Гурьева Мария Андреевна - ассистент кафедры «Экономика, организация и управлением производством» Института менеджмента и бизнеса ФГБОУ ВПО «Тюменский
государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.
625000, г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, д. 38 Тел.: (912) 928-21-49. E-mail: [email protected]
© Армия и общество. 2012. № 2. С. - .
М.А. Гурьева
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Технический прогресс в ХХ столетии дал развитие и популяризировал такие направления, как экология, экологическое образование, экологическая медицина, что в совокупности с новым веянием в экономике - экономикой природопользования, предопределило рост интереса общества к экологическим проблемам.
Причиной для начала процесса экологизации в глобальном проявлении послужил энергетический кризис в 1973-1974 гг. В этот период часть стран Европейского союза (Евросоюз; ЕС) перешли на режим экономии природных ресурсов посредством экологичных технологий производства и стали широко использовать экономические методы для стимулирования экологии и рационального энергопользования. Анализ мирового опыта развитых стран в направлении экологизации позволяет выделить несколько основных этапов, представленных в табл. 1.
Признанными во всем мире благодаря особому вниманию вопросам экологизации являются некоторые страны Европы (лидеры - Финляндия, Дания, Швеция, Германия) и США. Представляется целесообразным рассмотреть механизм экологизации данных стран с точки зрения экологической политики и экологических платежей.
Наиболее важной тенденцией, отмечаемой рядом специалистов в развитых странах, является сокращение прямого регулирования и вмешательства государства в сферу природопользования. Особого внимания заслуживает опыт экологизации США. Необходимость учета «природного» фактора стал очевиден для данной страны еще в 60-х г. ХХ в. За одно десятилетие был создан эффективный механизм управления природоохранной деятельностью, с
внушительным финансированием, основанным на использовании административно-законодательных мер. Впоследствии был выявлен основной недостаток данного подхода - он заключался в отсутствии комплексного подхода, т.е. борьба с загрязнениями шла по отдельным направлениям, например, охрана воды, воздуха и т.д.
Этап ы Временные рамки Характеристика этапа Примечание Название стратегии
I этап 1950-1960 Основная идея: чем больше площадь, на которую происходит рассеивание, тем менее оно опасно Предпосылк и экологизации Стратегия рассеивания и разбавления
II этап 1970-е годы Главным образом применялись административно-командные методы управления окружающей средой из-за сильного влияния принципов кейнсианства Заключается в контроле за загрязнением и применением оборудовани я «в конце трубы» Стратегия контроля за загрязнением
III этап 1980-е годы Увеличивается интерес к рыночным методам регулирования природопользования: экологические налоги, залоговая система, торговля правами на загрязнения Лидеры: Дания, Швеция, Нидерланды Стратегия вторичного использования отходов и других загрязняющих веществ Стратегия предотвращения загрязнения
IV этап с 1990-х г. по н/вр. Интенсивно разрабатывается концепция устойчивого развития, направленная на гармонизацию взаимоотношений человека и общества Работы в данном направлении актуальны по сей день Системы экологического менеджмента, недопущение принципа работы «на конце трубы»
Табл. 1. Этапы экологизации в контексте мирового развития.
На современном этапе реализации экологической политики в США, принятие решений в этой области происходит на разных уровнях экономической и политической системы. Роль государства состоит, прежде всего, в обеспечении законодательной основы проведения государственных программ по охране окружающей среды и регулирования частнопредпринимательской деятельности в этой сфере, организации системы контроля за выполнением соответствующих положений законодательства [3].
Главными инструментами реализации экологической политики в США являются:
- административно-законодательные, дополненные экономическими методами (нормирование качества окружающей среды, прямое регулирование хозяйственной деятельности, разнообразные ограничения и нормы);
- рыночные (используют возможности частной инициативы, не заменяют стандарты, ориентированы на достижение нормативного уровня загрязнения).
