ОБОРОТ КОНТРАФАКТНОЙ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ: КРИ У1ИНОЛОГИЧЕ - ИЙ АСПЕКТ
С. Л. Панов - доцент кафедры криминологии и профилактики преступлений Омской академии МВД России, кандидат юридических наук
В полной мере с проблемой контрафактной продукции Россия столкнулась в начале 90-х гт прошлого века, когда вместе с пришедшим товарным изобилием в нашу страну хлынул поток всевозможных подделок под известные мировые фирмы. По экспертным оценкам, в России оборот незаконно производимой и распространяемой аудиовизуальной продукции составляют лазерные диски (до 80 %) и носители компьютерных программ (около 90 %). Теневой оборот составляет несколько десятков миллиардов рублей, а потери федерального бюджета превышают 650 млн долларов в год1. Неучтенные наличные денежные средства вместо бюджета государства направляются на личное обогащение производителей «пиратской» продукции, а также на содержание контролирующих бизнес преступных фу ппировок, на взятки чиновникам, сотрудникам контролирующих органов.
Производители легальной аудиовизуальной продукции тратят значительные денежные средства и время на прохождение официальных процедур, связанных с получением разрешительных документов, рекламной «раскруткой» товара и т. д., а производители «пиратской» продукции просто вторгаются в подготовленный рынок без всякого официального допуска.
В последние годы рост «пиратской» аудиовизуальной продукции расширился за счет использования незаконной продукции сети Интернет2, на сайтах которой необходимый продукт можно скачать бесплатно, быстоо и в самой свежей версии. С увеличением количества домашних компьютеров и шрЗ-плеероь доля лицензионной продукции сокращается катастрофически. Попытки владельцев оригинальной продукции «перехватить» тенденцию путем создания музыкальных интернет-магазинов не имеют должного успеха.
В настоящее время все большее распространение получает незаконное использование объектов интеллектуальной собственности путем публичного показа программ спутникового телевидения и организации (восстановления существовавших ранее) студий кабельного телевидения.
Для того чтобы выработать эффект ивную стратегию и тактику борьбы с преступными нарушениями авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, необходимо сначала выявить причины роста «пиратства» в России. К основным
причинам оборота контрафактной аудиовизуаль-
з
ной продукции следует отнести-5:
1. Аудиовизуальное организованное «пиратство» приняло в России межрегиональный и межгосударственный характер. Оборот контрафактной и фальсифицированной продукции в стране носит индустриальный масштабный характер, «пираты» давно обзавелись «своими» заводами, оптовой и розничной сетью, постоянными клиентами. Многие заводы по производству контрафактной продукции, в частности «пиратских» дисков, находятся на территории военных предприятий, секретный режим которых нередко обеспечивает значительную безопасность для преступников от правоохранительных и контролирующих органов, средств массовой информации.
Кроме того, сегодня на отечественном рынке реализуется относительно дешевое высокотехнологическое оборудование (в том числе полиграфическое), которое облегчает «пиратам» качественное копирование объектов интеллектуальной собственности и позволяет приближать свои цены к стоимости легальных товаров, увеличивая тем самым свою прибыль.
2. Лица, занимающиеся тиражированием контрафактной продукции, зачастую используют про-
1 См.: Болдырев Ю. Без контрафакта // Торговая газета. 2007. 4 мая.
2 См.: Прокопенко А. Н., Криеоухое А. А. Проблемы правовой защиты авторских и смежных прав во всемирной глобальной сети Internet : науч.-практ. пособие. Белгород, 2005. С. 9.
3 См.: Пальчиков П. Нападение на правообладателя // Российская газета. 2005. 28 дек. ; Чирков Д. К., Белинский В. В. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений в сфере интеллектуальной собственности // Адвокатская практика. 2006. № 1. С. 31.
изводственные мощности организаций, имеющих лицензию на тиражирование легальных изделий4. Таким образом, контрафактная продукция маскируется под общий поток легальных товаров, а далее при поддержке организованных криминальных структур она попадает на мелкооптовые рынки сбыта, которые являются основным каналом реализации коншафакгных изделий. Отдельные предприниматели в ссЬере малого и среднего бизнеса быстро усвоили «истину», что в отсутствие оборотного капитала крайне выгодно использовать чужие товарные знаки (наименование товара), особенно известных в мире. Кроме того, производители контрафактной продукции часто «прикрываются» поддельными сертификатами и заключениями экспертов5 .
