Н. Н. Шешукова
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
В статье представлены результаты экспериментального исследования по изучению особенностей межличностных отношений младших подростков с задержкой психического развития (ЗПР), обучающихся в разных педагогических условиях: классах компенсирующего обучения, смешанных по составу учащихся (ЗПР и нормы психического развития), специальной школы VII вида. Анализируются условия школьного микросоциума, причины, затрудняющие их психическое развитие, определяются перспективы оптимизации личностного развития.
The article presents the results of experimental study of peculiarities of interpersonal relations of younger teenagers with mental retardation taught in different educational environment: in compensative teaching groups, in mixed groups (mentally normal and abnormal) of special school type 7. The author an alyses social environment in school, causesof mental retardation, determines ways of optimized personal development.
Проблема изучения особенностей развития и индивидуализированного на этой основе формирования личности ребёнка в современном изменяющемся обществе представляет собой одно из самых актуальных направлений в науке. Сегодня в практике общеобразовательной школы возникает ряд острых проблем, связанных с нарастанием ухудшения здоровья учащихся. По различным данным, количество детей «группы риска» составляет от 20-60% учащихся начальной школы, в том числе и детей с задержкой психического развития (ЗПР).
В научных публикациях последних лет, по-свящённых изучению аномальных детей, происходит смена приоритетов в их изучении в сторону личностного, социального, эмоционального развития.
Л. С. Выготский утверждал, что развитие психики ребёнка происходит в процессе взаимодействия, общения со взрослым и сверстниками. Ребёнок присваивает общественно-исторический опыт, на этой основе у него формируются специфические для человека виды психической и практической деятельности.
Особенностью подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей на ровесников. В этот возрастной период происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненных позиций, формируются нравственные качества личности, которые необходимы в дальнейшем для самостоятельной жизни.
© Шешукова Н. Н„ 2008
Таким образом, можно сделать вывод, что межличностные отношения с другими людьми являются важным детерминирующим фактором развития. От степени благополучия межличностных отношений будет зависеть, насколько добрым, отзывчивым и способным к соблюдению нравственных норм и законов будет подросток, который в силу не зависящих от него обстоятельств оказался менее способным, смышленым, умелым.
Известно, что неблагоприятное воздействие внешних факторов на детей с проблемами в развитии препятствует их развитию и усугубляет его. Экспериментально доказано, что в благоприятных условиях развитие ребёнка, изначально обусловленное неблагоприятным действием биологических факторов, со временем приближается к возрастной норме, тогда как развитие, отягощенное и социальными факторами, регрессирует (Г. В. Грибанова, 1986; В. Б. Никишина, 2003; Е. Г. Дзугкоева, 2000; У. В. Ульенкова, 1980, 1983 и др.).
Итак, изучение социально-психологических, личностных особенностей, особенностей взаимодействия с другими людьми, адекватность педагогических условий общеобразовательной школы уровню личностного развития детей и подростков с проблемами в развитии, в частности, подростков с ЗПР, является важной сферой их психологического исследования и коррекционно-раз-вивающей работы с ними.
В настоящее время в специальной психологии существует лишь небольшое количество работ, посвящённых изучению личностных особенностей подростка с ЗПР (Г. В. Грибанова, 1986, 1988; Е. Г. Дзугкоева, 1999; Р. Д. Тригер, 1989; И. А. Коробейников, 1997, 2002; Н. П. Кондратьева, 2002; И. А. Конева, 2002; Н. В. Масленникова, 2004; Е. В. Самойленко, 2005; О. А. Та-липова, 2007 и некот. др.). Исследований в этом направлении, безусловно, должно быть значительно больше.
В данной публикации мы представим в кратком изложении результаты нашего экспериментального исследования. Мы провели сравнительное изучение особенностей межличностных отношений со сверстниками младших подростков с ЗПР и нормально развивающихся сверстников, при этом прослеживали их зависимость от условий обучения и уровня развития детского коллектива.
