Научная статья на тему 'Международно-правовые аспекты охраны окружающей среды в странах ЕС (часть 1)'

Международно-правовые аспекты охраны окружающей среды в странах ЕС (часть 1) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
288
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЕС / EU ENVIRONMENTAL POLICY / КАЧЕСТВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ENVIRONMENTAL QUALITY / ДИРЕКТИВЫ ЕС / EU DIRECTIVES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мухаметгареева Наталья Михайловна, Юсупова Зиля Анасовна

На сегодняшний день, несмотря на увеличение числа национальных правовых мер и международных природоохранных соглашений, ухудшение состояния окружающей среды продолжается, возникают новые экологические проблемы. В этой связи особенно актуальным представляется изучение опыта Европейского союза, который осуществляет реализацию целенаправленной политики охраны окружающей среды в течение последних 45 лет и обладает многолетней практикой нормотворчества и фактического разрешения задач, связанных с охраной окружающей среды. В статье рассмотрены вопросы охраны окружающей среды в странах Европейского союза, проанализированы принимаемые меры и достигнутые результаты по улучшению и сохранению окружающей среды в Европейском союзе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LAW ASPECTS OF ENVIRONMENTAL PROTECTION IN THE EU COUNTRIES (PART 1)

To date, despite the increase in the number of national legal steps and international environmental agreements, environmental deterioration continues, new environmental problems arise. In this regard, it is particularly relevant to study the experience of the European Union, which has implemented a focused environmental policy for the past 45 years and has many years of rulemaking and actual resolution of environmental issues. The paper discusses the issues of environmental protection in the countries of the European Union, analyzes the measures taken and the results achieved to improve and preserve the environment in the European Union.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые аспекты охраны окружающей среды в странах ЕС (часть 1)»

УДК 341:349.6

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРАНАХ ЕС (ЧАСТЬ 1)

МУХАМЕТГАРЕЕВА Наталья Михайловна

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры международного права и международных отношений Института права ФГБОУВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]

ЮСУПОВА Зиля Анасовна

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры международного права и международных отношений Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]

На сегодняшний день, несмотря на увеличение числа национальных правовых мер и международных природоохранных соглашений, ухудшение состояния окружающей среды продолжается, возникают новые экологические проблемы. В этой связи особенно актуальным представляется изучение опыта Европейского союза, который осуществляет реализацию целенаправленной политики охраны окружающей среды в течение последних 45 лет и обладает многолетней практикой нормотворчества и фактического разрешения задач, связанных с охраной окружающей среды. В статье рассмотрены вопросы охраны окружающей среды в странах Европейского союза, проанализированы принимаемые меры и достигнутые результаты по улучшению и сохранению окружающей среды в Европейском союзе.

INTERNATIONAL LAW ASPECTS OF ENVIRONMENTAL PROTECTION IN THE EU COUNTRIES (PART 1)

MUKHAMETGAREEVA Natalia Mikhailovna

Candidate of Sciences (Philology), Senior Instructor of the Chair of International Law and International Relations of the Institute of Law of the Bashkir State University, Ufa, Russia.

E-mail: [email protected]

YUSUPOVA Zilya Anasovna

Candidate of Sciences (Philology), Associate Professor, Assistant Professor of the Chair of International Law and International Relations of the Institute of Law of the Bashkir State University, Ufa, Russia.

E-mail: [email protected]

To date, despite the increase in the number of national legal steps and international environmental agreements, environmental deterioration continues, new environmental problems arise. In this regard, it is particularly relevant to study the experience of the European Union, which has implemented a focused environmental policy for the past 45 years and has many years of rulemaking and actual resolution of environmental issues. The paper discusses the issues of environmental protection in the countries of the European Union, analyzes the measures taken and the results achieved to improve and preserve the environment in the European Union.

Ключевые слова: окружающая среда, охрана окружающей среды, экологическая политика ЕС, качество окружающей среды, директивы ЕС.

Key words: environment, environmental protection, EU environmental policy, environmental quality, EU directives.

Негативные изменения качества жизни населения и большие экономические потери от антропогенного воздействия со всей серьёзностью поставили вопрос о необходимости формирования экологической политики. Европейские страны одни из первых осознали зависимость качества жизни от наличия благоприятной для человека среды обитания. В 60-е гг.

прошлого века в отдельных европейских странах начали принимать соответствующие законодательства, определявшие экологические нормативы, а также создавать правительственные организации, занимающиеся проблемами окружающей среды. Первое государственное учреждение по охране окружающей среды министерского уровня было образовано в Швеции в 1969 г., а в середине 70-х гг. в ряде стран ЕС, в состав которого тогда входило 9 государств, были учреждены специализированные природоохранные ведомства [1, с. 121].

