Научная статья на тему 'Особенности межличностных отношений современных младших школьников'

Особенности межличностных отношений современных младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1337
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / СOMMUNICATION / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЕ / INTERPERSONAL ATTITUDE / СЕМЬЯ / FAMILY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Москвина А.С.

В статье рассматривается проблема межличностных отношений современных младших школьников в коллективе, в учебной деятельности. Показана значимость общения во взаимодействии ребенка с семьей, с коллективом, учителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of interpersonal relations of modern junior schoolchildren

In the article the problem of interpersonal relations of modern junior schoolchildren in collective, in educational activity is considered. The importance of communication in the interaction of the child with the family, with the team, the teacher.

Текст научной работы на тему «Особенности межличностных отношений современных младших школьников»

Humanity space International almanac VOL. 6, No 2, 2017: 210-214

Особенности межличностных отношений современных младших школьников

А.С. Москвина

Московский государственный областной университет

105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А

Moscow State Regional University

Radio str. 10А, Moscow 105005 Russia

e-mail: anna.moskvina@list.ru

Ключевые слова: общение, учитель, межличностные отношение, семья, общество.

Key words: сommunication, teacher, interpersonal attitude, family, society. Резюме: В статье рассматривается проблема межличностных отношений современных младших школьников в коллективе, в учебной деятельности. Показана значимость общения во взаимодействии ребенка с семьей, с коллективом, учителем.

Abstract: In the article the problem of interpersonal relations of modern junior schoolchildren in collective, in educational activity is considered. The importance of communication in the interaction of the child with the family, with the team, the teacher.

[Moskvina A.S. Features of interpersonal relations of modern junior schoolchildren]

В настоящее время проблема межличностных отношений современных младших школьников и их развитие всё чаще рассматривается в рамках современной педагогики и психологии. Взаимоотношения между людьми - неотъемлемая часть нашей социальной жизни. Педагоги, социологи, психологи и многие другие ученые исследуют межличностные отношения: конфликты, споры, вопросы, которые появляются в ходе общения людей.

Однако уровень развития межличностных отношений учащихся в образовательных учреждениях довольно низок. Это связано с тем, что на теоретическом уровне специалистами осознаётся необходимость научной обоснованности и системности установления благоприятного психологического климата группы школьников и его воздействия на развитие личности членов коллектива, а на практике часто этой проблеме уделяется мало внимания, развивающие мероприятия осуществляются бессистемно, эпизодически, несмотря на

имеющуюся достаточно адекватную научную основу. Одной из основных причин данной ситуации является низкий уровень подготовки участников образовательного процесса.

Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. Они возникают на основе определённых чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Их можно рассматривать как фактор психологического климата в группе. Межличностные отношения в классе определяют путь развития и дальнейшего становления ребенка.

Поступление ребенка в школу является для него новым, интересным и сложным жизненным этапом. Характер ведущей деятельности ребенка меняется с игрового на учебный, повышаются социальные требования к уровню самостоятельности и самоорганизации ребенка, его дисциплинированности и усидчивости, коммуникативным умениям и навыкам (Москвина, 2015).

Начало школьной периода знаменует собой изменение способа жизни ребенка, и здесь важно, чтобы учащийся, смог наладить общение со сверстниками, потому что в дальнейшем от этого зависит его статус в классе и становление ребенка как личности в целом.

В коллективе с благоприятным психологическим климатом между учениками возникают доброжелательные отношения, взаимопомощь и сотрудничество, поддержка и уважение; при совместных играх и делах ученики получают огромное удовольствие от общения друг с другом; ученики активны, энергичны, сочувствуют неудачам одних одноклассников и радуются достижениям других. Но, большинство детей в классе разбиваются на отдельные малые группы, формируются лидеры по определенным критериям, определяются интересы и хобби детей. Безусловно, большое влияние на выбор группы оказывает воспитание родителей, характер ребенка.

Проблемы в общении и взаимоотношениях в младшем школьном возрасте неизбежны и требуют внимательного рассмотрения и решения. Задача взрослых помочь каждому реализовать свои возможности, раскрыть ценность каждого

школьника и для его одноклассников, что позволит ему быть более компетентным и в общении со сверстниками. Чтобы наши дети не испытывали трудностей в общении, имели друзей, успешно устанавливали новые контакты следует помнить, что воспитанность человека, хорошие манеры, уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве.

Современные школьники используют множество электронных устройств, которые, увы, всё больше вытесняют непосредственное общение. Поэтому возникают определённые противоречия: родители и учителя знают о проблеме общения, но не всегда могут переломить сложившуюся ситуацию и дети уходят в виртуальный мир, где всё просто и понятно. В то же время, на уроках и дома вводятся ИКТ, уводящие от общения. Пока найти «золотую середину» не очень удаётся.

