ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Тымчук Ю. А. Установление критерия гражданства как условие допуска к нотариальной деятельности в Европейском союзе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12 (декабрь). - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/173019.htm.
ART 173019 УДК 341.171:347.961
Тымчук Юлия Александровна,
магистрант Института права ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград [email protected]
Установление критерия гражданства как условие допуска к нотариальной деятельности в Европейском союзе
Аннотация. В работе рассматривается проблема европейского нотариата, заключающаяся в установлении требования о наличии гражданства к лицам, изъявившим желание заниматься нотариальной деятельностью в другой стране ЕС. Исследуется соответствующая судебная практика, а также позиции ряда стран Европейского союза по данному вопросу. Отмечается, что некоторые страны ЕС добровольно отказались от условия о гражданстве, а другие до сих пор не сделали этого даже под давлением органов власти ЕС. На основе проведенного анализа автором предлагается компромиссный вариант решения рассматриваемой проблемы. Ключевые слова: Европейский союз, нотариат, гражданство, единый внутренний рынок, свобода учреждения, дискриминация.
Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
В настоящее время в условиях сложной политической и экономической ситуации, миграции населения, стремительного развития гражданского оборота в Европейском союзе актуализируются вопросы, связанные с функционированием так называемого единого внутреннего рынка, правовые основы которого закреплены в ст. 26 Договора о функционировании ЕС [1]. В данной статье внутренний рынок характеризуется посредством совокупности четырех свобод как «пространство без внутренних границ, в котором согласно положениям Договоров обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов» [2].
На протяжении длительного времени в ЕС в рамках динамично развивающегося внутреннего рынка существовала, а также имеет место и сейчас проблема, связанная с правовой регламентацией требований, предъявляемых к лицам, осуществляющим нотариальную деятельность. Речь идет о такой проблеме европейского нотариата, как условие о гражданстве страны места осуществления деятельности нотариуса.
По мнению Европейской комиссии, устанавливая в национальном законодательстве подобное требование, страны тем самым нарушают ряд статей Договора о функционировании ЕС.
Активно данная проблема в ЕС начала обсуждаться еще с 2000 г. Так, в июле 2000 г. в Комиссию ЕС поступил письменный запрос на тему «Свобода передвижения для нотариусов в ЕС» от британского представителя в Европарламенте [3]. Вопрос состоял в правомерности установления некоторыми государствами - членами ЕС требования, согласно которому граждане других государств ЕС, в случае наличия желания практиковать в качестве нотариусов, должны сначала принять гражданство страны, в которой они хотят работать. Комиссия ЕС при ответе на поставленный вопрос указала, что правомерность установления подобного требования некоторыми государствами-членами вызывает сомнения (в частности, речь идет о нарушении ст. 45 Договора о функционировании ЕС, согласно которой внутри ЕС обеспечивается свободное передвижение работников, что также предполагает отмену любой дискриминации по признаку национального гражданства между работниками государств-членов).
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Тымчук Ю. А. Установление критерия гражданства как условие допуска к нотариальной деятельности в Европейском союзе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12 (декабрь). - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/173019.htm.
Для более полного ответа на данный вопрос Комиссия ЕС обратилась с запросом к каждой из стран-участниц. Италия, Испания и Португалия уже тогда в добровольном порядке отказались от условия об исключительно национальном гражданстве нотариусов. Однако ряд других стран - участниц ЕС придерживались традиционного для них подхода и, не усматривая каких-либо нарушений, сообщили о предъявлении указанного требования для занятия нотариальной деятельностью. Правомерность установления подобного требования страны - члены ЕС обосновывали тем фактом, что нотариальная деятельность непосредственно связана с выполнением публичных полномочий, и, соответственно, на нее распространяется исключение, предусмотренное ст. 45 Договора о функционировании ЕС, согласно которому положения статьи не подлежат применению к работе в публичной администрации. В дальнейшем указанный вопрос также неоднократно обсуждался.
