Научная статья на тему 'Формирование межличностных отношений младших школьников'

Формирование межличностных отношений младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2505
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / КОММУНИКАЦИИ УЧЕНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акопян Анна Абузетовна, Абелян Мане Арменовна

В статье рассматриваются свойственные младшему школьнику возрастные особенности, являющиеся основанием для формирования и развития межличностных отношений. Обсуждаются вопросы формирования школьного коллектива как средства развития межличностных отношений. В формировании этих отношений большое значение придается роли педагога, играм, внеклассным кружкам, личностно-ориентированным технологиям обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование межличностных отношений младших школьников»

сформированное™ коммуникативных умений может осуществляться в соответствии с разработанным оценочным листом по заданным показателям (например, соответствие коммуникативной задаче, связность высказывания, диапазон использования лексических средств, способность к коммуникативному взаимодействию).

Описанные процедуры тестирования в практике внеучебной деятельности студентов при обучении иностранному языку можно отнести к локально -стандартизированным [2,3]. Мы считаем, что в практике обучения иностранному языку и внеучебной деятельности пригодны тесты любой степени стандартизации, в том числе преподавательские тесты.

Важным условием валидности или обоснованности теста является его надежность. Надежность может определяться постоянством, с которым тест выполняет заданную ему функцию инструмента измерения. Отсюда следует, что способом подтверждения надежности может быть повторное применение того или иного теста [3], в том числе для оценки развития коммуникативных умений у студентов в процессе внеучебной деятельности.

Список литературы

1. Зимняя И.А. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов. // Высшее образование сегодня. №5. 2008. С. 14-19.

2. Коккота В.А. Лингво-дидактическое тестирование: научно-теоретическое пособие. М.:ВШ, 1989. 127 с.

3. Павловская И.Ю., Башмакова Н.И. Основы методологии обучения иностранным языкам. Тестология. Учебник. СПб., 2007. 217 с.

4. Советский энциклопедический словарь М., 1989. 1632 с.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

1 2 Акопян А.А. , Абелян М.А.

1Акопян Анна Абузетовна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Абелян Мане Арменовна - студент, отделение педагогики и методики (начального образования), факультет начального образования, Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна, г. Ереван, Республика Армения

Аннотация: в статье рассматриваются свойственные младшему школьнику возрастные особенности, являющиеся основанием для формирования и развития межличностных отношений. Обсуждаются вопросы формирования школьного коллектива как средства развития межличностных отношений. В формировании этих отношений большое значение придается роли педагога, играм, внеклассным кружкам, личностно-ориентированным технологиям обучения.

Ключевые слова: межличностные отношения, младший школьник, детского коллектива, ролевые игры, коммуникации учеников.

Индивидуальные, возрастные и психологические особенности, характерные для младших школьников, являются основой не только формирования и развития личности ребенка, но и формирования межличностных отношений. Межличностные отношения -взаимосвязи между школьниками, которые формируются в результате эмоционального отношения друг к другу и выражаются в ходе их взаимодействия и совместной деятельности.

Г.С. Абрамова отмечает, что межличностное отношение - это знакомая, понятная, узнаваемая форма активности, которая проявляется в индивидуальном и коллективном сознании людей [3].

Ребенок, придя в школу, становится членом ученического коллектива. Школьный коллектив отличается от всех видов коллективов, потому что он организуется в соответствии с учебно-воспитательными задачами и целями. В этом коллективе формируются, а затем подвергаются качественным изменениям отношения ребенка с окружением. Посредством коммуникации в коллективе развиваются межличностные отношения. В ходе этого коллектив формируется как социальное явление, в соответствии с совместными целями и с направленностью жизнедеятельности. «Развитие личности в коллективе зависит от развития коллектива, от здоровых взаимоотношений всех его членов, их совокупной деятельности» [1, с. 308].

