Научная статья на тему 'Диалоговая пара как эффективная форма наставничества в профессиональной образовательной организации'

Диалоговая пара как эффективная форма наставничества в профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалоговая пара как эффективная форма наставничества в профессиональной образовательной организации»

педагогическую ситуацию, связанную с проведением коррекционной работы воспитателем в ходе режимных процессов. свободной и организованной деятельности. Обучающимся необходимо определить рациональность используемых методов и приемов, объяснить возникшие сложности и предложить свои способы их решения.

Следующее задание направлено на оценку умения обучающихся разрабатывать конспект занятия, экскурсии, игры и прочее для обучения и воспитания детей. В данном случае есть необходимость придерживаться логики плани-

- методическая служба -

рования форм работы с детьми с нормой развития и общих требований к оформлению данных видов деятельности и наряду с этим учесть образовательные потребности детей с конкретным нарушением в развитии.

Таким образом, междисциплинарный экзамен по специальности позволяет реализовать разные виды и формы межпредметной интеграции и сформировать у обучающихся целостное видение особенностей организации коррекционной воспитательно-образовательной работы педагога в специализированном дошкольном учреждении.

ДИАЛОГОВАЯ ПАРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

т. Б. Видовская, И. С. Назаренко, преподаватели Анжеро-Судженского педагогического колледжа

В настоящее время профессиональный стандарт предъявляет достаточно высокие требования к педагогу. Современный преподаватель СПО должен обладать высоким уровнем педагогической культуры, знать нормативно-правовую базу, регулирующую сферу профессиональной деятельности, в совершенстве владеть содержанием и современными методами, формами преподавания своего предмета, осуществлять методическое сопровождение образовательного процесса, проводить проф-ориентационную работу. Однако, как показывает практика, молодому специалисту, который только пришел в систему профессиональных отношений, достаточно сложно соответствовать предъявляемым к нему требованиям. Данное противоречие актуализирует существующую проблему — как ускорить процесс профессиональной адаптации молодого педагога.

Самая распространенная форма оказания помощи молодому преподавателю — это его включение в работу различных профессиональных объединений педагогов. В данной ситуации работа молодого специалиста в цикловой, методической комиссиях или в составе творческой, проблемной группы является мощным фактором (стимулом) совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников.

В настоящее время существует и широко используется в практике профессиональных об-

т. Б. Видовская

И. С. Назаренко

разовательных организаций большое разнообразие форм поддержки или сопровождения молодого специалиста в период его адаптации к условиям профессиональной деятельности. Одной из таких форм является наставничество — это передача педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера. Сущность и значение наставничества заключается в ценности взаимообучения. В настоящее время существуют различные виды и формы наставничества, как традиционные, так и инновационные.

Один из видов наставничества в нашей образовательной организации представляют творческие микрогруппы (абсолютно добровольное, нередко стихийно возникшее содруже-

- методическая служба -

ство педагогов, действующее до тех пор, пока не исчерпается необходимость взаимного профессионального общения), иначе говоря, диалоговые пары. Результатом деятельности такого содружества может быть не только взаимообучение, но и новый продукт: методика, образовательная программа, разработка урока, учебного пособия и др.

Изучив литературу, мы не нашли трактовки определения «диалоговая пара как форма наставничества». В основном авторы выделяют понятие «диалоговое обучение» среди форм педагогических технологий. Проведя параллель между этими понятиями и основываясь на собственном опыте, мы пришли к выводу, что термин «диалоговая пара» можно определить как форму наставничества, представляющую собой неформальное объединение двух педагогов (начинающего и опытного), которое характеризуется субъект-субъектными отношениями, взаимодействием на равных и внутри которого происходит обмен опытом.

Ключевыми моментами организации нашего объединения в форме диалоговой пары стали:

• общий интерес к проблеме;

• компенсаторные возможности (один педагог творческий, то есть генерирует идеи, другой — обладает огромным опытом структурирования, написания методических разработок и др.);

• взаимная симпатия, психологическая совместимость.

Вся работа строилась на творческом диалоге двух педагогов, без доминирования одного над другим. Каждый понимал, что его идеи будут услышаны и реализованы.

В ходе совместной работы решались следующие задачи: повышение профессиональной компетентности молодого педагога, повышение уровня профессионализма педагога-мастера, передача и обмен опытом, эффективное освоение современных образовательных технологий, развитие субъектной позиции преподавателей в профессиональной деятельности и другие.

Совместная деятельность предполагает разнообразные виды работы:

• изучение и анализ литературы;

• обсуждение планов, содержания семинаров, мастер-классов, консультаций и т. д.;

• совместная подготовка к проведению различных мероприятий;

• разработка конспектов совместной деятельности;

• разработка методического обеспечения педагогической практики;

• проведение мероприятий (открытые совещания по итогам практики, мастер-классы, семинары-практикумы и др.);

• анализ совместной деятельности и др.

Объединение в диалоговую пару основывается на взаимном интересе к проблеме организации и проведения педагогической практики. Отчеты по практике не отличались разнообразием.

В течение двух лет были разработаны и апробированы варианты итоговых совещаний по практике в форме интерактивной игры. Результатом работы стало электронное методическое пособие. Полученный опыт был представлен коллегам на открытых совещаниях по педагогической практике, в рамках областной консультации для преподавателей колледжей Кемеровской области, городской научно-практической конференции, круглого стола на Международной научно-практической конференции по теме «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век» (2016 г.) и рекомендован к размещению в электронной сетевой методической копилке на сайте КРИРПО. Электронное методическое пособие было отмечено дипломом на Областном конкурсе-выставке научно-методических материалов преподавателей профессиональных образовательных организаций Кемеровской области (г. Новокузнецк, 2016).

Наше профессиональное взаимодействие в области решения одной проблемы позволило решить не одну задачу, включая методическое обеспечение педагогической практики, создание электронного методического комплекса преподаваемых междисциплинарных курсов, проведение областной консультации, семинаров-практикумов, мастер-классов и др.

По результатам работы нашей диалоговой пары мы были представлены администрацией колледжа к наградам. В июне 2016 г. на губернаторском приеме «Рабочая смена Кузбасса» нам были вручены медаль «Лауреат премии Кузбасса» (Т. Б. Видовская) и почетная грамота Коллегии администрации Кемеровской области (И. С. Назаренко).

Сегодня наша работа в диалоговой паре продолжается, мы находимся в творческом поиске новых подходов к организации образовательного процесса. Главная цель нашей работы — совершенствовать себя в профессиональной деятельности, обеспечивать качественную подготовку специалистов и вдохновлять своим примером коллег.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.