В связи с этим особый интерес представляет решение суда (Большой палаты) ЕС от 24 мая 2011 г. В данном деле были объединены иски Комиссии ЕС, содержащие однородные требования в отношении таких стран, как Королевство Бельгия [4], Французская Республика [5], Королевство Люксембург [6], Австрийская Республика [7], ФРГ [8], Греческая Республика [9], Республика Португалия [10]. Ряд других стран вступили в процесс в их поддержку (Чехия, Латвия, Литва, Венгрия, Словакия, Румыния, Болгария, Польша, Словакия, Эстония). Соответственно, в споре было задействовано всего 17 государств - участников ЕС. Европейскую комиссию поддержала только Великобритания.
Суть дела сводится к следующему. Европейская комиссия обратилась в суд ЕС с иском к вышеназванным государствам по причине того, что в этих странах существует практика допуска исключительно граждан своего государства к профессии нотариуса.
По мнению Европейской комиссии, а также поддерживающей ее Великобритании, доступ к профессии нотариуса исключительно для граждан страны, в которой планируется осуществление деятельности, противоречит ст. 43 и п. 1 ст. 45 Договора о функционировании ЕС. Как отмечалось в исковом заявлении, ст. 43 Договора о функционировании ЕС содержит одно из основополагающих положений законодательства Европейского союза, которое призвано обеспечить право беспрепятственного учреждения граждан одного государства-члена на территории другого. Указанное положение также распространяется на отношения, связанные с созданием представительств, филиалов или дочерних предприятий гражданами одного из государств-членов, учредившими собственное дело на территории любого из них. При этом Европейской комиссией подчеркивалось, что положения по смыслу ст. 45 Договора о функционировании ЕС концепция официальной власти подразумевает осуществление полномочий по принятию решений, выходящих за рамки обычной деятельности и способных оказывать воздействие независимо от воли или даже вопреки воле других субъектов права. По мнению Комиссии ЕС и Соединенного Королевства, деятельность, связанная с осуществлением официальных полномочий, должна отличаться от деятельности, осуществляемой в интересах общества. Ряд профессий наделен особыми полномочиями, осуществляемыми в интересах общества, но не все они связаны с осуществлением служебных полномочий.
Позиция стран-ответчиков, например Бельгии, строилась на том, что в бельгийской правовой системе деятельность нотариусов непосредственно связана с осуществлением официальных полномочий в силу исключительных правовых последствий, связанных с нотариальными актами, и характера деятельности нотариусов, тесно связанной с осуществлением судебных полномочий. Статус нотариусов в бельгийской правовой системе эквивалентен статусу должностных лиц, осуществляющих официальные полномочия, поскольку процедура их назначения эквивалентна правилам для судей.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Тымчук Ю. А. Установление критерия гражданства как условие допуска к нотариальной деятельности в Европейском союзе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12 (декабрь). - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/173019.htm.
Судом для принятия решения и ответа на вопрос о том, является ли нотариальная деятельность связанной с осуществлением публичных (официальных) полномочий, была детально проанализирована организация нотариальной деятельности, а также компетенция нотариусов в каждой из стран.
В итоге суд на основании проведенного анализа указал следующее. Деятельность нотариуса по удостоверению документов как таковая не предполагает прямой и конкретной связи с осуществлением официальных полномочий по смыслу ст. 45 Договора о функционировании ЕС. Обязанности нотариуса проводить правовую экспертизу документов преследуют цель, отвечающую общественным интересам, а именно гарантировать законность и правовую определенность документов, заключенных отдельными лицами. Однако само преследование этой цели не тождественно осуществлению публичных (официальных) полномочий.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что условие гражданства, требуемое законодательством стран-ответчиков для доступа к профессии нотариуса, представляет собой дискриминацию по признакам гражданства, запрещенным ст. 43 Договора о функционировании ЕС.
Выраженная Европейским судом позиция ранее также была поддержана адвокатским сообществом. Так, по мнению адвоката Круса Вильялона, несмотря на то, что деятельность нотариусов, осуществляемая в государствах-ответчиках, подпадает под исключение, предусмотренное ст. 43 и п. 1 ст. 45 Договора о функционировании ЕС, требование о гражданстве не является пропорциональным, поскольку оно не требуется в той степени, в которой нотариальные действия связаны с осуществлением публичных (официальных) полномочий [11].
