УДК 159.922.76-056.34
Шешукова Наталья Николаевна
Вятский государственный гуманитарный университет
ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье представлены результаты экспериментального исследования по изучению уровня развития ученических коллективов младших подростков с задержкой психического развития, влияющих на их межличностные отношения со сверстниками. Полученные фактические данные можно использовать для построения коррекционно-развивающей программы с подростками с задержкой психического развития по оптимизации сферы межличностной отношений со сверстниками.
Ключевые слова: общение, межличностные отношения, детская группа, ученические коллективы, младший подросток с задержкой психического развития.
Наше исследование направлено на расширение научно-практического знания об особенностях возрастного онтогенеза подростков с задержанным психическим развитием. В контексте изучения межличностных отношений младших подростков с задержкой психического развития мы исследовали уровень развития ученического коллектива, психологический микроклимат класса, в котором они находятся.
В своём исследовании мы базировались на положении о том, что одной из основных микросред для младших подростков является школьная микросреда и смысл межличностных отношений между людьми открывается подростку, прежде всего, в среде его сверстников (Л.С. Выготский, 1983; Я.Л. Коломинский, 1977; И.С. Кон 1978; В.С. Мухина, 1998; А.М. Прихожан, 1990; Д.И Фельдштейн, 1988; и др.).
Целью нашего экспериментального исследования явилось изучение уровня развития классных коллективов, характерных особенностей психологического микроклимата в классах младших подростков с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
Планируя и проводя экспериментальное исследование, мы опирались на основные теоретикометодологические положения изучения отклоняющегося развития, разработанные в специальной психологии.
Мы предполагаем, что уровень развития коллектива, психологический микроклимат класса в котором находится младший подросток с ЗПР, оказывают своеобразное влияние на формирование личности подростка и, в частности, на сферу межличностных отношений. Чем выше уровень развития группы как коллектива, положительней микроклимат, в которых находится подросток с ЗПР, тем благоприятнее условия для его личностного становления.
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы, на базе общеобразовательных школ в классах VII вида для детей с ЗПР, в классах с совместным обучением школьников с ЗПР и НИР, а также в специальной (коррекционной) школе VII вида. В исследовании принимали участие 150 младших подростков в возрасте от 11до 13 лет,
из них 30 человек - подростков с ЗПР, обучающихся совместно с НИР, 30 человек - подростков с ЗПР, обучающихся в классах VII вида, 30 человек - подростков с ЗПР, обучающихся в школе VII вида, 60 человек - их нормально развивающиеся сверстники. В исследовании принимали участие учителя: 21 человек - учителя специальной (коррекционной) школы, 26 человек - учителя классов VII вида, 11 человек - учителя смешанных по составу классов НПР и ЗПР, 10 человек - учителя общеобразовательной школы. Общий объём выборки участников эксперимента составил 218 человека.
В качестве экспериментальных методик мы использовали:
1) социометрическую методику (социометрические показатели), которая направлена на определение уровня развития коллектива в группе младших подростков, а также отношений, характерных для коллектива;
2) методику «Психологическая атмосфера в коллективе» (Л.Г. Жедуновой), которая позволяет изучить психологическую атмосферу в коллективе;
3) методику компетентных судей, которая позволяет исследовать адекватность, уровень объективности развития в группе младших подростков отношений, характерных для коллектива.
Перейдем к анализу фактических данных.
Результаты сравнительного исследования особенностей уровня развития ученического коллектива подростков по результатам использования социометрической методики (социометрические показатели) представлены в таблице 1.