Нами были сформулированы следующие гипотезы:
1. Определяя подходы к исследованию межличностных отношений со сверстниками младших подростков с ЗПР, мы предполагали, что полноценное их становление определяется сложным взаимодействием многих факторов, в числе
Н. Н. Шешукова, Особенности межличностных отношений со сверстниками у младших под ростков.
которых одно из значимых принадлежит обучению. Неблагоприятные условия обучения создают опасность нарушения межличностных отношений, а следовательно, и всего процесса развития личности школьника.
2. Исходя из значимого положения Л. С. Выготского о том, что фондом компенсации в огромной мере является социально-коллективная жизнь ребенка, в которой он находится, мы предположили, что уровень развития коллектива, в котором находится младший подросток с ЗГ1Р, оказывает разное влияние на формирование личности подростка и, в частности, на межличностные отношения: чем выше уровень развития группы как коллектива, в котором находится подросток с ЗПР, тем более благоприятными будут условия для формирования его личности.
При этом мы решали следующие конкретные задачи:
1. Изучить особенности межличностных отношений со сверстниками младших подростков с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
2. Проследить влияние разных условий обучения на своеобразие межличностных отношений со сверстниками младших подростков с ЗПР.
3. Изучить особенности взаимосвязи уровня развития коллектива и характера межличностных отношений младших подростков с ЗПР и нормой психического развития.
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы, на базе общеобразовательных школ в классах VII вида для детей с ЗПР, в классах с совместным обучением школьников с ЗПР и НГ1Р, а также в специальной (коррекци-онной) школе VII вида. В исследовании принимали участие 87 младших подростков в возрасте
от 11 до 13 лет, из них 10 человек - подростков с ЗПР, обучающихся совместно с НПР, 18 человек - подростков с ЗПР, обучающихся в классах КРО, 22 человека - подростки с ЗПР, обучающиеся в школе VII вида, 37 человек - их нормально развивающиеся сверстники.
Для исследования межличностных отношений младших подростков с ЗПР был проведён констатирующий эксперимент, в котором применялся социометрический эксперимент (адаптированный Г. А. Карповой, Т. П. Артемьевой), направленный на диагностику объективного восприятия межличностных отношений со сверстниками при помощи социометрических показателей: статусной структуры класса, уровня социального самочувствия, уровня взаимности, удовлетворённости в общении, уровня конфликтности (агрессивности), социовалентности.
Перейдём к анализу полученных фактических данных, представленных нами в гистограмме (см. рисунок).
Результаты исследования показывают, что все наши испытуемые (подростки с нормальным психическим развитием, с задержанным психическим развитием, обучающиеся и в классах КРО, и совместно с нормально развивающимися сверстниками, и в специальной (коррекционной) школе VII вида) распределились почти по всем статусным категориям. В группу «звёзды» попали 37% (17 чел.), это самое большое количество испытуемых с нормой психического развития (НПР). В группах подростков с ЗПР, обучающихся в классах КРО, - всего 9% (2 чел.), среди подростков с ЗПР, обучающихся совместно с детьми с НПР, не было ни одного ученика; среди подростков, обучающихся в специальной (коррекционной) школе, - 18% (5 чел.). Подростки данной кате-
80 70 60 50 40 30 20 10 0
37
звезды
41
32
24
XI
18
10
22
20
25
70
32
17
0 0 0 1
2 1
I I
□
Подростки с НПР
Подростки с ЗПР классов КРО Подростки с ЗПР обычных классов Подростки с ЗПР коррекционной школы
принятые
изолированные
предпочитаемые
отвергаемые
Результаты исследования статусных категорий подростков с ЗПР и НПР (%)
гории характеризуются приветливостью, активностью, инициативностью, интересны в общении для большинства сверстников, пользуются уважением со стороны сверстников. При выборе партнёра для общения эти подростки отдают предпочтение тем сверстникам, с которыми у них совпадает интерес к совместной деятельности (общению), с которыми дружат, характеризуя их как лучших, близких друзей, интересных людей, с которыми нескучно.
