ОСОБЕННОСТИ МИНИМИЗАЦИИ РЫНКОВ КОНТРАФАКТНЫХ ТОВАРОВ КАК ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ
Т. Э. ГАЛАЗОВА
Северо-Осетинский государственный университет,
аспирант e-mail: [email protected]
Рассмотрены теоретические основы разработки активной антиконтрафакт-ной экономической политики.
Ключевые слова: рынок контрафактных товаров; торговые марки; факторы контрафакции.
Коды классификатора JEL: K42, L11.
Контрафактные товары — такие изделия, которые незаконно подражают, копируют или дублируют уже существующие блага или используют без разрешения уже зарегистрированные торговые марки, посягая тем самым на юридические права собственников незаконно копируемых благ. В определение подделки — особенно относительно валюты или фармацевтических препаратов — необходимо, конечно, включать злостное намерение обмана. Однако для большинства потребителей контрафактных товаров этот признак не может быть основным параметром в логическом определении контрафакции (например, в копировании компакт-дисков на записывающее устройство). Хотя поддельные товары могут посягнуть на патенты, они чаще всего связаны с нарушением авторского права, которое во всем мире автоматически передается создателю интеллектуального произведения.
В экономической истории контрафакция (подделывание) — не новое явление [3]. Поэтому подделывание товаров и валюты представляются уже привычной деятельностью, которая направлена на извлечение прибыли, избежание налогообложения и подчинение рыночным императивам для управления экономическими сделками.
Контрафакция в определенной ситуации может иметь и политический контекст, особенно во время войны, когда подделка национальной валюты той или иной страны используется для ее обесценения посредством наводнения вражеской экономики фальшивыми денежными знаками [4].
Сегодня производство и продажа поддельных товаров породили громадную международную промышленность, и осталось совсем немного видов товаров промышленного назначения, которые не стали объектом внимания контрафактеров. Ответной реакцией на рост объемов контрафакции стало движение в защиту прав потребителей современной технологии, а также объединение рынков (включая рынки труда), которые таким образом противостоят разнообразию производимых подделок.
Массовость потребителей поддельных товаров приводит к тому, что незаконные рынки являются обширным источником устойчивой прибыли. Незаконность и скрытность контрафактных рынков делают проблематичной точную оценку их масштабов. Европейские специалисты оценивают масштабы контрафакции в 5-7 % от объема мировой торговли и отмечают постоянный рост этих масштабов. Последние оценки Европейского сообщества (2008 год) — 200 млрд долларов, при этом стоимостный размер рынка контрафактных товаров превышал в 2005 году объем валового внутреннего продукта 150 экономических систем [2].
Новые технологии производства, которые уменьшают стоимость и время на производство незаконных копий товаров, также способствовали усилению и расширению рынков контрафактных товаров, поскольку в новых условиях количество и диапазон продуктов обеспечивают ускоренный рост прибыли для вовлеченных в эту незаконную деятельность производителей.
Вносит свой вклад в этот процесс и Интернет — увеличивая потребительский доступ (особенно через midband и широкополосные услуги) и новые методы распределения поддельных товаров через аукционные участки онлайн, а также через системы соединения равноправных узлов ЛВС, цифровые копии обычно становятся украденными товарами (в физической форме — компакт-диск, DVD, или в электронной форме — в виде файла или прямой загрузки).
Международные рынки контрафактных товаров подпитываются локальными контрафактными товарами. Интернациональный аспект контрафакции состоит в том, что финансовая выгода от нее превышает доходы от торговли наркотиками.
© Т. Э. Галазова, 2009
ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
124
Т. Э. ГАЛАЗОВА
Особое значение имеет нерегулируемая природа поддельных товаров, которая образует угрозу потребителю, поскольку отсутствуют способы контроля над условиями контрафактного производства или качеством используемых компонентов.
Экономические последствия использования поддельных товаров определяются тем, что это производство ориентируется на рыночные формы своей организации и обладает всеми присущими такой организации характеристиками — формированием спроса, формированием предложения, взаимодействием спроса и предложения, эластичностью, ресурсными ограничениями.