Новый статус младшего школьника в качестве члена коллектива формирует для ребенка новую роль, благодаря чему он вовлекается в учебный процесс как самоорганизуемый, самоконтролируемый субъект. На первоначальном этапе у младших школьников не развито умение выделять существенное, значимое в окружающем мире и явлениях, их восприятие носит ситуационный, эмоционально-чувственный характер, основывается на конкретных фактах и явлениях. Их мнение о людях, предметах, событиях формируется под влиянием момента, по внешним сигналам, по свойствам, ситуационным проявлениям. В данном возрасте ребенок стремится занять достойное себе место в кругу сверстников, самоутвердиться, самопроявиться. Понемногу возрастает потребность в общении со сверстниками. 9-10-илетний ученик более болезненно воспринимает замечания, которые получает от учителя в присутствии одноклассников: он становится раздражительным, чувствительным, уязвимым, стесняется не только незнакомых взрослых, но и незнакомых ровесников. Со стороны ребенка также очень остро воспринимается отрицательное отношение одноклассников к своей личности. Когда младший школьник имеет в классе одного или несколько близких друзей, он чувствует себя спокойно, проявляет себя естественно. Несмотря на это, в данном возрасте в межличностных отношениях превалирует неустойчивость. Общение с большинством одноклассников ограничивается школьной средой: чаще всего, после уроков они не формируют отношений.

В процессе формирования межличностных отношений младших школьников большую роль играет педагог. В начале обучения, когда в ребенке еще не довольно развиты умения самооценивания, он безоговорочно принимает оценку учителя: учитель для ребенка единственный и устойчивый авторитет [4].

Младший школьник формирует отношения с одноклассниками, руководствуясь отношением учителя к ним, сближается с теми, кого ценит учитель. С этой точки зрения, учитель в качестве авторитета для ученика может направить его общественные контакты и межличностные ориентации. Таким образом, так или иначе, учитель может способствовать формированию активного межличностного контакта или изоляции в классе. Отрицательные оценки, замечания, выговоры, обращенные к ребенку, которые проявляются также в процессе оценивания учебной деятельности, в кругу одноклассников становятся ярлыком характеристики данного ученика, и они выказывают соответсвтенное отношение к нему: прекращают общаться, отказываются привлекать его в учебное и внеучебное общение. Отрицательное влияние может иметь также чрезмерное восхваление одного из учеников, его идеализация, постоянное приведение в пример и сопоставление с другими. Это приводит к обратному психологическому воздействию: дети начинают избегать так называемого «любимчика» учителя, не формируют с ним межличностных отношений. Одновременно классный руководитель может иметь также обратное влияние: он может создать для изолированного ученика более широкий круг общения.

В ходе наблюдений над проблемой формирования межличностных отношений младших школьников констатировались те положительные и отрицательные влияния, которые имеют учителя в данном процессе. Так, например, были отмечены случаи, когда учитель поручил ученику сесть таким образом, чтобы одноклассник не видел, как он выполняет задание. Подобный подход, по нашему мнению, формирует в ребенке эгоизм, а не готовность помочь товарищу, естественно, влияя на формирование здоровых межличностных отношений.

Важную роль в жизни детского коллектива А.С. Макаренко отводит игре, считая ее одним из факторов формирования коллектива, объединения и коммуникации его членов. Он отмечает,

70

что игра является жизненной потребностью для ребенка. «Необходимо не только давать ему время для игры, но и данной игрой насытить его жизнь», - пишет великий педагог [1, с. 304]. Согласно А.С. Макаренко, кроме физической и психологической направленности, игра имеет также социальную направленность: она вовлекает детей в определенные социальные взаимоотношения. «В ходе игры может поменяться отношение к себе и к другим. Игра меняет социальный статус человека, самочувствие в коллективе. В ходе игры человек может почувствовать то, что хочет, и получить от этого чувство настоящей удовлетворенности» [3, с. 99]. На формирование межличностных отношений младших школьников воздействуют, в особенности, ролевые игры, при этом важно правильное распределение ролей. Учитель должен учитывать, что при разумном распределении ролей игра станет средством регулирования взаимоотношений между детьми.

В деле объединения классного коллектива, формирования межличностных отношений большую роль имеют внеклассные кружки, которые организуются после уроков в постучебный период. Их целью является выявление способностей, пристрастий, склонностей школьников, удовлетворение познавательной и творческой потребностей. Внеклассный кружок может способствовать также повышению успеваемости учеников. Внеклассные работы являются продуктивным средством объединения детского коллектива, поскольку вовлеченные в них дети, которые связаны объединяющей их деятельностью и общими интересами, мотивами, могут формировать устойчивые межличностные отношения.

