться и осуществляться тем или иным сторонам личности. Искусство же - гарант восприятия мира в его цельности, хранитель целостности личности, целостности культуры и жизненного опыта человечества.

На протяжении многих лет российская молодёжь, в особенности молодёжь и подростки мегаполисов, живёт в условиях массированного идеологического и культурного воздействия

извне. Из мегаполисов вестернизированная масскультура распространяется по всей стране, отрывая подрастающие поколения россиян от культурных корней. Задача вузов культуры - научить молодого человека диалогу с прекрасным.

Сегодня молодежь возвращается к книге.

Второе рождение переживают сегодня библиотеки Москвы, а по примеру столицы - библиотеки больших и малых городов России.

Театр же не использует своих воспитательных возможностей. И не только потому, что театр не является массовым видом искусства (молодёжь нечасто бывает в театре, в среднем не более 1 -2 раз в год), но ещё и потому, что в погоне за модой и прибылью многие театры, режиссёры, драматурги выдают «продукцию» крайне низкого художественного и эстетического уровня, разлагающую духовный мир молодого человека; плюс к тому - это очень дорого.

В связи с этим видится перспективным целевое бюджетное финансирование социально и культурно значимых театральных проектов, исполняющих просветительские,

воспитательные функции. Среди таких реально существующих проектов можно назвать конкурсы драматургов «Мы дети твои, Россия!», «Премьера», «Долг. Честь. Достоинство», фестивали «Золотая маска», «Театральная осень», «Славянский венец».

Работа с молодежью в сфере музейной деятельности в последние годы переживает подъем. Музейные работники ищут и находят новые формы работы с различными категориями подростков и молодежи, социально незащищенными слоями населения, осуществляя широкий спектр социальных функций (образовательные, воспитательные, просветительские, досуговые), участвуя в патриотическом и духовно-эстетическом воспитании молодежи.

Клубная сеть в стране резко сократилась, и сейчас стоит проблема её восстановления.

Клуб, являясь одной из старейших, и в то же время способных к трансформациям в соответствии с меняющимися социальными ситуациями форм организации досуга практически для всех категорий населения, и в современной России остается важнейшим центром комплексного культурного обслуживания, воспитания, просвещения.

В связи с этим, первоочередной задачей культурного строительства является восстановление клубной сети, ориентированной прежде всего на организацию культурного досуга подростков и молодежи. Клуб всегда был и остается центром культурных традиций и инноваций.

Значительное место в жизни молодежи занимает музыка. Но большинство молодежи предпочитает наиболее элементарную, легкую для восприятия музыку - рейв, рэп, рок и эстраду. Произведения классики, фольклор в структуре музыкальных интересов занимают последние места.

Работа в сфере музыкального просвещения, привитие понимания прекрасного, неприятия пошлости, примитива, антихудожественности в сфере музыкально-песенного творчества имеют гораздо большее значение, чем кажется на первый взгляд.

Высок среди молодёжи интерес к кинематографу. Российские кинопроизводители успешно учатся конкурировать с западными коллегами

ТВ

по кассовости своих фильмов, содержание же новых российских картин, за редким исключением, достаточно примитивно и представляет сюжетные кальки западных боевиков, триллеров, фэнтези и т.п., пересаженные на российскую почву, где о художественной глубине, духовности, эстетической ценности говорить не приходится.

Шедевры же мирового кино, имеющие художественную ценность, не могут нести в полном объёме необходимой воспитательной нагрузки, образно выражая менталитет других наций. Каково бы ни было художественно-эстетическое, профессиональное качество зарубежного фильма, он не способен сформировать в отечественном зрителе чувство идентичности со своей культурой, судьбой своего отечества.

