Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ, СПОСОБЫ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ, СПОСОБЫ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6253
764
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ОТНОШЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / INTERACTION AND RELATIONSHIP WITH OTHERS / RELATIONSHIP EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Финк А.

В статье рассматриваются следующие вопросы: - сущность понятия «межличностных отношений»; - теоретические подходы к определению понятия межличностных отношений в работах ученых-психологов; - проанализированы факторы, влияющие на межличностные отношения; - рассмотрены способы оптимизации межличностных отношений в коллективе. - охарактеризованы выборка, этапы исследования, определены методы и методики исследования; - проведена диагностика особенности межличностных отношений в рабочем коллективе до и после проведения тренинга; - дана оценка эффективности работы по оптимизации межличностных отношений в коллективе. Задачи, поставленные в данной работе, решались методами: - теоретический анализ литературы; - психодиагностическое тестирование; - эксперимент, математико-статистический (вычисление первичных статистик, t-критерий Стьюдента). Методологические принципы: научности, объективности, развития. В статье отмечена практическая значимость исследования по оптимизации межличностных отношений в коллективе. Тестирование проводилось 11 работников проектной организации ООО «СибПроект» Новокузнецк. В статье использовались исследования таких психологов, как В.Н. Мясищев, Е.П. Ильин, А.В. Петровский и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS IN THE TEAM AND METHODS OF THEIR OPTIMIZATION

The article discusses the essence of the "interpersonal relationships" concept and theoretical approaches to defining the interpersonal relationships, aselaborated by the psychology scientists. Factors influencing the interpersonal relationships are analyzed. Ways to optimize the interpersonal relationships in the teamare presented.The sample group and the stages and methods of study are described. The peculiarities of the interpersonal relationships in the working group before and after the training have been examined. An assessment of the effectiveness of work on optimizing the interpersonal relations in the team is given. The tasks set in this work were solved by the following methods: theoretical analysis of the literature, psychodiagnostic testing, experiment, and statistical analysis (calculation of the primary statistics, Student’st-criterion). The methodological principles of science, objectivity and development were used. The article highlightsthe practical importance of studies on optimization of interpersonal relationships.Testing was conducted on a group of 11 employees of LLC “SibProject”, Novokuznestk. The article reviews research data of V. N. Myasishchev, E. P. Ilyin, A. V. Petrovsky and other psychologists.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ, СПОСОБЫ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ»

Особенности межличностных отношений в коллективе, способы их оптимизации

Features of interpersonal relationships in the team and methods of their optimization

Финк А.

Студент 3 курса,

Факультет психологии и педагогики Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет»

РФ, г. Новокузнецк

Fink A.

Student of the 3rdyear,

Faculty of Psychology andEducation of the Novokuznetsk Institute (branch) ofthe Federal State Budget Educational Institution ofHigher Education

"Kemerovo State University" Russian Federation, Novokuznetsk

Аннотация.

В статье рассматриваются следующие вопросы:

- сущность понятия «межличностных отношений»;

- теоретические подходы к определению понятия межличностных отношений в работах ученых-психологов;

- проанализированы факторы, влияющие на межличностные отношения;

- рассмотрены способы оптимизации межличностных отношений в коллективе.

- охарактеризованы выборка, этапы исследования, определены методы и методики исследования;

- проведена диагностика особенности межличностных отношений в рабочем коллективе до и после проведения тренинга;

- дана оценка эффективности работы по оптимизации межличностных отношений в коллективе.

Задачи, поставленные в данной работе, решались методами:

- теоретический анализ литературы;

- психодиагностическое тестирование;

- эксперимент, математико-статистический (вычисление первичных статистик, t-критерий Стьюдента).

Методологические принципы: научности, объективности, развития.

В статье отмечена практическая значимость исследования по оптимизации межличностных отношений в коллективе.

Тестирование проводилось 11 работников проектной организации ООО «СибПроект» Новокузнецк.

В статье использовались исследования таких психологов, как В.Н. Мясищев, Е.П. Ильин, А.В. Петровский и другие.

Annotation.

The article discusses the essence of the "interpersonal relationships" concept and theoretical approaches to defining the interpersonal relationships, aselaborated by the psychology scientists. Factors influencing the interpersonal relationships are analyzed. Ways to optimize the interpersonal relationships in the teamare presented.The sample group and the stages and methods of study are described. The peculiarities of the interpersonal relationships in the working group before and after the training have been examined. An assessment of the effectiveness of work on optimizing the interpersonal relations in the team is given. The tasks set in this work were solved by the following methods: theoretical analysis of the literature, psychodiagnostic testing, experiment, and statistical analysis (calculation of the primary statistics, Student'st-criterion). The methodological principles of science, objectivity and development were used. The article highlightsthe practical importance of studies on optimization of interpersonal relationships.Testing was conducted on a group of 11 employees of LLC "SibProject", Novokuznestk. The article reviews research data of V. N. Myasishchev, E. P. Ilyin, A V. Petrovsky and other psychologists.

Ключевые слова: межличностные отношения, взаимодействие и отношение с окружающими, эффективность отношений.

Key words: interpersonal relationships, interaction and relationship with others, relationship effectiveness.

Понятие межличностные отношения исторически занимало центральное и значительное место в социальной психологии и других социальных науках. Некоторые из основоположников социологии, такие как Зиммель и Маркс, были озабочены проблемами притяжения и межличностных отношений.