Экологическая политика стран Европы представляет собой механизм разветвленной системы, основанный на правовом обеспечении, экономических и правовых методах. В Западной Европе с 1973 г. разрабатываются программы, ориентированные на охрану природы и улучшение ее качества. Главной особенностью является то, что каждая страна внедряет законодательные акты, разработанные на уровне Евросоюза, на индивидуальной базе имеющихся традиций и опыта внутри страны.
Подготовленность институциональной среды (выражается в менталитете населения, правовой базе) в странах Западной Европы объясняет рост интереса к косвенным методам регулирования, в том числе и за счет участия общественности.
Существующие методы управления экологизацией подразделяют на несколько групп: административные; экономические; рыночные (их
характеристика представлена на рис. 1).
Перспективными направлениями развития методов реализации экологизации, помимо традиционных (экологические налоги, субвенции и пр.), в рассматриваемых странах являются биржи прав на загрязнение, банки прав на загрязнение, международный рынок квот, торговля выбросами.
Стоит отметить то, что инструменты экономического механизма управления природопользованием и охраной окружающей среды в промышленно развитых странах представлены гораздо шире и используют расширенный арсенал стимулов, направленных на рациональное природопользование.
Рис. 1. Инструменты экологической политики.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
УЧАСТИЕ
ОБЩЕСТВЕННОСТИ
Рыночные
Экономические
Административные
- Система общественного участия (например, Ассоциация потребителей воды: Аргентина, Турция, Мексика и т.д).
- Информационная открытость
- Стандарты качества воздуха, почвы, воды и пр.;
- Сезонные запреты на водопользование (США);
- Запреты на сельскохозяйственное использование экологически чувствительных территорий;
- Запреты на использование пестицидов - некоторые страны Латинской Америки, Индонезия, квоты на потребление воды - США, Израиль);
- Квоты на потребление воды (США, Израиль)
- Сокращение субсидий потребителям ресурсов (сокращение субсидий для потребителей энергии, удобрений в некоторых странах Западной и Восточной Европы);
- Экологические платежи (платежи за выбросы/сбросы загрязняющих веществ, отходы, шумовое загрязнение - страны ОЭСР, Восточная Европа, США, Канада, Япония, некоторые развивающиеся страны);
- Платежи пользователей (плата за использование минерально-сырьевыми ресурсами - Канада, США, страны ОЭСР, Восточной Европы и некоторые развивающиеся страны);
- Система залогов (надбавки к цене стеклотары, батареек и т.д. страны ОЭСР, Япония, Швеция, Финляндия);
- Система субсидий (за сокращение энергопотребления, за отказ от применения пестицидов - Швеция)
- Система прав собственности и децентрализации управления (децентрализация водоснабжения - Венгрия);
- Торговля правами на загрязнение (США);
- Система углеводородного кредита (США, Латинская Америка, Норвегия и др.)
Опыт зарубежных стран показывает, что природоохранная политика, основанная на фундаментальном правовом законодательстве, эффективно использует экологическое налогообложение1. Экологические налоги в различных формах и степени внедрения существуют во всех странах ЕС. Согласно подходу Организации экономического сотрудничества и развития экологические налоги можно определить как обязательные платежи, взимаемые за экологически опасную продукцию или процессы таким образом, чтобы рыночная цена данной продукции или процесса более точно отражала экологические расходы, при этом приносила доход, который может быть использован либо только для того, чтобы снизить другие налоги, особенно налоги на рабочую силу (налог на заработную плату), или общие расходы экологически благоприятных заменителей продуктов или процессов [6].
Специальный экологический налог получил широкое распространение в использовании странами-лидерами в сфере экологизации. Он носит характер фиксированного отчисления от общего количества налоговых поступлений (см. табл. 2).
Страна Ставка налога, % Ставка налога от ВВП, %
Норвегия 10,75 4,92
Дания 7,3 3,65
Швеция 6,34 3,17
Нидерланды 6,12 2,9
Финляндия 5,4 2,74
Голландия - 3,9
Болгария 3,5
Мальта
Латвия - 1,9
Румыния - 1,8
Литва - 1,7
1 Первое официальное применение экологических налогов зафиксировано в странах Евросоюза - «Программа Европейского Союза по охране окружающей среды» (1973 г.). - М.Г.
