Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕТАФОРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А. С. ПУШКИНА НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО'

ОСОБЕННОСТИ МЕТАФОРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А. С. ПУШКИНА НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метафора / лирика / поэзия А.С. Пушкина / средства художественной выразительности / иностранный студент / РКИ / metaphor / lyrics / poetry by A.S. Pushkin / means of artistic expression / foreign student / Russian as a foreign language

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хань Кэсинь, Е.В. Геддис

Данная работа анализируется разные примеры метафор в лирике А.С. Пушкина, их роль в создании образности и эмоциональной окраски теста. Исследуется, как метафоры помогают студентам глубже понять смысл и передать сложные эмоции и мысли через художественное построение образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF METAPHOR IN THE STUDY OF A.S. PUSHKIN'S LYRICS IN THE CLASSROOM OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

This work analyzes various examples of metaphors in the lyrics of A.S. Pushkin, their role in creating imagery and emotional coloring of the test. The article explores how metaphors help students to understand the meaning more deeply and convey complex emotions and thoughts through the artistic construction of an image.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕТАФОРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А. С. ПУШКИНА НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО»

ОСОБЕННОСТИ МЕТАФОРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А. С. ПУШКИНА НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Хань Кэсинь, бакалавр

Е.В. Геддис, старший преподаватель

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-6-46-50

Аннотация. Данная работа анализируется разные примеры метафор в лирике А.С. Пушкина, их роль в создании образности и эмоциональной окраски теста. Исследуется, как метафоры помогают студентам глубже понять смысл и передать сложные эмоции и мысли через художественное построение образа.

Ключевые слова: метафора, лирика, поэзия А.С. Пушкина, средства художественной выразительности, иностранный студент, РКИ.

Александр Сергеевич Пушкин - один из самых известных поэтов России, его лирические произведения считаются классикой мировой литературы. Поэзия

А.С. Пушкина вызывает большой интерес у иностранных студентов, изучающих русский язык. Однако метафорические образы, созданные поэтом, могут вызывать проблемы интерпретации иностранцами. Данная статья посвящена изучению особенностей метафоры в лирике А.С. Пушкина с целью помочь иностранным учащимся глубже проникнуть в мир его поэзии, понять истинный смысл его стихотворений, улучшить свои способности в изучении русского языка и литературы.

Лирика - это особый род литературы. Слово «лирика» происходит от греческого слова НпкоБ - лирическое исполнение под звуки музыкального инструмента лира. Жирмунский В.М. рассматривает лирику как «несюжетный жанр. Лирика передаёт чувства поэта; элементы рассказа, действия, сюжета растворены здесь в эмоциональном переживании» [4, с. 375]. Таким образом лирика — это не просто род литературы, а поэзия, выражающая чувства и внутренние переживания поэта. К лириче-

ским чувствам обычно относят любовь, радость, печаль, грусть, передающие эмоциональное состояние героя к другому человеку, а также чувства и мысли к природе и жизни.

Выражение чувств ярче передается при их сравнении. Однако в лирике встречается скрытое сравнение, в котором отсутствуют слова, обычно использующиеся при сравнении - как, как будто, но по смыслу эти слова подразумеваются. Такое скрытое сравнение называется метафорой. В словаре Ожегова метафора определяется как «вид тропа скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому, а также вообще образное сравнение в разных видах искусств» [5].

Н.Д. Арутюновой принадлежит общепринятое определение метафоры - «троп или механизм речи, состоящий в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений и т.п., для характеристики или наименования объекта, входящего в другой класс, либо наименования другого класса объектов, аналогичного данному в каком-либо отношении» [1, с. 296].

Метафоры обычно используются для передачи абстрактных понятий, эмоций

или мыслей, делая язык более ярким и отвлечённым. На основе анализа статьи Е.С. Богдановой можно сделать вывод о том, что метафора способна оказывать некоторое воздействие на читателя [3]:

1) Делает язык более ярким, описывая абстрактные представления;

2) Усиливает эффект экспрессии, делая язык более заразительным и производящим большее впечатление на читателя;

3) Углубляет понимание читателя: при помощи метафоры сложные понятия могут быть выражены более просто, тем самым помогая читателю понять их смысл более глубоко;

4) Обогащают языковые выражения -они становятся более красочными, тем самым избегая однообразия языка.

