Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности формирования климата в трудовом коллективе'

Социально-психологические особенности формирования климата в трудовом коллективе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1883
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE LABOR COLLECTIVE / GROUP COHESIVENESS / INTERPERSONAL RELATIONSHIP / FIELDS OF PERSONALITY / BEHAVIOR IN THE CONFLICT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бобинкин Сергей Александрович, Акатова Наталья Сергеевна

Целью работы, проведенной авторами, является исследование влияния социально-психологических особенностей на улучшение климата в трудовом коллективе. В статье рассматриваются проблемы улучшения социально-психологического климата в трудовом коллективе, которые являются остроактуальными, особенно в условиях модернизации российской экономики. Проведенное исследование установило, что существует взаимосвязь между социально-психологическими особенностями и климатом в трудовом коллективе. Анализ результатов исследования позволил установить, что условия развития, направленные на формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе, способствуют улучшению результатов: компонентов социально-психологического климата, индекса групповой сплоченности, межличностных отношений, направленностей личности, форм поведения в конфликте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бобинкин Сергей Александрович, Акатова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF THE CLIMATE IN LABOUR COLLECTIVE

The aim of the work carried out by the authors is to study the impact of socio-psychological characteristics on the improvement of the climate in the labor collective. The topical problems of improving the socio-psychological climate in labour collective are examined in the article. This research studied the relationship between socio-psychological characteristics and labour collective climate. The analysis of the research results has allowed to establish the conditions of development directed to the formation of socially-psychological climate in labor collective, helps to improve results: features of socio-psychological climate, group cohesiveness index, interpersonal relationship, fields of personality, behavior in the conflict.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности формирования климата в трудовом коллективе»

Психология

УДК:159.9

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики» Бобинкин Сергей Александрович

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный социальный университет" (г. Клин); кандидат психологических наук, доцент Акатова Наталья Сергеевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный социальный университет" (г. Клин)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИМАТА В

ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация. Целью работы, проведенной авторами, является исследование влияния социально-психологических особенностей на улучшение климата в трудовом коллективе. В статье рассматриваются проблемы улучшения социально-психологического климата в трудовом коллективе, которые являются остроактуальными, особенно в условиях модернизации российской экономики. Проведенное исследование установило, что существует взаимосвязь между социально-психологическими особенностями и климатом в трудовом коллективе. Анализ результатов исследования позволил установить, что условия развития, направленные на формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе, способствуют улучшению результатов: компонентов социально-психологического климата, индекса групповой сплоченности, межличностных отношений, направленностей личности, форм поведения в конфликте.

Ключевые слова: социально-психологический климат, трудовой коллектив, групповая сплоченность, межличностные отношения, направленность личности, поведение в конфликте.

Anmtation. The aim of the work carried out by the authors is to study the impact of socio-psychological characteristics on the improvement of the climate in the labor collective. The topical problems of improving the socio-psychological climate in labour collective are examined in the article. This research studied the relationship between socio-psychological characteristics and labour collective climate. The analysis of the research results has allowed to establish the conditions of development directed to the formation of socially-psychological climate in labor collective, helps to improve results: features of socio-psychological climate, group cohesiveness index, interpersonal relationship, fields of personality, behavior in the conflict.

Keywords: socio-psychological climate labor collective, group cohesiveness, interpersonal relationship, fields of personality, the behavior in the conflict.

Введение. В современных условиях, процесс модернизации российской экономики связан с оптимизацией, как технологий производства, так и социально-психологических проблем совместной деятельности, что обуславливает необходимость активизации исследований в рамках организационной психологии детерминации межличностных отношений и взаимодействия участников трудовых коллективов. Как указывает К. Левин, одним из ключевых вопросов, при анализе динамики совместной деятельности, является улучшение социально-психологического климата в трудовых коллективах [3].

Формулировка цели статьи. Социальная психология заимствовала понятие «климат» в первой трети XX в. из географии и метеорологии. В социальной психологии данная аналогия была использована для характеристики значимых аспектов совместной групповой деятельности.