Чтобы понять, как развиваются навыки межличностных отношений у людей, нужно сначала выяснить сущность самого понятия «межличностных отношений».

Межличностные отношения - это сильная, глубокая или тесная связь, или знакомство между двумя или более людьми, продолжительность которых может варьироваться от краткого до продолжительного [16]. Эта ассоциация может основываться на умозаключении, любви, солидарности, регулярных деловых отношениях или каком-либо другом типе социальных обязательств.

Межличностные отношения формируются в контексте социальных, культурных и других воздействий. Контекст может варьироваться от семейных или родственных отношений, дружбы, брака, отношений с окружающими, работы, клубов, микрорайонов и мест отправления культа. Они могут регулироваться законом, обычаем или взаимным соглашением и являются основой социальных групп и общества в целом [21].

Межличностное общение, по сути, определяет отношения. Межличностное общение носит реляционный характер; это происходит в отношениях, и то, как мы общаемся, зависит от того, какие у нас отношения с другим человеком [13].

Тип общения может варьироваться от относительно безличного до очень личного.

Межличностные отношения двух участников взаимозависимы, где поведение каждого влияет на результаты деятельности другого. Люди формируют множество различных видов отношений с другими людьми, некоторые из которых являются интимными и близкими (например, родитель-ребенок, супруг-супруг, дружба), а другие - нет (например, сосед, учитель-ученик). Большая часть исследований межличностных отношений была сосредоточена на тех отношениях, которые являются близкими, интимными и имеют высокую взаимозависимость.

Келли и его коллеги (КеПеуаМСоПесЮге, 1983) определяют тесные отношения как сильные, частые и с разнообразной взаимозависимостью, которые длятся в течение значительного периода времени. Близкие отношения могут быть классифицированы как первичные группы, которые обеспечивают поддержку, воспитание и социализацию индивидов в соответствии с нормами общества.

В 1980-е годы исследователи обратили свое внимание на более интенсивные настроения и явления, происходящие в реальных межличностных отношениях, а также на социальный контекст различных видов специфических отношений.

Анализ исследований, проведенных с 1980 года, демонстрирует, что межличностные отношения жизненно важны и важны для физического и психического здоровья людей.

Исследования показывают (Hоuseetal. 2003), что люди, вероятно, страдают от депрессии, тревоги, плохого здоровья и других физических проблем, если им не хватает межличностных отношений высокого количества и качества. Интересным выводом здесь является то, что качество и количество отношений имеют решающее значение для общего здоровья и благополучия людей[8].

Установлено, что возраст или стадия жизненного цикла индивида имеют отношение к тому, какие реляционные процессы важны для оценки индивидами отношений (качества отношений).

Еще один аспект изучения отношений в 90-е годы - различия между намерением поддерживать отношения, личностными оценками в рамках отношений, воспринимаемых индивидами (качество отношений), и статусом отношений (стабильность отношений).

Третьим новым направлением в исследовании отношений стало сосредоточение внимания на том, чтобы сделать диаду единицей анализа.

Еще одним направлением исследования отношений стало применение символических интеракционистских концепций к изучению благополучия и стабильности отношений (Брук и Каст, 1997).

Пятым направлением в исследовании отношений стало изучение конструирования смысла внутри отношений для обеспечения качества и стабильности отношений. В этих исследованиях признается, что индивиды могут строить смыслы своих отношений, основываясь на социальном контексте этих отношений и личности, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на оценки индивидов и статус этих отношений

В-шестых, были изучены более обширные условия окружающей среды и структурные условия, которые могут быть вредными или полезными для благополучия пары.

Одним из специфических контекстуальных факторов, которым в последнее время уделяется большое внимание, являются социальные сети, или связь между отношениями и людьми вне диады. В частности, исследователи отношений интересовались влиянием социальных сетей и друзей на стабильность и качество отношений (Фелмли и Спрешер, 2000).

Еще одним важным контекстуальным фактором, получившим внимание в последнее время, является контекст расы/этнической принадлежности для межличностных отношений (Мк. Лойд, 2000). Исследователи отношений начали подчеркивать сходства и различия между различными расовыми/этническими группами и внутри них. Недавние исследования показали, что как культурные, так и структурные факторы могут оказывать различное влияние на процессы взаимоотношений между различными этническими группами [7].

Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния межличностных отношений и эффективности производственной деятельности[15].

Таким образом, на современном этапе развития психологии накоплен большой опыт в исследовании вопросов, связанных с характером деловых взаимоотношений в различных сферах жизнедеятельности человека, в том числе, в деловых взаимоотношениях.

Многие из личностных факторов, влияют на межличностные взаимодействия и отношения, такие как пол, возраст, культурное происхождение, этническая принадлежность, образовательный уровень и когнитивные способности. Люди, которые имеют одинаковые цели и интересы, так же чаще и легче вступают в межличностные отношения.

Рассмотрим факторы, влияющие на межличностные отношения: Первый фактор — это совместимость. Два человека в отношениях должны быть совместимы друг с другом. В отношениях не должно быть разногласий и недоразумений. Люди с аналогичным опытом и схожими жизненными целями преуспевают в отношениях. Людям с разными целями, взглядами, мыслительными процессами трудно приспосабливаться и, следовательно, переносить отношения на следующий уровень.

