Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ОСОБЕННОСТИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
236
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ЕДИНАЯ СИСТЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СИСТЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА / ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кравченко Д.А.

Статья содержит административно правовой аспект межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг в электронном виде. Раскрыты общие вопросы правового регулирования межведомственного взаимодействия при оказании государственных услуг в электронном виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кравченко Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERDEPARTMENTAL INTERACTION IN THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES IN ELECTRONIC FORM: ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECT

The article contains the administrative and legal aspect of interdepartmental interaction in the provision of public services in electronic form. The general issues of legal regulation of interdepartmental interaction in the provision of public services in electronic form are disclosed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

УДК 342.5

Кравченко Д.А. студент магистратуры Научный руководитель: Сидоров Ю.В., к.ю.н.

доцент

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации» Уральский институт управления

ОСОБЕННОСТИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ

АСПЕКТ

Аннотация: статья содержит административно правовой аспект межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг в электронном виде. Раскрыты общие вопросы правового регулирования межведомственного взаимодействия при оказании государственных услуг в электронном виде.

Ключевые слова: государственные услуги, единая система межведомственного электронного взаимодействия, межведомственное взаимодействие, система межведомственного электронного документооборота, электронная подпись.

Kravchenko D.A. master's student

Scientific supervisor: Sidorov U.V., candidate of law

associate professor

"Russian Academy of National Economy and Public Administration under

the President of the Russian Federation" Ural Institute of Management

FEATURES OF INTERDEPARTMENTAL INTERACTION IN THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES IN ELECTRONIC FORM: ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECT

Annotation: the article contains the administrative and legal aspect of interdepartmental interaction in the provision of public services in electronic form. The general issues of legal regulation of interdepartmental interaction in the provision ofpublic services in electronic form are disclosed.

Keywords: public services, unified system of interdepartmental electronic interaction, interdepartmental interaction, system of interdepartmental electronic document management, electronic signature.

Для выполнения основной цели повышения эффективности государственного и муниципального управления, решения задач электронного правительства (повышения качества и сокращения сроков предоставления государственных услуг) потребовался переход на качественно новый уровень межведомственного взаимодействия.

Межведомственное взаимодействие включает в себя обмен документами и информацией между органами власти, необходимые при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Для обеспечения процесса предоставления госуслуг в электронном виде была спроектирована и введена в действие единая система межведомственного электронного взаимодействия - СМЭВ.

Необходимость использования СМЭВ указана в ч. 4 ст. 21 210-ФЗ, а также в Постановлениях Правительства РФ от 06.09.2012 № 890 и от 19.11.2014 № 1222. Основным документом, определяющим само понятие межведомственного взаимодействия, цели и участников этой системы, является Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697. В соответствии с этим документом единая система межведомственного электронного взаимодействия - «это федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».

Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск, обработку и представление информации в электронной форме.

В процессе функционирования СМЭВ выполняются три основные роли: поставщик информации и материалов, получатель информации и материалов и оператор СМЭВ.

Проектирование межведомственного информационного

взаимодействия осуществляется посредством разработки технологических карт межведомственного взаимодействия (ТКМВ). Для проектирования межведомственного информационного взаимодействия Министерством экономического развития Российской Федерации создана информационная система «Реестр сведений».

На техническом портале СМЭВ создан Кабинет государственного служащего, который служит для поддержки процессов перевода государственных услуг в электронную форму, -httр://tесhроrtаl.gоsuslugi.ru. Кабинет государственного служащего

содержит все необходимые нормативно-правовые акты и актуальные версии методических материалов, посвященные вопросу перевода государственных услуг в электронную форму.

С помощью сервисов запроса сведений в Системе можно работать с запросами в электронной форме. Взаимодействие проходит с помощью СМЭВ. Все запросы, отправленные через СМЭВ находятся в каталоге «Запросы СМЭВ» в папке «Межведомственные запросы».

Иногда возникает путаница с понятиями СМЭВ и МЭДО.

МЭДО (система межведомственного электронного

документооборота) - это информационная система, предназначенная для организации взаимодействия «информационных систем электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов, а также государственных внебюджетных фондов и государственных корпораций». Под взаимодействием в данном случае понимается обмен между участниками МЭДО электронными сообщениями.

Первая задача МЭДО - это организация обмена документами в электронной форме. Она регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22.09.2009 № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота» и Распоряжением Правительства РФ от 02.10.2009 № 1403-р «Об утверждении технических требований к организации взаимодействия системы межведомственного электронного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти», а также приказом Минкомсвязи России от 23.06.2015 № 210 и совместным приказом Минкомсвязи России и Федеральной службы охраны РФ № 667/233.

