Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ'

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
141
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НОРМАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБЩЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кобзева Н.А., Супруненко Г.А.

В статье рассматриваются особенности межличностных отношений подростков с нормативным и девиантным поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS DEVIANT ADOLESCENTS

The article considers the peculiarities of interpersonal relations of adolescents with deviant and normative behavior.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ»

http: //crimea.gks .ru/

5. Туризм в Крыму [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7% D0%BC %D0%B2 %D0%9A%D 1 %80%D 1 %8B%D0%BC%D 1 %83

УДК 316. 624

Кобзева Н.А.

магистрант Супруненко Г.А., к.п.н.

доцент

Магнитогорский технический университет им. Г.И. Носова

Россия, г. Магнитогорск ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности межличностных отношений подростков с нормативным и девиантным поведением.

Ключевые слова: девиантное поведение, нормативное поведение, общение, межличностные отношения.

Kobzeva N.A.

Master's Degree student, Nosov Magnitogorck State Technical University

Russia, Magnitogorsk Suprunenko G. A.

Ph. D., associate Professor Nosov Magnitogorck State Technical

University Russia, Magnitogorsk FEATURES OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS DEVIANT ADOLESCENTS

Abstract: the article considers the peculiarities of interpersonal relations of adolescents with deviant and normative behavior.

Keywords: deviant behavior, normative behavior, communication, interpersonal relationships.

В старшем подростковом возрасте с ребенком происходят важнейшие изменения, которые влияют на все сферы его жизнедеятельности. Задачи взросления невозможно реализовать вне общения со сверстниками: одноклассниками и друзьями. Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности подростков. Сущность неформального общения подростков можно определить как процесс взаимного обмена мыслями, эмоциями, нравственными идеалами и духовными ценностями со сверстниками и взрослыми при их межличностном контакте, влияющий на сознание и поведение подростков и происходящий в различных группах и коллективах вне школы.

При этом подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом для закрепления различных форм девиантного поведения. В

подростковом возрасте существует риск появления психических травм и отклонений от норм поведения. Желание изменить свою стратегию поведения во многом зависит от уровня общительности личности. Общительность в подростковом возрасте приравнивается к контактности, которая, в свою очередь, является основой коммуникативной компетентности личности. Коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. По мнению, Г.А. Кудрявцевой коммуникативная компетентность понимается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия 152.

Содержание и направленность общения подростков с девиантным поведение имеет свою специфику. Для нормативной коммуникации характерно1 достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей). Подростки с низким уровнем развития коммуникативной компетентности демонстрирует отсутствие интереса к общению как к процессу межличностного взаимодействия, не стремятся к межличностным контактам, не расположены к проявлению сотрудничества в процессе общения и, следовательно, меньше поддаются корректирующим воздействиям. По мнению, Н.А. Кобзевой, данная особенность важна при выстраивании стратегий профилактической работы с девиантными подростками 153.

Для изучения межличностных отношений подростков с девиантным поведением нами были использованы модифицированный вариант опросника межличностных отношений Шутца (ОМО). Исследование проводилось в июне 2015г. года на базе ДЗК «Абзаково» г. Магнитогорска. В исследовании принимали участие 20 подростков с девиантным поведением (нарушение дисциплины в отряде, проявления аддиктивного поведения, самовольные уходы за территорию) и 20 подростков с нормативным поведением.

Опросник включает в себя 54 вопроса, объединенные по 6 шкалам:

1 шкала (Ie) - тенденция находиться в обществе других людей;

2 шкала (Iw) - желание, чтобы другие проявляли интерес к индивиду и принимали его в свое общество;

3 шкала (Ce) - тенденция контролировать отношения с другими;

4 шкала (Cw) - тенденция подчиняться другим в общении;

5 шкала (Ae) - тенденция устанавливать близкие отношения с другими;

6 шкала (Aw) - желание индивида, чтобы другие устанавливали с ним

152 Кудрявцева Г.А. Развитие коммуникативной компетентности социального педагога в процессе его профессиональной подготовки: автореф. дис.....канд. пед. наук. Магнитогорск. 1998. 32 с.

153 Кобзева Н.А. Стратегии профилактики девиантного поведения подростков // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т.3. № 1. С. 90-93.

