Научная статья на тему 'Национальные особенности пропагандистской деятельности в КНР'

Национальные особенности пропагандистской деятельности в КНР Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
589
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА / PROPAGANDA / ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / PUBLIC OPINION SHAPING / КИТАЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / CHINESE SOCIETY / МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ / MANIPULATION OF CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна, Макарова Юлия Олеговна

Китайская государственная пропаганда располагает обширным инструментарием воздействия на общественное мнение. Делается попытка проанализировать исторические и этические аспекты эффективной реализации коммунистической партией Китая мер по формированию у населения идеологически «верного» отношения ко многим аспектам жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна, Макарова Юлия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Features of Propaganda Activities in the People's Republic of China

Chinese state propaganda possesses an extensive variety of tools to shape public opinion. The authors attempt to analyze historical and ethical aspects of effective implementation of measures undertaken by the Communist party of China to shape ideologically "correct" public opinion in many spheres of social life.

Текст научной работы на тему «Национальные особенности пропагандистской деятельности в КНР»

ГРАНИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА / IDEOLOGICAL DISCOURSE EDGES

Серия «Политология. Религиоведение»

Онлайн-доступ к журналу: http ://isu.ru/izvestia

2014. Т. 8. С. 41-46

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 32.019.51

Национальные особенности пропагандистской деятельности в КНР

Т. Е. Бейдина, Ю. О. Макарова

Забайкальский государственный университет, г. Чита

Аннотация. Китайская государственная пропаганда располагает обширным инструментарием воздействия на общественное мнение. Делается попытка проанализировать исторические и этические аспекты эффективной реализации коммунистической партией Китая мер по формированию у населения идеологически «верного» отношения ко многим аспектам жизни.

Ключевые слова: пропаганда, формирование общественного мнения, китайское общество, манипуляция сознанием.

Цель нашего исследования - национальные особенности пропаганды КНР, связанные с информационной деятельностью, менталитетом, характеристиками месторасположения государства, его границами.

Для Забайкальского края актуальным является реализация транзитных функций в страны АТР, поскольку он имеет выгодное геополитическое и приграничное расположение (граница с КНР и Монголией) и, соответственно, конкурентные преимущества, к которым относятся:

- значительный ресурсный потенциал региона (уголь, уран, электроэнергия, молибден, медь, вольфрам, золото, древесина, земельные ресурсы и др.);

- исключительно благоприятное транспортно-географическое положение края для реализации транзитных функций, продвижения товаров в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и налаживания с ним взаимовыгодного сотрудничества;

- относительно развитая региональная транспортная инфраструктура;

- наличие рекреационных ресурсов для развития специализированных видов туризма;

- наличие образовательного комплекса, способного обеспечить потребности экономики в высококвалифицированных кадрах [2, с. 84].

Все перечисленное открывает огромные перспективы для тесного и плодотворного сотрудничества между Забайкальским краем и Китаем. Однако его эффективность во многом зависит от учета особенностей китайской культуры, социальной жизни и общественного мнения в китайском обществе,

формирование которого и является задачей пропаганды, которая имеет как внутренний, так и внешний ориентир.

Менталитет китайцев является полной противоположностью европейскому менталитету. Белая стрелка компаса в Китае указывает на Юг. В китайской музыке пять нот, а не семь. Первоэлементов у китайцев пять (огонь, земля, вода, металл и дерево), а у европейцев же - четыре (огонь, земля, вода и воздух) [6, с. 3]. В китайском мировоззрении весь поднебесный мир делится не на четыре стороны света, а на пять - четыре стороны света и центр [1, с. 8]. Цвет траура в Поднебесной белый, а не черный, как во всем мире. Даже порядок слов в китайском языке диаметрально противоположен порядку слов в других языках. Поведение, действия и поступки китайца также почти полностью антагонистичны поведению европейца. Синологи отмечают следующие характерные черты жителей Китая: терпение, организованность, коллективизм, высокая внушаемость, патриотизм, дисциплинированность, завышенная самооценка, настойчивость и сплоченность. Именно на эти черты национального характера опираются китайские политтехнологи при реализации пропагандистской деятельности внутри страны.