Человек, правильно воспринимающий своего собеседника реже встретиться с типичными проблемами совместного общения. Открытость, честность и эмпатия так же имеют важное значение в отношениях.

Не менее важно время. Время играет важную роль в отношениях. Люди должны совместно проводить достаточно времени, чтобы лучше узнать друг друга. В то время как недостаток контакта, провоцирует недопонимание и конфликты из-за незнания личности друг друга. Каждые отношения требуют времени и усилий отдельного человека [1].

Существует четыре фактора, которые влияют на межличностное общение: культурный, ситуативный, развивающий и физический. Эти факторы должны учитываться во время общения, потому что каждый фактор создает потенциальные барьеры в общении, которые могут влиять на эффективность взаимодействия друг с другом или внутри групп людей. Культурные факторы включают язык, системы убеждений, мораль, перспективу и обычаи. Язык влияет на общение из-за различий в переводах и разговорной речи. Системы убеждений и мораль оказывают большое влияние на то, как мы общаемся и с кем общаемся [17].

Социальные предрассудки также мешают людям строить новые отношения. Эта социальная

предвзятость может быть ощутимой, такой как внешнее давление со стороны членов семьи против каких-то межличностных связей и отношений, или это может быть восприятие, основанное на интернализованных убеждениях самого человека.

Важными посредниками в межличностных взаимодействиях и отношениях могут выступать вспомогательное оборудование, вспомогательные технологии и, в частности, коммуникационные технологии.

Ученые так же выяснили, что финансовые ресурсы влияют на способность участвовать в социальной деятельности, на межличностные отношения. Степень социальной интеграции людей также связана с сохранением партнерских отношений с течением времени.

Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми чаще всего являются те из них, которые появляются в процессе совместнойтрудовой деятельности В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер[21].

Немаловажную роль в межличностных отношениях коллектива играет психологический климат. Содержательная характеристика психологического климата связана, как правило, с самочувствием человека в коллективе (настроением, удовлетворенностью, психологическим комфортом); когда же самочувствие людей переносится на их отношение к труду и другим членам коллектива, на межличностные отношения, на общие взаимоотношения, тогда складывается психологический климат.

В таком аспекте рассматривают психологический климат Б. Д. Парыгин, К. К. Платонов, Г. А. Моченов, М. Н. Ночевник и другие[20]. При этом тесные положительные взаимоотношения повышают работоспособность, улучшают состояние здоровья [17]. Психологический климат формируется под влиянием групповых эмоций, возникающих в результате достижения успеха или неудачи.

Важнейшими признаками благоприятного психологического климата являются доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; удовлетворенность принадлежностью к коллективу и др. [18].

В межличностных отношениях не последнюю роль играют такие факторы как ориентации на достижение компромисса коллектива, стремление урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого, поиска совместных решений.

Ориентации на принятие партнера стремления к общению основанном на взаимоуважении, внимательном и искреннем уважении друг к другу. Ориентации индивида и коллектива на адекватность восприятия и понимания партнёра - стремления к созданию хороших взаимоотношений и всестороннего обсуждения возникающих проблем и учета различных точек зрения. Без этих факторов межличностные отношения в коллективе невозможно будет наладить, Отследить эти факторы может помочь методика диагностики «Мотивационных ориентации в межличностных коммуникациях» И.Д. Ладанова, В.А Уразаевой, направленная на определение основных коммуникативных ориентаций и их гармоничности в процессе формального общения, ориентации на принятие партнера, адекватность восприятия, понимание партнера и ориентации на достижение компромисса.

При восприятии другого человека в качестве представителя определенной социальной группы, выполняющего определенную социальную роль, у его партнера по общению непроизвольно актуализируются ранее сформировавшиеся отношения к этой группе и роли. И в зависимости от содержания и характера этих отношений развивается межличностное общение данных индивидов, их сотрудничество или противодействие.

Каждый индивид, существующий внутри любого коллектива, должен взаимодействовать с другими людьми этого же коллектива. Предпосылками к контакту являются взаимные заинтересованности людей в тех или иных личностных качествах друг друга. Для осуществления процесса общения между людьми заинтересованность необходима. Заинтересованность в свою очередь основывается на ожидании того, чем одна личность может удовлетворить актуализированную потребность другой личности, что в свою очередь помогает достижению общих целей и способствует гармоничным отношениям внутри коллектива. Улучшению отношений способствуют следующие условия:

- создание атмосферы взаимной доброжелательности у участников коллектива;

- введение в жизнь положительных факторов, усиливающих стремление к общечеловеческим ценностям;

- использование информации о структуре целой группы и о личных качествах каждого индивида;

- организация совместной деятельности, усиливающей контакты и создающей общие эмоциональные переживания;

- оказание помощи друг другу при выполнении заданий, справедливое, ровное отношение ко всем внутри коллектива.

- организация коллективных игр и других мероприятий, во время которых каждому проявить себя позитивно, с незнакомой стороны;

- учет специфики, установок, стремлений, интересов, ценностных ориентации каждого в коллективе[24].

Для выполнения этих условий часто требуются различные методы и приемы, ниже описаны некоторые

из них.

