Научная статья на тему 'Особенности методологического регулирования педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования'

Особенности методологического регулирования педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАТЕГОРИЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / СОДЕРЖАНИЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВЬЕ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ОТКРЫТОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФУНКЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INCLUSIVE EDUCATION / HEALTH / INTEGRITY OF CATEGORIES OF CONTENT KNOWLEDGE ON HEALTH / SUBJECTIVITY / OPENNESS / METHODOLOGICAL REGULATION / FUNCTION / TEACHING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синицын Юрий Николаевич

В статье рассматривается проблема методологического регулирования педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. Включение в образовательный процесс современной школы детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья связано с необходимостью выполнения нормативных документов, а также социальным заказом на инклюзивное образование, которое определяется как часть общего образования, подразумевающая доступность образования для всех. Инклюзивное образование ставит перед школой много сложных вопросов и новых задач, одно из которых является регулирование педагогической деятельности в новых условиях. Тематика методологического регулирования педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования раскрывается через три проблемных направления: понимание и интерпретация смысла названного регулирования, ценностная проблематика в опосредовании ментальными особенностями и собственно проблемы ориентировочной основы регулирования. Предварительные ориентиры разработки методологических регулятивов педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования выстраиваются из интерпретаций категорий целостности здоровья, его содержания и содержания знаний о здоровье, субъектности, открытости и др., восходящих к постнеклассической методологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FEATURES OF REGULATION OF TEACHING ACTIVITIES IN THE INCLUSIVE EDUCATION

The problem of regulation of the methodological pedagogical activity in the conditions of inclusive education. Inclusion in the educational process of modern school of children and young people with disabilities due to the need to meet regulatory documents, as well as the social order on inclusive education, which is defined as a part of general education, implying the availability of education for all. Inclusive education confronts the school a lot of complex issues and new challenges, one of which is to regulate teaching activities in a new environment. Subjects methodological regulation of pedagogical activity in the conditions of inclusive education is revealed through three problem areas: understanding and interpretation of the meaning of the said regulation, value issues in mediating mental peculiarities and actual problems of the estimated regulatory framework. Preliminary development of methodological guidelines regulators pedagogical activity in the conditions of inclusive education lining of interpretations Healthcare integrity of its content, and the content of knowledge about health, subjectivity, openness, and others. Ascending to postnon-classical methodology.

Текст научной работы на тему «Особенности методологического регулирования педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования»

УДК 371.7

СИНИЦЫН Юрий Николаевич, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

Бтюуп vuriv333@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема методологического регулирования педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. Включение в образовательный процесс современной школы детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья связано с необходимостью выполнения нормативных документов, а также социальным заказом на инклюзивное образование, которое определяется как часть общего образования, подразумевающая доступность образования для всех. Инклюзивное образование ставит перед школой много сложных вопросов и новых задач, одно из которых является регулирование педагогической деятельности в новых условиях. Тематика методологического регулирования педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования раскрывается через три проблемных направления: понимание и интерпретация смысла названного регулирования, ценностная проблематика в опосредовании ментальными особенностями и собственно проблемы ориентировочной основы регулирования. Предварительные ориентиры разработки методологических регулятивов педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования выстраиваются из интерпретаций категорий целостности здоровья, его содержания и содержания знаний о здоровье, субъектно-сти, открытости и др., восходящих к постнеклассической методологии.

Ключевые слова: инклюзивное образование, категорий целостности здоровья, содержания знаний о здоровье, субъектность, открытость, методологическое регулирование, функция, педагогическая деятельность

Yuri N. SINITSYN, Kuban State University, Krasnodar, Russia

sinicyn vuriv333@mail.ru

METHODOLOGICAL FEATURES OF REGULATION OF TEACHING ACTIVITIES IN THE INCLUSIVE EDUCATION

The problem of regulation of the methodological pedagogical activity in the conditions of inclusive education. Inclusion in the educational process of modern school of children and young people with disabilities due to the need to meet regulatory documents, as well as the social order on inclusive education, which is defined as a part of general education, implying the availability of education for all. Inclusive education confronts the school a lot of complex issues and new challenges, one of which is to regulate teaching activities in a new environment. Subjects methodological regulation of pedagogical activity in the conditions of inclusive education is revealed through three problem areas: understanding and interpretation of the meaning of the said regulation, value issues in mediating mental peculiarities and actual problems of the estimated regulatory framework. Preliminary development of methodological guidelines regulators pedagogical activity in the conditions of inclusive education lining of interpretations Healthcare integrity of its content, and the content of knowledge about health, subjectivity, openness, and others. Ascending to postnon-classical methodology.

