Научная статья на тему 'Некоторые аспекты совершенствования аудиторной лекции в образовательном процессе учреждения высшего образования правоохранительного профиля'

Некоторые аспекты совершенствования аудиторной лекции в образовательном процессе учреждения высшего образования правоохранительного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЕКЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровик П.Л.

В статье рассматриваются актуальные вопросы повышения качества обучения в учреждении высшего образования правоохранительного профиля, обосновывается необходимость совершенствования традиционной методики аудиторной лекции, а также поиска новых подходов к подготовке специалистов с высшим юридическим образованием; предлагается конкретное педагогическое решение на основе сочетания методов проблемного изложения, диалогического общения и использования современных информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боровик П.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты совершенствования аудиторной лекции в образовательном процессе учреждения высшего образования правоохранительного профиля»

УДК 378: 343

Некоторые аспекты совершенствования аудиторной лекции в образовательном процессе учреждения высшего образования

правоохранительного профиля

■ П. Л. БОРОВИК - доцент кафедры правовой информатики Академии МВД Республики Беларусь, кандидат юридических наук

В статье рассматриваются актуальные вопросы повышения качества обучения в учреждении высшего образования правоохранительного профиля, обосновывается необходимость совершенствования традиционной методики аудиторной лекции, а также поиска новых подходов к подготовке специалистов с высшим юридическим образованием; предлагается конкретное педагогическое решение на основе сочетания методов проблемного изложения, диалогического общения и использования современных информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: лекция; образовательный процесс; качество обучения; подготовка специалистов для органов внутренних дел; самостоятельная познавательная деятельность; проблемное обучение; диалогическое общение; информационные технологии в обучении.

Some aspects of improving the lecture in the educational process of a higher education institution of law enforcement

■ P. L. BOROVIK - Associate Professor of the Department of Legal Informatics of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, PhD. in Law

The article discusses topical issues of improving the quality of education in the institution of higher education in law enforcement, substantiates the need to improve the traditional methodology of lecture, as well as to find new approaches to training specialists with higher legal education; a specific pedagogical solution is offered on the basis of a combination of methods of problematic presentation, dialogical communication and the use of modern information and communication technologies.

Keywords: lecture; educational process; quality of training; training of specialists of law enforcement agencies; independent cognitive activity; problem training; dialogue communication; information technology in teaching.

Современный этап развития общества предъявляет качественно новые требования к системе подготовки кадров для правоохранительных органов. Первоочередная роль отводится задаче формирования квалифицированных специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности, социально-психологической устойчивости, информационной культуры, адаптационной мобильности и стремлением к непрерывному повышению профессионального мастерства. В условиях глобальной информатизации и компьютеризации всех сфер общественной жизни специфика обучения будущих юристов определяется, с

одной стороны, углублением противоречий между стремительным увеличением объема сообщаемой в ходе обучения информации и возможностью ее усвоения, а с другой - неизменным возрастанием образовательного потенциала новых педагогических технологий и сохраняющейся классической структуры учебного процесса, где превалируют традиционные методы и средства обучения.

Особую смысловую нагрузку в подобных обстоятельствах приобретают лекционные занятия, призванные давать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине, концентрировать внимание обучающихся на наиболее слож-

ных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления вне зависимости от уровня подготовленности1.

Вместе с тем, как показывает практика, 80-85 % аудиторных лекций, читаемых сегодня профессорско-преподавательским составом в учреждениях высшего образования правоохранительного профиля Республики Беларусь, носят исключительно традиционный, академический характер. Лектор, обращаясь к учебной аудитории, излагает материал путем последовательной передачи готовых знаний, непроизвольно подстраивая содержание и темп изложения к условному «среднему» слушателю, тщательно конспектирующему текст лекции. Несмотря на использование современных программно-технических средств обучения (компьютерные презентации, фото-, видеоматериалы и др.), преподавателю не всегда удается удерживать внимание слушателей на протяжении всего занятия. Наиболее способные и быстро думающие курсанты постепенно теряют интерес к излагаемой информации, а недостаточно подготовленные отстают от темпа лекции и не успевают следить за ходом рассуждений преподавателя. В случае же проведения лекции после нескольких занятий подряд либо во второй половине дня данная форма занятия вызывает явное утомление у большинства слушателей, блокируя восприятие учебного материала и его понимание.

Не менее важным является и другой аспект обозначенной проблемы. Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что классическая лекция ориентирована в большей степени на память, а не на мышление обучающихся2. Это не только приводит к сдерживанию развития их творческих способностей, самостоятельности и познавательной активности, но и существенным образом затрудняет индивидуализацию обучения, ограничивает возможности обратной связи между преподавателем и курсантами.