Социально-психологический климат стал объектом исследования в отечественной науке в тридцатых годах XX в., на этапе оформления отечественной социальной психологии. Конец пятидесятых - начало шестидесятых гг. XX в. ознаменовались повышением внимания исследователей к различным аспектам данного феномена, однако фактически само понятие на тот момент в отечественной науке не использовалось. Необходимо отметить известных отечественных психологов, занимавшихся исследованием социально-психологического климата: Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломова, Н.С. Мансуров, А.В. Петровский, Р.Х. Шакуровым, В.М. Шепель. Зарубежные психологи сформировали несколько различных подходов к анализу социально-психологического климата: Дж. Гэвин, Дж. Кэмпбеллом, К. Левин, Р. Таджури, Г. Холл, Л. Хоув, П. Шнейдер.

В психологическом словаре под социально-психологическим климатом понимают - качественную сторону межличностных отношений, проявляемую в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе [9, с. 274-275]. С очки зрения неформальных межличностных отношений в трудовом коллективе социально-психологический климат характеризуется прочностью внутренних связей между членами коллектива [11].

Как полагают Л.Г. Почебут и В.А. Чикер, социальная психология сформировала ряд подходов, по-разному характеризующих содержательную сторону такого феномена, как социально-психологический климат [4].

Первый подход к исследованию социально-психологического климата рассматривает его в качестве общественно-психологического феномена, а именно, как форму проявления и состояние сознания группы. Под климатом понимается то, как в сознании участников группового взаимодействия отражается комплекс явлений, которые связаны с трудовой деятельностью и ее условиями, с отношениями в процессе данной деятельности, и ее стимулированием. В данной интерпретации под социально-психологическим климатом исследователи понимают социально-психологические аспекты сознания участников группового взаимодействия, в которых находит отражение психология группы.

Второй подход имеет ту особенность, что в нем основной характеристикой социально-психологического климата, выступает психологический, эмоциональный настрой участников группового взаимодействия. Под климатом понимается эмоциональный фон членов группы, который опосредует процессуальные и результативные элементы взаимодействия, стабильность группы.

При третьем подходе социально-психологический климат трактуется посредством его соотнесения со стилем отношений между членами группы, проявляющимся в контактах, которые возникают при общении и

совместной деятельности. Межличностные отношения, определяющие социально-психологическое самочувствие участников коллектива, опосредованы формированием социально-психологического климата.

Сторонники четвертого подхода определяют социально-психологический климат, обращаясь к анализу психологической совместимости, морально-психологического единства, сплоченности участников группы, и обращают внимание на наличие в коллективе общего мнения, традиций и обычаев.

Одной из важных проблем, возникающей при формировании социально-психологического климата, является проблема оценки его показателей, выявления того, насколько данные показатели отражают оптимальность социально-психологического климата в данном коллективе [6].

Для формирования оптимального социально-психологического климата необходимо систематическое воспитательное воздействие на коллектив и отдельных членов коллектива, реализация мер, которые направлены на улучшение функционирования коллектива.

Благоприятный (либо неблагоприятный) социально-психологический климат складывается постепенно, в процессе совместного труда, вследствие совместного осмысления и переживания по поводу конкретных общих действий, событий, и в результате межличностного общения.

Оптимальность социально-психологического климата считается достигнутой, если интегральный эмоциональный настрой коллектива помогает достигать высокой эффективности совместного труда и выражает максимально позитивное психологическое самочувствие членов группы.

Члены коллектива воспринимают благоприятный социально-психологический климат как удовлетворенность общим трудом, его результатами, общением и межличностными отношениями с руководителем и другими членами коллектива [10]. Благоприятный социально-психологический климат увеличивает творческий потенциал, оказывает позитивное влияние на стремление членов коллектива и далее трудиться в коллективе, реализуя способности в коллективном труде.

