Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
46
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Европа / Европейский Союз / охрана окружающей среды / экология / экологическая политика / устойчивое развитие / Europe / European Union / environmental protection / ecology / environmental policy / sustainable development

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ильбудо А.Б.

В статье рассматриваются вопросы выработки международной общей экологической политики в странах Европы, а в особенности государствах Европейского союза (ЕС). Изучаются факторы, влияющие на формирование политики в сфере охраны окружающей среды, правовые основы регулирования международной экологической политики, а также вклад международных организаций как под эгидой ООН, так и независимых негосударственных объединений в европейскую природоохранную деятельность. Статья базируется на том, что страны Европы являются наиболее активным регионом мира, в области стремлений к экологизации своей экономической деятельности. Для этого у них есть необходимый опыт и нормативно-правовая база, которая постоянно совершенствуется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF INTERNATIONAL COOPERATION OF EUROPEAN COUNTRIES IN THE SPHERE OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

The article reviews the issues of international common environmental policy in Europe, and in particular in the states of the European Union (EU). Factors influencing the formation of environmental policy, the legal framework governing international environmental policy, and the contribution of international organizations, both under the auspices of the EU and independent non-governmental associations, to European environmental protection activities are studied. The article is based on the fact that European countries are the most active region in the world, in the field of aspirations for greening their economic activities. To do this, they have the necessary experience and regulatory framework, which is constantly being improved.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

интуицию. Чтобы объективно установить факт творчества, надо объективно определить собственную единицу.

В заключение следует отметить, что синергетика считает: творчество без хаоса невозможно, поэтому творчества не может быть в математике. Такой вывод связан с тем, что понятие творчество в естественных науках чётко не определено. Целесообразно определить творчество так, чтобы оно было возможно и в физике и в математике. Определение творчества как создание новой единицы измерения решает ту задачу.

УДК 327

Ильбудо А.Б. студент магистратуры 4 курс факультет «Государственного управления и международных отношений»

Юго-западный государственный университет,

Россия, г. Курск

ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ

СРЕДЫ

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы выработки международной общей экологической политики в странах Европы, а в особенности государствах Европейского союза (ЕС). Изучаются факторы, влияющие на формирование политики в сфере охраны окружающей среды, правовые основы регулирования международной экологической политики, а также вклад международных организаций как под эгидой ООН, так и независимых негосударственных объединений в европейскую природоохранную деятельность. Статья базируется на том, что страны Европы являются наиболее активным регионом мира, в области стремлений к экологизации своей экономической деятельности. Для этого у них есть необходимый опыт и нормативно-правовая база, которая постоянно совершенствуется.

Ключевые слова: Европа, Европейский Союз, охрана окружающей среды, экология, экологическая политика, устойчивое развитие.

Ilbudo A.-B.

M student 4 course, faculty of "Public Administration and International

Relations" Southwest State University, Russia, Kursk

THE FEATURES OF INTERNATIONAL COOPERATION OF EUROPEAN COUNTRIES IN THE SPHERE OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

Annotation: The article reviews the issues of international common environmental policy in Europe, and in particular in the states of the European Union (EU). Factors influencing the formation of environmental policy, the legal framework

governing international environmental policy, and the contribution of international organizations, both under the auspices of the EU and independent non-governmental associations, to European environmental protection activities are studied. The article is based on the fact that European countries are the most active region in the world, in the field of aspirations for greening their economic activities. To do this, they have the necessary experience and regulatory framework, which is constantly being improved.

Key words: Europe, European Union, environmental protection, ecology, environmental policy, sustainable development.

Актуальность исследуемой темы обусловлена современным положением дел, когда вопросы экологии и устойчивого развития касаются совершенно всех государств Земли, так как назревшие проблемы приобрели глобальный характер. Это связано также и с тем, что сама фундаментальная наука экологии, в её широком смысле, рассматривающая взаимоотношения видов между собой и окружающей их средой не является молодой, так как закономерности сосуществования описывались ещё в прошлые века, но в настоящее время многие изначальные связи нарушены, что привело к их видоизменению, и с течением времени, к XX веку учеными выделились основные законы экологии.

