Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ РЯДА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ РЯДА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
537
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОН МЕРЛИ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ООН / ПАРЛАМЕНТ / МИНИСТЕРСТВО / ПОЛНОМОЧИЯ / ПРИНЦИП / ОТХОДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чесноков Д.С.

Вопросы защиты окружающей среды приобретают все большую значимость как на государственном уровне отдельных стран, так и для международного сообщества, принявшего новую повестку в области устойчивого развития и сохранения окружающей среды. Данная тенденция продиктована экологическим кризисом, возникшим с ростом населения, повышением уровня научно-технического прогресса и другими факторами, влияющими на усиление нагрузки на окружающую среду. В европейских странах по-своему реализуется экологическая политика. Это связано со многими причинами, в том числе и со специфическими экологическими проблемами этих стран и разным уровнем заинтересованности населения в решении этих проблем. В работе рассмотрен зарубежный опыт правового регулирования по охране и защите окружающей среды, анализ правовых норм, регулирующих данную сферу, история становления и развития правовой культуры в европейских странах, которые являются членами Европейского Союза таких, как Италия, Франция. Цель статьи заключается в анализе действующей в странах Европейского Союза системы внедрения наилучших правовых механизмов, затрагивающих защиту окружающей среды, и включения в российскую законодательную базу положительного опыта. Законодательство Италии включает в себя фундаментальную концепцию в области охраны окружающей среды, другими словами, закреплен принцип "кто засоряет, тот и платит", смысл которой заключается в том, что стоимость за переработку отходов должна возлагаться на того, кто производит эти отходы или владеет предприятиями. Так сегодня можно отметить стремление властей Франции в направлении экологического благополучия. Государство инвестирует в охрану окружающей среды 7 млрд. евро. Также необходимо отметить уделение большого внимания властей к проблеме загрязнения атмосферы транспортом - наэкологизацию общественного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF ENVIRONMENTAL PROTECTION ON THE EXAMPLE OF A NUMBER OF EUROPEAN COUNTRIES

Environmental protection issues are becoming increasingly important both at the state level of individual countries and for the international community, which has adopted a new agenda in the field of sustainable development and environmental conservation. This trend is dictated by the environmental crisis that has arisen with the growth of the population, an increase in the level of scientific and technological progress and other factors that affect the increasing burden on the environment. In European countries, environmental policy is implemented in its own way. This is due to many reasons, including the specific environmental problems of these countries, and the different level of interest of the population in solving these problems. The paper considers the foreign experience of legal regulation on the protection and protection of the environment, the analysis of legal norms regulating this area, the history of the formation and development of legal culture in such European countries that are members of the European Union, such as Italy, France. The purpose of the article is to analyze the system of implementation of the best legal mechanisms affecting environmental protection in the countries of the European Union and the inclusion of positive experience in the Russian legislative framework. The legislation of Italy includes a fundamental concept in the field of environmental protection, in other words, the principle of "who litters, he pays" is fixed, the meaning of which is that the cost for recycling waste should be borne by the one who produces this waste, or owns enterprises. So today, today we can note the desire of the French authorities in the direction of environmental well-being. The state invests 7 billion rubles in environmental protection. euro. It should also be noted that the authorities pay great attention to the problem of air pollution by transport - to the greening of public transport.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ РЯДА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН»

УДК: 340

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_4_100

Чесноков Д. С.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ

РЯДА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН

Chesnockov D.S.

LEGAL REGULATION OF ENVIRONMENTAL PROTECTION ON THE EXAMPLE OF

A NUMBER OF EUROPEAN COUNTRIES

Ключевые слова: европейские страны, европейский союз, экологическая политика, закон Мерли, окружающая среда, ООН, парламент, министерство, полномочия, принцип, отходы.

Key words: european countries, european union environmental policy, Merli law, environment, UN, parliament, ministries, authority, principle, wastes.

Аннотация: Вопросы защиты окружающей среды приобретают все большую значимость как на государственном уровне отдельных стран, так и для международного сообщества, принявшего новую повестку в области устойчивого развития и сохранения окружающей среды. Данная тенденция продиктована экологическим кризисом, возникшим с ростом населения, повышением уровня научно-технического прогресса и другими факторами, влияющими на усиление нагрузки на окружающую среду. В европейских странах по-своему реализуется экологическая политика. Это связано со многими причинами, в том числе и со специфическими экологическими проблемами этих стран и разным уровнем заинтересованности населения в решении этих проблем. В работе рассмотрен зарубежный опыт правового регулирования по охране и защите окружающей среды, анализ правовых норм, регулирующих данную сферу, история становления и развития правовой культуры в европейских странах, которые являются членами Европейского Союза таких, как Италия, Франция.