В свою очередь, переживание неблагоприятного социально-психологического коллектива возможно в форме неудовлетворенности межличностными отношениями с руководителем и другими членами коллектива, совместной деятельностью. В случае наличия неблагоприятного социально-психологического климата эмоциональное состояние членов коллектива ухудшается, снижается эффективность совместной трудовой деятельности, также снижается индивидуальная работоспособность и активность членов коллектива.

Необходимо выделить основные характеристики трудового коллектива, на которые указывают некоторые известные авторы: Г.М. Андреева [1], В.Р. Веснин [3], А.Л. Журавлев [5], В.Г. Крысько [7], Е.Ю. Пряжникова [8] и др.

Во-первых, коллектив - это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели;

Во-вторых, это добровольный характер объединения, причем под «добровольностью» здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто «задана» внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений, на базе совместной деятельности;

В-третьих, признаком коллектива является его целостность. Это выражается в том, что коллектив выступает как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой управления [2];

В-четвертых, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива [9, с. 274-275].

Специфические особенности и состояние социально-психологического климата в трудовом коллективе оказывают определяющие влияние на процессуальные и результативные характеристики деятельности коллективов, на экономическую эффективность производственного труда, на восприятие членами коллектива результатов своей деятельности в коллективе и деятельности коллектива в целом, на степень удовлетворенности данной деятельностью, взаимоотношениями в коллективе.

Изложение основного материала статьи. В данной статье мы представляем результаты исследования, проведенного в г. Клин Московской области, в ходе которого нами была выдвинута гипотеза, что специально созданные условия развития трудовых коллективов, направленные на формирование социально-психологического климата, способствуют улучшению результатов: компонентов социально-психологического климата, индекса групповой сплоченности, типа межличностных отношений, направленностей личности, форм поведения в конфликте.

В исследовании, социально-психологического климата в трудовом коллективе, принимали участие 58 сотрудников в возрасте от 28 до 49 лет, работающих в коммерческих организациях г. Клин Московской области. Экспериментальная группа включает 32 сотрудника, контрольная группа включает 26 сотрудников.

Описание психодиагностических методов и методик, используемых в эмпирическом исследовании: экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе (О.С. Михалюка, А.О. Шалыто); методика определения индекса групповой сплоченности (К.Э. Сишора); методика «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири); методики изучения направленности личности (В. Смекала и М. Кучера); методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной); тренинг «Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе».

Процедура эмпирического исследования социально-психологических особенностей улучшения климата в трудовом коллективе включала несколько этапов:

• Подготовка и согласование исследования с руководством коммерческих организаций.

• Первая фиксация эмпирических результатов исследования: социально-психологического климата; индекса групповой сплоченности; межличностных отношений; направленности личности; поведения в конфликте.

• Проведение тренинга «Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе» в экспериментальной группе.

• Повторная фиксация эмпирических результатов исследования социально-психологического климата в трудовом коллективе; индекса групповой сплоченности; межличностных отношений»; направленности личности; поведения в конфликте.

• Анализ результатов исследования социально-психологических особенностей, способствующих улучшению климата в трудовом коллективе в экспериментальной и контрольной группах, выявленных до и после проведения тренинга «Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе».

Далее мы изложили результаты эмпирического исследования, их обсуждение (интерпретацию и анализ полученных данных). Сравнительный анализ социально-психологических особенностей, способствующих улучшению климата в трудовом коллективе, до и после проведения тренинга, включает пять групп результатов:

Первая группа результатов. Сравнительный анализ социально-психологического климата до и после проведения тренинга «Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе» в экспериментальной группе (32 человек) и контрольной группе (26 человек). Для анализа положительных, отрицательных и нулевых ответов трех компонентов психологического климата мы использовали критерий углового преобразования Фишера ф*, позволяющий выявить изменения в количестве положительных, отрицательных и нулевых значений в двух группах результатов 1 и 2 тестирования.

Проведенный анализ социально-психологического климата показывает, что в экспериментальной группе тренинг «Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе» способствует увеличению результатов «Эмоционального» и «Поведенческого» компонентов.