В Китае усиленно следят за содержанием информации, особенно рассчитанной для внутреннего пользования. Основой осуществляемой в стране информационной деятельности являются идеологические установки КПК. Вся эта деятельность - и в экономической, и в социальной, и в политической сферах, внутри страны и за ее пределами - ведется сообразно указаниям партии и под ее пристальным вниманием. В ЦК КПК действует особый отдел, который проверяет и контролирует информационный поток и внимательно следит за его содержанием. Из этого отдела регулярно направляются установочные данные и запретительные директивы в вовлеченные в данный процесс организации, включая СМИ (основные из которых возглавляют ставленники партии).

Существуют следующие методы пропагандистской деятельности китайских СМИ: открытая политическая пропаганда, политическая реклама, смещение акцентов, информационная блокада, отвлечение внимания, искажение фактов и т. п. КПК лично определяет формирование политических стереотипов.

Система пропаганды в КНР состоит из двух подсистем - внутренней и внешней пропаганды (см. рис.).

Рис. Система пропаганды в КНР

В единый фронт по формированию стратегии внешней пропаганды КНР входят следующие организации: китайский народный институт иностранных дел, подчиненный МИД; общество культурных связей с заграницей, которое подчиняется международному отделу ЦК КПК; китайская ассоциация международных дружественных контактов, которая подчиняется главному политическому управлению НОАК. Как мы видим, они имеют ведомственную подчиненность, которая используется для мобилизации населения на решение вопросов управления и для трансляции своих достижений в области экономики, культуры, политики.

Сведения о Китае подаются в выгодной руководству КНР интерпретации. Негативные явления и события попросту замалчиваются. Различным неблагоприятным с западной точки зрения тенденциям, имеющим место в Китае, дается своя трактовка.

Официальные китайские СМИ непрерывно сообщают о том, как много власть имущие уделяют внимания реформам в сфере образования и здравоохранения, как результативно искореняют неупорядоченные сборы средств в этих сферах и т. д. Однако при этом в Китае очень большому количеству населения недоступны ни образование, ни лечение. В отличие от западных СМИ, китайские СМИ неизменно делают акцент на том, что в Китае все делается только ради населения, все налоги тратятся на благо народа. Однако при этом чиновничий аппарат растет, расходы на обслуживание автомобилей чиновников растут, правительственные здания становятся все выше и все роскошнее [4]. Однако народ Китая не сильно обеспокоен по этому поводу, ведь это нужно для развития их сверхдержавы, чтобы не ударить в грязь лицом перед Западом.

Возьмем, к примеру, национальные новости «Синьхуа». Все они делятся на два типа: новости для внутреннего пользования и для широкой аудитории. К внутренней информации относятся сообщения об акциях протеста, мятежах, бунтах, забастовках, катастрофах, а также любых других «неблагоприятных» явлениях. Эти новости под специальным грифом без какого-либо редактирования и правки через внутренние каналы незамедлительно направляются прямиком в кабинеты партийных глав, чтобы те были в курсе реальной ситуации.

Дальше отдел пропаганды компартии определяет, какие из этих новостей и в каком виде можно опубликовать для широкой аудитории. Следовательно, большинство информации зачастую доходит до общественности в измененном или даже искаженном виде. Задача новостей «Синьхуа» - это поддерживать в сознании людей авторитет компартии и ее руководящую роль. Даже новости об одном и том же событии, поданном для китайцев и для иностранцев (на других языках), порой сильно отличаются, а некоторые из них сообщаются только для иностранцев [5].

Помимо существующей жесточайшей цензуры в СМИ, в Китае наличествует и сильный контроль за печатным словом в Интернете. В Китае в настоящее время существует, вероятно, самая сложная система интернет-цензуры по сравнению с другими странами. Вместе с Саудовской Аравией,

Северной Кореей и Ираном Китай принадлежит к самым строгим регуляторам Интернета в мире.