Цель статьи заключается в анализе действующей в странах Европейского Союза системы внедрения наилучших правовых механизмов, затрагивающих защиту окружающей среды, и включения в российскую законодательную базу положительного опыта.

Законодательство Италии включает в себя фундаментальную концепцию в области охраны окружающей среды, другими словами, закреплен принцип "кто засоряет, тот и платит", смысл которой заключается в том, что стоимость за переработку отходов должна возлагаться на того, кто производит эти отходы или владеет предприятиями.

Так сегодня можно отметить стремление властей Франции в направлении экологического благополучия. Государство инвестирует в охрану окружающей среды 7 млрд. евро. Также необходимо отметить уделение большого внимания властей к проблеме загрязнения атмосферы транспортом - на экологизацию общественного транспорта.

Abstract: Environmental protection issues are becoming increasingly important both at the state level of individual countries and for the international community, which has adopted a new agenda in the field of sustainable development and environmental conservation. This trend is dictated by the environmental crisis that has arisen with the growth of the population, an increase in the level of scientific and technological progress and other factors that affect the increasing burden on the environment. In European countries, environmental policy is implemented in its own way. This is due to many reasons, including the specific environmental problems of these countries, and the different level of interest of the population in solving these problems. The paper considers the foreign experience of legal regulation on the protection and protection of the environment, the analysis of legal norms regulating this area, the history of the formation and development of legal culture in such European countries that are members of the European Union, such as Italy, France.

The purpose of the article is to analyze the system of implementation of the best legal mecha-

nisms affecting environmental protection in the countries of the European Union and the inclusion of positive experience in the Russian legislative framework.

The legislation of Italy includes a fundamental concept in the field of environmental protection, in other words, the principle of "who litters, he pays" is fixed, the meaning of which is that the cost for recycling waste should be borne by the one who produces this waste, or owns enterprises.

So today, today we can note the desire of the French authorities in the direction of environmental well-being. The state invests 7 billion rubles in environmental protection. euro. It should also be noted that the authorities pay great attention to the problem of air pollution by transport -to the greening of public transport.

Развитие международного права окружающей среды стало наиболее актуальным после событий, произошедших на Чернобыльской АЭС, первым этапом в постчернобыльскую эпоху стало проведение международной Конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 г., проведение данной конференции стало отправной точкой, показывающей экологический кризис, связанный с ростом населения Земли, неуклонное развитие научно-технического прогресса и их последствия на примере Чернобыльской АЭС.

В любом государстве правовая система складывается исторически. Она зависит от потребностей регулирования общественных отношений. Это способствует тому, что экологическое право формируется в течении длительного времени по мере осознания важности экологической проблемы.

В некоторых странах, особенно европейских, оно достигло относительно высокого уровня развития и уже признается частью национальной правовой системы - новой отраслью наряду с традиционными отраслями права.

В связи с этим, справедливо обратить внимание на законодательный опыт некоторых европейских государств. Во-первых, многие европейские страны обладают более чем, полувековым опытом в сфере нормотворчества и правоприменительной практики для решения задач, связанных с охраной окружающей среды. Во-вторых, такие страны, как Италия, Франция, являются участниками Европейского Союза, что позволяет им делиться своим положительным опытом в данной сфере.

Франция и Италия, как и большинство промышленных и индустриальных стран, на протяжении последних 40 лет, проводят последовательную и целенаправленную поли-

тику по охране окружающей среды.

Законодательство Италии

Законодательная власть Италии осуществляется Палатой депутатов и Сенатом. Данное политическое устройство дает возможность обеим палатам выразить недоверие правительству. Это стало причиной частой смены правительства, политической нестабильности и дало низкую правотворческую результативность.

При этом следует отметить длительное пребывание партии "зеленых" в Парламенте Италии, оставившей определенный отпечаток в экологическом законодательстве страны.

В основу законодательной структуры Италии, регулирующую сферу окружающей среды, являются министерства: министерство общественных работ, министерство сельского хозяйства, министерство морского торгового флота, министерство культурных ценностей, министерство внутренних дел и другие.

Правовую основу, регламентирующую сферу данных министерств, является: "декрет Президента Республики №175 от 15 мая 1988 года, закон №319 от 10 мая 1976 года (Закон Мерли) .