глубокие эмоциональные отношения.

Результаты, полученные по шкале Ie (тенденция находиться в обществе других людей) позволяют отметить, что в группе подростков с нормативным поведением преобладает низкий уровень стремления находиться среди людей, что означает, что 55 % подростков данной группы не чувствуют себя хорошо среди людей и будут склонны их избегать. Они замкнуты, стараются не идти на контакт первыми, держатся нейтрально.

У 35 % подростков с нормативным поведением отмечается выраженная потребность быть принятыми остальными и принадлежать к их обществу. Эти подростки дружелюбны, легко идут на контакт, имеют много друзей среди сверстников.

Преобладание высокого уровня по данной шкале отмечается и в группе подростков с девиантным поведением. Такие подростки чувствуют себя хорошо среди людей и хотят быть в их обществе. Лишь 10 % подростков из этой группы не желают общаться и избегают общения как такового. Половина опрошенных подростков с девиантным поведением общаются только при необходимости, то есть они не отказываются от общения со сверстниками и взрослыми, если те сами первыми проявляют инициативу, но сами первыми на контакт не идет. Такие подростки осторожны в выборе лиц, с которыми они хотят общаться и избегают общения в том случае, если оно навязано силой.

По шкале Cw (тенденция подчиняться другим в общении) получены результаты, которые свидетельствуют о том, что 85 % подростков с девиантным поведением и 70 % подростков с нормативным поведением не приемлют контроля за собой. Это можно объяснить особенностями подросткового возраста, когда протестующий способ поведения сочетается с возрастающей самостоятельностью, формированием чувства взрослости. Подростки претендуют на равноправие со взрослыми, требуют уважения к себе, стремятся оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства взрослых. В их поведении прослеживается четкое стремление к независимости и самостоятельности. Следует отметить, что у 5 % подростков с девиантным поведением преобладает высокий уровень по данной шкале, что можно определить как стремление подчиняться другим, эти подростки зависимы и склонны к колебаниям при принятии самостоятельного решения. Они понимают, что во многом зависят от взрослых и не чувствуют готовности к самостоятельному принятию решения 154.

25 % подростков с нормативным поведением и 10 % подростков с девиантным поведением зависят от обстоятельств и принимают решения в зависимости от этих обстоятельств. Мы предполагаем, что эти подростки могут принимать решения самостоятельно или учитывая мнение

154 Испулова С.Н., Халикова Д.А. Арт-терапия как метод социальной работы с воспитанниками учреждений интернатного типа: монография. Уфа: Изд-во РИЦ БашГУ, 2015. 92 с.

сверстников, а в ряде случаев соглашаются с решением, предлагаемым взрослыми.

По шкале Ae (тенденция устанавливать близкие отношения с другими) в группе подростков с девиантным поведением низкий уровень отмечается у 50 % испытуемых. Социальное неравенство, ошибки семейного воспитания, десоциализирующее влияние семьи, неприятие сверстников в просоциальной группе заставляет этих подростков быть осторожными при установлении близких эмоциональных отношений. Они недоверчивы, склонны к враждебности, агрессивности - это своего рода психологическая защита от посягательств извне. Такие дети нуждаются в индивидуальном подходе и во включении их в программы профилактики аддиктивного поведения, т.к. стратегией выхода из напряженной ситуации часто избирают употребление спиртных напитков или уход в виртуальную реальность 155.

В силу того, что подростки часто сталкиваются с непониманием со стороны взрослых, отказом в положительном эмоциональном принятии со стороны окружающих, для 50 % подростков с нормативным поведением и 40 % подростков с девиантным поведением не характерно стремление идти на контакт. Склонность устанавливать близкие отношения с другими свойственно 10 % подростков с девиантным поведением и лишь 5 % подростков с нормативным поведением.

По шкале Iw (желание, чтобы другие проявляли интерес к индивиду и принимали его в свое общество) в обеих группах у подростков выявлен преобладающий высокий уровень стремления быть принятым в общество других, следовательно, подростки обеих групп имеют выраженную потребность быть принятыми остальными и принадлежать к их обществу. В тоже время нужно отметить, что 20 % с нормативным поведением и 10 % подростков с девиантным поведением склонны общаться с малым количеством людей. 30 % подростков с нормативным поведением и 25 % подростков с девиантным поведением избирательно относятся к тому, с кем им общаться. Это позволяет нам сделать вывод, что для этих подростков характерно нежелание верить людям, боязнь ошибиться в выборе партнеров по общению.

