Научная статья на тему 'РОЛЬ ЛИМИТИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ В ЭКОНОМИКИ ТУРИЗМА'

РОЛЬ ЛИМИТИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ В ЭКОНОМИКИ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА / ЛИМИТИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кислая А.В.

В статье рассмотрена классификация лимитирующих факторов экономики туризма, а также их влияние на развитие индустрии туризма в целом. Также в статье приведены примеры лимитирующих факторов, и их влияния на развитие туристической отрасли в Республике Крым в период с 2012 года по настоящее время. Результатом статьи можно выделить мероприятия, которые могу быть предприняты на всех туристических предприятиях, с целью снижения отрицательного эффекта от всех выявленных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIMITING FACTORS IN TOURISM ECONOMY

The article considers the classification of the limiting factors of the tourism economy, as well as their influence on the development of the tourism industry as a whole. The article also gives examples of limiting factors and their influence on the development of the tourism industry in the Republic of Crimea in the period from 2012 to the present. The result of the article can highlight the activities that can be undertaken at all tourist enterprises, in order to reduce the negative effect of all identified factors.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЛИМИТИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ В ЭКОНОМИКИ ТУРИЗМА»

Farkas I.J., Bolay K. // Environment and Planning B, 28. - 2001. - c. 261-384.

УДК 338.48:338.246.83

Кислая А.В. студент 3-го курса Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

Россия, г. Ялта

РОЛЬ ЛИМИТИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ В ЭКОНОМИКИ ТУРИЗМА Аннотация: В статье рассмотрена классификация лимитирующих факторов экономики туризма, а также их влияние на развитие индустрии туризма в целом. Также в статье приведены примеры лимитирующих факторов, и их влияния на развитие туристической отрасли в Республике Крым в период с 2012 года по настоящее время. Результатом статьи можно выделить мероприятия, которые могу быть предприняты на всех туристических предприятиях, с целью снижения отрицательного эффекта от всех выявленных факторов.

Ключевые слова: Экономика туризма, Лимитирующие факторы, Отрицательный эффект.

Kislaya A.V. student of the 3rd course Humanitarian-pedagogical University (branch) of Federal STATE Autonomous educational institution "Crimean Federal University named after

V. I. Vernadsky"

Russia, Yalta

THE LIMITING FACTORS IN TOURISM ECONOMY Abstract: The article considers the classification of the limiting factors of the tourism economy, as well as their influence on the development of the tourism industry as a whole. The article also gives examples of limiting factors and their influence on the development of the tourism industry in the Republic of Crimea in the period from 2012 to the present. The result of the article can highlight the activities that can be undertaken at all tourist enterprises, in order to reduce the negative effect of all identified factors.

Keywords: Tourism Economics, Limiting factors, Negative effect. Актуальность темы статьи, а именно «Роль лимитирующих факторов экономики туризма» связана с тем, что туризм является одной из отраслей экономики, которая наиболее подвержена влиянию всех возможных изменений, которые происходят в стране, регионе и даже в мире. Поэтому для экономики туризма является необходимым выделение лимитирующих факторов, определение их роли и возможности уклонения от их отрицательного эффекта.

Цель статьи - определение роли лимитирующих факторов экономики

туризма.

Задачи статьи:

1. Раскрыть понятие лимитирующих факторов экономики туризма

2. Выявить лимитирующие факторы экономики туризма

3. Определить их роль и существующие проблемы

4. Предложить мероприятия по снижению влияния лимитирующих факторов экономики туризма

Прежде всего, необходимо определить понятие экономики туризма. Экономика туризма — это наука, которая изучает и анализирует экономические отношения, возникающие в процессе производства, распределения и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей и желаний путешественников 142.

Экономика туризма является специфичной наукой, так как ее развитие зависит от ряда случайных факторов, которые зачастую мешают ее нормальному развитию и функционированию. В широком смысле их можно определить как лимитирующие факторы. То есть под лимитирующими факторами понимаются все факторы, которые препятствуют нормальному развитию той или иной отрасли экономики.