3. Объем оборота конграфакта настолько велик, что правоохранительные и контролирующие органы пока не готовы бошться с ним «по полной программе»6 . Показательные конфискации и публичное уничтожение (например, лазерных дисков) фактически не более действенны, чем «стрельба из ружья по мухам». Для борьбы с этим злом нужны системные изменения в правоохранительных и контролирующих органах, а это требует больших материальных вложений, и эффект от них может наступить через продолжительный период времени.
4. Представители западных фирм практически не реагируют на конграфакг. особенно если речь идет о товарах, не слишком дорогих и предназначенных для кратковременного использования, например сигареты, алкоголь, пиротехнические изделия, лазерные диски и т. д. Многие фирмы предпочитают не замечать факты оборота конграфакта. если количество поддельного, но качественного товата не превышает определенного уровня - работать на рынке спокойнее, и присутствие бренда гарантируется.
Кроме того, ряд зарубежных бизнесменов и фирм, продукцией которых незаконно торгуют «пиоаты», не имеют своих представителей в России, поэтому к подделке своих товаров относятся вполне терпимо, рассматривая этот процесс как бесплатную рекламу.
5. Увеличение фактов реализации аудиовизуальной продукции посредством интернет-магазинов с одной стороны улучшило процесс доставки товаров потребителю в нужную точку и указанное покупателем время, с другой - граждане лишены возможности тщательно рассмотреть товар, отсут-
ствуют продавцы-консультанты, а следовательно, имеются предпосылки для недобросовестных продавцов по реализации контрафактной, поддельной продукции7. Кроме того, в Интернете распространена так называемая киберконтрафактная деятельность, когда всемирная паужина используется как механизм для распространения поддельной продукции путем загрузки музыкальных сюжетов, фильмов, книг и другой продукции интеллектуальной собственности.
6. Относительно «мягкие» меры наказания за преступления8 , предусмотренные ст.ст. 146 и 147 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), устанавливающими при причинении крупного ущерба максимальное наказание до 2 лет лишения свободы, а по ч. 3 ст. 146 УК РФ (то же цеяние, но совершенное в особо крупном размере либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой) - до 6 лег лишения свободы. Почти аналогичные санкции заложены и в чч. 1 и 2 ст. 147 "ЫС РФ. Такой размер наказания не останавливает преступников, так как незаконное «пиратство» приносит высокую прибыль (до 400 %), а риск задержания и судебного преследования и наказания невысок.
7. Одним из факторов, обусловливающих оборот контрафактной аудиовизуальной продукции, является недостаточная покупательная способность потребителей, вызванная низкими доходами большей части населения России9. Зарубежные компании, представляющие на российском рынке свою продукцию, не соотносят уровень цен с покупательной способностью населения. Этим в полной мере пользуются видеопираты: стоимость легального и\Т)-диска в розницу достигает 15-20 долларов, а российская «пиратская» индустрия сегодня предлагает БУБ-диски по цене от 1,5-2 долларов. Кроме того, многие покупатели не задумываются о том, какой товар они приобретают - контрафактный или нет, а другие, например, проживающие в сельской местности, никогда ранее не видели на прилавках лицензионные товары и не умеют отличать поддельный продукт от настоящего.
8. Приспособленность «пиратов» к отечественному рынку: в ассортименте дисков (программ), предлагаемых «пиратами», всегда можно найти гораздо больше позиций, чему любого легального продавца; более того, нередко у «пиратов» имеются в наличии диски, которые еще только готовят-
4 См.: Арсюхин Е. Море пиратов // Российская газета. 2004. 10 нояп
5 См.: Деорянкин О. А. Корни пиратства, или Тайные пружины шоу-бизнеса // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2005. № 9. С. 29-34.
6 См.: Гурееич В. Аргументы против контрафакта. Контрафактной продукции в России - море. А системной борьбы с этим явлением не наблюдается // БОСС. 2005. № 10. С. 11.
7 См.: Симкин Л. Как бороться с «сетевыми» пиратами // Российская юстиция. 2002. № 7. С. 24.
8 См.: Бондарь А. Законом по контрафакту // Финансовый контроль. 2006. 22 сент.
9 См.: Гулютин А., Поморцев А. Конвейер контрафакта // Новые известия. 2005. 6 мая.