По шкале Ce (тенденция контролировать отношения с другими) нами было выявлено, что у 65 % испытуемых с нормативным поведением прослеживается тенденция брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью, тогда как только 55 % подростков с девиантным поведением готовы быть ведущими в общении. Полученные нами результаты показали, что подростки обеих групп готовы брать на себя ответственность в общении в том случае, если они не чувствуют угрозы и уверены в правильности того, что они делают. Следует отметить, что у 65 % подростков с нормативным

155 Кобзева Н.А. Профилактика химической зависимости в условиях детского загородного комплекса // Молодежь в современном обществе. Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции, под ред. С.А. Бурилкиной, Б.Т. Ищановой, О.Л. Потрикеевой, Е.Н. Ращикулиной, Г.А. Супруненко. Магнитогорск. 2015. С. 135-140.

поведением и у 55 % подростков с девиантным поведением, стремящихся брать на себя ответственность, наблюдается склонность к цинизму.

По шкале Aw (желание индивида, чтобы другие устанавливали с ним глубокие эмоциональные отношения) в обеих группах преобладает низкий уровень, это означает, что подростки очень осторожны при выборе лиц, с которыми выстраивают более глубокие эмоциональные отношения. Это характерно для 85 % подростков с девиантным поведением и 70 % подростков с нормативным поведением. Для большинства подростков с девиантным поведением характерен страх быть отвергнутыми сверстниками. Представляет интерес и тот факт, что у подростков обеих групп не выявлено желание, чтобы другие без разбора устанавливали с ними близкие эмоциональные отношения (0 % в обеих группах).

Не приемлют контроля над собой 60% подростков мужского пола с нормой поведения и 83,5% с девиантным поведением. В этом ярко прослеживается особенность подросткового возраста - подростки хотят, чтобы их считали взрослыми, и не хотят, чтобы их контролировали в действиях и поступках. Хотя 5,5 % подростков с девиантным поведением испытывают зависимость от взрослых и колебания при принятии решений. Можно предположить, что это является результатом гипоопеки, которая приводит к формированию зависимой личности, спокойно принимающей контроль над собой и проявляющей неуверенность в случае принятия решения.

Заслуживает внимания и тот факт, что примерно равное количество подростков из обеих групп (44, 5 % и 40 % соответственно) очень осторожны при установлении близких отношений с окружающими. Лишь 11 % подростков с девиантным поведением склонны устанавливать близкие отношения с окружающими. Это можно объяснить спецификой общения подростков, интимностью и анонимностью межличностных взаимодействий подростков с девиантным поведением.

60, 5 % в группе подростков-мальчиков с девиантным поведением испытывают выраженную потребность быть принятым окружающими и принадлежать к их обществу, тогда как в группе подростков с нормативным поведением таких подростков всего 30 %.

30 % подростков-мальчиков из контрольной группы и 11 % подростков из экспериментальной группы предпочитают общаться с малым количеством людей. Эти подростки пассивны, стеснительны и первыми на контакт, как правило, не идут.

Тенденция контролировать отношения с другими наблюдается у 60 % мальчиков из контрольной группы и у 55 % - из экспериментальной группы. Можно отметить, что большинство подростков мужского пола стараются брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью. Кроме того, характерной особенностью является нежелание, чтобы другие устанавливали с ними глубокие эмоциональные отношения. По шкале Aw в обеих группах испытуемых преобладает низкий уровень, причем в группе подростков с

девиантным поведением это характерно для большинства испытуемых (60 % и 89 % соответственно). Это можно объяснить тем, что подростки мужского пола с девиантным поведением очень осторожны при выборе лиц, с которыми создают более глубокие эмоциональные отношения. В сферу своего общения подростки посторонних не допускают, они очень подозрительны и замкнуты. 40 % подростков с нормативным поведением готовы устанавливать близкие отношения со сверстниками. Это может быть связано с процессом развития личности - способностью устанавливать все более тесные межиндивидуальные контакты 156.