Беседы - являются ключом к развитию отношений, обмену мыслями и идеями и слушанию друг друга. Люди учатся лучше понимать друг друга, слушая мысли друг друга, наблюдая выражения лица и тела, которые показывают эмоции. Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды: терапевтическая беседа; экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез); автобиографическая беседа; интервью [19].

«Беседа лицом к лицу - это самая человечная и гуманистическая вещь, которую мы делаем», подчеркивал Ш. Теркл, т.к. именно в беседе происходит развитие способности к эмпатии, саморефлексии, что не может не сказаться на межличностных отношениях с теми, с кем приходится общаться [6].

Кроме того, открытость и прозрачность в беседе будут способствовать обмену знаниями. Этот обмен знаниями между членами рабочего коллектива, повышает доверие и улучшает навыки, делая работу коллектива более эффективной.

Еще одним из методов, является игра. Она оказывает всесторонне воздействие не только на детей, но и на взрослых. Играя, например, в соревновательные, настольные и даже видеоигры коллектив так же устанавливает близкие межличностные отношения. Совместное приятное времяпрепровождение во время игры позволяет индивиду раскрыться, научиться командному взаимодействию, а также просто лучше узнать людей в его коллективе.

Формирование межличностных отношений через совместный труд. Эта старая практика, но весьма эффективная. Совместный труд позволяет сплотиться для общего дела и так же в процессе труда общаясь узнать своих коллег по работе.

Еще один способ оптимизации - совместные тренинги, тимбилдинги и совместные мероприятия, включающие в себя, тесты и получение новых знаний о том, как наладить общение и отношения между собой Психологический тренинг позволяет работать с личностью, затрагивая глубинные внутренние структуры, трудно поддающиеся коррекции другими методами. Понятие «социально-психологический тренинг» для обозначения

групповых форм ввел М. Форверг. Тренинг социально - психологический - область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении и межличностном взаимодействии [21].

Мероприятия на сплочение команды могут иметь разную форму: корпоративный вечер, квест, бал-маскарад, совместные походы, психологические тренинги, спортивные состязания. Некоторые виды тимбилдинга обрели форму известных телевизионных шоу: «Последний герой», «Фактор страха», «Форт Боярд».

Корпоративные тренинги на сплочение коллектива преследуют миссию укрепления (завязывания) дружеских отношений между людьми. Они способствуют выработке единых ценностей и целей всех членов команды, их соответствию ожиданиям друг друга. Это гарантирует единство знания о том, как другие считают, что команда должна вести себя, и как другие чувствуют, что цели и ценности должны быть достигнуты. Немаловажны и психологические тренинги общения, где участники коллектива узнают правила общения, основные приемы диалогической и монологической речи, могут высказать свое мнение, принимать другие мнения, проявлять толерантность, гуманность, эмоциональную устойчивость.

Выполнения ряда объективных, но увлекательных мероприятий по построению межличностных отношений позволят развить личные и доверительные отношения в коллективе.

В завершении можно отметить, что любой человек, существующий в коллективе должен владеть различными приёмами взаимодействия и формирования межличностных отношений, пользоваться знаниями методов и приемов, проводимых для оптимизации отношений, так как всё это является составляющими компонентами для оптимального взаимодействия в коллективе.

Итак, межличностные отношения требуют максимальных усилий для их развития и поддержания. Межличностные отношения - это связь между двумя или более людьми, которая может варьироваться от мимолетных до продолжительных. Межличностные отношения формируются в контексте социальных, культурных и других воздействий. Исследования показывают, что люди могут страдать от депрессии, тревоги, плохого состояния здоровья и других физических проблем, если им не хватает межличностных отношений в коллективе.

В общении и происходит реализация таких видов человеческих отношений, как межличностные и общественные. В общении заключается вся система отношений человека. В реальном общении заключаются не только межличностные отношения, а именно эмоциональные отношения людей между собой, такие как симпатия или неприязнь, но и общественные отношения, которые по своей природе являются безличными.

Среди основных факторов межличностных отношений (межличностной привлекательности) Н.Н. Обозов называет следующие: сходство установок (интересов, мнений) и Я-концепции; адекватность восприятия положительных и отрицательных черт; сходство главных и различие второстепенных качеств в

Я-концепциях; приятный фон отношений; «приятное» поведение другого; условия сотрудничества (а не соперничества).

Ниже проведены исследования межличностных отношений в коллективе и способов их оптимизации

Исследование строилось в определенной последовательности и состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.

1. Констатирующий этап состоял в проведение первичной диагностики, анализа полученных данных, их обобщения.

2. Формирующий этап предполагал проведение мероприятий, направленный на оптимизацию межличностных отношений в коллективе.

На формирующем этапе был проведен социально-психологический. тренинг, общей

продолжительностью 4 часа, каждое занятие проводилось по 35-40 минут, было провидено 5 занятий. Программа тренинга представлена, а Приложении 13.

Целью исследования были: оптимизация межличностных отношений в коллективе, повышение психологической совместимости членов коллектива.

Поставленные задачи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование благоприятного психологического климата в группе;

- осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

- развитие умения работать в команде;

- сплочение группы;

- гармонизация межличностных отношений.

З.Контрольный этап состоял из проведения повторной диагностики, анализа полученных данных, сравнения результатов до и после проведения тренинга. Завершением работы явилось формулировка вывода об эффективности проделанной работы, проверка гипотезы, выдвинутой на первичной стадии исследования.