Указанные недостатки не столько присущи лекции как форме организации обучения вообще, сколько методике ее проведения. В этой связи актуализируется задача совершенствования традиционной методики лекционного занятия и поиска новых педагогических решений, соответствующих требованиям современного общества к качеству подготовки специалистов с высшим юридическим образованием.

Различным аспектам проблемы совершенствования профессионального обучения посвящены научные исследования Б. Г. Ананьева, Е. И. Аксеновой, А. А. Вербицкого, А. А. Бессонова, Л. И. Божовича, Л. С. Выготского, Р. Г. Гайнутдинова, В. В. Гу-зеева, П. Я. Гальперина, Г. Г. Даниленковой, Г. И. Ибрагимова, В. С. Ильина, Э. Б. Кали-ниченко, Г. Н. Кисметовой, Н. М. Колычева, В. М. Косухина, Г. В. Лаврентьева, Н. Б. Лаврентьевой, А. Н. Леонтьева, В. Я. Ляуди-са, А. К. Марковой, С. А. Мухиной, Н. А. Не-удахиной, А. М. Новикова, П. И. Образцова, А. П. Панфиловой, Т. С. Паниной, Е. С. Полат, Г. А. Суворовой и др.

Анализ доминирующих тенденций тех-нологизации процесса профессионального обучения, которые прослеживаются в работах вышеуказанных авторов3, позволяет выделить следующие группы обучающих технологий, применяемых в методике лекционных занятий и активно развивающихся в системе высшего образования:

- технологии развивающего обучения (проблемное, дискуссионное, развивающее, интерактивное обучение, диалогическое общение и др.);

- информационно-педагогические технологии (программированное, алгоритмическое, компьютерное обучение, кейс-технология, медиаобразование);

- технологии, основанные на индивидуально-дифференцированном подходе (дифференцированное, концентрированное обучение, модульно-рейтинговая технология и др.);

- технологии сотрудничества (игровые, тренинговые, мастер-класс и др.);

- технологии укрупнения дидактических единиц (цельноблочное, блочно-модульное, интегративное обучение, интегральная технология и др.).

Признавая многообразие системных разработок, касающихся совершенствования аудиторной лекции, следует отметить, что методические аспекты их использования в реальных системах обучениях в специальной литературе освещены не в полной мере. Остаются актуальными и вопросы их практической реализации в условиях профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов.

Между тем процессу обучения курсантов ведомственного юридического вуза присущ ряд особенностей, отличающих его от процесса обучения в гражданских высших учебных заведениях, например: совмещение учебных и служебных обязанностей, строго

регламентированный внутренний распорядок, установление четких правил, которые обязательны для исполнения, и др. Ежедневные нагрузки, связанные с выполнением не только учебных, но и повседневных служебных задач (строевая и физическая подготовка, уборка территории, суточные наряды, участие в мероприятиях по охране общественного порядка и т. п.), зачастую занимают большую часть учебного времени, что в некоторой степени снижает качество подготовки к учебным занятиям и, как следствие, усложняет формирование познавательного интереса - одного из главных факторов развития мотивации к приобретению необходимых для выпускника юридического вуза компетенций.

Обозначенные проблемы имеют многосторонний характер, поэтому их решение требует взвешенного и обоснованного подхода к выбору и использованию различных форм и методов лекционного обучения. При технологизации профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов важно исходить из целостного представления о данном процессе, рассматривать его как управляемую педагогическую систему, направленную на развитие не только репродуктивной, но и творческой деятельности обучающихся.

По мнению специалистов, в сложившихся условиях «при выборе форм и методов проведения аудиторных занятий приоритет необходимо отдавать самостоятельному приобретению и применению полученных знаний, а не усвоению и воспроизведению готовых знаний. Обучающиеся должны приходить на лекцию, предварительно ознакомившись с ключевыми понятиями темы, законспектировав ее опорные положения. Лектор же должен рассматривать проблемные вопросы, ориентированные на практическое применение положений учебной дисциплины»4. Особую значимость приобретает опережающий характер развития образования, в связи с чем содержание и методики обучения должны быть направлены на развитие творческих качеств человека, его способностей к самостоятельным действиям и решениям, непрерывному обновлению знаний и профессиональных компетенций5.

