УДК 159.9
Е.В. Самойленко
канд. психол. наук, доцент, кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
А.В. Морозова,
магистрант,
кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с особенностями межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: задержка психического развития, семья, личностные особенности, микросоциальные и психолого-педагогические условия.
E.V. Samoilenko, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
A.V. Morozov3, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
THE PROBLEM OF INTERPERSONAL RELATIONS YOUNGER SCHOOLBOYS WITH PSYCHIC
RETARDATION
Abstract. Article considers issues related to the features of interpersonal relations in primary school children with psychic retardation.
Keywords: psychic retardation, family, personality traits, microsocial and psycho-pedagogical conditions.
Дети с задержкой психического развития составляют наиболее многочисленную категорию детей с особыми потребностями развития. Анализ исследований, посвященных изучению детей младшего школьного возраста с ЗПР, свидетельствует о том, что проблема межличностных отношений данной категории детей разработана недостаточно и становится все более актуальной с переходом на инклюзивное образование.
Специфические особенности социализации детей, имеющих нарушения в развитии, представлены в трудах Л.С. Выготского, по мнению которого, важнейшим фактором развития ребенка как в онтогенезе, так и при дизонтогенезе, является общение. Подчеркивая в своих работах мысль о единстве закономерностей нормального и аномального развития, он говорит об особенностях взаимоотношений этих детей с окружающими. По мысли ученого, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в его общении с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего, для личностного развития [1].
Проблема межличностных отношений относится к одной из основополагающих в жизни личности. Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, развитие психики детей происходит в процессе взаимодействия, общения со взрослыми и сверстниками.
Коммуникативная готовность, сформировнанность внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной форм общения с взрослым является ведущим фактором успешности ребенка в учебной деятельности. Дети младшего школьного возраста с ЗПР существенно отстают от сверстников в развитии форм и способов коммуникации (Е.Е. Дмитриева, О.В. Защи-ринская, Е.А. Медведева, Р.Д. Тригер и др.). В силу специфики своего развития они более зави-
симы от микросоциальных условий, в которых оказываются и в которых происходит их формирование. Поэтому они требуют большего психолого-педагогического внимания, чем дети, полноценно развивающиеся в плане формирования их самостоятельности, активного отношения к себе и окружающему миру.
Отсутствие своевременной психолого-педагогической помощи детям с задержкой психического развития приводит к тому, что к подростковому возрасту состояние отставания во всех планах психического развития стабилизируется. Наше исследование подтвердило, что при отсутствии должной психолого-педагогической помощи детям с ЗПР, обучающимся в классах КРО массовой школы, к подростковому возрасту у них формируется стойкое отвержение школы и всего, что с ней связано: ими дается крайне негативная характеристика педагогам, одноклассникам, самой учебной деятельности [2]. Кроме того, стойкая неуспешность в основном виде деятельности осложняется вторичными наслоениями. У подростков возникают серьезные проблемы личностного роста, так как с неуспешностью в учебе сопряжены личностные оценки, восприятие себя. Кризис самовосприятия ведет к тому, что подростки с ЗПР часто находят неконструктивные способы самоутверждения (курение, употребление алкоголя, агрессивный способ поведения, асоциальные поступки). В целях коррекционного развития и сохранения психического здоровья учащихся с ЗПР в процессе их обучения в массовой школе необходимо с младшего школьного возраста обеспечить психологическое сопровождение этой категории детей.
Это необходимо еще и потому, что в своем большинстве семья ребенка с ЗПР по совокупности социокультурных психологических, экономических и других характеристик не может считаться благополучной. Она не только не в состоянии оказать какой-либо действенной помощи образовательному учреждению в развитии и воспитании ребенка с ЗПР, но, напротив, выступает фактором, осложняющим реализацию процессов его социализации.
Личностное формирование младших школьников с ЗПР в школьных условиях определяется сложным взаимодействием многих факторов, в числе которых очень важным является фактор организации среды общения для них в общеобразовательной школе. Отсутствие необходимого им индивидуального внимания, использования специальных технологий «вращива-ния» в сообщество сверстников нарушает их общение с ними, а, следовательно, негативно влияет на процесс становления их личности.
Данные, касающиеся особенностей межличностных отношений со сверстниками у младших подростков с ЗПР, полученные в исследовании Н.Н. Шешуковой, подтверждают, что наряду с общевозрастными особенностями у них существуют и специфические особенности межличностных отношений, обусловленные как основным дефектом развития, так и влиянием социальных условий, главным образом, школьной микросреды [3]. Сравнительно большое количество школьников находится в неблагоприятных статусных категориях. В отличие от сверстников с нормальным психическим развитием дети с ЗПР не испытывают потребности в общении со сверстниками, построении с ними продуктивных межличностных отношений. У них преобладают личностные особенности, отрицательно влияющие на межличностные отношения со сверстниками, которые проявляются в их поведении - конфликтность, агрессивность, импульсивность [4].
В условиях закрытия классов коррекции и тенденции к инклюзивному образованию, когда дети с ЗПР опять возвращаются в обычные классы, исследование Н.Н. Шешуковой интересно своими выводами о том, что наиболее ярко выражено неблагополучие в системе межличностных отношений со сверстниками как раз у подростков с ЗПР, обучающихся в смешанных по составу классах, а наиболее положительные межличностные отношения зафиксированы у подростков, обучающихся в специальной (коррекционной) школе [3]. Это подтверждает социальную остроту проблемы межличностных отношений школьников с ЗПР, находящихся в общеобразовательной школе в тяжелых для их развития условиях, о необходимости обязательного
психолого-педагогического сопровождения данной категории детей, без которого они могут попасть в группу риска формирования аддиктивного поведения.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. 369 с.
2. Самойленко Е.В. Особенности полоролевой социализации подростков (мальчиков) с задержкой психического развития в условиях депривации отцовского влияния: дис ... канд. пси-хол. наук. - Нижний Новгород, 2005.
3. Шешукова Н.Н. Особенности межличностных отношений со сверстниками младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных педагогических условиях: дис. ... канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 2009.
4. Изучение и психокоррекция детей и подростков с задержкой психического развития: субъектно-деятельностный подход: монография / под науч. ред. У.В. Ульенковой. - Нижний Новгород: НГПУ, 2009. - С. 226-227.