Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ В ОБУЧЕНИИ КИРГИЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ В ОБУЧЕНИИ КИРГИЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИРГИЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / СОЗНАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / УСТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / НАРОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наркеева Акылай Анарбековна

В данной статье освещается роль изучения киргизской литературы наряду с ее местом в современном обществе, в развитии человеческого сознания, речи, мышления, и окружающей среды. В статье речь идет о том, как литературные произведения передавались из поколения в поколение, превращая свои предания, собранные на протяжении веков, в художественные повествования. Предметная компетентность учителя киргизской литературы успешно реализуется только при постоянном сочетании учебной и практической деятельности. Не секрет, что литература способна влиять на становление своего мнения по развитию сознания учащихся и студентов, формируя представление об их способности к эстетическому усвоению произведения, об особенностях, развитии литературы в сравнении с другими видами искусства. Кроме того, устные художественные произведения-это кладезь истории народа, в котором излагаются моральные, правовые, нравственные нормы общества, человека, интерпретируются понятия добро и зло.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наркеева Акылай Анарбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHER’S METHODOLOGICAL COMPETENCES IN THE EDUCATION OF KYRGYZ LITERATURE

The article describes the role of literature in modern society, mainly in the development of human consciousness, speech and thinking, as well as the environment surrounding society. The article says that as a result of literary work, he turned the finds and historical data that he collected over the centuries into fiction and passed them down orally from generation to generation. Subject competence of Kyrgyz literature is successfully realized only with a combination of educational and practical activities. Prove that literature can fully express its thoughts in the development of the consciousness of schoolchildren and students, forming an understanding of the characteristics of literature, development, among other types of art, the ability to master works of aesthetics, as well as oral works of art, a collection of legends, an educational tool, the interpretation of good and bad concepts, reflecting the highlights of the history of the treasury, which contains particularly valuable treasures. It serves as an "encyclopedic book" that can be used for a wide variety of life needs.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ В ОБУЧЕНИИ КИРГИЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

УДК 371.13 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/82

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ В ОБУЧЕНИИ КИРГИЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

©Наркеева А. А., Ошский государственный педагогический университет г. Ош, Кыргызстан, akylai.narkeeva@gmail.com

FEATURES OF TEACHER'S METHODOLOGICAL COMPETENCES IN THE EDUCATION OF KYRGYZ LITERATURE

©Narkeeva A., Osh State Pedagogical University Osh, Kyrgyzstan, akylai.narkeeva@gmail.com

Аннотация. В данной статье освещается роль изучения киргизской литературы наряду с ее местом в современном обществе, в развитии человеческого сознания, речи, мышления, и окружающей среды. В статье речь идет о том, как литературные произведения передавались из поколения в поколение, превращая свои предания, собранные на протяжении веков, в художественные повествования. Предметная компетентность учителя киргизской литературы успешно реализуется только при постоянном сочетании учебной и практической деятельности. Не секрет, что литература способна влиять на становление своего мнения по развитию сознания учащихся и студентов, формируя представление об их способности к эстетическому усвоению произведения, об особенностях, развитии литературы в сравнении с другими видами искусства. Кроме того, устные художественные произведения-это кладезь истории народа, в котором излагаются моральные, правовые, нравственные нормы общества, человека, интерпретируются понятия добро и зло.

Abstract. The article describes the role of literature in modern society, mainly in the development of human consciousness, speech and thinking, as well as the environment surrounding society. The article says that as a result of literary work, he turned the finds and historical data that he collected over the centuries into fiction and passed them down orally from generation to generation. Subject competence of Kyrgyz literature is successfully realized only with a combination of educational and practical activities. Prove that literature can fully express its thoughts in the development of the consciousness of schoolchildren and students, forming an understanding of the characteristics of literature, development, among other types of art, the ability to master works of aesthetics, as well as oral works of art, a collection of legends, an educational tool, the interpretation of good and bad concepts, reflecting the highlights of the history of the treasury, which contains particularly valuable treasures. It serves as an "encyclopedic book" that can be used for a wide variety of life needs.

Ключевые слова: киргизская литература, сознание, компетентность, воспитание, устное произведение, народ.

Keywords: literature, consciousness, competence, education, oral work, people.