Соглашаясь с указанной позицией, полагаем, что подходы к совершенствованию методики проведения лекционного занятия в высшем учебном заведении правоохранительного профиля должны учитывать, с одной стороны, самостоятельное приобретение знаний обучающимися, отказ от пони-

мания образования как получения готового знания, а с другой - оптимальное сочетание методов проблемного изложения, диалогического общения и использования современных информационных технологий. Самостоятельный поиск знаний призван реализовать компетентностный подход к обучению, при котором «акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений»6.

Проблемное изложение лекционного материала позволяет вовлечь слушателей в постоянный мыслительный процесс, преодолев тем самым их пассивность, связанную главным образом с информационно-транслирующей ролью лекции, и активизировать их познавательную деятельность в течение всего занятия. Если в традиционной вузовской лекции преимущественно используются разъяснение, иллюстрация и описание, то в проблемной - всесторонний анализ изучаемых явлений и процессов, научный поиск истины7.

Диалогическое общение в ходе лекции дает возможность поставить слушателей не в позицию потребителя, расценивающего лектора исключительно как носителя учебной информации, что характерно для классической формы передачи готовых знаний, а в позицию активного участника и заказчика определенной учебной информации. В этом случае обучающиеся демонстрируют свой уровень представлений об изучаемом материале и готовность к его восприятию, что позволяет лектору, адекватно оценивая ситуацию, преподносить учебный материал с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого слушателя8.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе позволяет преподавателю должным образом оптимизировать существующие методы и формы лекционного обучения, а обучающимся - получать мобильный доступ к широкому спектру источников учебной информации для ее использования в решении конкретных познавательных или практических проблем. По мнению экспертов, это позволяет не только повысить у курсантов мотивацию к обучению, но и расширяет возможности внедрения в образовательный процесс дифференцированного обучения9.

Одной из эффективных дидактических моделей, позволяющих, по нашему мнению, комплексно реализовать вышеобозначен-ные подходы к совершенствованию тра-

диционной формы аудиторной лекции, является практико-ориентированная модель так называемой «перевернутой» лекции с элементами обратной связи. Ее суть заключается в том, что преподаватель предварительно записывает тезисы своей лекции в электронном формате (например, видео-, аудио-, текстовая запись и др.), готовит иные учебные материалы (рекомендации по изучению дисциплины, компьютерные презентации, мультимедийные файлы, задачи, тестовые задания для самопроверки и др.) и за несколько дней до проведения занятия выкладывает их в общий сетевой доступ, который может быть организован путем:

- размещения учебных материалов в локальной сети учреждения образования, а также в электронных учебно-методических комплексах по соответствующим учебным дисциплинам. Этот способ позволяет осуществить доступ к информационным ресурсам без подключения к Интернету. Недостатком является то, что доступ к локальной сети возможен преимущественно в рабочее время и только с компьютеров, установленных в специально оборудованных помещениях (библиотеке, читальном зале, компьютерных классах);

- размещения информации в «облачном» интернет-сервисе (облаке), предназначенном для хранения и передачи данных (например, Яндекс-диск, Google Drive, Drop Box и др.). Преимуществами этого решения по сравнению с предыдущим являются возможность круглосуточного совместного доступа к информационным ресурсам в любом месте и с любого электронного устройства, подключенного к Интернету; оперативное обновление размещенной информации; проведение преподавателем как индивидуальных, так и групповых консультаций в режиме онлайн, в том числе с использованием средств видеоконференцсвязи. Информация, хранящаяся в облаке, может быть доступна всем пользователям или ограниченному их числу (в том числе по специальному «приглашению» владельца информационного ресурса, то есть преподавателя).

Во время управляемой самостоятельной подготовки либо в иное, удобное для подготовки к учебным занятиям время обучающиеся, используя персональный компьютер (планшет, смартфон и т. п.), подключенный к Интернету, знакомятся с содержанием предстоящей лекции, систематизируют учебный материал, формируют опорные положения, делают необходимые пометки в конспект и готовят вопросы лектору (как письменные, так и устные).

В ходе лекционного занятия преподаватель не дублирует текст тезисов лекции и не отвлекается на «проговаривание» для конспектирования ее основных положений, как это обычно происходит на классической лекции. Он лишь акцентирует внимание обучающихся на наиболее важных и проблемных аспектах изучаемой темы, сосредоточивает внимание на решении конкретных практических задач, подкрепляет их примерами из практики и отвечает на вопросы.