Keywords: inclusive education, health, integrity of categories of content knowledge on health, subjectivity, openness, methodological regulation, function, teaching activities

В стратегии развития отечественного образования одним из приоритетных направлений является обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья. Включение в образовательный процесс современной школы детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья связано с необходимостью выполнения нормативных документов, а также социальным заказом на инклюзивное образование, которое определяется как часть общего образования, подразумевающая доступность образования для всех [4].

В данном контексте одной из важных методологических задач является проблематика регулирования педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования, которое опосредовано следующими причинами:

- непосредственная история обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья описана в специальной литературе. Она имеет определенные разночтения, опосредованные особенностями различия образовательных сред и условий, которые до настоящего времени не были задействованы в качестве факторов, регулирующих построение педагогических теорий инклюзивного образования;

- очевидное рассогласование целеположения в законодательно-нормативной базе образования с преобладающими методологическими установками на воспроизведение паталого-центрической парадигмы в современной школе, которое усугубляется преимущественной ориентацией на информационно-формирующий подход. Наименее разработанным в педагогической теории продолжает оставаться аспект методологического регулирования педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования;

- педагогически организованный процесс инклюзивного образования по сути инновацион-нен, в связи с чем категории целей, предмета и объекта его исследований пребывают в процессе становления. Не является устоявшимся и понятийный аппарат тематики, отсутствует сущностное понимание концептуальной, принципиальной и содержательной базы, что в значи-

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 8 №5/3, 2016 _Historical and Social Educational Ideas Volume 8 #5/3, 2016_

тельной степени сказывается на эффективности организации образовательно-оздоровительной практики.

Как эти причины, так и рядоположенные им факторы потребовали углубленного анализа возможностей собственно педагогических, а не только медицинских подходов к обеспечению инклюзивного образования.

Тематика методологического регулирования педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования раскрывается через три проблемных направления: понимание и интерпретация смысла названного регулирования, ценностная проблематика в опосредовании ментальными особенностями и собственно проблемы ориентировочной основы регулирования.

В результате проведенного анализа нами установлена ценностная зависимость возможностей здоровья от ценностных приоритетов (обыденных или духовных), выбираемых каждым человеком самостоятельно. Педагогический аспект такого выбора подлежит дальнейшей разработке, поскольку современная педагогическая наука, опирающаяся на эксплицитное знание, обходит возможность организации инклюзивного образования на основе имплицитного знания. Вместе с тем установлено, что имплицитный тип знания, содержащий наиболее востребованный сегодня личностный конструкт, определяет возможность преобразования обезличенного знания о здоровье в личностно-уникальные дискурсы.

С другой стороны, негативизм имплицитности обнаружен в распространенном феномене искажения смысла актуальных постнеклассических теорий, проявляющем неявную ориентацию на авторитарный классический подход в педагогической интерпретации обеспечения здоровья учащихся. Таким образом, зависимость интерпретаций ведущих категорий инклюзивного образования от глубины понимания смысла выводит исследование на приоритетное внимание к внутреннему миру личности, ее нравственному содержанию.

Установлено [3,с.28-36], что введению научных сведений о здоровье и нездоровья ребенка в систему общепризнанных педагогических воззрений способствуют идеи целостности природы здоровья человека, ценностного отношения к здоровью, зависимости здоровья, прежде всего от образа жизни, а также идея самосовершенствования, воплощающая принципиальную возможность не только укрепления, но и самоорганизации здоровья.

Анализ генезиса педагогических ценностей здоровья в исторической ретроспективе выявил существенные расхождения между западной и российской культурной традицией, обусловленные различными культурно-историческими условиями развития. Вместе с тем, исследование помогло установить механизмы взаимовлияний и переходов к общему для Запада и России пониманию здоровья как главной жизненной ценности, обеспечиваемой нравственными основами сознания, корректирующихся, в свою очередь, степенью востребованности природо-сообразных особенностей национальной ментальности.

