ОСОБЕННОСТИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Е. А. Арнст, преподаватель Новокузнецкого педагогического колледжа
Интеграция в образовательном процессе рассматривается как целостная система, функционирующая на основе межпредметной связи. В профессиональной подготовке межпредметная интеграция становится условием подготовки квалифицированного специалиста, востребованного на рынке труда. Но, как показывает опыт, даже у выпускников с высокой академической успеваемостью умение мобильно реагировать на изменение ситуации и решать профессиональные задачи формируется после нескольких лет практической деятельности. Это может быть связано с тем, что нарушен принцип междисциплинарности при обучении будущих специалистов. Отсутствие тесных связей между дисциплинами приводит к тому, что объективно достаточные знания студенты затрудняются перенести на решение новой задачи. Профессиональная деятельность предполагает комплексное и вариативное использование теоретических знаний и практических умений, усвоенных при изучении разных учебных дисциплин. Любая профессиональная задача (проблема) является междисциплинарной и требует всестороннего анализа для выбора способа ее решения. Следовательно, в целях подготовки будущего специалиста должен использоваться интегративный подход, обеспечивающий целостность профессионального и личностного становления будущего специалиста, которое проявляется в степени сформированности интегрального стиля мышления, способности совмещать теорию с практикой.
Аспекты проблемы совершенствования обучения и воспитания школьников с позиций межпредметных связей и интеграции в обучении рассматривались в трудах известных педагогов И. Д. Зверева, М. А. Данилова, В. Н. Максимовой, С. П. Баранова, Н.М. Скаткина; ученых-психологов Е. Н. Кабановой-Меллер, Н. Талызиной, Ю. А. Самарина, Г. И. Вергелиса и др. Авторы считают, что особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентации в потоке информации различной степени сложности. Интеграция определяет стиль научного мышления и ми-
ровоззрение человека. И. Д. Зверев разводит понятия «интеграция» и «межпредметные связи». Собственно интеграция означает «объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания»; а межпредметные связи — это «координация», «тщательно разработанная взаимосвязь учебных предметов». Межпредметные связи способствуют объединению различных наук для обобщения и систематизации знаний, но не представляют нового качества знаний в отличие от интеграции. Благодаря установлению многосторонних межпредметных связей, на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, а также закладывается фундамент для комплексного видения и решения сложных проблем реальной действительности. Реализация межпредметных связей обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, формирование у учащихся целостной картины мира.
Классификации межпредметных связей весьма многообразны. Так, исходя из общности структуры учебных предметов и структуры процесса обучения, которые являются объективными основаниями классификации межпредметных связей, И. Д. Зверев выделил три их основных типа: содержательно-информационные, операционно-деятельностные и организационно-методические. Содержательно-информационные различаются: по составу научных знаний (фактологические, понятийные, теоретические); по знаниям о познании (философские, историко-научные, т. е. гностические, семиотические, логические); по знаниям о ценностных ориентациях (идеологические, т. е. ди-алектико-материалистические, идейно-политические, политико-экономические, этические, эстетические, правовые).
Виды межпредметных связей операционно-деятельностного типа различаются по следующим критериям:
— по способам практической деятельности в применении теоретических знаний — «практические», которые способствуют выработке у учащихся двигательных, трудовых, конструктивно-технических, расчетно-измерительных, вычислительных, экспериментальных, изобразительных, речевых умений;
— по способам учебно-познавательной деятельности в «добывании» новых знаний — «познавательные», которые формируют общеучебные обобщенные умения мыслительной, творческой, учебной, организационно-познавательной (планирование, организация и самоконтроль), самообразовательной деятельностей;
— по способам ценностно-ориентацион-ной деятельности — «ценностно-ориентаци-онные», необходимые для выработки умений оценочной, коммуникативной, художественно-эстетической деятельности, что имеет большое значение для формирования мировоззрения школьника.
Межпредметные связи функционируют в процессе обучения с помощью тех или иных методов и организационных форм. Это позволяет выделить вторичный, подчиненный первым двум, тип организационно-методических связей, имеющий самостоятельное значение. Межпредметные связи этого типа обеспечивают эффективные пути усвоения учащимися общепредметных знаний и умений путем обогащенных методов, приемов и форм. Виды связей данного типа различаются: по способам в различных видах знаний — репродуктивные, поисковые, творческие; по широте осуществления — межкурсовые, внутрицикловые, межцикловых; по времени осуществления — преемственные, сопутствующие, перспективные; по способу взаимосвязи предметов — односторонние, двусторонние, многосторонние; по постоянству реализации — эпизодические, постоянные, систематические; по уровню организации учебно-воспитательного процесса — поурочные, тематические и др.; по формам организации работы учащихся и учителей — индивидуальные, групповые, коллективные.