Обращаясь к структуре и содержанию рассматриваемой формы лекционного занятия, а также методике последующего оценивания приобретенных знаний, хотелось бы отметить, что в силу специфики юридического вуза правоохранительного профиля главным критерием оценки усвоения учебной программы является не способность курсанта воспроизвести фрагмент из текста лекции, а показать, как полученные знания могут быть реализованы на практике. В связи с этим структура и содержание лекции должны разрабатываться таким образом, чтобы полученную в процессе обучения информацию курсант связал с реальными жизненными либо профессиональными ситуациями. Для этого преподаватель на лекции должен доступно объяснить курсанту, для чего ему пригодится изучаемый материал, где и как в своей будущей служебной деятельности он сможет применить приобретенные знания, умения и навыки.

Повысить информативность лекции, улучшить наглядность процесса обучения и при необходимости осуществить повтор наиболее сложных моментов занятия позволяет использование мультимедийных презентаций. При выборе характера и последовательности наглядного представления учебного материала следует соблюдать принцип стадийности: информация может делиться в пространстве (одновременное отображение в различных зонах одного слайда) или во времени (размещение информации на слайдах, демонстрируемых последовательно). Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии. С одной стороны, она не должна быть главной частью занятия, а с другой - полностью дублировать материал занятия. Порядок представления информации на слайдах и в презентации должен соответствовать логике ее изложения10.

Предлагаемый подход к постановке аудиторной лекции апробирован нами в ходе преподавания учебной дисциплины «Правовая информатика» курсантам четвертого курса набора 2012 г. уголовно-исполнитель-

ного факультета Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее - экспериментальный учебный курс). Результаты предварительного исследования позволили установить следующие преимущества практико-ориентированной «перевернутой» лекции с элементами обратной связи по сравнению с традиционной формой проведения лекционных занятий:

- активный характер познавательной деятельности курсанта уже на начальном этапе получения знаний;

- направленность на активное восприятие и мышление, а не на память и внимание обучающихся;

- ориентированность на осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний лично для каждого обучающегося;

- рациональное использование как аудиторного, так и внеаудиторного времени, поскольку предложенный способ получения знаний позволяет обучающемуся работать с учебным материалом в любом удобном для него месте и в собственном режиме восприятия, что делает образовательный процесс психологически комфортным;

- возможность не отстать от группы при пропуске лекционного занятия, поскольку каждый курсант получает круглосуточный мобильный доступ к электронному варианту тезисов лекции и иным учебным материалам;

- проведение преподавателем как индивидуальных, так и групповых консультаций в режиме онлайн;

- учет обратной связи от обучаемого к обучающему (в процессе чтения лекции лектор интерактивно взаимодействует с курсантами, отвечая на заданные вопросы);

- оценивание преподавателем степени заинтересованности обучающихся, а также понимания ими материла на основе анализа вопросов, задаваемых в ходе занятия.

Сравнительный анализ результатов мониторинга текущей успеваемости экспериментального учебного курса и курсантов аналогичного курса, лекции которым чита-

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Колычев Н. М. Лекция о лекции : учеб. пособие. Омск, 2015. С. 8.

2 См.: Кравцова М. А., Яскевич А. В. Традиционный и инновационный подходы в процессе преподавания юридических дисциплин // Актуальные проблемы юридического образования : тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 30 октября 2014 г.). Минск, 2014. С. 77.

3 См.: Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б., Неудахи-на Н. А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул, 2002. Ч. 2.

лись годом ранее по традиционной схеме (далее - контрольный учебный курс), позволил выявить положительные тенденции в обучении. Так, средний балл текущей успеваемости экспериментального учебного курса составил 7,2 против 6,4 баллов, полученных курсантами контрольного учебного курса.

Более полные и системные знания продемонстрировали курсанты экспериментального учебного курса и на семинарских занятиях, проводимых по тематике прочитанных лекций. Об этом, в частности, свидетельствует средний балл успеваемости, сформированный по результатам подсчета полученных на семинарах отметок, который оказался на 3 % выше, чем у контрольного учебного курса. Курсанты экспериментального учебного курса более эффективно справлялись и с выполнением учебных заданий в ходе последующих практических занятий. Критериями оценки эффективности в данном случае выступали время выполнения и правильность решения заданий.

Таким образом, возрастающие требования современного общества к качеству подготовки юридических кадров для правоохранительных органов требуют совершенствования традиционной методики проведения аудиторной лекции.

Примером эффективной трансформации классической формы лекционного занятия в образовательном процессе учреждения высшего образования правоохранительного профиля может стать практико-ориен-тированная модель «перевернутой» лекции с элементами обратной связи. В ее основе лежат такие принципиально важные положения, как предварительное ознакомление курсанта с лекционным материалом, доступ к которому организован в электронном формате с помощью современных информационно-коммуникационных средств, отсутствие дублирования текста лекции в процессе лекционного занятия, акцентирование внимания обучающихся на наиболее важных и проблемных аспектах изучаемой темы, подкрепление их примерами из практики и ответы на вопросы.

