Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ'

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
185
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНОСТЬ / ФАКТОРНОСТЬ / БАЗИС / ПРИНЦИП СЕМАНТИЧЕСКОЙ БЛИЗОСТИ / ТИПОЛОГИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малышев Константин Борисович, Малышева Ольга Александровна

В статье показана актуальность системно-базисного подхода, предложенного К.Б. Малышевым и О.А. Малышевой в методологии педагогической науки. Показано применение системно-базисного подхода для конструирования трехмерной базисной типологической модели межличностных отношений и применения ее для построения соответствующей измерительной методики. Знание особенностей межличностных отношений очень важно для построения эффективного педагогического общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малышев Константин Борисович, Малышева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERPERSONAL RELATIONS IN PEDAGOGICAL COMMUNICATION

The article shows the relevance of the system-based approach proposed by K. B. Malyshev and O. A. Malysheva in the methodology of pedagogical science. The article shows the application of the system-based approach to the construction of a three-dimensional basic typological model of interpersonal relations and its application for the construction of an appropriate measurement methodology. Knowledge of the features of interpersonal relationships is very important for building effective pedagogical communication.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ»

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ Малышев Константин Борисович, д.псх.н., профессор (E-mail: konbormal@mail.ru) Малышева Ольга Александровна, к.п.н., доцент (E-mail: konbormal@mail.ru) Вологодский институт права и экономики ФСИН России,

г.Вологда, Россия

В статье показана актуальность системно-базисного подхода, предложенного К.Б. Малышевым и О.А. Малышевой в методологии педагогической науки. Показано применение системно-базисного подхода для конструирования трехмерной базисной типологической модели межличностных отношений и применения ее для построения соответствующей измерительной методики. Знание особенностей межличностных отношений очень важно для построения эффективного педагогического общения.

Ключевые слова: системность, факторность, базис, принцип семантической близости, типология, межличностные отношения.

Проведем анализ трехфакторного едино-дихотомического базисного или трехмерного базисного описания и измерения типологии межличностных отношений. Типологический базис - это «полное», «упорядоченное» и «измеримое» множество элементов - типов. Проверим на «базисность», т.е. на «полноту» F(1), «упорядоченность» F(2) и «измеримость» F(3) типологию межличностных отношений [1]. Трехфакторная едино-дихотомическая базисная модель F(1), F(2), F(3) представляет собой трехмерный базис. Единая дихотомия в нашем случае будет «социальное(+) -индивидуальное(-)», а F(1)(+,-) - фактор «аффекта», F(2) (+,-) - фактор «воли», F(3) (+,-) - фактор «мышления», которые являются базисными, т.е. «линейно-независимыми», а «субстратом» будет «перцепция», которая связана с «межличностными отношениями» [2,5].

Актуальность исследования. Профессиональные затруднения практического психолога связаны с выбором конкретных методик, применяемых в работе. Ему необходимо иметь определенный набор психодиагностических средств, которые он мог бы эффективно использовать в своей практической деятельности. В теоретических исследованиях, направленных на создание диагностических методик, важно учитывать механизм типологи-зации психологических характеристик личности. Большой проблемой для практических психологов является разработка собственных методик, необходимых для частных и особенных случаев изучения личности. Для этого требуются технологии создания психолого-педагогического диагностического инструментария, который позволил бы расширить и показать целостную картину личности.

Изучением личностных характеристик и последующей их типологизаци-ей занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи (Б .Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Анцыферова, Г. Айзенк, Р. Брэмсон, Э. Берн, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Р. Кеттелл, К. Леонгард, А. Харрисон, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, К.Г. Юнг и многие другие). Многие отечественные, а также заимствованные из зарубежного опыта диагностические методики применяются без предварительного теоретического анализа полноты и упорядоченности психологических характеристик, входящих в типологическую структуру исследуемого понятия. Одна из причин этого -несовершенство самих психологических типологий, их рассогласованность с конкретными методиками [3, 4].

Объект исследования - это информация о типологических психологических характеристиках личности. Предмет исследования - трехфакторный дихотомический системно-базисный типологический подход как механизм конструирования методики, обеспечивающей получение полной, упорядоченной и измеримой информации о характеристиках межличностных отношений. Цель исследования - создание и валидизация новой методики для получения и измерения информации о межличностных отношениях на основе применения трехфакторного дихотомического системно-базисного типологического подхода. Гипотеза исследования состоит в том, что определение и измерение межличностных отношений связано с трехфакторным дихотомическим измерительным базисом профессиональной направленности личности.

Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы были поставлены следующие задачи:

1) выявить теоретические основания получения информации о типологических базисных характеристиках личности;

2) определить теоретические основания разработки трехфакторного дихотомического типологического системно-базисного подхода к получению информации о характеристиках межличностных отношений;

3) создать алгоритм построения системно-базисного трехфакторного дихотомического типологического конструкта для получения соответствующей базисной методики измерения типологических характеристик межличностных отношений.

Новизна исследования заключается в расширении представления о системно-базисной методологии трехфакторного дихотомического типологического описания понятий и их измерения в психологии и соответствующего типологического конструирования диагностических средств. Это очень важно в работе практического психолога.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования расширяют научное представление о роли и значении процессов структурирования психологической информации о личности на основе применения системно-базисного подхода к анализу психологиче-

ской информации, что в свою очередь будет способствовать развитию творческого мышления теоретического психолога.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на получение полной и качественной информации о характеристиках личности на основе применения системно-базисного подхода. Они позволяют усовершенствовать измерение межличностных отношений. Применение результатов исследования даст возможность улучшить практическое диагностическое обеспечение психолога. На основе принципа семантической (смысловой) близости устанавливается взаимнооднозначное соответствие уточненной, расширенной типологии межличностных отношений по Т. Лири с базисной трехмерной типологией личности по Д. Голланду с единой дихотомией «социальное - индивидуальное», с уточненной типологией эго-состояний личности по Э.Берну и с уточненной, расширенной типологией стратегий поведения в конфликте по К. Томасу. В данном случае используется метод «базисного наложения» четырех типологий. Это обеспечивает смысловую общность этих типологий и возможность построения новой трехмерной базисной измерительной методики межличностных отношений. «Компромисс» как промежуточный, «усредненный» тип в нашем случае не является базисной стратегией поведения в конфликте.

Результаты взаимного однозначного соответствия четырех типологий занесем в таблицу 1 («типологический изоморфизм») и получим новую трехмерную базисную типологию межличностных отношений с единой дихотомией «социальное - индивидуальное» (см. табл. 1) [6].

«Приспосабливающая адаптация» (1, 2, 3) - «избегающая свобода» (4, 5, 6), «Дружелюбное сотрудничество» (7, 8, 9) - «агрессивное соперничество» (10, 11, 12), «Подавляющее доминирование» (13, 14, 15) - «переговорное подчинение» (16, 17, 18) [7]. Ключ к методике находятся в таблице 1.

Для оценки суждений использовалась дихотомическая симметрическая шкала от -2 до +2, которая соответствует оценкам: 1, 2, 3, 4, 5. Уровни выраженности типов будут: (3-5) (низкий), (6-9) (средний), (10-15) (высокий). Наличие или отсутствие типа межличностных отношений в гексаграмме профиля обозначается сплошной или разорванной чертой. Всего можно построить 64 гексаграммы. Перепроверка на «базисность», т.е. на «полноту», «упорядоченность» и «измеримость» набора типов межличностных отношений осуществлялась с помощью сравнения с эталонным семантическим типологическим профессиональным базисом (по Д. Голланду) [5].

В итоге была построена трехфакторная базисная типология межличностных отношений [4].

Таблица 1 - Сравнительный анализ разных типологий

Трехмерная базисная типология профессиональной направленности личности по Д. Голланду с единой дихотомией «социальное - индивидуальное» Уточненные типы эго-состояний (по Э. Берну), уточненная типология конфликтных стратегий (по К. Томасу), наша уточненная трехмерная типология межличностных отношений Утверждения для трехмерного базисного теста «Типы межличностных отношений»