Однако только в последнее время к обществу стало приходить понимание этой проблемы. Мировое сообщество (в основном развитых стран) пришло к выводу, что подобные глобальные проблемы можно решать только сообща. К сожалению, международная деятельность, касающаяся вопросов экологии, и все принимаемые декларации носят в основном лишь рекомендательный характер, а почти все страны, даже имеющие на своей территории острейшие проблемы, связанные с окружающей средой, на первое место всё ещё ставят экономические выгоды.

Стоит отметить, что страны Евросоюза являются лидерами по принятию и реализации нормативно-правовых актов в области защиты окружающей среды. Одна из причин, которая помогла прийти к подобному осознанию - небольшие территории стран Европы. Сравнительно небольшие площади вынуждают руководителей государств и самих жителей более рационально распоряжаться землями. Также в странах Евросоюза построено гражданское общество, конечно, степень вовлечённости людей в данную сферу варьируется от страны к стране, но так или иначе граждане заинтересованы в том, чтобы окружающая их среда была чистой, насколько это возможно в данный момент экономического развития их страны и мира в целом, так как осознают, что всё происходящее вокруг них имеет непосредственное влияние на их здоровье и качество жизни.

Для европейского континента актуальными проблемами остаются эмиссия парниковых газов и как следствие значительное изменение климата, кислотные дожди, лесные пожары и подкисление почв, а в последствии и обезлесение,

загрязнение водоёмов, что приводит к нехватке пресной воды, превышение предельно допустимых концентраций тяжёлых металлов, пестицидов, других токсичных и радиоактивных веществ в почве и воде.

Эксперты выделяют несколько причин порождающих экологические проблемы, которые стоят особо остро для европейского континента, среди них:

- экономическая политика, которая вынуждает экстенсивно использовать ресурсы;

- инвестиционная политика, побуждающая эксплуатировать всё большее количество ресурсов;

- не совершенство существующих нормативно-правовых актов;

- отсутствие хорошо сбалансированной долгосрочной экологической стратегии;

- недостаточный учёт косвенного эффекта от охраны окружающей среды;

- неэффективная политика в топливно-энергетическом комплексе, сельском и лесном хозяйствах [1].

Договор об образовании ЕС регулирует содержание в том числе и эколого -политических программ действий, которые являются обязательными к исполнению всем сообществом Европейского союза. 1973 года было принято шесть подобных программ, с 2013 года действительной является Седьмая, она обозначает главные цели в области защиты и охраны окружающей среды в период до 2023 года:

- защита, сохранение и преумножение природного капитала территорий

ЕС;

- защита здоровья населения;

- приход к рациональному использованию ресурсов;

- меры, способствующие разрешению экологических проблем на региональном и мировом уровнях.

Наряду с этим уже более 10 лет существуют основные направления экологической политики Европейского союза:

- улучшение экологического законодательства;

- адаптация экономик стран к динамично изменяющимся условиям рынка с учётом современных экологических требований;

- расширение экологических прав граждан;

- совершенствование систем ведения учёта состояния окружающей природной среды;

- соблюдение интересов всех стран Европы в области защиты окружающей среды.

Европейская комиссия, как один из органов, которые являются активными участниками процесса выработки экологической политики (наряду с Европейским парламентом, Судом ЕС и министрами экологии стран-участниц

ЕС) определила четыре факторы, которые должны активно способствовать претворению в жизнь перечисленных выше целей:

- улучшение реализации законодательства;

- разумные инвестиции в экологическую и климатическую политику;

- более сильная интеграция экологических требований в другие сферы межнациональной и внутренней политики.