В группу «отверженных» попали 70% (7 чел.) младших подростков с ЗПР, обучающихся совместно с нормально развивающимися сверстниками. И это самый большой процент среди всех изучаемых групп. Таких подростков с ЗПР, обучающихся в классах КРО, - 32% (7 чел.); группа подростков с ЗПР, обучающихся в специальной (коррекционной) школе, - 21% (6 чел.). Наименьшее количество «отверженных» детей оказалось среди подростков с НПР - 17% (8 чел.) Таким одноклассникам дети давали обычно следующие характеристики: «глупые», «достали», «плохо обращаются со всеми», «очень не нравятся», «сложные люди», «не общаюсь», «не могу найти общий язык», «не дружу» и т. п.
При изучении статусной структуры испытуемых в тех или иных группах было установлено, что в высоких социометрических статусах находится 61%> (28 чел.) от общего количества испытуемых младших подростков с НПР; среди младших подростков с ЗПР, обучающихся в классах КРО, - 27% (6 чел.); среди младших подростков с ЗПР, обучающихся совместно с нормально развивающимися сверстниками, -10%> (1 чел.); среди младших подростков с ЗПР, обучающихся в специальной (коррекционной) школе, - 50%> (14 чел.). Эти факты, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что большинство нормально развивающихся подростков находится в хорошем социально-психологическом климате, благоприятном для их личностного развития. Они получают признание со стороны сверстников, им дают положительную оценку окружающие. Все это, в свою очередь, формирует у них позитивную самооценку; поощряет интенсивные и разнообразные контакты со сверстниками и окружающими взрослыми, помогает строить положительные межличностные отношения, эмоционально обогащающие их социальную жизнь.
Большинство младших подростков с ЗПР, обучающихся в классах КРО (73%), в условиях обычного класса (90%) и в условиях специальной (коррекционной) школы (50%) занимают неблагоприятное положение в группе сверстников, находятся в неблагополучной для их развития атмосфере. Естественно, их положение в микросоциуме школы считать полноценным нельзя. Оно
не только тормозит, но и искажает их развитие. Дефицит положительного общения со сверстниками обедняет их эмоциональную жизнь. Подростки лишаются возможности приобретать личный опыт построения и развития межличностных отношений, наращивать социальную компетентность.
Итак, среди групп младших подростков с ЗПР в наиболее благоприятной ситуации развития оказались учащиеся специальной (коррекционной) школы VII вида, а в самой неблагоприятной оказались подростки с ЗПР, обучающиеся совместно с подростками с НПР.
Результаты анализа конфликтности (агрессивности), полученные в исследовании, обнаружили наличие повышенного фона конфликтности в классных коллективах младших подростков с ЗПР, обучающихся в условиях обычного класса - 66%>, обучающихся в классах КРО - 56%, обучающихся в специальной (коррекционной) школе - 46%, как достаточно частой их характеристики. В школьных классах учащихся с НПР уровень конфликтности составляет 40%. Эти факты тоже говорят о неблагополучном положении в школе подростков с ЗПР.
Исследование особенностей социовалентно-сти (степени включённости во взаимоотношения) подростков изучаемых категорий позволило увидеть, что они имеют положительную, отрицательную и амбивалентную социовалент-ность, только в разном процентном соотношении в разных педагогических условиях. Полученные данные свидетельствуют, что самое большое количество испытуемых, имеющих положительную социовалентность, оказалось в группах младших подростков с НПР - 54% (20 чел.). В группе подростков с ЗПР, обучающихся в специальной (коррекционной школе) VII вида, этот показатель составил 36% (8 чел.), среди подростков, обучающихся совместно с нормально развивающимися сверстниками, -20%> (2 чел.); самый небольшой процент положительной социовалентности - 15% (3 чел.) у подростков с ЗПР, обучающихся в классах КРО. Подростков с положительной социовалентно-стью можно охарактеризовать следующим образом: они испытывают потребность в общении со сверстниками, построении с ними продуктивных межличностных отношений, имеют установку на удовлетворение этих потребностей именно в той группе, в которой они находятся. Опосредованно можно сделать вывод о привлекательности данного коллектива для подростка с положительной социовалентностью. Этим подросткам интересны сверстники, с которыми они общаются. Для них характерны широкие и активные коммуникативные связи, жажда быть как все и быть со всеми.