Конвенциальный. Любит нормативную деятельность, склонен структурировать окружающую информацию. Социальная направленность в поведении. Может подчиняться другим людям. Технологичен, методичен. В деятельности использует больше известные способы, а не свои. Это осторожный тип поведения. Контролер как своей, так и чужой работы. Стремится к дисциплине, к порядку, к системности в деятельности. Решает многие задачи через «адаптивное приспособление» (т.е. выстраивает взаимоотношения с людьми на основе приспособления, проявляя при этом адаптацию к поведению других людей и внешним обстоятельствам). 1. Дитя адаптивное (ДА) - стремится к выполнению правил и социальных требований, проявляет позицию подчинения, ведет себя в соответствии с требованиями взрослых. Проявляет конформизм, но может быть и самостоятельным не по годам. Проявляет в общении с людьми «адаптивное приспособление» (т.е. выстраивает взаимоотношения с людьми на основе приспособления к поведению людей и к внешним обстоятельствам). Приспособление (стратегия в конфликте по К. Томасу). Адаптация (по Э. Берну). Наш тип - это «приспосабливающая адаптация» 1. В общении с людьми я проявляю адаптивную позицию. 2. Приспособление - это моя доминирующая стратегия поведения в конфликте с людьми. 3. Адаптивное приспособление позволяет мне не вступать в конфликтные взаимоотношения и «не наживать себе врагов» среди людей.

Артистический:Свободолюбивая и независимая личность. Индивидуальная направленность в поведении. Творческий, импровизационный, эмоциональный, импульсивный, энергичный, динамичный, эстетичный, доминантный, «душевно-теплый» человек. В поведении занимает преимущественно позицию «свободного избегания» при выстраивании взаимоотношений с людьми на основе «независимости и свободы» от мнения других людей, проявляя часто уход от решения особенно конфликтных ситуаций. Дитя свободное (ДС) - проявляет свою индивидуальность, доминантность, непослушание, бунтарство, креативность. Занимает часто позицию «свободного избегания» в общении с людьми, опираясь на «независимость, свободу» и уход от решения особенно конфликтных ситуаций. Избегание (стратегия в конфликте по К. Томасу) Свобода (по Э. Берну) В итоге наш тип - это «избегающая свобода» 4. В споре я чаще «избегаю» его разрешения. 5. Я всегда имею свое мнение и проявляю «независимость и свободу» от позиций и мнений других людей. 6. При решении конфликтных ситуаций я часто проявляю стратегию «ухода».

Социальный. Хорошо умеет выстраивать коммуникацию с любым типом личности. Коммуникабелен. Социальный. Стремится к коллегиальному принятию ре- Родитель воспитывающий (РВ) - это эго-состояние Родителя, показывающее, как человек ведет себя воспитывая, заботясь и помогая дру- 7. Мне нравится воспитывать людей и при этом применять стратегию «сотрудниче-

шений и советуется с людьми прежде чем принять какое-то решение. Дружелюбный, сензитив-ный, динамичный, активный. Часто обращается за помощью к другим людям. Желает, чтобы его любили. Решает многие задачи через «дружелюбное сотрудничество» (т.е. выстраивает взаимоотношения с людьми на основе сотрудничества, проявляя дружелюбие). В этой позиции проявляется у него «педагогика сотрудничества». гим. Это ласковый, опекающий Родитель. Он дружелюбен. В общении проявляет «дружелюбное сотрудничество». В этой позиции «родитель воспитывающий» реализует «педагогику сотрудничества». Сотрудничество (стратегия поведения в конфликте по К. Томасу). Дружелюбие (по Т. Лири) В итоге наш тип - это «дружелюбное сотрудничество» ства». 8. В общении с людьми я проявляю дружелюбие. 9. Сопереживание и сочувствие к людям - это главные черты моего характера.

Реалистический. Конкретен, индивидуален. Занимается предметной деятельностью. Любит математику. Точный, нормативный, контролирующий, недружелюбный в поведении. Чаще проявляет индуктивный способ мышления. Больше практик, чем теоретик. Доверяет экспертным оценкам в работе. Он реален при решении практических задач, может корректировать по ходу дела какую-то работу. Прагматичен и экономичен в работе. Решает многие задачи через «агрессивное соперничество» Родитель контролирующий (РК) - это эго-состояние, показывающее, как человек ведет себя с целью контроля, управления и критики. Он авторитарен, недружелюбен, занимает часто позицию «агрессивного соперничества» при выстраивании взаимоотношений с людьми. Соперничество (стратегия поведения в конфликте по К. Томасу) Агрессивность (по Т. Лири). В итоге наш тип - это «агрессивное соперничество» 10. Я занимаю часто позицию «соперничества» при выстраивании взаимоотношений с людьми. 11. По отношению к людям я часто проявляю агрессию. 12. По отношению к людям я проявляю часто недружелюбие.