Отличительной особенностью декрета Президента Республики является детальная проработка его статей, связанная с сохранением охраны окружающей среды, разграничение и отсутствие противоречий между отраслевыми ведомствами. Введение квалифицирующих признаков как: "Переработка отходов", "Решение о переработке отходов". Законодательное закрепление случаев, не переработка отходов.

"Именно с принятием закона №319 от 10 мая 1976 года (Закона Мерли), началось первое законодательное вмешательство в сферу защиты окружающей среды. В част-

ности, закон Мерли закрепил понятие контроля за сбросом загрязняющих веществ и пределы допустимого содержания данных веществ в водной акватории, а так же сферы применения данного закона".

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что экологическое законодательство Италии, несмотря на свою политическую нестабильность, низкую правовую результативность, создано для защиты окружающей среды, пребывание долгое время в Парламенте Италии партии зеленных оказало в целом положительное влияние на привлечение "зеленых" инвестиций.

Законодательство Франции

Французская республика на протяжении всей своей истории отличалась передовыми и революционными правовыми нормами в различных отраслях, не исключением стала и экологическая политика. Именно Франция была одной из первых стран, где появилось Министерство окружающей среды, а в последующем и Экологический Кодекс. По многим " экологическим" критериям Франция занимает лидирующее место не только в Европе, но и в мире.

В отличие от Италии Президент Франции наделен более широкими полномочиями и отвечает за основные направления внешней и внутренней политики.

Основной контроль, связанный с охраной окружающей среды, возложен на профильное ведомство - Министерство окружающей среды. В период своего становления, министерство, начиная с 1973 года по 1991 год, находилось в подчинении других различных министерств и ведомств, так, например, с 1986 г. по 1988 г., под Министерством промышленности, полномочия были "поглощены" данным министерством.

Трудности Министерства окружающей среды по определению своего места в государственной иерархии возникали и впоследствии, а именно вопрос определения министерских полномочий. В первое время полномочия были взяты из других отраслей, так, например, у Министерства промышленности, Министерства сельского хозяйства, Министерства культуры такой подход оказался не эффективным и выявил определенные трудности.

Только начиная с 1997 года, Мини-

стерство окружающей среды и обустройства территории, а затем "..... с 2002 года Министерство экологии, окончательно завершило путь своего становления как профильного ведомства по защите и охране окружающей среды. Начиная с 2002 года, Министерство экологии является ответственным в рамках окружающей среды за мероприятия по охране прибрежной полосы и гор, надзору за охотой и рыболовством в пресных водах, надзору за разработкой карьеров и эксплуатацией предприятий, представляющих угрозу для окружающей среды и т.д. Министерство уполномочено осуществлять действия, направленные на сохранение качества воздуха, борьбу с парниковым эффектом и климатическими изменениями, участие в разработке политики рационального использования энергии и возобновление энергоресурсов".

Основным законом, регламентирующим деятельность по предотвращению выброса вредных отходов, является закон от 2 ноября 1943 года с внесенными изменениями от 22 декабря 1972 года. При любом изменении в химическом или биологическом составе уже сертифицированного продукта следует подавать новый запрос с приложением технического паспорта, демонстрирующего эффективность вещества, и токсикологического паспорта, подписанного соответствующей службой.

Еще одним щагом, призванным сохранить окружающую среду, является налоговое законодательство. С введением в апреле 1993 года налога на ввозимые на свалки бытовые и приравненные к ним отходы, а в феврале 1995 года - налога на переработку или захоронение промышленных отходов, во Франции создана настоящая отрасль по переработке вторсырья, с налаженным полным циклом.

Подводя промежуточный итог, стоит отметить, что деятельность Французской Республики в области охраны окружающей среды может послужить хорошим примером для других стран и позволит избежать ряда ошибок и трудностей в развитии национального экологического законодательства.

Заключение

Экологическая политика стран Италии, Франции равнозначна по значимости

их экономической политике. Данные страны первые пришли к выводу, что проблема сохранения окружающей среды должна быть отнесена к Международной сфере. Именно Франция и Италия стали инициаторами экологической политики, что и было зафиксировано в Едином европейском акте. Эти страны выработали принципы экологической политики: предотвращение ущерба окружающей среде, ликвидации ущерба, если он, все-таки, был нанесен через устранение первопричины, то есть по чьей вине произошло загрязнение, тот и устраняет его.