Теоретический анализ экономической природы, проблем и перспектив рынка контрафактных товаров во многом задается исходными методологическими посылками такого анализа. В настоящее время определились два подхода к теоретической характеристике названного рынка — традиционно-правовой и современно-экономический.
Традиционный подход связан с трактовкой рынка контрафактных товаров в пределах диапазона юридически незаконных методов производства и реализации. В этом контексте они представлены как часть социально-преступного или как часть технологически-преступного мира, как социально изолированный, нравственно коррумпированный сектор антиэкономиче-ской субкультуры. Это означает, что данный рынок рассматривается как особая сфера криминальной экономики.
Современный экономический подход делает акцент на том, что рынок контрафактных товаров является широко распространенной каждодневной практикой и фактическим элементом каждой национальной экономической системы. А это означает правомерность использования при его анализе всего аналитического инструментария современной экономической науки.
Нам представляется, что эффективность изучения рынка контрафактных товаров предполагает сочетание этих двух подходов.
Спросовая структура предметов рынка контрафактных товаров во многом проясняет слабые места национальной экономики. Так, во Франции основной массой контрафактных изделий является обувь, женская одежда и часы, тогда как в Германии одежда составляет уже 90 % всех конфискованных фальшивок. Таким образом, рынок контрафактных товаров по-своему участвует в удовлетворении неудовлетворенного спроса на определенные товарные группы.
Конечно, следует учитывать различие в уровне общественной опасности со стороны отдельных контрафактных изделий. Покупка поддельного музыкального компакт-диска, нанося финансовый убыток легальным музыкальным компаниям-производителям, тем не менее не представляет собой такой опасности, покупка предписанных врачом, но поддельных фармацевтических препаратов. Этим мы хотим сказать, что если в равной мере рьяно преследовать буквально все виды контрафактной продукции, то обществу это обойдется в гораздо большие затраты, чем если бы оно сосредоточилось в таком криминальном преследовании на действительно социально опасной группе поддельных изделий.
Следует отметить и еще одну, чисто рыночную функцию, выполняемую рынком контрафактных товаров по отношению к спросу на большинство «легальных» товаров так называемого «пресыщенного спроса» (например, модные аксессуары, БУБ, компакт-диски, духи и т. д.), которые изначально являются недоступными для большинства потребителей этой группы товарной продукции из-за ее предельной дороговизны. В этой ситуации поддельные товары позволяют удовлетворить спрос, который не может быть удовлетворен посредством легального рынка. В результате экономический ущерб от данного сегмента рынка контрафактных товаров компенсируется приносимым им позитивным социальным эффектом. В противном случае общество и экономика столкнулись бы с еще одним чувствительным противоречием.
Специфической функцией рынка контрафактных товаров является оперативное восполнение им тех изделий, отсутствие которых в данной конъюнктурной обстановке угрожает гораздо большими убытками из-за невозможности использования легально приобретенных легальных товаров. Так, в эпоху поздней советской экономики отсутствие электрических батареек представляло собой немалую проблему для производителей легальной электротехнической продукции.
Таким образом, в условиях современного рынка возможны ситуации «переплетения» в использовании одного и того же товара его «легальных» и «нелегальных» компонентов.
Важно также осознавать, что практически все население каждой страны морально «готово» к взаимодействию с продавцами поддельных товаров, причем — редкий случай — мы не можем сказать о том, что существует обратная зависимость между уровнем экономического развития данной страны и развитостью рынка контрафактных товаров. Практика рыночных контактов в сфере контрафактных товаров в равной степени присуща и развитым, и развивающимся странам. А это в прикладном аспекте значит, что в борьбе с негативными макроэкономическими последствиями государство и легальные производители не могут опереться на негативные микроэкономические последствия, которые бы склонили население на сторону общества в проводимой им антиконтрафактной борьбе.
Основными изделиями на рынке контрафактных товаров выступают музыкальные компакт-диски, фильмы, модные аксессуары. Такой ассортиментный набор рынка контрафактных товаров соответствует структуре легальных «доходных продуктов», идентифицированных как
ОСОБЕННОСТИ МИНИМИЗАЦИИ РЫНКОВ КОНТРАФАКТНЫХ ТОВАРОВ.