Н. Н. Шешукова. Особенности межличностных отношений со сверстниками у младших подростков.
В то же время во всех экспериментальных группах выделились подростки с отрицательной социовалентностью. Самый высокий процент -70% (7 чел.) среди младших подростков с ЗПР, обучающихся совместно с НПР. Далее идут подростки с ЗПР, обучающиеся в классах КРО, -40%> (8 чел.); среди подростков, обучающихся в специальной (коррекционной школе) VII вида, их оказалось 18% (4 чел.). Среди подростков с НПР их всего 11%> (4 чел.) Подростки с отрицательной социовалентностью отличаются своеобразием коммуникативных связей и поведения: агрессивностью, расторможенностью, имеют негативные установки в общении и построении межличностных отношений с одноклассниками.
Среди всех экспериментальных групп наиболее высокий процент амбивалентной (двойственной) социовалентности имеет группа подростков с ЗПР, обучающихся в классах КРО и в специальной (коррекционной) школе VII вида - 45%. Затем следуют подростки с НПР - 35% (13 чел.) и 10%> (1 чел.) младших подростков с ЗПР, обучающихся совместно с НПР. Такие подростки характеризуются одновременным проявлением и негативных, и положительных отношений к сверстникам. Им присуща определённая дистанция при взаимодействии со сверстниками.
Подростки, имеющие отрицательную и амбивалентную социовалентность, испытывают низкую социально-коммуникативную потребность, для них типична малая включенность в межличностные отношения в данном коллективе сверстников.
Проанализировав полученные данные по показателю «социовалентность», можно проследить следующую тенденцию: младшие подростки с НПР обладают в большей степени положительной социовалентностью, большинство подростков с ЗПР, обучающихся в классах КРО и в специальной (коррекционной) школе VII вида, обладают двойственной, противоречивой социовалентностью, и значительная часть младших подростков с ЗПР, обучающихся совместно с НПР, обладают в основном отрицательной социовалентностью.
Итак, большинство младших подростков с ЗПР всех экспериментальных групп, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не испытывают потребности в общении со сверстниками, в построении с ними продуктивных межличностных отношений, имеют негативные установки на перспективу построения продуктивных межличностных отношений со сверстниками (отрицательная и амбивалентная социовалентность у учащихся классов КРО, в условиях обычного класса и в специальной (коррекционной) школе 85%, 80% и 63%> соответственно). Результаты представлены в таблице.
Результаты сравнительного исследования по показателю «социовалентность» младших подростков с ЗПР и НПР (%)
Положи- Отрица- Амбива-
тельная тельная лентная
% % %
Подростки с НПР 54 11 35
Подростки с ЗПР классов КРО 15 40 45
Подростки с ЗПР обычных классов 20 70 10
Подростки с ЗПР специальной 36 18 45
школы
Количественный анализ результатов исследования позволяет нам сделать вывод о довольно высокой интенсивности контактов, межличностных отношений между подростками с НПР, в среднем они делали 4-5 выборов и при этом уровень взаимности (отношения взаимного расположения-нерасположения) достаточно высокий - 53%. Этот показатель отражает хорошую психологическую совместимость подростков, наличие развитых, глубоких, дружеских, приятельских отношений. Это подтверждает и другой невысокий показатель - уровень конфликтности (агрессивности). В группе этих учащихся он составляет 35%. Этот показатель свидетельствует о наличии благоприятной социально-педагогической среды, которая создана взрослыми.