Также при изучении экологического права Европейского союза необходимо учитывать одно из фундаментальных условий разработки и воплощения законодательства защищающего окружающую среду - принятие и осуществление любых экологических мер не должно мешать планам экономического и социального развития любого из государств.

Данный факт связан с ещё одной слабой стороной осуществления экологической политики Евросоюзом - сильная зависимость от глобальной капиталистической модели экономики, из этого следует, что главенство экономических интересов в любом случае будет мешать защите окружающей среды, так как на данный момент действенные способы охраны окружающей среды и предупреждения отрицательных эффектов кажутся радикальными, нерентабельными, а потому и не осуществимыми.

Между тем, экологический ущерб отрицательно сказывается на ВВП любой страны - с развитой, переходной или развивающейся экономикой. Например, тот факт, что каждый год от заболеваний, вызванных загрязнением воздуха, на планете умирают семь-восемь миллионов человек. прямо относится и к Европейскому союзу, где проблемы с загрязнением воздуха являются острейшей проблемой и побуждает власти стран начать отказ от использования угольных тепловых электростанций (ТЭС).

Необходимо сказать о том, какие инструменты регулирования экологической политики стран являются наиболее действенными. Наиболее озабоченные экологическим положением дел на своих территориях страны, например, государства Скандинавии, применяют довольно жёсткое налоговое законодательство, которое, с одной стороны, помогает осуществить принцип платности ресурсов и покрыть по крайней мере часть стоимости экологических издержек, а с другой стороны, имеет предупредительную функцию. Предприятия, признающиеся «не экологичными» не могут рассчитывать на какие-либо виды государственной поддержки, например, субсидии, а налоги, которыми они в последствии облагаются делают их деятельность менее выгодной.

Другими рыночными инструментами регулирования экологической политики являются торговые разрешения и квоты, экологические взносы для покрытия расходов экологических служб, экологические субсидии и льготы, для

поддержки наиболее чистых предприятий и стимулирования экологизации организаций.

В общем, по Европейскому союзу большинство экологических сборов приходится на налоги на энергию и транспортные налоги, а сравнительно небольшие суммы поступлений со стороны налогов на использование ресурсов и загрязнение окружающей среды обусловлено несовершенством системы учёта соответствующих показателей.

Однако даже при эффективно работающей системе сбора экологических налогов остаются некоторые проблемы, например, в конечном итоге собранные средства не всегда идут по прямому назначению, то есть они не расходуются на нужны политики по охране окружающей среды. В целом можно сказать, что эти экологические институты по оплате природных ресурсов далеки от совершенства и не могут в полной мере обеспечить заботу о завтрашнем дне.

Ещё одним способом улучшения экологической обстановки является активная переработка отходов и их вторичное использование после. Подобный принцип находит отклик у простых граждан, которые сами зачастую являются инициаторами раздельного сбора бытового мусора, что позволяет экономить ресурсы денег и времени. А в настоящее время с помощью технологического развития становится возможна повторная переработка сложносоставных конструкций.

Ещё одним принципом, отвечающим требованиям устойчивого развития является повышение энергоэффективности имеющихся энергоносителей и активное развитие альтернативной энергетики. В планах европейского союза до 2020 было повышение вовлечения в валовую выработку энергии альтернативных источников до 20%, таких как ветряная и солнечная энергия, но на данном этапе подобная цель оказалась недостижимой.

Один из важнейших подходов, на котором должна базироваться экологическая политика - предотвращение или снижение загрязнений ещё на стадии производства. Выполнение данного принципа позволяет снизить затраты и негативное влияние, в свете того, что устранение последствий всегда обходится дороже, чем изначальная предосторожность, а отрицательные последствия лучше снижать на ранних стадиях, так как упомянутая в начале статьи взаимосвязь всего со всем в экосистеме может дать совершенно неожиданный результат.