Выборка исследования состояла из одиннадцати работников проектной организации. Коллектив организации представлен 9женщинами (82%) и 2 мужчинами (18%) в возрасте от 50 до 76 лет, со стажем работы от 15 до 25 лет в данной организации.

Характеристика выборки по половому составу представлена на рисунке 1.

100,00%

80,00%

60,00%

40,00%

20,00%

0,00%

Пол

■ Женский ■ Мужской Рисунок 1. Характеристика выборки по половому составу

Таким образом, в выборке преобладали женщины в возрасте 60-65 лет.

Методами исследования явились: теоретический анализ литературы; психодиагностическое тестирование; эксперимент, математико-статистический анализ (вычисление первичных статистик, ^критерий Стьюдента).

Теоретический анализ литературы - направлен на то, чтобы определить актуальность предполагаемого исследования и степень его изученности, определить методологию научно -исследовательской работы.

Психологическое тестирование - это исследование определённых психологических качеств и свойств личности путем использования тестов.

Эксперимент - это метод научного познания, при помощи которого исследуются явления реально -предметной действительности

Методы математико-статистической обработки результатов заключался в использовании t-критерия Стьюдента, который предполагает проверку равенства средних значений в двух выборках.

Для изучения межличностных отношений использовался пакет из 3 методик.

На констатирующем этапе исследования была проведена входная диагностика межличностных

отношений в рабочем коллективе проектной организации.

Результаты изучения межличностных отношений методикой Шутце в модификации А. А Рукавишникова представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты оценки респондентами межличностных отношений на этапе констатирующего

эксперимента

Результаты респондентов показали, что низких значений по данной методике выявлено не было, в оценке респондентами межличностных отношений преобладает средний показатель (у 64%), высокий показатель отметили 36% респондентов. Качественный анализ полученных результатов показал, что (таблица 1):

- стремление быть в близких отношениях (Ае) на высоком уровне проявляют 46% опрошенных, на среднем уровне - 21%, не характерно для 33%;при этом средние и высокие результаты говорят о потребности респондентов создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими сослуживцами, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество;низкие - стремление респондентов отталкивать от себя людей, не иметь потребности создавать и поддерживать отношения с окружающими;

Таблица 1. Показатели оценки межличностных отношений на этапе констатирующего эксперимента

показатель Уровень(%)

высокий средний низкий

Ае - стремление быть в близких отношениях с остальными 46 21 33

1е - стремление принимать остальных, быть членом группы, участвовать в совместной деятельности 40 40 20

1ш-стремление окружающих быть в обществе индивида 40 34 46

Се - контроль и влияние на окружающих 46 13 41

Сw - потребность индивида в зависимости 35 44 21

- стремление принимать остальных, быть членом группы, участвовать в совместной деятельности (1е) в низкой степени проявляется у 20% опрошенных, на среднем уровне характерно для 40%, на высоком уровне проявляются также у 40% сотрудников; при этом высокие значения респондентов по этой шкале указывают их активное стремление принадлежать к своей рабочей группе, стремление принимать сослуживцев; низкие -говорят о том, что респонденты не чувствуют себя хорошо среди сослуживцев и имеют склонность избегать контактов с остальными;

- стремление окружающих быть в обществе индивида ) на высоком уровне демонстрировали 40% опрошенных, на среднем - 24%, на низком уровне - 46%; при этом: высокие значения респондентов по этой шкале свидетельствуют о стремлении к тому, чтобы окружающие проявляли инициативу в общении с ними в

одном коллективе и вовлекали в свою деятельность; низкие - предполагают, что респонденты имеют тенденцию общаться с малым количеством людей, не проявляют поведения, направленного на поиски контактов, на стремление принадлежать к своей группе, избегают ее общества и чаще работают одни;

- контроль и влияние на окружающих (Се) на высоком уровне проявляется у 46% , на среднем - у 41%, на низком - у 13% ; высокие значения у респондентов свидетельствуют о их стремлении контролировать и влиять на окружающих, брать в свои руки руководство и принятие решений за себя и других. Низкие - показатель активное избегание принятия решений и взятия на себя ответственности. Респонденты часто не берут управление на себя и даже избегают контакта с остальными;

- потребность индивида в зависимости (Сто) на высоком уровне проявляется у 35%; на среднем - у44%, низком - у21%; высокие значения отражают потребность респондентов в зависимости, в ожидании контроля и руководства со стороны окружающих, о нежелании брать на себя ответственность; низкие значения предполагают, что респонденты не принимают контроля над собой.

Таким образом, результаты, продемонстрированные респондентами, позволили резюмировать: большая часть респондентов стремятся к близости с окружающими людьми, принимая их, на что окружающие отвечают респондентам взаимностью; при этом влияние окружения и респондентов является двояким - респонденты влияют на окружение и окружение влияет на них. Большая часть, скорее всего, удовлетворена межличностными отношениями в коллективе, но эта удовлетворенность не полная - порядка 20-40% опрощенных отмечают некоторую неудовлетворенность в существующих отношениях на момент обследования.

Исследование мотивационных ориентации в межличностных коммуникациях методикой И.Д. Ладанова, В.А Уразаевой выявило следующие результаты, представленные на рисунке 3.