80 % подростков женского пола с нормативным поведением и 100 % с девиантным поведением не приемлют контроля над собой (шкала С1). 50 % испытуемых-девочек из контрольной группы и 100 % из экспериментальной группы осторожны при установлении близких отношений. Следует отметить, что испытуемые из обеих групп имеют выраженную потребность быть принятыми окружающими и принадлежать к их обществу. Тенденция контролировать отношения с другими, то есть брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью, прослеживается у 70 % девочек с нормативным поведением и лишь у 50 % девочек с девиантным поведением. 20 % девочек-подростков с нормативным поведением избегают принимать решения и брать на себя ответственность. Основные причины этого кроются в особенностях личности и круга общения подростков, особенностях семейных отношений и стиля родительского воспитания.

В обеих группах девочки-подростки очень осторожны при выборе лиц, с которыми создают глубокие эмоциональные отношения (шкала А1). Полученные результаты позволяют говорить о том, что в обеих группах девочек-подростков преобладает низкий уровень стремления создать глубокие эмоциональные отношения (80 % в контрольной группе и 50 % в экспериментальной группе). Решающую роль в этом сыграли особенности подросткового развития, недоверие, боязнь быть обманутым и осмеянным сверстниками и взрослыми.

Таким образом, можно сделать вывод, что подростки мужского и женского пола имеют некоторое сходство в построении межличностных отношений со сверстниками и взрослыми. Они проявляют интерес к обществу сверстников и имеют выраженную потребность быть принятыми в обществе взрослых. Подростки хотят, чтобы их считали взрослыми, но не всегда готовы брать на себя ответственность за совершенные поступки. Подростки обоего пола с нормативным и девиантным поведением не приемлют контроля со стороны взрослых, они хотят, чтобы с их мнением считались, чтобы их уважали. Они осторожны в выборе лиц, с которыми создают близкие эмоциональные отношения. Существенное гендерное различие заключается в том, что подростки женского пола имеют более

156 Потрикеева О.Л. Психологическое сопровождение работы с различными категориями клиентов: из опыта работы практического психолога МУ «Центр социальной помощи семье и детям г. Магнитогорска». Магнитогорск. 2009. 113 с.

выраженное стремление общаться, находить новых друзей, по сравнению с подростками мужского пола.

Использованные источники:

1. Испулова С.Н., Халикова Д.А. Арт-терапия как метод социальной работы с воспитанниками учреждений интернатного типа: монография. Уфа: Изд-во РИЦ БашГУ, 2015. 92 с.

2. Кудрявцева Г.А. Развитие коммуникативной компетентности социального

педагога в процессе его профессиональной подготовки: автореф. дис.....

канд. пед. наук. Магнитогорск. 1998. 32 с.

3. Кобзева Н.А. Стратегии профилактики девиантного поведения подростков // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т.3. № 1. С. 90-93.

4. Кобзева Н.А. Профилактика химической зависимости в условиях детского загородного комплекса // Молодежь в современном обществе. Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции, под ред. С.А. Бурилкиной, Б.Т. Ищановой, О.Л. Потрикеевой, Е.Н. Ращикулиной, Г.А. Супруненко. Магнитогорск. 2015. С. 135-140

5. Потрикеева О.Л. Психологическое сопровождение работы с различными категориями клиентов: из опыта работы практического психолога МУ «Центр социальной помощи семье и детям г. Магнитогорска» / Потрикеева О.Л., Запьянцева А.А. Магнитогорск. 2009. 113 с.

УДК 620.2

Козленко О.Ю. студент 4 курса

факультет «Экономики, сервиса и предпринимательства» кафедра «Управление и предпринимательство» научный руководитель: Семенов А.Ю.

ст преподаватель кафедра «Управление и предпринимательство» Институт сферы обслуживания и предпринимательства ДГТУ

филиал в г. Шахты ВАЖНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ ОБУВИ НА ЭТАПЕ ЕЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация:

Статья посвящена изучению потребительских свойств обуви. В работе представлена номенклатура потребительских свойств женской обуви и важные свойства, наличием которых руководствуются покупатели при приобретении товара.

Ключевые слова: качество обуви, потребительские свойства товаров, потребительские свойства обуви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.