СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
удк 316.356.4 н. В. ВАРЛАМОВА
Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского, г. Владивосток
ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛИТЕТА КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ_____________________________________
В статье автор рассматривает актуальную проблему развития международного сотрудничества в сфере высшего образования на примере Дальневосточного региона, анализирует особенности менталитета, препятствующие социальной адаптации китайских студентов в условиях российского социума.
Ключевые слова: азиатско-тихоокеанский рынок образования, особенности менталитета китайских и российских студентов, интеграция китайских студентов в российский социум.
Динамичное развитие Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно его восточноазиатской части, даёт аналитикам серьёзные основания утверждать, что в скором времени этот регион станет основным мировым финансовым и торговым центром, вытеснив с главных позиций европейскую экономическую систему. Китай, являющийся ведущей торговой державой мира, интенсивно развивающимся государством, стратегическим партнёром РФ, представляет особый интерес для двустороннего торгово-экономического сотрудничества с Россией. Российская сторона стремится занять достойное место в экономике и геополитике Азиатско-Тихоокеанского региона, интенсивно развивая Дальневосточный регион, его транспортную инфраструктуру, реализовывая крупные экономиче-
ские проекты. Интенсивно развивающееся двустороннее сотрудничество порождает потребность в подготовленных специалистах, владеющих экономическими, техническими, юридическими специальностями со знанием русского языка. В связи с этим актуальным становится вопрос эффективного участия российского Дальнего Востока на азиатско-тихоокеанском рынке образования, в частности в программах по обмену студентами.
Китайские студенты выбирают Россию в качестве страны, в которой они могут получить качественное высшее образование. Студенческая жизнь для них становится серьёзным жизненным испытанием, поскольку китайские студенты вынуждены осваивать не только новый вид деятельности — учёбу в вузе, но
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
и адаптироваться к новой культуре, климату, социально-бытовым условиям.
Китайские студенты — это особая, своеобразная социальная группа. Между ними и русскими студентами существуют межкультурные различия. Это обусловлено особенностями мировоззрения русских и китайцев, менталитетом русского и китайского народа, выражающимся в вербальной культуре общения, в поведении, обычаях, традициях и верованиях.
Полноценное знакомство с любой культурой обусловлено изучением материальных составляющих этой культуры, знанием её исторической, географической и экономической детерминант, попыткой проникновения в образ мышления нации, попыткой взглянуть на мир глазами носителей языка этой культуры. Для этого представляется необходимым обращение к категории национального менталитета как с очевидными, так и со скрытыми особенностями культур, различиями между ними. Успехи Поднебесной стали возможными именно благодаря менталитету китайского народа.
Многовековая история Китая, опираясь на традиции, ритуалы и обычаи, сформировала национальный характер китайцев. Основным фактором, который повлиял на развитие и становление менталитета китайцев, является территориальная и культурная замкнутость этой страны.
Ментальность и образ мышления китайской нации возникли и укрепились под влиянием конфуцианской морали. Именно конфуцианство стало основой китайской культуры, опорой духовного мира китайцев. В основе учения Конфуция заложена идея о всеобщей гармонии, которая возможна только в случае беспрекословного соблюдения всех правил каждым членом общества. Отсюда и проистекают особенности мировоззрения китайцев.
«В конфуцианстве в качестве нравственного образца предстаёт «благородный муж», обладающий такими добродетелями, как преданность, искренность, верность, справедливость. Однако конфуцианство «для народа» — это обязательное для всех соблюдение Ли — строгих правил поведения, в числе которых стоит отметить самоуничижение, сыновнюю почтительность, покорность и т.д. На уровне обыденного сознания эти правила осознаются как так называемые китайские церемонии. Их ориентировочное число в Поднебесной — 300 основных и ещё 3000 дополнительных» [1, с. 173]. Суть этих церемоний заключается в том, что упомянутые нормы и правила не сводятся к рекомендациям. Это, прежде всего, жёсткие и обязательные регламенты и уже только во вторую очередь рекомендации. «Социальные нормы (регламенты) Ли, обладая громадным авторитетом, цементировали общество Китая многие века. Ли были эффективным средством, применяемым господствующими классами в управлении государством и установлении мира; совокупностью правил всей общественной жизни и критерием оценки социального поведения людей» [2, с. 51 —52]. Именно так воспринимают их все те, кто рассчитывает иметь успех в обществе, сделать карьеру, снискать репутацию достойного, благонамеренного человека. Для представителей китайского народа важно соблюдение ритуалов, даже на бытовом уровне. Грубые ошибки этикета считаются непростительным проявлением пренебрежения к их культуре. Надо отметить, что север Китая более лоялен к россиянам, поскольку экономическое сотрудничество здесь идёт давно и уже произошла некоторая ассимиляция. Южане более требовательны к исполнению ритуалов.