ся к изданию. Кроме того, проводимая преступниками маркетинговая политика и качество работы с клиентами зачастую лучше, чем у официальных представителей, - «пираты» дают исчерпывающую информацию о продаваемом товаре (причем не только позитивную, но и негативную), предоставляют скидки и т. д.10
9. Определенную роль в попадании на рынок контрафактных товашв играют и условия, создаваемые действующим порядком получения разрешений на производство оптических носителей аудиовизуальной продукции, когда лицензиаты уклоняются от сообщения лицензирующему органу как о дополнительно создаваемых после получения лицензии мощностях, так и об объемах производимой продукции.
10. Незаконный оборот обусловлен отсутствием системного подхода к организации и проведению соответствующего мониторинга обращения контрафактной аудиовизуальной продукции на потребительском на рынке, превалированием субъективного (конъюнктурного) подхода к определению квалифицирующих признаков контрасЬактности товаров, отсутствием надлежащим образом обобщенной правоприменительной практики и т. д.
11. Анализ криминогенной обстановки на рынке объектов интеллектуальной собственности показывает, что значительный объем контрафактной продукции ввозится в Россию из-за рубежа (из стран Юго-Восточной Азии, прежде всего, Китая), чему способствует недостаточно эффективная работа таможенных органов по контролю за прохождением товаров через границу.
12. В настоящее время отсутствуют должное взаимодействие- обмен информацией и координация деятельности контролирующих ооганов между собой и с правоохранительными органами: информация, содержащая признаки преступлений, не направляется по принадлежности для организации проверок в соответствии с Уг оловно-процес-суальным кодексом Российской Федерации.
13. Сокращение в последние несколько лет количества проводимых плановых контрольных мероприятий по причине внесения изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»11 в части запрещения осуществления плановых про-
верок в течение трех лет с момента регистрации предприятий малого бизнеса.
14. В большинстве субъектов Российской Федерации отсутствуют экспертные центры, лаборатории, которые могли бы по заявкам правообладателей брендов, граждан-покупателей в короткие сроки проводить исследования «сомнительных» товаров.
В качестве мер предупреждения правонарушений и преступлений в аудиовизуальной сфере необходимо рассматривать различные действия по обеспечению защиты авторских и смежных прав в комплексе, так как при этом ставятся более широкие задачи, чем, например, в ходе уголовно-правового противодействия интеллектуальному «пиратству»12:
- разработка и принятие федеральной (на региональных уровнях) целевой программы в сфере противодействия обороту контрафактной и фальсифицированной продукции;
- постоянное осуществление мониторинга ситуации в сфере оборота и распространения контрафактной аудиовизуальной продукции;
- создание на законодательном уровне Российской Федерации единой системы учета продукции правообладателей (видео-, аудиопродукции, компьютерных, информационных программ и носителей, лазерных компакт-дисков и др.), которая является предметом ведения авторского права, а также системы защиты информационной безопасности в сфере охраны прав интеллектуальной собственности;
- совершенствование действующего законодательства (гражданского, административного, уголовного, таможенного и др.) в целях усиления юридической ответственности за производство, перемещение и реализацию контрафактной продукции13;
- анализ и обобщение правоприменительной практики, в том числе практики решения вопросов защиты прав интеллектуальной собственности в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, административных органах, уголовного преследования нарушителей, практики складывающихся договорных и иных отношений на отечественном рынке интеллектуальной собственности;
- использование рыночных механизмов и методов лишения нелегальных производителей рынков сбыта продукции путем снижения на лицензионные товары цен, которые были бы доступны широкому кругу покупателей страны;
10 См.: Прохоров А., Татрникое О. Лицензионное против контрафактного // Компьютер Пресс. 2004. № 10. С. 19.
11 См.: О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) : федер. закон от 8 авг. 2001 г. № 134-Ф3 (ред. от 30 дек. 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 343.
12 См.: Мачкоеский Л. Г. Интеллектуальная собственность: уголовно-правовая охрана // Законодательство. 2005. № 11. С. 31 ; Метооика расследования преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ : науч.-метод, пособие / под ред. В. Н. Лопатина. СПб., 2004.
13 См.: Смыков С. И. Уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями, связанными с производством и оборотом контрафактной продукции // Общество и право. 2009. № 1. С. 28.