Как отмечают некоторые нотариусы, данное дело имеет определенный политический контекст, заключающийся в конкуренции между системами континентального права и общим правом. Так, причина поддержки Великобританией требований Европейской комиссии вполне понятна, ведь известно, что лицам, занимающимся юридическими профессиями в этой стране, хотелось бы распространить свою территориальную компетенцию также и на континентальную Европу [12].
К сожалению, рассмотренное нами решение Европейского суда было фактически проигнорировано некоторыми странами. Об этом свидетельствует последняя судебная практика.
Так, после принятия решения Европейского суда государства - члены ЕС не торопились пересматривать свой подход по рассматриваемому вопросу и вносить изменения в национальное законодательство. В качестве примеров можно привести такие страны, как Нидерланды, в отношении которых Европейским судом было вынесено решение, аналогичное принятому в мае 2011 г. [13], а также Венгрия [14] и Латвия [15].
В частности, 20 июля 2015 г. Европейская комиссия подала иск в суд ЕС против Венгрии, где указала, что требование гражданства является дискриминационным и представляет собой непропорциональное ограничение свободы учреждения. При этом полномочия, предоставленные венгерским законодательством нотариусам, не связаны с осуществлением полномочий государственного органа [16]. 1 февраля 2017 г. Большая палата Европейского суда констатировала факт невыполнения Венгрией ст. 49 Договора о функционировании ЕС ввиду установления требования о гражданстве для доступа к нотариальной профессии [17].
Представляется, что с позицией суда ЕС по рассматриваемому вопросу можно согласиться лишь отчасти. С одной стороны, действительно, требование о необходимости получения гражданства лицом, претендующим на занятие нотариальной деятельностью, в другом государстве ЕС противоречит положениям Договора о функционировании ЕС о свободе учреждении и свидетельствует о дискриминации.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Тымчук Ю. А. Установление критерия гражданства как условие допуска к нотариальной деятельности в Европейском союзе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12 (декабрь). - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/173019.htm.
Как указывают в литературе, условие о гражданстве нотариусов в странах ЕС и, соответственно, игнорирование решения суда ЕС от 24.05.2011 г. выступает одним из факторов, затрудняющих интеграционные процессы в ЕС [18].
Однако, с другой стороны, отказ от условия о гражданстве нотариусов может привести к определенным негативным последствиям. Как справедливо отмечает И. Г. Медведев [19], в случае исполнения решения суда ЕС от 24.05.2011 г. у европейских нотариусов появится возможность поиска более выгодного места работы в другой стране, что, в свою очередь, приведет к их оттоку из менее развитых местностей. Вместе с тем следует помнить о том, что нотариус, меняя место работы и переезжая в другое государство ЕС, должен обладать необходимым уровнем профессионализма для осуществления нотариальной деятельности на уровне, требуемом конкретной страной ЕС.
На наш взгляд, компромиссным вариантом решения рассматриваемой проблемы является отмена требования о гражданстве места осуществления деятельности для нотариусов (достаточно быть гражданином любого государства - члена ЕС) с дополнительным разграничением компетенции между нотариусами, имеющими гражданство страны места осуществления деятельности, и нотариусами, не имеющими такового.
Ссылки на источники
1. Договор о функционировании Европейского Союза // Право Европейского Союза. - URL: http://eulaw.ru/treaties/tfeu.
2. Право европейского союза: учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. Х. Абашидзе [и др.]; под ред. А. Х. Абашидзе. - М.: Изд-во Юрайт, 2016. - 482 с.
3. Written question E-2452/00 by Charles Tannock (PPE-DE) to the Commission. Freedom of movement for notaries within the EU // EUR-Lex. - URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-con-tent/EN/TXT/?q id=1509622015963&uri=CELEX:92000E002452.
4. Judgment of the Court (Grand Chamber) of 24 May 2011. European Commission v Kingdom of Belgium. Failure of a Member State to fulfil obligations - Article 43 EC - Freedom of establishment - Civil-law notaries - Nationality condition - Article 45 EC - Connection with the exercise of official authority - Directive 89/48/EEC. Case C-47/08//EUR-Lex. - URL: http://curia.europa.eu/juris/liste.jsf?lan-guage=en&num=C-47/08#.