На протяжении десятков столетий устное художественное творчество, оставляя свой неповторимый след для потомков на проторенном, историческом пути всего человечества,

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

пройдя трудный путь возрождения, преодолев тысячи преград на необычайно сложном пути жизни, пережив множество столкновений, забвений и обновлений, сохранив при этом свое имя и особенность, является одним из самых ценных сокровищ киргизского народа. Когда-то киргизы, которые хоть и являлись развитым народом, имевшим свое письмо, развивались самостоятельно, но достаточно долго не могли сохранять свое видное место на сложном пути истории, но при этом они собирали свои исторические данные в художественные предания, легенды и устно передавали их из поколения в поколение. Эти устные художественные произведения представляют собой особый сборник, формирующий нравственные, правовые каноны общества, каждого человека, были источником воспитания. Устное народное творчество киргизов служила энциклопедией, предназначено для всех сторон бытия [1].

Устное художественное творчество древних киргизов, которые на пути исторического развития испытывают взлеты и падения, добро и зло, радость успеха, удовольствие процветания, печальи разочарование, постоянно борются за свою свободу, независимость, единство народа, чтят и почитают свою историю, бережно хранят человеческие ценности, собранные как бусинки в системе художественного творчества этого народа. Благодаря этому устное художественное творчество киргизов необычайно процветало. На историческом пути, по которому прошел киргизский народ, на примере уникального эпоса «Манас», превосходящий по своим размерам все другие эпосы мира, кочевые киргизы создали своего рода уголок мира, приспособленный к особенностям образа жизни, которое они отразили в море поэтических мифов, сказаний, басен, сказок, притч [2].

Уроки литературы как раз и является тем полем деятельности, где будущее поколение получает воспитание и формируется как личность. на котором педагог может себя раскрыть и показать свои педагогические способности. Для учащихся уроки литературы помогут выработать умение ориентироваться в мире книг, как для классного, так и самостоятельного чтения. И педагогу необходимо ориентироваться на жанровые и тематические предпочтения учащихся, разнообразие тематики и жанров литературных текстов, а также разнообразие круга авторов изучаемых на уроках литературы. Далее рассмотрим пути достижения указанных принципов.

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью неизменного роста профессионального уровня педагога в условиях постоянного возрастания объема знаний, развитие новых технологий образования. Формирование профессиональной компетентности педагога может происходить через владение научными основами педагогической деятельности, рефлексию деятельности, проектной деятельности. Для этого необходимо создать новую модель методической работы, которая будет способствовать адаптации и развитию творческого потенциала педагога. Результат его труда в конечном итоге мы можем наблюдать в процессе деятельности учащихся. Для успешной организации учебной деятельности педагогу необходимо обладать как профессиональными качествами: знаниями в области преподаваемого предмета, так и личностными качествами: профессионализмом, трудолюбием, сопереживанием, ответственностью, требовательностью и другими

Рассмотрим для начала понятие компетентности в педагогике. Компетентность — это интеллектуальные, психологические, моральные и функциональные свойства специалиста, которым определяется, насколько он приобрел знаний, навыков, накопил опыта, умений, вооружен информацией и как он может использовать полученные знания. Это модель профессионализма, алгоритм, способ реализации поведения для достижения эффективных результатов. В нашем случае формирование компетенции мы будем рассматривать в рамках изучения литературы.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

Под предметной компетенцией мы будем понимать способность применения учащимися различных знаний, умений и навыков в области предмета литературы и применение этих знаний на практике и в дальнейшем образовании. Предметная компетенция рассматривается как основа, которая проходит через все образовательные ступени и пронизывает все предметы. А. В. Хуторской дает свое определение предметной компетенции. Он утверждает, что предметная компетенция — «имеет конкретное описание и возможность формирования в рамках конкретного учебного предмета» [3].

Следовательно, формы, методы и приемы работы учителя литературы должны быть направлены на то, чтобы содержание учебного материала стало для учащихся источником для самостоятельного поиска решения проблемы. Современное состояние преподавания киргизской литературы показывает, что в школе на протяжении нескольких лет формируются у учащихся навыки и умения устной и письменной речи.

А что же такое литература, и как объяснить этот вид искусства учащимся! Попытаемся ответить далее на этот вопрос.

Литература воспринимает тайну Вселенной, интуицию человеческой души, эстетизм бытия и отражает различные аспекты жизни через художественные образы. У литературы очень широкий спектр нравственных, эстетических, педагогических, мировоззренческих и образовательных возможностей. И, тем более, чтение, анализ, интерпретация литературных произведений основываются на определенных методах и видах читательской деятельности, базируются на сопоставлении и объединении тем, образов, сюжетов произведений киргизской, русской узбекской литературы и литературы других народов. Основными критериями (оценками) отбора художественных произведений для обучения киргизской литературы в школе являются: высокая художественная ценность, гуманистическая ориентация, положительное влияние на ученика как на личность, соответствие возрасту и развитию ребенка, отечественный образовательный опыт и культурно-исторические традиции Кыргызстана.