Проведенный анализ социально-психологического климата показывает, что в контрольной группе не изменились результаты «Эмоционального», «Когнитивного», «Поведенческого» компонентов.

Вторая группа результатов. Сравнительный анализ индекса групповой сплоченности до и после проведения тренинга «Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе» в экспериментальной группе (32 человек) и контрольной группе (26 человек). Для анализа индекса групповой сплоченности мы использовали G критерий знаков, позволяющий выявить положительные и отрицательные сдвиги в двух группах результатов 1 и 2 тестирования.

Проведенный анализ индекса групповой сплоченности показывает, что в экспериментальной группе тренинг «Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе» способствует улучшению результатов сплоченности трудового коллектива.

Проведенный анализ индекса групповой сплоченности показывает, что в контрольной группе не изменилась результаты сплоченности трудового коллектива.

Третья группа результатов. Сравнительный анализ межличностных отношений до и после проведения тренинга «Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе» в экспериментальной группе (32 человек) и контрольной группе (26 человек). Для анализа 8 октант типов межличностных отношений мы использовали G критерий знаков, позволяющий выявить положительные и отрицательные сдвиги в двух группах результатов 1 и 2 тестирования.

Проведенный анализ межличностных отношений показывает, что в экспериментальной группе тренинг «Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе» способствует увеличению результатов типа межличностных отношений «Сотрудничающий» и снижению результаты типов межличностных отношений «Авторитарный», «Агрессивный», «Недоверчиво - скептический».

Проведенный анализ межличностных отношений показывает, что в контрольной группе не изменились результаты типов межличностных отношений: «Авторитарный», «Независимо - доминирующий», «Агрессивный», «Недоверчиво - скептический», «Покорно - застенчивый», «Зависимый», «Сотрудничающий», «Альтруистический».

Четвертая группа результатов. Сравнительный анализ направленности личности до и после проведения тренинга «Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе» в экспериментальной группе (32 человек) и контрольной группе (26 человек). Для анализа трех видов направленности «Личностная», «Коллективная», «Деловая» мы использовали G критерий знаков, позволяющий выявить положительные и отрицательные сдвиги в двух группах результатов 1 и 2 тестирования.

Проведенный анализ направленности личности показывает, что в экспериментальной группе тренинг «Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе» способствует увеличению результатов направленностей «Коллективная», «Деловая» и снижению результатов направленности «Личностная».

Проведенный анализ направленности личности показывает, что в контрольной группе снизились результаты направленности «Коллективная».

Пятая группа результатов. Сравнительный анализ поведения в конфликте до и после проведения тренинга «Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе» в экспериментальной группе (32 человек) и контрольной группе (26 человек). Для анализа пяти форм поведения в конфликтных ситуациях «Соперничество», «Сотрудничество», «Компромисс», «Избегание», «Приспособление» мы использовали G критерий знаков, позволяющий выявить положительные и отрицательные сдвиги в двух группах результатов 1 и 2 тестирования.

Проведенный анализ поведения в конфликте показывает, что в экспериментальной группе тренинг «Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе» способствует увеличению результатов форм поведения в конфликтах «Сотрудничество», «Компромисс» и снижению результатов форм поведения в конфликтах «Соперничество» и «Избегание».

Проведенный анализ поведения в конфликте показывает, что в контрольной группе повысились результаты формы поведения в конфликтах «Соперничество».

Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что специально созданные условия развития трудовых коллективов, направленные на формирование социально-психологического климата, способствуют улучшению результатов: компонентов социально-психологического климата, индекса групповой сплоченности, типа межличностных отношений, направленностей личности, форм поведения в конфликте.

Выводы. Основываясь на данных, полученных в рамках нашего исследования, мы можем сделать следующие выводы:

1. Сравнительный анализ социально-психологического климата в экспериментальной и контрольной группах выявил, что проведение тренинга «Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе» способствует улучшению результатов «Эмоционального» и «Поведенческого» компонентов.