За последние годы значительно изменились подходы к изучению феномена здоровья: информационно-формирующий подход, при котором здоровье понималось как совокупность предметных результатов деятельности людей и их сил, знаний, способностей, необходимых для осуществления этой деятельности, постепенно уступает позиции личностному и другим подходам, утверждающим активную, творческую роль человека в сохранении, преобразовании, создании своего здоровья посредством самоорганизации Я.

Методологические основы этих подходов обнаружены в творчестве русских философов Серебряного века (Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, Н.О. Лосского и др.), а также в психолого-педагогических разработках В.М. Бехтерева и П.Ф. Лесгафта. На базе личностного подхода возник и активно развивается в последние годы подход, который мы предлагаем называть «смыслообразующим». Он проявляется в объединении человека, его деятельности, космоса и природы на основе общечеловеческих смыслов и ценностей. Он также акцентирует внимание на той особой роли, которую выполняет здоровье, являющееся смысловым пространством, опосредующим все отношения между миром и человеком, а также особой ответственности человека перед обществом, природой, грядущими поколениями за свои действия и свою духовную чистоту.

Выявление взаимосвязей между культурной традицией русской нации и особенностями национального менталитета позволило нам выйти на предварительное решение проблемы кризиса национальной и культурной самоидентификации личности посредством восстановления педагогического смысла ценностей здоровья, органично «вписанных» в архетипы российской ментальности. Представленное описание комплексного архетипа российского менталитета [1] позволяет рассматривать его терминальные ценности как одно из важнейших оснований для регулирования разработки концепции и теоретической модели регулирования педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования.

Другим основанием регулирования методологических операций определены выводы о необходимости углубленного исследования как содержательной стороны понятийного аппарата

инклюзивного образования, так и смыслового наполнения его категорий: цели, принципов, содержания и т.д. Педагогическая специфика, установленная посредством применения составленных нами методологических схем [2, с. 227], позволила прийти к выводу о необходимости перехода к гибким регулятивам, обеспечивающим адекватность концептуальных построений постнеклассической методологии научного познания.

Таким образом, предварительные ориентиры разработки методологических регулятивов педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования выстраиваются из интерпретаций категорий целостности здоровья, его содержания и содержания знаний о здоровье, субъектности, открытости и др., восходящих к постнеклассической методологии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки// Педагогика. 2004. № 1.

2. Синицын Ю.Н., Фиалко А.И. Функция регуляции педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 37. - С. 226-230. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95668.htm.

3. Синицын Ю.Н. Концепция формирования жизнедеятельных функций школьника в системе педагогического обеспечения здоровья // Вестник Южного Федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 10. - С. 27-36.

4. http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44260_full.shtml.

REFERENCES

1. Borisenkov V.P. The challenges of the modern era and priorities pedagogy // Pedagogy. 2004. number 1. [Vyzovy sov-remennoj jepohi i prioritetnye zadachi pedagogicheskoj nauki].

2. Sinitsyn Y.N., Violets A.I. The function of regulation of educational activity in the conditions of inclusive education // Scientific and methodical electronic journal "Concept". - 2015. - V. 37. - P. 226-230. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95668.htm.[Funkcija reguljacii pedagogicheskoj dejatel'nosti v uslovijah inkljuzivnogo obrazovanija].

3. Sinitsyn Y.N. The concept of formation of the vital activity of the student functions in the system of pedagogical maintenance of health // Bulletin of the Southern Federal University. Jurisprudence. 2011. № 10. - S. 27-36.[Koncepcija formi-rovanija zhiznedejatel'nyh funkcij shkol'nika v sisteme pedagogicheskogo obespechenija zdorov'ja].

4. http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44260_full.shtml.

Информация об авторе

Синицын Юрий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, кафедра технологии и предпринимательства, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия этюуп yuriy333@mail.ru

Получена: 19.05.2016

Для цитирования статьи: Синицын Ю.Н. Особенности методологического регулирования педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 156-158

Information about the author

Yuri N. Sinitsyn, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Technology and Business, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia sinicyn yuriy333@mail.ru

Received: 19.05.2016

For article citation: Sinitsyn Yu.N. Osobennosti metodologicheskogo regulirovaniya pedagog-icheskoy deyatel'nosti v usloviyakh inklyuzi-vnogo obrazovaniya. [Methodological features of regulation of teaching activities in the inclusive education]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 156-158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.