Объединению школьников, формированию единого коллектива способствуют личностно-ориентированные технологии обучения (например, обучение в сотрудничестве, коллективное обучение и т.д.). Взаимопомощь, совместное решение проблем, интерактивная среда, сотрудничество «лицом к лицу», взаимное оценивание, стремление достичь совместного успеха, что лежит в основе современных взаимодействующих технологий, являются средством формирования устойчивых межличностных отношений. В тех классах, в которых постоянно применяются данные технологии, возрастает общение между детьми: совместно решая учебные задачи, они еще более сближаются. С целью практического обоснования данной точки зрения и диагностики межличностных отношений младших школьников были проведены опросы, в которых приняли участие 14 учеников 4-го класса начальной школы Гимназии имени А. Ширакаци (где постоянно применяются технологии обучения в сотрудничестве, коллективного обучения, на всех уроках имеет место групповая работа и т.д.) и 23 ученика 4-го класса Школы номер 19 имени Раффи. Опросный лист состоял из 5 вопросов, каждый из которых имел 6 возможных вариантов ответа. Были включены такие вопросы, целью которых являлось выяснение характера межличностных отношений школьников, отношения к классному коллективу и учителю. В результате анализа и сопоставления полученных данных обнаружились существенные различия. Так, например, в 4-м классе Гимназии имени А. Ширакаци большинство учащихся - 78.57% -положительно оценило свои отношения с одноклассниками. Из 14 учеников только один проявил нейтральное отношение к коллективу. Только 40.7% учеников школы имени Раффи высоко оценили свое отношение к одноклассникам.

Таблица 1. Отношение ученика по отношению к классному коллективу

Критерии Гимназия имени Школа N19 имени Раффи

АШиракаци (%) (%)

Отлично 78,57 40,7

Очень хорошо 5.71 20.37

Хорошо 12.85 31.48

Плохо 1.42 4.36

Очень плохо 1.42 2.77

Подытоживая теоретические положения о формировании межличностных отношений младших школьников и результаты проведенных исследований, можно заключить, что на первом этапе обучения, в ходе коммуникации учеников и формирования положительных

взаимоотношений, важными факторами являются: роль учителя, его управленческая функция, имидж, авторитет и беспристрастное отношение, учет индивидуально -психологических особенностей учеников и отношение к отдельным ученикам, организаторские умения, технологии и методы, применяемые в учебном процессе, виды учебной деятельности, мастерство направления общественных контактов учеников, формирования коллектива.

Список литературы

1. Амирджанян Ю.С., Саакян А.С. Педагогика (на армянском языке). Ереван: Педагогика, 2004. 456 с.

2. Леонтьев А.С. Педагогическая коммуникация (на армянском языке). Ереван: Луйс, 1982. 80 с.

3. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2002. 496 с.

4. Славина Л.С. Трудные дети. М., 1998. 440 с.

RISOLA OF THE CRAFTSMEN IS THE DOCUMENT DETERMINING TRAINING OF SPIRITUALLY MORAL AND PROFESSIONALLY COMPETENT WORKERS Zahidova D.A.1, ^H^va Z.M.2

1Zahidova Dilfuza Abduhalilovna - PhD;

2Halikova Zahro Mirshadmonovna - Senior Teacher, DEPARTMENT OF EDUCATION TASHKENT STATE INSTITUTE OF ORIENTAL STUDIES, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article examines the reform in the education system of Uzbekistan, related to the importance of historical sources. It emphasizes the importance of historical practice in the preparation of the spiritual and qualitatively competent workers.

Keywords: education Act, SSVE, pedagogical and professional activity, risola, apprentice (shogird), master (ustoz), taqbir, calligraphy, Turkistan, Central Asia, manuscript, aksakal (elderly master).

The modern system of vocational education is not exclusively the result of scientific and pedagogical idea of 20th century. Its fundamental bases have already been incorporated in the Central Asia in 8th-13th centuries by all previous experience and process of scientific, pedagogical and professional activity of many generations of scientists, educators, teachers, masters of manufacture and national craft. With independence of our state, the cultural heritage began to be study more deeply and more widely. Powerful layers of human spirituality, high morals and culture, revival of fine national traditions, reference to huge spiritual heritage of our great ancestors who have brought in the powerful contribution to the world civilization, have been open. Over 20 thousand manuscripts, which contain extensive data on a history, literature, art, politics, education, medicine, art craft, etc., kept in the funds of domestic libraries. By rights, these sources can considered spiritual riches and pride of our people. The unique spiritual heritage of great thinkers - philosophers and teachers of the Medieval East, enriched by their pupils and followers, should become the basis of modern vocational education system.

During retrospective reconstruction of social - pedagogical system and educational technology of vocational training of medieval craftsmen we revealed a number of the sources which were the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.