Выработались ведущие направления экологической политики, которые заключаются в расширении экологических прав граждан в том, чтобы соблюдались интересы государства в области защиты окружающей среды, рационально использовались экологические нормативно-правовые акты.

Европейский Союз достиг определенных результатов в природоохранной дея-

тельности, за счет созданной на протяжении длительного времени системы правовых мер по охране окружающей среды, сотрудничества между странами ЕС, выработки общих положений, которые планомерно ре-ализовывались в каждой стране, заинтересованности государств в сохранении природы, высокого уровня правосознания граждан этих стран. В данных странах на высоком уровне находится экологическое просвещение населения, например: дети с малого возраста знают о рассортировке бытовых отходов для дальнейшей переработки.

Отличительной чертой экологического законодательства Италии и Франции, являются разработанные требования действующим предприятиям, чья деятельность неразрывно связанна с выбросами вредных веществ в окружающую среду, а также все крупные разрабатываемые проекты должны проходить через созданный институт оценки воздействия на окружающую среду.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Боголюбова, С. А. Экологическое право. Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА. 1998. - 448 с.

2. Бринчук, М.М. Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсичными веществами. М.: Наука. 1990. - 214 с.

3. Бринчук, М.М. Экологическое право (Право окружающей среды). Учебник. М.: Юристъ. 2003. - 670 с.

4. Винтер, Г. Окружающая среда, ресурсы биосферы. Представления о природе в праве. 2000 год. // Экологическое право. 2001. №3. С. 30-37.

5. Винтер, Г. Правовое регулирование допуска на рынок химических веществ // Современное экологическое право в России и за рубежом / Под ред. О. Л. Дубовик. М.: ИГП-ИНИОН РАН, 2001. С. 122-131.

6. Вылегжанина, Е. Е. Европейский союз: обновление правовых основ управление рыболовством// Рыбное хозяйство. 2003. №2. С. 16-18.

7. Вылегжанина, Е. Е. Новые тенденции в развитии института ответственности в европейском экологическом праве // Московский журнал международного права. 2003. №4. С. 159-177.

8. Вылегжанина, Е.Е. Природопользование и сохранение окружающей среды в Европейском Союзе: новые правовые подходы // Право и политика. 2003. №2. С. 97-105.

9. Загладин, Н.В. США: общество, власть, политика / Н.В. Загладин; Институт мировой экономики и международных отношений РАН. - Москва: Рус. слово, 2001. - 238 с.

10. Кавешников, Н.Ю. Стратегия ЕС в области климата и энергетики. // Современная Европа. 2015. № 1(61). С. 93-102.

11. Калиниченко, П. А., Рациборинская, Д.Н. Защита экологических прав в законодательстве Европейского Сообщества // Экологическое право. 2003. №2. С. 55-59.

12. Калиниченко, В.Т. Правовое регулирование охраны окружающей среды во Франции и Италии [монография]. под ред. О. Л. Дубовик; Ин-т государства и права Российской акад. наук Москва. 2009. [Электронный ресурс] - Режим доступа: //http://dlib.rsl.ru

13. Кремер, Л. Политика переработки отходов в ЕС: тенденции и перспективы // Эко-

логическое право в России и за рубежом / Под ред. О. Л. Дубовик. М.: ИГП-ИНИОН РАН, 2001. С. 45-49.

14. Кремер, Л. Экологическое политика Европейского союза // Современное Экологическое право в России и за рубежом / Под ред. О.Л. Дубовик. М.: ИГП-ИНИОН РАН, 2001. С. 9-18.

15. Кремер, Л., Винтер, Г. Экологическое право Европейского Союза / Под ред. О. Л. Дубовик. М.: Городец, 2007. С. 8.

16. Кромарек, П. О чудо-кодексе Франции // Экологическое право.2002. № 5. С. 39-41.

17. Митеева, Л. Д. Экологическая проблема и позиции левых сил Западной Европы // Соц.-полит. науки. 1990. №5. С. 76-85.

18. Никифоров, А.А. Международно-правовая охрана окружающей среды в странах Северной Европы // Международное право и международные организации. 2012. № 4. С. 2438.

19. Степаненко, В.С. Правовые основы экологической политики Европейского Союза: цели, принципы, действия. М.: Изд-во НИА-Природа, РЭФИА, 2004. - 123 с.

20. «Экологические проблемы Италии», 6 Abrogato dal D. L.vo 4 agosto 1999 n. 351 (G.U. del10.1999, n. 241). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://from-italy.ru/ekologicheskije-problemy-italii/.

Дата поступления: 20.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.