Из таблицы 1 видно, что данные экспериментальных групп, полученные в процессе констатирующего эксперимента, имеют отличия. Проанализируем результаты. Число подростков с НПР, попавших в высокие статусные категории: «звёзды» - 29%, «предпочитаемые» - 34%, составляет 63% учащихся. Среди испытуемых с ЗПР, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VII вида, в высоких статусных категориях: «звёзды» - 23%, «предпочитаемые» - 30-53% подростков; среди испытуемых с ЗПР, обучающихся в классах VII вида, в высоких статусных категориях: «звёзды» - 3%, «предпочитаемые» - 42-45% уча-
© Шешукова Н.Н., 2012
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3
109
Таблица 1
Распределение младших подростков всех экспериментальных групп по условным статусным категориям (%)
Категории Испытуемые
Подростки с НПР Подростки с ЗПР коррекц. школы Подростки с ЗПР кл. VII вида Подростки с ЗПР смеш. по составу классов
«Звёзды» 29 23 3 9
«Предпочитаемые» 34 30 42 21
«Принятые» 15 13 26 26
«Изолированные» - 7 3 -
«Отвергаемые» 22 27 26 44
Всего 100 100 100 100
Таблица 2
Результаты сравнительного исследования уровня развития коллектива младших подростков с ЗПР и с НПР (%)
Категории подростков Высокий Средний Низкий
Высокие статусы Низкие статусы Высокие статусы Низкие статусы Высокие статусы Низкие статусы
Подростки с НПР 63 37 - - - -
Подростки с ЗПР коррекц. школы 53 47 - - - -
Подростки с ЗПР кл. VII вида - - - - 45 55
Подростки с ЗПР смешанных по составу классов - - - - 30 70
щихся; среди испытуемых с ЗПР, обучающихся совместно с нормально развивающимися сверстниками, выявлено самое небольшое количество подростков в высоких статусных категориях: «звёзды» -9%, «предпочитаемые» - 21-30% учащихся.
В низких социометрических статусах «принятые», «изолированные» и «отвергаемые» среди изучаемых групп младших подростков самое небольшое количество учащихся с НПР: «принятые» - 15%, «изолированные» - 0%, «отвергаемые» - 22%, что составляет 37%; среди младших подростков с ЗПР специальной (коррекционной) школы VII вида: «принятые» - 13%, «изолированные» - 7%, «отвергаемые» - 27%, что составляет 47% учащихся; среди подростков с ЗПР классов VII вида: «принятые» - 26%, «изолированные» -3%, «отвергаемые» - 26%, что составляет 55% учащихся; среди подростков с ЗПР, обучающихся совместно с НПР, установлено самое большое количество учащихся в низких статусных категориях: «принятые» - 26%, «изолированные» - 0% и «отвергаемые» - 44%, что составляет 70%.
Итак, результаты анализа статусных категорий, в которых оказались подростки изучаемых категорий, позволяют увидеть, что самое большое количество испытуемых, попавших в высокие статусные категории, находится в группе подростков с НПР. Среди групп подростков с ЗПР в высоких социометрических статусах оказались учащиеся специальной (коррекционной) школы VII вида, а в низких социометрических статусах - самое
большое количество подростков с ЗПР, обучающихся в условиях обычного класса совместно с нормально развивающимися сверстниками.
В результате анализа социометрических статусных категорий - высоких и низких - можно установить уровень развития классных коллективов младших подростков с НПР и с ЗПР. Результаты сравнительного исследования представлены в таблице 2.
Результаты анализа уровня развития коллектива обнаружили наличие выраженного низкого уровня развития как достаточно частой характеристики школьных классов подростков с ЗПР.
Итак, выявлено, что у младших подростков с ЗПР, обучающихся в классах VII вида и особенно в классах с совместным обучением учащихся с ЗПР и НПР, классные коллективы находятся на низком уровне развития, в классах специальной (коррекционной) школы VII вида и в классах нормально развивающихся их ровесников - на более высоком.
Результаты сравнительного исследования, полученные нами при изучении психологической атмосферы в классных коллективах у подростков экспериментальных групп представлены в таблице 3.
Как видно из таблицы 3, в группе младших подростков с НПР оцениваемые качества класса: «дружелюбие», «удовлетворенность», «результативность», «занимательность», «успешность» - оцениваются учащимися на уровне выше среднего. «Согласие», «теплота взаимоотношений», «сотрудничество», «взаимная поддержка» оцениваются подростками на среднем уровне.