2. Сравнительный анализ индекса групповой сплоченности в экспериментальной и контрольной группах выявил, что проведение тренинга «Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе» способствует улучшению результатов сплоченности в коллективе.

3. Сравнительный анализ межличностных отношений в экспериментальной и контрольной группах выявил, что проведение тренинга «Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе» способствует увеличению результатов типа межличностных отношений «Сотрудничающий» и снижению результатов типов межличностных отношений «Авторитарный», «Агрессивный», «Недоверчиво -скептический».

4. Сравнительный анализ направленности личности в экспериментальной и контрольной группах выявил, что проведение тренинга «Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе» способствует увеличению результатов направленностей «Коллективная», «Деловая» и снижению результатов направленности «Личностная».

5. Сравнительный анализ поведения в конфликте в экспериментальной и контрольной группах выявил, что проведение тренинга «Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе» способствует увеличению результатов форм поведения в конфликте: «Сотрудничество» и «Компромисс» и снижению результатов форм поведения в конфликтных: «Соперничество» и «Избегание».

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. -М.: Аспект Пресс, 2017. - 363 с.

2. Бобинкин С.А. Влияние линейных менеджеров на психологическую атмосферу в трудовых коллективах / С.А. Бобинкин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 2-2. С. 249-256.

3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. - М.: Юристъ, 2001. - 496 с.

4. Гурьев, М.Е. Анализ факторов, влияющих на формирование благоприятного социально-психологического климата внутриколлективных отношений / М.Е. Гурьев // Новое слово в науке и практике. - 2015.- № 21. - С. 86-94.

5. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности / А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 171-177.

6. Козлов, В.В., Новиков, В.В. Проблема коллектива в современной социальной психологии / В.В. Козлов, В.В. Новиков // Вестник Ярославского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 148-150.

7. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 117 с.

8. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. с. 199-200. - 480 с.

9. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. - Мп.: Харвест, 2001. - 976 с.

10. Чегринцова, С.В. Влияние социально-психологического климата на производительность труда работников /С.В. Чегринцова // Экономика, социология и право. - 2015. - № 1. - С. 165-167.

11. Шлендер П.Э. Управление персоналом: учебное пособие / П.Э. Шлендер. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 320 с.

Психология

УДК: 159.9+316.6

преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Гурова Ольга Валерьевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Пермь)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация. В данной статье актуализируется проблема аутодеструктивного поведения несовершеннолетних. На основе анализа имеющихся исследований и опыта работы исправительных учреждений показаны причины суицидального поведения несовершеннолетних осужденных. Рассмотрены методы социально-психологической профилактики данной проблемы.

Ключевые слова: аутодеструктивное поведение, суицидальное поведение, подросток, несовершеннолетние осуждённые, лишение свободы.

Annotation. The article actualizes the problem of autodestructive behavior of minors. The author shows the causes of suicidal behavior of juvenile convicts on the basis of analysis of available research and experience of correctional institutions. The article reviewed methods of socio-psychological prevention of the problem.

Keywords: autodestructive behavior, suicidal behavior, teenager, juvenile convicts, imprisonment.

Введение. Актуальность исследования проблемы аутодеструктивного поведения несовершеннолетних обусловлена ее остротой и распространенностью в современном российском обществе. Подрастающее поколение определяет облик нашего будущего, его интеллектуальный и генетический потенциал, перспективы развития государства, в связи с чем одной из значимых и актуальных задач государственной власти, включая Федеральную службу исполнения наказаний, является формирование здорового общества.

Исследователями отмечаются тенденции к росту числа суицидальных попыток, совершенных несовершеннолетними, причем зачастую речь идет о психологически здоровых детях из благополучных семей. Не утрачивает актуальности проблема распространения алкоголизма и наркомании в среде несовершеннолетних: количество подростков и молодежи с алкогольной и наркотической зависимостью стремительно увеличивается [1, 2, 9].

Подростковый возраст является кризисным жизненным периодом, характеризующимся дисгармонией физиологического, психического и социального развития человека. Эмоциональная нестабильность,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.