Научная статья на тему 'Особенности методики изложения учебного материала о правоохранительных органах (очерк о статье В. А. Панюшкина)'

Особенности методики изложения учебного материала о правоохранительных органах (очерк о статье В. А. Панюшкина) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. А. ПАНЮШКИН / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / МЕТОДИКА ПРЕ-ПОДАВАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ПРАВО / V. A. PANYUSHKIN / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / METHODS OF TEACHING / TRAINING / LAW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сазонникова Е.В.

Статья написана в дань памяти декану юридического факультета ВГУ в 1987-2015 гг., видному ученому-правоведу и педагогу Валентину Анатольевичу Панюшкину. Показаны научно-практические взгляды В. А. Панюшкина на методику изложения и преподавания учебного материала о правоохранительных органах, представленные им в статье «Особенности методики изложения учебного материала о правоохрани-тельных органах»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the method of the summary Educational material on law enforcement agencies (october of article V. A. Panyushkin)

The article is written in tribute to the dean of the law faculty of the VSU in 1987-2015, a prominent law scientist and teacher Valentin Anatolyevich Panyushkin. V. A. Panyushkin's scientific and practical views on the methodology of presentation and teaching of educational material on law enforcement bodies, presented to them in the article «Features of the methodology for presenting educational material on law enforcement agencies»

Текст научной работы на тему «Особенности методики изложения учебного материала о правоохранительных органах (очерк о статье В. А. Панюшкина)»

ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.14

Е. В. Сазонникова

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ИЗЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

(ОЧЕРК О СТАТЬЕ В. А. ПАНЮШКИНА)

Статья написана в дань памяти декану юридического факультета ВГУ в 19872015 гг., видному ученому-правоведу и педагогу Валентину Анатольевичу Панюшкину. Показаны научно-практические взгляды В. А. Панюшкина на методику изложения и преподавания учебного материала о правоохранительных органах, представленные им в статье «Особенности методики изложения учебного материала о правоохранительных органах».

К л ю ч е в ы е с л о в а: В. А. Панюшкин, правоохранительные органы, методика преподавания, обучение, право.

PECULIARITIES OF THE METHOD OF THE SUMMARY EDUCATIONAL MATERIAL ON LAW ENFORCEMENT AGENCIES

(OCTOBER OF ARTICLE V. A. PANYUSHKIN)

The article is written in tribute to the dean of the law faculty of the VSU in 1987-2015, a prominent law scientist and teacher Valentin Anatolyevich Panyushkin. V. A. Panyushkin's scientific and practical views on the methodology of presentation and teaching of educational material on law enforcement bodies, presented to them in the article «Features of the methodology for presenting educational material on law enforcement agencies». K e y w o r d s: V. A. Panyushkin, law enforcement agencies, methods of teaching, training, law.

Поступила в редакцию 1 ноября 2017 г.

В 1988 г. вышла в свет научная статья В. А. Панюшкина «Особенности методики изложения учебного материала о правоохранительных органах»1 о специфике преподавания в учебном курсе «Советское право» темы, посвященной организации и деятельности правоохранительных органов. Статья была опубликована в межвузовском сборнике научных трудов «Методика преподавания курса советского права в вузе», который освещал разнообразные проблемы правовой подготовки на неюридических факультетах вузов.

В указанной статье В. А. Панюшкин раскрывает следующие вопросы: причины особого места в курсе «Советское право» темы о правоохранительных органах; трудности, с которыми сопряжено изучение темы о правоохранительных органах; особенности изложения лекций и проведения семинарских занятий о правоохранительных органах; направления применения технических средств в обучении.

1 См.: Особенности методики изложения учебного материала о правоохранительных органах // Методика преподавания курса советского права в вузе / отв. ред. В. С. Основин. Воронеж, 1988. С. 162-171.

© Сазонникова Е. В., 2017

Е. В. Сазонникова

Методика изложения учебного материала о правоохранительных органах по В. А. Панюшкину. Обратим внимание на ключевые, по нашему мнению, положения данной научной статьи.

Первое. Важность знаний об организации и деятельности правоохранительных органов ученый связывает с тем, что «необходимость обращения в тот или иной орган, возможность вовлечения в сферу их деятельности может возникнуть у любого гражданина, причем по самым различным основаниям»2.