1 Sm.: Kolychev N. M. Lekcija o lekcii : ucheb. posobie. Omsk, 2015. S. 8.

2 Sm.: Kravcova M. A., Jaskevich A. V. Tradicionnyj i innovacionnyj podhody v processe prepodavanija juridicheskih disciplin // Aktual'nye problemy juridicheskogo obrazovanija : tez. dokl. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Minsk, 30 oktjabrja 2014 g.). Minsk, 2014. S. 77.

3 Sm.: Lavrent'ev G. V., Lavrent'eva N. B., Neudahi-na N. A. Innovacionnye obuchajushhie tehnologii v professional'noj podgotovke specialistov. Barnaul, 2002. Ch. 2.

С. 12-68; Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие / под ред. Е. С. Полат. М., 2009. С. 116-204; Гузеев В. В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. М., 2001. С. 27-28; Образцов П. И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы : учеб. пособие. Орел, 2004. С. 265 и др.

4 Бачила В. В., Рыбаключева О. З. Современное состояние и пути совершенствования образовательного процесса в Академии МВД Республики Беларусь // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2014. № 1 (27). С. 12.

5 См.: Бачила В. В., Башан А. В. Проблемы совершенствования подготовки юридических кадров для государственных органов системы обеспечения национальной безопасности // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2015. № 1 (29). С. 7.

6 Кукреш Л. И. Образовательные реформы в обучении курсантов // Актуальные проблемы юридического образования : тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 23 октября 2015 г.). Минск, 2015. С. 103.

7 См.: Образцов П. И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы : учеб. пособие. Орел, 2004. С. 266.

8 См.: Колычев Н. М. Лекция о лекции. С. 76.

9 См.: Бачила В. В., Рыбаключева О. З. Современное состояние и пути совершенствования образовательного процесса в Академии мВд Республики Беларусь. С. 13.

10 См.: Бобович Н. М. Использование мультимедийных презентаций при проведении занятий по информационным технологиям (на примере Академии МВД Республики Беларусь) // Актуальные проблемы юридического образования : тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 27 октября 2016 г.). Минск, 2016. С. 22.

S. 12-68; Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija : ucheb. posobie / pod red. E. S. Polat. M., 2009. S. 116-204; Guzeev V. V. Teorija i praktika integral'noj obrazovatel'noj tehnologii. M., 2001. S. 27-28; Obrazcov P. I., Kosuhin V. M. Didaktika vysshej voennoj shkoly : ucheb. posobie. Orel, 2004. S. 265 i dr.

4 Bachila V. V., Rybakljucheva O. Z. Sovremennoe sostojanie i puti sovershenstvovanija obrazovatel'nogo processa v Akademii MVD Respubliki Belarus' // Vestnik Akademii MVD Respubliki Belarus'. 2014. № 1 (27). S. 12.

5 Sm.: Bachila V. V., Bashan A. V. Problemy sovershenstvovanija podgotovki juridicheskih kadrov dlja gosudarstvennyh organov sistemy obespechenija nacional'noj bezopasnosti // Vestnik Akademii MVD Respubliki Belarus'. 2015. № 1 (29). S. 7.

6 Kukresh L. I. Obrazovatel'nye reformy v obuchenii kursantov // Aktual'nye problemy juridicheskogo obrazovanija : tez. dokl. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Minsk, 23 oktjabrja 2015 g.). Minsk, 2015. S. 103.

7 Sm.: Obrazcov P. I., Kosuhin V. M. Didaktika vysshej voennoj shkoly : ucheb. posobie. Orel, 2004. S. 266.

8 Sm.: Kolychev N. M. Lekcija o lekcii. S. 76.

9 Sm.: Bachila V. V., Rybakljucheva O. Z. Sovremennoe sostojanie i puti sovershenstvovanija obrazovatel'nogo processa v Akademii MVD Respubliki Belarus'. S. 13.

10 Sm.: Bobovich N. M. Ispol'zovanie mul'timedijnyh prezentacij pri provedenii zanjatij po informacionnym tehnologijam (na primere Akademii MVD Respubliki Belarus') // Aktual'nye problemy juridicheskogo obrazovanija : tez. dokl. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Minsk, 27 oktjabrja 2016 g.). Minsk, 2016. S. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.