- продолжение работы по формированию специализированных групп сотрудников органов внутренних дел в отделах «К», которые бы занимались расследованием преступлений о нарушении авторских и смежных прав, совершенных в сети Интернет, и предоставляли консультации коллегам по данной категории дел14;
- регулярное проведение правоохранительными органами во взаимодействии с иными государственными структурами и общественными формированиями специальных мероприятий по выявлению производителей и распространителей контрафактной, поддельной продукции и привлечению их к административной и уголовной ответственности, конфискации товаров и оборудования;
- дальнейшее совершенствование контрольно-надзорной деятельностиРоспотребнадзора по выявлению и пресечению правонарушений в сфере оборота и распространения контрафактной аудиовизуальной продукции на потребительском рынке15;
- открытие в компаниях, торгующих аудиовизуальной продукцией, телефонных (интернетовских) «горячих линий», предоставляющих консультации и разъяснения потребителям по вопросам, связанным с приобретением аудиовизуальной продукции;
- проведение регулярных конференций, сове-шаний представителей государственных органов, представителей бизнес-сообщества, товаропроизводителей, общественных организаций, сотрудников средств массовой информации по вопросам борьбы с оборотом контрафактной продукции;
- создание силами экспертов Роспотребнадзора специальных электронных профамм (методических рекомендаций) по противодействию «Интернет-пиратству» для сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры и судов, занимающихся данной категорией дел;
- разработка и принятие мер по созданию экономических и технологических барьеров, обеспечивающих снижение конкурентной позиции «пиратов» и одновременно повышение уровня конкурентоспособности производителей и продавцов лицензионной продукции;
- совершенствование технических приемов защиты продукции путем использования на изделиях фирменных разрушаемых наклеек, голограмм, идентификационных знаков, травлений и штампов, а также использование дорогостоящих и высокотехнологических микропроцессорных устройств.
«взлом» и клонирование которых невозможны (значительно затруднены);
- разработка и внедрение единой методики определения убытков от оборота контрафакта и обобщение опыта ее применения, а также способов определения подлежащих учету обстоятельств, влияющих на рекомендуемый размер компенсации для различных с.*гучаев, встречающихся на практике;
- совершенствование подготовки и переподготовки работников контролируюших и правоохранительных органов в системе высшего профессионального и послевузовского образования по вопросам интеллектуальной собственности, методологии выявления контрафактных и фальсифицированных товаров и способам борьбы с их распространением:
- рассмотрение вопроса о включении специализированных курсов по противодействию «интернет-пиратству» в учебные занятия курсантов академий МВД России, студентов и слушателей институтов Генеральной прокуратуры и Академии правосудия;
- организация через СМИ широкого освещения работы правоохранительных и контролирующих органов по зашите потребительского рынка от контрафактной аудиовизуальной продукции с обязательным последующим информированием населения о принятых к правонарушителям мерах;
- дальнейшее участие России (ее представителей) в работе международных организаций, международных органов по обеспечению всеобъемлющей защиты авторского права и смежных прав в аудиовизуальной сфере;
-расширение двухсторонних и многосторонних контактов с зарубежными правоохранительными органами, включая приглашение соответствующих специалистов в Россию и направление российских специалистов для ознакомления с опытом практической работы за рубежом по указанной проблеме;
- внедрение опыта ряда зарубежных стран16 по составлению контролирующими структурами для бизнесменов, покупателей ежегодного «черного списка» иностранных компаний, выпускающих контрафактную продукцию.
Предложенные приоритетные меры не являются исчерпывающими, но они, безусловно, могут сыграть позитивную роль в дальнейшем развитии в России цивилизованного рынка аудиовизуальной продукции, отвечающей предъявляемым требованиям как со стороны контролирующих структур, так и отдельных покупателей.
14 См.: Рекомендации российско-американского семинара «Противодействие интернет-пиратству» (Москва, 29-30 ноября 2005 г.). М. : Роспатент РФ, 2006.
15 См.: О мерах по выявлению и пресечению правонарушений, ведению мониторинга в сфере оборота и распространения контрафактной аудиовизуальной продукции : Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 июня 2005 г. № 618. М. : Роспотребнадзор РФ, 2005.
16 См.: Баэрли Дж. Борьба с пиратством по-американски // Патенты и лицензии. 2005. № 1. С. 8-10.