Неблагоприятная атмосфера в классе способствует «закрытости» детей, которые малообщительные и не могут за себя постоять, что в дальнейшем может сказываться на их будущем. Одноклассники смотрят, как одеваются их сверстники, какую музыку предпочитают, как ведут себя, и исходя из этого принимают или не принимают их в свои малые группы.

К сожалению, дети, которые отличаются более развитой физической формой часто доминируют в классе над более слабыми детьми, поэтому в этом отношении школа часто напоминает армию, где кто сильнее, тот и прав. Кроме того, при отсутствии материального обеспечения, ребенок может выглядеть беднее на фоне других детей, что тоже в дальнейшем окажет влияние на его круг общения и отношение одноклассников, именно поэтому затруднительно общение детей из разных социальных слоев. Кроме того, в определенном возрасте начинает приходить понимание разницы полов, дружба между мальчиками и девочками заканчивается, либо перерастает в нечто иное, поэтому родителям и учителям необходимо уделить внимание половому воспитанию школьников.

В современном мире у некоторых детей наблюдается дефицит общения и положительных эмоций в связи с тем, что на детей влияют такие факторы, как плохая экология, слишком

много компьютера и телевидения в жизни ребенка.

Помимо вышесказанного, очень важно психологическая атмосфера в классе. Она должна предоставлять ребенку условия для его развития: ребенок должен чувствовать себя защищенном в коллективе, быть значимым для других людей.

Бывают дети, которые не могут влиться в коллектив класса и здесь проблема ложится на плечи учителя. Он должен выяснить в чем заключается причина, и в дальнейшем помочь ребенку стать частью этого коллектива. Учитель для младших школьников является авторитетом. Он формирует личность ребенка и его отношение к детям, возможно, становится одним из важных пунктов в формировании межличностных отношений среди детей.

Учитель работает с бесценным материалом человеческой душой. Благодаря наставлениям учителя сегодня, формируется завтра. Своеобразие профессии учителя начальных классов заключается в непоколебимости его авторитета, великой вере ребенка в знания его преподавателя, в справедливость любого решения.

Педагог всегда является образцом для своих учеников. Также бывает и такое, что ребенок идеализирует своего учителя. Как учитель относится к своим ученикам, таким образом, происходит дальнейшее образование отношений между учащимися. В это время, главный пример личность учителя (Лазарев, Подвойский, Стукалова, 2016).

Итак, межличностные отношения формируются и реализуются в процессе общения и деятельности, выступая их продуктом. Межличностные отношения также определяются как внутренняя психологическая основа взаимодействия между людьми, как те субъективные связи и отношения, которые возникают между людьми в социальных группах, как систему межличностных установок, ценностных ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием общей жизнедеятельностью людей. Сформированность ценностно-смысловой сферы школьника проявляется в его отношении к объектам и явлениям действительности с позиции этических и нравственных ценностей, в том числе и на уровне поведения (Потанина, Мельников, Москвина, 2016).

В межличностных взаимоотношениях проявляются как индивидуальные качества личности (ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальный потенциал и т.п.), так и те общественные нормы и ценности, которые были усвоены ее. Важнейшим звеном межличностных взаимоотношений является активность самой личности, ее собственные действия и поступки. Вступая в межличностные взаимоотношения в общностях, которые разнятся по форме, содержанию, ценностям и структуре (семье, детском дошкольном учреждении, школе, кружках по интересам, развивающих центрах), ребенок проявляет себя как личность, в то же самое время предоставляет возможность другим оценить себя в отношениях с ними.

От характера взаимоотношений младшего школьника со взрослыми существенно зависит его интеллектуальное, речевое развитие и развитие общения, осознание образа, отношения к себе и собственному Я, развитие ощущения собственной ценности и компетентности. Такие взаимоотношения также оказывают существенное влияние на формирование у ребенка жизненных перспектив, навыков социального поведения, представлений о будущей семейной жизни, реализации личностного потенциала.

ЛИТЕРАТУРА

Бойко И.Н. 2015. Устное народное творчество как средство формирования развития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 4(1): 5-11. Лазарев М.А., Подвойский В.П., Стукалова О.В. 2016. Педагогическое обеспечение преодоления социальной индифферентности студентов гуманитарных вузов: социально-культурный подход: монография. Под общ. ред. В.П. Подвойского. - Москва: МАО; Даугавпилс: ДУ. 152 с. ISBN 978-5-9907401-3-6 Москвина А.С. 2015. Значение семьи в развитии и воспитании ребенка. -Гуманитарное пространство. Международный альманах. 4(5). 724-729. Потанина Л.Т., Мельников Т.Н., Москвина А.С. 2016. Развитие ценностно-смысловой сферы личности в новой школе. - Педагогическое образование и наука. № 1: 34-40.

Получена/Received: 03.03.2017 Принята/Accepted: 09.03.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.