Туризм как явление, которое отражает временное перемещение людей в другой регион или страну, которая отличается от места постоянного жительства, на срок от суток до полугода в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в спортивных, гостевых, оздоровительных, развлекательных, религиозных, познавательных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью из источников бюджета, размещенного в местах отдыха143, наиболее существенно подвержено влиянию различных факторов.

Все лимитирующие факторы экономики туризма можно условно разделить на глобальные и локальные (Рис.1).

142 Морозов М.А. Экономика туризма: учебник / М.А.Морозов, Н.С.Морозова, Г.А. Карпова, Л.В.Хорева. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — С.7

143 Биржаков М. Б. Введение в туризм: Учебное пособие — СПб: Издательский дом Герда, 2004 г. — стр. 37.

п

Лимитирующие факторы

X

4 1 1

1 Глобальные 1 Локальные (частные)

Примеры: 1. Сезонность;

2. Экономические факторы;

3. Политические факторы; 4. Природные факторы

Примеры: 1. Ограничения в туристском спросе;

2. Ограничения в туристском предложении;

3. Ограничения, касающиеся экологии;

4. Ограничения во времени; 5. Юридические ограничения;

6. Ограничения из-за отсутствия знаний;

7. Огланичения из-за недостатка ресурсов

Рис.1. Классификация лимитирующих факторов экономики туризма

Сложно выделить факторы, которые оказывают наибольшее влияние на развитие экономики туризма, так как все факторы оказывают различное влияние. Среди глобальных факторов можно выделить сезонность, экономические, политические и природные факторы. Сезонность как лимитирующий фактор скорее является определяющим, чем случайным, однако он оказывает огромное влияние на деятельность туристических предприятий (питание, размещение, развлечение и другие). Фактор сезонности обуславливает сезонный характер работы всех предприятий в индустрии туризма, где наибольшая загруженность ложится на сезон наибольшего туристического потока.

Согласно рис.2 в Республике Крым туристический сезон начинает свой рост в май и завершается в сентябре. Согласно данным официальной статистики наибольший пик сезона приходился в 2016 году на июль, где количество туристов достигло 1443,7 тыс. человек. При этом в месяца не отнесенные к туристическому сезону количество туристов варьируется от 44,5 до 276,8 тыс.чел.

Количество туристов в Республике Крым за 2016 год

2000 1500

1443Л 1251,7

1000 500 0

-759,1 630,6

75,6 44,5 123,3 2^7 ^ Щ Щ Щ Щ 2^8 » 19^6

// * / * ✓

Рис.2. Туристический ежемесячный поток Республики Крым за 2016

год (тыс.чел)144

Следующий лимитирующий фактор экономики туризма -политический. Политические факторы имеют огромное значение для успешного развития и функционирования индустрии туризма региона. Морозов М.А. относит к политическим факторам внутреннюю политику государства, ее международные отношения, военные конфликты, внутренние перевороты и др. Политические факторы могут существенно сократить туристический поток определенной территории. Одним из ярких примеров в Республике Крым является переход Крыма в состав Российской Федерации в 2014 году. Рассмотрим туристический поток за 2012 - 2016 годы (Рис.3)

Туристический поток Республики Крым

9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

2012 2013 2014 2015 2016

Рис.3. Туристический поток Республики Крым за 2012145 - 2016 годы

(тыс. чел)146

144 Министерство курортов и туризма Республики Крым [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mtur.rk.gov.ru/rus/info.php?id=608306

145 Туризм в Крыму [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D0%B2_%D0%9A% В1%80%Б1%8Б%00%БС%В1%83

146 Министерство курортов и туризма Республики Крым [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mtur.rk.gov.ru/rus/info.php?id=608306

Как видно из статистических данных за 2012 - 2016 годы в период политического кризиса Республики Крым в 2014 году произошло резкое снижение туристического потока 1120 тысяч человек, что оказало существенное влияние на деятельность туристской индустрии. В 2016 году объем туристического потока постепенно стабилизируется. По мнению автора статьи в дальнейшем будет наблюдаться рост туристического потока, и согласно линии тренда уже в 2018 году показатель объема туристического потока будет выше, чем в 2012 году.