Таблица 3
Результаты сравнительного исследования оценки характеристик класса младшими подростками и экспертами (ср. балл)
Эти же характеристики класса оценивали эксперты, и были получены следующие результаты: «дружелюбие», «согласие», «увлечённость», «занимательность» оцениваются ими на уровне выше среднего. «увлечённость», «результативность», «теплота взаимоотношений», «сотрудничество», «взаимная поддержка», «успешность» оцениваются на среднем уровне.
Сопоставление результатов характеристик класса младшими подростками с НПР и экспертной оценки показало незначительные отличия в оценивании предложенных характеристик класса. В целом подростки с НПР несколько выше оценивают класс по этим характеристикам в сравнении с экспертами. Однако статистически достоверных различий между оценкой испытуемых и оценкой экспертов отмечено не было ни по одной из характеристик.
Уровень психологической атмосферы в классах младших подростков с НПР, исходя из полученных результатов, высокий как полученный в оценках подростков (68%), так и в оценках экспертов (67%).
Далее проанализируем полученные данные в группе младших подростков с ЗПР специальной (коррекционной) школы VII вида. Так, подростки оценивают качества класса - «согласие», «удовлетворённость», «увлеченность», «результативность», «сотрудничество», «взаимная поддержка», «занимательность», «успешность» - на уровне выше среднего; «дружелюбие», «теплота взаимоотношений» на среднем уровне.
Эти же характеристики класса оценивали эксперты, и были выявлены отличия в их оценивании. Все вышеперечисленные характеристики класса экспертами были оценены на среднем уровне.
Сопоставление результатов характеристик класса подростками с ЗПР специальной (коррекционной) школы VII вида и экспертной оценки показало отличия в оценивании предложенных характеристик класса. В целом, младшие подростки с ЗПР коррекционной школы выше оценивают класс почти по всем характеристикам в сравнении с экспертами. Были зафиксированы также и статистически значимые различия между оценкой испытуемых и оценкой экспертов по следующим характеристикам: «увлеченность» (1 эмп. = 2,06 при р < 0,05), «сотрудничество» 0- эмп. = 2,45 при р < 0,05), «занимательность» (1 эмп. = 2,82 при р < 0,01), «успешность» (1 эмп. = 2,41 при р < 0,05).
Уровень психологической атмосферы в классах младших подростков с ЗПР специальной (коррекционной) школы VII вида, исходя из полученных результатов, высокий как в оценках подростков (73%), так и в оценках экспертов (65%).
Проанализируем полученные данные в группе младших подростков с ЗПР классов VII вида. Подростки оценивают все предложенные качества класса следующим образом: «дружелюбие», «согласие», «удовлетворенность», «увлеченность», «результативность», «теплота взаимоотношений», «сотрудничество», «взаимная поддержка», «занимательность», «успешность» - на среднем уровне.
Эти же характеристики оценивали эксперты, и были получены некоторые отличия в их оценивании. «Увлечённость», «занимательность» ими были оценены на уровне выше среднего, остальные характеристики были оценены так же, то есть на среднем уровне.
Сопоставление результатов характеристик класса подростками с ЗПР и экспертной оценки пока-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3
111
зало отличия. В целом эксперты оценили класс по предложенным характеристикам несколько выше в сравнении с подростками. В то же время статистически значимых различий в оценках экспертов и оценках подростков класса зафиксировано не было, обнаруженные различия проявляются на уровне тенденции.
Уровень психологической атмосферы в классах подростков с ЗПР (класс VII вида) высокий как по оценкам самих подростков (60%), так и по оценкам экспертов (64%).