■ низк ■ среди ■ выс ■

Рисунок 3- Результаты оценки мотивационных ориентаций на этапе констатирующего эксперимента

Каждый второй респондент (50%) отмечал низкие показатели умения идти на компромисс; однако, общий суммарный показатель ориентации в межличностных коммуникациях у 50%респондентов соответствовал средним значениям, что свидетельствовало о попытке респондентов найти совместное решение и желание построить гармоничные отношения друг с другом.

Диагностика психологического климата, включающая в себя такие факторы как доверие, высокая требовательность членов группы друг к другу, доброжелательная и деловая критика, свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего исследуемого коллектива, позволила получить результаты, представленные на рисунке 4.

■ низк ■ среди ■ выс

1 Л

Рисунок 4. Результаты оценки респондентами психологического климата на этапе констатирующего

эксперимента

Результаты показали, что равное количество респондентов оценивают психологический климат в коллективе на низком и среднем уровне - по 27%, которые высказывают повышенные требования к сослуживцам, однако сами не терпят конструктивной критики в свой адрес, или несмотря на адекватное восприятие конструктивной критики, чувствуют неполное доверие и доброжелательность от остального коллектива. Остальные 45% характеризуют психологический климат высокими показателями, обосновывая свою высокую оценку тем, что в их коллективе присутствует свободное выражение собственного мнения, доброжелательные отношения.

Таким образом, по итогу всех трех методик установили, что, у респондентов коллектива в показателях межличностных отношений неоднозначная ситуация, нельзя сказать, что в коллективе неблагоприятные межличностные отношения, но полностью благополучными их назвать нельзя, многие характеристики, такие как, достижение компромисса, личностная ориентация на выстраивание межличностных отношений. Работа, направленная на оптимизацию межличностных отношений через проведение тренинга будет актуальна.

После проведения тренинга, целью которого была оптимизация межличностных отношений в коллективе, повышение психологической совместимости членов коллектива, повторная диагностика межличностных отношений в коллективе проводилась теми же методиками.

Сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики, показал результаты, представленные ниже. Повторная диагностика межличностных отношений по методике Шутце выявила следующее изменение показателей (рисунок 5, Приложение 4-5).

ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ

■ среди ■ выс

Рисунок 5. Сравнение результатов оценки респондентами межличностных отношений по методике Шутце на

разных этапах эксперимента

Результаты показали, что высокие оценки респондентами межличностных отношений выросли на 1%,

что не позволяет говорить об улучшении межличностных отношений. У некоторых респондентов показатели шкал стремление принимать остальных и принимать участие в совместной деятельности (1е) и стремление проявлять к сослуживцам свои дружеские и теплые чувства (Ае) - возросли, т.е. наметилась тенденция улучшения межличностных отношений.

Повторная оценка ориентаций в межличностных коммуникациях по методике И.Д. Ладанова, В.А Уразаевой выявила различия в общих показателях ориентаций в коммуникациях после тренинговой работы, эти изменения иллюстрирует рисунок 6.

Согласно полученным результатам при повторной диагностике умение искать компромисс у респондентов возросло с 45% до 54%, а адекватность восприятия и понимание человека - с 36,5% до 38%; гармоничность коммуникативных ориентации возросла на 4%. Все это позволяет говорить об улучшении ориентации в межличностных коммуникациях у респондентов после проведения тренинга (рисунок 6, Приложение 6 -7).

До проведения

I низк ■ среди ■ выс

ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ

I низк ■ среди ■ выс

Рисунок 6. Сравнение результатов ориентаций в межличностных коммуникациях респондентов на разных

этапах эксперимента

Психологический климат улучшился, т.к. высокие оценки психологического климата выросли у респондентов на 10%; часть респондентов, показывавшие до проведения тренинга средние результаты, после тренинга демонстрировали высокие результаты; низкие показатели остались на том же уровне. Ниже на рисунке 7 предоставлено сравнение оценок психологического климата респондентами до и после проведения тренинга (Приложение 8-9).

ДО ПРОВЕДЕНИЯ

I низк ■ среди ■ выс

После проведения

I низк ■ среди ■ выс

Рисунок 7. Сравнение результатов оценки респондентами психологического климата на разных этапах

эксперимента

Сравнительный анализ показателей до и после эксперимента был проведен с помощью вычисления t-критерия Стьюдента. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты сравнительного анализа показателей межличностных отношений в коллективе до и

после тренинга по (-критерию Стьюденту

Показатель Т кр. (при р < 0,01) Т эмп Вывод

Ориентаций в межличностных коммуникациях До тренинга 2,228 2,488 Изменения признака статистически значимы

После тренинга

Оценка межличностных отношений по методике Шутце До тренинга 2,228 1,936 Изменения признака статистически не значимы

После тренинга

Психологический климат До тренинга 2,228 2,488 Изменения статистически значимы

После тренинга

Результаты сравнительного анализа по методике «Ориентаций в межличностных коммуникациях» показали: критическое значение ^критерия Стьюдента оставляет 2,228; Шабл>:крит, изменения признака статистически значимы (р=0,032), т.е. такие показатели межличностных отношений как гармоничность межличностных отношений, поиск компромисса друг с другом, значительно выросли после проведения тренинга.

Результаты сравнительного анализа по методике «Оценка межличностных отношений по методике Шутце» показали: :-критерий Стьюдента равен 1,936. Критическое значение :-критерия Стьюдента составляет 2,228; :набл<:крит, изменения признака статистически не значимы (р=0,082), следовательно, показатели стремления респондентов принимать сослуживцев и учувствовать в совместной деятельности друг с другом возросли незначительно после проведения тренинга.