Национальная замкнутость создает благоприятные условия для деятельности организаций националистического и профашистского толка, проявлений национального экстремизма. В условиях многонациональных городов идеи национальной терпимости, международного сотрудничества приобретают

особое значение. Для российских мегаполисов видятся актуальными такие меры, как разработка и реализация новой миграционной политики, государственное регулирование, оптимизация численного и национального состава российских городов, содействие сплочению представителей всех национальностей вокруг идеи патриотизма, социальной солидарности, возрождения России; продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, солидарности между народами, пропаганда культурного разнообразия и богатства народов; осуществление эффективного воздействия на процессы социализации в молодежной среде, воспитание толерантного сознания; оказание поддержки инициативам и проектам в области культуры и искусства по упрочению межнациональных связей.

Многочисленная статистика свидетельствует о росте безразличного отношения молодежи к понятиям патриотизма, гражданского долга. Традиции взаимопомощи, коллективизма, патриотизма, исторически присущие россиянам, молодежью в значительной степени утрачены.

Р.Г. Абдулатипов, доктор философских наук, профессор и В.И. Добросоцкий, доктор экономических наук, профессор, председатель гуманитарной секции Сенаторского клуба

I

Культура и образование

Сегодня в России восстанавливается система патриотического воспитания. Однако молодежь всё ещё не знает своих национальных героев, выдающихся ученых, общественных деятелей, работников культуры, искусства.

Молодёжь - самая активная часть российского социума, и сегодня, когда страна находится в стадии становления, стремительных перемен, молодёжь особенно нуждается в высокой цели, сплачивающей идее.

Цель молодежной культурной политики заключается в создании благоприятных условий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции, включая такие факторы, как духовное, интеллектуальное и культурное социальное становление и развитие подрастающих поколений.

Для достижений этих целей необходимо решение следующих задач:

- восстановление единой целостной государственной системы культурного воспитания, просвещения и организации интеллектуального досуга подрастающих поколений;

- строительство и реконструкция объектов, обеспечивающих культурный досуг подростков и молодёжи взамен утраченных в 90-е годы;

- обеспечение нового содержания культурно-воспитательной и культурно-досуговой работы государственных учреждений культуры с использованием современных технологий, национального и мирового культурного опыта.

Ключевым является определение оптимальных принципов использования выделяемых средств. Сокращение централизованных государственных субсидий в области культуры увеличивает значение законодательного регулирования.

Система управления способна либо сглаживать, облегчать складывающуюся в условиях кризиса ситуацию в сфере культуры, либо, наоборот, усугублять, осложнять ее. Необходимы сохранение на переходный период направленного управленческого планового воздействия государственных органов на сеть массовых культурно-досуговых учреждений, их материально-техническое, финансовое и методическое обеспечение, контроль за содержательной деятельностью.

Программный подход - необходимое условие успешного продвижения по пути культурного воспитания населения, построения нового государства на основе мировых и национальных культурных ценностей. Разработка эффективной государственной молодежной культурной политики, разрешение противоречий социально-культурного развития молодежи предполагают формирование целостной системы, включающей совершенствование законодательной базы, механизмов управления и внедрение программно-целевого подхода к функционированию отрасли культуры в целом. Целевые комплексные программы развития молодежной культуры на всех уровнях - наиболее эффективный инструмент реализации молодежной культурной политики, необходимое условие успешного продвижения в деле культурного воспитания, гармоничного духовного развития молодежи на основе национальных и мировых культурных ценностей.

От того, насколько соответствует деятельность институтов культуры интересам развития общества и личности, зависит не только эффективность культурного воспитания, поступательный характер культурных процессов, но и динамика социально-политических и экономических преобразований в стране. Необходимы существенные коррективы как в самой концепции, так и в механизме реализации государственной политики в области молодежной культуры.

Цель молодежной культурной политики состоит в создании необходимых условий для культурного становления молодых россиян посредством активной государственной и общественной поддержки культурных институтов и культуротворческой деятельности, культурного просвещения и культурного участия молодежи, формирования и стимулирования ее творческой активности, способностей, талантов, а также стремления к саморазвитию и самореализации.

Кризис современной молодежной культуры может быть преодолен лишь при комплексном, системном подходе, объединении усилий государства и общества, принятии чрезвычайных мер экономического, политического и организационного характера. Проблема современной молодежной культуры должна стать одним из государственных приоритетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.