125
продукция, обеспечивающая своим производителям максимальную прибыль. Не удивительно, что такая же структура воспроизводится и в границах рынка контрафактных товаров [1].
Исследование демографической структуры активных покупателей на рынке контрафактных товаров показывает, что к ним, как правило, относятся молодежь и мужчины средних лет (особенно преобладает эта категория в приобретении такой категории контрафактных товаров, как компьютерные игры и музыкальные компакт-диски). Максимальная возрастная активность — 20-30-летний возрастной диапазон, это — основной субъект спроса на рынке «индустриальной музыки».
Соответственно продуктовой структуре рынка контрафактных товаров идеальным каналом распространения поддельных изделий становится электронная торговля посредством сети Интернет, и, видимо, этот канал купли-продажи контрафактной продукции покажет самый большой рост в ближайшем будущем каждой национальной экономики.
Часто стимулом для приобретения контрафактной продукции на рынке электронных изделий (музыка, фильмы, программное обеспечение) является тот факт, что контрафактеры делают коммерчески доступное содержание с опережением по сравнению с легальными источниками аналогичной продукции. Другими словами, речь идет о продукции, которую еще невозможно приобрести легально-правовым способом, то есть через легальные магазины. Таковыми, в частности, являются упреждающие широкую продажу украденные копии новых фильмов, а также версии предварительного показа музыкальных альбомов.
При этом важно учитывать одно экономически революционное свойство Интернета как канала распространения всякой продукции, в том числе и контрафактной, — его фантастическая экономическая эффективность, доступность и содержательная безграничность для Интернет-пользователей. Фактически речь идет о нулевой стоимости получения продукции через интернет по сравнению со всеми другими доступными каналами покупки через установленные социальные сети. В этой ситуации рациональное экономическое решение состояло бы в том, чтобы, прежде всего, использовать Интернет для легальной продажи «цифровых» товаров.
На ускоренное распространение электронного рынка контрафактных товаров влияет и такое немаловажное социально-техническое преимущество купли посредством интернет-магазинов, как возможность получения доступа к незаконному содержанию на условиях полной анонимности пользователя.
В то же время такая анонимность вовсе не является препятствием для обширных контактов между фирмой и пользователем (используя некоторое программное обеспечение и их идентификацию через их IP-адрес). Все это показывает, что интернет располагает широкими возможностями создания видимости и приобретения имиджа «легального рынка легальной продукции».
Основным стимулом приобретения контрафактных товаров, помимо названных выше причин, является их невысокая цена относительно покупки их юридически легальных эквивалентов.
Таким образом, в реальной жизни потребители поддельных товаров являются одновременно и потребителями законных товаров.
Другим побудительным стимулом является социальная ценность использования поддельных товаров (для молодежи, например, — желание увидеть фильм как можно скорее, раньше, чем это сделают другие). И хотя позже многие приобретали — из-за низкого качества контрафактной продукции — вторую, уже законную, тем не менее эти двойные затраты в глазах мо лодежи оправ даны.
То же можно сказать относительно музыкальных компакт-дисков — «downloaders» (бесплатность) стало в данной сфере господствующим сектором культурного потребления, что следует учитывать и легальному сектору музыкального производства. Отсюда следует, что в современной рыночной системе возникают сферы, в которых разграничение поддельных и легальных, законных и незаконных товаров, изделий и продукции является крайне затруднительной, если вообще возможной, а попытка ликвидации феномена контрафакции связана с большими социальными потрясениями. Для многих пользователей Интернета приобретение поддельных товаров является неотъемлемой частью их потребительского поведения и потребительской стратегии, позволяя, по их мнению, оптимизировать индивидуальный диапазон потребления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Jason Rutter & Jo Bryce Cyberspace Research Unit, School of Psychology, University of Central Lancashire, Preston, PR1 2HE. UK.
2. OECD. The Economic Impact of Counterfeiting and Piracy. Paris: OECD, 2008.
3. Phillips, T. Knock Off: The deadly Trade in Counterfeit Goods. London: Kogan Page, 2005.
4. Robertson F. The Aesthetics of Authenticity: Printed Banknotes as Industrial Currency / Technology
and Culture. 2005. 46(1): 31-50.
ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3