ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Белкина И.Н.1, Слащинин С.А.2
'Белкина Ирина Николаевна — доцент, кафедра психологических наук; 2Слащинин Семен Алексеевич — студент, специальность: специальная психология, факультет психологии и специального образования, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара
Аннотация: в статье анализируются особенности межличностных отношений школьников с задержкой психического развития на основании имеющегося теоретического материала и исследований российских и зарубежных ученых. Выделяются свойственные и характерные для детей младшего школьного возраста специфические особенности межличностных отношений при задержке психического развития. Производится анализ полученных результатов экспериментального исследования межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: особенности, нарушение, межличностные отношения, исследование, анализ.
Человеческое общение - самая большая роскошь Антуан де Сент-Экзюпери
В настоящее время проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития и трудностей обучения этих детей является одной из наиболее актуальных проблем специальной психологии и педагогики.
По мнению Н.М. Назаровой количество дошкольников с задержкой психического развития составляет 25% от детской популяции. Особый интерес представляет собой развитие личности такого ребенка, формирование его взаимоотношений с другими людьми. В психологии имеется большое количество работ, касающихся изучения межличностных отношений в целом (это работы Я.Л. Коломинского, В.Н. Мясищева, Г.М. Андреевой, М.И. Лисиной и других ученых). Но проблема оптимизации межличностных отношений детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии недостаточно изучена.
Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека пребыванием в данной общности. [3; 114-116].
Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностных особенностей. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития, чем сверстники. Так, исследования Е.Е. Дмитриевой показали, что старшие дошкольники с задержкой психического развития не готовы к внеситуативно-личностному общению со взрослыми, в отличие от нормально развивающихся сверстников, они достигают лишь уровня ситуативно-делового общения [2; 45].
Таким образом, межличностное общение и взаимодействие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития отличается большим своеобразием, как по линии ребенок-взрослый, так и по линии ребенок-ребенок. Характерные личностные особенности
детей в зависимости от причины возникновения нарушения не могут не отражаться на межличностных отношениях этих детей.
В процессе исследования мы использовали следующие диагностические процедуры:
1. Методика исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений Рене Жиля;
2. Методика диагностики межличностных отношений Дж. Морено «Социометрия».
Диагностическая методика восприятия внутрисемейных отношений Рене Жиля
применялась с целью изучения взаимоотношений ребенка с окружающими его людьми, а также выявление некоторых особенностей.
Методика «Социометрия» Дж. Морено (1934). Была адаптирована: вместо 42 карточек использовалось 22 карточки; вербальные задания использовались только для уточнения результатов; увеличение размера изображения в 2 раза; для получения более содержательной информации были расширены параметры анализа полученных результатов.
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать особенности социального поведения людей в условиях групповой деятельности.
Исследование сферы межличностных ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений по методике Рене Жиля проводилось индивидуально с каждым ребенком. Причем, интерпретировались только визуальные задания (22 карточки), вербальные задания использовались для уточнения полученных результатов. В среднем, на ответ каждому ребенку потребовалось 10-15 секунд.
В результате исследования были выявлены следующие особенности личности старших дошкольников с задержкой психического развития и особенности их взаимоотношений с окружающими людьми в разнообразных жизненных ситуациях:
• в группе наблюдается средний процент закрытости - 33%;
• показатель любознательности в группе составляет 39%;
• дети чаще идентифицируют себя с персонажем, находящемся на периферии - 58%,
• в основном, эти дети идентифицируют себя с персонажем, находящемся в покое 67%;
• стремление к доминированию у них не наблюдается (всего 23%);
• дети чаще идентифицируют себя с персонажем, находящимся ближе к авторитетному взрослому (53%), чем к сверстникам;
• одинаково идентифицируют себя близко к родителям при наличии вторых лиц 50%, так и близко по отношению ко вторым лицам;
• наблюдается достаточно высокий уровень агрессивности 54%.
Детям очень понравилось это задание. Они с удовольствием отвечали на все поставленные вопросы. Среднее время, которое потребовалось каждому ребенку на выполнение задания, составило 5-10 секунд.
Сравнивая контрольную и экспериментальную группу делаем выводы:
1. Детям контрольной группы потребовалось меньшее количество времени на выполнения задания, чем детям экспериментальной группы.
2. Дети контрольной группы были более заинтересованы выполнением задания.
3. Дети контрольной группы больше стремятся к доминированию (48%), чем дети экспериментальной группы (23%).
4. Дети контрольной группы более любознательны, чем дети экспериментальной группы.
5. Дети экспериментальной и контрольной группы одинаково больше идентифицируют себя с персонажем, находящемся в покое.