По своим характеристикам метафоры можно разделить на несколько типов. Н.Д. Арутюнова классифицирует метафоры следующим образом:

1) номинативная метафора (перенос названия), состоящая в замене одного значения другим;

2) образная метафора, рождающая вследствие перехода идентифицирующего значения в предикатное и служащая развитию фигуральных значений и синонимических средств языка;

3) когнитивная метафора, возникающая в результате сдвига сочетаемости предикативных слов и создающая полисемию;

4) генерализующая метафора, стирающая в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующая возникновение логической полисемии [2, с. 366].

Следует отметить, классификация Арутюновой взята за основу нашего исследования несмотря на то, что некоторые метафоры могут принадлежать к нескольким типам одновременно.

Лирика А.С. Пушкина представляет уникальное собрание переживаний и размышлений поэта, а сам поэт по праву считается одним из самых виртуозных поэтов-лириков в истории русской литературы, поэтому лирика Пушкина стала объектом нашего исследования, цель которого - выявление метафоры как скрытое сравнение и разработка методических приёмов для объяснения их китайским студентам.

Для проведения анализа мы остановили свой выбор на пяти лирических стихотворениях А.С. Пушкина: (А) «Деревня», 1819 г.; (Б) «Зимний вечер», 1825 г.; (В) «Зимняя дорога», 1826 г.; (Г) «Я вас любил», 1829 г.; (Д) «Осень» (Отрывок), 1833 г.

Согласно классификации

Н.Д. Арутюновой, в данных лирических стихотворениях А.С. Пушкина определили следующие типы метафор и отразили их в таблице.

Таблица. Классификация метафоры в лирике А.С. Пушкина

Номинативная метафора Образная метафора Когнитивная метафора Генерализующая метафора

1 «подружка бедной юности моей» (Б) «барство. Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земле-цельца» (А) «сердцу будет веселей» (Б)

2 «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (А) «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум госкою стеснены» (Д) «желания кипят» (Д)

3 «На лоне счастья и забвенья» (А) «полночь нас не разлучит» (В) «то робостью, то ревностью томим» (Г)

4 «Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей» (Д) - -

5 «будит лай собак уснувшие дубравы» (Д) - -

6 «поминки ей творим мороженым и льдом» (Д) - -

7 «любовь в душе угасла не совсем» (Г) - -

8 «сквозь туманы пробирается луна»(В) - -

9 «отуманен лунный лик» (В) - -

Как видно в таблице, в своих лирических стихотворениях А.С. Пушкин чаще всего использует образную метафору, где не просто заменяет одно слово другим, а создаёт новое метафорическое значение, помогающее читателю увидеть и представить себе то, о чём говорится в тексте, и имеет явную эмоциональную окраску, передаёт чувства, переживания автора.

Поскольку цель проведения классификации метафоры в лирике А.С. Пушкина -выявление риторического эффекта метафоры и её роли в языковом выражении, то остановимся на анализе скрытого сравнения в этих стихотворениях.

1. «Зимний вечер» 1825 г. [6, с. 523].

1) «подружка бедной юности моей» -здесь слово «подружка» переносит значение от человека в далёкие воспоминания юности. Скрытое сравнение выражается в силе воспоминания, которое помогает принести утешение и счастье в трудную минуту;

2)«сердцу будет веселей». Первоначальное значение слова «сердце» относится к органу тела, но в данном случае оно означает эмоциональное состояние. Метафора стирает грань между телом и духом, тем самым расширяет семантическое поле слова «сердце».

2. «Деревня» 1819 г. [6, с. 281].

1) «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о деревне). Слово «приют» традиционно ассоциируется с местом нахождения животных или людей. Пушкин переносит это значение на деревню, сравнив её с местом, где можно обрести покой, усердно трудиться и черпать вдохновение;

2) «На лоне счастья и забвенья». Слово «лоно» традиционно означает грудь, живот. Пушкин использует его как символ уютного и спокойного места, где можно обрести счастье и забвение от жизненных проблем;

3) «барство... Присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца». Первоначальное зна-

чение слова «лоза» относится к растению, но в данном случае оно символизирует власть и насилие знати, барства. Пушкин переносит смысл из сферы природы в сферу общественных отношений, социального неравенства.

3. «Осень»(Отрывок) 1833 г. [6, с. 746].