Табл. 2. Размер специального экологического налога в странах Евросоюза.
В настоящее время в некоторых странах ЕС происходит переход на реструктуризированный, увеличенный налог за загрязнение окружающей среды. В таких странах, как Великобритания, Италия, Дания, Финляндия, Нидерланды, Германия, Швеция, Норвегия, существует практика замены части налогов на труд, капитал экологическими налогами (например, за загрязнение окружающей среды). С середины 90-х г. в Евросоюзе на уровне стран-членов введен ряд экологических налогов, включая налоги на энергию (акцизные пошлины на машинное топливо и налоги на выброс углекислого газа), транспортные налоги. При этом конкретно налоги за загрязнение окружающей среды и природопользование играют незначительную роль для получаемого от них дохода. Эти экологические налоги составляли в 2008 г. от 5 до 13 % от общего объема налоговых поступлений в 15 странах-членах ЕС (см. рис. 2 и 3).
Рис. 2. Налоговые поступления от экологических платежей в 2008 г.(%
Рис. 3. Доход от экологических налогов по странам Евросоюза в период 1992-2007 гг. (%).
В странах-членах ЕС существует целый ряд экологических налогов, которые, как правило, объединяются для создания взаимосвязанной структуры налогообложения. Это целевые налоги, в первую очередь, экологические налоги и сборы, взимаемые за выбросы загрязняющих веществ и использование ресурсов [6].
«Экологизация» налоговых систем Швеции, Дании, Норвегии, которая включает переход от налогообложения доходов в сторону косвенного налогообложения, увеличение числа экологических налогов, отмену субсидий «экологически грязным областям», повлияла на состояние окружающей среды в этих странах [2].
В ряде стран (Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды) введено налогообложение всех вредных производств, иногда величина экологических расходов предприятий-загрязнителей достигает 50%.
В Германии широкое развитие имеет продажа квот на загрязнение, также используется система экологических налогов и сборов, основанная на принципе цены за пользование окружающей средой: специальный налог на финансирование окружающей среды; налог на защиту окружающей среды; платежи за загрязнение окружающей среды; сборы на продукты, товары и сырье (надбавка к цене «экологически грязного» товара).
В ряде стран Евросоюза введен «углеродный налог». С января 1990 г. в Финляндии, согласно законодательству, данным налогом облагаются ископаемые топлива (исключение автомобильные топлива).
В мае 1990 г. в Швеции была установлена самая высокая ставка по «углеродному налогу» среди всех стран ЕС, что существенно повысило доходы, используемые в дальнейшем на природоохранные цели. Также применяется налог за выброс серы вследствие сжигания угля, торфа, нефти.
«Углеводородный налог» введен в Норвегии в 1991 г. В настоящее время им облагается использование минерального топлива как в бытовых, так и в промышленных целях; каменного угля; бензина; дизельного топлива; нефти и газа, добываемых на морских платформах [4].
В Дании применяются налог на потребление энергии (кроме природного газа и бензина) и налоги на выбросы/сбросы.
Принцип «загрязнитель платит» лег в основу экологических платежей в Нидерландах. В этой стране распространены следующие налоги: на топливо (добыча каменного угля), на энергию, на отходы, на бытовые и грунтовые воды, акцизы с нефтепродуктов, транспортный налог.
В США применяется специальный экологический налог. За последнее десятилетие достаточно широкое развитие получила практика финансирования экологических программ за счет введения специальных налогов. «Суперфонд», самая известная в США федеральная программа, финансируемая преимущественно за счет налогов, существует уже более 20 лет. Ее цель - очистка старых и заброшенных мест захоронения отходов и других территорий, где имеется существенное загрязнение [1]. Для штатов применяются некоторые дифференцированные налоги:
- на опасные химикаты (штат Висконсин - 2000 $ на каждый активный компонент ядохимиката; штат Айова - на азотные удобрения 0,75$/т);
- отчисление фиксированного процента на реализацию экологических программ (штат Делавер - 2,9% от налогов идут на борьбу с химическими отходами; штат Миссури - 2,9% от продажи недвижимости; некоторые штаты отчисляют 1-2% с продажи топлива и/или автомобилей; штаты Вашингтон, Айдохо, Миннесота отчисляют с продажи табачных изделий).