6. Дети контрольной группы идентифицируют себя с персонажем, находящемся близко к родителям, при наличии вторых лиц, чаще, чем дети экспериментальной группы.
7. Дети экспериментальной группы чаще идентифицируют себя с персонажем, находящемся близко к авторитетному взрослому (воспитателю), чем рядом со сверстниками, в отличие от контрольной группы. Это может свидетельствовать о меньшей самостоятельности детей с задержкой психического развития, о зажатости, малообщительности и безынициативности.
8. У детей экспериментальной группы наблюдается более высокий уровень агрессивности 54%, чем у детей контрольной группы 40% (что подтверждается их высказываниями).
По результатам исследования межличностных отношений старших дошкольников с задержкой психического развития с помощью методики «Социометрия» проранжировав членов группы по количеству полученных выборов и отклонений мы подсчитали количество «звезд», «предпочитаемых», «принятых», «отвергаемых» и «изолированных».
• В группе не определилось ребенка со статусом «звезды»;
• 2 ребенка (19%) получили статус «отвергаемые»;
• 1 ребенок (9%) получил статус «изолированный»;
• 4 ребенка (36%) получили статус «принятый»;
• 4 ребенка (36%) получили статус «предпочитаемые»;
• В двух разных видах деятельности они выбирали одних и тех же детей;
• Перекрестных выборов между мальчиками и девочками не оказалось;
• Показатель уровня сплоченности группы составляет 0.4;
• Показатель уровня конфликтности группы составляет 0.2.
В таблице 2 представлены результаты распределения социометрических статусов экспериментальной и контрольной групп.
Сравнивая результаты контрольной и экспериментальной группы, делаем вывод, что:
1. Дети контрольной группы более общительны, чем дети экспериментальной группы, они чаще проявляют инициативу в общении. Это говорит о том, что дети экспериментальной группы безразличны, равнодушны по отношению к сверстникам.
2. Дети контрольной группы более уверенны в себе, чем дети экспериментальной группы.
3. Дети контрольной группы чаще, чем дети экспериментальной группы стремятся помогать сверстникам.
4. Дети контрольной группы чаще проявляют эмпатию, сопереживание, чем дети экспериментальной группы. Это может свидетельствовать о непонимании эмоционального состояния другого человека.
5. В экспериментальной группе показатель агрессивности выше, чем в контрольной группе.
6. Дети контрольной группы более самостоятельны, чаще проявляют настойчивость, чем дети экспериментальной группы.
В социометрической структуре группы детей с задержкой психического развития не оказалось детей со статусом «звезд». Это является неблагоприятным фактором. Известно, что высокий статус предоставляет ребенку признание сверстников, положительную оценку окружающих, формирует высокую самооценку. Он так же влияет на интенсивность и разнообразие контактов, эмоционально обогащает социальную жизнь ребенка. Выборы детей контрольной группы более разнообразны, они выбирали разных детей в различных видах деятельности, а выборы детей экспериментальной группы были одинаковыми в разных видах деятельности. Так же была выявлена такая особенность: в экспериментальной группе перекрестных выборов между мальчиками и девочками не оказалось, в отличие от контрольной группы.
Показатели групповой сплоченности у экспериментальной группы ниже показателей сплоченности контрольной группы. Это говорит о том, что дети контрольной группы имеют большее число положительных связей, чем дети экспериментальной группы. Также низкий уровень сплоченности говорит о том, что дети не чувствуют себя частью коллектива. Это может свидетельствовать о меньшей избирательности в контактах детей с задержкой психического развития.
Дети контрольной группы больше стремятся к доминированию, чем дети экспериментальной группы. Дети экспериментальной группы чаще обозначали себя рядом с взрослым (воспитателем, родителями), чем рядом со сверстниками, в отличие от контрольной группы. На наш взгляд, это объясняется личностными особенностями детей с задержкой психического развития. Многие из них неуверенны в себе, зажаты. Из-за частых и длительных хронических заболеваний у детей сниженный фон настроения, дети безынициативны и малообщительны.
У детей экспериментальной группы наблюдается более высокий уровень агрессивности, чем у детей контрольной группы.
Все эти особенности препятствуют полноценному становлению и формированию личности ребенка с задержкой психического развития, препятствуют дальнейшей его адаптации в школе и затрудняют процесс социализации в целом.
Список литературы
1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь,
2006. 125 с.
2. ДавыдоваВ.В. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. 448 с.
3. Петровский А.В., Абраменкова В.В., Зеленова М.Е. и др. Социальная психология. М.:
Просвещение, 1987. 224 с.