1) «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей». Слово «отряхает» традиционно относится к поведению живых существ. Пушкин переносит это значение на рощу, где деревья сбрасывают листья и сравнивает их чувственность с живыми существами;

2) «будит лай собак уснувшие дубравы». Словосочетания «уснувшие дубравы» — это метафора, из множества дубов создающая образ леса, погружающегося в зимнюю спячку. Скрытое значение «лай собак» звучит как будто: «Просыпайтесь!», создаёт контраст между оживлением собак и томным спокойствием леса;

3) «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены». Первоначальное значение слова «болен» относится к тяжёлому физическому состоянию, но в данном случае оно было перенесено на эмоциональное состояние. Пушкин использует это слово для обозначения чувственного состояния грусти, скуки, тоски человека;

4) «поминки ей творим мороженым и льдом». Значение слова «поминки» традиционно связано с похоронными ритуалами. Пушкин использует это значение для создания образа зимы, как времени года, когда природа «уходит» и «умирает», а мороженый и лёд передают холод, символизируя бесчувственность;

5) «желания кипят». Первоначальное значение слова «кипеть» относится к физическому процессу сильного нагревания воды. Пушкин переносит это значение на «желание», создав образ страсти и неконтролируемых чувств, которые «кипят» в душе.

4. «Я вас любил» 1829 г. [7, с. 259].

1) «любовь в душе угасла не совсем». Значение слова «угасла» традиционно относится к огню или свету. Пушкин переносит его на силу чувств — на любовь, сравнив её с огнём, который «угасает», но ещё не полностью погас.

2) «то робостью, то ревностью томим». Значение слова «томим» часто относится к состоянию организма, вызванному усталостью или болезнью. Пушкин переносит значение этого слова на эмоциональные состояния «робости» и «ревности», тем самым создавая образ душевного беспокойства и муки.

5. «Зимняя дорога» 1826г. [6, с. 556].

1) «сквозь туманы пробирается луна». Значение слова «пробирается» традиционно относится к поведению существ. Пушкин переносит это значение на Луну, сравнив её с путником, борющимся с препятствием на пути - с туманом.

2) «полночь нас не разлучит». Значение слова «разлучить» традиционно означает разделение людей или вещей. Пушкин переносит это значение на время, создав образ «полночи» как силы, которая не могла разлучить путников.

3) «отуманен лунный лик». Слово «лик» относится к лицу человека. Пушкин переносит это значение, относя его к Луне, тем самым сравнивая её с образом человека, которого затмил «отуманил» туман.

Итак, использование метафор в лирических стихотворениях А.С. Пушкина можно охарактеризовать как совершенное. Скрытое сравнение обогащает языковое выражение лирической поэзии, и придаёт ей глубокий эмоциональный оттенок. Метафоры являются не только украшением поэтического произведения, но и важным носителем поэтических мыслей и эмоций поэта. А.С. Пушкин в своих придает стихотворениям неповторимое художественное очарование, насыщает их глубиной мысли. Использование А.С. Пушкиным

метафор отражает его выдающееся поэти- стихотворениях А.С. Пушкина и представ-ческое мастерство, глубокое понимание лены разработанные нами методические любви, природы и жизни. приёмы объяснения их для китайских сту-

Таким образом, в статье проведён ана- дентов. лиз особенностей метафоры в лирических

Библиографический список

1. Арутюнова, Н.Д. Метафора / Н.Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь. - Москва: Советская энциклопедия, 1990. - 5987 с.

2. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека. - Москва: Языки русской культуры, 1998. -366 с.

3. Богданова, Е.С. Метафора в художественном тексте: функции, восприятие, интерпретация // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. - 2016. -№3 (52).

4. Жирмунский, В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций / В.М. Жимунский // Под ред. 3.И. Плавскина, В.В. Жирмунской. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. - 440 с.

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 28-е изд. перераб. / С.И. Ожегов // Под ред. проф. Л.И. Скворцова. - Москва: Мир и образование, 2014. - 1376 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/ (дата обращения: 17.05.2024).

6. Пушкин, А.С. Полное собрание стихотворений в одном томе. - Москва: Эксмо, 2023. - 768 с.

7. Пушкин, А.С. Собрание сочинений в 10 томах. - Москва: ГИХЛ, 1959-1962. Том 2. Стихотворения 1823-1836.

THE PECULIARITIES OF METAPHOR IN THE STUDY OF A.S. PUSHKIN'S LYRICS IN THE CLASSROOM OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Han Kexin, Bachelor

E.V. Geddis, Senior Lecturer

A.I. Herzen Russian State Pedagogical University

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. This work analyzes various examples of metaphors in the lyrics of A.S. Pushkin, their role in creating imagery and emotional coloring of the test. The article explores how metaphors help students to understand the meaning more deeply and convey complex emotions and thoughts through the artistic construction of an image.

Keywords: metaphor, lyrics, poetry by A.S. Pushkin, means of artistic expression, foreign student, Russian as a foreign language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.