5. Judgment of the Court (Grand Chamber) of 24 May 2011. European Commission v French Republic. Failure of a Member State to fulfil obligations - Article 43 EC - Freedom of establishment - Notaries - Nationality requirement - Article 45 EC - Connection with the exercise of official authority. Case C-50/08// EUR-Lex. -URL: http://curia.europa.eu/juris/celex.jsf?celex=62008CJ0050&lang1=en&type=TXT&ancre=.
6. Judgment of the Court (Grand Chamber) of 24 May 2011. European Commission v Grand Duchy of Luxemburg. Failure of a Member State to fulfil obligations - Article 43 EC - Freedom of establishment - Civil-law notaries - Nationality condition - Article 45 EC - Connection with the exercise of official authority -Directive 89/48/EEC. Case C-51/08 // EUR-Lex. - URL: http://curia.europa.eu/ju-ris/celex.jsf?celex=62008CJ0051&lang1=en&type=TXT&ancre=.
7. Judgment of the Court (Grand Chamber) of 24 May 2011. European Commission v Republic of Austria. Failure of a Member State to fulfil obligations - Article 43 EC - Freedom of establishment - Civil-law notaries - Nationality condition - Article 45 EC - Connection with the exercise of official authority - Directives 89/48/EEC and 2005/36/EC. Case C-53/08 // EUR-Lex. - URL: http://curia.europa.eu/ju-ris/celex.jsf?celex=62008CJ0053&lang1=en&type=TXT&ancre=.
8. Judgment of the Court (Grand Chamber) of 24 May 2011. European Commission v Federal Republic of Germany. Failure of a Member State to fulfil obligations - Article 43 EC - Freedom of establishment -Civil-law notaries - Nationality condition - Article 45 EC - Connection with the exercise of official authority - Directives 89/48/EEC and 2005/36/EC. Case C-54/08 // EUR-Lex. - URL: http://curia.europa.eu/ju-ris/celex.jsf?celex=62008CJ0054&lang1=en&type=TXT&ancre=.
9. Judgment of the Court (Grand Chamber) of 24 May 2011. European Commission v Hellenic Republic. Failure of a Member State to fulfil obligations - Article 43 EC - Freedom of establishment - Notaries -Nationality requirement - Article 45 EC - Connection with the exercise of official authority - Directive 89/48/EEC. Case C-61/08 // EUR-Lex. - URL: http://curia.europa.eu/ju-ris/celex.jsf?celex=62008CJ0061&lang1=en&type=TXT&ancre=.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Тымчук Ю. А. Установление критерия гражданства как условие допуска к нотариальной деятельности в Европейском союзе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12 (декабрь). - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/173019.htm.
10. Judgment of the Court (Grand Chamber) of 24 May 2011. European Commission v Portuguese Republic. Failure of a Member State to fulfil obligations - Notaries - Directive 2005/36/EC. Case C-52/08 // EUR-Lex. - URL: http://curia.europa.eu/juris/celex.jsf?celex=62008CJ0052&lang1=en&type=TXT&ancre=.
11. Opinion of advocate general Cruz Villalon delivered on 14 September 2010 // EUR-Lex. - URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1509622015963&uri=CELEX:62008CC0047#Footnote1.
12. Ален Моро Положение нотариуса в Европе // Федеральная нотариальная палата. - URL: http://old.notariat.ru/press_3023_23.aspx.htm.
13. Judgment of the Court (Sixth Chamber) of 1 December 2011 - Commission v Netherlands (Case C-157/09) // EUR-lex. - URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-con-tent/EN/TXT/?qid=1509622015963&uri=CELEX:62009CJ0157.
14. Action brought on 20 July 2015 - European Commission v Hungary (Case C-392/15) // EUR-lex. - URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uris-
erv:OJ.C_.2015.302.01.0026.02.ENG&toc=DJ:C:2015:302:TOC.
15. Judgment of the Court (Seventh Chamber) of 10 September 2015.European Commission v Republic of Latvia // EUR-lex. - URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1509622015963&uri=CELEX:62014CJ0151.
16. Case C-392/15: Action brought on 20 July 2015 - European Commission v Hungary // EUR-Lex. - URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uris-
erv:OJ.C_.2015.302.01.0026.02.ENG&toc=DJ:C:2015:302:TOC.