Основные качества китайской нации складывались веками и тысячелетиями. Разумеется, китайцы разные, как представители любого народа, однако можно представить некую обобщающую модель качеств, присущих большинству людей китайской национальности.
Главная черта китайского общества — коллективизм. Здесь не принято говорить «я» — это расценивается как презираемый в стране эгоизм. Китайцы говорят «мы», даже если ведут беседу один на один. Это черты коллективистской культуры, она стоит на идее о том, что индивид является маленькой частью в большой совокупности коллектива. Индивид должен абсолютно подчиняться ему. Социальное положение и статус личности находится под контролем коллектива. Ценность человека определяется его важностью для коллектива.
«В основном на формирование таких черт, как коллективизм, настойчивость, сплочённость, дисциплинированность и терпение, влияли внешние факторы, определяемые природными условиями, характером быта и рабочей деятельности китайцев. Для борьбы со стихийными бедствиями (наводнения, тайфуны, засухи) требовались совместные действия многих тысяч и даже миллионов людей. В основу способа производства лёг принцип коллективной обработки земли, требующей дополнительных усилий для создания ирригационных сооружений. Скученность проживания и постоянное окружение отдельного индивидуума множеством себе подобных способствовали подавлению индивидуалистических черт характера и развитию коллективизма» [3, с. 190— 192].
Учёные и исследователи выделяют характерные черты жителей Китая: терпение, внушаемость (перерастающая в фанатизм), дисциплинированность, коллективизм, щедрость к другу, патриотизм, завышенная самооценка, настойчивость и сплочённость. Большинство из перечисленных черт относятся к положительным (за исключением фанатизма и завышенной самооценки). Одним из особенно заметных проявлений китайского национального характера является внешнее миролюбие, доброжелательность и гостеприимство. Китайским студентам, как представителям своего этноса, свойственна строгая система норм и моральных ценностей: приоритетная роль семьи, покорность по отношению к родителям, уважение к старшим, рассмотрение нужд других людей как более важных, чем собственные нужды, скромность в представлении своих достижений, конформность.
В быту китайцев плотно переплелись древние традиции старины и современные реалии жизни. Важной ячейкой общества является семья. Мужчина, как глава семьи, должен обеспечить комфортное проживание всем её членам, а также позаботиться о продолжении рода. По традиции каждый китаец должен иметь сына, проследить, чтобы он создал свою семью и родил детей.
Ребёнок в китайской семье (детей называют в Китае «маленькими императорами») — объект заботы и поклонения всех родственников, он предмет всеобщего обожания. Это объясняется политикой ограничения рождаемости, политикой государства: «Один ребёнок в одной семье». Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао выдвинул новый лозунг демографической политики: «Меньше детей имеешь — быстрее богатеешь». Молодые китайцы вырастают зачастую не приспособленными к жизни, избалованными и капризными. По этой причине, как мы считаем, многие студенты не проявляют большого желания учиться, не выполняют домашних заданий, не проявляют усер-
дия в изучении русского языка, что, безусловно, препятствует процессу социальной адаптации.
Семья считается сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходят интересы отдельной личности. Традиция воспитания подчинения и уважения к старшим прививается с детства. Эта традиция является обязательной как дома, в школе, в обществе, так и на работе.
Также характер китайцев отличается такой чертой, как завышенная самооценка. Они считают себя самой развитой нацией, высшей над остальными. Китайцам свойственен некий национальный шовинизм. Расценивая свою страну как Поднебесную, они подчёркнуто дают понять, что все прочие нации являются менее достойными. Отсюда проистекает настороженность в отношении к иностранцам. Несмотря на внешнее радушие и открытость, в Китае принята тактика «себе на уме». Стиль общения при этом остаётся вежливый и учтивый, но крайне уклончивый и закрытый, т.к. китайцы довольно скрытны. Как известно, особенности Китая заключаются в сохранении своей культуры от иностранного влияния.