Экономические факторы также играют важную роль в развитии туризма. Как правило, чем лучше развита экономика страны, тем лучше развит и туризм (как внутренний, так и международный), поскольку в стране хорошо развита материально-техническая база (транспорт, средства размещения и питания туристов, инфраструктура, современные информационно-коммуникационные технологии), уровень благосостояния населения достаточно высокий, что способствует развитию туризма147.

В статье имеет смысл рассмотреть объем и динамику валового регионального продукта Республики Крым за 2014 - 2015 годы согласно территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым (таб.1).

Табл.1. Объем и динамика валового регионального продукта Республики Крым за 2014 - 2015 годы___

2014 год 2015 год

Валовые региональный продукт в текущих основных ценах; млн.руб. 189439,2 248280,1

Индекс физического объема валового регионального продукта, в % к предыдущему году - 108,5

Валовой региональный продукт на душу населения, рублей 100526,4 130569,9

Как видно по данным, согласно таблице 1, в Республике Крым наблюдается рост валового регионального продукта, что и обеспечивает стремительный рост туристического потока, который был рассмотрен на рисунке 3.

Еще один лимитирующий фактор - природный. Его влияние связано в основном с отклонениями от обычных климатических условий. Например, бесснежная зима на горнолыжном курорте или дождливое лето на морском курорте могут значительно повлиять на туристскую активность. Наиболее значительный ущерб развитию туризма наносят природные катаклизмы: цунами, наводнения, ураганные ветры, землетрясения, пожары и т.п. Все это не только разрушает инфраструктуру, но и нарушает экологию данной местности, что может надолго вывести ее из региона туристской активности.

147 Морозов М.А. Экономика туризма: учебник / М.А.Морозов, Н.С.Морозова, Г.А. Карпова, Л.В.Хорева. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 320 с.

В настоящее время экология играет важную роль в развитии туризма 148.

Исходя из характера природного фактора, курорты делятся на несколько видов климатолечебные, бальнеолечебные, грязелечебные, смешанные и другие 149.

Одним из примеров природных лимитирующих факторов в Республике Крым в последнее время стали оползни, которые фактически преградили возможность туристическому потоку к пляжам Крыма от Бахчисарая до Алупки. Дорога оказалась разорванной перед курортным сезоном в марте 2017 года на участке между селом Фруктовое и станцией «Мекензиевы горы» 150. Все это влечет снижение туристического потока и, как следствие, развитие экономики туризма на территории Республики Крым.

Кроме рассмотренных глобальных факторов, существует множество других ограничений, которые являются производными от этих факторов и также отрицательно влияют на производственную активность предприятий туриндустрии, препятствуя повышению эффективности их функционирования 151.

Все локальные (частные) ограничения можно структурировать следующим образом:

- ограничения в туристском спросе (которые связаны с экономическими возможностями туристического потока);

- ограничения в туристском предложении (связаны с наличием определенных природных ресурсов, море, горы, пляжи и др.);

- ограничения, касающиеся экологии (уровень загрязнения окружающей среды);

- ограничения во времени (срок пребывания туристов, в результате которого не все туристические предприятия попадут под рассмотрение на посещение, что снижает производственную активность туристической компании);

- юридические ограничения (законы по строительству, защите окружающей среды, которые определяют различные зоны развития туризма и другое);

- ограничения из-за отсутствия знаний (неинформирование о возможностях того или иного виды туристического отдыха, что снижает посещаемость и прибыль предприятий);

- ограничения из-за недостатка ресурсов (финансовые ресурсы, кадровый персонал и др.).

148 Морозов М.А. Экономика туризма: учебник / М.А.Морозов, Н.С.Морозова, Г.А. Карпова, Л.В.Хорева. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 320 с.

149 Столяренко, А. В. Классификационные факторы санаторно-курортного комплекса: теоретический подход / А. В. Столяренко // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета, 2011. -№ 28. - С. 170-174

150 Оползень разорвал Крым [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.utro.ru/articles/2017/03/22/1320649.shtml

151 Морозов М.А. Экономика туризма: учебник / М.А.Морозов, Н.С.Морозова, Г.А. Карпова, Л.В.Хорева. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 320 с.