Курс киргизской литературы опирается в основном на воспитание читателя. В связи с этим основные концептуальные положения опираются на следующие факторы литературного развития учащихся: возрастные особенности развития школьников как читателей; особенности понимания: восприятие и усвоения произведений киргизской литературы; особенности понимания произведений киргизской литературы как художественных моделей мира и моделей человеческих отношений; показатели по уровням восприятия и понимания художественного текста с учетом национальных особенностей, взаимодействия литературы разных авторов и народов. Не секрет, что чтение художественных произведений рассматривается как средство развития учащихся. Литературное развитие учащегося учитывая возраст ученика, опирается на читательскую подготовку, полученную в начальных классах, имеет прямую связь с его общим развитием, формированием мировоззрения . В преподавании предмета литературы одним из способов гармонизации закона «Об образовании», «Концепции образования Киргизской Республики» и, самое главное, Государственного стандарта образования в школах Кыргызстана в целом, в том числе преподавания литературы, является совершенствование содержания и технологии обучения.

Наиболее плодотворным путем обучения киргизской литературе, основанный на многообразии, является повышение гибкости учебных программ, учебно-нормативных документов, учебников, учебных пособий, учебно-методических пособий, начиная с учебного плана, адаптируя их к идеям компетентности, приближая учебную деятельность к реальной жизни ребенка, повышая его интерес к литературе. Свойства обучения, основанные

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

на компетентности, заключаются, во-первых, в том, что ученик, студент не отстает от общества, меняется, развивается, приобретает новые знания, навыки, умения, а во-вторых, получает целенаправленное, эффективное, результативное образование, и в-третьих, учащиеся (студенты) могут широко применять полученные знания в своей среде обитания. Преподавание киргизской литературы — это обучение сохранению, языкового богатства, художественного культурного наследия киргизов, от пословиц, поговорок до великого эпоса «Манас», сохранившийся предками. Киргизский язык, включая национальные и общечеловеческие ценности как средство общения, дружбы, единства между всеми народами, проживающими в Кыргызстане, раскрывает уникальные качества литературы: воспитание читателя и получение знаний по грамотного чтению художественных произведений; эстетическое восприятие художественной литературы и формирование художественных представлений, мнений; стимулирование эффективного читательского творчества; полноценное читательское восприятие и понимание литературных произведений, выражение эмоциональной связи с литературным произведением; использование этнокультурного подхода, придание значения особенностям киргизской литературы как искусства слова; стимулирование понимания роли художественных средств в литературном произведении; активизация мыслительной деятельности учащихся (сравнение, анализ, обобщение оценка) при работе с текстом для понимания смысла работы; стимулирование различных видов творческой деятельности учащихся; проявление интереса к чтению, формирование понимания потребности в чтении и ценности чтения, влияние книги на ценностные ориентиры.

Педагогическая деятельность при обучении киргизской литературе основывается на положениях общей, специальной и индивидуальной методологий педагогической науки. В процессе преподавания киргизской литературы особое значение придается личностно-ориентированному обучению. К преподаванию киргизской литературы следует подходить коммуникативно, объект обучения должен составлять художественный текст, а учебный процесс должен осуществляться посредством живого разговора, анализа, обсуждения, описательной работы, сочинений, эссе, эссе-комментариев и аргументации к произведениям.

Заметим, что в методике преподавания литературы понятия о методах всегда находились в эволюционном действии и постоянно дополнялись новыми соображениями как эвристический (частичное исследование), исследовательский, репродуктивный, проектный, нестандартные формы урока, интерактивный и т. д. Создание стимулирующей учебной среды с помощью новых методов, мотивация способствует эффективному обучению учащегося. Сосредоточение большего внимания на том, как ученики работают самостоятельно, пишут эссе, аннотации, утверждения, рецензии, дает лучшие результаты. Хотелось бы указать некоторые проблемы в преподавании киргизской литературы: недостаточная информированность учителей по предметным стандартам; необходимость повышения качества учебников киргизской литературы; недостаток методических пособий по преподаванию киргизской литературы; нераспространение передового опыта учителей киргизского языка и литературы; нехватка дополнительной литературы, дидактических материалов, необходимых учителям; меньший опыт планирования уроков на основе компетенций; несоответствие последней выпущенной программы и учебников по киргизской литературе; слабая читательская активность студентов; меньше усилий со стороны учителя для развития красноречия у ученика; в некоторых случаях неначитанность самого учителя;

Также на уроках киргизской литературы рассматриваются недостатки технических средств, выставочности (электронные учебные материалы, мультимедийные материалы,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

аудиотексты, видеофильмы по художественному чтению и др.) Такое условие неизбежно отрицательно сказывается на надлежащем преподавании литературы в школе, формировании компетентностей учащихся. В настоящее время в личностно-ориентированном обучении на основе современных требований обозначены 3 уровня: репродуктивный; продуктивный; креативности.