Приведенная классификация межпредметных связей позволяет аналогичным образом классифицировать внутрикурсовые связи, а также внутрипредметные связи. Во внутри-курсовых и внутрипредметных связях хронологического вида преобладают преемственные и перспективные виды связей, тогда как
синхронные резко ограничены, во внутри-предметных связях синхронный вид вообще отсутствует.
Межпредметные связи лучше всего проявляются в различных формах организации учебной и внеучебной деятельности: на обобщающих уроках, комплексных семинарах, уроках-лекциях, комплексных экскурсиях, в домашних заданиях, на междисциплинарных факультативах, конференциях, тематических вечерах, в работе ученических научных обществ и т. п. Отдельной формой реализации межпредметных связей является организация межпредметного экзамена по ряду смежных учебных дисциплин. Рассмотрим подробнее возможные сложности использования данной формы и особенности ее организации.
Обучающиеся по специальности «пециаль-ное дошкольное образование» осваивают учебные дисциплины и профессиональные модули, связанные с организацией психолого-педагогической работы с дошкольниками, а также междисциплинарные курсы, направленные на формирование представлений о специфике коррек-ционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Особенности взаимодействия с детьми с ОВЗ состоят в учете взаимосвязи общих задач обучения и воспитания и специфических методов и приемов работы. Обучающиеся овладевают общими и профессиональными компетенциями в области нормального и нарушенного развития. Соответственно, возникает необходимость проведения такой формы экзамена, которая учитывала бы особенности квалификации обучающихся.
С этой целью нами было разработано содержание квалификационного экзамена, в ходе которого обучающиеся смогли бы продемонстрировать соответствующие компетенции. Преподавателями была продумана типично сформулированная серия взаимосвязанных заданий.
В первом задании предлагалось составить психолого-педагогическую характеристику детей с разными видами нарушений в сравнении с нормой развития, сформулировать образовательные потребности, цель, задачи, направления, особенности, методы коррекционно-раз-вивающего обучения и воспитания детей с конкретными нарушениями. В этом задании обучающиеся демонстрируют знания о нормальном и аномальном развитии и особенностях организации коррекционной работы, показывают готовность к использованию специфических методов и приемов. Во втором задании обучающиеся должны проанализировать конкретную
педагогическую ситуацию, связанную с проведением коррекционной работы воспитателем в ходе режимных процессов. свободной и организованной деятельности. Обучающимся необходимо определить рациональность используемых методов и приемов, объяснить возникшие сложности и предложить свои способы их решения.
Следующее задание направлено на оценку умения обучающихся разрабатывать конспект занятия, экскурсии, игры и прочее для обучения и воспитания детей. В данном случае есть необходимость придерживаться логики плани-
рования форм работы с детьми с нормой развития и общих требований к оформлению данных видов деятельности и наряду с этим учесть образовательные потребности детей с конкретным нарушением в развитии.
Таким образом, междисциплинарный экзамен по специальности позволяет реализовать разные виды и формы межпредметной интеграции и сформировать у обучающихся целостное видение особенностей организации коррекци-онной воспитательно-образовательной работы педагога в специализированном дошкольном учреждении.
ДИАЛОГОВАЯ ПАРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
т. Б. Видовская, И. С. Назаренко, преподаватели Анжеро-Судженского педагогического колледжа
В настоящее время профессиональный стандарт предъявляет достаточно высокие требования к педагогу. Современный преподаватель СПО должен обладать высоким уровнем педагогической культуры, знать нормативно-правовую базу, регулирующую сферу профессиональной деятельности, в совершенстве владеть содержанием и современными методами, формами преподавания своего предмета, осуществлять методическое сопровождение образовательного процесса, проводить проф-ориентационную работу. Однако, как показывает практика, молодому специалисту, который только пришел в систему профессиональных отношений, достаточно сложно соответствовать предъявляемым к нему требованиям. Данное противоречие актуализирует существующую проблему — как ускорить процесс профессиональной адаптации молодого педагога.
Самая распространенная форма оказания помощи молодому преподавателю — это его включение в работу различных профессиональных объединений педагогов. В данной ситуации работа молодого специалиста в цикловой, методической комиссиях или в составе творческой, проблемной группы является мощным фактором (стимулом) совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников.
В настоящее время существует и широко используется в практике профессиональных об-
т. Б. Видовская
И. С. Назаренко
разовательных организаций большое разнообразие форм поддержки или сопровождения молодого специалиста в период его адаптации к условиям профессиональной деятельности. Одной из таких форм является наставничество — это передача педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера. Сущность и значение наставничества заключается в ценности взаимообучения. В настоящее время существуют различные виды и формы наставничества, как традиционные, так и инновационные.
Один из видов наставничества в нашей образовательной организации представляют творческие микрогруппы (абсолютно добровольное, нередко стихийно возникшее содруже-