В штатах Нью-Джерси, Вашингтон, Луизиана с недавнего времени используют систему платы за загрязнение, основанную на определении предельного уровня издержек предприятия на природоохранные мероприятия.
Отличительной особенностью США в области взимания экологических платежей является установление платы за предоставление права на загрязнение атмосферы - свыше 30 штатов взимают плату за сброс сточных вод, 35 штатов - за пользование питьевой водой, около 20 штатов - за размещение опасных и твердых отходов и т.д. Все эти платежи дают весьма существенный доход, использующийся для природоохранной деятельности [7].
Предоставление налоговых льгот - широко распространенный на практике инструмент. Он подразумевает предоставление льгот и ускоренной амортизации «экологически чистым» предприятиям. Например, в некоторых странах ЕС на данную статью расходов в бюджете отводится фиксированный процент от капитальных вложений на охрану окружающей среды: Норвегия - 1,6%, Швеция - 5%, Германия - 9%.
В странах, не входящих в Евросоюз, величина фиксированного процента от капитальных вложений на охрану окружающей среды составляет: Япония - 2,6%, США - 4,5% [5].
Основные экономические методы управления охраной окружающей среды в ряде стран представлены в табл. 3.
Страна Плата за загрязнение Налоги за исчерпаемые ресурсы Плата потребител я Плата за продукци ю Страхова я плата
возду х вод а отход ы почв а шу м вод а пространств о энергетически е ресурсы минеральны е ископаемые
Австрия • • • • • • • • • •
Бельгия • • • • • • • •
Великобритан ия • • • • • • • •
Германия • • • • • • • • • •
Дания • • • • • • • • •
Италия • • • • • • • •
Канада •
Нидерланды • • • • • • • • • • •
Норвегия • • • • • • • •
США • • • •
Финляндия • • • • • • •
Франция • • • • • • • • • •
Швеция • • • • • • • •
Швейцария • • • • • • •
Япония • •
- целевые платежи
- стимулирующие налоги
- налоги с фискальными функциями
- сочетают в себе целевые платежи, стимулирующие налоги и налоги с фискальными функциями
Табл. 3. Классификация применяемых экономических методов экологизации некоторых стран.
Представленный в статье фактический материал позволяет сделать следующие выводы:
- система экологического налогообложения зарекомендовала себя как достаточно эффективный инструмент;
- отличительной чертой экологических налогов является узкая специализация;
- трудность в осуществлении государственного контроля за реальными выбросами и сбросами вредных веществ часто обусловлена несоответствием используемой информации действительности в силу несогласованности действий различных ведомств.
* * *
1. Guidebook of Financical Tools. National Service Center for Environmental Publications (NSCEP) [Электронный ресурс] // EPA (United States Enviroment Protection Agency: [сайт]. [2012]. URL:http://nepis.epa.gov (дата обращения: 05.06.2012).
2. Абалкина И.Л., Соколов В.И. Экология и экономика: пути оптимизации // США и Канада. 2000. № 11. С. 111-117.
3. Балахничева Л.Н., Лалаева В.М. Налоговое регулирование эколого-экономических процессов в условиях рынка: монография. Новосибирск: СибАГС. 2003. 144 с.
4. Региональное программирование в развитых капиталистических странах. М.: НАУКА, 1974. 327 с.
5. Сергеев П. Ресурсная политика Норвегии // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 7. С. 111-119.
6. Стеба Н.Д. Совершенствование экологического налогообложения: на примере Оренбургской области: дис. ...канд. экон. наук. Оренбург, 2007. 196 с. Машинопись.
7. Экологическое налогообложение, сборы и штрафы за загрязнение окружающей среды: база и опыт ЕС: годовой отчет [Электронный ресурс] // IPPC-Russia.org: [сайт]. [2012]. URL:http://ippc-russia.org (дата обращения: 20.04.2012).