Все вышеперечисленные локальные лимитирующие факторы могут оказать существенное влияние на спрос на услуги вследствие невозможности удовлетворения потребностей туристов и, соответственно, снизить прибыль туристической организации. Более того, на практике возможно различное комбинирование данных факторов, что приводит к еще большим негативным последствиям для развития экономики туризма.

Поэтому одной из наиболее важных целей туристических предприятий и экономики туризма в целом должно быть прогнозирование появления вышеперечисленных факторов с целью их своевременного предотвращения либо возможности снижения отрицательного эффекта.

Например, основной задачей, которая должна стоять перед экономикой туризма - это предотвращение последствий сезонности туристического потока. Для этого туристические предприятия обязаны разрабатывать комплекс мер по привлечению туристов в зимние периоды на территорию Республики Крым. К таким мероприятиям можно отнести, например, конференции, выставки, спортивные соревнования и другое. В настоящее время в мире также развито такое направление как деловой туризм, или М1СЕ-туризм (Meeting, 1псеп^е, Congress/Conference, Exhibitions). Прежде всего, он направлен на привлечение сотрудников крупных компаний, которые проводят различного рода конференции за пределами территории своего размещения.

Кроме того, руководством туристических предприятий должен осуществляться мониторинг различного рода политических изменений, изменений в законодательных актах, а также экономических и инновационных изменений для своевременного устранения их отрицательного эффекта и выявлению возможностей улучшения финансового состояния предприятия.

Также одним из лимитирующих факторов был выделен фактор неинформированности населения. Поэтому все туристические предприятия должны направлять финансовые ресурсы на увеличение информированности туристического потока о своем действии, что неизбежно приведет к росту посещаемости и как следствие финансовой устойчивости предприятия.

Использованные источники:

1. Министерство курортов и туризма Республики Крым [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mtur.rk.gov.ru/rus/mfo.php?id=608306

2. Морозов М.А. Экономика туризма: учебник / М.А.Морозов, Н.С.Морозова, Г.А. Карпова, Л.В.Хорева. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 320 с. ISBN 978-5-4365-0137-6

3. Столяренко, А. В. Классификационные факторы санаторно-курортного комплекса: теоретический подход / А. В. Столяренко // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета, 2011. - № 28. - С.170-174

4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http: //crimea.gks .ru/

5. Туризм в Крыму [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7% D0%BC %D0%B2 %D0%9A%D 1 %80%D 1 %8B%D0%BC%D 1 %83

УДК 316. 624

Кобзева Н.А.

магистрант Супруненко Г.А., к.п.н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доцент

Магнитогорский технический университет им. Г.И. Носова

Россия, г. Магнитогорск ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности межличностных отношений подростков с нормативным и девиантным поведением.

Ключевые слова: девиантное поведение, нормативное поведение, общение, межличностные отношения.

Kobzeva N.A.

Master's Degree student, Nosov Magnitogorck State Technical University

Russia, Magnitogorsk Suprunenko G. A.

Ph. D., associate Professor Nosov Magnitogorck State Technical

University Russia, Magnitogorsk FEATURES OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS DEVIANT ADOLESCENTS

Abstract: the article considers the peculiarities of interpersonal relations of adolescents with deviant and normative behavior.

Keywords: deviant behavior, normative behavior, communication, interpersonal relationships.

В старшем подростковом возрасте с ребенком происходят важнейшие изменения, которые влияют на все сферы его жизнедеятельности. Задачи взросления невозможно реализовать вне общения со сверстниками: одноклассниками и друзьями. Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности подростков. Сущность неформального общения подростков можно определить как процесс взаимного обмена мыслями, эмоциями, нравственными идеалами и духовными ценностями со сверстниками и взрослыми при их межличностном контакте, влияющий на сознание и поведение подростков и происходящий в различных группах и коллективах вне школы.

При этом подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом для закрепления различных форм девиантного поведения. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.