Артистический. Свободолюбивая и независимая личность. Индивидуальная направленность в поведении. Творческий, импровизационный, эмоциональный, импульсивный, энергичный, динамичный, эстетичный, доминантный. В поведении занимает преимущественно позицию «свободного избегания» при выстраивании взаимоотношений с людьми на основе «независимости и свободы» от мнения других людей, проявляя часто уход от решения особенно конфликтных ситуаций. Дитя свободное (ДС) - проявляет свою индивидуальность, доминантность, непослушание, бунтарство, креативность. Занимает часто позицию «свободного избегания» в общении с людьми, опираясь на «независимость, свободу» и уход от решения особенно конфликтных ситуаций. Избегание (стратегия в конфликте по К. Томасу) Свобода (по Э. Берну) В итоге наш тип - это «избегающая свобода» 13. В споре я чаще «избегаю» его разрешения. 14. Я всегда имею свое мнение и проявляю «независимость и свободу» от позиций и мнений других людей. 15. При решении конфликтных ситуаций я часто проявляю стратегию «ухода».

Интеллектуальный. Любит исследовательскую деятельность. Индивидуальная направленность в поведении. Аналитик. Рационален в решениях, креативен, любит Взрослый познающий (ВП) -поисково- - исследовательская активность, решает умственные задачи, любознателен, самостоятелен, анали- 16. Принимаю решения, опираясь на переговоры с другими людьми.

решать интеллектуальные задачи. Проявляется логическая и дедуктивная позиция в мышлении. Использует формулы и модели в работе. Больше теоретик и методист, а не практик. Решает многие задачи через переговоры («через мозговой штурм», проявляя при этом позицию подчинения). Склонен к «умному подчинению в коллективном разуме». тик, креативен, абстрактен. Стремится к переговорам при решении общих задач, подчиняясь «коллективному разуму» («разумное подчинение» большинству). Переговоры (новая стратегия поведения в конфликте). Подчинение (по Т. Лири). В итоге наш тип - это «переговорное подчинение»». 17. Я советуюсь и подчиняюсь людям при коллективных решениях. 18. Мне нравится докладывать о своих научных результатах на конференциях и получать при этом обратную связь.

Следует заметить, что определенный тип межличностных отношений будет ярко проявляться в определенном доминирующем типе профессиональной направленности личности [7].

Валидизация новой авторской модифицированной методики на измерение межличностных отношений проводилась в направлении конструктивной валидности. Этот тип валидности отражает степень репрезентации исследуемого конструкта в результатах теста. В качестве такого конструкта выступают типы межличностных отношений [4].

Результаты тестирования студентов Вологодского госуниверситета (Во-ГУ) (193 человека), полученные с помощью новой модифицированной методики определения межличностных отношений, коррелируют с диагностическими результатами, полученными по методике на определение профессиональной направленности личности по Д. Голланду следующим образом: «Приспосабливающая адаптация» (1) - Конвенциальный тип (7), «Избегающая свобода» (2) - Артистический тип (8), «Дружелюбное сотрудничество» (3) - Социальный тип (9), «Агрессивное соперничество» (4) - Реалистический тип (10), «Подавляющее доминирование» (5) - Предприимчивый тип (11), «Переговорное подчинение» (6) - Интеллектуальный тип (12), где (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7), (8), (9), (10), (11), (12) - это номера типов межличностных отношений и профессиональных типов личности. Было проведено диагностическое обследование студентов ВоГУ (193 человека). Диапазон коэффициентов корреляции от 0,42 до 0,71 между типами теста на определение межличностных отношений и аналогичным по типологическому конструкту тестом, измеряющим типы профессиональной направленности личности и являющимся валидным, подтверждает то, что разработанный новый модифицированный тест «измеряет» те же характеристики личности, что и трехфакторный базисный тест-эталон на определение профессиональной направленности личности (см. табл. 2) [4].