Предметная компетентность имеет большое значение при проведении работ в соответствии с этими уровнями и определении качества учебной деятельности учащегося. Перечилим компетенции, которыми должны обладать учащиеся по предмету киргизской литературы.

1. Читательская компетентность — способность к эстетическому усвоению литературного произведения, формирование понимания специфики литературы, среди других видов искусства, понимание и усвоение образного слова на личностном уровне через открытие художественной значимости, ассоциативности, зрительной и слуховой читательской, аналитической способности, развитие понимания литературных теоретических концепций не как предмета изучения, а как инструмента, средства познания художественного мира.

2. Ценностно-познавательная компетентность-понимание моральных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе, определение и обоснование своего подхода к этим ценностям, приверженность гуманистическим моральным позициям.

3. Литературно-творческая компетентность — способность писать сочинения и эссе разных типов, литературные творческие работы разных жанров и форм.

На сегодня целью и задачей учителя является не просто предоставление ученикам набора данных. Каждый педагог должен понимать, что цель нынешнего образования, наряду с воспитанием и обучением личности с развитым критическим мышлением, состоит в том, чтобы научить учащихся самостоятельно мыслить, анализировать и правильно оценивать различные ситуации, находить оптимальные пути решения различных проблем [4] Необходимость формирования заданий различного уровня (репродуктивного, продуктивного и креативного) дает путь для каждому ученику к обладанию необходимого уровня знаний и компетенций.

В целом, в образовательных учреждениях, организациях, школах, средних и высших учебных заведениях литература является одним из важнейших, основных предметов обучения. Поскольку литература-самый действенный инструмент обучения детей основным нравственным качествам, учителю литературы необходимо уметь и самому грамотно и коммуникативно общаться, много читать.

В Кыргызстане умение грамотно говорить и писать на государственном (киргизском) языке связано с грамотным преподаванием киргизской литературы в школе. Воспитание культурного ученика с развитым эстетическим вкусом невозможно без теории литературы, анализа и понимания закономерностей образно-эстетической природы художественного выражения. Обучение должно быть всегда в центре внимания, чтобы обучающиеся умели применять теоретические концепции на практике [5, 6].

В заключение отметим необходимость разработки методических пособий и указаний в целях высоконравственного воспитания учащихся через литературные произведения. Данные разработки необходимы в формировании самосознания, самостоятельного чтения, развития речи. Повышение уровня знаний учащихся несомненно зависит от реализации учительской компетентности, указанной в предметном стандарте общего образования, повышения опыта преподавания литературы школьных учителей.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 8. №5. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

Список литературы:

1. Кыргыз адабиятын окутуунун предметтик стандарты. Бишкек. 2018.

2. Ишекеев Н. Кыргыз адабиятын мектептерде окутуунун тарыхы. Бишкек,1994.

3. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. М., 2013. 73 с.

4. Чыманов Ж. Кыргыз тили: Окутуу методдору. Бишкек, 2007.

5. Алымов Б. Кыргыз адабиятын (1920-1990-ж.ж.) мектепте окутуунун илимий методикалык негиздери. Бишкек, 1994.

6. Иманалиев К. Кыргыз адабиятын окутуунун методикасы. Фрунзе, 1976.

References:

1. Kyrgyz adabiyatyn okutuunun predmettik standarty (2018). Bishkek. (in Kyrgyz).

2. Ishekeev, N. (1994). Kyrgyz adabiyatyn mektepterde okutuunun tarykhy. Bishkek. (in Kyrgyz).

3. Khutorskoi, A. V. (2013). Kompetentnostnyi podkhod v obuchenii. Moscow. (in Russian).

4. Chymanov, Zh. (2007). Kyrgyz tili: Okutuu metoddoru. Bishkek. (in Kyrgyz).

5. Alymov, B. (1994). Kyrgyz adabiyatyn (1920-1990-zh.zh.) mektepte okutuunun ilimii metodikalyk negizderi. Bishkek. (in Kyrgyz).

6. Imanaliev, K. (1976). Kyrgyz adabiyatyn okutuunun metodikasy. Frunze. (in Kyrgyz).

Работа поступила в редакцию 18.04.2022 г.

Принята к публикации 23.04.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Наркеева А. А. Особенности методических компетенций учителя в обучении

киргизской литературе // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №5. С. 671-676. https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/82

Cite as (APA):

Narkeeva, A. (2022). Features of Teacher's Methodological Competences in the Education of Kyrgyz Literature. Bulletin of Science and Practice, 8(5), 671-676. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.