Результаты сравнительного анализа по методике «Психологический климат» показали: :-критерий Стьюдента равен 3,068, критическое значение :-критерия Стьюдента составляет 2,228; :набл>:крит, изменения признака статистически значимы (р=0,012); следовательно, такие показатели межличностных отношений как: уровень межличностных коммуникаций у респондентов значительно вырос после проведения тренинга.

Исходя из всего выше сказанного, гипотеза о том, что социально-психологический тренинг способствует оптимизации межличностных отношений в коллективе: повышаются такие показатели межличностных отношений как уровень межличностных коммуникаций, гармоничность межличностных отношений, поиск компромисса, адекватность восприятия и понимание другого человека, стремление принимать остальных и принимать участие в совместной деятельности, подтвердилась частично.

В ходе исследования были изучены межличностные отношения и способы их оптимизации в рабочем коллективе. Мы рассмотрели теоретические подходы к определению понятия межличностных отношений в работах ученых-психологов и выяснили что, изучением межличностных взаимоотношений, а также способов их оптимизации занимались такие ученые как: В. Н. Мясищев, Е.П. Ильин, А.В. Петровский и др.

Проанализировали факторы, влияющие на межличностные отношения и выявили, что сходство

установок (интересов, мнений), адекватность восприятия положительных и отрицательных черт, условия сотрудничества, а также приятный фон отношений; «приятное» поведение другого влияют на межличностные отношения.

Рассмотрели способы оптимизации межличностных отношений в коллективе среди которых были, беседа, игры, совместная трудовая деятельность и тренинги. Тренинги стали основным способом оптимизации межличностных отношений в нашей дальнейшей работе.

Выборка исследования была представлена сотрудниками проектной организации. Коллектив организации представлен 9 женщинами (82%) и 2 мужчинами (18%) в возрасте от 50 до 76 лет, со стажем работы от 15 до 25 лет в данной организации.

Обозначили этапы исследования, определили методы и методики исследования, последними были методики: «Ориентаций в межличностных коммуникациях», «Оценка межличностных отношений» и «Психологический климат».

Были проведены диагностика межличностных отношений в рабочем коллективе и оценка эффективнос ти работы по оптимизации межличностных отношений в коллективе в ходе реализации тренинга.

Статистический анализ результатов до и после проведения тренинга показал, что, уровень межличностных коммуникаций, гармоничность межличностных отношений, поиск компромисса, возросли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, гипотеза о том, что социально-психологический тренинг способствует оптимизации межличностных отношений в коллективе: повышаются такие показатели межличностных отношений как уровень межличностных коммуникаций, гармоничность межличностных отношений, поиск компромисса, адекватность восприятия и понимание другого человека, стремление принимать остальных и принимать участие в совместной деятельности, получила частичное подтверждение. Не получило подтверждения предположение, что повысятся показатели стремления принимать остальных и принимать участие в совместной деятельности

Отношения играют важную роль в нашей жизни. Являясь частью социума, мы ежедневна взаимодействуем с сотнями людей. Важность межличностных отношений в коллективе для многих из нас стоит на первом месте. Изучением межличностных взаимоотношений, а также способов их оптимизации занимались такие ученые как: В.Н. Мясищев, Е.П. Ильин, А.В. Петровский и другие.

От способности налаживать взаимоотношения в коллективе во многом зависит то, насколько успешным будет социализация в обществе и на рабочем месте. Психологический климат оказывает влияние на настроение людей, их взаимодействие и взаимопонимание, удовлетворённость от общения, выполненной работы. Межличностное общение и межличностные отношения, возникающие в результате общения и взаимодействия, являются неотъемлемыми условиями совместного бытия людей. Без них невозможно полноценное формирование психических процессов развивающейся личности, полноценная социализация в современном обществе. Знание способов оптимизации межличностных отношений и использование их поможет в полной мере организовать в коллективе взаимодействующих людей наилучший психологический климат, с доброжелательными отношениями друг к другу.

В исследовании были проведены: диагностики межличностных отношений в рабочем коллективе; тренинг, направленный на оптимизацию межличностных отношений; оценка эффективности проведенной работы. Повторная диагностика показала наличие значимых улучшений показателей уровня межличностных коммуникаций, гармоничности межличностных отношений, поиска компромисса между сотрудниками. Однако показатели стремления принимать остальных и принимать участие в совместной деятельности не получили достоверного повышения после проведения тренинга.

Таким образом, гипотеза о том, что социально-психологический тренинг способствует оптимизации

межличностных отношений в коллективе: повышаются такие показатели межличностных отношений как уровень межличностных коммуникаций, гармоничность межличностных отношений, поиск компромисса, адекватность восприятия и понимание другого человека, стремление принимать остальных и принимать участие в совместной деятельности, получила частичное подтверждение.

Список используемой литературы:

1. Виды и формы беседы // students-library.com URL: https ://students-library.com/library/read/59418-metod-besedy-vidy-i-formy-besedy (дата обращения: 07.06.20). — Текст непосредственный

2. Галкина Т.П. Социология управления. - 88 изд. - Москва: Финансы и статистика, 2000. - 400 с. — Текст: непосредственный.