Китайцу даже не придет в голову в поисковых системах задать слова «демократия», «независимость», «Площадь Тяньаньмэнь», «Тибет» или «Далай-лама». Что уж говорить об открытой критике правительства! Количество запрещенных слов растет с каждым днем. Добавим ко всему этому уже давно действующий «Отряд пяти Мао», участники которого под видом рядовых граждан пишут благоприятные и удобные для правящей партии с идеологической точки зрения статьи и комментарии в Интернете. Эти статьи и комментарии активно продвигаются, их цель - направить мысли китайцев в нужном для компартии направлении. Все это осуществляется с единственной целью - сформировать «правильное» общественное мнение, чтобы у населения было «верное» отношение к различным вопросам.

Впрочем, все это не помешало китайским властям в лице представителя МИДа в очередной раз заявить, что в КНР защищается свобода слова. Было также заявлено, что все обвинения в ограничении свободы в Интернете, высказанные американскими коллегами, являются «беспочвенными» и «искажающими факты», а также что «Интернет в Китае открытый» и власти «контролируют Сеть на основании законов страны» [7].

Когда в Сети появляются неофициальные сообщения о вспышках народных протестов, пропагандисты должны как можно скорее сообщить «правду» (официальную точку зрения) и очень осмотрительно писать о причинах; подача информации должна быть в едином русле, но с разных сторон.

Кроме цензуры в Китае активно используют метод доносов, чтобы повсеместно контролировать общественное мнение и сразу вычислять людей, не особо довольных существующим в стране строем. К примеру, в учебных заведениях Китая развивается сеть информаторов правительства. Информаторы должны собирать информацию о незаконных действиях, конфликтах среди студентов, а также отправке ими непристойных СМС-сообщений, нарушении общественного порядка и других «негативных» действиях. Таким образом, власти хотят быть в курсе ситуации и настроений среди молодежи. Доносы поощряются в Китае с самого начала прихода к власти коммунистической партии. За информацию, в зависимости от ее пользы, доносчикам выплачиваются различные гонорары. Такая среда имеет значительное влияние на психику и отношения китайцев друг с другом. К сожалению, это пагубное влияние они замечают только при выезде в другую среду за границу [3]. Правительство сделало ставку на характерный для всех китайцев патриотизм, формализм и слепое подчинение властям, и не прогадало.

Формализм в поведении и мотивации деятельности китайцев не случаен. Исторически сложилось, что от населения Китая требовалось до буквы выполнять распоряжения властей, к тому же с точностью, доведенной до абсурда. Никому не предоставлялось никаких возможностей выбора, никакой основы для свободного и самостоятельного размышления, а значит, и для критического подхода и порицания.

Для китайцев также очень характерен дух коллективизма. Китайцы являются ярыми сторонниками коллективизма во всем - начиная с семьи и заканчивая работой. Они пытаются подчинить свои собственные интересы интересам группы, будь то государство, рабочий коллектив или семья. К тому же любой человек в группе и коллективе более восприимчив к внедрению и насаждению в его сознание тех или иных идей, легче поддается идеологической обработке и пропагандистскому воздействию, что государству только на руку.

Изучая народы с целью определения наиболее действенных приемов манипуляции сознанием, необходимо исследовать наиболее яркие черты их национального характера. Безусловно, китайцы, как и представители любого народа, разные, впрочем, все же можно выделить некую обобщающую модель качеств, присущих большинству людей той или иной национальности.

Основополагающие качества китайской нации складывались не одно тысячелетие. На формирование таких черт, как терпение, настойчивость, организованность и сплоченность большей частью влияли внешние факторы: природные условия, характер быта и рабочая деятельность китайцев. Скученность проживания и беспрестанное окружение отдельного индивида большим количеством себе подобных привели к подавлению индивидуалистических черт характера и формированию коллективизма.

Современному Китаю, безусловно, не удалось полностью избежать мощного влияния западного мировоззрения и технологий. В то же время, благодаря самобытности китайского менталитета, западное мировоззрение, сталкиваясь с традиционным китайским, не вытесняет последнее, а образует в массовом сознании симбиотический конгломерат. При этом классическое китайское мировоззрение сохраняется, и китайцы как бы пропускают через себя западное знание, берут из него только то, что соответствует их духу и пониманию [8].