Однако система МЭДО - это закрытая система, обеспечивающая обмен документами только между федеральными органами исполнительной власти.

Поэтому для обеспечения взаимодействия с другими базами и источниками данных возникла необходимость появления СМЭВ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» участниками СМЭВ являются практически все субъекты оказания государственных и муниципальных услуг.

Государственным заказчиком и оператором СМЭВ выступает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Его задачами является координация деятельности по подключению к СМЭВ, обеспечение функционирования СМЭВ и ведение реестра электронных сервисов.

Особенности использования СМЭВ и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются соглашениями между оператором СМЭВ и органом и организацией, являющейся участником СМЭВ.

К иным органам и организациям можно отнести, например, коммерческие банки, которые через СМЭВ имеют право получать сведения о недвижимом имуществе граждан и организаций, сведения из налоговых деклараций компаний и данные о доходах физических лиц, бухгалтерскую отчетность юридических лиц, сведения из электронного паспорта транспортного средства, индивидуальные номера налогоплательщиков и иную чувствительную информацию. При этом их участие остается безвозмездным, если законодательством или соглашениями не предусмотрено иное: «Использование системы взаимодействия органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия, осуществляется на безвозмездной основе, если иное не определено в соответствии с федеральными законами или правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации».

Каждая региональная СМЭВ (РСМЭВ) состоит из информационных систем государственных органов исполнительной власти субъекта РФ, объединенных с помощью сетей передачи данных.

Каждый участник СМЭВ в целях автоматизации процедур передачи данных, находящихся в его ведении, формирует свои электронные сервисы и публикует их в Реестре электронных сервисов (на Технологическом портале СМЭВ).

В итоге информационное взаимодействие происходит между участниками СМЭВ всех уровней.

СМЭВ базируется сети передачи данных, защищенной криптографическими средствами, и является полностью защищенной средой. СМЭВ обеспечивает безопасность передаваемой информации от точки подключения отправителя сообщения до точки подключения его получателя.

Электронная подпись позволяет идентифицировать участников межведомственного взаимодействия и обеспечивать защиту данной информации. Основные требования к электронной подписи были определены в Федеральном законе от 6 апреля 2011 года «Об электронной подписи».

Электронная подпись (ЭП) - это «информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию». Электронная подпись предназначена для

обеспечения юридической значимости взаимодействия в электронном виде.

Значимые изменения произошли в сфере оказания электронных услуг предпринимателям и юридическим лицам. Правовой основой нововведений послужил принятый 3 ноября 2015 года Федеральный закон № 306-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающий распространение механизма межведомственного взаимодействия на исполнение контрольно-надзорных функций, определивший новый этап развития системы государственного и муниципального контроля.

Таким образом, межведомственное взаимодействие в современных условиях реализации концепции электронного правительства признается базовым способом получения значительной части документов, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Использованные источники:

1. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 02.07.2021). В данном виде документ не вступил в силу. Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс»

2. Об электронной подписи: Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63 -ФЗ (ред. 02.07.2021). В данном виде документ не вступил в силу. Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О внесении изменений в федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ № 306-ФЗ. В данном виде документ не вступил в силу. Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти: Постановление Правительства РФ от 06.09.2012 № 890 (ред. от 28.04.2021). В данном виде документ не вступил в силу. Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия: Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1222 (ред. от 20.11.2018). В данном виде документ не вступил в силу. Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О единой системе межведомственного электронного взаимодействия (вместе с «Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия»): Постановление Правительства РФ от

08.09.2010 № 697 (ред. от 24.06.2021). В данном виде документ не вступил в силу. Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно -технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (вместе с «Положением об инфраструктуре, обеспечивающей информационно -технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме»): Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 № 451 (ред. от 02.09.2021). В данном виде документ не вступил в силу. Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота: Постановление Правительства РФ от 22.09.2009 № 754 (ред. от 16.03.2019). В данном виде документ не вступил в силу. Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2017 года № 1202 (ред. от 25.10.2021). В данном виде документ не вступил в силу. Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. О технических требованиях к организации взаимодействия системы межведомственного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти: Распоряжение Правительства РФ от 02.10.2009 № 1403-р // Собрание законодательства Российской Федерации. № 41. 12.10.2009. ст.4818.

11. Об утверждении Технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (с изменениями на 22 февраля 2017 года): Приказ Минкомсвязи России от 23.06.2015 № 210 (ред. от 22.02.2017). В данном виде документ не вступил в силу. Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Об утверждении Требований к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций: Приказ Минцифры России № 667, ФСО России № 233 от 04.12.2020. Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru. 09.03.2021. № 0001202103090010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.