Второе. В статье уделено внимание трудностям, с которыми сопряжено изучение темы о правоохранительных органах:

- речь идет не об одной отрасли права, а о целом комплексе отраслей, определяющих организацию и деятельность правоохранительных органов;

- велико число нормативно-правовых актов, требующих изучения; постоянно обновляется законодательство; быстро устаревает материал, представленный в учебниках;

- многообразны правоохранительные органы и, как следствие, многообразны вопросы, связанные с деятельностью правоохранительных органов;

- острый дефицит учебного аудиторного времени3.

Третье. В статье даны конкретные рекомендации, направленные на совершенствование изучения темы о правоохранительных органах.

Сделано предложение шире применять проблемное обучение: «...отсутствие однозначного ответа на рассматриваемый вопрос, в том числе в законодательстве, ставит студентов перед необходимостью самостоятельного поиска приемлемого решения». Одновременно уточнено, что «не следует чрезмерно увлекаться проблемным изложением, поскольку в юридической науке многие из таких вопросов связаны с критическим анализом действующего законодательства. В результате у студентов может сложиться нигилистическое отношение к закону, что недопустимо»4.

Предложено на семинарских или, как сейчас называется, практических занятиях обсуждать три типа задач: задачи-казусы из правоохранительной практики; программированные задания, в которых важно обосновать как правильность избранного решения, так и ошибочность других решений; проблемные задачи, имеющие целью содействовать появлению у студентов познавательного интереса5.

Показана целесообразность использования в учебном процессе технических средств обучения для ознакомления с учебным материалом и контроля знаний6.

Уделено внимание связи учебных занятий и с практикой правоохранительных органов, которая может быть обеспечена разными способами: использование статических и социологических данных, посещение правоохранительных органов, приглашение практических работников в вуз для чтения лекций, учет студенческо-

^ 7

го опыта участия в правоохранительной деятельности и др.7

Четвертое. Обращает на себя внимание, что вызовы, с которыми приходится сталкиваться российскому юридическому образованию в обеспечении обучения правоохранительной деятельности, во многом схожи с теми, которые были в со-

2 Панюшкин В. А. Указ. соч. С. 162.

3 См.: Там же. С. 164.

4 Там же. С. 165.

5 См.: Там же. С. 166.

6 См.: Там же. С. 167.

7 См.: Там же.

Проблемы юридического образования

ветское время. В современной лексике применительно к описываемым процессам нет слов «буржуазный», «социалистический», «советский». Но проблема, которую поднял В. А. Панюшкин, злободневна: «...современный этап общественного развития характеризуется значительным обострением идеологической борьбы», а право и законность, органы уголовной юстиции - «объект постоянных нападок со стороны буржуазных ученых»8. Мы и сегодня наблюдаем примеры, аналогичные тому, как «беспардонная ложь и клевета, попытки фальсифицировать ход и результаты судебных процессов в нашей стране - все используется для того, чтобы подорвать доверие к социалистическому правосудию, посеять сомнение в справедливости принимаемых судом и другими правоохранительными органами ре-

W Q

шении».

В. А. Панюшкин прав и в том, что «не следует рисовать студентам идеалистическую картину состояния работы правоохранительных органов, необходимо акцентировать внимание на тех трудностях и недостатках, которые имеются в правоохранительной практике»10.

Статья «Особенности методики изложения учебного материала о правоохранительных органах» написана В. А. Панюшкиным более двадцати лет назад. Однако сформулированные в статье научно-методические и научно-практические мысли важны, потому что сегодня, как и в прошлые годы, «потребность в профессиональной юридической помощи в условиях быстро меняющегося и усложняющегося законодательства постоянно возрастает»11.

Авторская концепция методики преподавания была не только внедрена В. А. Панюшкиным в его личной педагогической практике, но и оказала существенное влияние на развитие научно-методических представлений о преподавании курса «Правоохранительные органы» и иных дисциплин, где в той или иной мере изучается тематика правоохранительной деятельности.

8 Панюшкин В. А. Указ. соч. C. 163.

9 Там же.

10 Там же. С. 165.

11 Там же. С. 171.

Воронежский государственный университет

Сазонникова Е. В., доктор юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права

Voronezh State University Sazonnikova E. V., Doctor of Legal Sciences, Associate Professor of the Constitutional and Municipal Law Department

E-mail: sazon75@mail.ru Tel.: 8 (473) 2-208-378

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.