17. Judgment of the Court (First Chamber) of 1 February 2017. European Commission v Hungary // EUR-Lex. - URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-con-tent/EN/TXT/?qid=1509622015963&uri=CELEX:62015CJ0392#t-ECR_62015CJ0392_EN_01-E0001.
18. Михальченко Ю. В., Забелина В. В. Проблемы Европейского нотариата, связанные с интеграционными процессами в Европейском Союзе // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». - URL: http://inter-legal.ru/problemy-evropejskogo-notariata-svyazannye-s-inte-gratsionnymi-protsessami-v-evropejskom-soyuze#_ftnref5.
19. Медведев И. Г. Некоторые тенденции эволюции нотариата и нотариальной формы в мире // Нотариальный вестник. - № 5 (май). - 2014.
Yulia Tymchuk,
Graduate Student, Institute of Law, Volgograd State University, Volgograd yuliann atym chu k@yandex. ru
The problem of nationality criterion establishment as a condition of admission to the notarial activities in European Union
Abstract. This work studies the problem of European notarization consisting in the establishment of the requirement about existence of citizenship by the persons who have shown their willingness to be engaged in notarial activity in another EU country. The relevant judicial practice, as well as the positions of several EU countries on this issue are investigated. It is noted that some EU countries have voluntarily refused a condition about nationality, and others still haven't made it even under the pressure of EU authorities. On the basis of the carried-out analysis, the author offers compromise version of the considered problem solution. Key words: European Union, notarization, citizenship, single home market, establishment freedom, discrimination. References
1. "Dogovor o funkcionirovanii Evropejskogo Sojuza", Pravo Evropejskogo Sojuza. Available at: http: // eulaw.ru/treaties/tfeu (in Russian).
2. Abashidze, A. H. et al. (2016). Pravo evropejskogo sojuza: ucheb. i praktikum dlja bakalavriata i magis-tratury, Izd-vo Jurajt, Moscow, 482 p. (in Russian).
3. Written question E-2452/00 by Charles Tannock (PPE-DE) to the Commission. Freedom of movement for notaries within the EU // EUR-Lex. Available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-con-tent/EN/TXT/?qid=1509622015963&uri=CELEX:92000E002452 (in English).
4. Judgment of the Court (Grand Chamber) of 24 May 2011. European Commission v Kingdom of Belgium. Failure of a Member State to fulfil obligations - Article 43 EC - Freedom of establishment - Civil-law notaries - Nationality condition - Article 45 EC - Connection with the exercise of official authority - Directive 89/48/EEC. Case C-47/08 // EUR-Lex. Available at: http://curia.europa.eu/juris/liste.jsf?lan-guage=en&num=C-47/08# (in English).
5. Judgment of the Court (Grand Chamber) of 24 May 2011. European Commission v French Republic. Failure of a Member State to fulfil obligations - Article 43 EC - Freedom of establishment - Notaries -Nationality requirement - Article 45 EC - Connection with the exercise of official authority. Case C-50/08 // EUR-Lex. Available at: http://curia.europa.eu/ju-ris/celex.jsf?celex=62008CJ0050&lang1=en&type=TXT&ancre= (in English).
6. Judgment of the Court (Grand Chamber) of 24 May 2011. European Commission v Grand Duchy of Luxemburg. Failure of a Member State to fulfil obligations - Article 43 EC - Freedom of establishment - Civil-law notaries - Nationality condition - Article 45 EC - Connection with the exercise of official authority -
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Тымчук Ю. А. Установление критерия гражданства как условие допуска к нотариальной деятельности в Европейском союзе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12 (декабрь). - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2017/173019.htm.
Directive 89/48/EEC. Case C-51/08 // EUR-Lex. Available at: http://curia.europa.eu/ju-ris/celex.jsf?celex=62008CJ0051&lang1=en&type=TXT&ancre= (in English).