Интерес к обучению в России, в частности на Дальнем Востоке, у молодёжи Китая сравнительно небольшой, несмотря на такие положительные существенные факторы, как близость российского Дальнего Востока к Китаю, достаточно невысокая стоимость обучения и проживания в России по сравнению со странами Запада. Тем более что при поступлении в российский вуз не требуется сдавать экзамен по русскому языку — достаточно предъявить свидетельство об окончании в КНР средней школы или высшего учебного заведения.
Китайские студенты, как показали опросы, абсолютно не нацелены на интеграцию в российском социуме, гармоничное вхождение в жизнь страны, её культуру, социальную сферу, экономику. Так, в ходе проведения анкетирования на вопрос «Считаете ли Вы, что Ваше решение поехать в Россию оправдалось?» 88 % китайских студентов ответили «Оправдалось частично». 92 % китайских студентов отметили отношение русских студентов к ним как не вполне доброжелательное. После окончания учёбы 95 % китайских студентов намерены жить в Китае и больше в Россию не приезжать. В качестве причин, обусловливающих этот выбор, китайские студенты называют проблемы личной безопасности (78 %), нестабильную экономическую ситуацию в РФ (93 %), низкий уровень жизни (82 %), низкий уровень развития социальной сферы и социальных гарантий (74 %), сомнительные перспективы трудоустройства (95 %), приобретения жилья (98 %).
Такое отношение к стране, в которой они обучаются, отличает их от китайских студентов, проживающих и обучающихся в США. Согласно исследованиям аналитика института Oak Ridge Майкла Финна, в США после окончания университетского курса остаются на проживание около 92 % китайских студентов [4].
П. Боурн проанализировал пребывание китайских студентов в США, особенное внимание уделив проблемам, с которыми они сталкивались. Его исследование показало, что китайских студентов отличает большая работоспособность, повышенная мотивация к обучению. В то же время китайские юноши были неуверенными в себе, застенчивыми, замкнутыми и имели мало друзей. Китайские девушки были более ориентированы на общение, но при этом чувствовали себя виноватыми за близкие контакты с представителями не своей расы [5].
Дисциплина в китайских средних учебных заведениях очень строгая, за проступки и опоздания возможно даже исключение. Учащимся предоставляется возможность всестороннего развития и проявления своих творческих способностей. С другой стороны, коллективное воспитание, конкретные задания к исполнению, постоянный контроль, линейные задачи зачастую формируют у подрастающего поколения отсутствие логического мышления и способность только к чёткому выполнению правил и задач. Такое образование способствует формированию узких специалистов для китайской промышленности.
В Китае считается, что для профессиональной карьеры полезно получить высшее образование за рубежом. Но, приезжая учиться в российские вузы, сталкиваясь с российской действительностью, попав в совершенно иную социокультурную среду, оставшись один на один, без семьи, без чёткого контроля со стороны взрослых, китайские студенты проявляют низкую академическую мотивированность, отсутствие желания изучать русский язык на уровне большем, чем уровень общения с административными органами.
Различия в российской и китайской культурах влияют на процесс успешной социальной адаптации китайских студентов в России. Между китайскими студентами и принимающей стороной постоянно сохраняется довольно плотный культурно-языковой барьер.
В российском обществе сочетаются различные традиции, культурные нормы и ценности, обусловленные полиэтническим составом населения (168 этносов). Особенности российской культуры во многом не совпадают с особенностями китайской культуры. Современное российское общество обладает более индивидуалистическими ценностями. В частности, не распространена столь жёсткая иерархическая структура семьи и рассмотрение индивида как неотделимой части семьи. Уважение к старшим и своему роду не подкреплены социальными нормами или моралью. В целом, если для китайской культуры характерна строгость в соблюдении моральных норм, то в российской культуре не существует строго заданной системы норм и моральных ценностей.
Такие черты, как самоконтроль и самообладание, а также необходимость самостоятельно решать психологические проблемы, не характерны для российской культуры. Наоборот, обращение за психологической помощью к другому человеку считается совершенно нормальным способом коммуникации с окружающими, особенно близкими людьми. В российской культуре, как более индивидуалистической, чем китайская, также не принято восприятие чужих интересов выше своих.