Перейдём к анализу полученных данных в группе младших подростков с ЗПР, обучающихся совместно с нормально развивающимися сверстниками. Они так оценивали качества класса: «дружелюбие», «сотрудничество» - на уровне выше среднего, «согласие», «удовлетворённость», «увлечённость», «результативность», «теплота взаимоотношений», «взаимная поддержка», «занимательность», «успешность» - на среднем уровне.
Экспертами «теплота взаимоотношений» была оценена выше, чем самими подростками - на уровне выше среднего. Остальные характеристики класса получили такие же уровни, что и в оценке подростков: выше среднего - «дружелюбие», «сотрудничество»; средний уровень - «согласие», «удовлетворённость», «увлечённость», «результативность», «взаимная поддержка», «занимательность», «успешность».
В целом эксперты оценили класс младших подростков с ЗПР, обучающихся совместно с нормально развивающимися сверстниками, по предложенным характеристикам несколько выше, чем сами подростки. Были зафиксированы статистически значимые различия в оценках экспертов и оценках подростков по следующей характеристике - «теплота взаимоотношений» ^ эмп. = 2,30 при р < 0,05).
Уровень психологической атмосферы в классах подростков с ЗПР, обучающихся совместно с нормально развивающимися сверстниками, исходя из полученных результатов, высокий как в оценках самих подростков - 65%, так и экспертов - 66%.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что в изучаемых группах подростков и с НПР, и с ЗПР (обучающихся в специальной (коррекционной) школе VII вида, в классах VII вида, совместно с нормально развивающимися сверстниками) оценки классов по предложенным характеристикам выполнены на среднем и выше среднего уровнях. Статистически значимые различия в оценках класса подростками и экспертами были зафиксированы в группе младших подростков с ЗПР, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VII вида по 4 характеристикам («увлечённость», «сотрудничество», «занимательность», «успешность») из 10. Подростки данной группы оценивают эти характеристики класса значительно выше, чем эксперты. В группе младших
подростков с ЗПР, обучающихся в условиях смешанного по составу класса, по характеристике «теплота взаимоотношений» подростки оценили эти отношения ниже, чем эксперты. Во всех экспериментальных группах подростков и с НПР. и с ЗПР зафиксирован высокий уровень психологической атмосферы в классах.
Интересным представляется факт, что в группах подростков с ЗПР классов VII вида и подростков с ЗПР, обучающихся совместно с учащимися НПР. выявлен низкий уровень развития школьных коллективов и в то же время отмечен высокий уровень психологической атмосферы в этих классах учащихся. Высокий уровень психологической атмосферы зафиксирован и самими учащимися и экспертами, причём эксперты дали более высокие оценки, чем сами подростки с ЗПР этих групп. У подростков с НПР и у подростков с ЗПР, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VII вида, выявлен тоже высокий уровень психологической атмосферы в классах, однако у них отмечен и высокий уровень развития школьных коллективов. Высокий уровень психологической атмосферы зафиксирован и самими подростками и экспертами, причем в этих исследуемых группах младших подростков в отличие от групп подростков с ЗПР классов VII вида и подростков с ЗПР, обучающихся совместно с НПР. эксперты дали более низкие оценки по сравнению с самими подростками.
Такой результат, на наш взгляд, можно объяснить тем, что учителя, работающие с подростками и в классах VII вида, и в классах с совместным обучением учащихся с ЗПР и с НПР, стараются таким образом несколько приукрасить истинное положение, что мы могли бы объяснить отсутствием у них достаточной профессиональной компетентности в работе с этой детской категорией.
Иной результат в группе подростков с ЗПР, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VII вида, можно объяснить тем, что в условиях специального образования имеет место принципиально иной подход к работе с этими детьми.
Библиографический список
1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. -М., 1995.
3. Изучение и психокоррекция детей и подростков с задержкой психического развития: субъектно-деятельностный подход. - Н. Новгород, 2009.
4. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология. - М.; Воронеж, 1996.
5. Психологические особенности детей и подростков с проблемами развития: Изучение и психокоррекция / под ред. УВ. Ульенковой. - СПб.: Питер, 2007.