3. Диагностика межличностных отношений // Onlinetestpad.test URL:

https ://onlinetestpad.com/ru/test/1217-diagnostika-motivacionnykh-orientacij -v-mezhlichnostnykh-kommunikaciyakh-i (дата обращения: 10.06.20)Текст : электронный.

4. Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях // onlinetestpad.com URL: https ://onlinetestpad.com/ru/test/1217-diagnostika-motivacionnykh-orientacij -v-mezhlichnostnykh-kommunikaciyakh-i (дата обращения: 12.04.20).Текст : электронный.

5. Удовлетворенность отношениями //Дракич, Дж.; Дракич, Дж, Матика -Тиндейл. — 4изд. — Чикаго: Райз, 2012. — 300с.Текст: непосредственный.

6. Индивидуальные, трудовые и институциональные детерминанты //Л. М. Хьюз Шмитт, А. Р., Теодор.;Неггол^. — 3^s. — Мичиган: HDMI, 2008. — 18с.Текст:непосредственный

7. Костина, А.А. Современные концепции научных исследований //А.А. Костина, Т.И. Ларинина; Костина А.А., Т.И. Ларинина. — 4изд. — СПб: МИИТ, 2015. — 112-114с. Текст: непосредственный.

8. Куницына В.Н. Современные концепции научных исследований //В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова В.М. Погольша; Куницына В.Н., Казаринова Н.В. — СПб: Росмен, 2010. — 204 - 367 с. Текст: непосредственный.

9. Макшанов, С.И. Личность в общении // С.И. Макшанов; Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. — СПб: МГУ, 2010. — 367 сс. Текст: непосредственный.

10 Межличностные отношения в коллективе // studopedia.ru URL: https://studopedia.ru/2_118051_faktori -razvitiya-mezhlichnostnih-otnosheniy.html (дата обращения: 16.05.20).Текст: электронный.

1 Шетровский, А.В. Психология: учебник для студентов высших педагогических заведений // А.В. Петровский, М.Г. Ярышевский; И.Ю.Багровой и Р.З. Пановой. — второе изд. — Москва: Гуманизит, 2011. — 137с. Текст:непосредственный

12. Психологический тренинг // infourok.ru URL: https://infourok.ru/znachenie-psihologicheskih-treningov-obscheniya-dlya-formirovaniya-klyuchevih-kompetenciy-3838716.html (дата обращения: 10.06.20).Текст : электронный.

13. Психологический тренинг межличностных отношений // infourok.ru URL: https://infourok.ru/znachenie-psihologicheskih-treningov-obscheniya-dlya-formirovaniya-klyuchevih-kompetenciy-3838716.html (дата обращения: 10.06.20).Текст: электронный.

14. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Опросник межличностных отношений ОМО URL: https ://psytests.org/interpersonal/omofiro.html (дата обращения: 11.05.20).Текст: электронный.

15. Формирование отношений // Студопедия URL: http://testoteka.narod.ru/mlo/1/19.html (дата обращения: 26.04.20).Текст: электронный.

16.Факторы развития межличносных отношений // infourok.ru URL:

https ://studopedia.ru/2_118051_faktori-razvitiya-mezhlichnostnih-otnosheniy.html (дата обращения: 07.06.20).Текст: электронный

17. Межличностные отношения //Romig, B., O'Sullivan. — Человеческие отношения. — Романс, 2009.

— 55с. Текст: непосредственный.

18. Отношения близких //Л. М. Хьюз Шмитт, А. Р., Теодор.; Р., Теодор. — 3-е изд. — Мичиган: HHJC, 2015. — 17с.Текст:непосредственный

19. Лидерское поведение: влияние на удовлетворенность работой,продуктивность и организационная приверженность //Birx. E; Birx. E. — Чикаго: ГЛАОС, 2003. — 1365-2834с.Текст: непосредственный.

20.Bloomquist, A.J. Достигнуто ли понимание // AJ. Bloomquist, Altman C; Bloomquist A. J., Altman C.

— UK: Психолог-Менеджер, 2013. — 40-59с.Текст: непосредственный.

21. Sprecher, D.&. Близкие отношения и социальная психология: пересечения и пути будущего //Felmlee, D.&. Sprecher, S.; Felmlee, D. &Sprecher, S. — UK: 2013. — 365-376с. Текст: непосредственный.

22. Bloomquist, AJ. Понимание в отношениях //AJ. Bloomquist, Altman C; Bloomquist. — С№: Психолог-Менеджер, 2013. — 40-59с.Текст: непосредственный.

23. Высокие стремления //Horto n, S; Horton, S.S. — Отношения группы интересов. — Орегон: Кричер,

2010. — 200-205с.Текст: непосредственный.

24. Факторы, влияющие на союзников и межличностные отношения //Romig, В., О^иШтап. — Человеческие отношения. — Романс, 2009. — 55с.

Способность сплоченности факультета и удовлетворенность работой //Lasalla,B., Wagstaff, М; Л.М. Ильиньковой. — Оценка ретрита по тимбилдингу. — Романс, 2010. — 190-199с. Текст: непосредственный.

25. Факторы, влияющие на союзников и межличностные отношения //Romig, В., 0'8иШ\ап. — Человеческие отношения. — Романс, 2009. — 55с.. Текст: непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.