Что касается ориентации на учебные и профессиональные достижения, то здесь также можно заметить гораздо меньшую степень выраженности этого качества, так как направленность на достижения не является отличительной особенностью российской культуры.
Необходимо отметить отсутствие в российской культуре ориентации на создание межличностной гармонии и ухода от конфликта. Если в китайской ментальности уход от конфликта и сохранение гармонии в межличностных отношениях являются обязательными, то в российской культуре принято выражать свои мысли прямо, говорить о том, что думаешь, то есть проявление прямодушия и недостаточной вежливости при взаимодействии с окружающими является нормой.
Таким образом, можно отметить, что особенности менталитета китайских студентов, различие
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
особенностей российской и китайской культур являются важным фактором, препятствующим успешной социальной адаптации китайских студентов в России. Изучение истории китайской культуры, особенностей менталитета будет способствовать успешной интеграции китайских студентов в российский социум.
Библиографический список
1. Васильев, Л. С. Этика и ритуал в трактате «Ли цзи» / Л. С. Васильев // Этика и ритуал в современном Китае : сб. ст. / отв. ред. Л. С. Васильев. — М., 1988. — 316 с.
2. Лю, Ц. Этническое самосознание современной учащейся молодежи Китая / Ц. Лю. — М., 2007. — 84 с.
3. Сюй, X. Особенности китайского национального характера В 2 ч. Ч. 2 / X. Сюй // Молодой учёный. — 2011. — № 3. Т. 2. — 218 с.
4. Иностранные студенты программ PhD остаются в США [Электронный ресурс]. — URL: http://www.topcareer.ru/db/ tc/B7FFD1C8657FE5F0C32576C800481EE7/print.html (дата обращения: 02.11.2011).
5. Bourne P. G. The Chinese student: acculturation and mental illness // Psychiatry, 38, 77 — 269, 1975.
ВАРЛАМОВА Наталья Владимировна, старший преподаватель кафедры социальных наук.
Адрес для переписки: уаг1атоуапа1аП5@таД.т
Статья поступила в редакцию 18.11.2011 г.
© Н. В. Варламова
УДК 334.012.32 в. В. БИРЮКОВ
Е. В. РОМАНЕНКО
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск
ИНСТИТУТЫ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА______________________________________
Рассмотрены концептуальные основы построения институциональнои системы экономики и проблемы формирования институционально-эволюционной парадигмы развития малого предпринимательства. Исследованы особенности малого предпринимательства как системно-целостного образования с точки зрения детерминирующего воздействия структурообразующих факторов. Сделаны выводы о необходимости реконструкции институционально-технологической системы российской экономики с учетом меняющейся роли разных видов предпринимательских структур, усиления чувствительности экономики к инновациям, создания и применения новых знаний.
Ключевые слова: институты, малое предпринимательство, инновация, трансформация экономики.
Работа подготовлена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2011 гг.)» (проект П 2.13/10134).
В настоящее время экономика России, как и других стран, сталкивается с качественно новыми проблемами. При этом обнаруживается, что сложившиеся теоретические подходы уже не позволяют удовлетворительно описывать противоречивые процессы предпринимательской деятельности. Происходящее в настоящее время концептуальное перевооружение экономической науки ориентирует на разработку новой парадигмы предпринимательства, которая связана со сменой конфронтационного духа между конкурирующими подходами. Для получения целостной картины предпринимательской деятельности требуется дополнение ее с учетом как преимуществ, так и ограниченности каждого.
Для разработки реалистичного подхода к анализу хозяйственной жизни общества важным является вклю-
чение в качестве его исходной предпосылки адекватного положения о характере взаимодействий экономических субъектов. «Следует осознать, - писал Р. Коуз, - что когда экономисты исследуют работу экономики, они имеют дело с воздействиями отдельных лиц или организаций на других, работающих в той же системе. Это и есть наш предмет. Если бы не было таких воздействий, не существовало бы подлежащих изучению экономических систем» [1, с. 28].
Доминирующая в настоящее время в экономической науке неоклассическая теория (mainstream economics) интерпретирует процессы взаимодействия предпринимательских структур в рыночных условиях, основываясь на представлениях об эквивалентном обмене. Важнейшими предпосылками такого обмена являются равноправие субъектов, отсутствие ограни-