Среди подростков с ЗПР, обучающихся в классах КРО, интенсивность контактов невысокая, в среднем они делали 2 выбора, но при этом коэффициент взаимности высокий - 68%. Подростки с ЗПР, обучающиеся совместно с нормально развивающимися сверстниками, тоже не обладают высокой интенсивностью контактов, в среднем они делали 2 выбора, но коэффициент взаимности достаточно высокий - 66%. Наиболее приближенной к возрастной норме можно считать, группу подростков с ЗПР, обучающихся в специальной (коррекционной) школе. Интенсивность их контактов достаточно высокая, они делали, как и учащиеся с нормой психического развития, 4 выбора, коэффициент взаимности у них высокий - 59%>.
Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов изучения межличностных отношений младших подростков с ЗПР со сверстниками всех экспериментальных групп позволяет сделать следующий общий вывод: у учащихся специальной (коррекционной) школы VII вида имеет место наиболее благоприятный характер межличностных отношений со сверстниками; у учащихся, обучающихся совместно с нормально развивающимися сверстниками, межличностные
отношения характеризуются яркой выраженностью неблагополучия.
Коротко остановимся ещё на одном направлении нашего исследования: мы изучали уровень развития школьного коллектива младших подростков изучаемых категорий и взаимосвязь между уровнем развития коллектива и благополучием межличностных отношений для подростков с ЗПР.
Для исследования уровня развития школьного коллектива мы использовали социометрические показатели, полученные нами ранее в ходе проведения нашего экспериментального исследования. Считается, что уровень развития коллектива тем выше, чем меньше членов группы попадает в число изолированных:
высокий: лидеры + предпочитаемые > принятые + изолированные
средний: лидеры + предпочитаемые = принятые + изолированные
низкий: лидеры + предпочитаемые < принятые + изолированные.
Так, анализ особенностей развития классного коллектива у младших подростков с ЗПР, обучающихся в классах КРО и в классах с совместным обучением учащихся с ЗПР и НПР, выявил, что уровень развития коллектива в этих классах низкий, в классах специальной (коррекционной) школы - средний, а в классах их ровесников с НПР - высокий.
Проследим тенденцию взаимосвязи уровня развития коллектива и благополучия межличностных отношений. Так, среди изучаемых групп подростков с ЗПР у учащихся, обучающихся в специальной (коррекционной) школе, можно констатировать наиболее благоприятные межличностные отношения со сверстниками и средний уровень развития коллектива. У учащихся, обучающихся в классах КРО и в классах с совместным обучением
учащихся с ЗПР и НПР, выявлено неблагополучие в межличностных отношениях со сверстниками, и уровень развития коллектива у них низкий.
Наличие общих особенностей, на наш взгляд, обусловлено влиянием общей структуры дефекта при ЗПР, в то же время имеющиеся различия детерминированы влиянием разных микросред, в которых находятся младшие подростки с ЗПР.
Таким образом, можно сделать вывод, что сходное нарушение психического развития приводит к единым тенденциям в межличностных отношениях со сверстниками. В то же время разное влияние микросреды порождает различия в межличностных отношениях со сверстниками у младших подростков с ЗПР.
Иначе говоря, обнаруженные различия в межличностных отношениях со сверстниками у подростков с ЗПР, обучающихся в разных педагогических условиях, указывают на влияние дефекта опосредованно, через социальную микросреду.
Сравнительный анализ межличностных отношений у учащихся в классах КРО, подростков, обучающихся совместно с нормально развивающимися сверстниками и в специальной (коррекционной) школе, выявляет более благоприятный их характер в условиях специальной (коррекционной) школы. Обучение в специальной (коррекционной) школе в меньшей степени, а в классах КРО и особенно в классах с совместным обучением младших подростков с ЗПР с нормально развивающимися сверстниками - в большей степени способствуют усугублению дефекта их психического развития.
Полученные данные говорят о том, что необходимо интенсивно искать выходы из создавшегося положения в системе образования, поскольку дети с ЗПР составляют значительный процент от контингента школьников.