Таким образом, мы видим, что современная пропаганда стала научно координированной деятельностью государства, цель которой - установить контроль над массами. Население Китая, выросшее в условиях жесткого идеологического контроля, в силу своих национальных особенностей и исторического прошлого практически не имеет способности к самостоятельному мышлению. В такой массе любой индивидуум окончательно утрачивает свою способность к рациональному мышлению, действует неосознанно, подчиняясь только своим низменным инстинктам. Идеологический контроль является одним из самых действенных методов пропаганды. Неудивительно, что тоталитарное правительство Китая прилагает так много сил именно в этой области.

Список литературы

1. Ачлей А. Китайская грамота: что у китайцев не так, как у других, и как это знание применять с пользой для дела / А. Ачлей, А. Девятов, Д. Регентов. - М. : Во-лант, 2011. - 336 с.

2. Бейдина Т. Е. Программная государственная политика сотрудничества Забайкальского края и Северо-Востока КНР в период 2009-2013 гг.: преимущества и угрозы реализации / Т. Е. Бейдина, А. В. Новикова // Вестн. ЧитГУ. - 2011. - № 5 (72). -С. 79-85.

3. В учебных заведениях Китая развивается сеть информаторов правительства [Электронный ресурс] : сайт. - URL: http://www.epochtimes.ru/content/view/44484/4/ (дата обращения: 10.02.2012).

4. Иванов И. Отличия китайских официальных СМИ от западных [Электронный ресурс] / И. Иванов. - URL: http://www.epochtimes.ru/content/view/53007/4/ (дата обращения: 10.02.2012).

5. Лотосов О. Агентство «Синьхуа» - крупнейший в мире инструмент пропаганды [Электронный ресурс] / О. Лотосов. - URL: http://www.epochtimes.com.ua/ ru/china/politics/agentstvo-synhua-krupnejshyj-v-myre-ynstrument-propagand-95350.html (дата обращения: 15.03.2013).

6. Мартьянова Л. М. Народные традиции Китая. 57 очерков о культуре Поднебесной / Л. М. Мартьянова. - М. : Центрполиграф, 2013. - 222 c.

7. «Отряд пяти мао» в Китае помогает гражданам формировать «правильную» точку зрения [Электронный ресурс]. - URL: http://www.epochtimes.ru/content/ view/33249/4/ (дата обращения: 10.02.2012).

8. Сердюк Ю. О. Менталитет китайцев [Электронный ресурс] / Ю. О. Сердюк. -URL: http://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200300803 (дата обращения: 10.02.2012).

National Features of Propaganda Activities in the People's Republic of China

T. E. Beidina, Yu. O. Makarova

Zabaikalsky State University, Chita

Abstract. Chinese state propaganda possesses an extensive variety of tools to shape public opinion. The authors attempt to analyze historical and ethical aspects of effective implementation of measures undertaken by the Communist party of China to shape ideologically "correct" public opinion in many spheres of social life.

Keywords: propaganda, public opinion shaping, Chinese society, manipulation of consciousness.

Бейдина Татьяна Евгеньевна

доктор политических наук, профессор, заведующая, кафедра государственного, муниципального управления и политики Забайкальский государственный университет 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30 тел.: 8(3022)417336 e-mail: beydina@inbox.ru

Макарова Юлия Олеговна

аспирант

Забайкальский государственный университет 672039, Чита,

ул. Александро-Заводская, 30 тел.: 8 (3022)417336 e-mail: uljanka777@inbox.ru

Beidina Tatyana Evguenyevna

Doctor of Sciences (Politology), Professor, Head, Department of State and Municipal Administration and Politics Zabaikalsky State University 30, Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039

tel.: 8(3022)417336 e-mail: beydina@inbox.ru

Makarova Yulia Olegovna

Postgraduate

Zabaikalsky State University

30, Aleksandro-Zavodskaya st., Chita,

672039

tel.: 8(3022)417336 e-mail: uljanka777@inbox. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.