Таблица 2 - Корреляции между типами межличностных отношений _и профессиональными типами личности_

Типы межличностных отношений Профессиональные типы личности

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Типы 1 1,00 0,03 0,29 -0,04 0,05 0,15 0,71 0,21 -0,12 0,04 0,19 0,35

меж-

лич- 2 1,00 -0,17 0,15 -0,04 0,14 0,05 0,59 -0,20 0,21 0,14 -0,18

ност-

ных 3 1,00 0,03 -0,07 0,16 0,21 0,30 0,42 -0,12 -0,06 0,21

отноше-

4 1,00 0,17 0,06 0,13 -0,07 0,21 0,52 -0,13 0,17

ний 5 1,00 0,16 0,18 -0,05 0,13 -0,11 0,57 -0,05

6 1,00 0,18 0,21 -0,01 0,14 0,18 0,65

Про-фес-сио- 7 1,00 -0,23 0,15 -0,06 0,28 0,14

8 1,00 0,19 0,13 -0,08 0,13

наль-

ные 9 1,00 0,05 -0,06 0,19

типы 10 1,00 0,31 0,21

личнос- 11 1,00 -0,27

ти 12 1,00

Эталонный трехмерный базисный валидный тест профессиональной направленности личности по Д. Голланду является независимым критерием и в данном случае позволяет проверить критериальную валидность вновь созданного теста [6]. В результате диагностики студентов Вологодского госуниверситета были обнаружены коэффициенты корреляции (от 0,42 до 0,71) между типами нового авторского теста на определение межличностных отношений и соответствующими типами личности валидного теста Д. Голланда [4]: «Приспосабливающая адаптация» - «Конвенциальный»; «Избегающая свобода» - «Артистический»; «Дружелюбное сотрудничество» - «Социальный»; «Агрессивное соперничество» - «Реалистический»; «Подавляющее доминирование» - «Предприимчивый»; «Переговорное подчинение» - «Интеллектуальный».

Исследование показало, что можно спроектировать наш трехмерный базис межличностных отношений (Приспосабливающая адаптация - Избегающая свобода, Дружелюбное сотрудничество - Агрессивное соперничество, Подавляющее доминирование - Переговорное подчинение) на двухфакторный базис межличностных отношений по Т. Лири (Дружелюбие - Агрессивность, Доминирование - Подчинение) с единой дихотомией «социальное - индивидуальное» [7]. Аналогия в математике - это проектирование трехмерного «базисного координатного пространства» при размерности г=3 на одну из трех двумерных «базисных координатных плоскостей» при размерности г=2.

Цель исследования была достигнута, задачи решены и гипотеза подтвердилась.

Список литературы

1. Ганзен, В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. - Ленинград: ЛГУ, 1984. - 176 с.

2. Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии / Б.Ф. Ломов // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 31-45.

3. Мазилов, В. А. Методология психологической науки: история и современность / В.А. Мазилов. - Ярославль: ЯГПУ, 2017. - 419 с.

4. Малышев, К.Б. Системные описания типологий / К.Б. Малышев, О. А. Малышева. - Вологда-Курск, 2019. - 226 с.

5. Малышев, К.Б. Системно-факторный анализ в психологии / К.Б. Малышев, О. А. Малышева. - Вологда-Курск, 2019. - 180 с.

6. Малышев, К.Б. Методология базисного подхода в современных психологических исследованиях / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск, 2020. - 215 с.

7. Малышев, К.Б. Основы психоалгебры / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск, 2021. - 157 с.

Malyshev Konstantin Borisovich

Doctor ofpsychology Professor of the Department of legal psychology and pedagogy, Vologda Institute of law and Economics of the Federal penitentiary service of Russia, E-mail: konbormal@mail.ru Malysheva Olga Alexandrovna

Candidate of pedagogics Associate Professor of General psychology, Vologda Institute of law and Economics of the Federal penitentiary service of Russia, E-mail: konbormal@mail.ru

FEATURES OF INTERPERSONAL RELATIONS IN PEDAGOGICAL COMMUNICATION

Abstract: The article shows the relevance of the system-based approach proposed by K. B. Malyshev and O. A. Malysheva in the methodology of pedagogical science. The article shows the application of the system-based approach to the construction of a three-dimensional basic typological model of interpersonal relations and its application for the construction of an appropriate measurement methodology. Knowledge of the features of interpersonal relationships is very important for building effective pedagogical communication. Key words: consistency, factoricity, basis, the principle of semantic proximity, typology, interpersonal relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.