И наконец, правильное экологическое просвещение, которое является долгосрочной «инвестицией» в устойчивое развитие региона в будущем. Введение специальных предметов и факультативных курсов ещё в начальной школе помогают формировать правильные установки у младшего поколения, а углубленные образовательные программы экологической направленности подготавливают специалистов высшего уровня. Но не стоит также забывать об

информировании всего населения о деятельности государства на благо защиты окружающей среды, и акцентирование внимания на том, что каждый гражданин может внести свой вклад в здоровое будущее населяемых территорий.

Говоря о защите окружающей среды в Европе, нельзя оставить без внимания международные организации, которые имеют весомое влияние на экологическую политику региона. Существуют межправительственные и независимые неправительственные организации. Они имеют различный механизм влияния, но разность подходов в этом случае оказывает положительный эффект. Межправительственные организации, в основном под эгидой ООН, реализовывают в странах Европы многочисленные программы, которые направлены на контроль осуществления положений международного экологического права, изучения изменений климата, помощь в предупреждении и преодолении последствий стихийных бедствий, помощь в поддержании здоровья населения, в области рационального использования ресурсов и поддержке сельского хозяйства.

Неправительственные международные организации (НПО), которых в Европе насчитывается более десяти (учитываются крупные интернациональные ассоциации) существуют на пожертвования частных некоммерческих лиц, следят за исполнением существующего экологического законодательства, а также осуществляют собственные инициативы по защите природной среды. Нельзя утверждать, что сотрудничество таких организаций и государственных органов всегда успешно, но НПО оказывают благотворное влияние на работу официальных ведомств, осуществляя надзорные функции настолько, насколько они могут себе это позволить. Естественно, благодаря передовому законотворчеству и огромной роли гражданского общества в жизни стран, подобная практика в Европе более успешна, чем в других регионах мира.

Таким образом, можно сказать, что политика стран Европы, направленная на охраны и защиту окружающей среды, поддерживается многосторонними общественными и политическими институтами: разнонаправленными инициативами государственных ведомств стран, муниципальными властями, активной гражданской позицией населения по данному вопросу, работой межправительственных организаций, деятельностью неправительственных «зелёных» организаций, а также нормотворчеством и контролем за их соблюдением со стороны конфедерации Евросоюза (для стран-участниц). Совместными усилиями за последние 10-15 лет было сделано многое для экологизации экономики европейских государств, например, в сфере переработки и вторичного использования отходов, развитие альтернативной энергетики, повышения энергоэффективности, начала сокращения использования «грязных» технологий производства, усовершенствование систем надзора над исполнением экологического законодательства, и наконец,

повышение уровня экологической сознательности граждан. Однако, несмотря на это, остаётся группа фундаментальных проблем, связанных с экономикой и тем, что в настоящий момент ни одно государство не готово отказаться от роста собственных экономических показателей даже на решение таких острых проблем, связанных с будущим окружающей среды, в условиях которых будут жить следующие поколения европейцев. Это подтверждает официально закреплённый один из экологических принципов ЕС гласит о том, что экологическое развитие не должно мешать экономическому развитию какой-либо страны региона. Возможно в будущем с течением времени, и усугублением глобальных проблем, когда будут возникать непосредственные угрозы жизни многих миллионов людей, экологические интересы будут превалировать над экономическими.

Использованные источники:

1. Матвеева, Е.В. Экологическая политика Евросоюза // Вестник ННГУ. 2010. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-politika-evrosoyuza

2. Сайт Европейской Комиссии. URL: https://ec.europa.eu/

3. Гражданкина О. А., Гражданкин В. А., Киркеева Л. И., Шапошникова С.В., Экологические налоги в странах Европейского Союза // Вестник АГАУ. 2013. №6 (104). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskie-nalogi-v-stranah-evropeyskogo-soyuza

4. Пугачев, А. В. Экологическая политика в некоторых европейских странах: различные подходы // Вестник КемГУ. 2014. №3 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-politika-v-nekotoryh-evropeyskih-stranah-razlichnye-podhody

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.