Однако оказалось, что в рамках одного государства многие экологические проблемы решить невозможно, поскольку изменение климата, истощение озонового слоя и загрязнение морей не знают государственных границ. Стало ясно, что охрана окружающей среды имеет не только национальный, но и наднациональный аспекты. В Европе при сравнительно небольших размерах государств и густой речной сети сильное влияние на состояние окружающей среды оказывают трансграничные переносы загрязняющих веществ. К концу 80-х гг. прошлого столетия во многих странах основной причиной большей части загрязнений воздуха являлись выбросы в атмосферу, ответственность за которые несли соседние государства. Так, в 1992 г. 96 % серы, попадавшей на территорию Норвегии в виде кислотных осадков, поступало из других стран. В целом же расчёты показывали, что количество серы, азота (в окисленном состоянии) и аммиака, перенесённых из европейских стран на территории их соседей, составило соответственно 68, 86 и 46 %.

Для решения экологических проблем, имеющих транснациональный и глобальный характер, Европейскому сообществу потребовалось создать наднациональные структуры и разработать единую экологическую политику. Она формировалась постепенно. За годы своего существования ЕС создал систематизированную правовую базу, разработал и внедрил новые подходы к охране окружающей среды и улучшению качества жизни. Необходимо заметить, что проблемы окружающей среды не были выделены Римским договором 1957 года, в отдельную сферу общеевропейской интеграции. Частично они регулировались нормативными актами, которые принимали общеевропейские институты в пределах их компетенции, и особенно документами, касавшимися сельскохозяйственной и энергетической политики стран-членов. В Европе активная наднациональная экологическая политика начала проводиться с 1973 г., когда была принята Первая программа экологических действий, что совпало с первой волной расширения ЕЭС. Для реализации программы Совет глав правительств стран-членов ЕЭС принял в 1972 г. решение о расширении компетенции Сообщества, в том числе в области окружающей среды. Была разработана программа, которая фактически предвосхитила некоторые элементы современной концепции устойчивого развития. В частности, в ней содержалось положение о том, что экономическое развитие, процветание и защита окружающей среды - процессы взаимозависимые. Было указано, что «защита окружающей среды относится к основным задачам Сообщества» [2]. Среди наиболее важных целей в программе были обозначены:

- предотвращение, сокращение и ограничение экологического ущерба;

- сохранение экологического равновесия;

- рациональное использование природных ресурсов.

Период 1973-1985 гг. прошёл под знаком становления политики Сообщества в отношении окружающей среды и разработки основных способов её правового регулирования. Тогда ЕЭС присоединилось к ряду важнейших международных конвенций по охране окружающей среды, например к Конвенции об охране дикой флоры и фауны и природных мест обитания в Европе (1979 г.) [3], к Международному соглашению по тропической древесине (1983 г.) [4], к Конвенции о трансграничном переносе загрязнений воздуха на большие расстояния (1979 г.) [5].

В 1986 г. был принят Первый европейский акт, который внёс изменения в Римский договор 1957 г. В нём были определены цели и задачи, принципы и направления политики ЕС, в том числе и в области охраны окружающей среды. Он ознаменовал начало активных политических действий Европейского сообщества и внедрение в его деятельность принципа, соглас-

но которому меры по охране окружающей среды должны присутствовать во всех новых законодательных актах [6].

В дальнейшем в ЕС роль экологической политики была существенно расширена Маастрихтским (1992 г.) [7] и Амстердамским (1997 г.) [8] договорами, которые сделали устойчивое развитие одной из основных целей Союза. Концепция устойчивого развития является также ключевой частью Лиссабонской стратегии, разработанной в 2000 г., и Лиссабонского договора 2007 г. [9], которые положены в основу всей политики ЕС по формированию единого рынка. Мы согласны с утверждением о том, что «к концу XX века пассионарная часть мирового человеческого сообщества осознанно вышла на современную Концепцию устойчивого развития, несколько отличающуюся от концепции, выработанной на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 года. Концепция устойчивого развития с новым содержанием документально была оформлена на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в июне 1992 года в Рио-де-Жанейро. В частности, Концепция устойчивого развития была оформлена Декларацией по окружающей среде и развитию и Долгосрочной программой дальнейших действий в глобальном масштабе («Повестка дня на XXI век»). Некоторые государства предприняли определенные шаги по переориентации своей политики в соответствии с новой Концепцией устойчивого развития» [10, с. 5]. В результате проведённой работы удалось осуществить масштабные природоохранные мероприятия, создать правовую базу регулирования и координации экологической деятельности стран-членов, разработать и внедрить новые подходы к защите и улучшению качества окружающей среды.