7. Judgment of the Court (Grand Chamber) of 24 May 2011. European Commission v Republic of Austria. Failure of a Member State to fulfil obligations - Article 43 EC - Freedom of establishment - Civil-law notaries - Nationality condition - Article 45 EC - Connection with the exercise of official authority - Directives 89/48/EEC and 2005/36/EC. Case C-53/08 //EUR-Lex. Available at: http://curia.europa.eu/ju-ris/celex.jsf?celex=62008CJ0053&lang1=en&type=TXT&ancre= (in English).
8. Judgment of the Court (Grand Chamber) of 24 May 2011. European Commission v Federal Republic of Germany. Failure of a Member State to fulfil obligations - Article 43 EC - Freedom of establishment - Civil-law notaries - Nationality condition - Article 45 EC - Connection with the exercise of official authority - Directives 89/48/EEC and 2005/36/EC. Case C-54/08 // EUR-Lex. Available at: http://curia.europa.eu/ju-ris/celex.jsf?celex=62008CJ0054&lang1 =en&type=TXT&ancre= (in English).
9. Judgment of the Court (Grand Chamber) of 24 May 2011. European Commission v Hellenic Republic. Failure of a Member State to fulfil obligations - Article 43 EC - Freedom of establishment - Notaries -Nationality requirement - Article 45 EC - Connection with the exercise of official authority - Directive 89/48/EEC. Case C-61/08 // EUR-Lex. Available at: http://curia.europa.eu/ju-ris/celex.jsf?celex=62008CJ0061&lang1=en&type=TXT&ancre= (in English).
10. Judgment of the Court (Grand Chamber) of 24 May 2011. European Commission v Portuguese Republic. Failure of a Member State to fulfil obligations - Notaries - Directive 2005/36/EC. Case C-52/08// EUR-Lex. Available at: http://curia.europa.eu/juris/celex.jsf?celex=62008CJ0052&lang1=en&type=TXT&ancre= (in English).
11. Opinion of advocate general Cruz Villalôn delivered on 14 September 2010 // Eur-Lex. Available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1509622015963&uri=CELEX:62008CC0047#Foot-note1 (in English).
12. "Alen Moro Polozhenie notariusa v Evrope", Federal'naja notarial'naja palata. Available at: http://old.no-tariat.ru/press_3023_23.aspx.htm (in English).
13. Judgment of the Court (Sixth Chamber) of 1 December 2011 - Commission v Netherlands(Case C-157/09) // Eur-lex.- URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-con-tent/EN/TXT/?q id=1509622015963&uri=CELEX:62009CJ0157 (in English).
14. Action brought on 20 July 2015 - European Commission v Hungary (Case C-392/15) //Eur-lex. Available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uris-erv:0J.C_.2015.302.01.0026.02.ENG&toc=0J:C:2015:302:T0C (in English).
15. Judgment of the Court (Seventh Chamber) of 10 September 2015.European Commission v Republic of Latvia // Eur-lex. Available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-con-tent/EN/TXT/?q id=1509622015963&uri=CELEX:62014CJ0151 (in English).
16. Case C-392/15: Action brought on 20 July 2015 - European Commission v Hungary //EUR-Lex. Available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uris-erv:0J.C_.2015.302.01.0026.02.ENG&toc=0J:C:2015:302:T0C (in English).
17. Judgment of the Court (First Chamber) of 1 February 2017. European Commission v Hungary // EUR-Lex. Available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1509622015963&uri=CELEX:62015CJ0392#t-ECR_62015CJ0392_EN_01-E0001 (in English).
18. Mihal'chenko, Ju. V. & Zabelina, V. V. "Problemy Evropejskogo notariata, svjazannye s integracionnymi processami v Evropejskom Sojuze", Jelektronnoe setevoe izdanie "Mezhdunarodnyj pravovoj kur'er". Available at: http://inter-legal.ru/problemy-evropejskogo-notariata-svyazannye-s-integratsionnymi-protsessami-v-evropejskom-soyuze#_ftnref5 (in Russian).
19. Medvedev, I. G. (2014). "Nekotorye tendencii jevoljucii notariata i notarial'noj formy v mire", Notarial'nyj vestnik, № 5 (maj) (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 05.11.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.11.17
Принята к публикации Accepted for publication 20.11.17 Опубликована Published 26.12.17
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Тымчук Ю. А., 2017
9772304120173