Объединение усилий в этой сфере стало одним из приоритетных направлений интеграционной деятельности ЕС, который имеет для этого все необходимые полномочия, издаёт многочисленные общеевропейские нормативные акты и осуществляет международное сотрудничества в этой области. В конце 90-х гг. Европейский совет поставил задачу имплемен-тировать экологическую составляющую во все направления политики ЕС, т.е. постепенно превратить его в некий «экологический союз». Сегодня государства-члены ЕС обязаны включать пункты об охране окружающей среды во все свои нормативно-правовые акты. В настоящее время каждый институт ЕС (Европейская комиссия, Европейский парламент, Европейский совет и, конечно, Европейское агентство по окружающей среде - ЕЕА) в той или иной мере занимается экологической проблематикой.

В соответствии со своим статусом ЕЕА и Европейская сеть экологической информации и наблюдений (European environment information and observation network, Eionet) должны обеспечивать членов ЕС, другие страны и их общественность объективной и достоверной информацией, а также осуществлять меры по защите окружающей среды. В деятельности ЕЕА и Eionet принимают активное участие Европейский инвестиционный банк, Комитет регионов и Комитет по экономическим и социальным вопросам. Многочисленные директивы ЕС по охране окружающей среды (в настоящее время их более 90) касаются генеральной политики Союза в области контроля над качеством воды и воздуха, утилизацией отходов, а также сокращением промышленных выбросов, безопасностью биотехнологий, снижением уровня шумов [11,12,13]. Страны-члены ЕС принимают эти директивы к неукоснительному исполнению. Так, 50 % всех экологических законов в Германии и около 80 % - в Великобритании, так или иначе, базируются на директивах Еврокомиссии.

Большое влияние на состояние окружающей среды в европейских странах оказала Директива № 337 об оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду, вступившая в силу в июле 1988 г. [14]. Она до сих пор остаётся основным документом, регламентирующим проведение экологической экспертизы в Европейском регионе. Создание необходимой правовой базы и повышение ответственности стран-членов за выполнение соответствующих директив привели к улучшению состояния окружающей среды в государствах Евросоюза.

Библиографические ссылки

1. Кремер Л., Винтер Г. Экологическое право Европейского союза / отв. ред. О. Л. Дубовик. М. : Гордец, 2007.

2. Council Decision of 14 May 1973 adopting a research programme for the European Economic Community on the protection of the environment Council Decision of 14 May 1973 adopting a research programme for the European Economic Community on the protection of the environment // [Electronic Resource]. URL:http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ ?uri=CELEX: 31973D0126&qid=1510 074506525 (дата обращения: 03.11.2017).

4. Директива 79/409/EEC Европейского Совета от 02 апреля 1979 г. о сохранении видов птиц, живущих в дикой природе // Право Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: http://eulaw.ru (дата обращения: 13.10.2017).

5. Международное соглашение по тропической древесине от 18 ноября 1983 г. // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/pdf/wood.pdf (дата обращения: 21.10.2017).

6. Конвенция ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния от 13 ноября 1979 // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/transboundary.shtml (дата обращения: 13.10.2017).

7. Single European Act (Luxembourg, 17 February 1986) // European Union [Electronic Resource]. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:11957E (дата обращения: 21.09.2017).

8. Maastricht Treaty (Maastricht, 7 February 1992) // European Union [Electronic Resource]. URL: https://europa.eu/european-union/sites/europaeu/files/docs/body/treaty_on_european_ union_en.pdf (дата обращения: 21.10.2017).

9. Treaty of Amsterdam (Amsterdam, 1 May 1997) // European Union [Electronic Resource]. URL: https://europa.eu/european-union/sites/europaeu/files/docs/body/treaty_on_european_ union_en.pdf (дата обращения: 04.11.2017).

10. Раянов Ф.М. Концепция устойчивого развития и российская государственно-правовая действительность // Право и политика. 2004. № 12 (60). С. 5-10.

11. Treaty of Lisbon (Lisbon, 13 December 2007) // European Union [Electronic Resource]. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=OJ:C:2007:306:TOC (дата обращения: 21.11.2017).

12. Council Directive 91/689/EEC of 12 December 1991 on hazardous waste // [Electronic Resource]. URL:http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1510115600693&uri= CELEX: 31991L0689 (дата обращения: 03. 11.2017).

13. Директива 94/62/EEC Европейского Совета об упаковке и упаковочных отходах // Право Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: http://eulaw.ru (дата обращения: 13.10.2017).

14. Директива Совета 1999/31/EEC Европейского Совета от 26 апреля 1999 г. о захоронении отходов на полигонах // Право Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: http://eulaw.ru (дата обращения: 13.10.2017).

15. Council Directive 85/337/EEC of 27 June 1985 on the assessment of the effects of certain public and private projects on the environment // [Electronic Resource]. URL:http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1510091703 821&uri=CELEX:31985L0337 (дата обращения: 03.11.2017).

References

1. Kremer L., Vinter G. Jekologicheskoe pravo Evropejskogo sojuza (Environmental law of the European Union), otv. red. O.L. Dubovik. M. : Gordec, 2007.

2. Council Decision of 14 May 1973 adopting a research programme for the European Economic Community on the protection of the environment Council Decision of 14 May 1973 adopting a research programme for the European Economic Community on the protection of the environment. URL:http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ ?uri=CELEX: 31973D 0126&qid=1510 074506525 (accessed date: 03.11.2017).

3. Direktiva 79/409/ EEC Evropejskogo Soveta ot 02 aprelja 1979 g. o sohranenii vidov ptic, zhivushhih v dikoj prirode (Directive 79/409 / EEC of the European Council of April 2, 1979 on the Conservation of Species of Birds Living in the Wild), Pravo Evropejskogo sojuza. URL: http://eulaw.ru (accessed date: 13.10.2017).

4. Mezhdunarodnoe soglashenie po tropicheskoj drevesine ot 18 nojabrja 1983 g. (International Agreement on Tropical Timber dated 18 November 1983), Organizacija Ob'edinennyh Nacij. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/ wood.pdf (accessed date: 21.10.2017).

5. Konvencija OON o transgranichnom zagrjaznenii vozduha na bol'shie rasstojanija ot 13 nojabrja 1979 (United Nations Convention on Long-range Transboundary Air Pollution of 13 November 1979), Organizacija Ob'edinennyh Nacij. URL: http://www.un.org/ru/ docu-ments/decl_conv/conventions/transboundary.shtml (accessed date: 13.10.2017).

6. Single European Act (Luxembourg, 17 February 1986), European Union. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:11957E (accessed date: 21.09.2017).

7. Maastricht Treaty (Maastricht, 7 February 1992), European Union. URL: https://europa.eu/european-union/sites/europaeu/files/docs/body/treaty_on_european_ union_en.pdf (accessed date: 21.10.2017).

8. Treaty of Amsterdam (Amsterdam, 1 May 1997), European Union. URL: https://europa.eu/european-union/sites/europaeu/files/docs/body/treaty_on_european_ union_en.pdf (accessed date: 04.11.2017).

9. Treaty of Lisbon (Lisbon, 13 December 2007), European Union. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=OJ:C:2007:306:T0C (accessed date: 21.11.2017).

10. Rayanov F.M. Kontseptsiya ustoichivogo razvitiya i rossiiskaya gosudarstvenno-pravovaya de-istvitel'nost' (The concept of sustainable development and Russian state-legal reality). Pravo ipoliti-ka, 2004, No. 12 (60), pp. 5-10.

11. Council Directive 91/689/EEC of 12 December 1991 on hazardous waste. URL:http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1510115600693&uri=CELEX: 31991L0689 (accessed date: 03. 11.2017).

12. Direktiva 94/62/EEC Evropejskogo Soveta ob upakovke i upakovochnyh othodah (Directive 94/62 / EEC of the European Council on packaging and packaging waste), Pravo Evropejskogo sojuza. URL: http://eulaw.ru (accessed date: 13.10.2017).

13. Direktiva Soveta 1999/31/EEC Evropejskogo Soveta ot 26 aprelja 1999 g. o zahoronenii othod-ov na poligonah (Council Directive 1999/31 / EEC of the European Council of 26 April 1999 on the disposal of waste at landfills), Pravo Evropejskogo sojuza. URL: http://eulaw.ru (accessed date: 13.10.2017).

14. Council Directive 85/337/EEC of 27 June 1985 on the assessment of the effects of certain public and private projects on the environment. URL:http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1510091703821&uri=CELEX:31985L0337 (accessed date: 03.11.2017).

Дата поступления: 30.01.2018 Received: 30.01.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.